Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы для... 1 185.07kb.
Учебный план специальности «Финансы и кредит» 6 858.61kb.
"Финансы и кредит" 1 27.86kb.
Методические рекомендации по оформлению курсовых работ по дисциплине 1 297.31kb.
Примерная тематика дипломных работ по специальности 080105. 1 71.49kb.
Методические рекомендации по их выполнению для студентов факультета... 1 251.71kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ Студентами... 1 51.32kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 141.02kb.
Электрическое и электромеханическое оборудование 1 134.48kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 296.97kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 117.2kb.
Город гусь-хрустальный приказ 4 719.94kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для - страница №1/2



Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования



«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ

для студентов специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

Пермь 2009


Авторы – составители:

к.э.н. Мешкова С.В., к.э.н. Мешков В.А., к.э.н. Пономарёва С.В.


Рецензенты:
- Заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», к.э.н., доцент Е.Е. Жуланов
-д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита Е.А. Третьякова

Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»/ Сост.: Мешкова С.В., Мешков В.А., Пономарева С.В. – Пермь: АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2009. – 49 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработаны в помощь студенту в процессе подготовки, выполнения и оформления курсовой работы; знакомит с порядком подготовки, защиты, требованиями и правилами оформления необходимых документов.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 и принятыми Изменениями N 1, введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Ростехрегулирования от 22.06.2006 г. N 117-ст с 01.09.2006 г. с правом досрочного применения.

Утверждено на заседании кафедры финансов и кредита АНО ВПО

«Пермский институт экономики и финансов» (Протокол № 1 от 10.09.2009 г.).


Рекомендовано к изданию типографским способом решением Учёного совета от «26» октября 2009 г. (протокол № 6).
© Мешкова С.В., Мешков В.А., Пономарева С.В., 2009

© АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...4



I Подготовка курсовой работы …………………………………………………5

  1. Поиск литературы по теме курсовой работы…………………….... 14

  2. Стиль изложения научных материалов…………………………………….….17

  3. Оформление курсовой работы…………………………………………….....21

  4. Содержание курсовой работы ………………………………………………31

  5. Примерная тематика курсовых работ ……………………………………...37

  6. Приложения…………………………………………………………………..45


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является самостоятельной работой студента и основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:


  1. Курсовая работа должна быть написана САМОСТОЯТЕЛЬНО.

  2. Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами.

  3. Работа должна содержать практическую часть (решение практический задачи; анализ ситуации; сбор, обработка и анализ статистических данных; составление кейса по данной теме, разработка проекта и др.).

Процесс выполнения курсовых работ состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы.

  2. Подбор, изучение и анализ литературы по избранной теме.

  3. Составление плана курсовой работы.

  4. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.

  5. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.

  6. Оформление курсовой работы.

Студентам предоставляется право выбора любой предложенной кафедрой или самостоятельно определенной темы, которая должна быть утверждена кафедрой. Одновременно кафедра назначает научного руководителя курсовой работы и устанавливает сроки ее исполнения.

По специальности «Финансы и кредит» 080105 студент выполняет четыре курсовые работы по дисциплинам: «Финансы», «Финансы предприятия» и «Финансовый менеджмент», «Деньги, кредит, банки».

Студенты, не выполнившие курсовые работы, не допускаются к экзаменам по данным дисциплинам.

Основная цель этих работ – это формирование у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Исходя из этого, курсовая работа должна способствовать не только углубленному усвоению теоретического курса, но и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать выводы и предложения по улучшению работы предприятия (организации, коммерческого банка). Расчеты финансовых показателей рационально производить по данным бухгалтерского баланса (форма №1), приложений к нему и отчету о прибылях и убытках (форма №2).

I ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тема курсовой работы выбирается студентом на основе утвержденного кафедрой примерного перечня тем по соответствующей учебной дисциплине, после чего по решению кафедры назначается научный руководитель курсовой работы.

После выбора темы и назначения научного руководителя студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяют необходимую литературу. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану, приступать к работе можно тогда, когда вы абсолютно ясно и отчетливо видите ее тему. Поэтому тему лучше выбирать ту, в которой вы наилучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то читали. Однако, может быть и так, что ни одна из предложенных тем вас не заинтересовала.

