Мастер спорта, директор гуо сош №223 г. Минска - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Директор мбоу «Заволжская сош» В. М. Карпов 1 48.05kb.
Директор мбоу опалиховская сош тимошина Н. С 1 316.63kb.
Начальник управления Директор моу краснозвездинская сош 11 3119.67kb.
Диссертация Тема: Социология спорта: история развития и современное... 8 606.94kb.
Позиция какой должна быть модель российского спорта 1 63.03kb.
Уроков по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс) 1 235.9kb.
Рабочая программа по всеобщей истории (новая история 1500-1800гг. 2 299.19kb.
Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта 1 413.17kb.
В 6-ти км от г. Минска, в д. Ждановичи, в экологически чистом районе... 1 33.31kb.
Т. Е. Ванина 20 г. «Утверждено» Директор моу «сош с. Широкополье»... 23 7804kb.
Главмастер Проданов Дмитрий Владимирович (Мандер), г. Казань Мастер... 1 40.23kb.
Семинар «внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный... 1 100.69kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Мастер спорта, директор гуо сош №223 г. Минска - страница №1/1




«ГИБКИЙ ПУТЬ»
(ОСНОВЫ ДЗЮДО)

ПРОГРАММА

факультативных занятий
для V-XI классов общеобразовательных учреждений


Рекомендовано Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

Минск

2009

Авторы-составители:

Белявский Геннадий Альбертович, мастер спорта, директор ГУО СОШ № 223 г.Минска;

Давидович Владимир Александрович, мастер спорта, тренер по дзюдо; Громыко Дмитрий Сергеевич, мастер спорта, учитель физической культуры.


Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… 4
Условные сокращения наиболее часто

используемых терминов и понятий…………………………………… 6


Этап начальной подготовки (НП) 5-6 классы...……………………… 7
Учебно-тренировочный этап (УТ) 7-9 классы……………………… 13
Этап совершенствования (С) 10-11 классы ……..…………………… 19
Рекомендуемая литература …………………………………………… 25

Пояснительная записка

Сегодня проблема здоровья к формированию основ здорового образа жизни стоят на повестке дня одним из главных вопросов. Многие хронические патологии у детей развиваются из-за перегрузки сидячего образа жизни, недостаточной двигательной активности, поэтому перед школой стоит задача трансформации общеобразовательной школы в школу, содействующую укреплению и сохранению здоровья. Однако, в связи с уменьшением количества часов для занятий физической культурой, возросла необходимость в разработке и внедрения различных факультативных курсов по физической культуре.

Программа факультативных занятий для государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа» Республики Беларусь составлена на основе нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь.

При составлении настоящей Программы были использованы методические разработки белорусских специалистов, занимающихся спортивным образованием в детско-юношеских школах Республики Беларусь, программы по физической культуре и здоровью для средних общеобразовательных школ, а также результаты научных исследований.

Программа охватывает период обучения с 5 по 11 классы и основана на последовательности и непрерывности учебно-воспитательного процесса, решении задач укрепления здоровья, создании предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Это даёт возможность учителю физической культуры (соответствующей специализации, т.е. дзюдо или самбо, или прошедшему курсовую подготовку по данному виду спорта) пользоваться едиными методическими положениями основанных на:



  • преемственной последовательности целей и задач, средств и методов обучения школьников;

  • постепенном возрастании объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется;

  • строгом соблюдении принципов систематичности и доступности при планировании тренировочных нагрузок в процессе обучения.

В настоящей Программе определены этапы подготовки юных дзюдоистов, структура и основное содержание работы факультативных занятий, а также соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.

Основным документом, определяющим направленность и содержание учебного процесса в средней общеобразовательной школе для проведения факультативных занятий по дзюдо, является настоящая Программа.

В отдельных случаях в соответствии с конкретными условиями работы школ (климатические условия, наличие материальной базы и др.) администрация и педагогический совет учреждения, с согласия учредителя, могут вносить изменения в содержание Программы, сохраняя при этом ее основную направленность, увеличив количество часов до 4-5 в неделю.

