Методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников 2 631.57kb.
Методические указания и контрольные задания для учащихся заочников... 4 977.56kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... 1 299.04kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... 1 61.81kb.
И ликвидации последствий стихийных бедствий 7 1189.71kb.
Лабораторная работа №2 Исследование характеристик элементарных звеньев... 1 133.03kb.
1. Теоретические пояснения 1 90.15kb.
Методические указания для студентов-заочников 1 181.71kb.
Лабораторная работа №7 коррекция сар 1 69.8kb.
Методические указания к лабораторным работам по курсу «Математическое... 1 261.57kb.
Методические рекомендации и Контрольные задания для учащихся заочной... 4 837.38kb.
Тема Класс 1 29.63kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников - страница №1/1

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Новополоцкий государственный политехнический техникум

Основы промышленной экологии

Методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников

Новополоцк 2009
Составитель: Е.С. Кашпор, преподаватель специальных дисциплин учреждения образования «Новополоцкий государственный политехнический техникум»

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании цикловой комиссии спецтехнологии и оборудования.

«Согласовано»

Зам директора по

учебной работе

_____________ С.М. Шерман

«___»________2009г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Основы промышленной экологии» предна­значена для подготовки учащихся в области обеспечения экологической безопасности промышленного производства.

Целью изучения дисциплины является формирование у учащихся зна­ний, связанных с закономерностями развития биосферы, техносферы и ноосферы, устойчивого развития Республики Беларусь, рационального ис­пользования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасно­сти в интересах нынешнего и будущих поколений.

Учебный план предусматривает установочные занятия, на которых преподаватель знакомит учащихся с содержанием курса, его значением, даёт необходимые указания по самостоятельному изучению предмета и выполнению контрольных работ.

Программой предусмотрено выполнение одной лабораторной работы в период лабораторно-экзаменационной сессии. Лабораторные работы должны выполняться учащимися индивидуально и носить творческий характер с соблюдением правил безопасности труда и рациональным использованием рабочего времени. Результатом выполнения лабораторной работы является составление отчёта, где приводятся результаты проведенных опытов, выводы. При оценке работы учащегося учитываются теоретические знания, техника выполнения, соблюдение правил безопасных методов работы.

В межсессионный период важно изучение предмета самостоятельно с составлением учащимися конспекта по форме, предложенной преподавателем на установочной сессии. Учащиеся должны приступить к выполнению домашней контрольной работы после изучения необходимого материала по данным темам и составления по нему конспекта.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны



знать на уровне представления:

  • основные проблемы взаимоотношений человека, общества и окру­жающей среды:

  • важнейшие законы классической экологии;

  • последствия аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятия по их устра­нению;

  • виды мониторинга и нормирование качества окружающей среды:

  • экологические требования к размещению и проектированию промыш­ленных объектов;

  • направления государственной политики в области рационального при­родопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения;

  • экономические рычаги управления природопользованием;

  • национальную стратегию и концепцию устойчивого развития Респуб­лики Беларусь;

  • нормативные правовые акты в области рационального природополь­зования, охраны окружающей среды и энергосбережения;

  • органы государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды;

  • значение международного сотрудничества в решении глобальных и ре­гиональных экологических проблем;

знать на уровне понимания:

  • экологические понятия, термины и определения;

  • классификацию и состояние природных ресурсов;

  • виды природопользования;

  • классификацию источников загрязнения окружающей среды;

  • экологическую характеристику химического производства;

  • нормирование выбросов вредных веществ в природную среду;

  • основные принципы зашиты окружающей среды;

уметь:

  • проводить экологическую оценку технических и технологических ре­шений;

  • подбирать необходимое оборудование для очистки газовоздушных выбро­сов и сточных вод;

  • прогнозировать последствия техногенного воздействия на окружаю­щую среду;

  • пользоваться различными источниками информации в области охраны окружающей среды и осуществлять пропаганду экологических и природо­охранных знаний.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Предмет и задачи дисциплины «Основы промышленной экологии».

