Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов экономического факультета по специальности 08050 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов... 6 978.26kb.
Дисциплины "Управление инновационными процессами " 1 120.13kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению... 2 781.62kb.
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу... 1 154.88kb.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Менеджмент» для специальности... 1 20.73kb.
Занятие №10 Фирма Методические указания к проведению практических... 1 332.67kb.
Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы для... 1 185.07kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине... 1 134kb.
Темы дипломных проектов для студентов социально-экономического факультета... 1 48.36kb.
Московский государственный 1 296.88kb.
Московский государственный 1 219.46kb.
Основа организации национального развити 1 148.9kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами» для студентов - страница №1/1


Министерство образования и науки Российской Федерации


Санкт-Петербургский государственный университет


технологии и дизайна

Кафедра менеджмента



Методические указания по курсу « Управление инновационными процессами»
для студентов экономического факультета
по специальности 080502 (экономика и управление на предприятии)

заочной формы обучения



Составитель


Смирнова Г.А.

Санкт-Петербург

2004

Методические указания дают основные направления работы студентов специальности 080502 заочной формы обучения по курсу «Управление инновационными процессами».



      Цель преподавания данной дисциплины: формирование комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью предприятия или подразделения.
      Для достижения указанной цели должны быть изучены основные понятия в области управления инновационным процессом; создано представление о нововведениях как о системном и непрерывном процессе, без которого невозможно прибыльное и устойчивое функционирование предприятия в условиях рыночной экономики, о тенденциях, перспективах и прогнозах научно-технического развития, лежащего в основе всех инноваций; дана классификация методов управления в конкретных ситуациях; рассмотрена последовательность этапов разработки, освоения в производстве и продвижения на рынок новых продуктов и услуг.
Содержание методических указаний

1. Перечень примерных тем контрольных работ и рефератов

2. Содержание практических занятий.

3. Сокращенное содержание курса

3.1. Современное состояние инновационной сферы

3.2. Ключевые понятия

3.3. Содержание, направления и принципы инновационной деятельности

3.4. Схема инновационного процесса и его составляющие

3.5. Разработка инновационной политики предприятия

3.6. Процесс распространения нововведения

4. Тесты

5. Ответы на тесты

6. Список рекомендуемой литературы

1. Перечень примерных тем контрольных работ и рефератов, которые выполняются студентами в течение семестра с завершением работы за месяц до окончания семестра. Выбор темы – по двум последним цифрам зачетной книжки.
1. Структура инновационного процесса.

2. Менеджмент в инновационной организации.

3. Варианты организации инновационного бизнеса.
4. Венчурные фирмы.
5. Эксплерентные фирмы.
6. Патиентные фирмы.
7. Виолентные фирмы.
8. Инновационные подразделения крупных компаний.

9. Варианты инновационного бизнеса по содержанию.


10. Бизнес в Internet (дизайн сайтов, торговля, банкинг, информационное обслуживание и т.п.).
11. Разработка программного продукта.
12. Генно-инженерные разработки.
13. Конверсионные технологии.

14. Организационные структуры инновационного предприятия.

15. Планирование инноваций.

16. Инновационная политика организаций.

17. Инфраструктура, обеспечивающая инновационную деятельность.

18. Обоснование инвестиций в инновационные программы.

19. Выбор инновационной стратегии предприятия.

20..Финансирование инвестиционных программ.

21. Показатели инновационной деятельности.

22. Разработка и продвижение инвестиционного проекта, основанного на нововведении.

23. Специфика бизнес-плана в инновационном бизнесе.

24. Маркетинг инновационного продукта.

25. Инновационные инвестиции.

26. Управление реализацией инновационных проектов.

27. Диффузия инноваций.

28. SWOT-анализ стратегического плана инноваций.

29. Концепция бенчмаркинга (benchmarking).

30.Технопарки и бизнес-инкубаторы и их роль в развитии инновационного бизнеса.

31. Жизненный цикл продукта и цикличность инновационного процесса.

32. Циклы хозяйственной конъюнктуры по Н. Д. Кондратьеву.

33. Конкуренция и рыночный отбор нововведений.

34. Теория нововведений Дж.Шумпетера

36. Взаимодействие сил монополии и конкуренции в инновационном процессе.

37. Новые рынки сбыта как фактор нововведения.

38. Международная кооперация в инновационном бизнесе.

39. Глобализация с точки зрения инновационного процесса: за и против.

40. Инновационные возможности российских предприятий

41. Продажа патентов, лицензий и "ноу-хау" - как высоко-прибыльный бизнес.

42.Технологический трансферт.

43. Инжиниринг как разновидность инновационного процесса.

44. Реинжиниринг бизнеса.

45. Интеллектуальная собственность и ее защита в инновационном процессе.

46. Высокие технологии как основа инноваций.

47. Японский опыт инновационной политики.

48. Человеческий фактор в инновационном процессе.

49. Правовое регулирование инновационной деятельности.

50. Оценка эффективности инноваций.

2. Содержание практических занятий

К каждому практическому занятию студентам заранее объявляется домашнее задание для подготовки к занятию в аудитории.


Занятие 1. Изучение основных понятий в управлении инновационными процессами.

Занятие 2. Изучение основных признаков и жизненного цикла инноваций.

Описание жизненного цикла изделия на примере любого конкретного продукта. Какие проблемы сопутствуют каждому этапу? Какое минимальное количество продуктов должно быть одновременно в разработке и производстве инновационного предприятия. Примеры основных признаков инноваций и типичных изменений, относящиеся к инновациям (по Дж. Шумпетеру). Что является движущей силой инновационного процесса?Примеры различных форм инновационного процесса.

