Методическая разработка урока (внеклассного занятия) Учитель: Белоусова Е. А. Место работы: мкоу фабричная сош - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кулинарный поединок» 1 51.32kb.
Исполнители: Гришарина Н. Г., учитель химии Сергеева О. А., учитель... 1 122.01kb.
Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение» 1 61.74kb.
Методическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка 1 73.93kb.
Методическая разработка внеклассного открытого мероприятия, посвященного... 1 157.25kb.
«Химический состав клетки» 1 66.46kb.
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии... 1 164.21kb.
Методическая разработка открытого урока 1 129.08kb.
Методическая разработка урока учителя истории и мхк моу «Гимназия №2» 1 28.31kb.
Методическая разработка Щербакова Светлана Геннадьевна, учитель химии г. 2 546.34kb.
И организация работы учителя логопеда в рамках пмпк. Аскерова Н. 1 54.3kb.
Контрольная работа по творчеству М. Ю 1 47.14kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методическая разработка урока (внеклассного занятия) Учитель: Белоусова Е. А. Место - страница №1/1

«Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка урока (внеклассного занятия)

Учитель: Белоусова Е.А.

Место работы: МКОУ Фабричная СОШ

Тема: "Война 1812 года. Урок истории."

Материальное обеспечение: иллюстрации к сюжетам войны; портрет М.И. Кутузова; классная доска; на доске запись  пословиц: "Бой - святое дело, иди на врага смело", "Если по-русски скроен, то и один в поле воин", "Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся"; фотография Казанского собора, фото могилы М.И.Кутузова , презентация о войне 1812 года.



Цель урока: 

 1.Знакомство детей с главными событиями Отечественной войны 1812 года;

2.Воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников  на примере событий войны 1812 года и судеб её  участников;

3.Духовно-нравственное развитие младших школьников.



Задачи: 

1.Через знания, полученные на уроке, помочь школьникам  раскрыть патриотический, нравственный, гражданский смысл событий 1812 года;

2.Воспитать патриотическое сознание на примере героев войны;

3.Расширить представление детей о  событиях Российской истории;

4.Ощутить взаимосвязь времён и судеб Отечества, исторических личностей, через призму наиболее значимых для русского народа исторических событий.

Ход урока:

I. Организационный момент. Вступительное слово.

 Здравствуйте, ребята! 2012 год был объявлен президентом России Годом истории, а также годом памяти, а вернее, годом празднования 200-летия Победы в войне с Наполеоном, войны 1812 года. И тема нашего сегодняшнего урока "Война 1812 года. Урок истории." и  начать наш урок мне хотелось бы   вот таким образом:      " А сееву!", что по-французски означает: "Садитесь!"

II. Основная часть.

1. Вот, так же и в России 19 века, особенно в Петербурге, где был собран весь цвет русской аристократии, император (ведь это была столица русской империи) говорили по-французски, а иногда и только по-французски. Мода на всё французское: еду, одежду, фр. учителей, гувернёров, французские выражения: "пар куа па", "а ля гер ком а ля гер", " вуаля", и т. д., стали нормой. Некоторые аристократы, живя в русской  столице, даже не знали русского языка!

Но судьба, жизнь жестоко наказывают за потерю своей культуры. Судьба безжалостна к тем, кто забывает свою историю, свой язык. Ведь культура, язык - это душа народа. Не может быть настоящей жизни без души... Вот об этом уроке истории и пойдёт сегодня речь.

Итак, 1812 год. 4 июня разрываются дипломатические отношения с Россией, то есть, фактически начинается война. Русский народ полон решимости отстоять  свою родную землю, а некоторые аристократы (о, ужас!) против войны с Францией: "Зачем воевать? Ведь "шарман!"- всё французское так прекрасно, так модно!" Но (слава Богу!) только не император Александр I (не зря в народе его называли - Благословенный).

