"Механика". Это создает основу для формирования мировоззрения, переводит общие знания в специальные и профессиональные - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
"Механика". Это создает основу для формирования мировоззрения, переводит общие знания - страница №1/1

Урок обобщения в 9 кл. по разделу «Механика».

Решение задач прикладного характера.
Гасилина Л.Я., учитель высшей категории, учитель-методист

МОУ «Гимназия № 26» г. Омск.

Урок повторения изученных в 9 классе законов механики через решение физических "задач" встречающихся в произведениях литературы. Методический анализ темы урока:



  1. Основное содержание повторяемого на уроке учебного материала обосновано учебной программой по физике.

  2. Урок проводится, как последний урок по теме "Механика". Это создает основу для формирования мировоззрения, переводит общие знания в специальные и профессиональные.

  3. На предыдущих уроках учащиеся изучили законы динамики и кинематики, научились "видеть" взаимосвязи между физическими величинами, научились строить и читать графики, изучили общую механическую картину окружающего мира.

Цели обучения: показать учащимся, что физика является важнейшим источником знаний об окружающем мире и важнейшим компонентом человеческой культуры, так как формирует у человека современное миропонимание. Показать, что физика вносит существенный вклад в выработку нового стиля мышления, который можно назвать планетарным мышлением и что она "составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени".
Цели развития:
развивать общую культуру решения физических задач, развивать умение проводить аналогию и анализ при решении задач, развивать умение применять полученные знания физики, развивать умение получать оценочные результаты, которые могут дать импульс для последующих размышлений.

Цели воспитания:

развивать общий интеллектуальный уровень развития учащихся, развивать современное мировоззрение, развивать своеобразие мышления каждого ученика, приучать ученика к поэтическому мышлению.


Занятие рассчитано на два урока. Уменьшив количество заданий, можно провести один урок.

Этап урока

Деятельность

учителя

Для

учащихся

1. Организация начала

занятия


(1-2 мин.)

Приветствие, объявление темы и цели занятия, проверка готовности

Слушают, воспринимают пояснения, проверяют наличие всех приложений.

2. Формулировка темы

урока


(3 мин.)

Беседа с учениками.

Вступительное слово

учителя к заданию № 1.


Беседа с учителем.

3. Разминка

(10 мин.)



Корректирует ответы

Работа индивидуально с листом заданию № 1 (13 заданий) (5 мин.). Ученик может выбрать интересующую его задачу. Объяснить задание на качественном уровне,

8 и 9 сделать примерную оценку.


По порядку высказывают мнение по поводу решения задач, здесь же дополняют и задают вопросы

4. «Затравка» ко 2-му заданию

(3 мин.)


Слово учителя к 2-му заданию. Рассказывает


Слушают

5. Подготовка к работе в группах (2 мин)

Дает задание: выбрать задачу, разбиться на группы, решить задачу, подумать над «глупостью» ответа

Разбиваются на группы. Выбирают задачи (первые выбирают, затем вторые и т.д.)

6. Работа в группах (12 мин)

Консультирует учеников (записывает задачи по группам)

Решают задачу. Те, кто решил свою задачу, пытается решить другую.

7. Решение задач у доски

(10 минут)

8. Слово учителя к заданию

III (6 минут)

9. Разбор сказки о репке

(5 минут)

10. Сочинить сказку

(10 минут)

Подготовка (4 минуты)

Рассказ (6 минуты)

11. Д.З. (2 минуты)
12. Рефлексивный тест.

(3 минуты)





Учитель комментирует, благодарит за решение каждой задачи.

Беседа, слово учителя.


Учитель записывает на доске:

1) Сила трения покоя и скольжения

2) I-ый закон Ньютона

3) II-ый закон Ньютона

4) III-ый закон Ньютона

5) Результирующая сила и т.д.

Слушает, комментирует, помогает.

Учитель задаёт сочинить свою сказку или рассказать известную с точки зрения физики.


Консультирует



Слушают, записывают, задают вопросы.

Слушают, вспоминают, обычно и объясняют.

«Наша Таня громко плачет»

«Колобок»

«Принцесса на горошине»

«Курочка Ряба»


Выдвигают гипотезы о тех знаниях, которые им нужны

для объяснения сказки

Рассказывают сказку

Записывают домашнее задание.


