Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент о - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая - страница №1/1


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»


Практическое занятие № 17
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)



Москва — 2008


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие № 17
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Под редакцией профессора В.А. Козырева

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)



Москва — 2008
УДК 658

К 59
Ковальская М.И. Практическое занятие № 17 Экономический рост/ Под редакцией профессора В.А.Козырева. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве). - М.: МИИТ, 2008. - 13 с.

В процессе практического занятия №17 студенты должны овладеть такими понятиями, как экономический рост, экономическое развитие, экстенсивный и интенсивный экономический рост, способы графического изображения экономического роста, «правило 72», «золотое правило накопления капитала», а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2008
Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №17 «Экономический рост» студенты должны овладеть такими понятиями, как экономический рост, экономическое развитие, экстенсивный и интенсивный экономический рост, способы графического изображения экономического роста, «правило 72», «золотое правило накопления капитала», а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

Структура методических указаний
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.



Практическое занятие № 17

по теме: Экономический рост


Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими понятиями, как экономический рост, экономическое развитие, экстенсивный и интенсивный экономический рост, способы графического изображения экономического роста, «правило 72», «золотое правило накопления капитала», а также научиться применять эти понятия в практической жизни.
Опорный конспект
17. Экономический рост: сущность, цели и типы.

Понятие экономический рост используется для характеристики развития национального хозяйства и для сравнения различных стран.

Экономический рост – это такое развитие экономики, при котором увеличиваются реальный национальный доход и реальный ВВП.

Экономический рост означает не кратковременное увеличение реального объема национального производства, а его долговременные тенденции и качественное совершенствование.



Экономический рост свидетельствует о положительной динамике развития экономики.

Экономический рост следует отличать от экономического развития. Экономическое развитие – это более полное понятие и означает изменение в экономической системе, протекающее как в эволюционной, так и в революционной формах. Экономическое развитие предполагает, что национальное хозяйство может находиться как в состоянии экономического роста, так и спада. Причем спад рассматривается как период, в течение которого восстанавливается равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, с рынка уходят неэффективно работающие организации. В результате создаются условия для будущего экономического роста.

Как указывалось при рассмотрении темы 1, обеспечение стабильного уровня производства, т.е. устойчивых темпов экономического роста, является основной целью общества. Экономический рост служит материальной основой повышения уровня и качества жизни населения, т.е. конечной целью экономического роста является повышение уровня потребления.

Графически экономический рост можно представить двумя известными нам способами:



  1. Первый способ. Вспомним понятие производственных возможностей и графическое отображение – кривую производственных возможностей. Экономический рост может быть представлен как постоянный сдвиг вправо кривой производственных возможностей (рисунок 17.1.), где X1 – потребительские товары, X2 - инвестиционные товары. Из программы 1 курса вы знаете, что если точка находится на кривой производственных возможностей, то при имеющемся в стране уровне технологии, достигнут максимальный уровень производства, экономические ресурсы общества используются полностью и эффективно. При экономическом росте увеличивается экономический потенциал страны (совершенствуются технологии, появляются дополнительные ресурсы), в стране может быть произведено больше как инвестиционных, так и потребительских товаров.




  1. Второй способ. Вы знаете, что рост производства обеспечивает рост совокупного предложения, что графически изображается как сдвиг вправо кривой совокупного предложения (рисунок 17.2.). Это приводит к росту реального объема национального производства на величину Y1-Y0 и снижению общего уровня цен с P0 до P1.




Экономический рост измеряется как в натуральных показателях – т, шт., м (физический рост), так и стоимостных показателях.

К основным стоимостным показателям относятся:



  1. Темп прироста реального объема производства (a1), используется для характеристики экономического и оборонного потенциала страны:

где: Y1 - реальный объем ВВП текущего года;

Y0- реальный объем ВВП предшествующего года.


  1. Темп прироста реального объема производства на душу населения(a2), используется для анализа уровня жизни и динамики благосостояния населения:

где: Z1 и Z0 - реальный ВВП на душу населения в текущем и предшествующем годах соответственно.



История экономик знает два типа экономического роста.

  1. Экстенсивный. Предполагает увеличение производства экономических благ за счет вовлечения в производство большего количества факторов производства, т.е. за счет количественных параметров. При этом технологическая база производства остается неизменной. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек производства.

