Методическая разработка уроков по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка уроков по дисциплине «Информатика и икт»... 2 605.49kb.
Урока: Класс Насекомые. Многообразие чешуекрылых Белгородской области 1 120.39kb.
Урок "Почвенные ресурсы Белоруссии" Тип урока: комбинированный Цели... 1 72.27kb.
Методическая разработка по теме: "Организация и проведение лабораторно... 1 427.62kb.
Тип Членистоногие. Классы 1 19.26kb.
Методическая разработка для проведения классного часа по духовно-нравственному... 1 132.15kb.
Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение» 1 61.74kb.
Методическая разработка «топливно – энергетический комплекс россии... 1 72.96kb.
Методическая разработка по дисциплине: «Основы сестринского дела»... 5 442.53kb.
Семинар по теме "Организация методической работы в школе по теме " 1 197.13kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кулинарный поединок» 1 51.32kb.
Тип Членистоногие. Классы 1 19.26kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методическая разработка уроков по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» - страница №1/1

Краснодарский край г.Сочи
МОУ СОШ № 18

Методическая разработка
уроков по теме « Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Шидиева Маидат Магомедтагировна

учитель биологии высшей категории


Сочи 2008
Пояснительная записка.
Методическая разработка уроков по теме « Тип Членистоногие. Класс Насекомые» разработан для изучения учащимися 7 класса содержания раздела « Тип Членистоногие» программы основного общего образования по биологии (VI-IXклассы) авторов: В.М.Константинов, B.C Кучменко, И.Н. Пономарёва.

В предлагаемой разработке урока представлен опыт применения проектной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся.

Использование метода проектов позволяет решать как образовательные задачи экологического содержания, так и целый комплекс развивающих и воспитательных задач. Произведенный в результате проектной деятельности «продукт», его презентация и разносторонняя оценка работы над проектом дают возможность отследить уровень усвоения содержания, самостоятельность выполнения и используемые приемы и формы самостоятельной работы обеспечивают более прочное усвоение знаний. Приобретенные школьниками умения и навыки проектной деятельности могут быть востребованы при организации внеклассной работы по предмету, в том числе экологического содержания.

Урок рассчитан на детей, которые осваивают проектную деятельность и подход к её организации соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся 7 класса. Из отведённых по программе на изучение «Тип Членистоногие» 8 часов, на изучение темы « Класс Насекомые» отводится 5 часов( эти часы распределяются следующим образом: 1 час- погружению в проект, 2 часа – организация деятельности, 2 часа - защита). Такая организация ознакомления школьников с многообразием насекомых, проблемами биоразнообразия и природоохранной деятельностью обеспечивает комплексный подход к теме, целостность восприятия и способствует развитию экологического сознания школьников, формированию культуры экологически оправданного поведения. Разработка может быть использована учителями биологии общеобразовательных школ, владеющими компьютерными технологиями.


Сценарий урока-защиты проекта на тему

« Многообразие насекомых»


Тема _« Многообразие насекомых»




Цели

Познавательная

Формировать знания об особенностях строения, образа жизни, приспособленности к среде обитаниянасекомых, относящихся к разным отрядам по способу питания и месту обитания..

Развивающая

Познакомить учащихся с влиянием деятельности человека на видовой состав насекомых и приспособленность их к среде обитания.

Продолжить формировать учебные умения (сравнивать, обобщать, проводить исследования, делать отчеты, работать в Internet).



Воспитательная

Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края.

Показать роль насекомых в жизни растений, животных, для человека


Ожидаемые результаты
После выполнения проекта учащиеся называют: приспособленность насекомых к жизни в разнообразных условиях среды;

характеризуют: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей разных отрядов;

обосновывают необходимость охраны насекомых.

Методы:

Метод проектов (информационных и исследовательских),

Метод сотрудничества.



Средства обучения, технические средства (мультимедиа, телеприемник и видеомагнитофон, видеозапись, раздаточные материалы, классная доска, схемы, диаграммы, таблицы):

Компьютер, раздаточные материалы, классная доска, схемы, таблицы, экран.

Сценарий заключительного мероприятия включает:


    1. Вступительное слово руководителя проекта;

    2. Последовательность «защит» участников проекта;

    3. План работы и выступление экспертной группы;

    4. Подведение итогов работы проекта;

    5. Поощрение участников проекта;

    6. Выступление приглашенных гостей;

    7. Рефлексия.