Заполняют таблицу - тест



13. Заполнение таблицы (рефлексивный тест) на доске или на плакате (3 минуты)

Руководит деятельностью учащихся

Каждый ученик у доски переносит данные своего теста в общую таблицу

14. Подведение итогов (3 минуты)

Комментирует общую картину, которую изображает таблица и благодарит учащихся за урок

Слушают, делают выводы

15. Резерв времени








Вступительное слово учителя к заданию 1:

Ребята, когда я училась в школе, шел спор о «Физиках» и «Лириках»; выясним что важнее: физика или литература? Да и сейчас один из вас говорит: «Да я гуманитарий, зачем мне физика?» А некоторые наоборот признают только физику или математику.

Я думаю, что противостояния между физикой и литературой нет. А человек, размышляющий, с интересом изучает и физику, и литературу. Я хочу провести с вами такой урок, чтобы вы не только вспомнили все, но и сумели применить свои знания, увидеть физику в стихах и сказах. Может этот урок натолкнет вас на размышления о правильности выбранной вами профессии, может кто – то захочет глубже изучать физику или литературу.

Ведь писателю необходимо знать физику. Вся фантастическая литература основана на физических теоремах. И чаще всего писатель очень грамотно применяет законы физики.

А вот Свифт (что он написал?), описывал «бробдингнегов» совершено ошибочно, наделив их сверхчудовищной силой. Если проанализировать их с точки зрения физики, то они по неуклюжести и тяжеловесести должны походить на бегемотов. И, конечно, исходя из законов Ньютона, можно утверждать, что: «Барон Мюнхгаузен никогда сам себя за волосы не вытащил из болота».

Сегодня мы с вами будем «искать физику» в стихах и сказках. А после этого вы ответите на вопросы теста, который дам на листочках (рефлексивный тест). Вы просто помните, что он у вас есть, посмотрите на вопросы и, возможно, в течении урока у вас возникнут ответы, которые нужны вам.

И так. Задание 1. Разминка. У вас 13 заданий. Сначала вы работаете индивидуально. Потом по очереди каждый высказывает мнение. Мы вместе согласимся, или зададим вопрос, или зададим вопросы. Обратите внимание на задания 8,9. Они расчетные, но расчёты очень просты. Что такое верста посмотрите в справочнике.
Слово учителя ко второму заданию

Задача об английских министрах представляет собой видоизменение знаменитой «обезьяньей» задачи Льюиса Кэрролла (оксфордского преподавателя математики, автора известной книжки «Алиса в стране чудес»).

Хотя Льюис Кэрролл и не был физиком, создаётся впечатление, что он предвидел самую загадочную проблему физики XX века. «Туннелирующая» Алиса беспрепятственно проходит сквозь зеркало, как и многие фотоны в экспериментах по квантовой оптике.

Мы с вами разобрали качественные задачи, а теперь переходим к следующим шести задачам. Итак, разбивайтесь на группы и выбирайте одну из задач, которую вы будете решать. Задачи не совсем обычные. В некоторых вы сами должны задать данные или взять из справочника (пример: масса зайца, масса пули). Я буду выступать в качестве консультанта и помощника. После решения в группах один из вас рассказывает решение задачи у доски. Обязательно проверьте ответ на «глупость».

Итак, разбивайтесь на группы, выбирайте задачу. Если одна группа выбрала задачу, то следующие выбирают из остальных задач.

Слово учителя к заданию 3
Во втором задании вы выполняли расчётные задачи, вспоминали и применяли законы физики и ваши общие интеллектуальные умения и знания.

После решения этих задач, можно сделать вывод, что физика и лирика взаимосвязаны (лучшие лирики - это физики).

Вы ведь знаете, что весь мир состоит из кварков. А как возникло это название? Оно было заимствовано Гелл-Маном в одном из романов Джойса. В переводе с немецкого «кварк» - творог, но в романе это слово означает нечто двусмысленное и таинственное; герою снится сон, где чайки кричат: «Три кварка для мистера Марка».

Термин вошёл в научный обиход, возможно, потому, что соответствовал двусмысленной и таинственной роли кварка в физике.