Существует ряд универсальных критериев, проверенных на опыте:


  1. выбирайте тему более общую, теоретическую (глобальную) - такие темы в наименьшей мере требуют чтения специальных изданий (журналов и т.п.) и позволяет уменьшить объем проведения исследований, расчетов;

  2. старайтесь не выбирать тему, на которую уже написана или пишется работа другим человеком, - сравнение, вам ни к чему;

  3. выбирайте тему, которая не имеет отношения с современными научными дискуссиями.

Преподаватели часто расходятся друг с другом в своих мнениях по тем или иным проблемам. Поэтому решать вопросы содержания курсовой работы нужно только с научным руководителем. Все возможные требования преподавателя к содержанию будущей работы желательно получить в форме примерного плана, чтобы потом не было необходимости наполовину ее сокращать или дописывать новые части и в тоже время план должен раскрывать общее представление о работе.

Существуют требования, которым вы должны следовать беспрекословно. Это требования к оформлению курсовой работы.

Оформляется она с титульным листом, с оглавлением, разбивкой текста на главы и параграфы, списком литературы, приложением.

Объем курсовой работы колеблется от 30 до 40 машинописных страниц.

Весь текст работы должен быть подчинен одной мысли и в ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея. Чтобы грамотно выдвинуть ее и подчинить ей тему работы необходимо ориентироваться в затрагиваемых вопросах.

Процедура защиты курсовых работ предусматривает нескольких преподавателей и студентов из вашей группы, и вы должны будете отвечать на вопросы и замечания по работе, возникшие у преподавателей.

Текст курсовой работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями института (См. п.4 настоящего пособия). Необходимо иметь в виду, что даже самые мелкие детали оформления могут играть существенную роль.

Курсовая работа имеет следующую структуру:



  1. оглавление;

  2. введение;

  3. основная часть (глава 1, глава 2 и т. д. с подразделами);

  4. заключение (выводы и предложения);

  5. литература (список использованных источников);

  6. приложения.

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Курсовая работа должна начинаться титульным листом, набранным на компьютере (см. Приложение 2).

Оглавление должно помещаться на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

Введение. Объем введения в курсовой работе должен составлять 2-3 страницы (10 % от всего текста).

Во введении приводится краткое обоснование выбора темы дипломной работы, обосновывается актуальность пробле­мы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по проблеме исследования; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям.

Далее следует показать научную новизну (в случае научно-исследовательского характера работы) и практическую значимость дипломной работы. В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав работы и сформулировать основные её результаты.

Введение должно состоять из следующих частей.



А) Актуальность1. Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе. Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно этой темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Освещение актуальности работы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1/3 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.

Б) Степень разработанности проблемы. В этой части работы необходимо указать всех наиболее значимых авторов, проводившие научные или научно-практические исследования по выбранной теме, показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, и иных условиях и т.д.

В) Объект и предмет исследования. Объект изучения - это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться. База исследования – это предприятие, на котором проводится исследование. Иными словами, если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему его курсовой работы. Для предмета исследования формулируются цель и задачи.

Г) Цель и задачи исследования. Цель исследования - конечный итог работы, мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы студентом. Исходя из развития цели работы определяются задачи.

Задачи исследования представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы по достижению основной цели. Обычно задачи формулируются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо производить тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Д) Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Иными словами, метод — это совокупность приемов, а прием — это часть метода.

Например, при курсовом исследовании, возможно, использовать следующие методы:

•      изучение и анализ научной литературы;

•      изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

•      моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование;

•      аналитическая группировка данных, графическое изображение;

•      горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности,

•      методы абсолютных, относительный и средних величин;

•     методы корреляционно-регрессионного, факторного анализа и др.

Е) Научная новизна (если студент подтверждает и обновляет практические достижения науки). Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Ж) Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная курсовая работа теоретической или практической.

Содержательная часть курсовой работы.

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть логически связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.



Первая глава (теоретическая часть). В этой части необходимо представить основные теоретические положения по теме исследования, провести исследование вариантов решения задач, представленных в специальной литературе, дать оценку возможности применения этих вариантов к выбранному объекту исследования. На основании проведения анализа литературных источников (монографии, статьи, материалы конференций, нормативно-правовая документация и т.п.) требуется выявить научно-обоснованные, технические (технологические), организационные и экономические решения, использование которых может сыграть решающую роль в формировании оптимальной системы управления, повышении экономической эффективности функционирования предприятия (отрасли, комплекса). Кроме того, необходимо определить принципы и методы, используемые для решения исследуемой проблемы на практике, и осуществить выбор методик, наиболее приемлемых для реализации целей курсовой работы. Здесь можно показать историю вопроса, раскрыть степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы.

