Менеджмент, семестр 2, курс 3 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понятие организации. Формальные и неформальные организации. 1 35.18kb.
Рабочая программа дисциплина: «Корпоративное право» Специальность... 1 227.4kb.
Вопросы к экзамену электроника 2010 (2 курс, 2 семестр) 1 22.75kb.
Вопросы к экзамену (группа специальной психологии, курс Психология... 1 25.83kb.
Ф-т ргф. Отделение теории и практики первода, IV курс, осенний семестр 1 41.2kb.
Вопросы к экзамену по общей психологии (вечернее отделение, 2 курс... 1 16.58kb.
Дисциплина «Теория систем и системный анализ», пиэ, 3 курс, 2 семестр... 1 33.29kb.
Программа по курсу "Теоретические Основы Теплотехники" (тот 2 /тмо) 1 41.15kb.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Менеджмент» для специальности... 1 20.73kb.
Вопросы к итоговому государственному комплексному экзамену по специальности... 1 54.51kb.
Рабочая программа по дисциплине «Производственный менеджмент» для... 1 156.76kb.
Руководство по менеджменту безопасности сети Information technology. 6 716.02kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Менеджмент, семестр 2, курс 3 - страница №1/5





Менеджмент, семестр 2, курс 3.

15/02/07.



СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Управление – воздействие субъекта на объект управления для достижения поставленной цели.

Менежджер – управляющий

Основа управления – управленческое решение и действие руководства по его выполнению
Вопросы лекции:


  1. Сущность и общая характеристика стратегического управления (СУ)

  2. Анализ внешней среды

  3. Анализ внутренней среды

  4. Миссия организации (предназначение). Любая организация создается для решения каких-либо целей, задач.

Принятие управленческого решения



  1. Определение цели, формулирование проблемы

  2. Анализ внешней среды

  3. Анализ внутренней среды (своих возможностей)

  4. Анализ возможностей, угроз

  5. Выбор стратегии

  6. Оценка эффективности выбранной стратегии

Стратегическое управление

Существуют 2 вида управленческой деятельности (взаимодополняющих)


  1. Стратегическое управление: связано с развитием будущего потенциала организации. Нацелено на изменения и является моделью управления, не имеющей жесткой структуры.




  1. Оперативное управление: реализует существующий текущий потенциал организации в прибыль. Устойчиво к изменениям и нацелено на текущую эффективность.

Оперативное управление (текущее)

1 этап – определение цели

2 этап - анализ внешней среды

3 этап – анализ внутренней среды

4 этап – анализ возможностей и угроз

5 этап - определение возможных стратегий

6 этап – выбор подходящей стратегии

7 этап – реализация выбранной стратегии

8 этап – оценка эффективности выбранной стратегии

СУ – процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Включает:



  • постановку цели

  • анализ внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон организации

  • определение необходимых ресурсов

  • выработку стратегии

  • поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться решения поставленных задач

  • контроль над реализацией стратегии

  • оценка стратегии


Виды анализа среды организации

  1. Ситуационный анализ

  2. STEP-анализ

  3. GAP-анализ

  4. SWOT-анализ




  1. Ситуационный анализ

Сущность методики: последовательное рассмотрение элементов внешней и внутренней среды и оценки их влияния на возможности организации

Внешний ситуационный анализ – рассмотрение информации о состоянии экономики в целом (факторы макросреды) и об экономическом состоянии данной конкретной организации, конкуренции, рынках сбыта, наличии необходимых транспортных путей, политической, экологической обстановки в стране, законодательном и правовом пространстве.

Внутренний ситуационный анализ – оценка ресурсов организации по отношению к окружающей среде и ресурсов основных конкурентов (факторы микросреды).
Суть анализа: оценка ситуации, сложившейся на рынке в анализируемый момент. Основное внимание уделяется анализу положения организации (учет и анализ поведения потребителей конкурентов, знание реакции организации на состояние рынка) и тем факторам, которые связаны со сбытом и прибыльностью продукции.


