Методическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка открытого урока по географии в 8 классе «Озеро... 1 64.66kb.
«Химический состав клетки» 1 66.46kb.
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии... 1 164.21kb.
Методическая разработка по дисциплине: «Основы сестринского дела»... 5 442.53kb.
Методическая разработка открытого урока 1 129.08kb.
Урок "Почвенные ресурсы Белоруссии" Тип урока: комбинированный Цели... 1 72.27kb.
Методическая разработка урока учителя истории и мхк моу «Гимназия №2» 1 28.31kb.
Разработка урока по теме: «Кавказ» в 8 классе Учитель: Пивнев М. 1 76.12kb.
Методическая разработка уроков по теме «Тип Членистоногие. Класс... 1 81.99kb.
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Бобова Елена Александровна... 1 51.2kb.
Конспект открытого урока основ регионального развития, проведенного... 1 37kb.
Единый государственный экзамен по истории россии 1 158.78kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка - страница №1/1

Методическая разработка урока в 9 классе:

Тема 27: Перестройка
Цель урока: изучить начальный этап политики перестройки в СССР; ее причины, задачи, последствия экономических и политических реформ.
Задачи урока:

  1. Образовательные - сформировать конкретные представления о начальном этапе перестройки в СССР, ее причинах, задачах и последствиях экономических и политических реформ, а также о роли лидеров государства М. С. Горбачева и Б.Н.Ельцина.

  2. Воспитательные - продолжить формирование у учащихся чувства сопричастности к событиям современной истории России, их гражданских чувств.

  3. Развивающие – развивать умение решать проблемные задачи, анализировать учебный материал, делать общие выводы и работать с историческими источниками.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: нетрадиционная: с использованием компьютерных технологий (презентация)
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
План урока.


  1. Оргмомент, целеустановка на урок

  2. Подведение к изучению новой темы ( актуализация имеющихся знаний)

  3. Изучение нового материала: презентация с комментариями, постановка проблемной задачи.

  4. Первичное закрепление материала

    1. общий вывод

    2. работа с историческим документом

5. Организация дом. задания.


3 мин

5 мин.
22 мин.


12 мин.

3 мин.





Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Методика проведения

Ребята, напомните пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

К какому выводу мы пришли после анализа состояния СССР в начале 80-х годов?

Общество осознавало необходимость перемен?

А в высших эшелонах власти осознавали это?

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Послушаем биографическую справку.

Уже первые выступления Горбачева привлекли к нему симпатии людей. Он открыто говорил о проблемах в обществе и вскоре предложил комплекс мер , направленных на реформирование общества и государства.

Этот период получил в истории название «перестройка» и проходил с 1985- 1991 г.г.

Итак, тема сегодняшнего урока : Политика перестройки: первые шаги. Запишем в тетрадь.

На доске вы видите определение перестройки. Прочитаем.

Какие слова в определении главные?

Предполагалось ли отказаться от социализма?

В историографии существует две точки зрения на причины перестройки.

Как вы считаете , почему имеет место суждение о том , что перестройку Советскому Союзу « навязал» Запад? Есть ли аргументы в пользу этой точки зрения?

Как бы ни было, но перестройка началась и были поставлены ее цели. (Приложение 2)

Учащимся разъясняются цели перестройки и по ходу объяснения ученики вспоминают определения «хозрасчет», «унитарное государство», «федерация»
Первый начальный этап перестройки начался с экономических преобразований на основе ускорения социально-экономического развития страны.

Комментарий по 1 этапу экономических реформ.

Но начало перестройки было омрачено страшной катастрофой:

Взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апр. 1986 г. Причинами катастрофы были изношенность оборудования и халатность конкретных исполнителей.

Ликвидация последствий требовала больших затрат. Обнажились и другие серьезные проблемы:

Падение цен на нефть

Потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем

И другая беда: землетрясение в Армении. Все требовало огромных затрат.

Таким образом, возникла угроза срыва курса на ускорение.

Командная экономика исчерпала свои резервы.

Встал вопрос о радикальной перестройке экономической системы, а значит переход от плановой экономики к рыночной, в основе которой повышение экономической самостоятельности предприятий и развитие частной инициативы.

Комментарий по 6 слайду.

Но многие законы не работали, так как были противоречивы.

Начинала рождаться частная собственность, и , например, кооперативы имели более выигрышное положение, чем многие предприятия.

Стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства.

Но государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой, и, предполагалось, что план и рынок

должны сочетаться.

