Методическая разработка по дисциплине: «Основы сестринского дела» Раздел: «Безопасная больничная среда» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основы сестринского дела 4 747.88kb.
Методическая разработка по дисциплине анатомия и физиология человека... 1 216.38kb.
Методическая разработка уроков по дисциплине «Информатика и икт»... 2 605.49kb.
Методические рекомендации и рабочая программа по дисциплине «Основы... 4 758.64kb.
Методическая разработка «топливно – энергетический комплекс россии... 1 72.96kb.
Перечень вопросов, выносимых на экзамен по дисциплине «Медико-технический... 1 28.36kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кулинарный поединок» 1 51.32kb.
82-ой конференции студенческого научного общества 4 560.02kb.
«Химический состав клетки» 1 66.46kb.
Методическая разработка по теме: "Организация и проведение лабораторно... 1 427.62kb.
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии... 1 164.21kb.
1 Описание объекта диагностирования 3 617.33kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методическая разработка по дисциплине: «Основы сестринского дела» Раздел: «Безопасная - страница №1/5

Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»


Методическая разработка


по дисциплине: «Основы сестринского дела»
Раздел: «Безопасная больничная среда»
Тема:

«Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции»
Специальность:
060109 «Сестринское дело»
Преподаватель: Приходько Е.И.


2006 – 2007 уч. год

Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»



Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК

спецдисциплин № 2

«___» _____________200____г.

Протокол № ______

Председатель ЦМК

___________Т.А. Шомина

Утверждаю:

Заместитель директора по УПР

_______________Т.П.Буйдина

Методист

_______________Ю.А.Макарова








Методическая разработка

по дисциплине: «Основы сестринского дела»
Раздел: «Безопасная больничная среда»
Тема:

«Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции»

Специальность:
060109 «Сестринское дело»
Преподаватель: Приходько Е.И.

2006 – 2007 уч.год

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и вид занятия

  3. Обоснование выбора темы и вида занятия

  4. Профессиограмма занятия

  5. Карта оснащения занятия

  6. Методическая модель занятия

  7. Методические указания для преподавателя по этапам занятия

  8. Приложения:

  1. Фронтальный опрос (вопросы)

  2. Ситуационные задачи и эталоны ответов к ним

  3. Варианты практических заданий

  4. Тестовые задания с эталонами ответов

  5. Алгоритмы манипуляций

  6. Схемы, рисунки




  1. Используемая литература


Пояснительная записка.
Методическая разработка по дисциплине «Основы сестринского дела», раздел «Безопасная больничная среда», тема «Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции» составлена препода­вателем Орехово - Зуевского медицинского колледжа

Приходько Е.И., рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК специальных дисциплин № 1.

Направление данного открытого занятия – оценка знаний студентов, полученных при изучении темы: «Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции» и определение профессиональной пригодности студентов для дальнейшей медицинской деятельности в сфере здоровьесберегающего пространства.

Формирование здоровьесберегающей среды в ЛПУ направлено не только на более эффективное лечение пациентов, но и на обучение их укреплять и сохранять здоровье, а также на сохранение и укрепление здоровья самих медицинских работников.

Это особенно важно в связи с тем, что по данным центра санитарно-эпидемиологического надзора, средние медицинские работники входят в группу повышенного риска и показатели их здоровья имеют тенденции к ухудшению.

Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комп­лекс методов обучения:


1. Репродуктивные:

- словесные (рассказ, объяснение, инструктаж)



  • наглядные: метод иллюстраций (показ плакатов, таблиц, схем),

метод демонстраций (видеосюжеты);
- практический.

2. Алгоритмический (работа по набору правил).
3. Самостоятельная работа студентов (с методическими ука­заниями,

зарисовка схем, отработка манипуляций).


4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных за­дач).

Использованы разнообразные средства обучения:
- информационные (учебник, таблицы, схемы);

- методические (методические указания, контрольные задания);



  • технические (телевизор, видеомагнитофон, компьютер).

Цели занятия:

Методические:

1. Применение комплекса методов обучения:

  • воспроизводящие, тренировочные упражнения;

  • проблемно-поисковые методы (решение задач)

  • частично-поисковый - самостоятельная работа

  • метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности

  • индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).

2. Использование информационных технологий.

Дидактические:

  1. Дальнейшее формирование знаний о внутрибольничной инфекции.

  2. Работа с действующими нормативными документами, регламентирующими работу ЛПУ по профилактике ВБИ.

  3. Раскрытие роли медицинской сестры в профилактике ВБИ.

  4. Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала от инфекции.

5. Формирование умений по одеванию и снятию перчаток, маски, халата.

6. Формирование умений по оказанию помощи при попадании биологических жидкостей на кожу и слизистые.