Классификация нововведений по различным общепринятым критериям. Примеры инноваций для каждой классификационной позиции.


Занятие 3. Структура инновационного процесса.

Описание примера конкретного нововведения фазы инновационного процесса. Что такое диффузия нововведений? Чем отличаются новаторы от имитаторов? Классификация имитаторов, проиллюстрированная конкретными примерами. Профессиональные требования к инновационным менеджерам. Как рассчитывается эффективность инноваций? Приведите основные показатели эффективности. Из чего складывается процесс исследования и разработки нового продукта (R & D)? Краткое содержание этапов НИР и ОКР. Какие части процессов исследования, разработки, промышленного внедрения и продвижения на рынок нового продукта можно автоматизировать? Достоинства и проблемы автоматизации (компьютеризации). Принципы менеджмента в исследованиях и разработках.

Занятие 4. Инновационные стратегии.

Какие факты подлежат учету при выборе и реализации инновационной стратегии? Что такое внутренняя и внешняя стратегия? Документы, регламентирующие деятельность фирмы, занятой разработкой нового продукта. Составьте проект одного из них по выбору. Описание технологического трансфера на основании лицензионного соглашения. Чем различаются процедуры передачи интеллектуальной собственности, защищенной патентом и не имеющей такой защиты? Примеры изобретений, товарных знаков, торговых марок, "ноу-хау". Что объединяет эти понятия? Как защитить "ноу-хау" от несанкционированного использования?


Занятие 5 Проведение анализа хозяйственного портфеля любой инновационной фирмы. Какова роль менеджмента инновационной фирмы в этом процессе? Как институализировать новое управленческое решение? Последовательность действий на конкретном примере. Процесс снятия продукта с производства. Что является основным для этой процедуры? Когда в связи со снятием старого продукта должен появиться на рынке новый продукт? В чем состоит предпродажное и послепродажное обслуживание нового продукта?

Занятие 6. Конкретные цели инновационной стратегии компании

Описание 10 конкретных целей инновационной стратегии фирмы, разрабатывающей: новый высокотехнологичный продукт, новую наукоемкую технологию, новую услугу, (по выбору). Инновация должна быть названа придумана или заимствована из СМИ , ее основные признаки и потребительские преимущества должны быть перечислены. Описание методов достижения инновационных целей.

Занятие 7. Структура управления инновационными процессами.

Определить круг обязанностей и функций. Составить организационную структуру подразделений, описать их функции. Мотивационные воздействия на сотрудников, занимающихся исследованиями и разработкой новых продуктов. Инновационные риски с указанием способов их минимизации.
3. Сокращенное содержание курса

3.1. Современное состояние инновационной сферы

История показала, что в течении последних нескольких столетий наиболее динамично развивались страны Европы, США и Канада, а в 90 – е года ХХ столетия – азиатские страны. Успехи экономического развития Европы основаны на внедрении инноваций и начались с промышленной революции XVIII в. и внедрения новых машин и технологий.

Эти страны существенно оторвалась в своем развитии от остального мира. В этой группе тоже есть лидеры, которые определяют развитие мировой экономики: 7 стран к 1993 году обладали 80,4 % мировой компьютерной техники, обеспечивали 90,5 % объемов высокотехнологичного производства и концентрировали 87 % из 3,9 млн. патентов, зарегистрированных в мире.На протяжении последних десятилетий инновационный характер экономики западных стран обеспечил высокую эффективность многих отраслей.

В последние годы ряд отраслей мировой экономики развиваются ускоренными темпами. Затраты на покупку компьютерного и телекоммуникационного оборудования выросли с 49 млрд дол. в 1982 году до 112 млрд дол. в 1991 году, что одновременно сопровождается ускоренным обновлением. Японские фирмы расходуют на исследования и разработки больше средств, чем на покупку всех видов средств производства.

В новых условиях снижение стоимости материальных активов в общей рыночной стоимости компаний просматривается как тенденция. В США в 1996 г. насчитывалось 600 тыс. программистов. Сейчас их, возможно, уже 1 млн чел. Для сравнения, в 1996 году в автомобилестроении США было занято 700 тыс. чел. в авиастроении - 600 тыс. Темп прироста тиражируемых программ составляет 14 %, что в 3 раза выше среднего роста экономики США. Экономика становится более интеллектуальной и менее материальной. Сегодня крупные компании индустриального типа уже не являются основой экономики ведущих стран. В начале 70-х годов около 20 % ВНП США обеспечивали 500 компаний. В конце 90-х годов они производили всего несколько процентов, а их экспорт составлял 7 %. В тоже время 50 % экспорта обеспечивали компании с численностью персонала менее 20 чел. Среди 500 крупнейших компаний мира находятся компании, обладающие высоким потенциалом во всех сферах деятельности, в том числе создающие и использующие инновации быстрее других компаний.

3.2. Ключевые понятия



Научно - технический прогресс (НТП) – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д. Это определенная новизна, близко к понятию “изобретение”; конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо продукции, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность производства (может быть представлено в виде научной, технической или иной документации, т. е. в виде информации, описывающей технологические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального характера, если она способна эффективно повлиять на результаты материального производства).

Инновация – это конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход; это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности; это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам; это превращение потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях; это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

Новшество, задействованное в динамике и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.



Нововведения представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления. Это не только технический, но и экономический, и социальный термин. Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только после применения на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают сокращаться. процесс внедрения, распространения и использования новшеств в целях непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня. Это такие целенаправленные изменения, которые вносят в среду внедрения (организацию, население, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения выступают как форма управляемого развития). Это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект; это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое за счет введения отдельных новшеств.