А сейчас, в вашем третьем задании я бы хотела, чтобы вы вспомнили свои первые сказки, которые можно объяснить, зная законы физики («Колобок», «Наша Таня громко плачет», «Принцесса на горошине» и т.д.).

А сейчас возьмите лист к заданию №3. Наша задача: объяснить смысл этой сказки, основываясь на законах физики. Посмотрев на рисунок, вы должны выдвинуть гипотезы, которые я записываю на доске.



К заданию 1

Из сказок народов мира

1. О СИМБАДЕ-МОРЕХОДЕ



(арабская сказка)

…И Рух (огромная сказочная птица)

бросил на нас камень, который был у него,

но капитан отвел корабль в сторону, и ка-

мень не попал в него и упал в море рядом

с кораблем. И корабль начал подниматься

и опускаться.
Какое движение начал совершать

корабль, когда камень упал в воду?

2. ПРО ГЛУПОГО ЗМЕЯ И УМНОГО СОЛДАТА

(русская сказка)

…Змей свистнул – деревья закачались,

все листья с них осыпались.
Какие физические явления вы узнаете из

сказки?

Дж. Г. Байрон


3. ДОН ЖУАН


Так человека яблоко сгубило,

Но яблоко его же и спасло, -

Ведь Ньютона открытие разбило

Неведенья мучительное зло.

Дорогу к новым звездам проложило

И новый выход страждущим дало.

Уж скоро мы, природы властелины,

И на Луну пошлем свои машины.


О каком открытии И. Ньютона идет речь в этих

строках?

И. А. Бунин

4. ОТЛИВ
В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила, -

Ее уж тянет, тянет Сила

Всходящей за морем луны.


Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени –

Луна глядит – и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.


О какой Силе говорит поэт в данном отрывке?

А. А. Блок

5. «В ЧАЩЕ Я ПО ГОРОДУ БРОЖУ…»
Запнулась запыхавшаяся лошадь,

Уж силой но: не удержать седла,

И утлые взмахнулись стремена,

И полетел, отброшенный толчком…


Объясните падение всадника с точки зрения

физики.

6. ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА

(былина)
- Я ведь слышу-то силушку в себе великую;

Кабы было кольцо в матушке сырой земле,

Я бы взял-то я сам бы единой рукой,

Поворотил бы всю матушку сыру землю.
Как вы считаете, смог бы Илья Муромец

выполнить обещанное?

7. ТОЛСТЫЙ КОЛЬКЕТ

(хантыйская сказка)
Схватил Колькет весло, обласок на воду столкнул на воду

столкнул, сел кое-как, чуть лодку не перевернул, чуть в

воду не упал. Сидит, думает: «Зачем мне, как отцу, широ-

кой стороной весла грести, силу тратить? Буду рукоятью

грести, так легче будет».

взялся Колькет за весло с другого конца. Рукоятью, как

ножом, воду режет. Лодка его не слушается, вертится, к

кедровому бору не плывет, Подхватила Колькета река, по-

несла в другую сторону.
Почему не удалась затея Колькета?

А. С. Пушкин

8. СКАЗКА О ПОПЕ

И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ




Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка…
Оцените, с какой скоростью прыг-

нул «бедный поп» вверх.

А. С. Грибоедов

9. ГОРЕ ОТ УМА

Чацкий


Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Верст больше семисот пронесся, -

Ветер, буря…
С какой скоростью ехал Чацкий?


«Обезьянья задача» Льюиса Кэрролла

Английские министры взбираются вверх, а фунт идет вниз


10. Механика в карикатуре. Карикатура здесь воспроизведенная, имеет механическую основу. Удачно ли использованы в ней законы механики?




З
К заданию 2
адача 1

H.A. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

Мимо бревно суховатое плыло,

Сидя, и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалась на нём

“ Взял бы я вас - да потопите лодку ! ”

Жаль их, однако, да жаль и находку-

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок.

Оцените, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли бы на нем плыть. Задайте самим массу зайца?




Задача 2
Е. Евтушенко

Когда тебя толкает злоба

К забвенью собственной души,
Бесчестью выстрела и слова, -

Не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,
У населения Земли!
Замри, летя из кольта, пуля…
Что будет происходить с пулей, выпущенной из кольта, если она, по желанию автора, «замрет» в воздухе?