Кратко обозначить ход урока (чтобы нацелить школьников на восприятие материала) по пунктам:



  • актуализация знаний

Повторить:

  • особенности внешнего строения насекомых;

  • особенности строения скелета .

10 минут.

  • мотивация

Выявить проблемы в приспособленности к среде обитания.

5 минут



  • применение знаний

Защита проектов по поставленным проблемам.

1-я группа – 10 минут;

2-я группа – 10 минут;

3-я группа – 10 минут.



- контроль

15 минут

Тематика разрабатываемых проблем:

1. Отряд Прямокрылые

2. Отряд Перепончатокрылые

3. Насекомые Красной книги.


Состав групп учащихся, освещающих разрабатываемые проблемы


1-я группа - (ответственный Силкина Татьяна):
2-я группа - (ответственная –Джувеликян Кристина):
3-я группа – (ответственная –Юрикова А.):




      1. Последовательность «защит» участников проекта:




План урока (первого из сдвоенного)




  • Организационный этап

5 минут

  • Актуализация знаний

10 минут

  • Мотивация к применению знаний в конкретных ситуациях

5 минут

  • Применение знаний

Защита 1-ой группы: 10 минут

1. Направление исследования Отряд Прямокрылые.



Метод исследования: работа с учебным пособием, научно-популярной литературой, сайтами Интернета, материалом CD-ROMов, работа с микропрепаратами, электронными микрофотографиями.

Результат работы.

Схемы, рисунки, компьютерные работы.





Ответы на вопросы оппонентов

10 минут

План урока (второго из сдвоенного)




  • Организационный этап

2 минуты

  • Применение знаний (продолжение)

Защита 2-й группы: 10 минут

Направление исследования Отряд Перепончатокрылые
Метод исследования: работа с учебным пособием, научно-популярной литературой, сайтами Интернета, материалом CD-ROMов.

Результаты работы

1.Альбом.

2. Создание слайд-шоу (мультимедийных) кадров.


Защита 3-й группы: Направление исследования. Насекомые Красной книги.

Метод исследования.

Красная книга. Изучение новых данных из сайтов Интернета, материалов CD-ROMов.



Результат работы.

1. Отчеты о выполненной работе. 2. Презентация -слайд-шоу Насекомые Красной книги.



Форма презентации проекта: компьютерная презентация.



Ответы на вопросы оппонентов

3 минуты

Контроль усвоения знаний

Тестовая работа «Насекомые» - 10 минут

Викторина – 5 минут



Организационный этап – подведение итогов урока

Обобщение, выводы




      1. Выступление экспертной группы:




Состав экспертной группы

        1. Учитель биологии

        2. Учитель информатики



        1. Библиотекарь

1).Выявить знания по предмету

2).Выявить умение применять знания информационных технологий

3).Оценить организованность работы каждой группы при защите проекта


Задачи

1.Обратить внимание на раскрытие темы и целей проекта.

2.Отметить организацию работы по защите проекта.

3.Подвести итог и поощрить участников проекта.









      1. Подведение итогов работы проекта:




Результаты

Отметить наиболее удачные выступления.

Распределить места.




Выводы

Заключительное слово руководителя проекта.

Выступление экспертной группы.





      1. Поощрение участников проекта: (благодарности, замечания…)



      1. Рефлексия




Вопросы для обсуждения:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем?

  • Корректность использованных методов исследования и методов обработки получаемых результатов?

  • Активность каждого участника проекта?

  • Коллективный характер принимаемых решений?

  • Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта?

  • Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей?

  • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы?

  • Эстетика оформления результатов выполненного проекта.






ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов Б.А. Курс зоологии. М.,ВО Агропромиздат.1999г.

Шовен Реми. От пчелы до гориллы. М., «Мир», 1965, гл. 1, 2, 3:

Щербаков Б. С. Насекомые как объект школьной работы. М., Уч­педгиз, 1999.



Фабр Ж- .Жизнь насекомых.- М., Учпедгиз, 1963. ' .
Хедстром-Ричар идр. Приключения с насекомыми. М-.,-«Мир», 1967.

Яхонтов А. А. Зоология для учителя. М., ^Просвещение 2000