А каких ещё царей вы знаете? (Александр II - Освободитель, Пётр I - Великий, Екатерина II - Великая, Иван Грозный).

Так вот, не напрасно Благословенный Александр I и Наполеон Бонапарт встречались, и царь когда-то пообещал Наполеону не обнажать меча первым, но защищать свою землю до последнего солдата, если на неё посягнёт враг. 6 июля царь подписывает манифест о "вооружении всего государства".

2. Зачем он это сделал? Почему не сбежал с деньгами за границу? Какими чертами должен был обладать русский император?  Вывод: главной чертой русского императора была ответственность не только за себя, свою семью и детей, но ответственность за свою страну, свой народ.

3. Отечественная война 1812 года, ну а как всё было, мы узнаем из фильма. (Включаем фильм о войне 1812г.,). Смотрите внимательно на оружие, форму солдат  и запоминайте, а заодно ответите мне на вопрос: "Какой генерал командовал российской армией в начале войны?"( Михаил Богданович Барклай-де-Толли).

4. Работа с пословицами. Ребята, а какие пословицы о войне вы знаете?

"Бой - святое дело, иди на врага смело."

А что такое святое? (Это то, над чем нельзя смеяться. Относиться только серьёзно. То, за что не жаль отдать жизнь). А над чем нельзя смеяться? (Над верой, церковью, Богом, инвалидами, родителями, больными, стариками и т.д.)

"Если по-русски скроен, то и один в поле воин."

Ребята, а как это "по-русски скроен?"  Значит, главная черта русского воина-терпение в опасности. А чьи это слова?: "Любите русского солдата!.. терпение в опасности, вот главная его черта!" (Александра III Миротворца). Вы говорите, что черты русского воина это-стремление к свету, правде, истине. А мы с вами говорили, что правд много, а истина - одна (кстати, слово "истина" есть только в русском языке). А у Наполеона какая правда? (Завоевать чужую землю). А у Александра I какая правда? (Отстоять родную землю). Ребята, а как вы думаете, в чём здесь истина? ( В том, что нельзя посягать на чужое; отстаивать родную землю до последнего солдата). Скажите, а кто из известных вам исторических личностей в прямом смысле был "один в поле воин"? (Пересвет.) А чем закончился его поединок с Челубеем? (Оба погибли, но Пересвет сумел показать татарскому войску, что русские воины также обладают могучей силой).

"Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся." Как это понимать? (Дети на примере Куликовской битвы доказывают, что татары дрались за добычу, а русские - за родную землю, поэтому у русских была как бы "двойная сила", т.к. они дрались за правое дело).

Много  поражений и побед пришлось испытать русским воинам в войне с Наполеоном. Но 17 августа 1812 года Александр I  назначает нового главнокомандующего - Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-ученика великого А.В. Суворова, не знавшего поражений, о котором русские солдаты сразу же стали говорить: "Пришёл Кутузов, бить.... кого? (французов)." Он занимает удобный оборонительный рубеж при деревне Бородино.

5. 26 августа произошло самое большое за всю историю войны 1812 г.  Бородинское сражение, потери с обеих сторон были огромны. Кутузов дал приказ отступать. 1 сентября Кутузов на совете генералов в Филях принимает решение оставить Москву без боя, дабы сохранить армию. "Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию."

Скажите, легко ли было Кутузову принять это решение? А как бы вы себя чувствовали, если бы вам пришлось оставить сердце России, любимый город? (Варианты ответов). Что бы вы делали? (Плакали). Вот и Кутузов всю ночь перед отступлением не спал. Дежурные адьютанты слышали. как он ворочался в кровати, вздыхал и...плакал! на следующий день вся  русская армия ушла из Москвы .

 Вечером того же дня огромное зарево поднялось  над городом. Москва горела 6 дней. Погибло 3/4 построек. (А дом Владимира Ивановича Даля чудом сохранился!). Пожар уничтожил склады с провиантом.

