Методические рекомендации по апробации умк «Перспективная начальная школа», разработанные учителем начальных классов высшей категори - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Я работаю учителем начальных классов в средней школе более 20 лет... 1 116.69kb.
Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов общеобразовательных... 1 143.92kb.
Программа деятельности школьного летнего 1 311.63kb.
Из опыта работы учителей начальных классов Дятлово 2 465.08kb.
Русский язык (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) 13 2881.84kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Псков... 1 107.96kb.
Урок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа XXI века» 1 26.36kb.
Ядовитые грибы и ядовитые растения (умк «Начальная школа ххi») 1 50.13kb.
Урок русского языка во 2 классе Жигулина Е. Н. Умк: "Начальная школа... 1 96.97kb.
Рабочая программа по русскому языку (умк: «Начальная школа 21 века») 1 363.42kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной... 1 208.59kb.
Евреи кубанской области по данным всероссийской переписи населения... 1 159.54kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические рекомендации по апробации умк «Перспективная начальная школа», разработанные - страница №1/1

УМК «Перспективная начальная школа»


Аннотация
Методические рекомендации по апробации УМК «Перспективная начальная школа», разработанные учителем начальных классов высшей категории Поповой Н.А., являются результатом плодотворной работы в школе. Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» был введен экспериментально в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Соль-Илецка» с 2004 года. Попова Н.А. работает по данной программе пятый год. Программа разработана в соответствии с принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности. Задания и тексты, разработанные авторами учебников УМК «Перспективная начальная школа», имеет отличительную положительную особенность, делая основной акцент на всестороннем развитии мышления и сознания обучающихся. Учебно-методический комплект по дисциплинам отвечает общим требованиям, касающихся структурной организации содержания, методики разворачивания предметного материала, организационных форм работы на уроке. В структурной организации содержания развивается внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта герои (Маша, Миша, Анишит Йокоповна- Тишина и Покой, Асырк – Крыса, Торк – Крот), помогающие учащимся на уроке решать проблемные ситуации на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Герои вызывают неподдельный интерес к учебному материалу. Методический аппарат максимально размещен в самом учебнике и включает в себя организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе. Методические рекомендации Н.А.Поповой утверждены на заседании МО учителей начальных классов городского округа 17.05.08 г.

Особое внимание заслуживают тесты для учащихся, определяющие уровень систематизации работы с различными источниками информации. Учащиеся осваивают навыки работы с дополнительной литературой, с интересом познавая исследовательскую деятельность.


Методические рекомендации по апробации УМК

«Перспективная начальная школа»


  1. Вводная часть. Краткая характеристика ведущих идей проекта «Перспективная начальная школа».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Определение главных целей образования всего периода обучения в общеобразовательной школе даёт возможность конкретизировать эти цели на каждой ступени образования – начального общего, основного и среднего(полного) общего образования.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт.

Пятый год я работаю в экспериментальном режиме по учебно-методическому комплекту (УМК) «Перспективная начальная школа». Предпосылками для его создания стали: основные положения Л.В Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).

Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что опыт ребёнка-это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укоренённостью в природно-предметной среде. Опыт ребёнка (адресата УМК), который важно учитывать,- это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни – с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удалённостью от крупных культурных объектов.

Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1-4 классов, безусловно, не могла бы появиться без обобщения опыта функционирования тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по развивающим системам обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльбконина-В.В.Давыдова, комплект учебников «Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф.Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Только с учётом сильных сторон всех направлений стала возможна разработка концепции УМК «Перспективная начальная школа» и создание нового учебно-методического комплекта.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.



Содержательные линии индивидуального развития:

*формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учёта индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности:

*воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим. Общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

*воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомлённости в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;

*формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;

*социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважение к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения:

а) возраст школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет);

б) разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);

в) топографическая принадлежность школьника (это не только городской, но и сельский школьник);

г) разный уровень владения русским языком;

д) особенности мировосприятия школьника, который часто общается только с одним носителем знаний – своей учительницей;

е) разная наполняемость класса.






Основные принципы УМК «Перспективная начальная школа»


  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка.

  2. Принцип целостности картины мира.

  3. Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников.

  4. Принцип прочности и наглядности.

  5. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.


Типические свойства методической системы


Свойства

Характеристика свойств

1.Комплектность

Предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений:

-как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием);

-умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом);

-демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

-выход за пределы учебника в зону словарей;

-наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра: Маша и Миша.



2.Инструментальность.

Это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний:

-включение словарей разного назначения во все учебники и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации (это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его приделами);

-требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач;

-инструмент восприятия действительности (создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации);

-максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников.


3.Интерактивность.

Это новое требование методической системы современного учебного комплекта.

Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока

посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.

Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством

систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.


4.Интеграция.

Важнейшее основание единства методической системы. Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» - картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры.

