Методические рекомендации по их выполнению для студентов факультета заочного образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению... 2 781.62kb.
Васильчикова Н. А., Ионченкова В. Г., Каримов А. А., Дмитриев М. 3 534.93kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 141.02kb.
Электрическое и электромеханическое оборудование 1 134.48kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 98.81kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 231.61kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 296.97kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 117.2kb.
Методические рекомендации по организации производственных практик... 1 263.61kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов... 1 384.05kb.
Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с фгоу спо... 1 73.19kb.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. 2 415.03kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические рекомендации по их выполнению для студентов факультета заочного образования - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

М.И. Бровченко, И.В. Кузнецова, А.М. Стрелецкий

СОЦИОЛОГИЯ

Задания для контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению для студентов факультета заочного образования

ПРЕДИСЛОВИЕ

Реформирование российского общества предусматривает серьезные изме­нения в мировоззренческой ориентации студенческой молодежи. Современная социальная реальность в мире и внутри российского общества показывает, что знания по социологии необходимы не только профессионалам-социологам. Знание основ социологии позволит ориентироваться в окружающем мире, сформировать собственное мировоззрение, объяснить многие причины соци­альных явлений и последствий, повысить культурный и образовательный уро­вень будущего специалиста. В соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования кафедра истории и поли­тологии подготовила задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочного обучения по курсу «Социология».

Изучение курса предусматривает:

а) знакомство студентов с предметом и методологией социологической науки,


основными категориями социологии и их характеристикой;

б) обучение их ориентированию в современных концепциях и направлениях


социологии;

в) получение научного представления о социологическом подходе к личности,


факторам ее формирования в процессе социализации, основных закономерно­
стях и формах социального поведения;

г) понимание природы возникновения социальных обязанностей групп, специ­


фики их интересов, основных источников возникновения и развития массовых
социальных движений;

д) ознакомление с формами социального взаимодействия, факторами социаль­


ного развития, типами и структурами социальных организаций;

е) овладение основами социологического анализа и применение его в профес­


сиональной деятельности.

В ходе освоения курса студент должен овладеть умениями:

а) ориентироваться в многообразии различных социологических теорий, кон­
цепций и направлений;

б) владеть основами социологического подхода и попытаться применить полу­


ченные знания на практике;

в) объективно оценивать социальную реальность общественного устройства


России на различных этапах ее развития;

г) разбираться в вопросах социальных явлений, таких, как социальный кон­


фликт, стабильность, эволюционное и революционное развитие общества;

д) самостоятельно работать с источниками я литературой по социологии и


проводить сравнительные анализы фактов и событий на основе методов социо­
логического исследования.

При подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии необходимо озна­комиться с программой курса, используя учебную литературу, изучить основы курса и провести самоконтроль по представленным в данных рекомендациях вопросам. После этого следует выполнить контрольную работу и прислать ее для проверки на кафедру.

Контрольная работа выбирается согласно приведенной в пособии таблице. Студент определяет номер варианта своего задания по двум последним цифрам номера зачетной книжки. По этому номеру в тематике контрольных заданий он узнает конкретное задание для самостоятельной работы. Перед началом работы следует внимательно прочесть требования к их выполнению, ознакомиться с рекомендованной основной и дополнительной литературой.

Основные требования к написанию контрольной работы


  1. Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги А4 объе­
    мом 20 страниц. Текст представляют в печатном или рукописном виде.

  2. Оформление титульного листа смотрите в Приложении.

  3. На второй странице работы необходимо представить оглавление, на пред­
    последней - перечень использованных источников литературы, последняя
    страница должна быть чистой и предназначена для замечаний преподавателя
    при проверке работы.

  4. В тексте контрольной работы должны присутствовать ссылки на все ис­
    пользованные в ходе выполнения задания источники.

  5. Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала экзаменаци­
    онной сессии.

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

Объект и предмет социологии. Общество в целом, социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функциониро­вания и развития. Социальный прогресс. Понятие социального. Социологиче­ские законы и категории.

Социологическая теория. Общие, специальные и отраслевые социологиче­ские теории. Фундаментальные и прикладные исследования в социологии. Со­циологические исследования как инструмент познания социальной реальности. Методы социологических исследований, их взаимосвязь с теориями различных уровней. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.