Пробле­мы взаимоотношений человека, общества и окружаю­щей среды. Экологизация производительных сил, произ­водственных отношений как основа устойчивого разви­тия общества и государства.

Литература :

Целью изучения данной темы является ознакомление с предметом и зада­чами дисциплины, а также с содержанием промышленной экологии; пробле­мами взаимоотношений человека, общества и окружаю­щей среды; экологизацией производительных сил, произ­водственных отношений как основой устойчивого разви­тия общества и государства.

После изучения темы учащиеся должны знать определение экологии, экосистемы, экологической ниши, задачи дисциплины, ориентироваться в экологических проблемах человечества.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Разъясните определение экологии; кто ввёл это определение?

2. Назовите задачи дисциплины.

3. Сформулируйте проблемы взаимоотношений человека, общества и окружающей среды.

4. Объясните суть экологизации производительных сил, производственных отношений как основы устойчивого развития общества и государства.

ТЕМА 1. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ

Целью изучения данной темы является формирование представле­ния о структуре и энергетике биосферы, этапах антропоге­неза, техносфере и ноосфере, ознакомление с основными эко­логическими проблемами и кон­цепцией устойчивого развития.

После изучения темы учащиеся должны знать структуру и энергетику био­сферы, об антропогенное воздей­ствие на окружающую среду, основные экологиче­ские проблемы и концепции устойчивого развития.

При рассмотрении данной темы обратите внимание на определения (биосфера, техносфера, ноосфера); структуру и энергетику биосферы, техносферы; этапы антропогенеза, основные экологические проблемы. Изучите современные взгляды на глобальный эколо­гический кризис, а также концепция устойчивого развития.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите, что такое биосфера, ноосфера, техносфера.

2. Приведите основные законы экологии.

3. Перечислите этапы антропогенеза.

4. Расскажите о структуре и энергетике биосферы , техносферы.

5. Назовите основные экологические проблемы.

6. Приведите условия необходимые для перехода биосферы в ноосферу. Кто ввёл понятие ноосферы?


ТЕМА 2. ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Целью изучения данной темы является формирование знаний о клас­сификации природных ресур­сов, состоянии их в Республи­ке Беларусь, перспективах и принципах их рационального использования.

После изучения темы учащиеся должны классифицировать природные ресурсы, определять их состо­яние и перспективы использова­ния в Республике Беларусь, обо­сновывает необходимость их ра­ционального использования.

Рассмотрите классификацию природных ресурсов по характеру ис­пользования их человеком: возобновляемые и невозобновляемые. исчерпаемые и неисчерпаемые, заменимые и незаменимые и др. Изучите пер­спективы использования природных ресурсов.

Обратите внимание на следующие вопросы:


  • Атмосфера, ее состав. Климат Республики Беларусь. Состояние атмосферного воздуха.

  • Земельные ресурсы, их состояние и использование. Эро­зия (водная и ветровая). Ландшафты и их трансформация.

  • Минеральные ресурсы, их состояние и использование.

  • Энергетические ресурсы, их характеристика. Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов до 2020 г.

  • Водные ресурсы, их состояние и использование. Харак­теристика подземных и поверхностных вод, водопотребления и водоотведения в отраслях промышленности.

  • Растительные и животные ресурсы, их состояние и использование. Красная и Зеленая Книги Республики Бе­ларусь. Проблемы сохранения биологического разнооб­разия.

  • Население и трудовые ресурсы.

  • Природопользование и его виды: рациональное и не­рациональное.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Классифицируйте природные ресурсы по характеру использования их человеком.

2. Перечислите перспективы использования природных ресурсов.

3. Приведите состав атмосферы.

4. Охарактеризуйте климат РБ.

5. Расскажите о земельных ресурсах и их состоянии.

6. Приведите примеры минеральных ресурсов.

7. Охарактеризуйте энергетические ресурсы.

8. Расскажите о водных ресурсах, их состоянии и использовании.

9. Охарактеризуйте водопотребления и водоотведения в отраслях промышленности.

10. Расскажите о Красной и Зеленой Книгах Республики Бе­ларусь.

11.Дайте характеристику трудовым ресурсам.

