Меняев М. Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие: в 3 кн.: Книга 3: Системы управления организацией. – М.: Омега – - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Меняев М. Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие... 1 322.36kb.
Кафедра автоматизированной обработки 7 778.39kb.
Дайте определения автоматизированной информационной системы и технологии... 1 134.9kb.
Учебное пособие под редакцией Е. Б. Моргунова 86 7412.31kb.
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплинам... 1 450.42kb.
Темы рефератов по курсу «Основы автоматизированного управления» 1 13.91kb.
Учебники и учебные пособия Бабосов Е. М. Социология управления: Учебное... 1 62.21kb.
Тема 4: Методы корпоративного управления 1 418.24kb.
Тема Информационные технологии формирования кадровой политики, стратегического... 1 274.87kb.
4. Информационные технологии в муниципальном управлении Слайд Сферы... 1 52.43kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Москва инфра-м... 5 1704.85kb.
Общие положени 2 537.15kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Меняев М. Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие: в 3 кн.: Книга - страница №1/1

Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие: В 3 кн.: Книга 3: Системы управления организацией. – М.: Омега –Л, 2003. – 464 с.

Глава 1

ИНФОРМАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ


Успешная деятельность менеджера определяется, прежде всего, его возможностью своевременно и обоснованно принимать те решения, которые гарантируют выпуск востребованных продуктов и/или услуг и одновременно с этим обеспечивают рост прибыли. Для выполнения этих задач менеджеру необходимо иметь доступ к информации, знать методы ее обработки, эффективно распределять информацию, добиваясь осуществления принятых решений.

Организация доступа к оперативной информации предполагает получение сведений как о внутренних факторах, характеризующих производственные процессы, так и о внешних факторах, определяющих состояние рынка, поведение партнеров, интересы клиентов и т. п.

Выбор наиболее эффективных методов аналитической обработки информации позволяет принять оптимальные управленческие решения.

Учет и распределение информации для реализации выбранного метода управления обеспечивают уменьшение негативных воздействий внутренних и внешних критических факторов на деятельность фирмы. К критическим следует отнести те факторы, действие которых может существенно повлиять на форму и методы выполнения хозяйственных процессов, на весь бизнес. Таким образом, информационная деятельность (информационная составляющая бизнеса) входит в менеджмент как его составная часть, а совокупность методов организации и управления информационным ресурсом организации определяет соответственно содержание деятельности в области информационного менеджмента.

Информационный менеджмент реализует свои функции в информационном пространстве организации, которое характеризует совокупность методов и средств, позволяющих наиболее эффективно организовывать процессы получения, преобразования, хранения и распределения информации с целью реализации оптимальных режимов управления организацией. Содержательной характеристикой информационного пространства организации является его информационный ресурс. Информационный менеджмент направлен на формирование и развитие информационного ресурса предприятия, его использование как инструмента ведения бизнеса.

1.1. Информационный ресурс организации


Информационный ресурс организации представляет собой понятие, отражающее уровень использования как внутренней, так и внешней информации, а также совокупность методов и средств, применяемых организацией для поиска, обработки и распределения информации.

Любая организация (фирма) может быть представлена как некоторая целенаправленная система, которую можно исследовать на основе положений системного анализа. В таком рассмотрении следует изучить системную модель фирмы, определяемую набором основных элементов (состояний) и отношений между ними.

В структуре организации можно выделить следующие основные элементы; ценности фирмы, бизнес-платформу, бизнес-архитектуру и информационный ресурс организации. Отношения между элементами системной модели характеризуют информационные отношения внутри фирмы. Совокупность основных элементов и информационных отношений образует бизнес-структуру организации, которую можно представить в виде системной модели, показанной на рис. 1.1.


Рисунок 1.1.Системная модель бизнес-структуры организации

Т — ценности; L — бизнес-платформа; Р — бизнес-архитектура; I — информационный ресурс системы

Графическое отображение системной модели бизнес-структуры имеет следующие состояния: Т — ценности, то, что порождает поток доходов, L — бизнес-платформа, то, что составляет производство, его стратегию и рынок (система взаимодействия с рынком — маркетинг и т. п.), Р — бизнес-архитектура: организация персонала фирмы, I — информационный ресурс системы.