Задача № 3

Е.С. Урусова

"Эхо"

Я чаю, эхо, ты мне в роще отвечаешь. - Чаешь.



Конечно, ты вело меня с полей сюда. - Да!
Мне долго говорить с тобою невозможно. - Можно!
Нет, нет! Пойду искать овечку к ручью. - Чью?

Восстановите пейзаж местности с полем и рощами, на котором может произойти явление, описанное в стихотворении, и уточните движение пастушка.


Формирование данных

Интервал времени, за который мы произносим односложные слова, - Δt = 0,3 с.

Основной параметр в рассматриваемой задаче - это скорость звука в воздухе V. Считаем, что пастушок потерял овечку в прохладную погоду с температурой, равной 0˚С. Скорость звука в воздухе при этой температуре V=3,3 · 102 м/с.
Задача № 4.

А. Усачев

"Остров бегемотов"

Видел я чудесный остров

Посреди пустынных вод:
Сорок тысяч бегемотов

На песках его живет.


И приливы в океане

Возникают оттого,


Что сигают бегемоты

Прямо с берега в него.


И напрасно утверждают
Все ученые страны,
Что приливы возникают

Под влиянием Луны:


"Мол, при чем тут бегемоты?
Есть научные работы

И различные расчеты..."


Все их точные расчеты

Лишь доказывают мне,


Что купаться бегемоты

Обожают при Луне.


Подсчитайте, проведя "научные работы и различные расчеты", на сколько увеличится уровень Мирового океана, если в воду "сиганут" одновременно 40 000 бегемотов?
Задача № 5

В. Данько

"Давай полетим"

Уносится в небо

Мой шар голубой.

Возьми меня, шар,
Поскорее с собой.
За тоненький хвостик

Тебя я схвачу

И в синее небо

С тобой улечу.


Куда захотим
Туда полетим -

Над речкой,


Над лугом,
Над лесом густым.
Определите минимальный диаметр этого "голубого шара", на котором Вы можете совершить описанное в стихотворном отрывке путешествие, и оцените высоту подъема этого шара, если Вы не успели ухватиться "за тоненький хвостик".
Задача № 6

Ф. Ницще

"К мистралю"

(Танцевальная песнь).

О мистраль, тучегонитель,


Хандроборец, очиститель,
Шумный, я люблю тебя!

Разве мы с тобой не братья,


Разве мог того не знать я,
Что у нас одна судьба?

Вот в горах, забыв все речи,


Я бегу к тебе навстречу

И не чувствую земли.


Подсчитайте скорость, с которой бежит навстречу мистралю жизнерадостный герой этого стихотворения.






Дополнительная задача

Как здесь возможно движение, если силы равна?



На плакате, на доске


Шефнер «Техника»
Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,

Мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди смогли?

Как придумать могли такое,

Что пластинка песню поёт,

Что на кнопку нажмёшь рукою

И сквозь ночь день настаёт?

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Литература:


  1. Приложение «Физика» к газете 1е сентября.

  2. А.П. Смирнов, О.В. Захаров «Веселый бал и вдумчивый урок».

Издательство «Кругозор» Москва 1994г.

  1. М.М. Балашов «Физика 9» Москва «Просвещение» 1993г

  2. Импульс. Альманах для учителей, преподающих физику. Выпуск1 «Нетрадиционные уроки» Ассоциация учителей физики 1993г.

  3. Урок физики в современной школе. Составитель Э.М. Баверман под редакцией В.Г. Разумовского. Москва «Просвещение» 1993г.

  4. Я.И. Перельман «Знаете ли вы физику?» Домодедово «ВАП» 1994г.

  5. Журнал «Физика в школе» за 2004г.

Рефлексивный тест







Да

Не всегда

Нет

  1. Я узнал много нового.

  2. На занятии было над чем подумать.

  3. Я знаю законы физики

  4. Я вижу законы физики в литературе.

  5. Нужна ли мне физика для повышения моего интеллектуального уровня?

  6. Нужна ли мне физика для моей дальнейшей профессиональной деятельности?