7. Формирование знаний и умений по проведению дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения.

Воспитательные:


  1. Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.

  2. Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

  • умение осознавать ответственность за жизнь пациента

  • умение анализировать свое поведение

  • умение создавать и использовать здоровьесберегающие технологии в рабочем процессе.

3. Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

4. Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.



Развивающие:

  1. Формирование у студентов:

  • навыка анализа и синтеза изучаемого материала;

  • способности осуществлять внутрипредметные связи

  • способности применять межпредметные связи.

  1. Умение решать проблемные и ситуационные задачи.

  2. Развитие умений анализировать ошибки.

Место занятия:
Медицинский колледж, кабинет доклинической практики «Основы сестринского дела»

Продолжительность занятия: 

270 минут


Специальность:
060109 « Сестринское дело»

Группа: 21 М, бригада 3

Обоснование выбора темы и вида занятия:
Методическая разработка по разделу: «Безопасная больничная среда», тема: «Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции» очень актуальна, т.к. безопасная больничная среда в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности. Она создается организацией и проведением определенных мероприятий, в том числе и режима инфекционной безопасности.

За период с 1987 г. по 2004 г. в России было выявлено 206 ВИЧ-позитивных медицинских работников. В 2006 г. зарегистрировано два случая профессионального заражения. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники различных профилей, поэтому знакомство будущих средних медицинских работников с универсальными и стандартными мерами безопасности от инфекций, использование здоровьесберегающих технологий в работе позволяет свести к минимуму риск заражения работающих при травматических ситуациях.

Наибольшую опасность в настоящее время представляют инфекционные заболевания, передающиеся парентеральным путем, поэтому основной задачей проведения занятия является обучение студентов основным мерам безопасности для предупреждения распространения внутрибольничной инфекции.

В повседневной деятельности среднего медицинского персонала возможны два пути заражения пациентов: через грязный инструмент и медикаментозные жидкости. Таким образом, главным вопросом профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции является вопрос соблюдения санитарно- эпидемиологического режима.

Для раскрытия данной темы предлагаются традиционные методы опроса в сочетании с использованием новых технологий. Ведущий метод – практический.

Профессиограмма занятия:



Студент должен

Знать:



  • Сущность понятия «безопасная больничная среда»;

  • меры профилактики и контроля ВБИ;

  • действующие нормативные документы, регламентирующие профилактику ВБИ;

  • требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала;

  • уровни деконтаминации рук;

  • виды, методы и средства дезинфекции;

  • правила техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами;

  • этапы предстерилизационной очистки шприцев и игл, резиновых изделий;

  • виды контроля режима стерилизации;

  • методы, средства и режимы стерилизации;

  • меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ;

  • цели, задачи и принципы работы ЦСО.


Уметь:


  • соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями;

  • использовать защитную одежду (халат, маску, очки и щитки, перчатки, фартук) в практической деятельности;

  • обрабатывать руки до и после манипуляции;

  • обрабатывать руки, слизистые, одежду при контакте с биологическими жидкостями;

  • проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора;

  • проводить проветривание помещений ЛПУ;

  • проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;

  • готовить дезинфицирующие растворы различной концентрации;

  • оказать первую помощь при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые;

  • осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов;

  • готовить моющие растворы;

  • осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения;

  • осуществить контроль качества предстерилизационной очистки;

  • использовать стерильный бикс;

  • осуществить дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария.


Карта оснащения занятия:

1. Таблицы:


  • «Безопасная больничная среда»

  • «Безопасность медицинского персонала»

  • «Обработка рук»

  • «Одевание и снятие перчаток»




  1. Схемы

  2. Графологические структуры

  3. Методические указания для студентов

  4. Технические средства обучения

  5. Дезинфицирующие и антисептические средства

  6. Мыло

  7. Моющие растворы

  8. Водный термометр

  9. Закрытые ёмкости

  10. Бутыль из темного стекла

  11. Перевязочный материал

  12. Защитная одежда:

  • Халат

  • Перчатки

  • Очки

  • Щитки

  • фартук

  • Маски

  1. Крафтпакеты

  2. Индикаторы стерильности

  3. Простыни

  4. 0,5% раствор нашатырного спирта

  5. Биксы

  6. Ситуационные задачи

  7. Алгоритмы манипуляций

  8. Задания в тестовой форме и эталоны к ним.


Методическая модель занятия:



I

Организационный момент


5 мин.

II

Мотивация занятия

Ознакомление с темой,

Ознакомление с целью

Ознакомление и планом

Обоснование значения данного занятия в будущей практической деятельности


10 мин.

III

Актуализация опорных знаний:

- контроль исходного уровня знаний

(фронтальный опрос)



15 мин.