Модель показывает значение информационного ресурса организации как основного элемента в системе, определяющего отношения между другими элементами модели, способствующего развитию новых отношений на базе использования более эффективных методов доступа к информации, формирования знаний о состоянии бизнеса.

Задача менеджера состоит в обеспечении оптимального взаимодействия компонентов бизнес-структуры для обеспечения расширенного воспроизводства капитала. Основой для решения поставленной задачи и является обеспечение доступа к необходимой информации в режиме реального времени, привлечения к управлению организацией максимального числа заинтересованных участников.

Неоднородность компонентов структуры, наличие внешних и внутренних возмущающих (дестабилизирующих) воздействий на структуру организации заставляют менеджера активизировать действия по поиску и анализу информации о состоянии бизнеса, об экономическом состоянии общества, а также изучать сведения в тех направлениях, которые непосредственно связаны с предупреждением убытков на пути достижения поставленных целей. Менеджер также должен искать способы и методы передачи информации, способствующие оптимизации бизнеса.

Активное развитие и применение информационного ресурса организации направлено на учет внешних и внутренних факторов деятельности фирмы, которые образуют внутреннюю и внешнюю бизнес-среды, отражающие содержание внутренних и внешних критических факторов деятельности организации (рис. 1.2).

Рисунок 1.2. Внешние и внутренние факторы деятельности фирмы



Внешняя бизнес-среда — совокупность экономических, социальных, политических и т. п. объектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием (фирмой, концерном и т. п.). Она проявляется в форме внешних критических факторов деятельности фирмы, в качестве которых могут выступать: финансово-сырьевые рынки, клиенты, поставщики, конкуренты.

Внутренняя бизнес-среда — это хозяйственные отношения в коллективе, определяемые информационными потоками и знаниями, формируемыми в процессе их функционирования. Внутренними показателями этой части бизнес-среды организации могут стать: финансы фирмы, организация производственных процессов, качество выпускаемой продукции, принятая производственная стратегия фирмы и др.

Информационный ресурс предприятия направлен на обеспечение активной взаимосвязи внешней и внутренней бизнес-сред.

Активное использование информационного ресурса позволяет предприятию получить дополнительные преимущества в следующих направлениях деятельности:


  • организация бизнеса: отбирая и перерабатывая необходимую информацию, менеджер формирует знания о бизнесе, преобразует их в информационные сообщения (посылки), которые, в свою очередь, воздействуют на производственные и административно-хозяйственные процессы;

  • увеличение собственности: знания о бизнесе формируют интеллектуальную собственность, которую можно преобразовать в корпоративную информацию. Эта информация позволяет найти пути как сохранения самой собственности, так и приобретения дополнительной собственности в положенный срок. Основное отличие этой формы собственности состоит в том, что она, как и само знание, — неисчерпаема;

  • поиск и развитие нового бизнеса: исследуя информацию, можно не только найти пути к разработке нового изделия, оказанию новой услуги, но и обеспечить оправданный риск выбора нового направления в производстве, формирования нового рынка;

  • виртуализация бизнеса: достижение оптимальных значений риска для менеджера во многом определяется не только его личными качествами и умелой работой в виртуальном информационном пространстве, но и его умениями самостоятельно формировать и использовать виртуальные отношения в информационном пространстве. Предприниматель выделяется с помощью средств виртуализации бизнеса.

Информационная деятельность на предприятии направлена на:

  • поддержку и развитие систем управления бизнесом на базе информационной системы предприятия;

  • выявление основных направлений информационных потребностей, отбор источников информации;

  • сбор и обработку информации, оценку ее полноты, достоверности и значимости;

  • анализ информации и выявление тенденций;

  • разработку прогнозов и альтернатив поведения предприятия;

  • принятие управляющих решений для реализации стратегических планов;

  • формирование и постоянное обновление базы знаний предпринимательских идей и связанных с ними рисков и др. Информационная деятельность менеджера заключается не только в формировании информационного ресурса предприятия, но и в обеспечении развития «предпринимательской интуиции», которая обусловливает возникновение «предпринимательской идеи».