В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в курсовой работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ) либо со ссылкой на иссле­дования ученых и практиков. Кроме того, в теоретической части можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, например, формировании новых экономических и управленческих структур, особенностях развития экономических процессов.

Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться графическими материалами: справочными и обзорными таблицами, выполненными, главным образом, самостоятельно. Только в отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Наряду с таблицами следует применять графики, которые обладают определенными преимуществами перед таблицами, так как позволяют более наглядно представить наиболее существенные аспекты и тем самым облегчить восприятие материала.

Теоретические проблемы должны быть представлены в сравнительно-аналитическом виде, автор курсовой работы должен критически охарактеризовать существующие концепции, подходы и дать им собственную интерпретацию, учитывающую специфику объекта и предмета исследования. Безусловно, представляет определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

При изложении в курсовой работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы. Необходимо отметить, что по дискуссионным вопросам нужно обосновать собственную позицию. Все отраженные мнения и концепции должны сопровождаться соответствующими ссылками.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30 % всей работы.



Вторая глава (аналитическая часть). Эта часть курсовой работы должна содержать общую характеристику предприятия - базы исследования, используемые методы и результаты экономического анализа его производственно-хозяйственной деятельности, применяемые методы и результаты анализа функционирования системы управления исследуемым предприятием.

Здесь студентом исследуются и обобщаются практические данные по выбранной теме, проводится анализ изучаемого предмета на примере конкретной организации. Основой такого анализа и обобщений служат практические материалы, собранные на базе исследуемого предприятия во время прохождения преддипломной практики, а также использование широкого круга учебных материалов учебных курсов.

Анализируемый период должен охватывать два - три смежных календарных года, причем каждый календарный период целесообразно представить с квартальной разбивкой, по необходимости – с большей детализацией.

Динамику показателей рекомендуется анализировать по данным за ряд лет, используя преимущественно относительные показатели.

Анализируемые данные представляются в виде таблиц, сгруппированных по качественному признаку. Студент должен проверить сопоставимость данных, единицы измерения, учетные состояния. Все материалы, представленные в виде таблиц, должны сопровождаться выводами и иными характеристиками.

На основе проведенного анализа студентом определяются причины, снижающие эффективность функционирования рассматриваемого предприятия путем выявления недостатков действующей системы управления, степени оптимальности принимаемых решений и ряда других отрицательно воздействующих факторов. На основе полученных результатов исследования формулируются основные направления оптимизации функционирования предприятия, а также задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Иными словами, материалы этой главы используются для выработки рекомендаций, алгоритмов, предложений, излагаемых в третьей главе.

По объему вторая глава составляет 30 % основной части курсовой работы.

В третьей главе (проектной части) разрабатываются теоретические и практические рекомендации по решению выявленных проблем, и обосновывается целесообразность их внедрения (применения). В этой части курсовой работы формулируются выбранные направления выполнения работы и предлагаемые обоснованные мероприятия по их реализации. Для этого необходимо четко определить: цель выполнения работы; перечень рекомендуемых предложений (мероприятий); нормативно-методическую базу выполнения работы; процесс организации выполнения работы; краткое технико-экономическое обоснование предложений (мероприятий).

Третья глава является структурно-логическим продолжением, уточнением и конкретизацией первой и второй глав работы. Это проявляется в том, что основные теоретические положения должны получить конкретное практическое воплощение по материалам и методам первой и полученным экспериментальным данным второй глав.

Третья глава является заключительной, а потому должна содержать конкретные предложения и рекомендации по улучшению деятельности организации. При этом каждое предложение должно сопровождаться подробным описанием его содержания, рекомендациями по объему и видам подготовительных работ, связанных с реализацией данного мероприятия, оценку готовности анализируемого предприятия к внедрению предлагаемых рекомендаций. Ценность курсовой работы возрастает, если студент предлагает несколько вариантов решения поставленной проблемы и на основании комплексного анализа каждого из них выбирает наиболее эффективный для хозяйствующего субъекта.