IY

Формирование новых знаний и умений:

1. Поэтапное изложение нового материала с использованием видеосюжета « Устройство и работа ЦСО»

2. Самостоятельная работа студентов:


  • работа с методическими указаниями и алгоритмами

  • составление кроссвордов




200 мин.

50 мин.


150 мин.



Y

Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала:

  • решение ситуационных задач

  • тестовый контроль

30 мин.
15 мин.
15 мин.


YI

Подведение итогов занятия


5 мин.


YII

Задание к следующему занятию




5 мин.


Методические указания для преподавателя по этапам занятия





Ход занятия

Методическое обоснование

I



Организационный момент:


  • приветствие;

  • отметка отсутствующих студентов, выяснение причины;

  • проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды);

  • проверка готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций).


  • организует и дисциплинирует студентов;

  • воспитывает актуальность, ответственность;

  • воспитывает требовательность к себе;

  • самоконтроль.


II



Мотивация занятия:


  • ознакомление с темой, планом, целью занятия

  • обоснование значения данной темы занятия в будущей практической деятельности


  • создает рабочую обстановку;

  • активизирует внимание студентов;

  • формирует познавательный интерес к занятию.




III

Актуализация опорных знаний.
Контроль исходного уровня знаний:

Фронтальный опрос по теме: «Инфекционный контроль и профилактика ВБИ»

(Приложение № 1)




  • воспроизведение ранее изученного материала;

  • выявление уровня самостоятельного мышления.




IY

Формирование новых знаний и умений:
1) Поэтапное изложение нового материла с использованием видеоматериала

План

1.ЦСО, устройство, функции (Приложение № 2)

2.Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ:

-пути инфицирования ( Приложение №3)

-общие меры предосторожности (Приложение №3а)

3. Дезинфекция и утилизация одноразовых медицинских изделий (Приложение № 4)


Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники.

Преподаватель, используя таблицы, плакаты

  • поэтапно излагает новый материал

  • информирует студентов о новых элементах знаний, умений

  • объясняет наиболее важные моменты

  • организует текущий контроль знаний для усвоения материала.

2) Самостоятельная работа студентов

- Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)


  1. Мытье рук (социальный и гигиенический уровни)

  2. Одевание и снятие перчаток

  3. Использование медицинского халата, шапочки, маски

  4. Обработка рук, слизистых, одежды при контакте с биологическими жидкостями;

  5. Проведение влажной уборки помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора;

  6. Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации;

  7. Оказание первой помощи при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые;

  8. Осуществление дезинфекции предметов ухода за пациентами, белья, инструментов;

  9. Приготовление моющих растворов;

  10. Осуществление предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;

  11. Осуществление контроля качества предстерилизационной очистки;

  12. Использование стерильного бикса.

(Приложение №5)


- Работа с методическими указаниями и алгоритмами:



  • чтение текста

  • зарисовка схем

  • составление таблиц

  • составление словаря терминов по тексту




  • Составление кроссвордов

по теме «Инфекционная безопасность»

По окончании работы обмениваются кроссвордами и проверяют их.







  • позволяет излагать новый материал в логической последовательности с разъяснением понятий и сути

  • позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным

  • как иллюстрация к

рассказу;

  • закрепляет знания по теме;

- развивает зрительную память.



  • развивает познавательный интерес у студентов

  • подводит обучаемых к пониманию проблемы

- углубляет знания по теме
- формирует умения работать по набору правил;

- воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья;

- закрепляет исполь-зование здоровьесбере-гающих технологий в рабочем процессе.
Работа студентов малыми группами ( по 2 человека)

- закрепляет навыки самостоятельной работы с книгой;


- активизирует интерес к занятию;

  • побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;

  • совершенствует умение работать в коллективе.



Y



Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала:

  • решение ситуационных задач

(Приложение №6)

  • тест - эталонный контроль (Приложение№7)







  • проверка знаний

всей бригады;

  • выявляет умение применять получен-ные знания на практике;

  • определяет уровень профессионального мышления




YI

Подведение итогов занятия:

- определяется достижение целей занятия

- комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе

- разрешаются возникшие вопросы

- выставляется поурочный балл

Приложение №8




Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе

YII

Задание к следующему занятию:

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предм. «Основы сестринского дела» г. Москва 1998 . стр. 31-35

  2. Мухина С.А. Тарновская И.И. « Общий уход за больными» М. 1989 стр.130-133

  3. Учебно-методическое пособие по ОСД (под общей редакцией К.М.Н. А.И.Шпирна Москва 2003 г).

  4. Подготовка к зачетному занятию.


- для расширения самообразования

- активизирует самоподготовку

- формирует принцип сознательности и активности





следующая страница >>