  2. Интенсивный. Связан с ростом эффективности производства и предполагает увеличение объемов производства за счет применения качественно новых, более совершенных и прогрессивных технологий, повышающих эффективность использования факторов производства. В этом случае темпы роста объемов производства будут существенно превышать темпы роста совокупных издержек производства.

На практике нельзя провести четкую границу между этими двумя типами экономического роста. Можно говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте.

Экономический рост различается по темпам. Темпы могут быть высокие и низкие. В экономике существует «правило 72». Сущность данного правила состоит в том, что реальный ВВП удвоится за количество лет, равное 72 годам, деленным на темп экономического роста.

Например, если темп экономического роста равен 1%, то для удвоения ВВП потребуется 72 года. При темпах роста 3% на удвоение ВВП потребуется 72/3=24 года. Для увеличения ВВП России в два раза за период с 2003 по 2010 годы (8 лет), темпы экономического роста должны составлять не менее 72/8=9% в год.

Таблица 17.1.



Динамика роста ВВП за 2003-2007 годы

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007*

а1

7,3

6,8

6,3

6,1

6,5

Примечание: * - прогноз.

Американский экономист Эдмунд Фелпс сформулировал «золотое правило накопления капитала», сущность которого состоит в том, что каждое поколение должно сберегать для будущих поколений такую долю дохода, которую оно получило от предыдущих. В этом случае экономический рост будет оптимальным.

Многие источники экстенсивного роста в современных условиях крайне ограничены из-за естественной невозобновляемости и являются уникальными природными ценностями. Чем ближе пределы использования экстенсивных факторов, тем выше цена экстенсивного типа экономического роста. Цена же интенсивного роста снижается.

Цена экономического роста выражается такой категорией, как уровень эффективности производства, который определяется отношением результата к затратам. Цена экономического роста снижается, если в каждом новом цикле воспроизводства результаты растут в большей степени, чем затраты. При интенсивном типе экономического роста такие показатели, как производительность труда, фондоотдача, материалоотдача увеличиваются, а такие, как трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость – уменьшаются.


Контрольные вопросы:

  1. В чем различие между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие»?

  2. Назовите способы графического изображения экономического роста.

  3. В чем состоит суть экстенсивного экономического роста?

  4. В чем состоит суть интенсивного экономического роста?


Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:

  1. Экономическое развитие всегда свидетельствует о положительной динамике развития экономики:

А) да;

Б) нет.


  1. Мультипликатор инвестиций – это:

А) показатель, который отражает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага;

Б) коэффициент, показывающий во сколько раз увеличивается национальный доход при увеличении инвестиций;

В) коэффициент, который показывает насколько вырастут инвестиции в данном году под влиянием увеличения НД в прошлом году.


  1. В соответствии с «золотым правилом накопления капитала» Э.Фелпса экономический рост будет оптимальным если:

А) будет обеспечен интенсивный путь развития национальной экономики;

Б) каждое поколение будет сберегать такую долю дохода, которую оно получило от предыдущих поколений;

В) каждое поколение будет удваивать сбережения, полученные от предыдущих поколений.
Решите следующие задачи:

Задача 1:

Предположим, что средние темпы экономического роста России составляют 8,№ % в год (№ - последняя цифра зачетной книжки студента, выполняющего практическую работу). Определите, через сколько лет будет удвоен ВВП России?



Задача 2:

Допустим, что реальный объем ВВП в текущем году составляет 45№№,5 млрд. руб., в предшествующем году составил 39№№, 8 млрд. руб., численность населения - 1№№ млн. человек (№№ - две последние цифры зачетной книжки студента, выполняющего практическую работу). Определите темп прироста реального объема производства и темп прироста реального объема производства на душу населения.


Требования к отчету по практическому занятию № 17
Отчет по практическому занятию № 17 «Экономический рост» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Ответы на контрольные вопросы

  4. Ответы на тестовые задания

  5. Решения задач


Список рекомендуемой литературы:


  1. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  2. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 654 с. – (Университеты России).

  4. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 191 с.

Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №17


Тема: «Экономический рост»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия

Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Козырев Валентин Александрович

Практическое занятие №17

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»
для студентов специальности

«Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)

Подписано в печать Формат

Усл.-печ. л. Тираж 100 экз.

Заказ № Изд.№

127994, Москва, ул. Образцова, 15.


Типография МИИТа