  1. STEP-анализ (STEP-«шаг»)

методика анализа ключевых элементов макросреды организации:

    • социально-демографические факторы (возраст, образование населения и т.п.)

    • экономические факторы (сложившаяся динамика цен и налогов)

    • технико-технологические факторы (появление новых материалов и технологий)

    • правовые факторы (развитие законодательства в области рекламы, товарных знаков, конкуренции; защита прав потребителей...)

    • экологический фактор (чистота продуктов и товаров)

    • политические факторы (возможность протекционизма)

    • этические факторы




  1. GAP-анализ («щель»)

Анализ стратегического разрыва, позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности организации.

Стратегический разрыв: разница между выбранным (запланированным) курсом развития организации и курсом развития в новой, имеющейся среде.

Процесс оценки стратегической ситуации (определение стратегического разрыва) включает в себя 3 этапа:


  1. – сбор информации о настоящем положении организации. Сбор информации о профиле организации с учетом состояния внешней среды (профиль – комплексная оценка организации, характеризующая её специализацию, организационно-технический уровень, систему управления и организационную культуру)

  2. – анализ отклонения от запланированного состояния. Анализ сильных и слабых сторон.

  3. – проектирование сценария. Разрабатывается сценарий будущего образа организации и пути его достижения с учетом вновь открывшихся возможностей и угроз.




  1. SWOT-анализ

S – сила (strength)

W – слабость (weakness)

O – возможность (opportunity)

T – опасность, угроза (threat)

Суть: определить и оценить сильные и слабые стороны организации и соотнести их с возможностями, опасностями (угрозами) рынка.


Сильные и слабые стороны – внутренние характеристики организации, а возможности и угрозы – внешние факторы, которые организация не может контролировать.
1/03/07г. (продолжение)

При анализе сильных и слабых сторон организации оценивается её внутреннее состояние, возможности относительно рынка.

При этом определяются и оцениваются факторы, нуждающиеся в улучшении и изменении, т.е. слабые стороны деятельности организации, и факторы, которые представляют выигрышные позиции организации, - сильные стороны.

Также при подготовке выводов учитываются результаты изучения опыта деятельности организации в прошлом и настоящем.

Анализ возможностей и угроз дает возможность оценить благоприятные и неблагоприятные условия внешней среды с целью приспособления к ним потенциальных возможностей организации для удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли.

Выводы делаются на основе изучения вероятных изменений будущих тенденций развития рынка по сравнению с прошлым и настоящим положением на рынке.



Анализ внешней среды

оценка состояния перспектив развития важнейших с точки зрения организации субъектов и факторов развития среды: отраслей рынка, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленной цели и превратить потенциальные угрозы в потенциальные возможности.

Анализ угроз и возможностей проводится по 7 направлениям (областям), что позволяет создать наиболее полную, объективную картину внешней среды организации:



    1. экономическая

При анализе экономических факторов рассматриваются темпы инфляции и дефляции, налоговая ставка, международный платежный баланс, уровень занятости населения (в целом и в отрасли), платежеспособность предприятия.

    1. политическая

Политические факторы изучения: соглашения по тарифам и торговле между странами, протекционистская таможенная политика, нормативные акты местных и государственных органов власти, уровень развития правового регулирования экономики, отношение к антимонопольному законодательству, кредитная политика местных властей, ограничение на получение ссуд и наем рабочей силы.

    1. рыночная

Рыночные факторы: изменение демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, жизненный цикл различных видов товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, доля рынка, занимаемая организацией, емкость рынка, защищенность рынка государством.

    1. технологическая

Технологические факторы: изменение технологий производства, конструкционных материалов, применение вычислительной техники для проектирования товаров и услуг, изменение в технологиях сбора, обработки и передачи информации и изменения в средствах связи.