Тема 2. История становления и развития социологии

Предпосылки возникновения социологии. Формирование понятия общест­ва и позитивного социального закона. Идеи прогресса и метода (Платон, Ари­стотель, Гегель, Августин, Бекон, Декарт).

Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта. Социаль­ная статика и социальная динамика. Натуралистическая ориентация в социоло­гии Г. Спенсера. Марксистская концепция в социологии. К. Маркс о материа­листическом понимании истории, основных общественных формациях. Социо­логия М. Вебера и его концепция понимания. Аспект солидарности и разделе­ние труда в социологии Э. Дюркгейма.

Социологические идеи в России конца XIX - начала XX века. Н. Данилев­ский, Л. Мечников, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин. Социология в современной России.

Развитие отраслевых социологии в XX в. Микросоциологические и мак-росоциологические теории. Разработка проблем человеческих отношений, со­циального управления. Структурный функционализм в социологии (Т. Пар-сонс, Р. Мартон).

Тема 3. Общество как социокультурная система

Определение понятия «общество» и его основные компоненты: экономиче­ский, демографический, географический, нормативный и социально-культурный. Понятия социальной системы и системы культуры. Микро и мак­роуровни социальной реальности. Социальное время и пространство. Культура как целостно-нормативное образование. Понятие ценностных ориентации лич­ности, условия социальной интеграции. Культура и природа. Культурные знаки и символы. Формы культурной регуляции: обычаи, традиции, ритуалы. Мате­риальная и духовная культуры. Субкультуры: элитарная, культура бедности, молодежная, региональная.



Тема 4. Социальные общности

Виды и структура социальных общностей. Понятие социальной группы. Взаимодействие как основа формирования социальных групп. Социально-территориальная общность. Специфика города и села как среды жизнедеятель­ности человека. Понятие урбанизации. Проблемы адаптации к городской среде, ослабление межличностных связей в городе. Национальная (этническая) общ­ность. Особенности социологического изучения личности.



Тема 5. Социология культуры

Понятие социологии культуры. Культура социального субъекта как суб­культура. Этнокультура. Массовое и элитарное в культуре. Роль культуры в жизнедеятельности личности. Развитие и распространение культуры, преемст-

венность в развитии культуры. Социально-культурные традиции и особенности развития российского общества.

Тема 6. Социология личности

Особенности социологического изучения личности. Диалектика биологи­ческого и социального в человеке. Социальные роли как механизм взаимодей­ствия личности и общества. Сущность, структура и типология личности. Само­реализация личности. Свобода человека. Демократизация как этап развития ис­торической свободы личности человека.



Тема 7. Социальная структура общества и социальная стратификация

Социальная структура общества и ее основные элементы: классы, слои,


профессионально-отраслевой, социально-кооперативный, социально-

этнический элементы. Статус и роль.

Понятие «страта». Источники и факторы социальной стратификации. Стратификационные модели социального неравенства. Динамика отношений собственности, общественной организации труда. Совершенствование системы распределительных отношений в новых условиях хозяйствования, ее воздейст­вие на изменение социальной структуры общества. Понятие дифференциации.

Тема 8. Социальные институты и социальные организации

Понятие «социальный институт». Процесс институционализации и разви­тие институтов. Семья, образование, религия, право как важнейшие социаль­ные институты. Понятие организации. Цели и социальные структуры организа­ции (формальные и неформальные). Воздействие внешней среды на организа­цию.



Тема 9. Социология семьи

Понятие брака и семьи. Связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни. Функции семьи. Типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции их развития. Семья и семейные отношения в современном российском обществе.



Тема 10. Социология образования

Понятие социологии образования. Образование и общество. Социальные функции образования. Образование как механизм передачи социального опыта от одного поколения к другому. Проблемы и перспективы образования в рос­сийском обществе.



Тема 11. Социальные движения. Социальные конфликты и их разрешение

Определение и сущность конфликта. Симптомы социального конфликта. Стадии развития конфликта (возникновение, созревание, реализация, транс-

формация). Роль конфликтов в жизни общества. Типология социальных кон­фликтов. Методология подхода к поиску механизмов преодоления конфликтов.