Взаимосвязь состояний и процессов поиска и обработки информации менеджером показана на рис. 1.3.



Рисунок 1.3.Взаимосвязь состояний и процессов информационной деятельности менеджера

Предпринимательская идея — это понимание, знание предпринимателя о том, что он ощущает наметившиеся изменения в области своего профессионального интереса, которые позволяют получить преимущества и реальные экономические результаты.

И хотя информации может быть недостаточно для точного указания на изменения, предпринимательская интуиция, базирующаяся на ней, приводит к предпринимательской идее.

Информационный ресурс организации позволяет отобразить реальное состояние бизнеса, выработать адекватную реакцию на изменения в бизнесе и окружающей среде, а также обеспечить поиск наиболее эффективного взаимодействия всех ресурсов предприятия: финансового, материального, интеллектуального и др.

Для этого организуется деятельность по:


  • поддержке мониторинга производственного и административно-хозяйственного процессов;

  • обеспечению оперативного доступа к архивам документов управления и технологии;

  • получению информации о загрузке рабочих мест, движении материалов, расходе рабочего времени и др.;

  • регистрации и подготовке аналитических материалов о запасах материалов, комплектующих и готовой продукции;

  • поддержке системы учета и классификации затрат;

  • поиску и установке партнерских связей и сотрудничества;

  • анализу данных о состоянии бизнеса и разработке проектов развития предприятия;

  • модернизации информационной системы предприятия и др.

Развитие информационного ресурса предприятия предполагает использование методов и средств взаимодействия на уровне глобальных компьютерных (информационных) сетей. В этом случае создается основа для организации электронных каталогов и магазинов, применения электронных платежей, более эффективного изучения рынка, реализации новых методов работы с клиентами, выполнения комплекса мероприятий электронного маркетинга и др. Таким образом, создается основа для реализации бизнес-процессов в нетрадиционной (виртуальной, электронной) среде. Переход от обычного бизнеса к виртуальному существенно изменяет отношения между поставщиками, производителями, клиентами и собственниками предприятий, снижает риски бизнеса до такого уровня, который практически недостижим в традиционных рамках бизнеса.

Расширение информационного ресурса изменяет возможности управления предприятием, осуществляя минимальную реакцию на изменение условий бизнеса, и дополнительно играет роль генератора добавленной стоимости. Последнее реализуется с помощью интерактивного диалога, который обогащает информационное сырье ~- продвигает потребителя к изготовителю.


1.2. Информационные процессы и бизнес-среда организации


Информационный ресурс организации поддерживает систему организации бизнеса как процесса формирования добавленной стоимости. В его основе используется понятие бизнес-среды, т. е. системы хозяйственных субъектов и покупателей (клиентов), каждый из которых способствует добавлению стоимости. Эта система возникает и развивается в процессе формирования и оптимизации бизнеса. Бизнес-среда формирует предпосылки для воздействия на систему управления хозяйственной деятельностью организации с целью повышения ее эффективности. Таким образом, воздействие информационного ресурса организации распространяется и на ту бизнес-среду, в которой действует организация. Он не может рассматриваться отдельно от воздействия внешних факторов бизнеса, таких как инвестиции, рынок и т. п.

Структуру бизнес-среды организации можно изобразить, используя графическую модель, показанную на рис. 1.4.