    1. конкуренция

Изучение конкуренции, постоянный контроль за действиями конкурентов по 4 диагностическим зонам:

      • анализ будущих целей конкурентов

      • анализ текущей стратегии конкурентов

      • оценка предпосылок относительно перспектив развития конкурентов и развития отрасли

      • изучение сильных и слабых сторон конкурентов




    1. социальная

Общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы.

    1. международная

Деятельность государств по ограничению монополистической деятельности, по защите иностранных организаций на внутреннем рынке, действия по расширению/сужению национального рынка.
Анализ внутренней среды организации

Основной метод: управленческое обследование. Метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации, и в зависимости от настоящей задачи может быть методически простым или более сложным.

В целях стратегического планирования в обследование включаются функциональные зоны организации:

1. – маркетинг

2. – финансы (бух. учет)

3. – производство

4. – персонал

5. – организационная культура и имидж организации



SWOT-матрица





возможности

угрозы

сильные стороны

получение максимальной отдачи

средоточие на внутреннем совершенствовании, чтобы была возможность противостоять угрозам

слабые стороны

использование возможностей для усиления внутри организации

устоять на рынке, сохраниться



Матрица позиционирования возможностей
влияние возможностей на организацию (1-10):

вероятность наступления возможностей

сильное (7 – 10)

умеренное (4 – 6)

слабое (1 – 3)

высокая (0,7 – 1)

обязательно реализовать возможность

обязательно реализовать возможность

реализовать возможность при наличии ресурсов

средняя (0,4 – 0,6)

обязательно реализовать возможность

реализовать возможность при наличии ресурсов

не реализовывать возможность

низкая (0,1 – 0,3)

реализовать возможность при наличии ресурсов

не реализовывать возможность

не реализовывать возможность



Матрица позиционирования угроз
Угроза события:

вероятность возникновения угрозы

угроза разрушения

критическое состояние

тяжелое состояние

легкие ушибы

высокая (0,7 – 1)

немедленное устранение угрозы вследствие большой опасности

немедленное устранение угрозы вследствие большой опасности

опасность средней степени, устранить во 2-ую очередь

следить за ситуацией, с действиями не спешить

средняя (0,4 – 0,6)

немедленное устранение угрозы вследствие большой опасности

опасность средней степени, устранить во 2-ую очередь

готовиться к действиям

готовиться к действиям

низкая (0,1 – 0,3)

опасность средней степени, устранить во 2-ую очередь

следить за ситуацией, с действиями не спешить

следить за ситуацией, с действиями не спешить

следить за ситуацией, с действиями не спешить

15/03/07


В процессе стратегического планирования мы выбираем цель, а как реализовывать будем – это планирование стратегии.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование – взаимоувязка по месту и времени ресурсов и целей организации

Сущность планирования: конкретизация целей всей организации и каждых её подразделений в отдельности на установленный период времени, определение финансов и других ресурсов для достижения поставленных целей.

То есть, имея ресурсы, время и цель, менеджер должен так их увязать, чтобы достигнуть желаемого результата.

Стратегическое планирование – определение главных целей деятельности организации на рынке и ориентирование на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Как правило, охватывает 10-15 лет

СП влияет на функционирование всей системы управления организации

Этапы планирования:



  1. анализ перспектив развития организации

  2. анализ возможностей организации в конкурентной борьбе

  3. выбор стратегии на основе анализа перспектив организации в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности.

  4. Анализ направления диверсификаций видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов

  5. Оценка эффективности деятельности и разработка стратегических алтернатив

Формы планирования:



  1. стратегическое (перспективное прогнозирование)

  2. среднесрочное

  3. текущее (тактическое\оперативное\бюджетное)

План работы подразделения (структурные организации) ??? не поняла



  1. мероприятия по плану работы фирмы

  2. мероприятия по работе департамента

  3. мероприятия отдела

Сущность процессов планирования сводится к ответам на следующие вопросы:



  1. Каково настоящее положение организации?

  2. Какова стратегическая ситуация, в которой она находится сейчас?

  3. В каком положении руководитель организации хочет видеть её в будущем?

  4. Какие препятствия могут возникнуть?

