Методические указания по бухгалтерскому уче­ту основных средств. Определение основных средств - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методические указания по бухгалтерскому уче­ту основных средств. Определение основных - страница №1/1





УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Нормативная база: Положение по бухгалтерскому учету «Учет ос­новных средств» ПБУ 6/01, утв. Пр. Минфина РФ №26н от 30.03.2001г. (в ред. Пр.МФ РФ от 12.12.2005г. № 147н); Методические указания по бухгалтерскому уче­ту основных средств.
1. Определение основных средств

Согласно ПБУ 6/01 активы относят к основным средствам при единовременном выполнении следующих условий:

- используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

- используются в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

Срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств, приносит доход организации.

Единица учета ОС - отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию



2. Классификация основных средств Таблица 1.

Признак классификации

Виды основных средств

По назначению

- производственные ОС основной деятельности;

- производственные ОС вспомогательных и обслуживающих производств;

- непроизводственные ОС (ОС ЖКХ);


По видам

- здания

- сооружения

- передаточные устройства

- машины и оборудование

- транспортные средства

- производственный инвентарь

- рабочий скот

- стоимость земельных участков, лесных, водных угодий



По степени использования

- в эксплуатации

- в запасе (резерве)

- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции

- на консервации



В зависимости от имеющихся прав

- собственные

- арендованные

- объекты, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.


3. Виды оценки основных средств Таблица 2.

Виды оценки

Характеристика

Первоначальная стоимость

- изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций – исходя из фактических затрат по возмещению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

- внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал – по согласованной стоимости;

- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

- полученных по товарообменным операциям, по стоимости ценностей, преданных или подлежащих передачи организацией.



Остаточная стоимость

Разность первоначальной стоимости и начисленной амортизацией

Восстановительная стоимость

Стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях, т.е. стоимость объектов, исходя из действующих цен на момент переоценки.

4. Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств.

Учет основных средств на всех предприятиях организуется по классификационной группе в разрезе инвентарных объектов.



Инвентарным объектом - считается отдельный, конструктивно обособленный объект или комплекс объектов, выполняющих определенную функцию. Каждому инвентарному объекту присваивается свой номер, который указывается в маркировочном жетоне или наносится краской. Первая цифра в этом номере должна соответствовать порядковому номеру классификации. Далее идет порядковый номер инвентарного объекта на данном предприятии. Этот номер присваивается раз и навсегда и другому объекту он не присваивается. Методология учета основных средств рассматривает три группы вопросов:

  1. по поступлению основных средств;

  2. по использованию основных средств и начислению на них износа;

  3. по выбытию основных средств.

Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств (ОС-1), который выписывается на основании накладной. Акт составляется на каждый объект. К нему прилагается техническая документация, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в службы технической эксплуатации.

Акт приемки-передачи оформляется передающей и принимающей стороной. Реквизитами акта являются:



  • наименование объекта;

  • дата выпуска;

  • дата начала эксплуатации;

  • первоначальная стоимость;

  • восстановительная стоимость в случае переоценки основных средств;

  • сумма начисления износа.

Инвентарная карта составляется по форме ОС-6. Она обеспечивает аналитический учет основных средств. Синтетический учет поступления основных средств ведется по дебету счета 01 «Основные средства». Если это малое предприятие и на нем имеется небольшое количество основных средств, то вместо инвентарных карточек можно вести инвентарную книгу. Выбытие основных средств также оформляется актом и отражается в инвентарной карточке или инвентарной книге. Из бухгалтерского учета в каждый данный момент должно быть видно, каково наличие основных средств по каждой классификационной группе и по каждому объекту и где они находятся. В бухгалтерском учете поступление основных средств имеет специфику в зависимости от того, каким образом они поступили на предприятие:

  1. В результате капитальных вложений или инвестиций (долгосрочных) данного предприятия;

  2. В виде вкладов учредителей в уставный капитал данного предприятия;

  3. В результате безвозмездной передачи от других предприятий;

  4. В результате аренды с правом или без права выкупа.