Для изучения инновационных процессов и инноваций используются следующие научные подходы: системный, комплексный, маркетинговый , функциональный , воспроизводственный, нормативный подход, интеграционный, динамический подход, процессный, оптимизационный, директивный подход, поведенческий подход, ситуационный и др., а также

методы анализа, прогнозирования и обоснования управленческих решений, методические и законодательные акты.

Инновация выполняет следующие функции:



  • воспроизводственную, которая означает, что инновация представляет

собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

  • инвестиционную, так как прибыль, полученная за счет реализации

инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли;

  • стимулирующую, так как получение предпринимателем прибыли за

счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.).

Классификация инноваций

Основные критерии классификации инноваций:



  • комплексность набора учитываемых классификационных признаков

для анализа и кодирования;

  • возможность количественного (качественного) определения критерия;

  • научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака-

классификации.
Инновации классифицируют по ряду признаков:

1) по типу новшества: материально-технические (техника, технология, материалы); социальные; экономические; организационно-управленческие; правовые; педагогические;

2) по инновационному потенциалу: радикальные (базовые); комбинаторные (использование различных сочетаний), модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

3) по принципу отношения к своему предшественнику (по преемственности); замещающие (вместо устаревшего); отменяющие (исключают выполнение операций); возвратные (к предшественнику); открывающие (новые, аналогов нет); ретровведения;

4) по объему применения: точечные; системные

5) по распространенности: единичные и диффузные;


6) по месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие

(связывающие) и продуктовые;

7) по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;

8) по эффективности (целям): эффективность производства; эффективность управления; улучшение условий труда и т. д.;

9) по социальным последствиям: вызывающие социальные издержки; новые виды монотонного труда; вредные условия и т. п.;

10) по особенностям механизма своего осуществления: единичные (на один объект); диффузные (на многие объекты); завершенные и незавершенные; успешные и неуспешные;

11) по особенностям инновационного процесса:

внутриорганизационные; межорганизационные;

12) по источнику инициативы: прямой социальный заказ; в результате изобретения.

13)по оригинальности характера изменений: оригинальные (творческие); неоригинальные (подражающие);

14) по степени сложности: несвязанные (мелкие усовершенствования); связанные (коллективный результат);

15) по отраслям хозяйства;

16) по степени новизны: новинки в мировом масштабе; новинки в стране или отрасли; новинки на предприятии;

17) по радиусу действия: внедренные вне предприятия; внедренные на предприятии;

18) по социально-психологическим условиям внедрения: рефлекторно осознаваемые; внедренные без длительного обдумывания; запланированные; внеплановые;

18) по сфере применения: технические, технологические, организационные, экономические, внепроизводственные

19) в зависимости от технологических параметров: продуктовые; процессные;

20) по месту на предприятии: инновации на входе; инновации на выходе; инновации системной структуры;

21) от глубины вносимых изменений: радикальные (базовые); улучшающие; модифицированные;

22) по этапу НТП: научные; технические; технологические; конструкторские; производственные; информационные;

23)по степени интенсивности: "бум"; равномерные; слабые; массовые;

24) по темпам осуществления: быстрые; замедленные; нарастающие; равномерные; скачкообразные;

25) по масштабу инноваций: трансконтинентальные; транснациональные; региональные; крупные, средние, мелкие;

26) по результативности: высокая; низкая; стабильная;

27) по эффективности: экономическая; социальная; экологическая; интегральная

3.3.Содержание, направления и принципы инновационной деятельности. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная с появления идеи и заканчивая диффузией продукта.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновационная деятельность охватывает создание и внедрение:


  • новой продукции;

  • новых технологических процессов и форм организации производства;

  • нового рынка;

  • новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур;

  • новых предпочтений человека в духовной сфере.

НТП определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска новой продукции, отвечающей потребностям рынка.

В случае недостаточного внимания к инновационной деятельности предприятие может лишиться своих рынков и понести финансовые потери. Инновационный менеджмент определяет процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.



Инновационный процесс - совокупность научно-технологических и организационных преобразований, обеспечивающих создание, внедрение и использование инноваций в интересах повышения эффективности деятельности предприятия и всей экономики. Современный организационно-экономический механизм инновационного процесса включает организацию фундаментальных исследований; прикладных исследований и разработок (НИОКР); внедрение и освоение новшеств, их опытную проверку; распространение новшеств. Инновационный процесс отличается от стабильного процесса (таблица 1).

Сущность управления инновационными процессами заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.

Главная цель управления инновационными процессами - разработка и производство новых видов продукции, организация взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов и скорейший вывод на рынок новых товаров, услуг, новых технологий. Сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе.

Таблица 1 . Основные отличия инновационного и стабильного процессов



Показатели процесса

Инновационный

процесс


Стабильный процесс

Главная конечная цель

Обеспечение новой общественной потребности

Обеспечение сложившейся общественной потребности

Риск при реализации поставленной цели

Высокий

Низкий

Тип процесса

Дискретный

Непрерывный

Управляемость процесса как единого целого

Низкая

Высокая

Возможности развития системы

Переход на новый, более прогрессивный уровень развития

Сохранение сложившегося уровня развития

Взаимодействие со сложившейся системой интересов участников процесса

Вступает в противоречие

Основывается на них

Характерные формы организации процесса

Гибкие, имеющие слабую структуризацию системы

Жесткие, основанные на нормативном регламенте

Планирование инновационной деятельности носит программно-целевой характер. Каждый проект или программа должны быть экономически проработаны на основе бизнес- плана или технико-экономического обоснования

Особенности инноваций и инновационных процессов на предприятиях текстильной и легкой промышленности

Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы. Для предприятий текстильной и легкой промышленности характерны следующие виды инноваций;



  • технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;

  • производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;

  • экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности;

  • торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности;

  • социальные инновации, связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива;

  • инновации в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений. Большая часть этих предприятий не имеет собственных исследовательских лабораторий или отделов, за исключением необходимых для текущей производственной деятельности.

