Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных... 25 5564.5kb.
Гигиеническая оценка 7 1760.97kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной... 1 208.59kb.
Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) 1 397.78kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению... 2 781.62kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Псков... 1 107.96kb.
Методические рекомендации по организации рубежного контроля по дисциплине 1 111.85kb.
Васильчикова Н. А., Ионченкова В. Г., Каримов А. А., Дмитриев М. 3 534.93kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских... 1 385.37kb.
Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией... 6 1189.72kb.
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся... 5 641.4kb.
Постановление От «16» июля 2010 г. №1232 о почетной грамоте администрации... 1 143.3kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания - страница №1/2



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь
К.С. Фарино

« 06 »_____08.____2009


Методические рекомендации

по организации интегрированного обучения и воспитания

учащихся с особенностями психофизического развития

в общеобразовательных учреждениях
Введение

Реализация права ребенка с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства (Закон Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)") позволила внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса – интегрированное обучение и воспитание.

Обучение детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях образовательной интеграции позволяет ребенку жить в семье, а родителям активно участвовать в воспитании и развитии своих детей.

Данная форма организации образовательного процесса для учащихся с ОПФР становится все более востребованной родителями названной группы учащихся. В 2008/2009 учебном году более 60% учащихся с ОПФР получали образование в общеобразовательных учреждениях. Соответственно возросло и количество общеобразовательных учреждений, в которых осуществляется интегрированное обучение и воспитание. Изучение состояния интегрированного обучения и воспитания, осуществленное Министерством образования в 2008-2009 годах, показало, что специалисты, курирующие вопросы специального образования, педагогические работники учреждений образования испытывают определенные трудности в организации образовательного процесса и определении содержания обучения для разных групп учащихся с ОПФР, что и вызвало необходимость разработки данных методических рекомендаций.

Цель настоящих рекомендаций – помочь специалистам органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов, общеобразовательных учреждений в создании наиболее благоприятных условий для совместного обучения детей в школах в условиях образовательной интеграции.

1. Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания
Для осуществления образовательной интеграции в республике создана нормативная правовая база, регулирующая деятельность общеобразовательных учреждений в этой сфере:

Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. № 285-З "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 85 "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09 ноября 2004 г. № 64 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2008 г. № 74) "Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения учебных планов специального образования";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 мая 2005 г. № 41 "О внесении изменений и дополнений в Положение о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате)";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01 декабря 2006 г. № 108 "Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений";

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 02 октября 2007 г. № 607 "Об утверждении Правил формирования культуры устной и письменной речи в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах)";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 59 "Об утверждении учебных планов для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов)";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 мая 2005 г. № 40 "Об утверждении Положения о вспомогательной школе (школе-интернате)";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 марта 2003 г. № 18 "Об утверждении образца свидетельства о специальном образовании и порядка заполнения и выдачи свидетельства о специальном образовании";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08 июня 2005 г. № 47 "Об утверждении Инструкции о порядке аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся вспомогательных школ (школ-интернатов)";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 60 "Об утверждении учебных планов для вспомогательной школы (школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучение и реабилитации";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2005 г. № 42 "Об утверждении Инструкции о патронате лиц с особенностями психофизического развития";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07 декабря 2006 г. № 115 "Об утверждении Положения о группе продленного дня общеобразовательного учреждения";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 58 "О единых типовых учебных планах для общеобразовательных учреждений";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08 мая 2009 г. № 24 "О внесении изменений в постановления Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 59, № 60".


2. Общие требования и подходы к осуществлению интегрированного обучения и воспитания
Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.

Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:

с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями зрения;

с нарушением слуха;

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР.

Интеграция (от лат. inteqratio - восстановление, восполнение) – объединение частей в единое целое. Интеграция в образовании (образовательная интеграция) не является только механическим объединением здоровых учащихся и учащихся с нарушениями физического и (или) психического развития в классе или в школе. Это новая система функционирования общеобразовательного учреждения в ином режиме независимо от количества в нем специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее – интегрированных классов).

Образовательная интеграция – двусторонний процесс. С одной стороны, ребенок с ОПФР готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, и общеобразовательное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания. В образовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОПФР и их здоровыми сверстниками. В связи с этим образовательную интеграцию следует рассматривать не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных классах, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом.