  5. Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей руководства?

При стратегическом планировании нужно соблюдать 2 условия:



  1. адаптируемость

реализуется через ситуационный подход к планирвоанию и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии

  1. альтернативность

важнейшее условие процесса планирования, связанное с необходимостью вести постоянный стратегический выбор)
Основные элементы стратегического альтернативного выбора:

  • миссия

  • цели

  • стратегические задачи

  • программы, ресурсы и способы – их распределение

Выбор миссии и целей – самый ответственный момент в жизнедеятельности любой организации. Они служат для всех последующих этапов планирования.


1 шаг: Осознание важности формулирования представлений и целей, необходимого условия успешного развития организации

2 шаг: Формулирование целей

3 шаг: Логическое построение целей. Все цели организации логически увязываются в определенную систему обеспечения взаимоподдержки, что служит условием её достижимости

4 шаг: привлечение сотрудников к формулированию целей

5 шаг: наглядное представление целей

6 шаг: составление целевого портрета организации


Факторы:

  • дух

  • ценности сотрудников

  • ценности руководства

Цели организации должны быть:



  • измеримыми

  • достижимыми

  • хорошо мотивированными

Чтобы сформировать комплекс целей организации и не пропустить важные, желательно предварительно важные, целевые зоны организации:



  • реализация продуктов и услуг

  • снабжение

  • финансы

  • ?????? персоналом и его реализация

  • Научные разработки

22\03\07


Миссия как цель нулевого порядка реализует цели развития организации, которые по существу определяют перспективные направления развития (т.е. итоговая цель, для чего существует фирма).

Цели первого уровня (порядка):

  1. персонал:

  • набор персонала

  • обучение

  • создание благоприятных условий для карьерного роста

  1. м-г (???????) – может, маркетинг?....

  • разработка нового товара и т.д.

  1. производство

  2. финансы

  3. научные разработки

Цели второго уровня (порядка):

2-Маркетинг:


  • разработка и спецификация

  • освоение рынка

  • определение конкурентов, партнеров, потребителей

  • определение у населения объема потребности в предлагаемых товарах, услугах

  • установление эффективных коммуникационных связей

Задачи:


1-1-1:

  • определение требований

  • определение количества

  • условия приема на работу

Для компании миссия – средство решения целей.


Стратегия организации
Стратегическое управление (СУ):

  • стратегическое планирование (СП)

  • выработка стратегии (ВС)

  • оценка реализации стратегии (ОРС)

Стратегия – искусство вождения войск



  1. Сущность стратегии. Классификация

  2. Выбор стратегии, разработка стратегии

  3. реализация стратегии, контроль за выполнением стратегии

Стратегия – система управленческих решений, направленных на исполнение миссии организации и её приведение в новое состояние


Стратегия включает в себя следующие элементы:

  1. система целей

  • миссия

  • цели всех уровней

  1. приоритеты, или ведущие принципы распределения ресурсов и осуществления действий

  2. правила, регламентирующие процесс реализации стратегии

  • формирование организационной структуры

  • осуществление организационного взаимодействия

  • выполнение специальных операций

Таким образом, стратегия:

    1. общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и её достижение

    2. генеральное направление действия организации, следование которому долгосрочно……????

    3. определитель целей и путей их достижения

Стратегия организации – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Характеристики стратегии:

По форме – разновидность управленческих документов, которые могут быть представлены в виде графиков, планов, таблиц, описания поставленных задач.

По содержанию – стратегия является моделью действий, инструментом достижения поставленных целей.

Главная задача стратегии – достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации.