Обоснование выводов и рекомендаций должно обязательно сопровождаться расчетами затрат, связанных с внедрением предлагаемых мероприятий и ожидаемого эффекта от внедрения.

По объему третья глава составляет не менее 30% основной части работы.

В курсовой работе каждая глава заканчивается особым разделом, не имеющим своей нумерации, а именно – Выводы по главе. В этих выводах обобщается материал, изложенный в параграфах главы. Выводы должны отражать результаты, полученные в данной главе и иметь соответствующее обоснование в ее тексте. Эти выводы должны отвечать следующим требованиям:

- быть нетривиальными и исключать очевидные положения:

- формулировки должны отражать конечные результаты, полученные в соответствующей главе;

- нецелесообразно приводить те положения, которые не связаны с целью дипломной работы и с изложением последующего материала;

- вывод нельзя заменить декларацией о результатах проделанной работы;

- выводы должны быть краткими и в сжатом виде отражать существенные результаты, полученные в ходе работы над той или иной главой.


Заключение. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию общественных отношений в сфере социально-трудовой сферы, экономики, управления и т.д. В заключении необходимо зафиксировать степень достижения поставленных целей и задач, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок.

Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам государственного управления, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям либо их подразделениям, банковским учреждениям и так далее. Каждая рекомендация должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятель­ности или учебном процессе.

Таким образом, в заключении необходимо сформулировать выводы по проделанной курсовой работе, зафиксировать степень достижения поставленных целей и задач, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок. Объем заключения составляет 2-3 страницы (основные выводы по главам курсовой работы). При этом по второй и третьей главе выводы должны содержать как теоретические, так и практические наработки автора курсовой работы.
Список использованной литературы. В конце работы необходимо привести список использованной литературы. Список использованной литературы должен содержать не менее 35 источников, изученных автором, и быть оформлен в соответствии с ГОСТом (автор, название источника, место издания, издательство, год издания и количество страниц текста). Образец оформления представлен в приложении 2.

Фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строго по алфавиту. В одном списке разные алфавиты не смешиваются, иностранные источники обычно размещают в конце перечня всех материалов. Принцип расположения в алфавитном списке – «слово за словом», т.е. при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий, при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.

На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе с указанием номеров страниц.

Ссылки на источники литературы вставляются автоматически (Вставка – Ссылка – Сноска - Внизу страницы – Вставить).


Приложения. Приложения начинаются страницей, в центре которой прописными буквами полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 26 должно быть помещено слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Приложение - заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Также в приложения необходимо выносить расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ); формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, а также другие материалы, использование которых в тексте курсовой работы нарушает логическую стройность изложения.
Особо обращаем внимание студентов на наиболее часто встречающиеся ошибки и недочёты в курсовых работах:

  1.   Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.

  2. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.

  3. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.

  4. Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.

  5. Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов, как по главам, так и в целом по работе.


II. ПОИСК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Написанию курсовой работы предшествует глубокое изучение литературных источников по теме работы.

Для этого необходимо, прежде всего, обратиться в библиотеку. Здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат библиотеки. Главную часть которого составляют каталоги и картотеки.

Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны сведения об одной книге: автор, заглавие, издание, год издания, количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке.

Если студенту известны названия нужных книг, автор, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом. Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, студенту нужно обратиться к систематическому каталогу.

Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нем располагаются в системе отраслей знания. Все разделы связаны между собой логической последовательностью и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным.

От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли.

В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане, - за основы наименования раздела берется не отрасль знания, а названия предметов. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

Следует отметить, что для написания курсовой работы необходим также материал, напечатанный в журналах, газетах и различного рода сборниках. Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, экономики, менеджмента.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.).

Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, не читая его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой курсовой работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то для Вас будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то Вам будет интересна только часть издания.

Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, поскольку малоизвестные авторы - это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Среди издательств, специализирующихся на экономической литературе, широко известны такие как «Финансы и статистика», «Инфра - М», «Дело и Сервис», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ.

Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги исследователем должен быть направлен на поиск новых положений, которые следует оценивать критически.

Время издания отражает особенности того исторического периода, в которых писалась книга. Материалы, опубликованные до начала 90-х годов, характеризуются идеологизированностью и рассмотрением процессов с марксистско-ленинских позиций. Период с начала 1990-1998 гг. характеризовался эйфорией реформ, и книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных Вы имеете возможность оценить, насколько близка книга к Вашим исследованиям.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления можно определить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой работы.

Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить информацию о проведенных исследованиях по выбранной тематике.

Иллюстративный материал позволяет более эффективно уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше Вы соберете научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Описание всех типов документов унифицировано и приведено в п. 4 данного пособия в разделе «Оформление литературных источников». Список использованной литературы помещается в конце работы, после «Заключения». Данный список литературы по теме курсовой работы согласовывается с научным руководителем.


III. СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

В научной речи очень распространены указательные местоимения "этот", "тот", "такой". Местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда).

Текст курсовой работы, как отмечалось ранее, состоит из введения, основной части курсовой работы, заключения и списка литературы.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности. ВВЕДЕНИЕ в курсовой работе должно быть по объему 1-2 страницы. Во введении необходимо обосновывать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, содержание поставленных для достижения главной цели задач. В курсовой работе могут быть описаны объект и предмет, избранные методы исследования.

Освещение актуальности работы должно быть немногословным. Начинать описание издалека нет необходимости. Достаточно в пределах 0,5-1 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы. От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования. Цель - конечный итог работы. Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.



Объект изучения - это явление, на который направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

При работе над введением Вам нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу.

В главах ОСНОВНОЙ ЧАСТИ курсовой работы рассматривается теоретический аспект рассматриваемой проблемы, излагается материал практического исследования.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа - это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы, однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должен логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом следует соблюдать следующие правила.


  1. Выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар - это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).

  2. В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.

  3. При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

  4. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Курсовая работа заканчивается ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение курсовой работы должно быть по объему 1-2 страницы.

После заключения помещают СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, которая была использована при написании работы. На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.



ПРИЛОЖЕНИЯ помещают после списка литературы. Их цель - избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки.

IV. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие положения

Курсовая работа печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, примерное количество знаков на странице - 2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы курсовой работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Страницы проставляются в правом нижнем углу.

Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении. Новый параграф можно начинать на той же странице, на которой закончился предыдущий, если на этой странице, кроме заголовка, поместится не менее 4-5 строк текста нового параграфа. Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов и точка в конце названия не ставится, название не подчеркивается.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр. (прочие), т. д. (так далее), т. п. (тому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), ср. (сравни), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн. (миллион), млрд. (миллиард). Слова и другие, и тому подобное, и прочие. Внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов так называемый, так как, например, около, формула.

Общепринятые буквенные аббревиатуры (IS-LM, США, НАТО и т. д.), достаточно распространенные в экономической науке, не требуют расшифровки в тексте. Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, то при первом упоминании в тексте пишется полное название, после него в скобках приводится аббревиатура и далее используется только аббревиатурная форма. Например: коммерческий банк (КБ), Акционерный коммерческий, Сберегательный банк Российской Федерации (АК, СБ РФ), наиболее ликвидные активы (НЛА).

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм).

Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами (95 кг, 5 л и т. д.). После сокращения л, кг и им подобных точка не ставится.

При перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры (3, 15, 45 и 67%).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (на 20 страницах).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х и др.) При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 30 и 50-х гг.). При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (XX в.).

Важным моментом при написании курсовой работы является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:


  1. текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

  2. каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

  3. научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Ссылки при цитировании текста оформляются в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.
Оформление таблиц

Цифровой и фактический материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц, где материал группируется в колонки.

Таблицы обычно помещаются по ходу изложения после ссылки на них.

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...; из таблицы видно, что...; анализ таблицы позволяет заключить, что... и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами:



  1. Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без отступа, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

  2. Слово «Таблица» помещается вверху над таблицей слева.

  3. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.

  4. Название таблицы выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы – 3 пт, после – 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14.

  5. Заголовки граф содержат названия показателей в именительном падеже, единственном числе (без сокращения слов), их единицы измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы или над таблицей, если все ее показатели выражены в одних и тех же единицах измерения.

  1. Заголовки граф в таблице выполняются через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

  2. Итоговая строка завершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой.

  3. Числовые данные записываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы на уровне последней строки показателя; при этом обязательно разряды располагать под разрядами; целая часть отделяется от дробной запятой, а не точкой. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны 0 – «0», если данные существуют, но не внесены в сборник – «...», если данные не существуют – «–». Если значение не равно нулю, но первая значащая цифра поя-вится после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (при степени точ-ности 0,1).