Осуществление интегрированного обучения и воспитания предполагает создание в общеобразовательном учреждении условий для обучения, воспитания, развития и самореализации как учащихся, имеющих нарушения психофизического развития, так и учащихся, не имеющих таких нарушений, организацию их совместной деятельности. Содержание работы общеобразовательного учреждения при организации интегрированного обучения и воспитания отличается от его обычного режима тем, что:

образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами к общему среднему и специальному образованию;

обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по учебным планам и программам общеобразовательных учреждений;

обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам специального образования;

создаются специальные условия для обучения и воспитания учащихся с ОПФР;

осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР;

формируются новые качественные характеристики взаимодействия и взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями.

В процессе образовательной интеграции включаются во взаимодействие специалисты разных структур: органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов (далее – органов управления образованием), государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР), общеобразовательных учреждений.

Органы управления образованием осуществляют организационно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение интегрированного обучения и воспитания, несут ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР в регионе (области, районе, городе).

ЦКРОиР выполняют координирующую функцию. Специалисты ЦКРОиР оказывают организационно-методическую помощь по вопросам открытия, комплектования и функционирования интегрированных классов. Они проводят психолого-педагогическое обследование детей с ОПФР, разрабатывают индивидуальные планы оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с ОПФР, обучающимся в интегрированных классах, изучают успешность протекания процессов интегрированного обучения, участвуют в организации методической работы с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и психолого-педагогическом сопровождении учащихся, оказывают консультативную помощь родителям и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений.

Общеобразовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность, создают адекватную возможностям разных групп учащихся с ОПФР образовательную среду, организуют их психолого-педагогическое сопровождение. Администрация общеобразовательного учреждения несет ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания.

Научно-методические и организационно-содержательные аспекты обучения различных групп детей с ОПФР в условиях образовательной интеграции изложены в монографии А.Н. Коноплёвой, Т.Л. Лещинской "Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития", Мн.: НИО, 2003.

3. Организационные формы интегрированного обучения и воспитания
Организационными формами интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего образования являются:

специальный класс;

класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости;

класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости.


4. Открытие специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания
Открытию специальных и интегрированных классов предшествует большая организационная работа.

На основе анализа регионального банка данных о детях с ОПФР и пожеланий родителей ЦКРОиР представляет в органы управления образованием прогноз потребности детей с ОПФР в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, в том числе и предложения об открытии специальных и интегрированных классов.

Специалисты органов управления образованием на основании этих предложений определяют общеобразовательные учреждения, где предполагается организация интегрированного обучения, и готовят материалы в местные исполнительные и распорядительные органы для принятия решения об открытии специальных и интегрированных классов.

После принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения об открытии таких классов, органом управления образованием совместно с руководителями общеобразовательных учреждений, где планируется осуществление интегрированного обучения и воспитания, проводится работа по созданию в общеобразовательных учреждениях специальных условий, таких как:

обеспечение соответствующей учебной литературой (учебными программами специального образования, учебными пособиями и учебниками для специальных общеобразовательных и вспомогательных школ, индивидуальными техническими средствами обучения, дидактическими средствами обучения для детей с ОПФР в соответствии с характером и степенью тяжести имеющихся нарушений развития и др.);

создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

обучение незрячих (слепых) на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабовидящих – по учебникам и учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом, с использованием тифлотехнических средств и специального оборудования;

обучение неслышащих (глухих) и слабослышащих детей с использованием звукоусиливающей аппаратуры, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на визуальной основе;

кадровое обеспечение интегрированного обучения и воспитания (наличие кадров учителей-дефектологов, подготовка педагогического коллектива общеобразовательного учреждения к работе с учащимися с ОПФР);

наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой с целью оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений;

организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с ОПФР, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;

создание атмосферы эмоционального комфорта учащимся с целью сохранения их психического и нравственного здоровья и другие.

Рекомендации по организации образовательной среды изложены в учебно-методическом пособии С.Е. Гайдукевич и др. "Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения", Мн.: БГПУ, 2006.