Условные сокращения

наиболее часто используемых терминов и понятий
В этом разделе собраны употребляемые выражения, термины и их условные сокращения. Сокращения допустимы для использования в рабочей документации (учебных журналах, конспектах и др.), что позволит упростить заполнение и ускорить чтение документов и других записей.

Учебные группы

Условные сокращения

Полное наименование

ГНП

Группа начальной подготовки (5- 6 классы)

УТГ

Учебно-тренировочная группа 7-9 классы)

ГСС

Группа спортивного совершенствования (10-11 классы)

Разделы учебной программы

Условные сокращения

Полное наименование

Т

Теория

ОФП

Общая физическая подготовка

СФП

Специальная физическая подготовка

ТТП

Технико-тактическая подготовка

КТ

Контрольное тестирование

Общая терминология и понятия

Условные сокращения

Полное наименование

АЧ

Академический час – 45 минут

УчГ

Учебный год

КлнГ

Календарный год

Этап начальной подготовки (НП) 5-6 классы

В группы начальной подготовки зачисляются учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, имеющие медицинские документы, разрешающие заниматься борьбой дзюдо.



Основная цель факультативных занятий: утверждение в выборе спортивной спе­циализации – дзюдо и овладение основами техники.

Основные задачи:

  • укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся;

  • постепенный переход к целенаправленной подго­товке в избранном виде спорта;

  • обучение технике дзюдо;

  • повы­шение уровня физической подготовленности.

Основные средства:

  1. подвижные и спортивные игры;

  2. общеразвивающие упражнения;

  3. элементы акробатики и гимнастики;

  4. всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

  5. скоростно-силовые упражнения;

  6. упражнения для развития силовой и скоростно-силовой подготовки;

  7. школа техники дзюдо и изуче­ние обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК);

  8. комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

Основные методы: игровой, повторный, равномерный, круговой, контрольный, соревновательный.

Основные направления факультативных занятий. Этап начальной подготовки – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь, как ни на ка­ком другом этапе подготовки, имеется опасность перегрузки неокрепше­го детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

На этапе начальной подготовки, наряду с применением различ­ных видов спорта, подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздей­ствие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее разви­тие физических качеств, имеющих важное значение именно для борьбы. Для ОФП и СФП можно отводить до 90% времени учебных занятий.



Особенности обучения. Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

Одной из задач занятий дзюдо на данном этапе обучения является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней.

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. При­менение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме уп­ражнений, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную подго­товку учащихся.

Методика контроля. Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки уровня физической подготовленности школьника. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и сво­евременно, основываться по нормативам учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье».

При планировании контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытания на скорость, во второй – на силу и выносли­вость.

Контроль эффек­тивности технической подготовки осуществляется, как правило, трене­ром по оценке выполнения обязательной программы при сдаче экзамена­ционных зачетов на соответствующую степень кю. Экзаменационные зачеты на присвоение степеней кю рекомендуется проводить в виде соревнований по демонстрации технических комплексов в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль осуществляется на основе СанПиН и углубленного медицинского обследования учащихся.
Распределение учебных часов (5 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

2

Итого часов:

2

2. Практические занятия:




ОФП

10

СФП

10

ТТП

8

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

32

Всего часов:

34



Распределение учебного материала (5 класс)


Разделы программы




Теория

1.Правила безопасности

2.История возникновения и развития борьбы дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Этикет дзюдо

+

+



+

+


Основы дзюдо

1.Сисэй-стойки

2.Синтай-передвижения

3.Тайсабаки-повороты

4.Кумиката-захваты

5.Кудзуси-выведение из равновесия

6.Укэми-падения

7.Кудзуси, цукури, какэ - части приема


+
+
+


+
+
+
+

Наге-вадза - техника бросков

1.Уки-отоши (рывком, скручиванием)