Начался 3 этап экономической реформы. Было предложено 2 программы, причем совершенно разные.

Комментарий по 7 слайду.

Не решились принять ни одну, ни другую программу.

Попытались выработать компромиссный вариант. Это потребовало выработки новых экономических законов, которые затрагивали основы экономических отношений в СССР. И реформа зашла в тупик. Кризис обострился.

В 1991 г. глава правительства Павлов В.С. настоял на проведении денежной реформы. Она сопровождалось значительным повышением цен. Это была попытка выйти из кризиса за счет доходов населения.

Таким образом, непоследовательная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его недовольству руководством партии.

Ребята, давайте обобщим все причины неудач экономических преобразований.

Необходимы были новые политические методы руководства.

Вспомним, в каких условиях начиналась «оттепель»в 50-е гг?

В чем проявились черты новой «оттепели»?

Теперь обратимся к историч. документу стр. 318-319 учебника.

Ответ на вопрос после анализа документа: как руководство определяло цели гласности, чем мотивировало её необходимость?

Вводятся новые понятия: гласность, демократизация, реабилитация, альтернатива, многопартийность

Т.о. был взят курс на перестройку тоталитарной системы в демократическую. Была проведена политическая реформа, главной целью которой являлась передача власти от КПСС к Советам и строительство правового государства.

Положения реформы:

Учреждение Съезда народных депутатов;

Выборы на альтернативной основе;

Преобразование Верховного Совета в постоянно действующий парламент

Вопрос: как вы думаете, как данные преобразования могли повлиять на общество?


Выявились серьезные проблемы. Активизировались новые политические силы, стало падать влияние КПСС. Старая

партийно-государственная элита не была готова к идейному

многообразию. Другие радикально настроенные члены КПСС покидали её ряды и присоединялись к новым политическим движениям. Лидером одного из них стал Б.Н.Ельцин

Задается дом. задание Параграф39-40, записи в тетради,

подг. к словарному диктанту


Внутренняя и внешняя политика СССР при Ю.В. Андропова.

В СССР к началу 80-х г.г. обозначился ряд проблем:



  1. Падение темпов роста промышленного производства и производительности труда

  2. Превращение СССР в сырьевой придаток СЭВ и поддержание экономики за счет продажи сырья.

  3. Непосильная гонка вооружений, война в Афганистане

  4. Продовольственные проблемы.

Осознавалась необходимость перемен.

Биографическая справка о М.С. Горбачеве.

Ключевые слова определения: «ускорение «и «обновление».

Отказываться от социализма власти не собирались.

Уч-ся дают определения обществоведческих понятий.

Уч-ся делают записи в тетради в процессе объяснения нового материала.

Учащиеся делают общий вывод о причинах неудач эконом. реформ.

Работа с историческим источником. Стр. учебника 318-319 ( Загладин)

Предполагаемый ответ:

Гласность является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя;

Недопустимо сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации.

Гласность предполагает правовую и моральную ответственность СМИ.

Уч-ся записывают цель и положения реформы в тетрадь.

Вывод: это вызвало рост политической и социальной активности граждан; обострились политические противоречия в обществе

Биографическая справка о Ельцине Б.Н.


Актуализация имеющихся знаний. Рефлексия деятельности .
1 слайд презентации: портрет Горбачева М. С.,

название темы с хронологическими рамками и определение перестройки.

Анализ определения.

Опережающее задание.

2 слайд: 2 точки зрения на причины перестройки.

Постановка проблемы.

3 слайд: Цели перестройки.

Использование межпредметных связей.


4 слайд: 1 этап экономич. реформ

5 слайд: Авария на Чернобыльской АЭС

6 слайд: 2 этап экономической реформы.

7 слайд: 3 этап: поиски путей перехода к рынку.

8 слайд: причины неудач экономических преобразований. Работа с учебником:

Практическое задание: анализ истор. источника

Слайд 9:

Положения политической реформы

Слайд 10: портрет Ельцина Б.Н.


Используемая литература.
1.www.russkoe-slovo.ru Программа: Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т.,Агафонов С.В. История России ХХ век: Программа курса и тематическое планирование для 9 класса общеобразовательных учреждений. 5-издание, исправленное и дополненное, М.: «Русское слово», 2010

2.Учебник: Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.

История России. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово -РС», 2008

3 Книга для учителя: А.В.Филиппов. История России 1945-2008 гг. М.: «Просвещение», 2008



4Учебное пособие по отечественной истории в схемах и таблицах. Гуманитарный центр, Н.Н. 2000 г.

5.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-2008