  4. Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник данных. Ссылка помещается сразу после таблицы; в тексте данные ссылки имеют нумерацию, общую со ссылками на рисунки.




  1. Сноски внутри таблицы обозначаются только «*».

  2. Нумерация таблиц является сквозной; в номере таблицы содержится номер главы. Например, если таблица расположена в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация таблицы будет следующей: «Таблица 2.5».

  3. При переносе таблицы на другую страницу названия ее граф следует повторить или повторить их порядковую нумерацию и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 2.5.».

Пример оформления таблицы (см. табл. 1.1).



Таблица 1.1 - Изменение величины и структуры денежных расходов домохозяйств Пермской области в 2005-2008 гг.

Расходы в семейных бюджетах

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

Всего, млн. руб.

69743,0

97804,9

126322,3

157336,3

темп роста в % к предшествующему году

141,0

140,2

129,2

124,6

Покупка товаров и оплата услуг, млн. руб.

51745,5

70113,2

89362,1

109443,8

Окончание таблицы 1.1



1

2

3

4

5

удельный вес в денежных доходах, %

62,6

63,1

63,8

64,1

темп роста в % к предшествующему году

131,9

135,5

172,7

122,5

в т.ч.













покупка товаров, млн. руб.

42031,8

56664,4

71652,5

87287,8

удельный вес в денежных доходах, %

50,9

50,9

51,2

51,1

темп роста в % к предшествующему году

128,9

134,8

126,5

121,8

оплата услуг, млн. руб.

9713,7

13448,8

17709,6

22156,0

удельный вес в денежных доходах, %

11,8

12,09

12,7

12,9

темп роста в % к предшествующему году

148,6

138,5

131,7

125,1

Обязательные платежи и разные взносы, млн. руб.

5256,5

7048,8

9089,9

10166,9

удельный вес в денежных доходах, %

6,4

6,3

6,5

5,9

темп роста, в % к предшествующему году

164,8

134,1

129,0

111,8

Прирост вкладов, облигаций и др. ценных бумаг, млн. руб.

9341,7

17072,3

23924,1

32124,6

удельный вес в денежных доходах, %

11,3

17,5

18,9

18,8

темп роста в % к предшествующему году

226,0

182,8

140,1

134,3

Приобретение валюты, млн. руб.

3399,3

3570,6

3946,2

5601,1

удельный вес в денежных доходах, %

4,11

3,21

2,82

4,0

темп роста в % к предшествующему году

117,6

105,0

110,5

141,9

Прирост денег на руках у населения, млн. руб.

12912,5

13396,4

13704,5

13539,1

удельный вес в денежных доходах, %

15,6

12,0

9,8

7,9

темп роста в % к предшествующему году

152,4

103,7

102,3

98,8


Общие правила представления формул

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Наиболее важные, а также длинные или громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.

Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать в одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Порядковые номера формул включают номер главы. Они обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссыл­ки в последующем тексте. Небольшие формулы, составляющие единую группу, объединяются одним номером. Если представлена система формул, она объеди­няется фигурной скобкой слева. Например:



[A⋅h + B⋅(1 + Rf) = P⋅h-E

Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и при­водимые лишь для вывода основных формул, обычно не нумеруются (исключе­нием являются случаи, когда в дальнейшем тексте на данные формулы есть ссылки).

В работах, где количество формул является ограниченным, применяется их сквозная нумерация через всю работу, например: глава 1 формула 4 - (1.4).

В работах, где используется большое количество формул, их нумерация является сквозной в пределах одной главы, например: глава 2, формула 4 - (2.4).

При ссылках на какую-либо формулу в тексте ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т. е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (3.7)...»; «из уравнения (5.1) вытекает...».

Формула включается в предложение как равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необхо­димо по правилам пунктуации:

а) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

б) этого требует построение текста, предшествующего формуле.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулой.

Пример оформления формулы:



PVB = 60 IB - IA, (1.1)

где: PVB дисконтированная оценка суммарных доходов; IiB- доход «образованного» человека в i-том году;



IiA- доход «необразованного» человека в i-том году.
Представление отдельных видов иллюстративного материала

В курсовой работе используется иллюстративный материал в виде графических изображений.

Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения.

Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояснения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя.