Капитальными вложениями является не только строительство новых основных средств, но и покупка основных средств у других юридических или физических лиц, а также реконструкция и расширение, а также техническое перевооружение уже действующих основных средств.

Предприятия, для которых строятся основные средства называются застройщиками, а те кто для них строит – подрядчиками. Если предприятие строит своими собственными силами, то такой способ строительства называется хозяйственным способом.

Чтобы начать строительство нужен проект, который представляет собой комплекс документов. К проекту всегда составляется бухгалтерская смета, то есть перечень предварительных расходов на проведение строительства капитальных вложений. В плане счетов имеются спецсчета 08 и 07 соответственно «Вложения во внеоборотные активы» и «Оборудование к установке».

Счет 07 используется предприятием-застройщиком. Счет является активным, инвентарным счетом, по дебету – приобретение объекта основных средств, требующий монтажа, по кредиту – списание фактической себестоимости по произведенным монтажным работам. Сальдо дебетовое свидетельствует о наличии у предприятия несмонтированного оборудования.

Счет 08 - обобщается информация о капитальных вложениях ли инвестициях. Активный, калькуляционный счет. Дебет – фактические затраты, кредит – списывается первоначальная стоимость сданных в эксплуатацию объектов основных средств.
Основные средства могут выбывать по следующим причинам:


  1. вследствие непригодности для дальнейшего использования;

  2. вследствие реализации другим юридическим или физическим лицам;

  3. вклад в уставный капитал других предприятий;

  4. безвозмездная передача другим предприятиям;

  5. сдача в аренду.

Документы по учету движения ОС

Название документа

Характеристика документа

Форма ОС-1

Акт о приеме- передачи объекта ОС ( кроме зданий, сооружений)

Форма ОС 14

Акт о приеме - передаче оборудования, составляется при поступлении на склад оборудования, предназначенного к установке.

Форма ОС -6

Инвентарная карточка по учету ОС

Форма ОС- 3

Акт приема – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Форма ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение ОС

Форма ОС-4

Акт на списание ОС

Форма ОС-4а

Акт на списание автотранспортных средств.


5. Бухгалтерский учет поступления ОС

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Синтетический учет наличия и движения ОС, принадлежащих предприятию, ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.

Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Все затраты, связанные с поступлением ОС, относят вначале в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а при принятии к учету объекта затраты со счета 08 списывают на счет 01 «Основные средства».

Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; соору­жения и изготовления самой организацией; поступления от учреди­телей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмезд­но; получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда; поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации; по товарообменным операциям.



Порядок учета ОС при различных способах поступления:

Таблица 4.



Способ поступления

Бухгалтерские записи

1

Строительство, дооборудование, реконструкция

Д-т 08 К-т 02, 70, 69, 10, 76 – на сумму фактических затрат

Д-т 01 К-т 08 - на первоначальную стоимость



2

Приобретение у поставщиков

Д-т 08 К-т 60 – на покупную стоимость

Д-т 19 К-т 60 - на сумму НДС

Д-т 01 К-т 08 - на первоначальную стоимость


3

Внесение учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия

Д-т 08 К-т 75 - на договорную стоимость

Д-т 01 К-т 08 - на первоначальную стоимость



4

Безвозмездное поступление от других организаций

Д-т 08 К-т 98 субсчет 2 2Безвозмездное поступление» - на текущую рыночную стоимость

Д-т 08 К-т 70, 69, 76, 51 – на расходы по доставке и приведению объекта в состояние, пригодное для использования