Рисунок 1.4. Модель бизнес-среды организации

Взаимодействие компонентов модели бизнес-среды предприятия можно представить следующим образом. На базе инвестиций (I), которые поступают, как правило, через банковскую систему, организуется производство (Li). В процессе хозяйственной деятельности создаются товары или предоставляются услуги (Рi), которые направляются на рынок (Мi), При реализации товаров, инфляции и других дестабилизирующих воздействиях возможны потери X. Полученные доходы позволяют оправдать инвестиции и выделить средства для организации запасов и расширения производства, формируя линейку товаров и/или услуг. В процессе насыщения рынка товарами и/или услугами потери на рынке возрастают, что заставляет искать новые рынки и соответственно разрабатывать новые проекты, позволяющие организовать новые производства (Lj) для работы на соответствующем рынке (Мj).

Бизнес-среда формируется на базе управляемой совокупности бизнес-процессов организации.



Бизнес-процесс — это последовательность отдельных операций, в процессе выполнения которых можно получить значимый результат; продукты, услуги, товары, комплектующие и т. п. Бизнес-процесс может быть направлен на повышение квалификации персонала, реализацию проекта и т. д.

Организация бизнес-процессов (бизнес-функция) оказывает существенное влияние не только на реализацию административно-хозяйственных процессов, но и на формирование информационного ресурса организации. Информационные процессы образуются в процессе реализации хозяйственных решений по заданному бизнес-процессу.

Хозяйственные решения возникают при обработке заказов, организации выпуска изделий, выполнению мероприятий сервисного обслуживания клиентов, подготовке финансовых отчетов и т. п.

Бизнес-функции организации направлены на реализацию процессов управления хозяйственной деятельностью предприятия (на то, что участвует в создании добавленной стоимости): разработку новой продукции, организацию производства и сбыта, управление персоналом, реализацию маркетинговых мероприятий и сбыта, сервис, учет финансового состояния и др.



Рисунок 1.5. Схема генерации информационных процессов при реализации хозяйственных процессов для выполнения бизнес-функций

На рис. 1.5 условно показана взаимосвязь хозяйственных процессов и бизнес-функций предприятия. Пересечение линий бизнес-функций и хозяйственных процессов, обозначенное кружками, отражает места возникновения информационных потоков и соответственно те точки управления предприятием, где качество обработки информации определяет эффективность его управления. Например, организация разработки изделия должна ориентироваться на процесс производства, непосредственно управление производством находится в зависимости от организации процесса формирования портфеля заказов, от реализации технологических процессов и т. д.

Информационные потоки организации могут обеспечить:



  • получение законченных хозяйственных решений по всем бизнес-функциям для реализации стратегического и оперативного управления предприятием;

  • поддержку всех хозяйственных и финансовых процессов;

  • стандартизацию хозяйственных операций на уровне всей организации;

  • настройку индивидуальных хозяйственных единиц;

  • поддержку структур с несколькими организациями с адаптацией к особенностям каждой хозяйственной единицы и др.

Особое значение информационный ресурс организации имеет при использовании методов электронного бизнеса, которые не только расширяют возможности бизнеса, но и изменяют схему добавления стоимости. В схеме образования добавленной стоимости, показанной на рис. 1.6, все виды хозяйственной деятельности образуют звенья добавленной стоимости, а сама деятельность предприятия (разработка, производство, сервис, выполнение заказов, сбыт, сервис и др.) базируется на структуре его бизнес-функций. При этом информация остается внутри фирмы и играет технологическую роль.

Рисунок 1.6. Матрица добавления стоимости

Использование информации, полученной в процессе реализации хозяйственной деятельности, предполагает организацию активной деятельности в Интернете. Здесь участвуют различные виды информационной деятельности: поиск, отбор и анализ информации. При этом накапливаются значительные объемы информации, которые несут в себе значимые знания. Эти знания как позволить найти новые более эффективные пути создания добавленной стоимости при выполнении хозяйственных операций или сами обладать стоимостью.

На рис. 1.6 модель формирования виртуальной цепочки добавления стоимости показывает, что в процессе разработки новых продуктов или предоставления новых услуг на каждом этапе реализации физической цепочки добавления стоимости осуществляются процессы сбора, обработки и анализа информации. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий модели обозначают формирование уникальных баз знаний, которые показывают возможность увеличения нематериальных активов организации.

