Методические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей моуо «Отдел образования администрации Куртамышского рай - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отдел образования и молодежной политики план работы отдела отдел... 15 4961.76kb.
Сокращенное: мку оо администрации мр ишимбайский район рб 1 244.84kb.
Новая редакция Устава принята в связи с изменением действующего законодательства... 1 215kb.
Республики Башкортостан 7 1559.83kb.
Методические рекомендации «Совершенствование деятельности администрации... 2 437.45kb.
Отдел по образованию Администрации Курьинского района 2 454.46kb.
Программа государственной молодежной политики 1 70.6kb.
Деятельность органа опеки и попечительства управления образования... 1 43.78kb.
1. Анализ работы отдела образования администрации муниципального... 6 1645.49kb.
Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние... 1 96.3kb.
Информирование родителей о курсе «Основы религиозных культур и светской... 1 174.64kb.
Меняев М. Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие... 1 233.53kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей моуо - страница №1/11




Методические рекомендации

по психолого-педагогическому просвещению родителей


МОУО «Отдел образования администрации Куртамышского района»




Методические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей

Куртамыш

2009
Автор-составитель: методист МОУО «Отдел образования администрации Куртамышского района» Долгих В.Т.

Книга содержит методические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей.

В книгу вошли официальные документы, материалы из Википедии – свободной энциклопедии, научного центра психического здоровья РАМН, разработки тематических родительских собраний педагогов Куртамышского района, анкеты для детей и родителей, памятки для родителей и классных руководителей.

ОПУБЛИКОВАНО: ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, ДЕКАБРЬ 2002, N 23, СТР. 11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО 22.07.2002 N 30-51-547/16


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9505301, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения. Предлагаем примерную, наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.



I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

1. Семья и ее роль в воспитании детей.

Воспитательный потенциал семьи. Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье. Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания. Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства. Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. Диалог в семейном общении. Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье.

Современная семья: возможности и проблемы ее уклада. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка. Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях. Место традиций в современном семейном укладе. Этика и эстетика семейного быта. Возможности воспитания трудом в современной семье. Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение. Искусство создания детского праздника. Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка. О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. Традиция семейного чтения.

II. Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка

Школа как открытая социально-педагогическая система. Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации). Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка. Модель работы социального педагога с семьей.Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.



III. Здоровый ребенок - здоровое общество

Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка. Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей. Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.



IV. Особенности детской и подростковой психологии

Что такое личность? Иерархическое строение личности. Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию. О развитии самосознания у детей и подростков. Нравственные чувства человека и особенности их формирования. Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. Нравственный облик и поведение человека. Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки. Педагогическая запущенность подростка, ее причины. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.



V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей

за воспитание детей.

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования. Правовая и экономическая защита личности ребенка. Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Примечание: Ваши предложения и материалы из опыта работы по родительскому всеобучу просьба направлять в Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

Телефон для справок: 923-8450, Виноградова Л.И.

Заместитель министра Е.Е. Чепурных

Психолого-педагогическое просвещение родителей
Педагогическое просвещение
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.


Формы педагогического просвещения

Традиционные:

родительские собрания

лекции

вечера вопросов и ответов



диспуты

дни открытых дверей


Нетрадиционные:

деловые игры

регламентированные дискуссии

обмен родительским опытом


Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:

- знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т.п.); - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;

- педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Вариантом активной формы педагогического просвещения является педагогическая пропаганда. «Педагогическая пропаганда – распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения. Впервые получала массовое развитие в СССР. Центром педагогической пропаганды являются школы. Методы и формы этой работы в СССР весьма разнообразны – лекции, доклады, семинары и консультации в спец. лекториях для родителей или в родительских университетах, в школах, на предприятиях, а также через печать и радио».


Просвещение психологическое

Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

- формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);

информирование населения по вопросам психологического знания;

- формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

- профилактика дидактогений (ятрогений).


Содержание психологического просвещения определяется,

исходя из специфики, вида и профиля учреждения.

Формы

индивидуальные,

групповые,

эстрадные представления,

публичные выступления и др.
Средства
- вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ),

- наглядные (плакат, буклет, памятка),

- интерактивные и т. п. Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.).