Например, интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории. Герои –брат и сестра- являются конкретными детьми, имеющими

конкретных родителей и конкретное место проживания. По мере взросления героев осуществляется их выход за границы конкретного места проживания в более масштабную природную, социальную и историческую среду. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает учащихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.




II. Тесты, определяющие уровень сформированности такого общеучебного умения, как работа с разными источниками информации (словарями и справочниками).

Постоянные встречи с учителями убеждают меня в том, что учитель сегодня не готов к анализу уровня сформированности у детей общеучебных умений и способов учебной деятельности, определённых стандартами.

Одной из особенностей учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» является то, что формирование стандартных общеучебных умений заложено в методический аппарат всех учебников.

В данных методических рекомендациях я предлагаю методику проведения практического занятия с учащимися начальных классов по тестам, определяющим уровень сформированности такого общеучебного умения, как работа с разными источниками информации (словарями и справочниками).

Учитель может выбрать любую из образовательных областей: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Так, например, анализ содержания учебно-методического комплекта по «Окружающему миру» для 1-4 классов, покажет учителю, что его ученик будет постоянно обращаться к «Словарикам», помещенным в конце каждого учебника, к иллюстрированному словарику, помещенному в Хрестоматии, к Хрестоматии, которая дополняет содержание учебника. Эти требования заложены в методическом аппарате каждого учебника. В конце второго года обучения школьников можно будет провести первичный анализ сформированности одного из интеллектуальных умений стандартных требований.


Образец теста, который я предлагаю учителю для анализа.
Предметная область «Окружающий мир»

Время проверки – конец второго года обучения или начало третьего года обучения.

Продолжительность контрольной работы – 35 минут.

Цель тестирования: определение уровня сформированности общеучебного умения, зафиксированного в стандартных требованиях, «навык поиска информации в словарях, учебниках, каталогах».

Необходимые учебники: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. Части 1, 2; Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 2 класс.
Вариант I

  1. Учебник «Наш мир» состоит из двух частей. Найди по содержанию, в какой части учебника находится тема «Рыбы».

Запиши: тема «Рыбы» находится в … части учебника.

  1. Запиши, как называется глава, в которой находится эта тема.___________________

  2. Укажи, на какой странице эта тема начинается и на какой заканчивается._________

  3. А нет ли в этой главе ещё параграфов, в которых говорится о рыбах?_____________

  4. Найдите в Словарике статьи, которые могут иметь отношение к теме «Рыбы». Запиши названия этих статей через запятую_________________________________

  5. Как ты думаешь, тебе надо смотреть Словарик в обеих частях учебника или только в одной? Подчеркни нужный ответ:

а) в обеих;

б) только в одной.

7. А есть ли в Хрестоматии статьи о рыбах? В какой главе и на каких страницах?

8. А где ещё в Хрестоматии можно найти материал о рыбах?

9. Как называется статья?

Ответы:


  1. Тема «Рыбы» находится во 2-й части учебника.

  2. Глава называется «Животные».

  3. Тема начинается на странице 12 и заканчивается на странице 15.

  4. В параграфе «Разнообразие животных» также кратко рассказывается о рыбах.

  5. В Словарике есть статьи, которые имеют отношение к теме «Рыбы»: Аквариум, Мальки рыб, Рыбоводные заводы, Рыбы.

  6. Ответ б.

  7. Статьи о рыбах есть в Хрестоматии в главе «Рыбы» на страницах 73-76.

  8. Материал о рыбах можно поискать в «Иллюстрированном словарике».

  9. Статья в Хрестоматии называется «Сельдь».

Примечание. Вариант 2 может быть предложен для самостоятельной работы по теме «Звери».


Обработка результатов выполнения теста.

Школа_________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя__________________________________________________________

Дата выполнения контрольной работы______________________________________

В классе … чел. Работу выполняло … чел.

Полностью и правильно выполнили все задания теста … чел.

Анализ результатов.


  1. Определена часть учебника, где находится тема «Рыбы»:

Верно … чел. Неверно … чел.

  1. Названа глава учебника:

Верно … чел. Неверно … чел.

  1. Найдены страницы, на которых тема начинается и заканчивается:

Верно … чел. Неверно … чел.

  1. Определено, что тема «Рыбы» раскрывается и в параграфе «Разнообразие животных» … чел.

  2. Найдены:

- четыре статьи в словарике … чел.

- три статьи в словарике … чел.

- две статьи в словарике … чел.

- одна статья в словарике … чел.

Не найдено ни одной статьи в словарике (навык поиска информации в двух источниках информации не сформирован) … чел.


  1. Верно ответили на 6 вопрос … чел.

Верно ответили на 7, 8, 9 вопросы ( навык поиска информации в различных источниках информации не сформирован) … чел.
Некоторые итоги

Правильно ответили на вопросы 1, 2, 3, 6, 7 заданий … чел.

Это те учащиеся, у которых сформирован навык работы с оглавлением учебника.