Рассмотрим некоторые виды графических изображений.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.

Среди диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100 %.

Пример оформления диаграммы (см. рис. 1.1).

При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами.



  1. Все иллюстрации в курсовой работе должны быть пронумерованы и снабжены названиями.

  2. Слово «Рисунок» пишется полностью и помещается непосредственно перед названием иллюстрации.

  3. Название помещается по центру под рисунком.

  4. Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (рис. 1.3), либо в виде специального оборота, например: как показано на рис. 1.3.




Рисунок 1.1 - Денежные заработки (средние) работников-мужчин, работающих в течение всего года в режиме полного рабочего времени, 1990 г.2

  1. Нумерация рисунков является сквозной для всего текста курсовой работы. В номере рисунка содержится номер главы и порядковый номер рисунка. Например, если рисунок расположен в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация рисунка будет следующей: «Рис. 2.5».

  2. Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию.

Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.

Оформление использованной литературы
Использованная в работе литература является органической частью любой научно-исследовательской работы. Она:

  • позволяет документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов документов);

  • характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

  • представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей; является простейшим библиографическим пособием.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы в процессе работы.

В списке указывают фамилию автора, его инициалы, название работы, место издания (для Москвы – сокращенно М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование), год. При наличии нескольких авторов указываются фамилии и инициалы всех.

Для журнальной статьи (или статьи в сборнике) указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), год издания, номер журнала или номер выпуска сборника (если есть), страницы, на которых расположена статья.

Группировка литературных источников осуществляется по систематическому принципу: вся литература первоначально разбивается на разделы. Внутри разделов источники располагаются в алфавитном порядке. Нумерация литературных источников является сквозной. Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.

В курсовой работе список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке:

Официальные государственные документы.

Официальные акты, документы общественных организаций, политических партий, постановления (в обратно-хронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее).

Нормативно-инструктивные документы.

Включаются законодательные документы, инструкции, нормы, нормативы и т.д.

Монографическая литература.

Литература приводится в алфавитном порядке. Не следует отделять книги от статей. Виды монографической литературы могут быть следующие: книги одного, двух, трех и более авторов; сборники статей, докладов; материалы конференций, съездов, симпозиумов; отдельные тома многотомного издания; отдельные тома (выпуска) продолжающегося сборника; статьи (произведение) из многотомного издания; статьи из сборника; статьи из журнала; статьи из газеты.

Справочная литература.

К справочной литературе относятся словари, справочники, энциклопедии, статьи из энциклопедии.

Библиографические указатели.

Библиографические указатели могут быть представлены в следующих видах: ре­цензия с заглавием; рецензия (без заглавия); реферат (без заглавия); описание стандарта; описание патентного документа; описание депонированной рукописи; описание диссертации; описание автореферата диссертации.



. Описание электронных ресурсов. Электронные ресурсы могут быть представлены в следующих видах: электронная статья; электронный журнал; электронные данные; базы данных.

. Публикации автора.

. Иностранная литература.

В одном списке разные алфавиты не смешиваются; иностранные источни­ки обычно размещают в конце перечня всех материалов.

Рекомендуется располагать источники по принципу «слово за словом», т.е.:

■ при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д.,



- при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий,

■ при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший,


старший, отец, сын - от старших к младшим),

- при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими по алфавиту фамилий соавторов.

Пример оформления списка литературы.



Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на рас­ширенном заседании итоговой коллегии от 21 февраля 2001 г. // Стандарты и мо­ниторинг в образовании. - 2001. - № 2.



3.

Монографическая и периодическая литература

  1. Яковлев А.Н. Свобода – это наше все…? / А.Н. Яковлев // Рос. вести. – 2001. – 24 янв. – С. 2.





Описание электронных ресурсов

  1. Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В.Л. Соловьева: [Электронный ресурс] / В.В. Бычков. – Электрон.ст. – Б.м., Б.г.- Режим доступа к ст.: http://spasil.ru/biblt/bichov2.htm.



Оформление приложений

Приложение является заключительной частью работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Приведем несколько примеров плана основной части курсовой работы по финансам предприятий. Например, по теме «Оценка кредитоспособности предприятия» можно составить такой план основной части:
Глава 1. Анализ источников средств и вложенного капитала предприятия в динамике.


  1. Анализ состояния собственного и привлеченного капитала.