Д-т 01 К-т 08 - на первоначальную стоимость


5

По договору мену

Д-т 62 К-т 90 –1 «Выручка» - на сумму выручки от продажи

Д-т 90-3 «НДС» К-т 68 – на сумму НДС

Д-т 90-3 К-т 43 – на сумму себестоимости, отпущенной по договору мены продукции

Д-т 08 К-т 60 - на стоимость ОС

Д-т 19 К-т 60 – на сумму НДС

Д-т 60 К-т 62 - погашение взаимной задолженности




Вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам това­ров (работ, услуг), осуществляется на основании ст. 171 и 172 НК РФ. В соответ­ствии с указанными статьями НК РФ вычет налога - производится при одновре­менном выполнении следующих условий:

  1. товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, при­знаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, или для перепродажи;

  2. товары (работы, услуги) приняты к учету;

  3. товары (работы, услуги) оплачены;

  4. от продавца товаров (работ, услуг) получен счет-фактура.




  1. Способы начисления амортизации ОС

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Износ – стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а следовательно снижение стоимости основных средств.

Износ исчисляется в виде амортизационных отчислений, которые исчисляются исходя из нормы амортизации и срока полезного использования, включаются в издержки производства предприятия. Срок полезного использования ( срок службы) предприятие может назначить самостоятельно исходя из технических характеристик объекта или технических параметров указанных в его техническом паспорте.

Сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, как правило, по дебету счетов учета затрат на про­изводство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации: Д-т 20, 25, 26, 44 К-т 02.


Нормы амортизационных отчислений дифференцируются по классификационным группам, по видам основных средств внутри групп, по видам работ, для которых используются основные средства и по отраслям.

Если оборудование работает в тяжелых условиях, что вызывает повышенный износ, то для него используется поправочный коэффициент при начислении амортизационных отчислений. Суммы амортизационных отчислений исчисляются в целых рублях и рассчитываются ежемесячно. Амортизация должна начисляться с месяца, следующего за тем месяцем, когда имущество ввели в эксплуатацию

Способы начисления амортизации основных средств, представлены в таблице 5.

Порядок расчета амортизационных отчислений при различных способах

Таблица 5.

Способ амортизации

Порядок расчета амортизационных отчислений

Линейный способ

Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Пример 1. Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб.

Срок полезного ис­пользования — 5 лет.

Определим годовую норму амортизационных отчислений:

100% :5 лет = 20%.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений:

28 800 pyб. х 20 % = 5760 руб.

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений:

5760 руб. : 12 мес. = 480 руб.

Таким образом, ежемесячно в течение пяти лет на затраты ос­новного производства будет списываться 480 руб.: начисленной амортизации:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств» 480 руб.


Способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования

Годовая сумма амортизационных отчислений оп­ределяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (вос­становительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объ­екта основных средств и соотношения, в числителе которого — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного ис­пользования объекта.

Пример. Объект основных средств (см. пример 1) амортизируется спо­собом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного ис­пользования.

Сумма чисел лет срока полезного использования : 15 (1 + 2 + 3 + 4 + 5).

Тогда годовая сумма амортизационных отчислений по годам эксплуатации составит:

1-й год: 28 800 руб. х 5 : 15 = 9600 руб.

2-й год: 28 800 руб. х 4 : 15 = 7680 руб. '

3-й год: 28 800 руб. х 3 : 15 = 5760 руб.

4-й год: 28 800 руб. х 2 : 15 = 3840 руб.

5-й год: 28 800 руб. х 1 : 15 = 1920 руб.

Ежемесячно в течение срока полезного использования объекта на затраты производства ( Дебет 20 Кредит 02 ) будут относится сле­дующие суммы амортизационных отчислений:

в течение 1-го года - 800 руб. (9600 руб. : 12 мес);

в течение 2-го года — 640 руб. (7680 руб. : 12 мес);

в течение 3-го года — 480 руб. (5760 руб. : 12 мес);

в течение 4-го года — 320 руб. (3840 руб. : 12 мес);

в течение 5-го года —160 руб. (1920 руб. : 12 мес).


Способ начисления амортизации в зависимости от объема выпуска продукции

Начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в от­четном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример. Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб.