12. Приведите примеры рационального и не­рационального природопользования.




ТЕМА 3. АНТРОПОГЕНЕЗ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Целью изучения данной темы является получение знаний о видах и ис­точниках загрязнения окружа­ющей среды, последствиях техногенно­го воздействия на биосферу, в том числе аварии на Черно­быльской АЭС.

После изучения темы учащиеся должны классифицировать виды и ис­точники загрязнения окружаю­щей среды, оценивать влия­ние техногенного воздействия на биосферу, в том числе ава­рии на Чернобыльской АЭС.

При изучении данной темы обратите внимание на виды загрязнения окружаю­щей среды, классификацию источников загрязнения и их характеристику.

Изучите характеристику ос­новных отраслей хозяйственной деятельности как ис­точников загрязнения окружающей среды.

Рассмотрите основные по­следствия техногенного воздействия на биосферу, в том числе аварии на Чернобыльской АЭС.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Перечислите виды загрязнений окружающей среды.

2. Расскажите о источниках загрязнения.

3. Охарактеризуйте отрасль хозяйственной деятельности, которая является наиболее сильным источником загрязнения.

4. Приведите примеры последствий техногенного воздействия на биосферу.




ТЕМА 4 . МОНИТОРИНГ И НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Целью изучения данной темы является формирование понятия о классифика­ции видов экологического мо­ниторинга, методах его прове­дения, нормировании качества окружающей среды, выбросов и сбросов вредных веществ в природную среду.

После изучения темы учащиеся должны знать виды эко­логического мониторинга и ме­тоды его проведения; уметь характе­ризовать принципы нормирова­ния качества окружающей среды, выбросов и сбросов вредных веществ в природную среду.

Внимательно изучите тему, запомните классификацию видов мониторинга и методы его проведения.

Обратите внимание на комплексные показатели загрязнения окружающей среды. Изучите инвентаризацию и контроль выбросов вредных ве­ществ в окружающую среду, а также нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов в водные бас­сейны; ограничение объемов образования отходов про­изводства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определение мониторинга, экологический мониторинга.

2. Задачи мониторинга.

3. Виды мониторинга и их характеристика.

4. Приведите классификацию нормативов качества окружающей среды.

5. Перечислите основные загрязнители воздушного бассейна.

6. Расскажите о нормировании сбросов в водные бассейны.



ТЕМА 5 . ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

Целью изучения данной темы является формирование понятие об экологической оценке техноло­гии производства, показателях удельного потребления сырье­вых и энергоресурсов, выбро­сов и сбросов на единицу вы­пускаемой продукции.

После изучения темы учащиеся должны знать экологическую ситуацию конкретного промышленного производства, ориентироваться в основных показателях удельного потребления сырьевых и энерго­ресурсов, оценивать данные о выбросах и сбросах на единицу выпускаемой продукции.

При изучении данной темы обратите внимание на причины потерь при добыче, транспортировке, хранение и переработке нефти; категорирование предприятий по санитарной зоне.

Изучите технологические источники выбросов, а также пути экологизации производства и снижения энергозатрат на производство продукции.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Расскажите о экологической ситуации нефтеперерабатывающих производств.

2. Перечислите причины потерь при добыче, транспортировке, хранение и переработке нефти.

3.Расскажите о источниках выбросов.

4. Приведите примеры экологизации производства и снижения энергозатрат на производство продукции.


ТЕМА 6 . ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Целью изучения данной темы является формирование понятие об основных направлениях защи­ты окружающей среды, мето­дах обработки газовоздушных выбросов и сточных вод, об­ращения с отходами. Дать по­нятие о защите селитебных территорий от физических ви­дов воздействия.

После изучения темы учащиеся должны объяснять основные прин­ципы решения экологических проблем, основные направле­ния и методы защиты окру­жающей среды от загрязнения.

При изучении данной темы обратите внимание на основные принципы орга­низации малоотходных и безотходных производств; промышленную и санитарную обработку газовоздушных выбросов в атмосферу (методы их очистки, обезврежива­ния, обеззараживания и дезодорации ); водопотребление и водоотведение химических пред­приятий (характеристика сточных вод, методов их обработ­ки и очистки ).

