Методические рекомендации Для подготовки и проведения вступительного экзамена по истории России. Орлов, 2010 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 1 172.97kb.
Методические рекомендации по организации подготовки и проведения... 1 353.33kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению... 2 781.62kb.
Всероссийская олимпиада школьников по праву 2 329.95kb.
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся... 3 549.36kb.
Мониторинг и качество образования в условиях перехода Единого государственного... 3 987.43kb.
Методические рекомендации для проведения Урока города «Копикузу 100... 1 90.83kb.
Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата... 1 55.62kb.
Студентам методческое пособие для подготовки к экзамену по дисциплине... 2 524.66kb.
Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен... 1 190.84kb.
Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного... 1 209.41kb.
Духовно-нравственное развитие и воспитание патриотических чувств... 1 69.27kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методические рекомендации Для подготовки и проведения вступительного экзамена по - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Орлово- Вятский сельскохозяйственный колледж»

Методические рекомендации



Для подготовки и проведения вступительного экзамена по истории России.

Орлов, 2010.



Пояснительная записка.

Данные методические рекомендации предназначены для подготовки и проведения вступитель­ных испытаний по истории России. Вступительные испытания по истории России проводится в письменной форме. Время выполнения работы — 180 минут. Материал, выносимый на экзамен, соответствует требованиям минимума государственного образовательно­го стандарта.

Содержание предоставлено по разделам, определенным с учетом общей периоди­зации и хронологических рамок школьных курсов отечественной истории: 1) VI -XVII вв. 2) XVIII - XIX в. 3) XX - XXI в. Задания затрагивают разные аспекты отече­ственной истории: экономики и социальных отношений, внутренней и внешней по­литики, общественных движений, материальной и духовной культуры и др. Около половины всех заданий относится к истории XX в.

Основными объектами проверки являются следующие знания, умения, способы деятельности:

1) знание исторических фактов: дат, места, участников и резуль­татов важнейших исторических событий, а также исторических названий, терминов;

2) умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач;

3) владение приемами исторического описания (рассказ о со­бытиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различий, опреде­ление характера, классификация и др.);

4) усвоение исторических понятий, концепций;

5) наличие представлений об оценках исторических событий и явлений и навыков оценочной деятельности (умения определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным со­бытиям, их участникам).

Экзаменационная работа по истории состоит из тестовых заданий частей А, В и С.

Часть А. 40 заданий. Один верный ответ выбирается из 4-х предложенных вариан­тов. На работу с каждым тестом целесообразно отвести по 1 - 2 минуты. Эти задания проверяют знания а) дат; б) фактов (места, обстоятельств, участников событий); в) понятий и терминов; г) характерных признаков событий и явлений, понимания связи единичных фактов и общих явлений; д) суждений о причинах и следствиях событий. Ответ записывается рядом. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимум-40 баллов.

Часть В включает в себя 10 заданий с кратким свободным ответом. Эти задания пре­дусматривают следующие виды деятельности: а) установление последовательно­сти событий в рамках значительных исторических периодов; 6} соотнесение двух ря­дов информации — дат и названий событий, имен исторических деятелей и назва­ний политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества, их произведений и т. д.; в) определение имени человека, назва­ния события или явления, о котором идет речь в представленном отрывке из исторического источника. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимум-20 баллов.

Часть С содержит 7 заданий, требующие развернутых ответов. Задания предлага­ются для выявления и оценивания высокого уровня подготовки, испытуемых и со­стоят из двух групп:

—блок заданий для работы с источниками, В комплекс входит


фрагмент (несколько небольших фрагментов) исторического до­-
кумента и 3 вопроса-задания к нему. Это практически ориентиро­-
ванная часть экзаменационной работы, дающая наибольшее ко-­
личество баллов. Задание С1—СЗ (каждое имеет «вес» по 4 балла) требуют на основе анализа исторического источ­-
ника ответов в виде 1 — 2 предложений;

—задания с развернутым ответом по заданной теме, проблеме. В каждый вариант включается 4 таких задания, предусматриваю­щих выполнение определенных действий: 1) обобщенную харак­теристику, систематизацию исторического материала; 2) сравне­ние исторических событий и явлений; 3) анализ исторической ситуации; 4) анализ исторических версий, оценок. В случае правильного ответа можно набрать за эти задания до 4 баллов. В данных заданиях проверяется комплекс знаний и умений: знание фактов и понимание терминологии, умение выяв­лять и сравнивать характерные признаки, объяснять причины и следствия истори­ческого события или явления и др.