Тема 12. Социальные изменения и социальное развитие

Понятие «социальные изменения» и «прогресс». Многообразие и виды со­циальных изменений. Факторы социальных изменений. Социальные изменения и социальная стабильность. Нелинейный характер социального развития. Со­циальный прогресс. Понятие «цивилизация», основные этапы ее становления и развития. Социологическая теория модернизации. Тенденции современного мирового развития. Особенности и альтернативы развития российского обще­ства в будущем.



Тема 13. Методология и методы социологического исследования

Структура и процесс социологического исследования. Программа иссле­дования. Формулирование социальной проблемы. Цель исследования и его за­дачи. Определение объекта и предмета исследования. Сбор, обработка, анализ и обобщение информации.

Методы сбора данных. Анализ. Наблюдение. Опрос. Интервью и анкети­рование. Эксперимент. Опросы общественного мнения и социальный прогноз. Анализ и интерпретация эмпирических данных. Прогнозирование в социоло­гии.

УЧЕБНЫЕ ТЕМЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

1.1 .Социология как наука. Объект и предмет изучения социологии. 1.2.Функции социологии.

1.3.Уровни социологического анализа и социологические парадигмы. 1.4. Теоретические подходы в социологии.

1.5.Социологические исследования как инструмент познания социальной ре­альности.

1.6.Методы социологических исследований, их взаимосвязь с теориями раз­личных уровней.

1.7.Социальный прогресс. Уровни социального прогресса, его исторические особенности. 1.8.Структура социологии.



Тема 2. История становления и развития социологии

2.1.Социально-философские предпосылки возникновения социологии.

2.2.Становление научной социологии в 40-е годы XIX в.

2.3.Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта.

2.4.Социология М. Вебера и «Веберовский ренессанс» в развитии современной

социологии.

2.5.Социологическая теория Э. Дюркгейма.

2.6. Основные направления и этапы развития социологии в России.

2.7.Социологическая мысль в России как интегральная часть европейской

культуры.

2.8.Социологическая теория К. Маркса.

2.9.Современные социологические теории и концепции.



  1. Социологические теории П. Сорокина.

  2. Развитие отраслевой социологии в XX в.

  3. Современное развитие социологии в России.

Тема 3. Общество как социокультурная система

  1. Понятие «общество» и его основные компоненты.

  2. Социальная система и социальная культура.

  3. Общество как социетальная система.

  4. Культура как целостно-нормативное образование, ее различные уровни и
    ценности.

  5. Понятие социального статуса и социальной роли личности.

  6. Обычаи, традиции, ритуалы, обряды.

  7. Мода в современном обществе. Проблема восстановления традиций и
    обычаев в русской культуре. Традиции села.

Тема 4. Социальные общности

  1. Социально-территориальная общность.

  2. Понятие урбанизации. Проблемы адаптации в городской среде.

  3. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека.

  4. Понятие социальной группы. Взаимодействие как основа ее формирования

  5. Социально-этническая общность.

  6. Этническая стратификация.

Тема 5. Социология культуры

  1. Понятие социологии культуры, ее структура и содержание.

  2. Компоненты культуры.

  1. Специфика социологического подхода к изучению и регуляции явлений
    культуры.




  1. Этнокультура: городская и сельская, культура классов и различных
    социальных групп.

  2. Роль культуры в жизнедеятельности личности. Механизмы освоения и
    производства культуры личности.

5.5. Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социальных обязанностях: группах, коллективах, семье.

  1. Развитие и распространение культуры, преемственность в развитии куль
    туры.

  2. Социально-культурные традиции и особенности развития российского

общества. 5.9. Кризис культуры в российском обществе и пути его преодоления.

Тема 6. Социология личности

  1. Особенности социологического изучения личности.

  2. Диалектика биологического и социального в человеке.

  3. Понятие социализации личности.

  4. Социализация в течение жизненного цикла.

  5. Сущность, структура и типология личности.

  6. Демократизация свободы личности.

  7. Девиантное (отклоняющееся) поведение личности.

  8. Анализ криминогенной мотивации в современных условиях.

  9. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в

современных условиях.

  1. Формирование личности в семье.

  2. Механизмы регуляции поведения и социализации личности.

Тема 7. Социальная структура общества и социальная стратификация

  1. Социальная структура общества и ее основные элементы.

  2. Понятие «страта». Источники и факторы социальной стратификации.
    73. Социальная стратификация и дифференциация.