Использование методов электронного бизнеса, позволяющего вести он-лайн-диалог (е-диалог) не только с поставщиками, но и с клиентами, посредниками и другими заинтересованными сторонами, позволяет создать особый тип цепочки добавления стоимости (матрицу добавления стоимости) за счет преобразования собранной информации в новые услуги и товары. Например, сбор предложений о желаемых качественных характеристиках товара, применение электронной доски объявлений для ответов на вопросы клиентов, подготовка и использование электронных изданий и др.

Активная деятельность предприятия в среде глобальных информационных систем, применение новых информационных технологий позволяют изменить информационный ресурс организации, при этом предполагая постоянное развитие информационной системы управления организацией. Начиная с контроля за физическими операциями при помощи информационных систем, можно перейти к замене физической информационной деятельности на виртуальную и далее к формированию новых производственных связей за счет обработки информации (извлечению прибыли новыми средствами).

Хотя использование информационных технологий в системе управления организацией и является необходимым условием для оптимизации деловых процессов, использование даже очень эффективной информационной системы само по себе не гарантирует эффективности Управления операциями. Опыт показывает, что организации часто стремятся воспроизвести с помощью информационных систем свою существующую структуру. Это может привести к локальному повышению эффективности работы, но глобальная оптимизация в рамках компании, как правило, не достигается таким способом. Воспроизведение неэффективных структур при помощи современных информационных технологий может привести к тому, что эти структуры еще больше укрепятся. В то же время на основе информационных систем можно разработать и внедрить принципиально новые бизнес-процессы.

1.3. Информационное пространство организации


Информационный ресурс охватывает все подразделения и службы организации. В этом смысле можно говорить об информационном пространстве предприятия, понимая под этим термином не только информацию и средства ее обработки, но и географию информационных отношений.

Информационное пространство организации формируется с помощью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологии. В зависимости от формы их взаимодействия и использования можно выделить четыре основных уровня реализации информационного пространства (ИП) организации.

На первом уровне реализации ИП организации фактографическая информация о выполненных хозяйственных операциях формируется в виде таблиц конкретной базы данных. Обработка этих таблиц позволяет вести основные виды учета: оперативный, бухгалтерский, административный, налоговый и т. п.

Рисунок 1.7. Модель ИП организации 1-го уровня

Системную модель информационного пространства первого уровня можно показать на основе модели бизнес-структуры организации, (см. рис. 1.1). На базе отношений между элементами этой модели формируется фактографическая информация, запись которой в базу данных отражается на модели, показанной на рис. 1.7. Здесь также условно изображены процессы реализации основных видов учета.

Информационное пространство первого уровня позволяет получить информацию о соответствующих бизнес-процессах, как правило, в форме итоговых отчетов в виде таблиц.

Реализация ИП второго уровня предполагает использование мощной системы управления базой данных (СУБД), которая позволяет не только выполнить основные операции по обработке фактографической информации и поддерживать все виды учета, но и дать возможность подготовки различных аналитических документов (рис. 1.8). На этом уровне реализации формируется Интранет, позволяющий осуществить электронный документооборот и способствующий накоплению и обобщению корпоративной информации.



Рисунок 1.8. Модель ИП организации 2-го уровня

Модель ИП третьего уровня отражает его разделение на отдельные инфосистемы: логистика, учет и отчетность, управление персоналом и др., в каждой из которых формируется своя информационная система. Здесь также создается общая информационная система отображения информации для менеджмента (рис. 1.9). ИП этого уровня использует в своей структуре элемент «пул данных», который определяет не только возможность приема и хранения оперативной информации, но также и средство ее предварительной обработки по заранее установленным алгоритмам. Эти алгоритмы настраиваются на заранее устанавливаемую систему аналитических отчетов.

Модель ИП третьего уровня предусматривает реализацию хозяйственной деятельности в Интернете, например посещение торговых площадок, использование электронных платежей и т. п.