2.Суми-отоши (толчком)

3.Уки-гоши (через бедро без подбива)

4.О-сото-отоши (задняя подножка)


+

+
+
+


+

Катаме-вадза - техника лежа

Осаэкоми-вадза (удержания)

Кэса-гатамэ (сбоку)

Еко-шихо-гатамэ (поперек)

Ками-шихо-гатамэ (со стороны головы)

Татэ-шихо-гатамэ (верхом)



+

+

+



+

+

+



Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки)

+



Контрольные нормативы (ученик должен уметь):
УКЭМИ (страховка)

  1. усироукэми

  2. ёкоукэми

  3. маэукэми

  4. маэмавариукэми

СИДЗЭНТАЙ (стойки)

  1. сидзэнхонтай

  2. мигисидзэнтай

  3. хидарисидзэнтай

СИДЗЭНТАЙ (передвижение)

  1. сидзэнхонтай

  2. мигисидзэнтай

  3. хидарисидзэнтай

ДЗИГОТАЙ (захваты)

  1. дзигохонтай

  2. мигидзиготай

  3. хидаридзиготай

КУДЗУСИ (выведение из равновесия)

НАГЭ-ВАДЗА (броски)



  1. Уки-гоши (через бедро без подбива)

  2. О-сото-отоши (задняя подножка)

КАТАМЭ-ВАДЗА (техника лежа)

  1. Кэса-гатамэ (сбоку)

  2. Еко-шихо-гатамэ (поперек)

ОФП

  1. челночный бег – 9,9

  2. прыжок в длину – 175 и более

  3. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 10 и более

  4. бег 1000м – 4,5


Распределение учебных часов (6 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

2

Итого часов:

2

2. Практические занятия:




ОФП

8

СФП

10

ТТП

10

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

32

Всего часов:

34


Распределение учебного материала (6 класс)


Разделы программы




Теория

1.Техника безопасности

2.История дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Этикет дзюдо

5.Правила соревнований


+

+



+

+

+



Основы дзюдо

1.Сисэй-стойки

2.Синтай-передвижения

3.Тайсабаки-повороты

4.Кумиката-захваты

5.Кудзуси-выведение из равновесия

6.Укэми-падения

7.Кудзуси, цукури, какэ-части приема


+
+
+


+
+
+
+

Наге-вадза-техника бросков

1.Тай-отоши (передняя подножка)

2.Иппон-сэои-наге (через спину, захват одной рукой)

3.О-гоши (через бедро с подбивом)

4.Коши-гурума (через бедро за шею)

5.О-учи-гари (большой зацеп изнутри)

6.О-сото-гари (больш. зацеп снаружи)


+

+
+
+


+
+
+

Катаме-вадза-техника лежа

1.Осаэкоми-вадза (удержания)

Кэса-гатамэ (сбоку)

Еко-шихо-гатамэ (поперек)

Ками-шихо-гатамэ (со стороны головы)


+

+

+



+

+


Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки)

+


Контрольные нормативы (ученик должен уметь):
НАГЕ-ВАДЗА (техника бросков)

  1. Тай-отоши (передняя подножка)

  2. О-учи-гари (большой зацеп изнутри)

  3. О-сото-гари (больш. зацеп снаружи)

  4. О-гоши (через бедро с подбивом)

КАТАМЕ-ВАДЗА (техника лежа)

  1. Татэ-шихо-гатамэ (верхом удержать)

  2. Ками-шихо-гатамэ (со стороны головы)

ОФП

  1. челночный бег – 9,7

  2. прыжок в длину – 200 и более

  3. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 15 и более

  4. бег 1000м – 4,0

Участие в соревнованиях. На этапах начальной подготовки рекомендуется использование контрольно-педагогических экзаменов на сдачу степеней кю (белый пояс).

Учебно-тренировочный этап (УТ) 7-9 классы

Учебно-тренировочный этап (УТ) проводится с учащимися 7-9 классов, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам, прошедшие начальную подготовку.