  2. Анализ капитала, вложенного в нематериальные внеоборотные средства и в материальные оборотные средства; в внеоборотные активы.

  3. Оценка состояния краткосрочных обязательств.

Глава 2. Оценка показателей кредитоспособности предприятия в динамике.

  1. Оценка обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами.

  2. Оценка состояния платежеспособности предприятия.

  3. Пути повышения платежеспособности и кредитоспособности.

Курсовые работы, особенно по предметам «Финансы предприятий» и «Финансовый менеджмент», нужно разрабатывать на примере конкретного предприятия. Можно использовать предприятие, где работает студент или по месту прохождения практики. Возможно, также использовать данные по предприятию, публикуемому в периодической печати.

Расчеты производятся по балансу (форма №1), отчету о прибылях и убытках (форма №2) и другим видам отчетности, в зависимости от сути темы.

Методика изложения темы такова: теоретические вопросы, методика расчета рассматриваемых показателей, расчет этих показателей по источникам информации. Затем рационально свести расчеты свести в аналитическую таблицу с целью анализа и составления по данным анализа вывода.

В первую очередь можно изложить теорию вопроса, а затем методику расчетов показателей и определить цифровые значения их. Исходные данные надо принимать из соответствующей отчетности предприятия.

Используя баланс предприятия в качестве примера в данном случае по главе 1, подразделу 1.1 можно составить следующую таблицу для анализа собственного, привлеченного и вложенного капитала (см. табл.1.1.1).



Таблица 1.1.1 - Анализ источников средств предприятия

№ №

п/п



Показатели


на начало года, тыс. руб.


на конец года, тыс. руб.


отклонение +, -


темпы роста, %


1

Собственные капитал (собственные средства)













2

Привлеченный капитал всего: в. т. ч.
















долгосрочные обязательства
















краткосрочные обязательства
















Итого источников средств












Для подраздела 1.2 можно составить аналитическую таблицу по такой форме (см. табл. 1.2.1).



Таблица 1.2.1 - Анализ вложенного капитала

№№

п/п


Показатели

на начало года, тыс. руб.

на конец года, тыс. руб.

отклонение

+, -


темпы роста, %

1


Сумма вложенного капитала всего в. т. ч.













1.1.


Капитал, вложенный в нематериальные оборотные средства













1.2.


Капитал, вложенный в материальные оборотные средства













1.3.


Капитал, вложенный во внеоборотные активы

в т. ч.
















основные средства












По главе 2 можно рекомендовать аналитическую таблицу 2.1. такого содержания:



Таблица 2.1.1 -Анализ показателей ликвидности и платежеспособности предприятия

№№ п/п

Показатели

на начало года, тыс. руб.

на конец года, тыс. руб.

Изменение, (+, -)

Критерии

1

2

3

4

5

6

1


Коэффициент общей ликвидности










≥ 1,5

2


Коэффициент покрытия (платежеспособности)










≥ 3

3


Наличие собственных оборотных средств













4


Излишек (+)













Окончание таблицы 2.1.1

1

2

3

4

5

6

5


Недостаток (-)













6


Коэффициент обеспеченности













7


Коэффициент автономии (%)










≥ 60

8


Прибыль до налогообложения (тыс. руб.)










-

9


Доход на вложенный капитал










≥ 8

Расчеты по таблице 2.1 нужно начинать с определения наличия собственных оборотных средств.

Далее в соответствии с методикой следует определить и оценить все остальные показатели платежеспособности и кредитоспособности, составить вывод по таблицам.

Расчеты ликвидности и платежеспособности в курсовой работе нужно производить по укрупненным методикам, изложенным в учебниках.

Количество рассматриваемых показателей зависит от сущности темы.

Так, например, рассматривая структуру пассивов баланса предприятия следует использовать удельный вес:

а) собственных средств, в т.ч.:



  • Уставный капитал;

  • Добавочный капитал;

  • Резервный капитал;

  • Фонд социальной сферы;

  • Целевые финансирования;

  • Прибыль.

б) привлеченный капитал, в т.ч.:

  • Долгосрочный капитал;

  • Краткосрочный капитал.

Удельный вес собственных средств = Сумма собственных средств x 100 %

Итог пассива баланса




Удельный вес привлеченного капитала = Сумма привлеченного капитала x 100 %



следующая страница >>