Предполагаемый объем производства продукции за весь период использования объекта — 100 000 единиц.

За отчетный период было произведено 1200 единиц продукции.

Рассчитаем сум­му амортизационных отчислений:

1200 ед. х 28 800 руб. : 100 000 ед. = 345,6 руб.

Ежемесячно в течение срока полезного использования объекта на затраты производства ( Дебет 20 Кредит 02 ) будут относится сумма амортизационных отчислений 345,6 руб.



Способ уменьшаемого остатка

Годовая сумма амортизаци­онных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Пример. Объект основных средств (см. 1) амортизируется спо­собом уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения — 2.

Определим годовую норму амортиз. отчисл. :100% :5 лет х2 = 40%.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений по го­дам эксплуатации объекта.

1-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из первоначальной стоимости объекта 28 800 руб. и нормы амортизации 40 % : 28 800 руб. х 40 % = 11 520 руб.

В течение первого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 960 руб. (11 520 руб. : 12 мес):

Дебет 20 Кредит 02 — 960 руб.

2-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на на­чало второго года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость: 28 800 руб. -11 520 руб. = 17 280 руб.

Годовая сумма амортиз. отчислений: 17 280 руб. х 40 % = 6912 руб.

В течение 2 года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 576 руб. (6912 руб. : 12 мес): Д-т 20 К-т 02

3-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на на­чало третьего года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость: 17 280 руб. - 6912 руб. = 10 368 руб.

Годовая сумма амортиз. отчислений: 10.368 руб. х 40 % = 4147 руб.

В течение 3 года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 346 руб. (4147 руб. : 12 мес): Д-т 20 К-т 02

4-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на на­чало четвертого года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость: 10 368 руб. - 4147 руб. = 6221 р.

Годовая сумма амортиз. отчисл.: 6221 руб. х 40 % = 2488 руб.

В течение 4 года эксплуатации на затраты производст­ва ежемесячно будет списываться 207 руб. (2488 руб. : 12 мес):Д-т 20 К-т 02

Если и далее следовать этому механизму расчета амортизаци­онных отчислений, то по истечении срока полезного использова­ния стоимость объекта будет погашена не полностью. Произведем расчет для последнего (5-го) года срока полезного использования объекта.

5-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на на­чало пятого года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость: 6221 руб. - 2488 руб. = 3733 руб.

Годовая сумма амортиз. отчислений: 3733 руб. х 40 % = 1493 руб.

В течение 5 года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 124 руб. (1493 руб. : 12 мес): Д-т 20 К-т 02

Остаточная стоимость на конец пятого года составляет 2240 руб.= (3733 руб.- 1493) руб,

Некоторые специалисты по бухгалтерскому учету предлагают в случае продолжения эксплуатации объекта по истечении срока его полезного использования продолжать начислять по нему амортиза­цию тем же способом, другие считают необходимым списать остаточную стоимость объекта в течение последнего года срока его по­лезного использования (в нашем примере — годовая сумма аморти­зационных отчислений для пятого года эксплуатации объекта — 3733 руб., ежемесячная — 3733 руб. : 12 мес. = 311 руб.).

На настоящий момент ни один норматив­ный документ бухгалтерского учета до конца не разъясняет порядок расчета амортизационных от­числений способом уменьшаемого остатка, вследствие чего практи­ческое применение этого способа затруднено.


Объекты основных средств стоимостью не более 20 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике ис­ходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в произ­водство или эксплуатацию.
7. Ремонт, модернизация и реконструкция ОС

Восстановление ОС может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Если восстановление объекта превышает срок 12 месяцев, то начисление амортиз. отчислений приостанавливается.



Ремонт основных средств – это процесс восстановления утраченных функций объекта основных средств.

Ремонты и осмотры основных средств на предприятии осуществляются в порядке, разработанном самим предприятием, то есть он никем не регламентируется. По объему и характеру ремонтные работы подразделяются на текущий и капитальный ремонт.