Требования, предъявляемые к стратегии:



  1. реальность

  2. выполнимость

  3. соответствие потенциалу организации

  4. этичность

  5. внутренняя целостность

  6. обеспеченность ресурсами

  7. оправданная рискованность

Классификация стратегий:



    1. согласно выработке общей стратегии поведения на рынке:

  1. лидерство с минимизацией издержек производства

  2. специализация в производстве продукции

  3. фиксация определенного сегмента рынка

  4. конкретизация усилий на рынке

    1. от уровня принятия решения на предприятии:

  1. корпоративные (общие для всей организации)

  2. стратегии по направлению деятельностей организации

  3. функциональные стратегии

  4. стратегии линейных отделений, подразделений и других организационных единиц, занятых конкретным бизнесом

    1. стратегии развития бизнеса (базисные, эталонные стратегии)

  1. стратегии концентрированного роста:

  • стратегия усиления позиций на рынке

  • стратегия развития рынка

  • стратегия развития продукта




  1. стратегии интегрированного роста:

- слияние или поглощение предприятий, занятых поставкой ресурсов или распределением готовых продуктов

    • стратегия горизонтальной интеграции. Суть: слияние или поглощение предприятий, выпускающих аналогичные товары

    • стратегия обратной вертикальной интеграции

    • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции




  1. Стратегии диверсификационного роста (проникновение в новые отрасли путем изменения рынков, продуктов или технологий).

  • Стратегия концентрической диверсификации (относительная, т.е. основана на некоторой общности имеющихся продуктов и технологий

  • Стратегия ……………………………. Диверсификации (сочетание элементов концентрической и конгломератной технологий)

  • Стратегия конгломератной диверсификации (безотносительная, т.е. основана не на общности существующих и новых рынков, продуктов и технологий, а на интересах прибыльности).

    1. Стратегия целенаправленного сокращения.

Суть: сокращение деятельности в неперспективной цели, сопровождающееся переводом освобожденных ресурсов в потенциально прибыльную сферу


  1. стратегия ликвидации (быстрый выход из сферы деятельности, грозящей банкротством, путем продажи занятого в ней имущества)

  2. стратегия «сбора урожая» (максимальное получение доходов в кракосрочной перспективе)

  3. стратегия сокращения (закрытие\ продажа одного из подразделений или всего бизнеса)

  4. стратегия поведения организации в зависимости от состояния конкурентной среды (т.е. стратегия как модель поведения:

  • лидер

  • 2-ой или 3-ий игрок (ближайшие лидеры)

  • Последователь

  • Новый игрок)

По степени активности поведения организации на рынке:



  • Наступательная

  • оборонительная


Лидерство 26 апр.
1. основы лидерства.

2. Традиционные концепции лидерства

3. поведенческий подход

4 концепции ситуационного лидера



1. Лидерство - это способность побуждать к действию других, внушать доверие. Как процесс, как свойство

Наличие влияния: неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации её действий для достижения целей.

Широкое понимание лидерства как процесса включает:

- влияние на постановку целей и определенной стратегии

- на согласование поведения для достижения целей

- влияние на групповую поддержку

- влияние на ОК

Как процесс: понимается как совокупность и набор характеристик или системы качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет в ней принудительное влияние, т.е. лидерам.



2 Теория лидерских качеств (Великиких людей),30-70-е гг.

Лучший из руководителей обладает определенным набором общим для всех личных качеств, т.е. если бы можно было выявить качества, то в любом человеке можно было бы развить лидерские качества.

Теория не получила успеха. Невозможно было обобщить все эти качества.

Качества:

- концептуальные навыки (способность анализировать и решать)

- управленческие навыки (способность решать организационные задачи)

- навыки планирования и организации (способность выбрать курс и сконцентрироваться на достижении целей)

- навыки принятия решений (способность использовать информацию и логику для поиска альтернативных решений)

- поведенческая гибкость (способность изменять личное поведение соответствии с целями или реагировать на изменение ситуации)

- коммуникативные навыки (способность нормально взаимодействовать с людьми)

- административные навыки (способность стимулировать и руководить людьми или группами для достижения целей)

- объективность (способность объективно оценивать)

- личное влияние (способность производить хорошее впечатление)

- речевые навыки (способность ярко выражать свои мысли в письменной или устной форме)

-навыки снятия стресса (способность сохранять высокую работоспособность в условиях стресса).