  1. Социальная мобильность.

  2. Стратификационные модели социального неравенства.

  3. Классификация социальных групп.

  4. Демографические факторы мобильности в современной российской

деревне.

7.8. Дифференциация общества и распределительные отношения.



Тема 8. Социальные институты и социальные организации

  1. Понятие «социальный институт». Процесс институционализации и
    развитие институтов

  2. Особенности и функции социальных институтов.

  3. Семья как важнейший социальный институт.

  4. Интегративная функция систем образования.

  5. Социальные функции религии.

  6. Основные черты социальной организации.

  7. Понятие «управление» в социологии организаций.

  8. Государство как наиболее крупная социальная организация общества.

  9. Наука как социальный институт и тенденции развития науки.

Тема 9. Социология семьи

  1. Понятие брака и семьи в социологии.

  2. Анализ общественных функций семьи и ее особенности как

социального института и психологической группы на современном этапе социального развития общества.

  1. Изучение исторических типов и форм брачно-семейных отношений.

  2. Семья и семейные отношения в современном российском обществе.

  3. Раскрытие диалектики общего, особенного и индивидуального в семье
    на каждом этапе ее развития.

Тема 10. Социология образования

ЮЛ. Понятие социологии образования. Характеристика составных частей социологии образования.

  1. Социальные функции образования.

  2. Система образования и ее функции.

  3. Эволюция социального института образования.

  4. Образование в современной России.

  5. Методы изучения групповых отношений в учебных заведениях.

  6. Функционалистский подход к образованию.

  7. Конфликтология об образовании.

  8. Реформы системы образования в России.

Тема 11. Социальные движения. Социальные конфликты и их разрешение

  1. Сущность социального действия, его особенности, элементы, ситуации.

  2. Понятие социального движения. Типология. Стадии развития.

  1. Понятие социального конфликта. Этапы развития. Классификация
    конфликтов.

  1. Конфликт и компромисс в проблеме о собственности на землю.

  2. Социальные проблемы,

  3. Конфликты в современном российском обществе.

Тема 12. Социальные изменения и социальное развитие

12Л. Понятия «социальные изменения» и «прогресс».



  1. Факторы социальных изменений.

  2. Социальные общности как источник самодвижения общества,

социальных изменений.

  1. Социальные изменения в России.

  2. Социальные изменения и социальная стабильность.

  3. Мировая система и процессы глобализации.

  4. Социологическая теория модернизации.

  5. Тенденции современного мирового развития.

Тема 13. Методология и методы социологического исследования

  1. Виды и сущность социологического исследования.

  2. Программа социологического исследования.

  3. Методология и методы социологического исследования.

ю

  1. Прогнозирование в социологии.

  2. Опросы общественного мнения и социальный прогноз.

Рекомендуемая литература

Справочная литература

  1. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. - М.: Московский Ли­
    цей.-1996.

  1. Горкин А.П., Карелова Г.М. Социальная энциклопедия. - М.: 2000.




  1. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова.
    - М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998.

  2. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов и др. -
    М.: Политиздат, 1990.

  3. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком
    изложении. - М.: Русская панорама, 2002.

  4. Социология: Хрестоматия / Сост. А.А. Горелов. - М.: Хронограф, 1998.

  5. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. - М.:2000.

Учебники, учебные пособия

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Учебное пособие. - Минск, 2000.

  2. Волков Ю.Г. и др. Социология. 2 изд. - М.: Гардарикл, 2002.

  3. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Социология: Учебное пособие. - М.: Собра-
    ние,1999.

  4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Для вузов. 3-е
    изд.- М.: Логос, 2000.

  5. Кравченко А.И. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов. -
    М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.

  6. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994.

  7. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дыльнова. 2-е изд. -
    Саратов: СЮИ МВД России, 1999.

  8. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. - М.:1998.

  9. Харчева В. Основы социологии: Для сред.спец. учеб.заведений. - М.: Ло­
    гос, Высшая школа, 1999.

Монографии и статьи

  1. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследовани­
    ях.- М.: Просвещение, 1994.

  2. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: Социологические проблемы
    /Под ред. К.Н. Хабибудина.- СПб.: Петрополис, 1999.

  3. Железнов С.С. Человек в природе и обществе. - М: 1998.