Организации могут выполнять ремонтные работы самостоятельно своими силами (хозяйственным способом) или привлекать для этих целей другие организации (подрядный способ).

Затраты на проведение обоих видов ремонта включаются в себестоимость продукции, работ, услуг. Но это позволительно только тогда, если не наблюдается скачкообразного роста себестоимости. Для этого явления на капитальный ремонт образовывается резерв, причем его образование является элементом учетной политики предприятия. Сумма резерва ежемесячно вкладывается в себестоимость продукции, работ, услуг равными долями а размере норматива, самостоятельно установленного самим предприятием. Для учета наличия и движения зарезервированных сумм используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Этот счет имеет субсчет «Резерв предстоящих затрат на ремонт основных средств».

Этот счет пассивный. По кредиту – суммы начисленных резервов, по дебету – использование зарезервированных сумм. Если предприятие осуществляет ремонт своими собственными силами, то тогда происходит списание материалов, зарплата по ремонтным работам за счет образования резерва.

Отражение в учете затрат на ремонт, осуществляемого разными способами, представлено в таблице 6.



Бухгалтерские записи по учету затрат на ремонт Таблица 6

Способ

Бухгалтерские записи

Хозяйственный способ

Ремонт осуществляется ремонтной службой предприятия. Расходы по ремонту относят на затраты того периода, в котором они возникли. Д-т 20,23 К-т 10,70,69

Подрядный способ

Заключается договор с подрядчиком. Прием законченного ремонта оформляется актом приема - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Ф № ОС-3)

Д-т 25, 23 К-т 60 - на стоимость законченных работ

Д-т 19 К-т 60 – на сумму НДС


Создание резерва

Для равномерного включения в издержки производства затрат на ремонт ОС можно создавать резерв.

Сумма резерва ежемесячно включается в себестоимость в размере норматива, установленного самостоятельно организацией. Сумма ежемесячных отчислений в резерв на ремонт ОС определяется путем деления сметной стоимости ремонта на количество месяцев с начала отчетного года до месяца, в котором запланировано его проведение.

Д-т 20,25,26,44 К-т 96 – создание резерва (месячная часть сметной стоим.)

При инвентаризации резерва расходов на ремонт излишне зарезервированная сумма сторнируется Д-т 20,23,25 К-т 96 – сторно,

либо неиспользованная часть резерва в конце года присоединяется к прибыли Д-т 96 К-т 91-1

Д-т 25, 23 К-т 60 либо Д-т 23,25 К-т 96 – если затраты на ремонт превышают сумму начисленного резерва

А) Д-т 23 К-т 10, 70, 69 – сбор затрат на ремонт, выполняемым хозяйственным способом

Д-т 96 К-т 23 – списание затрат на ремонт за счет резерва

Б) Д-т 96 К-т 60 – списание затрат на ремонт, выполняемым подрядным способом

Д-т 19 К-т 60 – учет НДС




Списание на расходы будущих периодов

Расходы на ремонт могут списываться на расходы будущих периодов (предусмотрено учетной политикой).

Д-т 97 К-т 10,70,69,23 – списание расходов на ремонт на РБП

Д-т 20,25,26 К-т 97 – списание расходов равными долями на себестоимость продукции, в течение срока, определенного руководством.


Модернизация и реконструкция - улучшение качественных характеристик ОС. Затраты на модернизация и реконструкцию ОС в себестоимость не включаются, а относятся на увеличение их первоначальной стоимости. По результатам проведения реконструкции (модернизации) объектов ОС организациям предоставлено право пересматривать срок их полезного использования. При этом возникает необходимость пересчета годовой суммы амортизации по реконструированному объекту ОС.

8. Переоценка ОС

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержден­ным рыночным ценам. Сведения о рыночных ценах можно получить из публикаций в СМИ. Если переоценка осуществляется по рыночным ценам, приглашается независимый оценщик.

