Методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.37kb.
Человек как предмет воспитания 5 1500.5kb.
Выпускная работа Индивидуальный проект 2 387.2kb.
Шпаргалка по психологии и педагогике учебное пособие «велби» москва... 7 1752.85kb.
Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению... 19 1238.03kb.
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением... 8 1649.05kb.
Учебно-методическое пособие Для студентов очной и заочной форм обучения... 9 1207.8kb.
Литература для учителя : А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. 1 137.61kb.
Студентам методческое пособие для подготовки к экзамену по дисциплине... 2 524.66kb.
Учебная программа по философии Учебно-тематический план курса по... 2 750.37kb.
И. Н. Пашковская Н. И. Королева Психология и педагогика 5 383.59kb.
Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми... 1 32.51kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» - страница №1/16




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Психология и педагогика»

Москва, 2011 г.

Содержание




Содержание 2

Лекция 1. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История развития психологического знания и основные направления в психологии. 4

Научно-исследовательские методы психологии и педагогики 6

Лекция 2. Мозг и психика. Структура психики. 9

9

Основные функции психики. Психика и организм 9



Сознание и подсознание. Структура сознания 11

Психика, поведение и деятельность 15

Лекция 3. Психология индивидуальных различий. 18

Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента 18

Характеристика типов темперамента 21

Понятие о характере. Физиологические основы характера 23

Структура характера. Черты характера 25

Понятие "способности". Структура и виды способностей 28

Лекция 4. Чувственные формы освоения действительности. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Познавательные психические процессы. Мышление и интеллект. 33

Познавательные процессы. Структура приема информации 33

Ощущения: классификация, общие свойства 34

Восприятие, его виды и свойства 35

Общее представление о внимании. Теории внимания 37

Общая характеристика памяти. Теории памяти 41

Виды и особенности памяти 43

Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания 45

Понятие "воображение", его виды и формы проявления 48

Сущность мышления как познавательного процесса 50

Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Творчество 53

Речь как инструмент мышления и средство общения. Общение и речь 55

Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния 58

Общее понятие о воле 62

Лекция 5. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Социально-ролевое общение. 64

Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "субъект", "индивидуальность" с понятием "личность" 64

Структура личности. Социализация личности 66

Структура межличностных отношений в учебной ситуации 69

Виды ситуационных отношений 70

Эмоционально-нравственное развитие личности 73

Лекция 6. Педагогика: объект, предмет и задачи. 74

Педагогика как наука и практика 74

Лекция 7. Образование как человеческая ценность. Российская система образования. Управление образовательными системами. 79

Дидактика: понятие, основные функции 79

Принципы обучения 80

Труд педагога: различные точки зрения 81

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога 83

Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов 87

Главным же, бесспорно, остается личное желание педагогов соответствовать требованиям времени, способствуя тем соци­альным переменам, которые на рубеже третьего тысячелетия да­дут России достойную смену образованных людей. 87

Лекция 8. Педагогический процесс. Функции обучения. Формы обучения. Технология непрерывного образования. Воспитание в педагогическом процессе. Семейное воспитание и семейная педагогика. 88

Функции и формы обучения. Методы обучения 88

Общее представление о воспитании 90

Цели образования и воспитания. Педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача 91

Воспитание в педагогическом процессе. Средства и методы воспитания 93

Характерные черты семейного воспитания 94

Семейная педагогика об условиях и основных типах 95

семейного воспитания 95




Лекция 1. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Термин "психология" впервые появился в научном обиходе в XVIII в. (в книгах немецкого философа Х. Вольфа "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология"). Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологи­ческие явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу исследований психологов включались неосознаваемые пси­хические процессы, а также поведение и деятельность.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследо­вания. Основанная В. Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспери­ментальная психологическая лаборатория (а позже Институт экс­периментальной психологии) положила начало новой экспери­ментальной ветви психологии.

Предмет психологической науки. Что же в настоящее время вклю­чается в систему знаний, которые составляют предмет психоло­гии и исследуются ею? Это, конечно же, психика человека: ощу­щения и восприятие, внимание и память, воображение и мышле­ние, общение и поведение, сознание и речь, способности, свой­ства и качества личности и многое другое, что будет рассмотрено нами позже.

Таким образом, одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ яв­ляется рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составля­ют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика явля­ется субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процес­сов), сложным и многообразным отражением объективного мира.

Итак, душа, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим вне­шним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными причинны­ми факторами (детерминантой) поведения. На человека влияет социальная среда (процессы, происходящие в ней на макро- и микроуровне), поэтому его сознание имеет свою системную и смысловую организацию. Различные проявления психики образуют бессознательную сферу. Эта сфера также является предметом психологии, помогающим выявить характер соответствия действительных мотивов, установок и ориентации личности (рисунок 1).

1. Психические процессы (чувства, познавательные процессы, воля).

2. Психические состояния (эмоциональный подъем, удовлетворенность, усталость).

3. Психические свойства (темперамент, характер, способности).

4. Психические образования (знания, умения, навыки, привычки).



Рисунок 1. Психические явления человека
Психика проявляется у человека в следующих блоках психи­ческих явлений.

Первый блок — психические процессы — это элементарные пси­хические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластич­ный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, по­нятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психи­ческие процессы всегда включены в более сложные виды психи­ческой деятельности.

Второй блок представляет собой психические состояния, кото­рые более продолжительны по сравнению с психическими про­цессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленнос­ти, работоспособности или усталости, раздражительности, рас­сеянности, хорошего или плохого настроения.

Третий блок — это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, харак­тер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психичес­ких явлений человека — психические образования, т.е. то, что ста­новится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это — приобретенные знания, умения, навыки, при­вычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведе­ние человека выделяются только для целей изучения, в действи­тельности же все они выступают как единое целое и взаимно пе­реходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чер­той характера. Состояния бодрости и активности обостряют вни­мание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рас­сеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преж­девременную усталость.

Изучая психику и поведение человека, ученые ищут их объяс­нение, с одной стороны, в биологической организации, в уст­ройстве и функционировании организма, а с другой — во внеш­ней социальной среде. Предметом исследований психологов в пер­вом случае становится развитие психики в зависимости от природных законов работы человеческого организма; во втором слу­чае исследуется зависимость психики и поведения человека от его места в обществе, той социальной роли, которую он выполняет, вида его деятельности, разнообразных отношений с окружающи­ми его людьми. Таким образом, кроме индивидуального поведе­ния, психологи изучают межличностные отношения людей.

Категории психологии отражают психическую реальность в ее самобытных характеристиках и являются основанием, своеобраз­ным стержнем всей современной психологии. Последняя ныне выступает в виде огромного древа с многочисленными ответвлениями: социальной, возрастной, дифференциальной психологи­ей, зоопсихологией, исторической, инженерной, медицинской, юридической, политической, педагогической, авиационной и космической, психологией, психологией труда, спорта, науки и многого другого.

Следовательно, предметом психологии, под которым понима­ется система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологичес­ких наук и их отраслей, хотя в каждом из них он уточняется.


следующая страница >>