Основная задача этапа – углубленное изучение и совершенствование техники и тактики дзюдо, подготовка к соревновательной деятельности, развитию двигательных способностей, функциональной выносливости, морально волевые качества характера.

Основная цель факультативных занятий: углубленное обучение технико-тактическим навыкам и умениям школьников при занятиях дзюдо, подготовка к участию в соревнованиях.

Основные задачи:


  • укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие школьников;

  • улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учетом формирования основных навыков, присущих избранно­му виду спорта;

  • создание интереса к избранному виду;

  • воспитание быст­роты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы;

  • обучение и совершенствование техники;

  • постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных нагрузок;

  • постепенная подготовка к соревновательной борьбе путем применения средств, необходимых для проявления волевой подготовленности спортсмена.

Основные средства:

    1. общеразвивающие упражнения;

    2. комплексы акробатических и гимнастических упражнений;

    3. прыжковые упражнения;

    4. упражнения скоростно-силовой направленности;

    5. подвижные и спортивные игры.

Основные методы: повторный, круговой, игровой, контрольный, соревновательный.

Основные направления факультативных занятий. Учебно-тренировочный этап является базовым. Физическая подготовка на этом этапе становится более целенаправленной, увеличивается объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Большое внимание уделяется технико-тактической подготовке учащихся, т.к. это способствует формированию устойчивого навыка и умения школьника при занятии дзюдо.

Особенности обучения. При планировании учебных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала.

При обучении следует учитывать, что овладение отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание движений, кото­рые выполняются труднее.



Методика контроля. Контроль на учебно-тренировочном этапе должен быть тесно связан с календарно-тематическим планированием обучения учащихся.

Система контроля включает в себя текущий, промежуточный, анализ соревновательной деятельности, самоконтроль учащихся до начала занятий, во время занятий и после них. Преподаватель факультативных занятий обязан уметь анализировать техническую, физическую и психологическую подготовку учащихся, проводить педагогические наблюдения на основе действующих программ и методических разработок.



Участие в соревнованиях. Учащиеся могут участвовать в соревнованиях согласно их технико-тактической подготовленности.

Врачебный контроль осуществляется на основе СанПиН и углубленного медицинского обследования учащихся.
Распределение учебных часов (7 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

4

Итого часов:

4

2. Практические занятия:




ОФП

22

СФП

26

ТТП

12

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

64

Всего часов:

68

Распределение учебного материала (7 класс)


Разделы программы




Теория

1.Правила безопасности

2.История дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Правила соревнований

+

+



+

+


Основы дзюдо

1.Сисэй-стойки

2.Синтай-передвижения

3.Тайсабаки-повороты

4.Кумиката-захваты

5.Кудзуси-выведение из равновесия

6.Укэми-падения

7.Кудзуси, цукури, какэ - части приема


+
+
+


+
+
+
+

Наге-вадза - техника бросков

1.Сэои-наге (через спину)

2.Ко-сото-гари (гаке) - малый зацеп снаружи

3.Окури-аши-хараи (подсечка под две ноги)

4.Ко-учи-гари (малый зацеп изнутри)

5.Хидза-гурума (подсечка в колено)

6.Сасаэ-цурикоми-аси (опорная подсечка)

7.Хараи-гоши (подхват под две ноги)



+

+
+
+


+
+
+
+

Катаме-вадза - техника лежа

Ками-шихо-гатамэ (со стороны головы)

Татэ-шихо-гатамэ (верхом)


+

+

+



Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки),

участие в соревнованиях



+


Контрольные нормативы (ученик должен уметь):
НАГЭ-ВАДЗА (броски)

  1. Сэои-наге (через спину)

  2. Ко-сото-гари (гаке) - малый зацеп снаружи

  3. Ко-учи-гари (малый зацеп изнутри)

  4. Хараи-гоши (подхват под две ноги)