Традиционно теории лидерства отвечали на вопросы:


  1. Какие черты обуславливают эффективность лидерства?

- высокая уверенность в себе

- энергичность

- инициативность

- эмоциональная стабильность

- устойчивость к стрессам

Эффективные лидеры в больших организациях испытывают большую потребность во власти, меньшую - в достижении и слабую - в принадлежности. т.е. власть ради власти.



  1. Какие навыки определяют эффективность лидерства? (см.выше)

  2. Какое сочетание отдельных черт, оказывающих влияние на эффективность лидерства можно считать оптимальным?

Традиционные теории ответов не дают. Баланс должен быть между различными чертами, присущими лидеру.

- конкурирующие ценности

- личные потребности лидера и традиционные потребности.

- между различными лидерами в управлении командой этой организации




  1. 1. Подход с позиций личных качеств:

Сделал попытку определить соотношения между окружающего набора качеств и эффективности управления. А поведенческий подход предполагает изучение того, что лидеры и руководители делают на самом деле.

Если существует спец. Особенности поведения лидера, обеспечивающие его успешную деятельность, можно обучать лидерству, создавать специальные программы, которые позволят эффективные модели поведения лидера.

Согласно поведенческому подходу эффективность руководителя определяется скорее не личностными качествами руководителя, а, скорее, его манерой поведения и отношения к подчиненному.

Поведенческий подход содержит понятия «стили руководства»(авторитарный, демократический, попустительский…). Невозможно всегда быть только либеральным, или авторитарным руководителем.


Основные вопросы, на которые отвечал:

  1. какова природа управленческой деятельности?

2 подхода

- типичные действия

- Ур-ний

2. Какие классификации управленческой деятельности возможны?

- ориентация руководителя на производство, на выполнение задачи

- ориентация руководителя на подчиненного и взаимоотношения с ним

3. Какой тип Управленческой деятельности обуславливает эффективность лидера?

- ориентация на производство

- ориентация на людей
США-исследования дали неубедительные и противоречивые результаты, за исключением обнаруженных значимых связей между общими хорошими взаимоотношениями и удовлетворенностью подчиненных работой.

Япония. Обе ориентации тесно связаны с эффективностью лидера(ищут середину зол)

Россия. Среди эффективных лидеров преобладает ориентация на задачу. Стиль управления, ориентированный на производство.
Руководитель, ориентированный на задачу прежде всего заботится о проектировании задачи, разработки системы вознаграждения для улучшения производительности труда.

Например, Тейлор(Фридерик Уильям) строил задачу по техническим принципам эффективности и вознаграждения рабочих, которые превысили квоту, тщательно рассчитанную на основе потенциального выпуска продукции


Стиль, ориентированный на человека.

Руководитель делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки, устанавливает для подразделения высокий уровень для производительности труда. Он активно считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы, поощряет профессиональный рост.


Блэйк и Мутона основе этого изобрели решетку управленческой деятельности.



1.9




9.9




5.5




1.1




9.1

Выделили 5 зон

1.9- управление в духе загородного дома, скурпулезное внимание удовлетворение людей, внимание, следовательно, комфорт, дружелюбная атмосфера.
9.9- Групповое управление. Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми. Взаимодействие через общую ставку достижения организационных целей. Ведет к созданию отношений, основанных на доверии и уважении.
1.1- Обеднённое управление. Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов, достаточных для сокращения членства организации.
9.1- власть-подчинение. Эффективность зависитот создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальном размере при минимальных условиях.
5.5- Организация управления. Можно добиться хорошей организации управленческим путем балансирования, поддержание хороших взаимоотношений с людьми.


Активация деятельности
Разделы менеджмента:

- теория управления

- теория организации

-управление персоналом

- организация управленческой деятельности
Мотивация состоит из внутренних побуждений, мотивов человека и внешних побуждений, стимулов. Таким образом, это процесс побуждения человеческой деятельности для достижения цели.
Деятельность человека- труд.

