Методическая разработка открытого урока - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка открытого урока по географии в 8 классе «Озеро... 1 64.66kb.
Методическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка 1 73.93kb.
«Химический состав клетки» 1 66.46kb.
Методическая разработка внеклассного открытого мероприятия, посвященного... 1 157.25kb.
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии... 1 164.21kb.
Методическая разработка урока учителя истории и мхк моу «Гимназия №2» 1 28.31kb.
Методическая разработка уроков по теме «Тип Членистоногие. Класс... 1 81.99kb.
Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение» 1 61.74kb.
Методическая разработка «топливно – энергетический комплекс россии... 1 72.96kb.
Методическая разработка урока истории Итоги и уроки Великой Отечественной... 1 54.98kb.
Методическая разработка по дисциплине: «Основы сестринского дела»... 5 442.53kb.
Цель дисциплины дать представление об индийской философии, как о... 1 93.27kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методическая разработка открытого урока - страница №1/1

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей №25


Менеджмент вокруг нас

Методическая разработка открытого урока

Разработала

Данилушкина Т.В.,

преподаватель

спецдисциплин

Полысаево 2012

Сценарий интеллектуальной игры КВН

Общие положения:

КВН проходит в 3 этапа и длится 1час 30 мин:



Приветствие-5 мин.

1этап- 30 мин:

  • Задание №1 «Разминка» - 15 мин

  • Задание №2 «Знатоки менеджмента» - 15 мин

2 этап-45 мин:

  • Задание №3 Домашнее задание -10 мин

  • Задание №4 Конкурс капитанов – 15 мин

  • Задание №5 Конкурс «Один день руководителя» - 10 мин

3 этап-10 мин.

  • Подведение итогов, критерии оценок.

Цели:

1.обучающие:



  • обобщить и систематизировать основные понятия, темы, определения;

  • закрепить теоретические знания по дисциплине, выявить уровень подготовленности обучающихся;

2.вопитательные:

  • формировать познавательную активность обучающихся;

3. развивающие:

  • развивать творческое и логическое мышление.

Условия игры: КВН ведёт преподаватель. В составе жюри – приглашённые педагоги.

Перед началом конкурсных заданий команды демонстрируют приветствия друг другу, болельщикам, жюри.

В процессе игры КВН выявляется уровень подготовленности, как отдельных обучающихся, так и команды в целом.

За каждое правильное выполнение задания командам присуждается 5 баллов.

Оценка ответов обучающихся осуществляется дифференцированно. Отвечающим обучающимся выдаются жетоны разного цвета:

красный-«отлично», зелёный-«хорошо», серый-«удовлетворительно». Итоговая оценка определяется с учётом набранных жетонов разного цвета.

Критерии:

1.полнота и правильность ответа;

2. степень осознанности, понимания изученного;

3. творческий подход, юмор, эрудиция, умение работать в команде.

По итогам игры определяется лучший знаток менеджмента, команда-победитель.

Первый этап игры.

Задание №1 «Разминка»

Участвуют две команды.



Задание команде№1:

Записать на доске в определённой последовательности школы менеджмента, даты их появления и названия научных направлений и ключевых положений концепций.



Задание команде№2:

Записать на доске в определённой последовательности школы менеджмента, даты их появления и основные идеи, используемые современным менеджментом.



Задание болельщикам:

1-й команды:

  • Дать определение менеджмента как науки. Какие определения менеджмента ещё вы знаете? Менеджмент как процесс.

  • Перечислите основные цели менеджмента.

2-й команды:

  • Дать определение менеджмента как искусству. Записать на доске в определённой последовательности школы менеджмента, даты их появления. Менеджмент как функция.

  • Основные задачи менеджмента.

Задание №2 «Знатоки менеджмента»

Чтобы выявить лучшего знатока менеджмента, отвечаем на следующие вопросы:



Вопросы команде№1:

  1. В чём заключается системный подход к управлению? Изобразить взаимосвязь основных элементов предприятия. Основные переменные при системном подходе.

  2. Что такое организация? Характеристики организации.

  3. В чём сущность мотивации, контроля как функций управления.

  4. Дать определение методам управления, охарактеризовать организационно-распорядительные и правовые методы.

  5. Виды организационных структур управления. Дайте полную характеристику линейно-функциональной структуры управления.

Вопросы команде №2:

  1. В чём заключается ситуационный подход к управлению? Ситуационные переменные.

  2. Что такое открытая система? Привести примеры открытых систем, объяснить, почему они открытые.

  3. В чём сущность планирования, организации как функций управления.

  4. Дать определение функциям управления. Охарактеризовать экономические и социально-психологические методы.

  5. Перечислите принципы управления. От чего зависит преемственность принципов управления в современных условиях?

Второй этап игры

Задание №3 Домашнее задание (подготовка и защита тем)

Команда№1:

Рынок - инструмент управления



Команда №2:

Культура – инструмент управления



Задание №4 Конкурс капитанов

В течение 10 минут капитаны команд отвечают на вопросы ведущего . Его задача – дать как можно больше правильных ответов (можно использовать помощь одного из членов команды).