КАТАМЕ-ВАДЗА (техника лежа)



  1. Уходы с удержания

ОФП

  1. бег 30м – 5,2

  2. челночный бег – 9,5

  3. прыжок в длину – 215 и более

  4. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 20 и более

  5. бег 1000м – 3,55

Участие в соревнованиях. На этапе подготовки рекомендуется использование контрольно-педагогических экзаменов на сдачу степеней 5кю (желтый пояс).
Распределение учебных часов (8 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

4

Итого часов:

4

2. Практические занятия:




ОФП

20

СФП

22

ТТП

18

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

64

Всего часов:

68



Распределение учебного материала (8 класс)


Разделы программы




Теория

1.Правила безопасности

2.История дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Правила соревнований

+

+



+

+


Основы дзюдо

1.Сисэй-стойки

2.Синтай-передвижения

+
+


Наге-вадза - техника ранее изученных бросков

1.Мороте-гари (захват двух ног)

2.Кучики-таоши (захват одной ноги)

3.Ката-гурума (мельница)

4.Учи-мата (подхват под одну ногу)


+

+
+
+


+

Катаме-вадза - техника лежа

1.Кансэтцу-вадза (болевые)

Уде-гарами (узел)

Дзюдзи-гатамэ (перегибание)

2.Шимэ-вадза (удушения)

Хадака-джимэ (предплечьем)

Окури-ери-джимэ (отворотом)


+

+

+



+

+

+



+

Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки),

участие в соревнованиях



+


Контрольные нормативы (ученик должен уметь):

НАГЭ-ВАДЗА (броски)



  1. Кучики-таоши (захват одной ноги)

  2. Ката-гурума (мельница)

  3. Учи-мата (подхват под одну ногу)

КАТАМЕ-ВАДЗА (техника лежа)

  1. Кансэтцу-вадза (болевые)

Уде-гарами (узел)

Дзюдзи-гатамэ (перегибание)

РЭНРАКУ-ВАДЗА (комбинации приемов)


  1. коути гари-косигурума-кэса гатамэ

ОФП


  1. бег 30м – 5,0

  2. челночный бег – 9,2

  3. прыжок в длину – 220 и более

  4. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 20 и более

  5. бег 1000м – 3,50

Участие в соревнованиях. На этапе подготовки рекомендуется использование контрольно-педагогических экзаменов на сдачу степеней 4кю (оранжевый пояс).
Распределение учебных часов (9 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

4

Итого часов:

4

2. Практические занятия:




ОФП

18

СФП

22

ТТП

20

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

64

Всего часов:

68



Распределение учебного материала (9 класс)


Разделы программы




Теория

1.Правила безопасности

2.История дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Правила соревнований

+

+



+

+


Основы дзюдо

1.Сисэй-стойки

2.Синтай-передвижения

3.Тайсабаки-повороты

4.Кумиката-захваты

5.Кудзуси-выведение из равновесия

6.Укэми-падения

7.Кудзуси, цукури, какэ - части приема


+
+
+


+
+
+
+

Наге-вадза - техника ранее изученных бросков

1.Томоэ-наге (через голову с упором)

2.Суми-гаеши (через голову с подсадом голенью)

3.Уки-вадза (подножка с падением)

4.Ура-наге (через грудь)


+

+
+
+


+

Катаме-вадза - техника лежа

1.Кансэтцу-вадза (болевые)

Уде-гарами (узел)

Дзюдзи-гатамэ (перегибание)

2.Шимэ-вадза (удушения)

Хадака-джимэ (предплечьем)

Окури-ери-джимэ (отворотом)


+

+

+



+

+

+



+

Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки),

участие в соревнованиях



+


Контрольные нормативы (ученик должен уметь):

НАГЭ-ВАДЗА (броски)



  1. Томоэ-наге (через голову с упором)

  2. Суми-гаеши (через голову с подсадом голенью)

  3. Ура-наге (через грудь)

КАТАМЕ-ВАДЗА (техника лежа)

  1. Хадака-джимэ (предплечьем)

  2. Окури-ери-джимэ (отворотом)

РЭНРАКУ-ВАДЗА (комбинации приемов)

Комбинации из изученных приемов

ОФП


  1. бег 30м – 4,9

  2. челночный бег – 9,1

  3. прыжок в длину – 225 и более

  4. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 25 и более

  5. бег 1500м – 5,45

Участие в соревнованиях. На этапе подготовки рекомендуется использование контрольно-педагогических экзаменов на сдачу степеней 4кю (оранжевый пояс).