Задания С6 — С7 предполагают развернутый письменный ответ. Обобщенная ха­рактеристика, анализ исторической ситуации или исторических верс Пояснительная записка.

Данные методические рекомендации предназначены для подготовки и проведения вступитель­ных испытаний по истории России. Вступительные испытания по истории России проводится в письменной форме. Время выполнения работы — 180 минут. Материал, выносимый на экзамен, соответствует требованиям минимума государственного образовательно­го стандарта.

Содержание предоставлено по разделам, определенным с учетом общей периоди­зации и хронологических рамок школьных курсов отечественной истории: 1) VI -XVII вв. 2) XVIII - XIX в. 3) XX - XXI в. Задания затрагивают разные аспекты отече­ственной истории: экономики и социальных отношений, внутренней и внешней по­литики, общественных движений, материальной и духовной культуры и др. Около половины всех заданий относится к истории XX в.

Основными объектами проверки являются следующие знания, умения, способы деятельности:

1) знание исторических фактов: дат, места, участников и резуль­татов важнейших исторических событий, а также исторических названий, терминов;

2) умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач;

3) владение приемами исторического описания (рассказ о со­бытиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различий, опреде­ление характера, классификация и др.);

4) усвоение исторических понятий, концепций;

5) наличие представлений об оценках исторических событий и явлений и навыков оценочной деятельности (умения определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным со­бытиям, их участникам).

Экзаменационная работа по истории состоит из тестовых заданий частей А, В и С.

Часть А. 40 заданий. Один верный ответ выбирается из 4-х предложенных вариан­тов. На работу с каждым тестом целесообразно отвести по 1 - 2 минуты. Эти задания проверяют знания а) дат; б) фактов (места, обстоятельств, участников событий); в) понятий и терминов; г) характерных признаков событий и явлений, понимания связи единичных фактов и общих явлений; д) суждений о причинах и следствиях событий. Ответ записывается рядом. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимум-40 баллов.

Часть В включает в себя 10 заданий с кратким свободным ответом. Эти задания пре­дусматривают следующие виды деятельности: а) установление последовательно­сти событий в рамках значительных исторических периодов; 6} соотнесение двух ря­дов информации — дат и названий событий, имен исторических деятелей и назва­ний политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества, их произведений и т. д.; в) определение имени человека, назва­ния события или явления, о котором идет речь в представленном отрывке из исторического источника. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимум-20 баллов.

Часть С содержит 7 заданий, требующие развернутых ответов. Задания предлага­ются для выявления и оценивания высокого уровня подготовки, испытуемых и со­стоят из двух групп:

—блок заданий для работы с источниками, В комплекс входит


фрагмент (несколько небольших фрагментов) исторического до­-
кумента и 3 вопроса-задания к нему. Это практически ориентиро­-
ванная часть экзаменационной работы, дающая наибольшее ко-­
личество баллов. Задание С1—СЗ (каждое имеет «вес» по 4 балла) требуют на основе анализа исторического источ­-
ника ответов в виде 1 — 2 предложений;

—задания с развернутым ответом по заданной теме, проблеме. В каждый вариант включается 4 таких задания, предусматриваю­щих выполнение определенных действий: 1) обобщенную харак­теристику, систематизацию исторического материала; 2) сравне­ние исторических событий и явлений; 3) анализ исторической ситуац ческого источника. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимум-20 баллов.