Источники

Дубровина И.В. Психологическое просвещение // Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1991. - С.138-139.

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—школе)[1]

Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие)// Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского. — М.: OIM.RU, 2003. — 3,53 авт. л.; таб., рис.; http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379 (в настоящее время сайт не работает, см. сохраненный вариант на сайте window.edu.ru или leo-chuprov.narod.ru)

Чупров Л. Ф. «Психологическое просвещение в работе практического психолога» // Современные проблемы науки и образования / Педагогические науки, ISSN 1817-6321, Российская Академия Естествознания — № 6. (Проверено 14 июля 2008)

См. также:

Обухова Е. Ю. Практический психолог в детском саду

Психология: введение в профессию. Основные виды деятельности практических психологов.- С.73. [3]



Примерная тематика родительских собраний

в общеобразовательном учреждении
Родительские собрания - одна из распространённых форм взаимодействия родителей и школы. Главными задачами родительских собраний являются: просвещение родителей, повышение их компетенции и активности в формировании личности ребёнка, а так же создание в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.

Цикл родительских встреч может включать следующие темы:


1 – 4 классы

- Трудности адаптации первоклассников.

- Дети и телевидение.

- Особенности физического и психического развития младшего школьника.

- Наказания детей. Каким им быть?

- Друзья моего ребёнка – друзья или враги дома?

- Праздники нашей семьи.

- «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

- О детских страхах.

- Семья глазами ребёнка.

- Требования семьи и школы.
5 – 6 классы

- Первый раз в пятый класс.

- Как любить детей?

- Формула семейного счастья.

- Семейные традиции.

- Садимся за уроки.

- Если ребёнок не хочет учиться.

- Эмоциональное благополучие детей в семье.

- О детской дружбе.

- Воспитание самостоятельности у детей.

- Типы семейного воспитания.
7 – 9 классы

- Ваш беспокойный подросток.

- Семейные портреты.

- Половое созревание: проблемы и решения.

- Воспитать мужчину (встреча с родителями мальчиков).

- В семье растёт дочь (встреча с родителями девочек).

- Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка.

- трудный ребёнок.

- Подросток в мире вредных привычек.

- Свободное время подростка – для души и с пользой.

- Подросток и закон.

Родительские собрания
Если ребенок – левша

(советы психолога)






Автор-составитель: педагог-психолог

МОУ «Куртамышская средняя

общеобразовательная школа № 2»

Гордиевских Е.В.
Коля с Дашей пишут правой,

И они, конечно, правы.

Ну а мне удобней левой –

Я берусь за дело смело.

Буквы ровно вывожу,

За линеечкой слежу.

Дом из кубиков умело

Возвожу я тоже левой.

И вообще, любое дело

Мне удобней делать левой.

Молотком стучать, лепить,

Просто чай из чашки пить.

Мяч бросать и рисовать,

Резать, клеить и играть.


Левшам приходится не просто в некомфортном для них праворуком мире. Особенно тем, кто в этот мир только – только вступает.

С самого рождения левшей окружают предметы, которые приспособлены для правой руки. У левшей не остается выбора: приходится привыкать к неудобным, но необходимым вещам. Правда, примерно до пяти лет ребенку все равно, какой рукой пользоваться. Настоящие сложности начинаются со школьной скамьи.

Сколько мук приходится претерпевать левше в школе, о которых его одноклассники и не догадываются. Начиная с первого урока, где просят взять ручку в правую руку, правильно положить руки на парте: левая внизу, правая вверху. Сидеть за партой справа левше неудобно: сосед без конца толкает его под руку. Поэтому левшу рекомендуют сажать слева и лучше не на проходе, чтобы ему не мешали.

Очень часто родители и порой педагоги не знают, как обучить детей «леворукому письму». Есть несколько способов. Первый: рука расположена так же, как располагается рука праворукого человека при письме, лист бумаги лежит вдоль левой руки, с наклоном вправо. В этом случае рука ребенка находится над строкой. Вторая манера письма называется «инвертной»: тетрадь по отношению к ребенку наклонена влево, кисть руки повернута в сторону груди. Но каждый маленький левша сам должен выбрать тот способ, который удобен именно ему.