Принципы инновационной деятельности отличают её от традиционной производственной деятельности:

  • малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации

  • компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;

  • необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;

  • использование критериев оценки инновационной деятельности, отличающихся от традиционных критериев. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;

  • систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;

  • отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;

  • правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов, а также

  • анализ источников инновационных возможностей на регулярной, систематической основе;

  • концептуальность и восприимчивость к новым ценностным установкам; простота и направленность, чтобы быть эффективными; подчинение выполнению только одной задачи; эффективность; целевой характер; конкретность, быстрота использования, ритмичность осуществления.

Элементы инновационной деятельности:

Научные исследования и разработки (ИР)— творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе в целях увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. ИР выступают как важнейший вид научно-технической деятельности (НТД) и основной объект наблюдения в статистике науки. ИР охватывают три вида работ (деятельности): фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. ИР классифицируются в статистике по видам работ, отраслям и секторам науки, социально-экономическим целям.

Фундаментальные исследования — экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т. п.

Прикладные исследования — оригинальные работы, направленные на получение новых знаний в целях решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.

Разработки — систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и/или практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К теоретическим относят исследования, задачей которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относят фундаментальные исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Критерием отличия ИР от иных видов деятельности является наличие в них значительного элемента новизны. В соответствии с этим конкретный проект относится или не относится к ИР: в зависимости от цели проекта, его содержания, использования научных методов, получения новых выводов или результатов. Основные понятия и определения, относящиеся к инновационной деятельности представлены в книге: Руководство Фраскати, 1993. (М., 1995).

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники». Как подсчитано, что после 2000 г. до 70 % всей продукции в мире будет производиться за счет наукоемких отраслей. По прогнозу на 2015 г. внешний рынок наукоемкой продукции должен достичь 6 трлн дол. в год, из которых до 2 трлн могут составлять информационные услуги.

Для обеспечения динамичного и устойчивого развития экономики в настоящее время главная роль отведена инновациям, инновационной деятельности, которые дают возможность непрерывного обновления технической и технологической базы производства, освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, эффективного проникновения на мировые рынки товаров и услуг. Основное стратегическое направление развития экономики означает необходимость создания инновационной экономики.



Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным. Для инновационной экономики базовыми системами являются информационные технологии, компьютеризированные системы и

высокие производственные технологии.


Основные признаки инновационной экономики – это

  • возможность любого человека или предприятий в любой точке страны

и в любое время получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т. п.), инновационной деятельности, инновационных процессах;

  • доступность современных информационных технологий и

компьютеризированных систем;

  • наличие развитой инфраструктуры научно-технического прогресса и

инновационного развития, производство всей необходимой многоплановой информации для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества;

  • процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и

отраслей производства и управления;

  • доброжелательное восприятие новшеств и готовность к созданию и

внедрению в широкую практику любых инноваций различного функционального назначения;

  • наличие системы опережающей подготовки и переподготовки кадров-

профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности;

  • инновационная активность.

Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

Стратегическая цель развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в России - это комплексное развитие отечественных производств и территорий до мирового уровня. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Появление инновации определяется


  • потребностями рынка, так как имеющийся спрос на определенный

продукт дает эволюционные инновации, изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах), изменения, приводящие к снижению издержек на производство или улучшению товарного вида продукции.

  • изобретательством, т. е. интеллектуальной деятельностью человека

по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта, что создает новый рынок. Изобретательство формирует радикальный, революционный путь развития. Обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание эволюционного и революционного путей развития.

Источники инноваций:

  • неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех,

неожиданная неудача;

  • несоответствие между реальностью, такой, каковой она является,

и её отражением во мнениях и оценках людей;

  • изменение потребностей производственного процесса;

  • изменения в структуре отрасли или рынка;

  • демографические изменения;

  • изменения в восприятии и ценностных установках;

  • новые знания, научные и ненаучные.

Критерии инноваций

Выделяют основные критерии инноваций:



  • научно-техническая новизна;

  • практическое воплощение (промышленная применимость), т. е.

использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;

  • коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество

реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность;

  • замена старого объекта новым;

  • основой инноваций и научно-технического прогресса являются

изобретения и открытия.

Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, согласно которым были приняты два типа технологических инноваций: продуктовая и процессная.



Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида: базисная продуктовая инновация и улучшающая продуктовая инновация.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать при имеющейся технологии, оборудовании, энергетических ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и управления.

3.4. Схема инновационного процесса и его составляющие

Управление инновационными процессами представляет собой совокупность принципов, методов и инструментов, реализующих в научной и практической деятельности инновации. Это самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии. Схема инновационного процесса и его составляющие показаны на рис. 1.

Рис. 1. Схема инновационного процесса


Технология управления и организации инновационных процессов

Инновационный процесс, оформленный в виде проекта, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Разработке инновационного проекта предшествуют:



  • сбор и систематизация информации о технических новинках и

тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;

  • анализ возможностей предприятия по разработке и освоению

потенциальных продуктов, оценка риска;

  • отбор изученных идей.