Цель переоценки – приведение балансовой стоимости ОС в соответствии с действующими ценами и условиями воспроизводства. Переоценив один раз ОС, организация обязана переоценивать объекты ОС регулярно. Стоимость переоценки списывается на увеличение или уменьшение добавочного капитала организации.

Бухгалтерский учет переоценки представлен в таблице 7.



Отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете

Таблица 7

Результат переоценки

Бухгалтерские записи

Дооценка ОС

Д-т 01 К-т 83-1 – на сумму прироста первоначальной стоимости

Д-т 83-1 К-т 02 – на сумму превышения начисленной амортизации



Уценка ОС

Д-т 84 К-т 01 – на сумму уменьшения балансовой стоимости

Д-т 02 К-т 84 – на сумму уменьшения начисленной амортизации


Результаты переоценки в бухгалтерском учете необходимо отражать только по окончании того года, в котором она проводилась. Их учитывают во входящем сальдо на начало следующего года в балансе за 1 квартал.


9. Выбытие ОС

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд органи­зации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:


  • продажи;

  • списания в случае морального и физического износа;

  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвы­чайных ситуациях;

  • передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

  • передачи по договорам мены, дарения;

  • передачи дочернему (зависимому) обществу от головной орга­низации;

  • недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств.

  • частичной ликвидации при выполнении работ по реконст­рукции.

Для обобщения информации о выбытии ОС и определения финансового результата от данных операций используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того открывается вспомогательный субсчет «Выбытие» к счету 01 «Основные средства».

Операции по выбытию ОС в бухгалтерском учете отражаются записями, представленными в таблице 8.



Бухгалтерские проводки по учету выбытия ОС

Таблица 8

Бухгалтерская проводка

Характеристика хозяйственной операции

Д-т 01 с/сч «Выбытие» К-т 01

Списание первоначальной стоимости ОС

Д-т 02 К-т 01 с/сч «Выбытие»

Списание начисленной амортизации ОС

Д-т 91-2 К-т 01с/сч «Выбытие»

Списывается остаточная стоимость ОС

Д-т 62 К-т 91-1

Отражается выручка от продажи ОС

Д-т 91-2 К-т 68

Отражается начисленный НДС

Д-т 91-2 К-т 70, 69, 60

Отражены затраты по выбытию

Д-т 10 К-т 91-1

Отражена стоимость, оприходованных материалов

Д-т 91-9 К-т 99

Д-т 99 К-т 91-9



Отражен финансовый результат (прибыль)

Отражен финансовый результат (убыток)



При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки пе­реносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

10. Учет арендованных ОС

Чтобы не покупать собственные основные средства – предприятиям выгоднее иногда использовать арендованные основные средства.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (счет 01 «Основные средства») основные средства организации, на­ходящиеся в аренде, учитываются на счете 01 «Основные средства» (обособленно на отдельном субсчете).
Различают два вида аренды: краткосрочная (текущая) – на срок до года; долгосрочная (финансовая) – на срок более года.

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». Арендованные основные средства учитываются на счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах на аренду.

В арендный период права и обязанности собственника считаются у арендодателя. К арендатору переходит лишь право владения и пользования.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.

Учет операций по текущей аренде у арендодателя и арендатора представлен в таблице 9.

Учет операций по текущей аренде

Таблица 9

Учет у арендодателя

Учет у арендатора

Д-т 76,62 К-т 91-1 – на сумму арендной платы

Д-т 001 – на сумму ОС, полученных в аренду

Д-т 91-2 К-т 68 – на сумму начисленного НДС

Д-т 97 К-т 76 – на всю сумму арендной платы

Д-т 51 К-т 76,62 – поступление арендной платы

Д-т 19 К-т 76 – на сумму НДС

Д-т 91-2 К-т 02 – начисление амортизации по ОС, сданным в аренду

Д-т 76 К-т 51 – на сумму перечисленной арендной платы, включая НДС

Д-т 91-2 К-т 10,70,69 – списание расходов на ремонт ОС, сданных в аренду

Д-т 68 К-т 19 – НДС к зачету

Д-т 20,26,44 К-т 97 – включение в издержки производства и обращения, арендной платы в течение срока аренды