Психологи отмечают, что сложности возникают и с ориентацией в пространстве, в тетрадных клетках и линейках. Левши могут путать право и лево, а иногда даже верх и низ.

В тетрадках левшей можно обнаружить немало удивительного. Они часто игнорируют левую часть прописи и смело «выезжают» на соседнюю страницу. Или вовсе начинают писать с правой стороны листа. У левшей намного чаще, чем у их ровесников, возникают проблемы с почерком, написанием ровных строчек.

Не слишком чтят левши знаки переноса и порой безжалостно втискивают конец слова в строку, либо оставляют полстроки пустой.

Опытные педагоги признаются, что нередко трудности у левшей вызывает чтение и математика из-за особенностей их пространственных представлений, зрительной и слухомоторной координации. Например, освоив устный счет, леворукий ребенок может испытывать затруднения с письменными вычислениями в столбик. Хотя, конечно, эти трудности знакомы далеко не всем левшам.

По статистике тридцать лет назад количество левшей составляло около 19% (включая переученных в детстве в правшей). Сейчас в мире более 30% людей леворукие. И их количество постоянно увеличивается. С чем это связано ученые пытаются выяснить.

Лет 10-20 назад считалось, что левшей необходимо в раннем детстве переучивать. Иначе в дальнейшем им будет очень трудно жить в мире, где основная часть населения - правши. Поэтому воспитатели, учителя и родители зорко следили за леворукими детьми. И при попытках взять ручку или ложку "не в ту руку" принимали меры. На самом деле переучивание левшей в правшей, абсолютно бессмысленное занятие.

В 1980 году профессор Анатолий Чуприков впервые публично заявил, что переучивать леворуких вредно. А 13 августа 1992 года в календаре появился новый праздник – День левшей, организованный по инициативе британского Клуба левшей. Сейчас психологи пришли к выводу, что делать этого нельзя. Подобное переучивание может привести к весьма печальным последствиям, начиная от заикания и заканчивая сильными нервными срывами. Наверное, именно отказ от переучивания, является одной из основных причин резкого увеличения количества левшей.

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, - левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Кстати в профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ, при равной физической подготовке. Это связанно с тем, что большинство противников правши и соответственно левый фланг у них менее защищен. Именно поэтому леворукие и левоногие футболисты, хоккеисты, баскетболисты и боксеры очень высоко ценятся.

Подводя итог всему сказанному, хочется задать вопрос, а легко ли быть левшой?

В быту и на производстве все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких людей. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Конечно, со временем практически ко всем "правым" предметам можно привыкнуть, за редким исключением. Наверное, единственное, к чему невозможно приспособиться левшам, это ножницы.

Не секрет, что в Америке, Японии и некоторых европейских странах есть специальные магазины для леворуких. Там можно приобрести все, начиная от мебели, бытовой техники и заканчивая специальными портмоне. Так же практически во всех крупных магазинах есть специальные отделы, где продаются аналогичные товары для левшей.

Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.



Тесты, которые помогают отличить правшей от левшей.

Более взрослому малышу можно предложить следующие упражнения, и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:

сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;

любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;

не торопить ребенка.

Для определения преобладающей руки у ребенка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.

Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.

Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.

Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?

Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.

Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

Проверьте себя:

Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Та рука, которая окажется сверху, для вас является ведущей.

Понаблюдайте, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу: пальцы ведущей руки обычно на пару миллиметров длиннее.

Возьмите карандаш. Выберите объект и смотрите на него через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень смещается при закрытом левом глазе, он – ведущий, если при закрытом правом, то ведущий глаз правый.


ТЕСТ

Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

1. Какой рукой вы обычно пишите?

2. Какой рукой вы рисуете?

3. Какой рукой вы кидаете мяч?

4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?

5. В какой руке держите зубную щетку?

6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)

7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?

8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?

9. Какой рукой вы используете ластик?

10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?

11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?

12. В какой руке вы держите мухобойку?

Результаты:

33-36 = Абсолютный правша

29-32 = Правша

25-28 = Почти правша

24 = Амбидекстр

20-23 = Почти левша

16-19 = Левша

12-15 = Абсолютный левша


следующая страница >>