Министерство образования рекомендует определить в каждом регионе опорные общеобразовательные учреждения, где будет осуществляться интегрированное обучение и воспитание детей с ОПФР, что позволит более экономно расходовать бюджетные средства на создание адаптивной образовательной среды для обучения названной группы детей.

Изучение состояния интегрированного обучения и воспитания показало, что в республике отмечается сокращение количества специальных классов (с 2003 по 2009 год количество специальных классов уменьшилось на 174 единицы, а количество учащихся, обучающихся в них, уменьшилось на 2177 детей).

Специальный класс или интегрированный класс полной наполняемости как формы организации интегрированного обучения, имеют определенные преимущества, не только с точки зрения экономической эффективности, но и с позиции наиболее полного удовлетворения интересов обучающихся. Поэтому при организации интегрированного обучения и воспитания рекомендуется открывать специальные классы или интегрированные классы полной наполняемости. Интегрированные классы неполной наполняемости могут открываться преимущественно в общеобразовательных учреждениях сельской местности, при условии невозможности организации подвоза детей с ОПФР в опорные общеобразовательные учреждения, осуществляющие интегрированное обучение и воспитание.


5. Комплектование специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания
Комплектование специальных и интегрированных классов осуществляется органами управления образованием на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, заключений ЦКРОиР и согласия законных представителей ребенка с заключением ЦКРОиР.

Зачисление ребенка в специальный или интегрированный класс осуществляется на основании следующих документов:

приказа руководителя общеобразовательного учреждения;

заявления законных представителей;

свидетельства о рождении ребенка (предъявляется при зачислении);

заключения ЦКРОиР с рекомендациями об организации образовательного процесса;

согласия законных представителей ребенка с заключением ЦКРОиР;

медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья ребенка.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений, что заявление о приеме в интегрированный класс пишут как родители детей с ОПФР, так и родители детей, не имеющих ОПФР.

Наполняемость специальных классов определяется Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) или Положением о вспомогательной школе (школе-интернате) и составляет:

для слабослышащих детей с относительно развитой речью 10 учащихся;

для неслышащих детей, слабослышащих детей с грубым недоразвитием речи 8 учащихся;

для незрячих детей 8 учащихся;

для слабовидящих детей 12 учащихся;

для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) 12 учащихся;

для детей с тяжелыми нарушениями речи 12 учащихся;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 10 учащихся, если в названном классе есть один учащийся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием, то 6 учащихся;

для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой степенью умственной отсталости) 12 учащихся.

В соответствии с пунктом 20 Положения о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития и пунктом 17 Положения о вспомогательной школе (школе-интернате) учредитель, исходя из региональных условий, может открывать специальные классы меньшей наполняемости.

Наполняемость интегрированных классов определяется пунктами 23 и 25 Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее – Инструкция).

Интегрированный класс полной наполняемости открывается при наличии:

трех учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

или трех неслышащих (глухих) учащихся;

или трех незрячих (слепых) учащихся;

или трех учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

или пяти-шести слабослышащих учащихся;

или пяти-шести слабовидящих учащихся;

или пяти-шести учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

или пяти-шести учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью и двух учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью и двух учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

или одного учащегося с тяжелыми нарушениями речи и трех учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с трудностями в обучении и трех учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

или двух учащихся с трудностями в обучении и двух учащихся с тяжелыми нарушениями речи или другие сочетания.

Интегрированный класс неполной наполняемости открывается при наличии меньшего количества детей с ОПФР, чем определено для интегрированного класса полной наполняемости. Интегрированный класс неполной наполняемости может открываться даже при наличии одного ребенка с ОПФР.

При комплектовании интегрированных классов неполной наполняемости необходимо учитывать тот факт, что учебные занятия в таком классе проводит, в основном, учитель начальных классов или учителя-предметники. Поэтому в интегрированном классе неполной наполняемости образовательный процесс рекомендуется организовывать не более чем по двум учебным планам разных типов учреждений образования. Например, в таком классе могут реализовываться:

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план вспомогательной школы и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (2-го отделения) и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (1-го отделения) и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или другие сочетания учебных планов.