Внимательно изучите следующие вопросы


  • Отходы производства и потребления, их характери­стика. Классификация отходов.

  • Методы сбора, разделения и утилизации отходов.

  • Требования к складированию и захоронению промы­шленных отходов.

  • Защита селитебных территорий от физических видов воздействия (шума, вибрации).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Сформулируйте принципы защиты окружающей среды.

2. Дайте определение безотходного и малоотходного производств.

3. Определите сущность показателя безотходности.

4. Перечислите основные загрязнители воздушного бассейна.

5. Расскажите о способах очистки и снижения выбросов конкретных вредных веществ:


  1. оксидов серы и сероводорода;

  2. оксидов азота;

  3. оксидов углерода;

  4. углеводородов;

  5. твёрдых частиц.

6. Перечислите виды сточных вод.

7. Приведите методы очистки сточных вод.

8. Аргументируйте необходимость замкнутого водоснабжения.

9. Расскажите о разновидностях шламов.

10.Охарактеризуйте методы удаления шламов.

11.Расскажите о ресурсном и жизненном циклах продукции.

12. Определите сущность первичной и вторичной утилизаций.

13.В каком случае отходы подвергают захоронению ?

14.Приведите схему промышленного полигона.

15.Расскажите о защите селитебных территорий от физических видов воздействия.




Лабораторная работа

Очистка сточных вод одним из предложенных в программе методом.




ТЕМА 7 . ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Целью изучения данной темы является ознакомление с экономическими методами управления природопользованием.

После изучения темы учащиеся должны знать эконо­мические методы управления природопользованием.

При изучении данной темы обратите внимание на следующие вопросы:



  • оценка эффективности природоохранных мероприя­тий;

  • налогообложение за пользование природными ресур­сами, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду;

  • штрафы за нарушение приро­доохранного законодательства, иски по возмещению ущер­ба, нанесенного окружающей среде;

  • льготное кредитова­ние природоохранной деятельности, целевое использо­вание фонда охраны природы, а также рыночных мето­дов управления природопользованием; экологическое страхование.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Приведите условия, которые должен обеспечивать экономический механизм.

2. Расскажите об экологических налогах.

3. Приведите примеры стимулирования природоохранной деятельности.

4. Расскажите о штрафных санкциях и исках за возмещение ущерба окружающей среде.

5. Расскажите о продаже прав на загрязнение.

6. Определите сущность экологического страхования.




ТЕМА 8 . ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Целью изучения данной темы является формирование знаний о нацио­нальной стратегии и концепции устойчивого развития Респуб­лики Беларусь, основных зако­нодательных и нормативных правовых технических актов, системе го­сударственного управления в области рационального природопользования и охраны окру­жающей среды.

После изучения темы учащиеся должны излагать стратегию и кон­цепцию устойчивого развития Республики Беларусь, обеспе­чивающие сбалансированное решение социально-экономи­ческих задач и проблем сохра­нения благоприятной окру­жающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколе­ний.

Знать основные законо­дательные и технические норма­тивные правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Объяснять систему государ­ственного управления природо­пользованием и охраной окру­жающей среды.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Приведите основные принципы государственной политики согласно концепции.

2. Назовите основные законодательные и технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.

3.Приведите виды ответственности за нарушение законодательства об охране природы. Кратко охарактеризуйте.

4. Перечислите органы осуществляющие контроль и управление в области охраны окружающей среды.

5. Определите цели системы экологической сертификации и её определение.

6. Дайте определение экологического аудита.

ТЕМА 9 . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Целью изучения данной темы является формирование понятия об экологиче­ских требованиях к размещению и проектированию промышлен­ных предприятий.

После изучения темы учащиеся должны классифицировать предприя­тия по санитарной характери­стике, излагать основные тре­бования экологической безо­пасности к размещению про­изводственных объектов.

При изучении данной темы обратите внимание на санитарную клас­сификацию предприятий, санитарно-защитные зоны пред­приятий.