Рисунок 1.9. Модель ИП организации 3-го уровня

ИП организации четвертого уровня предполагает его расширение за счет применения фронт-офисных структур, которые могут с помощью Интернета предоставить стейкхолдерам (поставщикам, партнерам, клиентам, инвесторам и др.) необходимую информацию в соответствии с данными полномочиями.

Рисунок 1.10 Модель ИП организации 4-го уровня

Процессы формирования ИП на этом уровне ведутся с помощью бэк-офиса фирмы. Управление системой осуществляется с помощью информационной системы менеджмента, связанной с кокпитом системы. Кокпит реализует демонстрацию графических аналитических отчетов с помощью демонстрационных LCD-планшетов.

1.4. Информационные системы управления предприятием (ИСУП) и их классификация


Технической базой информационного ресурса организации является информационная система управления предприятием (ИСУП). Она должна не только обеспечивать поиск, хранение, преобразование и распределение информации, но и создавать условия для оптимизации производства, развития новых форм и направлений бизнеса, включая и электронный, и интеллектуальный, и другой бизнес. Для построения ИСУП необходимо:

1. Сформулировать основные цели, достигаемые предприятием в процессе использования информационной технологии.

2. Оценить состояние структуры действующей ИСУП, ее документооборота и необходимость виртуализации.

3. Выбрать направления применения информационного ресурса как внутри предприятия (на уровне корпорации), так и вне предприятия (на виртуальном уровне).

4. Определить необходимую модель управления предприятием.

5. Установить содержание необходимого программного и технического обеспечения для достижения поставленных целей.

6. Разработать систему обучения персонала.

7. Сформировать соответствующую производственную службу.

8. Разработать структуру взаимосвязи, управления и защиты аппаратно-сетевых средств.

9. Оценить ожидаемый уровень затрат и достигаемые результаты.

При построении ИСУП необходимо также учесть возрастание рисков, связанных как с использованием получаемой в ИСУП информации, так и с возможностью проведения мероприятий электронной коммерции и маркетинга, обеспечить защиту ИСУП от внешних и внутренних информационных диверсий. В процессе виртуализации информационного пространства предприятия снижаются риски последнего, связанные с организацией бизнеса, однако одновременно возрастают риски, связанные с его использованием.

Для формирования ИСУП можно использовать различные организационные подходы, основными из которых являются:



  • приобретение отдельных модулей программно-аппаратных средств и самостоятельное построение информационной системы предприятия;

  • обращение к предприятиям — системным интеграторам, которые предоставляют квалифицированные услуги по установке программного и технического обеспечения;

  • обращение к консалтинговым (консультационным) компаниям, которые консультируют выполнение законченных проектов, приобретение конфигурации необходимой информационной системы; » сотрудничество с системным интегратором, создающим информационную систему и ведущим аппаратно-программный комплекс в течение согласованного с заказчиком времени;

  • выполнение проектов информационных проектов и предоставление услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств специализированными комплексными независимыми организациями. Этот подход получил название «аутсорсинг» (outsourcing). В этом случае менеджер предприятия только пользуется информацией от программно-аппаратного комплекса, принадлежащего сторонней организации.

ИСУП можно классифицировать, используя различные критерии: организация контура управления, метод управления, применение соответствующих информационных технологий и т. п. Однако мы рассмотрим классификацию ИСУП в зависимости от уровня реализации информационного пространства организации. В этом случае ИСУП можно разделить на следующие четыре основные группы: учетные, аналитические, интегрированные и динамические.

Учетные НС организуют выдачу документов (как правило, на бумажном носителе) о состоянии отдельных хозяйственных процессов деятельности организации. Эти системы ориентированы на формирование информационного пространства первого уровня.