В исключительных случаях может быть открыт интегрированный класс неполной наполняемости, в котором образовательный процесс организуется по типовому учебному плану общеобразовательного учреждения и учебным планам специальных общеобразовательных школ в следующих сочетаниях:

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении;

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и учебный план 1-го отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха и др.

Изучение практики организации интегрированного обучения в республике показало, что в одном из интегрированных классов неполной наполняемости учащиеся обучались:

по типовому учебному плану I класса общеобразовательного учреждения;

по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (1 ребенок);

по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (1 ребенок);

по учебному плану I класса вспомогательной школы (1 ребенок).

В данном случае нарушен порядок комплектования интегрированного класса, так как при наличии одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью и двух детей с трудностями в обучении открывается интегрированный класс полной наполняемости. Обучение в данном классе учителем осуществлялось по четырем учебным планам, что существенно снижает качество образовательного процесса как в отношении детей с ОПФР, так и в отношении детей, обучающихся по типовому учебному плану общеобразовательного учреждения, что недопустимо.

В целях создания условий для развития творческих способностей детей, в том числе и детей с ОПФР, их участия во внеклассной и внешкольной деятельности в общеобразовательных учреждениях, за исключением школ-интернатов, санаторных школ-интернатов, специальных школ закрытого типа, могут открываться группы продленного дня (далее – группы). Группы открываются для учащихся, получающих образование на I и II ступенях общего среднего образования. В соответствии с пунктом 12 Положения о группе продленного дня общеобразовательного учреждения, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 115, наполняемость групп для детей с ОПФР, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, должна соответствовать наполняемости классов, определенной законодательством для лиц с ОПФР. Следовательно, наполняемость групп при организации образовательного процесса в интегрированных классах не должна превышать 20 учащихся, из них от 1 до 6 учащихся с ОПФР.

При осуществлении кадрового обеспечения специальных и интегрированных классов педагогическими работниками администрация общеобразовательного учреждения, учитывая контингент учащихся с ОПФР, может отдавать предпочтение учителю-дефектологу с соответствующей специализацией (сурдопедагог, учитель-логопед, тифлопедагог и др.). Например, в классе для детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, должен работать учитель-дефектолог со специализацией учитель-логопед.

6. Сроки получения образования для учащихся с ОПФР

Сроки обучения на I ступени общего среднего образования определяются соответствующими учебными планами и составляют:

для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушением слуха (2-ое отделение) 5 лет;

для детей с нарушением слуха (1-ое отделение) 4 года;

для детей с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 4-5 лет.

Срок обучения (четырехлетний или пятилетний) для детей с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата определяется ЦКРОиР.

Сроки обучения на II и III ступенях общего среднего образования для названных групп учащихся соответствуют срокам обучения учащихся общеобразовательных учреждений и составляют 5 лет и 2 года соответственно.

Срок получения образования на уровне общего базового образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью составляет на первом отделении вспомогательной школы 10 лет.



7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР, обучающихся в условиях интегрированного обучения и воспитания

Одним из обязательных условий организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в общеобразовательном учреждении.

С целью осуществления психолого-педагогического сопровождения приказом руководителя общеобразовательного учреждения создается группа психолого-педагогического сопровождения (далее – группа сопровождения). В состав группы сопровождения входят:

представитель администрации общеобразовательного учреждения (руководитель группы);

специалист ЦКРОиР, координирующего деятельность в сфере специального образования в регионе;

педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, воспитатели, работающие с учащимися с ОПФР, педагог социальный) и иные работники общеобразовательного учреждения.

Однако опыт осуществления интегрированного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях сельской местности показывает, что создание группы сопровождения на базе одного общеобразовательного учреждения, где организовано интегрированное обучение одного или нескольких учащихся с ОПФР, практически невозможно из-за малочисленности педагогического состава работников общеобразовательного учреждения, не укомплектованности кадрами педагога-психолога, педагога социального и других специалистов.

Решение данной проблемы возможно через создание межшкольных (межрегиональных) групп сопровождения. Приказ на создание межшкольной (межрегиональной) группы сопровождения издает орган управления образованием. В таком случае в группу могут включаться специалисты опорных общеобразовательных учреждений, ЦКРОиР, координирующего деятельность в сфере специального образования в регионе.