Изучите содержа­ние раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации, экологический паспорт проекта, эколо­гическую экспертизу, а также воздействие хозяйственно­го объекта на окружающую среду.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите требования экологической безопасности к размещению производственных объектов.

2. Приведите санитарную классификацию предприятий.

3. Расскажите о санитарно-защитных зонах предприятий.

4. Расскажите о водоохранных зонах водных объектов.

5. Определите сущность экологического паспорта предприятия.

6. Приведите цели экологической экспертизы.

7. Перечислите показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды.




ТЕМА 10 . МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Целью изучения данной темы является формирование представлений о необходимости междуна­родного сотрудничества в об­ласти глобальных и региональных экологических проблем.

После изучения темы учащиеся должны высказывать общее сужде­ние
о необходимости международного сотрудничества в области глобальных и региональных экологических проблем.

При изучении темы обратите внимание на обязательства Республики Беларусь по ограничению выбросов вредных веществ в атмосферу, использованию водных ресурсов, сохранению биоразнообразия и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Приведите межправительственные организации с которыми РБ ведёт международную деятельность.

2. Перечислите конвенции и протоколы подписанные к настоящему времени.

3. Расскажите об обязательствах РБ по ограничению выбросов вредных веществ в атмосферу, использованию водных ресурсов, сохраненеию биоразнообразия.



Методические рекомендации по выполнению

контрольных работ
Контрольная работа выполняется учащимися после изучения теоретического материала. При изучении каждой темы целесообразно составить краткий конспект. После изучения каждой темы необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.Целесообразно при выполнении заданий повторить соответствующий материал.

Каждый учащийся выполняет вариант задания, выданный преподавателем.

Контрольные работы должны быть аккуратно оформлены в тетради, необходимо оставить широкие поля для для замечаний рецензента, а также несколько свободных строк после ответа на каждое задание. Писать чётко и ясно. Контрольные работы нужно выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой приводятся сведения по образцу (прил. 1). На первой странице указывается номер варианта. Порядок записи вопросов и ответов в контрольных работах должен быть сохранён таким, как задан в соответствующем варианте. Ответы должны быть по возможности краткими, точными и исчерпывающими. Таблицы и рисунки размещённые в тексте ответов, должны быть пронумерованы и озаглавлены. Копирование рисунков из учебников средствами множительной техники не допускается. В конце работы приводится список использованной литературы, ставятся дата выполнения работы и подпись учащегося.

Зачтённая контрольная работа может иметь те или иные замечания. Они должны быть исправлены, и работа предъявлена преподавателю на сессии. Если работа не зачтена, студент обязан предъявить её на повторную рецензию, включив в неё те вопросы, ответы на которые оказались не верными. Для этого необходимо сделать работу над ошибками, её выполняют в той же тетради, заново переписывая условия неверных заданий. В конце ставится дата и подпись.

Зачтённая контрольная работа предъявляется экзаменатору. Чтобы быть допущенным к сдаче зачёта по дисциплине, контрольная работа должна быть защищена в период сессии.
Варианты заданий контрольной работы

Вариант 1

1. Приведите цели и задачи мониторинга окружающей среды.

2. Проанализируйте способы очистки газовых выбросов от оксиды серы (IV) и сероводорода.


Вариант 2

1.Охарактеризуйте нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ, ПДК, КОП, ОБУВ).

2. Проанализируйте физико-химические методы очистки сточных вод: флотация, флокуляция, коагуляция.

Вариант 3

1. Охарактеризуйте нормирование сбросов вредных веществ в водные бассейны (ПДК, ПДУ, ПДС).

2. Проанализируйте методы удаления шламов: механический, термический, химический. Краткая характеристика.

Вариант 4

1. Классифицируйте природные ресурсы и кратко охарактеризуйте их.

2. Охарактеризуйте следующие источники выбросов углеводородов: резервуарные парки, очистные сооружения, факельное хозяйство. Проанализируйте способы снижения выбросов углеводородов.
Вариант 5

1. Охарактеризуйте загрязнение окружающей среды; классифицируйте виды загрязнений.