Первым этапом создания инновационного проекта являются научно-исследовательские работы (НИР). Предпосылкой эффективности НИР служат правильно выбранные направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи. Фундаментальные исследования финансирует, в основном, государство, а прикладные разработки финансируют, как правило, частные фирмы.

Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:

интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т. е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.



В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом:

  • советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической

политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;

  • отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые

координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;

  • проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и

разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;

  • отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;

  • центры развития, задачей которых является завоевание позиций на

рынке путем расширения объема продаж, которые являются хозяйственно самостоятельными;

  • венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних

компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;

  • специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для

стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;

  • аналитические группы, включающие в свой состав управляющих,

исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

3.5. Разработка инновационной политики предприятия

Инновационная политика - это программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Основная цель разработки инновационной политики - объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата, обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе. Необходимыми условиями осуществления инновационной политики и эффективного управления инновационной деятельностью являются:

создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации, а неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам;

определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;

нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка;

реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры.

В инновационной политике даются:

описания вида нововведения: продуктовые, технологические, технические. маркетинговые. организационные, экономические;

характеристика инновационной деятельности: оценка текущего состояния, определение перспектив, оценка ресурсов.

При планировании инновационной политики следует учитывать следующие факторы:



  • сложность нового продукта, обусловленную технологией, которая

значительно влияет на технико-экономические показатели производства;

  • необходимость учета финансовых потерь (прибыли и т. п.) в

переходный производственный период и проведение поиска дополнительных источников финансирования;

  • умение определять ожидаемые количественные потери при

организации производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных мощностей при отработке технологических процессов и неполного использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. в целях принятия мер для более эффективного их использования;

  • изменение конструкторско-технологической документации в процессе

перехода на производство нового ассортимента продукции, что в определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки производства;

  • динамичное изменение удельного потребления материальных и

трудовых ресурсов и, как следствие, себестоимости в период развертывания выпуска новых видов продукции по мере освоения технологии, что значительно осложняет планирование производства;

  • необходимость учета в период обновления времени адаптации

производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.

Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды.

При планировании инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы:

целеполагания, когда определяют не только главную цель, но и набор подцелей, а принимаемые решения оценивают с точки зрения их оптимального сочетания;

системности, при котором инновационный процесс рассматривают как сложную динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с помощью динамических экономико-математических моделей;

неопределенности, учитывающий систематические и случайные факторы, которые воздействуют на процесс, причем игнорирование случайных факторов снижает достоверность анализа;

адаптивности, предполагающий возможность предприятия воспринять то или иное нововведение;

прочности, предполагающий учет не только повышенных норм потребления различных ресурсов в процессе инновационной деятельности, но и создание страхового запаса участвующих в процессе ресурсов на случай возникновения непредвиденной ситуации.

В процессе планирования и организации инновационной деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации.

Эффективное планирование инновационной политики возможно при соблюдении следующих условий:


  • товар должен быть дифференцирован, т. е. быть уникальным в своем

роде, приносящим потребителю дополнительные преимущества;

  • сильная маркетинговая ориентация - направленность нововведений на

рынок и клиентов;

  • глобальная концентрация товара - замысел и разработка нового товара

с самого начала должны предполагать ориентацию выхода на мировой рынок;

  • интенсивный первичный анализ - еще до начала разработки должно

быть проведено тщательное и углубленное технико-экономическое обоснование и соответственно под это выделены финансовые и кадровые ресурсы;

  • точная формулировка концепции - перечень конкретных задач, выбор

целевого рынка;

  • структурированный план освоения - переход от стратегического

маркетинга к плану операционного маркетинга (цены, план сбыта);

  • межфункциональная координация - совмещение действий всех служб

промышленного предприятия на достижение поставленной цели;

  • поддержка руководства - вместо прямого вмешательства нужна

специальная структура поддержки инновационной политики, ресурсы и правильное видение процесса;

  • использование синергии (эффекта коммуникации), выражающейся в

получении дополнительного эффекта процесса в целом по сравнению с суммой эффектов его отдельных элементов;

  • привлекательность рынков - этот фактор способствует успеху, но не

может компенсировать слабые стороны процесса;

  • предварительный отбор - успех и провал можно предвидеть, ибо

процедуры предварительной оценки позволяют избежать последствий некорректных решений;

  • контроль хода разработки;

  • доступ к ресурсам - для успеха проекта необходимо располагать

кадровыми и финансовыми ресурсами, которые нужно рассматривать как инвестиции, а не издержки;

  • роль фактора времени - источник конкурентного преимущества –

быстрый приход на рынок, но не в ущерб качеству;

  • многоступенчатость процедуры - разработка должна вестись по

календарному графику.

3.6. Процесс распространения нововведения

Диффузия инновации - процесс распространения нововведения во времени в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число, как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Скорость диффузии нововведений зависит от ряда факторов: формы принятия решения, способа передачи информации,

восприимчивости к нововведениям субъектов социально-экономической системы, свойств самого нововведения.

Процесс создания и распространения (диффузии) новшеств цикличен и имеет ряд этапов: создание новшеств; серийное тиражирование, массовое тиражирование, дифференциация продукции; имитация (подражательство);

обслуживание новшеств.