Правильно ответили на вопросы 4, 5, 8, 9 заданий … чел. Это те учащиеся, у которых сформирован первичный навык работы одновременно с несколькими источниками знаний.

Подпись учителя ______________________________________________________

Дата обработки результатов_____________________________________________



Предметная область «Русский язык»
Время тестирования – конец второго года обучения или начало третьего года обучения.

Продолжительность контрольной работы – 35-40 минут.

Цель тестирования: определение уровня сформированности общеучебного умения, зафиксированного в стандартных требованиях, «осуществление поиска информации в словарях, учебниках, каталогах».

Необходимые учебники: Чуракова Н.А. Русский язык. Части 1, 3; Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. Часть 3.
Вариант I


  1. В какой части учебника находятся все словари?

Все словари находятся в … части учебника.

  1. А сколько всего словарей в учебнике.

В учебнике … словарей.

3. На какой странице начинается «Обратный словарь», на какой заканчивается?

Обратный словарь начинается на … странице и заканчивается на …


  1. В какой части учебника находится тема «Слова и их дальние родственники»?

Тема «Слова и их дальние родственники» находится в … части учебника.

  1. На какой странице начинается эта тема, на какой заканчивается?

Тема «Слова и их дальние родственники» начинается на … странице и заканчивается на … странице.

6. Как называется словарь, который объясняет значения «дальних родственников» слов?

Словарь, который объясняет значения «дальних родственников» слов, называется

_______________________________________________________________________ .



  1. На какой странице этот словарь начинается, на какой заканчивается?

Словарь начинается на … странице и заканчивается на … странице.

  1. Найди в учебнике тему «Слова, у которых несколько значений». Укажи, в какой части учебника она находится.

Тема «Слова, у которых несколько значений» находится в … части учебника.

  1. На какой странице начинается эта тема, на какой заканчивается?

Эта тема начинается на … странице и заканчивается на … странице.

  1. Какой словарь объясняет значения таких слов?

Словарь, который объясняет значения слов, называется

_______________________________________________________________________ .



  1. А в каком словаре можно проверить написание слов?

Проверить написание слов можно в словаре ______________________________ .

Ответы:


  1. Все словари находятся во 2-й части учебника.

  2. В учебнике 5 словарей.

  3. Обратный словарь начинается на 135 странице и заканчивается на 150 странице.

  4. Тема «Слова и их дальние родственники» находится в 1-й части учебника.

  5. Она начинается на 119 странице и заканчивается на 121 странице.

  6. Значение «дальних родственников» слов объясняет Словарь происхождения слов.

  7. Этот словарь начинается на 155 странице и заканчивается на 159 странице.

  8. Тема «Слова, у которых несколько значений» находится в 1-й части учебника.

  9. Тема начинается на 100 странице и заканчивается на 109 странице.

  10. Слова, у которых несколько значений, объясняет Толковый словарь.

  11. Проверить правильность написания слов можно в словаре «Пиши правильно».

Примечание. Вариант 2 по образцу составляет учитель. Это можно проверить на темах «Написание ь и ъ знаков» в словаре «Произноси правильно».


Обработка результатов выполнения теста.

Школа_________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя__________________________________________________________

Дата выполнения контрольной работы______________________________________

В классе … чел. Работу выполняло … чел.

Полностью и правильно выполнили все задания теста … чел.

Анализ результатов.


  1. Правильно ответили на вопросы 1, 2, 3, 4, 5,8, 9 задания … чел.

Это те учащиеся, которые владеют первичным навыком работы с оглавлением учебника.

  1. Правильно ответили на вопросы 6, 10 и 11 задания … чел.

Это те учащиеся, которые овладели навыком работы с информацией на содержательном уровне.

  1. Правильно ответили на вопрос 7 задания … чел.

Ещё одно подтверждение сформированности навыка поиска информации по оглавлению учебника.

Подпись учителя ______________________________________________________

Дата обработки результатов_____________________________________________
Контрольные вопросы, проверяющие сформированность инструментальных умений и навыков по курсу «Литературное чтение», 2 класс
Время тестирования – конец второго года обучения или начало третьего года обучения.

Продолжительность контрольной работы – 35-40 минут.

Цель тестирования: определение уровня сформированности общеучебного умения, зафиксированного в стандартных требованиях, «осуществление поиска информации в словарях, учебниках, каталогах».

Необходимые учебники: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Части 1, 2.
Вариант I


  1. Напиши в какой части учебника находится глава «Детские журналы».

  2. На какой странице учебника эта глава начинается и на какой заканчивается?

  3. На каких страницах учебника в первой и во второй частях напечатаны стихи Марины Бородицкой?

  4. Найди в учебнике все произведения Виктора Драгунского:

а) запиши название каждого произведения;

б) укажи часть, в которой оно напечатано, и страницу, на которой оно начинается.


Примечание. Дальнейшую работу по обработке теста я предлагаю провести учителю самостоятельно.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Соль-Илецка» Оренбургской области. Учитель начальных классов высшей категории Попова Наталья Александровна.