2. Проанализируйте абсорбционные методы очистки газовых выбросов; дайте характеристику абсорбентам; приведите схему установки.
Вариант 6

1. Охарактеризуйте источники загрязнения. Проанализируйте выбросы; приведите классификацию выбросов.

2. Сравните электрохимические методы очистки сточных вод (анодное окисление, катодное восстановление ).

Вариант 7

1. Охарактеризуйте атмосферу, её состав. Проанализируйте климат РБ.

2. Приведите схему промышленного полигона; проанализируйте требования предъявляемые к нему.


Вариант 8

1. Охарактеризуйте земельные ресурсы, их состояние и использование.

2. Проанализируйте способы снижения выбросов оксидов азота и оксида углерода(II).
Вариант 9

1. Охарактеризуйте минеральные ресурсы, их состояние и использование.

2. Дайте характеристику методам очистки газовых выбросов в мокрых пылеуловителях; приведите аппаратурное оформление.
Вариант 10

1. Охарактеризуйте энергетические ресурсы.

2. Проанализируйте адсорбционные методы очистки газовых выбросов; дайте характеристику адсорбентам; приведите схему установки.
Вариант 11

1. Охарактеризуйте водопотребления и водоотведения в промышленности.

2. Проанализируйте первичную и вторичную утилизации отходов.
Вариант 12

1. Охарактеризуйте Красную книгу РБ.

2.Опишите пути сокращения водопотребления и водоотведения промышленных предприятий (рассмотрите блок оборотного водоснабжения открытого и закрытого типов).
Вариант 13

1. Аргументируйте необходимость рационального природопользование.

2. Дайте характеристику методам очистки газовых выбросов в сухих механических пылеуловителях; приведите аппаратурное оформление.

Вариант 14

1. Проанализируйте экономическое стимулирование природоохранной деятельности (льготы, штрафы и т.д.).

2. Охарактеризуйте химические методы очистки сточных вод (окисление, восстановление, нейтрализация).


Вариант 15

1. Оцените экологические проблемы РБ.

2. Охарактеризуйте механические методы очистки сточных вод.
Вариант 16

1. Проанализируйте систему экологической сертификации; определите сущность экологического аудита.

2. Определите сущность очистки газовых выбросов методами фильтрации и электроосаждения; приведите схему электрофильтра.
Вариант 17

1. Охарактеризуйте виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

2. Проанализируйте метод биологического обезвреживания сточных вод.
Вариант 18

1. Оцените основные требования экологической безопасности к размещению производственных объектов.

2. Приведите ресурсный цикл полезных ископаемых от получения до переработки и утилизации; проанализируйте причины потерь.
Вариант 19

1. Дайте характеристику экологического паспорта предприятия.

2. Проанализируйте экологическую ситуацию нефтеперерабатывающих производств.
Вариант 20

1. Охарактеризуйте экологическую экспертизу предприятий.

2. Классифицируйте виды мониторинга (в зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия, от масштабов наблюдения и т.д.).
Вариант 21

1. Охарактеризуйте виды эрозий почв; оцените методы борьбы с ней.

2. Проанализируйте безотходное и малоотходное производство; определите сущность показателя безотходности.
Вариант 22

1. Проанализируйте стоки нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий как источники загрязнения водного бассейна. Приведите классификацию сточных вод.

2. Охарактеризуйте разновидности шламов.
Вариант 23

1. Охарактеризуйте загрязнение окружающей среды; классифицируйте виды загрязнений.

2.Опишите пути сокращения водопотребления и водоотведения промышленных предприятий (рассмотрите блок оборотного водоснабжения открытого и закрытого типов).
Вариант 24

1. Классифицируйте природные ресурсы и кратко охарактеризуйте их.

2. Приведите схему промышленного полигона; проанализируйте требования предъявляемые к нему.

Вариант 25

1. Аргументируйте необходимость рационального природопользование.

2. Проанализируйте экологическую ситуацию нефтеперерабатывающих производств.


Вариант 26

1. Оцените экологические проблемы РБ.