Часть С содержит 7 заданий, требующие развернутых ответов. Задания предлага­ются для выявления и оценивания высокого уровня подготовки, испытуемых и со­стоят из двух групп:

—блок заданий для работы с источниками, В комплекс входит


фрагмент (несколько небольших фрагментов) исторического до­
кумента и 3 вопроса-задания к нему. Это практически ориентиро­
ванная часть экзаменационной работы, дающая наибольшее ко­
личество баллов. Задание С1—СЗ (каждое имеет
«вес» по 4 балла) требуют на основе анализа исторического источ­
ника ответов в виде 1 — 2 предложений;

—задания с развернутым ответом по заданной теме, проблеме. В каждый вариант включается 4 таких задания, предусматриваю­щих выполнение определенных действий: 1) обобщенную харак­теристику, систематизацию исторического материала; 2) сравне­ние исторических событий и явлений; 3) анализ исторической ситуации; 4) анализ исторических версий, оценок. В случае правильного ответа можно набрать за эти задания до 4 баллов. В данных заданиях проверяется комплекс знаний и умений: знание фактов и понимание терминологии, умение выяв­лять и сравнивать характерные признаки, объяснять причины и следствия истори­ческого события или явления и др.

Задания С6 — С7 предполагают развернутый письменный ответ. Обобщенная ха­рактеристика, анализ исторической ситуации или исторических версий, оценок по­требуют знания конкретных исторических фактов, понятий и терминов; умений со­относить единичные факты и общие явления, процессы, указывать их основные чер­ты, признаки можно отвести по 12 — 15 минут. При оценивании (до 4 баллов) учитываются наличие и полнота раскрытия в ответе тех или иных смысловых единиц, логичность и доказательность. Максимум-28баллов.

Критерии оценки:

0-26 баллов - отметка«2»

27-44 балла – отметка «3»

45 - 61 балл - отметка «4»

62 — 88 баллов - отметка «5»

Вопросы для проведения вступительных испытаний по истории:


  1. Тема 1. Восточные славяне.

Что нужно повторить: География расселения восточных славян, их занятия, быт, верования. Общественное устройство восточных славян. Взаимоотношения с соседями.

  1. Тема 2. Русь в IX – первой половине XII вв.

Что нужно повторить: Становление Древнерусского государства в IX –Х вв. Крещение Руси. Свободное и зависимое население Руси в конце Х – первой половине ХII в. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах. Культура и быт Древней Руси.

  1. Тема 3. Русь в ХII – ХIV вв.

Что нужно повторить: Политическая раздробленность Руси: причины, сущность, признаки, время возникновения Модели политического развития русских земель: Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Деятельность князей. Нашествия Батыя на Русь. Зависимость Руси от Орды. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва, ее значение. Дмитрия Донской. Сергий Радонежский.

  1. Тема 4. Московское государство в XV – XVI вв.

Что нужно повторить: Причины образования русого централизованного государства. Конец зависимости Руси от Орды. Государственное устройство России XVI в. Судебник 1497 г. Становление централизованного государства. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Андрей Рублев. Иван IV. Реформы 50-ых гг. XVI в. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Становление самодержавия. Ливонская война.

  1. Тема 5. Россия в XVII в.

Что нужно повторить: Обострение социально-политических противоречий на рубеже XVI-XVII вв. Смута.

Освободительная борьба против польских и шведских интер­вентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Начало становления абсолютизма.

Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда.

Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян.

Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.

Культура и быт в XVII в.


  1. Тема 6. Россия в первой половине XVIII в.

Что нужно повторить: Преобразования Петра I (экономика, государственное управление, армия). Утверждение абсолютизма. Внешняя политика. Северная война. Образование Российской империи. Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху. Дворцовые перевороты (причины, сущность). Российская империя в годы царствования Елизаветы Петровны. Семилетняя война.

  1. Тема 7. Россия во второй половине XVIII века.

Что нужно повторить: Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическое развитие страны. Восстание под предводительством Е. Пугачева. Внешняя политика (направления и результаты). Русско-турецкие войны, их итоги. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Культура и быт во второй половине XVIII в. (образование, наука, художественная культура, быт).

  1. Тема 8. Россия в 1801-1860 гг.

Что нужно повторить: Внутренняя и внешняя политика Александра I (реформы и реакция, расширение границ империи). Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Движение декабристов (участники, программы, цели, главные события, значение). Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие страны. Аграрный вопрос. Общественное движение в 30 — 50-е гг и XIX в. (охранители, славянофилы, западники, сторонники общинного социализма). Кавказская война. Внешняя политика во второй четверти XIX в. (наука и образование, основные стили в художественной культуре).