В наполеоновских войсках начался голод. Дело осложнилось к зиме. Французы, не привыкшие к морозам, зароптали. Наполеон был вынужден оставить Москву и отступать по разорённой им же дороге. Неся большие потери, голодные, холодные, пожиная плоды своего разбойничьего поведения, отражая атаки русских партизан, французы отступали, и вскоре разгром некогда непобедимой армии был завершён. 23 ноября Наполеон бросил свою армию и  бежал во Францию.

 После освобождения России Кутузов тяжело заболел. Это произошло в польском городе Бунцлау. Генерал-фельдмаршал Кутузов умирает в возрасте 66 лет. Перед смертью его навещает император Александр I и по русскому православному обычаю просит у него прощения. По приказу императора тело Кутузова забальзамировали и доставили в Петербург, а сердце фельдмаршала оставили и захоронили  в Бунцлау. Могила фельдмаршала Голенищева-Кутузова, светлейшего князя Смоленского, находится в Казанском соборе...

6. В городе  Бунцлау также был установлен памятник М.И. Кутузову. Но в 1941-1945 г.г. (С кем воевал Советский Союз в это время?) (С фашистской Германией) случилась трагедия. Фашисты, войдя в Польшу, глумились и осквернили этот памятник. Памятник  над сердцем Кутузова был приведён в надлежащий вид человеком,это маршал авиации, советский лётчик- ас, Трижды Герой Советского Союза, имевший 650 боевых вылетов, 65 сбитых вражеских  самолётов, в честь которого была названа станция Новосибирского метро. (Александр Иванович Покрышкин). Когда советские солдаты гнали фашистов в Берлин, А.И.Покрышкин приказал своей эскадрилье пролететь несколько почётных  кругов над могилой Кутузова и устроил парад в его честь.

После освобождения Польши от немецких захватчиков воины Красной Армии положили к подножию памятника плиту с текстом:

"Великому патриоту земли русской фельдмаршалу М.И. Голенищеву-Кутузову в день 132 годовщины его смерти 28 апреля 1945 года.

Среди чужих равнин, ведя на подвиг правый

Суровый строй полков своих,

Ты памятник бессмертный русской славы

 На сердце собственном воздвиг.

Но не умолкло сердце полководца,

И в грозный час оно зовёт на бой!

Оно живёт и мужественно бьётся

В сынах Отечества, спасённого тобой!

И ныне, проходя по боевому следу

Твоих знамён, пронесшихся в дыму,

Знамёна собственной Победы

Мы склоним к сердцу твоему.

От воинов Красной Армии, 12 февраля 1945 года вступивших в Бунцлау.

Рядом с могилой Кутузова захоронен 141 советский воин. У входа на территорию кладбища установлены фигуры российских солдат - гренадёра 1813 года и советского бойца войны  1945 года

.Итог

А сейчас давайте с вами обсудим смысл темы нашего сегодняшнего занятия.

В чём же заключается для нас этот урок истории войны 1812 года? (Варианты ответов: не посягать на чужую землю; отстаивать свою Родину до последнего солдата; никогда не позволять себе забывать свою культуру, традиции, язык; помнить, что язык - это душа народа;  страна должна помнить своих героев, земляков и т.д.)

 Наше занятие окончено, всем спасибо!



Список использованной литературы:

  1. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей, Книга вторая, Москва, 2006

  2. Казанский Кафедральный Собор, Санкт-Петербургская епархия, Санкт-Петербург.

  3. Лазарева Т. Красота спасёт мир. Учебно-методическое пособие, Москва, 2006.

  4. Лермонтов М.Ю. Бородино, Москва, 1983.

  5. Лубченков Ю. Война 1812 года, Москва, Белый город,1998

  6. Лубченков Ю. Русские полководцы, Москва, Белый город, 2009.

  7. Майорова Н. Русская история, Москва, Белый город, 2009