Приказ на создание группы сопровождения издается на текущий учебный год. Периодичность заседаний группы сопровождения определяется ее руководителем, но должна составлять не реже одного раза в полугодие. При возникновении непредвиденных проблем в организации обучения и воспитания детей с ОПФР проводятся внеочередные (не включенные в годовой план работы группы сопровождения) заседания.

После издания приказа на создание группы сопровождения составляется план работы на текущий учебный год, который утверждается соответственно руководителем общеобразовательного учреждения или руководителем органа управления образованием.

Анализ работы групп сопровождения показал, что в отдельных общеобразовательных учреждениях планирование и осуществление образовательного процесса для ребенка с ОПФР строится с учетом общих подходов к оказанию коррекционно-педагогической помощи определенной группе детей с ОПФР. Например, на основе знания психолого-педагогической характеристики группы детей с интеллектуальной недостаточностью и учета общих для всех детей с интеллектуальной недостаточностью особенностей развития. При таком подходе не учитываются индивидуальные особенности развития ребенка. Поэтому деятельность группы сопровождения должна быть направлена в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей и разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося.

На І, ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОПФР и другое.

На основе оценки состояния каждого ребенка с ОПФР и оценки динамики его развития и образования группа сопровождения на I ступени общего среднего образования может выступать перед ЦКРОиР инициатором пересмотра учебной программы и (или) учебного плана специального образования, сроков обучения для учащихся с нарушениями зрения или учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Своевременное внесение корректив в организационные и содержательные аспекты образовательного процесса позволит повысить качество специального образования. Определение содержания образования от конкретного ребенка создает оптимальные условия для его личностного развития, обучения, воспитания и в целом способствует повышению качества интеграции в обществе.

Непременным условием работы группы сопровождения должна стать и активная работа по включению в образовательный процесс родителей учащихся с ОПФР и их семей. Эффективность интегрированного обучения строится на партнерстве родителей, общеобразовательного учреждения и самого учащегося с ОПФР. Законные представители должны принимать активное участие в обсуждении программы коррекционных занятий и посильное участие в реализации коррекционно-развивающей работы в условиях семьи. Семья – ближайшее постоянное социальное окружение ребенка. Семья, где живет и воспитывается ребенок с ОПФР, требует особой заботы и внимания. Работа с семьями может быть направлена на:

просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, гигиены детского возраста;

получение ими научно-популярных знаний об отличительных особенностях детского организма;

развитие умений наблюдать за ребенком, организовывать его разнообразную деятельность ("семейные чтения", "семейные развлечения");

умелый отбор сверстников для общения, совместных игр и прогулок;

уважение даже в самых маленьких детях человеческой личности и их прав;

единство подходов к воспитанию со стороны отца и матери и другое.

Изучение особенностей внутрисемейного воспитания поможет членам группы сопровождения определить, если это необходимо, направления работы по коррекции детско-родительских отношений (достижение безусловного принятия ребенка матерью, повышение роли отца в его воспитании и др.).

Особое внимание должно уделяться также и работе по активному включению детей с ОПФР в жизнь школы во внеурочное время, организации волонтерского движения, планированию содержательной работы по предупреждению негативных моментов интеграции, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников общеобразовательного учреждения и родителей здоровых детей.

Каждый член группы сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку с ОПФР или его семье.

Деятельность группы сопровождения отражается в следующей документации:

годовой план работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР;

индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения (на каждого ученика с ОПФР);

рабочие материалы заседаний группы (вопросы, рассматриваемые на заседаниях, охват учащихся с ОПФР, периодичность проведения заседаний, аналитические материалы результативности работы группы).

Названные документы хранятся у руководителя группы сопровождения и должны быть доступны каждому члену группы сопровождения.

8. Учебно-программное обеспечение интегрированного обучения и воспитания

Для учащихся с ОПФР разработаны учебные программы, учебники и учебные пособия, имеются средства обучения и учебное оборудование для специальных общеобразовательных и вспомогательных школ.

Ежегодно в "Зборніках нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь" публикуется Перечень учебников и учебных пособий, пригодных для использования в библиотечных фондах специальных учреждений образования в текущем учебном году.