Передача технологии (трансфер)

Трансфер технологий - это передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции. Формы трансфера технологий: передача патентов на изобретения; патентное лицензирование; торговля беспатентными изобретениями; передача технической документации, ноу-хау, технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин; информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т. п.; инжиниринг; научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами; проведение различными фирмами совместных исследовании и разработок; организация совместного производства и совместных предприятий, кооперация, техническая помощь, франшизинг, лизинг (финансовая аренда).

Продажа технологии - один из основных инструментов проникновения и закрепления на рынке. Она, как правило, связана и с товарной экспансией, и с сопутствующими сделками на поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, приносящих продавцу дополнительный доход. Экспорт технологии прямо пропорционален числу зарубежных патентов, заключение соглашения на передачу технологии часто является результатом предшествующего патентования инновации за рубежом.

Финансирование коммерческого трансфера технологий идет на основе использования собственных или заемных ресурсов в форме кредитов; роялти и другие формы. Местом для поиска и нахождения источников финансирования могут служить национальные и международные биржи технологий. Есть постоянно действующие технологические биржи, использующие международные банки данных по технологиям, а также биржи отраслевой направленности или посвященные пионерным направлениям развития науки и техники.

Инжиниринг - совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для осуществления инновационного проекта: консультационных; технологических; строительных.

Основные методы инжиниринга: обычный (консультирование при подготовке планов и технических условий проекта, получении предложений от подрядчиков и поставщиков и при осуществлении проекта, когда консультанту предоставляется право выступать в качестве полномочного представителя заказчика); внутрифирменный (использование собственного персонала заказчика. Он осуществляет руководство проектом, общее проектирование и иногда даже строительство. Роль консультантов ограничивается содействием по конкретным аспектам проекта, по которым персонал заказчика недостаточно квалифицирован или не имеет опыта); руководство проектом; работа под ключ.


4. Тесты

1. Инновационный потенциал – это

1) мера готовности обеспечить достижение поставленной

инновационной цели в реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений;

2) такое состояние потенциала организации, которое основано на

научно-технических возможностях предприятия;

3) система показателей инновационной деятельности.
2. Конкурентное преимущество предприятия – это


  1. способность обеспечить предприятию рыночное положение, на

длительное время выгодно отличающее его от конкурентов;

  1. нацеленность на специфические запросы конкурентов;

  2. опора на специфические способности и ресурсы предприятия,

которые не поддаются имитации со стороны конкурентов;

  1. все выше перечисленное.

3. Показатели научно-технического потенциала включают в себя:

1) материально-технические, кадровые, научно-информационные,

организационные, рыночные, инвестиционные

2) материально-технические, кадровые, информационные,

управленческие, инновационные, экономические, инвестиционные

3) материально-технические, по персоналу, результатов исследования и

научного задела, информационные, организационно-управленческие, рыночные, инновационные, финансовые, экономические.


4. Технологический уровень производства определяется:

1) уровнем технологического воздействия;

2) уровнем технологической интенсивности и управляемости;

3) уровнем технологической организации процесса;

4) уровнем адаптации;

5) всеми выше перечисленными показателями.


5. Научные исследования и разработки — это

1) творческая деятельность, осуществляемая на систематической

основе с целью увеличения объема знаний, о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.

2) один из видов важнейший вид научно-технической деятельности

3) основной объект наблюдения в статистике науки.

4) три вида работ (деятельности): фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

5) все выше перечисленное
6. Какое из перечисленных определений относится к Руководству Фраскати?

1) Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

2) Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. 

3) Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.


7. Что относится к свойствам инноваций:

- научно-техническая новизна;

- практическая воплощенность;

- коммерческая реализуемость;

- способность удовлетворить определенные запросы потребителей;

- способность к трансформации и реконструкции.


8. Инновационный процесс представляет собой:

1) процесс создания и распространения нововведений (инноваций);

2) новации, введение новации в практическую деятельность, диффузия инноваций;

3) применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.


9. Основными макроусловиями инновационной деятельности являются:

1) определение приоритетов в развитии экономики ;

2) формирование правовой, информационной и образовательной среды;

3) развитие рынка;

4) формирование социальной сферы.
10. Укажите формы государственного воздействия на инновационные процессы:

1) прямые;

2) косвенные;

3) рыночные;

4) финансовые.

(1,2)


11. Виды инноваций по степени интенсивности распространения:

1) бум;


2) массовая;

3) слабая;

4) равномерная;

5) углубленная;

6) низкая;

7) единичные;

8) диффузные.

12. Вид инновации по преемственности:



  1. заменяющие;

  2. отменяющие;

  3. возвратные;

  4. открывающие;

  5. ретровведения;

10) локальные;

11) системные;

12) стратегические.

13. Вид инновации по   инновационному потенциалу и степени новизны.



  1. радикальные;

  2. комбинаторные;

  3. совершенствующие;

  4. изменяющие;

  5. системные.

14. Основные критерии оценки инновационного проекта - это



  1. репутация (имидж) фирмы и ее товаров (услуг);

  2. квалификация научного и инженерного персонала;

  3. квалификация производственная персонала;

  4. технологический уровень производства;

  5. доступность источников сырья, материалов, комплектующих;

  6. доступность источников энергии и топлива;

  7. уровень развития транспортной сети;

  8. доступность рынка;

  9. своевременность;

10) культура производства;

11)безопасность производства;

12)экология производства;

13) автоматичность.

15. Критерии коммерческой (финансовой) эффективности проекта:


  1. прибыльность проекта;

  2. время окупаемости инвестиций;

  3. ликвидность и платежеспособность;

  4. риск проекта;

  5. кризисоустойчивость.