Д-т 20,26,44 К-т 76 – включение арендной платы в издержки, если арендная плата начисляется ежемесячно

К-т 001 – возврат арендованных ОС

Согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в организациях, пред­метом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, арендная плата признается выручкой, т. е. доходом от обычных видов деятельности, а расходы, осуществ­ление которых связано с этой деятельностью, — расходами по обычным видам деятельности.

Доходы и расходы по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности орга­низации) отражаются на счете 90 «Продажи».

11. Учет лизинговых операций

Лизинг – разновидность финансовой аренды. Особенность его в том, что по договору аренды, арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

В свою очередь арендатор (лизингополучатель) без больших капитальных затрат в течение длительного времени постепенно оплачивает его в виде арендных платежей.

Лизингодатель является собственником приобретенного имущества в течение срока договора лизинга, т.е. до момента выкупа его лизингополучателем. Учитывает лизингодатель имущество, для передачи в лизинг на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с/сч 1 «Имущество для сдачи в аренду».

Варианты учета при лизинговых операциях представлены в таблице 10.

Учет операций лизинга

Таблица 10.

Имущество числится на балансе лизингодателя

Имущество числится на балансе лизингополучателя

1. Операции у лизингодателя:

Д-т 20 К-т 10,70,69,02,71,76 – отражены расходы на осуществление лизинговой деятельности

Д-т 90 К-т 20 – списание фактических затрат

Д-т 62 К-т 90 – отражение суммы лизинговых платежей, включая НДС

Д-т 51 К-т 62 – поступление лизинговых платежей


1. Операции у лизингодателя:

Д-т 90 К-т 03/1- списание первоначальной стоимости, при списании имущества с баланса

Д-т 76 К-т 90 – отражение стоимости причитающегося платежа по договору аренды

Д-т 90 К-т 98 – списание разницы между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества

Д-т 51 К-т 76 – сумма поступивших лизинговых платежей, и одновременно

Д-т 98 К-т 91/1 – списание части доходов будущих периодов

По окончании договора лизинга на счете 76 и 98 остатков не будет.


2. Операции у лизингополучателя

2. Операции у лизингополучателя

Д-т 001 – принятие к учету имущества, взятого в аренду

Д-т 20, 44 К-т 76 – на сумму начисленной арендной платы

Д-т 76 К-т 51 – перечисление арендной платы

К-т 001 – возврат имущества лизингодателю



Д-т 08 К-т 76 – оприходование принятого в аренду имущества

Д-т 19 К-т 76 – на сумму НДС

Д-т 01/1 К-т 08 – первоначальная стоимость имущества при постановке на учет

Д-т 20, 44 К-т 02/2 -сумма начисленной амортизации

Д-т 76 К-т 51 – перечисление арендной платы.

При переходе имущества в собственность лизингополучателя:

Д-т 02/2 К-т 02/1 – списание начисленной амортизации

Д-т 91/2 К-т 01/2 – списание остаточной стоимости.





Инвентаризация основных средств
Цель инвентаризации – выявить фактическое наличие и качественное состояние основных средств и уточнить данные бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств проводится 1 раз в год перед составлением годового баланса. Руководитель предприятия издает приказ, в котором указывается состав комиссии, проводящей инвентаризацию и составляющую инвентарную опись. Эта форма передается в бухгалтерию. Данные инвентарной описи сравниваются с данными бухгалтерского учета. В случае излишков: они приходуются как безвозмездно поступившие основные средства. Изменение сумм износа основных сумм производится сторнированием. Недостача основных средств оформляется как ликвидация основных средств, а если выявлены виновные лица, то за их счет.