2. Проанализируйте физико-химические методы очистки сточных вод: флотация, флокуляция, коагуляция.
Вариант 27

1. Охарактеризуйте источники загрязнения. Проанализируйте выбросы; приведите классификацию выбросов.

2. Охарактеризуйте механические методы очистки сточных вод.
Вариант 28

1. Охарактеризуйте нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ, ПДК, КОП).

2. Сравните электрохимические методы очистки сточных вод (анодное окисление, катодное восстановление ).

Вариант 29

1. Охарактеризуйте водопотребления и водоотведения в промышленности.

2. Дайте характеристику методам очистки газовых выбросов в сухих механических пылеуловителях; приведите аппаратурное оформление.


Вариант 30

1. Проанализируйте стоки нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий как источники загрязнения водного бассейна. Приведите классификацию сточных вод.

2. Проанализируйте абсорбционные методы очистки газовых выбросов; дайте характеристику абсорбентам; приведите схему установки.


Приложение 1
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Новополоцкий государственный политехнический техникум

Контрольная работа №

По дисциплине

Основы промышленной экологии


______________________________________________

Ф.И.О.


Гр.___________

Вариант_______

Рецензент_________________

Сдана на рецензию__________

Регистрационный номер_____

Отметка о зачёте____________



Перечень рекомендуемой литературы
Основная
1. Ветохин А.Г. Теоретические основы зашиты окружающей среды / А.Г. Ветохин. М., 2008.

2. Гарин В.М. Промышленная экология / В.М. Гарин [и др.]. М., 2005.

3. Емельянов А.Г, Основы природопользования / А.Г. Емельянов. М., 2004. 4. Луканин В.Н. Промышленно-транспортная экология / В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко. М., 2001.

Одум, Ю. Экология : в 2-х т. / К). Одум. М., 1986.

5.Челноков А.А. Охрана окружающей среды / А.А. Челноков, Л.Ф. Ющен-ко. М., 2006.

6. Челноков А.А. Основы промышленной экологии : учеб. пособие / А.А. Чел­ноков, Л.Ф. Юшенко. Минск, 2001.

7. Челноков А.А. Основы промышленной экологии. Лабораторно-практиче-ские работы / А.А. Челноков. Минск, 2001.
Дополнительная
1. Акимова Т.А. Экология человек - биота/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. М.,2006.

2. Алексеенко В.А. Биосфера и жизнедеятельность / В.А. Алексеенко, Л.П. Алексеенко. М., 2002

3. Березовский Н.И. Природные ресурсы и их использование / Ы.И. Бере­зовский, Е.К. Костюкевич. Минск, 2005.

4. Донской Н.П. Основы экологии и экономики природопользования / Н.П. Донской, С,А. Донская. Минск, 1998.

5. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Практика/ А.В. Дончева. М., 2005.

6. Донченко 8.К. Экологическая экспертиза/В.К. Донченко [и др.]. М., 2006. 7. Инженерная экология : учеб. / под ред. проф. В,Т. Медведева. М., 2002.

8. Калыгин В.Г. Промышленная экология / В.Г. Калыгин. М., 2007.

9. Квашнин И.М. Предельно допустимые выбросы предприятия в атмосфе­ру. Рассеивание и установка нормативов / И.М. Квашнин. М., 2008.

10. Ладыгичев М.Г. Зарубежное и отечественное оборудование для очистки газов / М.Г. Ладыгичев, Т.Я. Бернер. М., 2004.

11. Обращение с опасными отходами / под ред. В.М. Горина и Г.Н. Соколовой. М., 2005.

12. Попов М.А. Природоохранные сооружения / М.А. Попов, И.С. Румянцев. М.2005.

13. Прогноз изменения окружающей природной среды Беларуси на 2010— 2020 гг. / под общ. ред. В.Ф. Логинова. Минск, 2004.

14. Родионов А.И. Защита биосферы от промышленных выбросов А.И. Ро­дионов [и др.]. М.. 2007.

15. Сорокин Н.Д. Охрана окружающей среды на предприятии / Н.Д, Сорокин. Санкт-Петербург, 2007.



16. Тетиор А.Н. Городская экология / А.Н. Тетиор. М, 2007.