Недостаток учетных ИС управления, нацеленных на использование бумажной технологии (пусть даже реализованной на базе компьютерной технологии), заключается в том, что объем, необходимый для ее переработки, требует времени, которое значительно превосходит время, имеющееся в распоряжении менеджера. Следует учесть, что, кроме оперативной информации, необходимо оперировать и нефинансовой информацией (данных о состоянии производства на фирме, рынках, конкурентах и т. п.). Усугубляет ситуацию и то, что при составлении единой отчетности менеджеру нужно анализировать документы, использующие различные формы, из-за чего по одному вопросу необходимо сопоставлять совершенно разные цифры, применять разный словарь (терминологию) и т. п. Сложность обработки информации в бумажной технологии приводит к тому, что итоговая информация создается, как правило, к тому времени, когда она уже не нужна.

Применение ИСУП, имеющих возможность получения информации о текущем состоянии производственного процесса, учета персонала и ведении системы учета и отчетности позволяет решить многие

проблемы малых и средних предприятий. Однако они, как правило, нацелены на процессы организации различных форм учета, отображения текущей информации и выдачи аналитических отчетов.



Аналитические ИС, используя различные методы информационного анализа, позволяют показать тенденции развития бизнес-процессов организации, организовать электронный документооборот. Аналитические ИС позволяют сформировать ИП второго уровня.

Интегрированные ИС предоставляют доступ сотрудникам к необходимой информации в режиме реального времени, что позволяет контролировать выполнение процесса на любой стадии, обеспечивая управление процессами. Они также предоставляют механизмы контроля и координации различных составных частей бизнес-среды. Эти системы предназначены для формирования ИП третьего уровня.

Функционирование интегрированных ИСУП позволяет осуществить систему распределения ответственности за принятие решений, что имеет особое значение при управлении корпорациями. Например, управление фирмой сосредоточено в ее штаб-квартире, а операции по управлению делами ведет отдел менеджмента, анализирующий деятельность региональных компаний. В этом случае назначение информационной системы для штаб-квартиры фирмы состоит в отборе той информации, которая определяет глобальный контроль над бизнесом. Для регионального уровня ИСУП выдает информацию регионального менеджмента, а для штаб-квартиры — интегрированную информацию, предотвращая возможность использования разрозненной информации, что может привести к негативным явлениям, к потере контроля над глобальной компанией.

Использование ИСУП интегрированного типа позволяет интенсифицировать следующие процессы:


  • информационную поддержку на всех стадиях работ по составлению отчетности, ускорение процесса подготовки отчетности;

  • уточнение данных с помощью обеспечения прямого доступа к оперативной документации;

  • анализ состояния функциональных процессов фирмы и заблаговременное предупреждение негативных процессов с использованием возможности оперативного перехода к деталям бизнеса (подробные данные по отдельным клиентам, хозяйственным операциям или бизнес-процессам);

  • интегрированный целостный взгляд на корпоративную информацию, т. е. предоставление новейшей информации по всем важнейшим показателям — критическим факторам успешной деятельности фирмы;

  • оперативное реагирование на организационные изменения или на быстрое предоставление новой информации без привлечения дополнительных информационных каналов;

  • разработку прогностических ожиданий в бизнесе, что позволяет реализовать современные методы управления бизнесом, осуществить контроль за процессом управления и найти пути развития бизнеса.

Особое значение ИСУП аналитического и интегрированного типов проявляется в том, что она предполагает обращение к единой базе данных всего предприятия, что позволяет использовать единую систему документооборота и соответственно повысить производственную дисциплину на предприятии.

Динамические ИС нацелены на поиск новых методов взаимодействия участников бизнеса с целью получения максимальной прибыли. Они позволяют синхронизировать процессы управления фирмой с действиями заинтересованных участников бизнеса: поставщиков, клиентов, партнеров и др. Динамические системы формируют условия для реализации информационного пространства фирмы четвертого уровня.

Динамические ИСУП ориентированы на поиск наиболее эффективной взаимосвязи, синхронизацию информационных процессов непосредственно в производстве, между различными организациями — партнерами, клиентами, инвесторами цепочкой добавления стоимости. Они соединяют в себе достоинства интегрированных ИСУП и возможности Интернета, реализуя возможности электронного бизнеса.