16. Виды риска в инновационном проекте



  1. экономический риск;

  2. риск сбыта;

  3. социально-политический риск;

  4. риск качества;

  5. риск обеспечения производства;

  6. бюджетный риск;

  7. природный риск;

  8. экологический риск;

  9. криминальный риск;

10) форс-мажорный риск;

11) рыночный риск.


17. Показатели, характеризующие инновационную активность, инновационную конкурентоспособность, предприятия:

  1. наукоемкость продукции;

  2. удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

  3. затраты на приобретение инновационных фирм;

  4. наличие средств на развитие инициативных разработок;

  5. зарплатоемкость;

  6. трудоемкость;

  7. производительность труда.

18. Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:



  1. показатель инновационности ТАТ;

  2. длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

  3. длительность подготовки производства нового продукта;

  4. длительность производственного цикла нового продукта;

  5. оборачиваемость активов;

  6. темпы роста зарплаты;

  7. доля объема затрат на инновации в бюджете.

19. Показатели обновляемости процессов и продуктов:



  1. количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

  2. показатели динамики обновления портфеля продукции;

  3. количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

  4. объем экспортируемой инновационной продукции;

  5. объем предоставляемых новых услуг;

  6. ассортиментный набор продуктов;

  7. новые производственные операции.

20. Структурные показатели инновационной деятельности:



  1. состав и количество исследовательских, разрабатывающих

и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);

  1. состав филиалов;

  2. количество дочерних предприятий;

  3. число уровней управления в структуре предприятия;

  4. состав и количество совместных предприятий, занятых

использованием новой технологии и созданием новой продукции;

  1. численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

  2. состав и число творческих инициативных временных бригад,

групп.
21. Что означает показатель инновационности ТАТ?

  1. продолжительность производственно- инновационного цикла;

  2. время с момента осознания потребности или спроса на новый

продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах;

  1. продолжительность НИОКР.

22. Основные показатели эффективности инновационного проекта:



  1. финансовая (коммерческая) эффективность;

  2. бюджетная эффективность;

  3. народнохозяйственная экономическая эффективность;

  4. перспективная и прогнозная эффективность;

  5. рыночная эффективность.

23. Методы оценки эффективности проекта используют показатели:



  1. чистая текущая стоимость (NPV);

  2. дисконтированный доход;

  3. дисконтированные капитальные затраты;

  4. чистая приведенная стоимость;

  5. финансовый леверидж;

  6. показатели деловой активности.

24. Индекс рентабельности представляет собой:



  1. отношение затрат к результатам;

  2. отношение дохода к выручке от инноваций;

  3. отношение дисконтированного дохода к приведенным

инновационным расходам.
25. Внутренняя норма доходности представляет собой:

  1. ту норму дисконта , при которой суммарное значение

дисконтированных доходов равно суммарному значению дисконтированных капитальных вложений;

  1. такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает

равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций;

  1. величину дохода, отнесенную к затратам, которая должна быть

ниже банковской ставки.
26. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять через сравнение следующих показателей:

  1. затраты на производство и реализацию продукции до и после

введения новшеств;

  1. выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

  2. стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

  3. среднесписочную численность персонала и т. д.;

  4. цену продукта;

  5. быстроту покупки новшества.

27. Какие показатели, из ниже перечисленных характеризуют инновационный проект:



  1. устойчивость проекта;

  2. чувствительность к изменению показателя;

  3. эффект рычага;

  4. динамизм.

28. Инновация выполняет следующие функции:



  1. воспроизводственную;

  2. инвестиционную;

  3. производственную;

  4. стимулирующую;

  5. общественную.

29. Инновационный процесс включает в себя элементы, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. Выбрать то, что входит в эту цепочку:



  1. инициация инновации;

  2. маркетинг инновации;

  3. выпуск (производство) инновации;

  4. реализация инновации;

  5. продвижение инновации;

  6. копирование инноваций;

  7. способствование инновациям;

  8. оценка экономической эффективности инновации;

  9. диффузия (распространение) инновации.

30. Жизненный цикл инновации представляет собой



  1. определенный период времени, в течение которого инновация

обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду;

  1. совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ,

образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени;

  1. продолжительность времени от начала возникновения инновации и

до признания ее рынком.
31. Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии:

  1. НИОКР;

  2. экспериментальные работы;

  3. поиск инновационной идеи и ее оценка;

  4. составление бизнес-плана инновационного проекта;

  5. поиск необходимых ресурсов;

  6. управление созданным предприятием.

32. Конкретными источниками инновационных идей могут быть:



  1. потребители; 

  2. ученые;

  3. конкуренты;

  4. торговые агенты, посредники;

  5. информационное агентство.

33. По мнению известного американского специалиста в области менеджмента П. Друкера, активный поиск инновационной идеи может быть сформирован воздействием следующих факторов:



  1. неожиданное событие — успех, неудача, неожиданное внешнее

событие;

  1. неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она

есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такая, какой она должна быть»);

  1. нововведения, основанные на потребности;

  2. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

  3. внезапные правовые инициативы;

  4. изменения в составе персонала;

  5. демографические изменения;

  6. изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках

людей;

  1. появление новых знаний, как научных, так и ненаучных.

34. Под инновационной стратегией компании обычно понимают:



  1. стратегию использования нововведений;

  2. детальный всесторонний комплексный план достижения

поставленных инновационных целей;

  1. стратегию разработки и продвижения нововведений.

35. Основные типы инновационных стратегий :



  1. наступательная; 

  2. оборонительная; 

  3. имитационная; 

  4. стратегия рыночной ниши;

  5. стратегия глобального  рынка;

  6. стратегия диверсификации.

