Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации к проведению педагогического совета в образовательных... 2 658.08kb.
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся... 5 641.4kb.
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных... 25 5564.5kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной... 1 208.59kb.
Образовательная программа объединения «Доброволец ru» 1 175.55kb.
Методические рекомендации «Совершенствование деятельности администрации... 2 437.45kb.
Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией... 6 1189.72kb.
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической... 2 624.08kb.
Методические рекомендации «Основные направления работы педагога-психолога... 1 130.04kb.
Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической... 1 234.65kb.
Методические рекомендации по формированию информационного сообщения... 4 517.28kb.
Специальность «Управление персоналом» 1 44.08kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений - страница №1/1



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О РАСШИРЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16)

Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления. <…>.

В современных условиях России количество детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем, вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет в настоящее время не более 10%.

Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с недостаточностью нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. <…>..

Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи - одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений разного типа. При этом необходимо учитывать специфические особенности национальной, культурно - этнографической, социальной среды, губительность единообразия, монополизма, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует строить отношения органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями на базе таких законодательных актов, как:

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях";

Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

Закон Российской Федерации "Об образовании";

документы и материалы Министерства образования Российской Федерации, в том числе Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (утверждена решением коллегии Минобразования России от 28.09.99 N 19).

Взаимодействие детских, молодежных объединений должно регламентироваться двусторонним или многосторонним договором, определяющим приоритеты совместной деятельности и разграничивающим компетенцию двух сторон в отношении друг друга; включающим как организационную, методическую, управленческую, так и содержательную стороны взаимодействия, направленные на реализацию права ребенка на объединение.

Договоры заключаются с теми объединениями, которые зарегистрированы в установленном порядке и чья деятельность не противоречит действующему законодательству.

Минобразование России не считает, что в конкретном общеобразовательном учреждении или учреждении дополнительного образования детей может действовать только одна детская организация. В условиях многообразия детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время, способствовать расширению вариативно - программного подхода в их деятельности, при котором ребенок имеет возможность: выбирать объединение по интересам, переходить из одного объединения в другое; реализовывать любые, созвучные душе, образовательные программы, проекты, творческие замыслы, а также менять их в зависимости от интереса.

Все это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ детских и молодежных объединений разного уровня.

Важно также формировать позитивное общественное мнение к деятельности существующих детских и молодежных коллективов, организаций, объединений, привлекая к этому заинтересованную родительскую и педагогическую общественность, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания для детей, родителей, педагогов, воспитателей.

При создании скоординированных программ, совместных комплексных целевых проектов для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения следует обратить внимание на:

оказание помощи конкретному ребенку в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;

создание условий для расширения гуманитарного опыта и опыта межнационального общения;

формирование гражданской, патриотической позиции возможностями детского коллектива;

обучение выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности и др.

Необходимо подчеркнуть, что органы ученического самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных учреждениях, различаются по своим функциям и задачам.

Органы ученического самоуправления участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива учреждения, охватывают широкий спектр реализации прав и обязанностей обучающихся, в том числе, проблемы взаимоотношения субъектов образовательного процесса.

Представители общественных объединений могут быть представлены в органах ученического самоуправления или соуправления школой (совет школы) с целью информирования о собственной деятельности и привлечения членов общественных объединений к решению актуальных проблем образовательного учреждения.

Благодаря самоуправлению, детская или молодежная общественная организация способствует становлению норм демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.

При этом необходимо предусмотреть систему преемственности и развития навыков общественной деятельности школьников в начальной, средней и старшей группах учащихся. Если в начальной школе учащиеся, посещая кружки, клубы, творческие объединения, созданные или работающие по программам общественных объединений, будут знакомиться с их деятельностью, то в 5 - 8 классах возможно создание профильных, разновозрастных, творческих групп, отрядов, коллективов, объединений, членство в которых будет оговорено в уставных документах создаваемых организаций. В старших классах могут быть созданы как общественные объединения, так и специальные группы волонтеров, лидеров для решения социально - педагогических программ школы, учреждений дополнительного образования детей.

Исходя из вышеуказанного, рекомендуется:

в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей предусмотреть ставку для куратора детских организаций (педагог - организатор, старший вожатый и др.);

выделить в образовательных учреждениях помещения для работы детских и молодежных общественных организаций и объединений во внеурочное время;

создать условия для проведения занятий по интересам для участников этого объединения, а также мероприятий самого объединения (сборы, встречи актива и т.д.);

предусмотреть совместные акции, проекты в плане учебно - воспитательной работы образовательного учреждения.

Особое внимание органов управления образованием должно быть уделено вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в детских и молодежных объединениях. В ряде регионов успешно реализуются такие программы на базе институтов повышения квалификации педагогических работников, педагогических вузов, методических служб муниципальных образований, учреждений дополнительного образования детей. <…>

Работа, направленная на развитие и координацию деятельности детских и молодежных общественных организаций, определяется должностными инструкциями. Приказом по образовательному учреждению утверждаются должностные обязанности педагога, ответственного за работу с детскими и молодежными общественными организациями. В компетенцию последнего входит:

информирование о существующих детских и молодежных организациях;

организация работы на принципах добровольности, гуманизма, демократии;

оказание помощи детским объединениям в программировании их деятельности, обучении актива этих объединений, проведение педагогического анализа мероприятий;

создание благоприятных условий для формирования гражданской и нравственной позиции учащихся;

организация деятельности первичных детских коллективов на основе их интересов, с учетом потребностей, изменений в лидерском и творческом потенциале;

обеспечение постоянного взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, родительским комитетом, общественным или попечительским советом школы.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с приглашением заинтересованных лиц и организаций на основе анализа изменений, происходящих в образовательном учреждении в процессе совместной работы с детскими и молодежными объединениями.

Учреждениям дополнительного образования детей рекомендуется принимать посильное участие в методическом обеспечении эффективного взаимодействия детских и молодежных объединений с образовательными учреждениями, исходя из целевых и стратегических приоритетов региона.

В совместной деятельности органов управления образованием и детских общественных объединений рекомендуется:

проведение общественно значимых мероприятий, смотров проектов и программ, фестивалей и слетов вожатых и руководителей детских организаций, лидеров детских организаций;

пропагандистская работа по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек у детей и подростков;

организация профильных лагерей в каникулярное время;

создание условий для трудовой занятости несовершеннолетних;

разнообразная профессионально - ориентирующая деятельность. <…>