Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент о - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая - страница №1/1


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»


Практическое занятие № 10
Формы и методы государственного регулирования
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»

Москва — 2012


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие № 10

Формы и методы государственного регулирования

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»



Москва — 2012
УДК 658

К 59
Ковальская М.И. Практическое занятие № 10 Формы и методы государственного регулирования. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управления персоналом». - М.: МИИТ, 2012. - 14 с.

В процессе практического занятия №10 студенты должны овладеть такими понятиями, как: основные задачи, формы и методы государственного регулирования, а также научиться применять полученные знания в практической жизни.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2012
Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №10 «Формы и методы государственного регулирования» студенты должны овладеть такими понятиями, как: основные задачи, формы и методы государственного регулирования, а также научиться применять полученные знания в практической жизни.
Структура методических указаний
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.



Практическое занятие № 10

по теме: Формы и методы государственного регулирования



Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, по следующим вопросам: государство как субъект рыночной экономики, основные задачи, формы и методы государственного регулирования, а также научиться применять полученные знания в практической жизни.
Опорный конспект
10.1. Основные цели и направления государственного регулирования
Объекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ – это:



  • экономический цикл;

  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

  • условия накопления капитала;

  • занятость;

  • денежное обращение;

  • платёжный баланс;

  • цены;

  • НИОКР;

  • условия конкуренции;

  • социальные отношения;

  • социальное обеспечение;

  • подготовка и переподготовка кадров;

  • окружающая среда;

  • внешнеэкономические связи.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Выделяют следующие иерархические уровни объектов ГРЭ:

  • фирмы;

  • регионы;

  • отрасли;

  • сектора экономики;

  • народного хозяйства в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены, НИОКР и др.);

  • глобальный (социальные отношения, экология);

  • наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Очевидно, что перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы:

  • хозяйственный цикл;

  • накопление капитала в масштабах страны;

  • отдельные отрасли;

  • территориальные комплексы;

  • отношения между субъектами;

  • условия конкуренции;

  • отношения между профсоюзами;

  • отношения между объединениями предпринимателей;

  • отношения между государственными и регулирующими органами.

Цели ГРЭ.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От главной цели ГРЭ распространяется дерево так называемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ.

Конкретные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи.

Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Частные цели могут служить опосредующими целями для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей.

Так конкретная цель – привлечение дополнительных капитальных вложений в развитие и модернизацию железнодорожного транспорта может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отрасли, снижения доли железнодорожной транспортной составляющей в конечной цене продукции, повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке и т.д.

Перечисленные цели могут частично перекрывать друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной или социальной ситуации и уровня осознания этой ситуации субъектами ГРЭ. Любая из конкретных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями.

Положение отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации и экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса – оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает цель – оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели – привлечение капитала в страну, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.
10.2. Формы и методы государственного регулирования

Для регулирования экономики государство использует различные формы и методы, которые в совокупности образуют механизмы государственного регулирования.

К основным формам государственного регулирования экономики относятся:


  • Бюджетно-налоговое регулирование, означающее разработку. Утверждение и исполнение государственного бюджета.

  • Денежно-кредитное регулирование, которое представляет собой систему мер по поддержанию стабильности цен и валюты, а также необходимого объема денежной массы.

  • Административное регулирование, осуществляемое с помощью таких мер. Как лицензирование, квотирование, принудительное разукрупнение монополий или картелирование и др.

Методы ГРЭ подразделяются на: административные (прямые) и экономические (косвенные).

Административные методы ГРЭ базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Приведём несколько примеров по запретам и разрешениям.

Правительство Москвы запретило размещение и строительство промышленных объектов на территории города. Если бы Правительство Москвы установило цену на землю, в которой предусмотрело бы дифференцированную ставку в зависимости от вида предприятия, то это уже было бы не административное средство, а экономическое.

Административные методы регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищённых слоёв населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. К административным акциям в Российской экономике в переходный период (с 1985 г.) можно отнести денежную реформу 1991 года и события 18 августа 1998 года.


Экономические методы ГРЭ – это, прежде всего: денежно-кредитная и финансовая политика.


Денежно-кредитная политика – совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса.

Основные направления денежно-кредитной политики:


  • политика учётной ставки (дисконтная политика), или политика ставки рефинансирования, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка);

  • установление и изменение обязательных резервов банков или размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке (без процентов);

  • операции государственных учреждений на открытом рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и их погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов в желаемом направлении.

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:

  • бюджетная политика (бюджетного регулирования);

  • налоговая политика.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Нас интересует в первую очередь не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Высшая форма ГРЭ – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. По срокам государственного программирования различают:



  • краткосрочные программы, разрабатываемые сроком до года;

  • среднесрочные программы, рассчитанные на срок 3-5 лет;

  • долгосрочные программы, которые составляются на срок 5-10 лет;

  • сверхдолгосрочные программы – сроком более 10 лет.

По объектам государственного программирования программы подразделяются:

  • Общегосударственные;

  • Региональные;

  • Целевые программы;

  • Отраслевые программы;

  • Чрезвычайные программы.

Самостоятельным комплексным методом ГРЭ (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.

Особое место среди механизмов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов.


Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия генеральная цель ГРЭ.

  2. Коротко перечислите основные формы ГРЭ.

  3. Приведите определение административных методов ГРЭ.

  4. Приведите определение экономических методов ГРЭ.

  5. Приведите определение финансовой политики государства.


Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:

  1. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги:

А) нет;

Б) да.


  1. Вмешательство государства в рыночную экономику обусловлено:

А) наличием отрицательных внешних эффектов рынка;

Б) потребностями в коллективных благах и благах общественного пользования;

В) национальными интересами, гарантом и защитником которых выступает государство;

Г) наличием социальных проблем, влияющих на развитие экономики;

Д) потребностями экономики в денежных средствах;

Е) верно все указанное.


Найдите соответствие:

А. По объектам государственного программирования программы подразделяются:

1) целевые

Б. По срокам государственного программирования различают:

2) среднесрочные

В. Основными направлениями денежно-кредитной политики государства являются:

3) политика учётной ставки




4) чрезвычайные




5) сверхдолгосрочные




6) общегосударственные




7) региональные




8) долгосрочные




9) установление и изменение обязательных резервов банков




10) отраслевые




11) операции государственных учреждений на открытом рынке ценных бумаг




12) краткосрочные



Требования к отчету по практическому занятию № 10
Отчет по практическому занятию № 10 «Формы и методы государственного регулирования» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Ответы на контрольные вопросы

  4. Ответы на тестовые задания


Список рекомендуемой литературы:


  1. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. Полный курс МВА. Учебник. 3-е издание, част 2: Макроэкономика. ООО «Издательство «Эксмо», 2008, 448 с.

  2. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  3. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 654 с. – (Университеты России).

  5. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 191 с.

Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №10


Тема: «Формы и методы государственного регулирования»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия

Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Практическое занятие №10

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»
для студентов специальности

«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»



127994, Москва, ул. Образцова, 9, строение 9.

Электронное издание