  1. Тема 9. Россия в 60-90-е гг. XIX в.

Что нужно повторить: Буржуазные реформы 60 —70-х гг. (крестьянская, судебная, земская, городская, школьная и военная реформа): причины, сущ­ность, деятели, итоги. Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Общественное движение в 60 — 90-е гг. (консерваторы, либералы и радикалы). Эволюция народничества. Распространение марксизма. Основные направления и события внешней политики России в последней трети XIX в. Участие в военных союзах. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия. Культура и быт народов России в последней трети XIX в. (основные направления в литературе и искусстве).

  1. Тема 10. Россия в 1900-1916 гг.

Что нужно повторить: Российская империя в начале XX в.: экономическое и политическое развитие. Николай И.

С. Ю. Витте. Создание системы политических партий. Революция 1905-1907 гг.: причины, участники, основные события, итоги. Государственная Дума П. А. Столыпин. Аграрная реформа цели, основные события, итоги. Промышленный подъем.

Россия в международных отношениях начала XX в. Россия в Первой мировой войне; роль Восточного фронта. Кризис режима.

Культура России начала XX в. Развитие естественных и общественных наук. «Серебряный век» русской поэзии. Русский авангард. Российские меценаты.



  1. Тема 11. Россия в 1917-1930-х гг.

Что нужно повторить: Революционные события 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Основные политические партии и их лидеры. Кризисы власти. Октябрьское восстание в Петрограде. В. И. Ленин. Создание Советского государства. Учредительное собра­ние. Внутренняя и внешняя политика советского правительства. Брестский мир. Л. Д. Троцкий. Интервенция, Гражданская война: участники, этапы, основные фронты, итоги и последствия.

«Военный коммунизм». Кризис 1920-1921 гг НЭП сущность, ме­роприятия, противоречия, итоги Национальная политика в 1920-е — 1930-е гг. Внутрипартийная борьба. И.В. Сталин. Индустриализация и коллективизация в СССР. Формирование тоталитарной системы. Конституция 1936 г. и особенности социальной политики в СССР в 30-х гг. Репрессии и политические процессы.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1920-1930 гг. Политика в области образования и культуры. Деятели советской науки и культуры.


  1. Тема12. СССР в конце 1930-х — начале 5б-х гг.

Что нужно повторить: Советско-германские договоры 1939 г. Советско-финляндская война. Включение в состав СССР новых территорий в 1939 — 1940 гг. Великая Отечественная война СССР 1941 — 1945 гг..этапы и крупнейшие сражения. Героизм на фронте и в тылу Фашистский «новый порядок» на оккупированной территории.

Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги и уроки войны.

Послевоенное восстановление хозяйства. Внешняя политика. Ужесточение внутриполитического курса.


  1. Тема 13. СССР в сер. 1950-х — начале 1980-х гг.

Что нужно повторить: Политические события середины 1950-х гг. Борьба за власть после смерти И. Сталина. XX съезд КПСС и его значение. «Оттепель». Н. С. Хрущев и реформы второй половины 1950-х—начала 1960-хгг.

Успехи советской науки. Начало освоения космоса.



Достижения и противоречия внутренней и внешней политики. Консервативный поворот середины 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Нарастание кризиса тоталитарной системы (в экономике, социальной сфере, политике, идеологии). Внешняя политика СССР в 1955 г. — 1980-е гг. (политика «холодной войны» и «разрядки», достижение военно-стратегического паритета с США, афганская война).

  1. Тема 14. Россия на рубеже XX-XXI вв.

Что нужно повторить: Предпосылки изменения государственного курса в СССР во второй половине 1980-х гг. М. С. Горбачев. Перестройка: задачи, результаты. Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональ­ных противоречий в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ.

Становление нового Российского государства. Б. Н. Ельцин. Экономические реформы и их последствия. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Политическое и экономическое развитие современной России. Проблемы развития науки, культуры и образования. Политические лидеры и общественные деятели современной России. В. В. Путин и проблемы реформирования Российского государства в начале XXI в. Россия в системе международных отношений.