С целью повышения качества специального образования разработан Перечень средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16, который необходимо использовать в образовательном процессе для детей с ОПФР.

На основании указанных Перечней администрация общеобразовательного учреждения обеспечивает педагогов класса учебными программами и учебными пособиями, средствами обучения, учебным оборудованием для организации обучения детей с ОПФР по учебным планам соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы.

Учебные планы специальных общеобразовательных школ предусматривают два срока обучения на I ступени общего среднего образования. Учебные программы, учебные и дидактические пособия для специальных общеобразовательных школ, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь, разработаны для организации образовательного процесса с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования.

Изучение учебных предметов "Русский язык" в школах с белорусским языком обучения, "Беларуская мова" в школах с русским языком обучения и "Иностранный язык" на I ступени общего среднего образования с пятилетним сроком обучения осуществляется по учебным программам и учебникам общеобразовательного учреждения. Изучение учебных предметов "Музыка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Физическая культура и здоровье" осуществляется по учебным программам и учебникам общеобразовательного учреждения с условием их адаптации для пятилетнего срока обучения.

При организации образовательного процесса для учащихся с ОПФР с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования обучение осуществляется по учебным планам соответствующего вида специальной общеобразовательной школы и учебным программам общеобразовательного учреждения. Изучение учебных предметов на I ступени общего среднего образования может осуществляться по учебникам общеобразовательного учреждения и (или) учебным пособиям специальных общеобразовательных школ при условии адаптации последних для четырехлетнего срока обучения.

С переходом на ІІ и ІІІ ступени общего среднего образования учащиеся с ОПФР специальных и интегрированных классов обучаются в основном по программам и учебникам общеобразовательного учреждения и учебным планам соответствующего вида специальной общеобразовательной школы. Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушением слуха (2-ое отделение) по отдельным учебным предметам разработаны учебные программы и учебные пособия с учетом возможностей освоения их содержания названными группами учащихся.

При организации интегрированного обучения следует учитывать и то, что обучение учащихся с тяжелыми нарушениями речи и учащихся с трудностями в обучении в соответствии с учебными планами специального образования осуществляется только на I и II ступенях общего среднего образования. Учащиеся с трудностями в обучении или тяжелыми нарушениями речи, получившие общее базовое образование по учебным планам специального образования, могут продолжить обучение в учреждениях образования на основании учебно-программной документации общего среднего, профессионально-технического или среднего специального образования.

Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальных и интегрированных классах осуществляется в соответствии с учебным планом, учебными программами и учебными пособиями для 1-го отделения вспомогательной школы.

9. Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания
Образовательный процесс для детей с ОПФР в специальных и интегрированных классах строится на основании учебно-программной документации соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы (учебных планов, учебных программ специального образования).

Обучение и воспитание учащихся с ОПФР носит коррекционную направленность, осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий, средств и методов обучения, учитывающих специфику психофизических нарушений учащихся.

Учебный процесс в специальных классах организуется на основании учебных планов, учебных программ соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, а также с учетом требований к его организации в специальных общеобразовательных или вспомогательных школах.

Учебный процесс в интегрированных классах организуется на основании учебного плана интегрированного класса, который составляется на каждый учебный год в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения учебных планов специального образования, учебными программами соответствующего вида специальной общеобразовательной школы и (или) общеобразовательного учреждения, а для учащихся с интеллектуальной недостаточностью – с учебными программами вспомогательной школы.

При организации обучения в интегрированных классах учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования возникают определенные трудности, так как срок обучения учащихся с ОПФР не совпадает со сроком обучения, определенным для общеобразовательных учреждений. Смена для ребенка с ОПФР классного коллектива наиболее оптимальна после первого года обучения. Это значит, что реализацию учебного плана и учебной программы ІІ класса для учащихся с ОПФР рекомендуется осуществлять в составе вновь набранного ученического коллектива І класса общеобразовательного учреждения. В этом случае учащиеся с ОПФР будут более успешны в учебной деятельности на фоне их здоровых сверстников, что позволит повысить их социальный статус в классном коллективе. Важен и тот факт, что в этом же коллективе учащиеся продолжат обучение до получения ими документа об образовании.


следующая страница >>