  1. Жовтун Д.Т. Конфликтология: межэтнические конфликты в структуре рос­
    сийского социума //Социально-гуманитарные знания. - 2000.- №1.С.23-25.

  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: 1994.

  3. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России// Социологические
    исследования. - 1992.- №4. С. 17-21.

  4. Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура
    //Социологические исследования.-1992. - №7. С. 9-15.

  5. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. - М.: 1993.

  6. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социологиче­
    ский и антропологический анализ / Под ред. В.В. Костюшева.- СПб.: Норма,
    1999.




  1. Радугин А.А., Радугина К.А. Социология. - М.: Центр, 2001.

  2. Резник Ю.М. Человек и общество: Опыт комплексного анализа// Личность.
    Культура. Общество. Т.2. 2000. Вып.3-4.

12. Российская ментальность: методы и проблемы изучения /Отв.ред.
А.А.Горский, Е.Ю.Зубкова. - М.: Ин-т рос.истории РАН, 1999

  1. Русская интеллигенция: История и судьба / Отв.ред. Д.С.Лихачев. - М.:
    Наука, 1999.

  2. Смелзер Н. Социология. - М.: 1994.

  3. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: 1990.

  4. Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России. ХУШ - начало XX в. - СПб.: 1999.

  5. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: 1996.

  6. Эфендиев А.Г. Основы социологии. - М.:1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет

имени В Л. Горячкина» Кафедра истории и политологии

Контрольная работа по курсу «Социология»

Шифр__________________

Вариант №________________




Тема


Выполнил студент ФЗО, гр. №_

(Ф.И.О.)


Проверил:

Москва 200...



Таблица для определения номеров вариантов контрольных заданий

Номер варианта контрольного задания (контрольной работы) выбирают из таблицы, исходя их двух последних цифр номера зачетной книжки студента-заочника. Эти номера заданий состоят из двух цифр, разделенных точкой.



Индивид, шифр

Номер

Индивид, шифр

Номер

студента - 2

контрольного

студента - 2

Контрольного

Последние цифры

задания

последние цифры

задания

Зачетной книжки




зачетной книжки




...01

1.1

...33

4.6

...02

1.2

...34

4.7

...03

1.3

...35

5.1

...04

1.4

...36

5.2

...05

1.5

...37

5.3

...06

1.6

...38

5.4

...07

1.7

...39

5.5

,..08

1.8

...40

5.6

...09

2.1

...41

5.7

...10

2.2

...42

5.8

...11

2.3

...43

5.9

...12

2.4

...44

6.1

...13

2.5

...45

6.2

...14

2.6

...46

6.3

...15

2.7

...47

6.4

...16

2.8

...48

6.5

...17

2.9

...49

6.6

...18

2.10

...50

6.7

...19

2.11

...51

6.8

...20

2.12

...52

6.9

...21

3.1

...53

6.10

...22

3.2

...54

6.11

...23

3.3

...55

7.1

...24

3.4

...56

7.2

...25

3.5

...57

7.3

...26

3.6

...58

7.4

...27

3.7

...59

7.5

...28

4.1

...60

7.6

...29

4.2

...61

7.7

...30

4.3

...62

7.8

...31

4.4

...63

8.1

...32

4.5

...64

8.2




...65

8.3

...83

10.3




...66

8.4

...84

10.4




...67

8.5

...85

10.5




...68

8.6

...100

10.6




...69

8.7

...87

10.7




...70

8.8

...88

10.8




...71

8.9

...89

10.9




...72

9.1

...90

11.1




...73

9.2

...91

11.2




...74

9.3

...92

11.3




...75

9.4

...93

11.4




...76

9.5

,,.94

11.5




...77

9.6

...95

12.1




...78

9.7

...96

12.2




...79

9.8

...97

12.3




...80

9.9

...98

13.1




...81

10,1

...99

13.2




...82

10.2

...100

13.3

Пояснение: каждая тема из разделов учебной программы курса в данном списке обозначается римскими цифрами. Эти темы разбиты на ряд пунктов, обо­значаемых арабскими цифрами. Первая римская цифра номера отсылает к опре­деленному разделу программы (или учебной теме) курса социологии; вторая арабская цифра указывает порядковый номер одного из пунктов внутри этой учебной темы (раздела программы).

I

15