Мотивация труда - стремление рабочих удовлетворить свои потребности(получить свои блага) посредствам трудовой деятельности.

Элементы:

-потребность

-благо

-трудовое действие



-цена

Цели- желаемый объект или состояние, к которому необходимо прийти.

Потребность-нужда в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. А также для удовлетворения его соц.потребностей.
Ц-П-М (цель, потребности, мотивы (внутреннее побуждение),стимулы(внешнее побуждение))
Потребности:

- Биологические (в тепле, защите - для поддержания организма в норме)

- Социальные (моральные ценности, самореализация, принадлежность к какой-либо соц. группе)
Мотивы - побуждение человека к действию, направленное на достижение конечного результата, цели.

Стимулы- побуждение человека к действию или причина поведения человека.

Виды:

- Принуждение (выговор, увольнение)



- материальное поощрение (зп, льготы, скидки, бонусы, подарки)

- моральные поощрения (стимулы направлены на удовлетворение духовных и нравственных потребностей. Это благодарность, похвала…)

- Самоутверждение(внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленной цели без прямого внешнего побуждения)
Особенности мотивов труда - направленность на себя и на других. Получая деньги, он реализует свои потребности.

Виды мотивов труда:

- по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредствам трудовой деятельности.

- по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих потребностей.

- по цене, которую потребитель готов заплатитьь за получение искомых благ
Схема мотивационного процесса:

Потребность-----побуждения, мотивы------поведение, действие-----результат, цель-------потребности удовлетворены(полностью, частично, не удовлетворены)

3 группы:

- первоначальные (Тейлор)

-содержательные

-процессные теории мотивации


Первоначальная теория мотивации складывалась исходя из исторического анализа поведения людей и в применении простых стимулов материального и морального поощрения.

Виды:



  1. Политика «кнута и пряника». Предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов, продолжительных и с большим количеством участников.

  2. Теория «Х». Явный стимул - принуждение, вспомогательные материальные поощрения. Разработана Тейлором.

Предпосылки:

- В мотивах человека преобладают биологические потребности

- Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается её избегать

- По причине нежелания работать многие люди совершают действия только путем принуждения

- Средний человек предпочитает, чтобы им управляли

- Качество работы такого человека низкое, следовательно, необходим постоянный контроль.


  1. Теория «У». Разработана Макгредоном. Является антиподом теории Х.

Стимулы побуждения к труду:

- Самоутверждение

- Моральное и материальное поощрение

- Принуждение (вспомогат.)
Предпосылки:


  1. В мотивах людей преобладают соц. потребности и желание хорошо работать

  2. физические и эмоциональные усилия на работе для человека только естественные, как во время отдыха или игры.

  3. Нежелание работать не является наследственной чертой

  4. работа может быть источником удовлетворения или наказания

  5. внешний контроль или угроза наказаний не является главными стимулами для человека.

  6. обычный человек готов брать на себя ответственности и стремиться к ним.

  7. многие люди готовы использовать свои знания, однако постиндустриальное общество слабо.

4. Теория «Z». 80-е годы, автор- Воучи. Модель поведения и мотивации человека описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цепи деятельности на длительные перспективы.



ЛЕКЦИЯ
на тему «КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ»
Автор: доцент кафедры, кандидат военных наук, Сингилевич Д.А


ВОПРОСЫ

1. Общее понятие коммуникации. Процесс коммуникации. Коммуникационные сети. Типы коммуникационных сетей: «цепочка», «колесо», «кружок», «вертушка», «всеканальная»

2. Коммуникационные стили. Типы коммуникационных стилей: «открытие себя», «реализация себя», «замыкание в себе», «защита себя», «торговля за себя». Преодоление коммуникационных барьеров: причины плохих коммуникаций. Пути преодоления коммуникационных барьеров



3. Вербальная и невербальная коммуникация

4.Информационное обеспечение менеджмента. Понятие управленческой информации. Виды управленческой информации

следующая страница >>