Вопросы капитану команды №1:

  1. Какая разница между менеджером и предпринимателем?

  2. Формальная организация – это….

  3. Уровни управления .

  4. Пример открытой системы.

  5. Перечислить внутренние переменные.

  6. Делегирование – это…

  7. Основные виды контроля.

  8. В чём различие между понятиями «власть» и «влияние»?

  9. Что вы понимаете под авторитетом личности?

  10. Что такое имидж, каковы пути создания положительного имиджа.

Вопросы капитану №2:

  1. Какая разница между менеджером и бизнесменом?

  2. Неформальная организация – это…

  3. Показатели успеха организации.

  4. Пример закрытой системы.

  5. Перечислить внешние переменные.

  6. Деловая обстановка – это…

  7. Основные правила контроля.

  8. В чём различие между лидерством и руководством?

  9. Дайте характеристику основных стилей руководства.

  10. Что такое лидерство? Какими качествами должен обладать лидер?

Задание №5 Конкурс «Один день руководителя»

За 10 минут команда сочиняет распорядок дня руководителя, указывая названия времени (условно занятое, абсолютно занятое; регламентировано свободное, лично свободное).



Третий этап игры:

Подведение итогов.



Награждение победителей.

Ответы:

Задание №1 «Разминка»

Ответы команды №1:

  1. Научное управление и классическая (административная ) школа, 1920-е годы. Научные принципы организации труда, рационализация трудовых операций, разделение труда в управлении, процессный подход к управлению.

  2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук, 1950-е годы. Коллектив как особая социальная группа, межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника.

  3. Теория принятия решений и количественный подход, 1950-е – 1960-е годы. Разделение процесса разработки решений на стадии и серии шагов, применение методов количественных измерений.

  4. Системный (1950-е годы) и ситуационный ( 1960-е годы) подходы. Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации. Учет воздействия факторов окружающей среды, анализ ситуационных перемен.

  5. Теория стратегии (1970-ег.г.), инноваций и лидерства (1980-е – 1990 г.г.). Непрерывность взаимодействия организации с внешней средой и разработка стратегии развития организации; сетевые и виртуальные формы взаимодействия рабочих групп; лидерство вместо директивного руководства, управление знаниями.

Ответы команды №2:

  1. Научное управление и классическая (административная ) школа, 1920-е годы. Научный подход к менеджменту и его принципы, анализ способов выполнения работ, управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий.

  2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук, 1950-е годы. Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства; отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

  3. Теория принятия решений и количественный подход, 1950-е – 1960-е годы. Субъективный подход к оценке рациональности решений, использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений.

  4. Системный (1950-е годы) и ситуационный ( 1960-е годы) подходы. Рассмотрение организации как целостной системы; значение анализа внешней среды для организации, принятие решений с учетом сложившейся ситуации.

  5. Теория стратегии (1970-ег.г.), инноваций и лидерства (1980-е – 1990 г.г.). Разработка стратегии как фактор ее конкурентоспособности, инновационный подход к изменениям в организации; радикальное изменение между персоналом и руководством.

Ответы болельщиков:

Команды №1:

  1. Менеджмент как наука имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Менеджмент – умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - управление, функция (вид деятельности по руководству людьми). Менеджмент – как собирательное от менеджер – определенный слой людей, осуществляющий работу по управлению. Менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, который на практике осуществляют менеджеры. Менеджмент как процесс фокусирует внимание на взаимодействии отдельных управленческих функций. Все проблемы управления при этом рассматриваются между собой через призму управленческих процессов, т. е. через взаимоувязанные между собой управленческие действия.

  2. Основные цели менеджмента:

  • повышение эффективности хозяйствования;

  • получение (увеличение) прибыли;

  • удовлетворение потребностей рынка;

  • решение социальных проблем и др.

Команды №2:

  1. Менеджмент как искусство базируется на том, что организации – это сложные социально-экономические системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды.

Школы менеджмента:

  • Научное управление и классическая (административная) школа, 1920-е годы.

  • Школы человеческих отношений и поведенческих наук, 1950-е годы.

  • Теория принятия решений и количественный подход, 1950-е – 1960-е годы.

  • Системный (1950-е годы) и ситуационный ( 1960-е годы) подходы.

  • Теория стратегии (1970-ег.г.), инноваций и лидерства (1980-е – 1990 г.г.).

Менеджмент как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название «функции управления». Предполагает реализацию таких процессов, как руководство, контроль и наблюдение за любым промышленным или бизнес-проектом, а также ответственность за их результаты.

  1. Основные задачи менеджмента – организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, обеспечение рентабельности деятельности предприятия.

Задание №2 «Знатоки менеджмента»

Команда №1:

  1. Системный подход к управлению предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условия меняющейся внешней среды.

Основные переменные при системном подходе к управлению – это цели, структура и задачи.

  1. Организация - группа людей, которая объединилась для достижения общей цели. Характеристики организации – это ресурсы, внешняя среда, разделение труда.

  2. Мотивация - создание внутреннего побуждения к действиям, которая является результатом сложной совокупности потребностей в денежном и моральном выражении. Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно идёт к намеченной цели и достигает своих целей.