36. Инновационный менеджмент при разработке стратегии учитывает факторы:



  1. риск и неопределенность;

  2. знание прошлых стратегий и результатов их применения;

  3. фактор времени;

  4. реакция на владельцев;

  5. стратегические зоны хозяйствования;

  6. прошлую технологию.

37. Какие из перечисленных конкурентных преимуществ являются наиболее значимыми для инновационной фирмы?



  1. состояние производственного аппарата;

  2. наличие спонсорской помощи;

  3. цели и мотивация владельцев, менеджеров и персонала фирмы;

  4. технический уровень продукции;

  5. запатентованная технология производства; 

  6. высокий профессионализм персонала;

  7. постоянное обновление и инновационное развитие производства.

38. Из ниже перечисленного выберите способы воздействия на производство инновации:



  1. бенчмаркинг;

  2. способы маркетинговых исследований;  

  3. планирование маркетинга инноваций;

  4. консалтинг.

39. Способы воздействия на производство, реализацию, продвижение и распространение инновации:



  1. инжиниринг инновации;

  2. реинжиниринг инновации;

  3. брэнд-стратегия;

  4. технологические прорывы.

40. Способы воздействия на реализацию, продвижение и распространение инновации:



  1. ценообразование;

  2. фронтирование рынка;

  3. мэрджер;

  4. практическое внедрение.

41. Реинжиниринг — это

1) фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы;

2) действия управленческого персонала в хозяйственном процессе;

3) изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, в целях использования их положительного опыта в своей работе.
42. Венчурные фирмы  представляет собой:


  1. организацию, создаваемую для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском;

  2. организацию, связанную со значительным риском;

  3. малую фирму, компетентную в научно- технической сфере.

43. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах – это



  1. альянсы;

  2. консорциум;

  3. совместные предприятия;

  4. финансово- промышленные группы;

  5. инкубаторы;

  6. товарные линии.

44. Трансфер в инновационной деятельности:



  1. передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-

технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции;

  1. распространение инноваций;

  2. интеграция науки и производства.

45. Формы трансфера технологий:



  1. передача патентов на изобретения;

  2. патентное лицензирование;

  3. торговля беспатентными изобретениями;

  4. передача технической документации; ноу-хау;

  5. передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

  6. информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т. п.;

  7. инжиниринг;

  8. научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

  9. передача статистической информации;

10) аудирование инновационной деятельности;

11) проведение различными фирмами совместных исследовании и разработок;

12) организация совместного производства и предприятий.
46 Процесс введения новшеств на рынок называют:


  1. коммерциализацией;

  2. трансфером;

  3. введением новаций;

  4. обновлением.

47. Инновация – это



  1. новый порядок, новый метод, изобретение;

  2. новое явление, направленное на повышение конкурентоспособности

фирмы и повышение прибыли за счет этого;

  1. результат творческой и инвестиционной деятельности на разработку

и распространение новых видов товаров и технологий, организационных форм на уровне предприятия.
5. Ответы на тесты

1.(1), 2.(4), 3. (3), 4. (5), 5. (1), 6. (2), 7 (1,2,3), 8. (2), 9. (1,2,3), 10. (1,2),

11. ( 1,2,3, 4, 7,8), 12. ( 1.2.3.4.5), 13. ( 1.2.3), 14. (1.2.3.4.5.6.7.8. 10.11.12),

15. (1.2.3.4), 16. (1- 9), 17. (1.2.3.4), 18.(1.2.3.4),19.(1.2.3.4.5.), 20.(1.5.6.7),

21.(2), 22.(1.2.3), 23 (1.2.3.4), 24. (3), 25.(1.2.), 26.(1.2.3.4), 27. (1.2.); 28. (1.2.4)

29. (1.2.3.4.5,8.9), 30. (1.2.), 31. (3.4.5.6), 32. (1.2.3.4), 33. 1.2.3.4.7.8.9), 34.(2),

35.(1.2.3.4), 36. (1.2.3.4), 37. (3.4.5.6.7), 38.(1.2.3), 39.(1.2.3), 40. (1.2.3) ,41 (1),

42. (1), 43. (1.2.3), 44. (1), 45.(1.2.3.4.5.8.9) , 46 (1), 47 (3).


Список рекомендуемой литературы

  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Дело, 1985.

  2. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. Краткий курс.

СПб.: Издательство "Питер", 2000, - 208 с.

  1. Балабанов А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент. Теория и

практика.- СПб.: Питер, 2000.

  1. Брайан Т. Управление НТ нововведениями.  М.:Экономика,1989.

  2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: стратегия, организация,

процесс. Учебник. 2-е изд..- М.: «Фирма Гардарика»,1996.- 416 с.

  1. Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации

и консультантам по управлению: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999.- 496 с.

  1. Инновационная экономика - стратегическое направление развития

России в XXI веке Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Ж. Инновации от 27.05 2003 г.

  1. Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю.

Управление инновациями: 15.17-модульная программа для менеджеров. т. 7. – М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой,

- М.: Юнити, 1997 г.

10. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт. – М.:

ЗелО, 1997. – 376 с.

11. Морозов Ю.П.. Инновационный менеджмент. Уч. пособие для ВУЗов,М., "Юнита-Дана", 2000.



  1. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. Л. М. Гохберга. – М.: ЦИСН, 1996.

  2. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. – М.: АНХ, 1999. – 272 с.

  3. Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент.М.: АКАЛИС,1996.- 208 с.