1.5. Процесс управления организацией


Основная цель использования информационных технологий в управлении организацией состоит в принятии верных тактических и стратегических решений, позволяющих найти возможность оптимизации и/или расширения бизнеса. Она достигается при условии использования высокопроизводительных технических средств сбора, обработки и хранения информации, применения научно обоснованных методов анализа, что позволяет принять эффективные управленческие решения. В этой иерархии взаимосвязанных условий особое место принадлежит

применяемым методам анализа информации и связанным с ними методам управления, позволяющим не только прогнозировать ожидаемые результаты, но и формировать условия для минимизации потерь и совершенствования производства.


Схема и контуры управления


Управление определяется как совокупность действий, направленных на оптимизацию деятельности фирмы, ее развитие в соответствии с целью ее функционирования и на основе объективной информации.

Процесс управления использует схему управления, метод планирования и методы анализа результатов практической деятельности организации. На рис. 1.11 показана обобщенная схема управления организацией, которая содержит следующие основные составляющие: исходные данные, планирование, регулирование, объект управления, систему учета и контроля, систему обработки и анализа информации и систему регулирования управляющих воздействий. Такой подход позволяет выделить стратегический и оперативный контуры управления, указать на основные составляющие процесса управления и показать значение обработки и анализа текущей информации.





Рисунок 1.11. Схема управления организацией

Контур стратегического управления определяет процессы планирования производства на основе исходных показателей, что позволяет выработать плановые показатели, которые определяют необходимый уровень финансирования, наличие производственных и кадровых ресурсов и т. п., что определяет возможность достижения результатов деятельности. На объект управления воздействуют различные внешние (незапланированные) воздействия, что может привести к изменению результата деятельности. Блок анализа позволяет определить причины отклонения от заданных объемов продукции и внести изменения в планы. Контур оперативного управления содержит систему учета и контроля деятельности предприятия, что позволяет также анализировать ход производственного процесса и вносить коррективы (регулировать) в условия деятельности объекта управления.

В качестве метода, позволяющего регулировать процесс управления организацией, используются разные подходы (методы управления), среди которых можно выделить следующие:


  • управление на базе учетных показателей;

  • минимизация межоперационных заделов за счет стабилизации поставок и обеспечения оптимальных резервов производственных мощностей (точно в срок) (ЛТ-концепция);

  • планирование материальных потребностей (MRP);

  • планирование ресурсов производства (MRP II);

  • компьютеризованное интегрированное производство (CIM);

  • поддержка непрерывного жизненного цикла продукции (CALS-технология);

  • планирование ресурсов предприятия (ERP);

  • планирование ресурсов, синхронизированное с заказами (CSRP), и др.

Значимость метода управления для бизнеса при установке информационной системы определяется тем, что внедрение даже наиболее эффективной системы обработки информации само по себе не гарантирует эффективности управления деловыми операциями.

Выбор и оптимизация метода управления производством базируются на положениях системы качества и принципах планирования и управления ресурсами предприятия.


Контрольные вопросы


1. Какие действия способствуют формированию информационного ресурса производственной системы и почему они необходимы?

2. Какие основные преимущества получает предприятие при использовании информационного ресурса?

3. В каком направлении формируется информационная деятельность предприятия?

4. В чем состоит суть изменений предпринимательской среды при развитии информационного ресурса?

5. Каковы основные различия между хозяйственными решениями и бизнес-процессами?

6. Каким образом развитие методов электронного бизнеса увеличивает добавленную стоимость?

7. С помощью каких средств реализуется информационное пространство организации?

8. В чем состоит отличие организации информационного пространства различных уровней реализации?

9. В чем проявляется общность и различие целей, достигаемых при использовании ИСУП различного уровня?

10. Какие основные подходы можно использовать для построения информационного пространства организации?



11. Какой основной недостаток ИСУП учетного типа позволяют преодолеть ИСУП аналитического типа?

12. Каким образом информация влияет на принятие решений в системе управления организацией?