  3. Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Организационно-распорядительные методы – опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину. ОРМ отличает четкая адресность директив, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Правовые методы – методы, оказывающие воздействие путем применения законов, справедливого распределения обязанностей на основе функциональных обязанностей.

  4. Линейно-функциональная структура управления, линейно-штабная, дивизионная, проектная, матричная, бригадная структура организации работ и управления. Является самым распространенным видом структуры иерархического типа. В основу ее построения положена линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам предприятия.

Команда №2:

  1. Ситуационный подход к управлению предполагает ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций и увязывает конкретные приемы управления и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Методологию ситуационного процесса можно объяснить как четырех шаговый процесс. Ситуационные переменные – это внутренние переменные, которые являются характеристикой организации ( цели, ресурсы, размер организации, разделение труда) и внешние, которые являются факторами среды (крупные конкуренты, источники получения техники и технологии, социальные факторы, гос.регулирование и др.).

  2. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и может приспосабливаться к изменениям во внешней среде. (все организации являются открытыми системами).

  3. Планирование предполагает решение о том, каковы должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Организация предполагает создание некой структуры и делегирование полномочий.

  4. Основные функции управления – это планирование, организация, мотивация и контроль. Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов (экономических интересов), с помощью которых достигается поставленная цель. Социально-психологические методы – методы, основное средство воздействия, которого – убеждение, понимание внутреннего мира личности с его сложной системой потребностей и интересов.

  5. Принципы управления:

  • разделение труда;

  • полномочия и ответственность

  • дисциплина

  • единоначалие

  • единство направления

  • подчиненность личных интересов общим

  • вознаграждение персонала

  • централизация

  • скалярная цепь

  • порядок, место

  • справедливость

  • стабильность рабочего места

  • инициатива

  • корпоративный дух

Преемственность принципов управления зависит, прежде всего, от руководителя.

Задание №4 «Конкурс капитанов»

Ответы капитана команды №1:

  1. Менеджер обязательно должен быть руководителем, т. е. в его подчинении есть люди, предприниматель может быть один.

  2. Формальная организация – организация, характеризующаяся, строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями; рациональностью и безличностью отношений между ее членами; наличием органа власти и аппарата управления.

  3. Уровни управления - высший, средний, низший.

  4. Любая организация

  5. Внутренние переменные – цели, ресурсы, размер организации, разделение труда и людей.

  6. Делегирование – средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы через других лиц.

  7. Виды контроля: общий, функциональный, предварительный, финансовый, административный.

  8. Власть – возможность оказать определенное влияние на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле.

Влияние – поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека.

  1. Под авторитетом личности понимают признание коллективом личности человека, соответствие его субъективных качеств объективным требованиям деятельности коллектива.

  2. Имидж – собирательный образ, в сознании людей с конкретными представлениями. Созданию положительного имиджа способствует соблюдение этических правил:

  • прежде, чем критиковать сотрудника, вначале отметьте его положительные стороны в работе;

  • не говорите с людьми в приказном тоне;

  • уважайте мнение своих подчиненных;

  • если вы в чем-то не правы, то открыто в этом признайтесь.

Ответы капитана команды №2:

  1. Менеджер обязательно должен быть руководителем, т. е. в его подчинении есть люди, предприниматель может быть один.

  2. Неформальная организация – группа лиц, осуществляющих совместную экономическую деятельность, не будучи организационно оформленной структурой, не заключив юридический договор.

  3. Показатели успеха организации – достижение цели, выживание, эффективность и результативность, практическая реализация целей.

  4. Пример закрытой организации - часы, натуральное хозяйство.

  5. Внешние переменные – факторы среды, которые находятся вне организации (конкуренты, законы, источники получения техники и технологии, социальные факторы, общественное мнение и др.)

  6. Деловая обстановка – это совокупность элементов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на достижение стратегических целей в деятельности предприятия на рынке.

  7. Основные правила контроля:

  • сотрудник должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на рабочий процесс;

  • сотрудник должен знать, что именно контролируется;

  • контролировать следует открыто;

  • осуществлять контроль надо за результатами, а не за действиями;

  • при организации контроля следует ограничиваться существенными моментами;

  • придерживаться товарищеского тона;

  • необходимо обосновывать контроль, делать понятной его цель;

  • следует делегировать ответственность.

  1. Лидерство – это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.

Руководство – умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.

  1. Авторитарный стиль - властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.

Демократический – основан на инициативе коллектива, а не руководителя.

Либеральный – предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.



  1. Лидерство - это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Качества лидера:

  • стремление к достижению цели,

  • желание быть лидером;

  • честность и прямота;

  • уверенность в себе;

  • интеллектуальный потенциал;

  • навыки и знания;

  • обратная связь;

  • контроль над эмоциями.


Источники информации.

  1. Сухов, В.Д. Основы менеджмента [Текст]:учебное пособие для нач. проф. образования /В.Д.Сухов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 192с.

  2. Мескон, М.Х., Основы менеджмента [Текст]: Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури Ф. пер. с англ. – М.:1993 – 702с.