Этап совершенствования 10-11 классы

Факультативные занятия на этапе совершенствования проводятся с учащимся 10-11 классов, прошедшими углубленный медицинский осмотр.

Основной задачей этапа является совершенствование ранее изученных учебно-тренировочных комплексов, повышение функциональных возможностей, участие в соревнованиях, овладение судейской практикой.

Основная цель факультативных занятий: совершенствование технико-такти­ческого арсенала дзюдо. Участие в соревнованиях направлено на достижение спортивного результата.
Основные задачи:


  • совершенствование индивидуального технико-тактического комплекса;

  • развитие специальных физических качеств;

  • освоение повышенных тренировочных нагрузок;

  • достижение спортивных результатов;

  • дальнейшее приобретение соревновательного опыта и переход к мотивируемому повышению спортивного результата.

Основные средства:

1) общеразвивающие упражнения;

2) комплексы акробатических и гимнастических упражнений;

3) прыжковые упражнения;

4) упражнения скоростно-силовой направленности;

5) спортивные игры.



Основные методы: повторный, круговой, игровой, контрольный, соревновательный.

Основные направления факультативных занятий.

Учебно-тренировочные занятия планируются с учетом индивидуальных способностей учащихся и выступление на соревнованиях различного ранга. Количество учащихся на занятиях не должно превышать 5-7 человек.



Особенности обучения учебно-тренировочной работы на этапе спортивного совершенствования – специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей юного спортсмена:

  • совершенствование индивидуального технико-тактического комплекса;

  • развитие специальных физических качеств;

  • освоение повышенных тренировочных нагрузок;

  • достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых спортивных успехов;

  • дальнейшее приобретение соревновательного опыта и переход к мотивируемому повышению спортивного результата до уровня стабильного выступления на международных соревнованиях.

Участие в соревнованиях.

Учащиеся принимают участие в официальных спортивных соревнованиях, проводимых федерацией дзюдо, а также неофициальных спортивных соревнованиях в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады, различных турнирах, матчевых встречах.



Врачебный контроль осуществляется на основе специализированного углубленного медицинского обследования учащихся.
Распределение учебных часов (10 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

12

Итого часов:

12

2. Практические занятия:




ОФП

20

СФП

35

ТТП

31

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

90

Всего часов:

102


Распределение учебного материала (10 класс)


Разделы программы




Теория

1.Техника безопасности

2.История дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Этикет дзюдо

5.Правила соревнований


+

+



+

+

+



Основы дзюдо

1.Сисэй-стойки

2.Синтай-передвижения

3.Тайсабаки-повороты

4.Кумиката-захваты

5.Кудзуси-выведение из равновесия

6.Укэми-падения

7.Кудзуси, цукури, какэ - части приема


+
+
+


+
+
+
+

Наге-вадза - техника ранее изученных бросков

1.Уки-отоши (рывком, скручиванием)

2.Суми-отоши (толчком)

3.Уки-гоши (через бедро без подбива)

4.О-сото-отоши (задняя подножка)

5.О-учи-гари (большой зацеп изнутри)

6.Хараи-гоши (подхват под две ноги)


+

+
+
+


+

+

+



Катаме-вадза - техника лежа

1.Кансэтцу-вадза (болевые)

Уде-гарами (узел)

Дзюдзи-гатамэ (перегибание)

2.Шимэ-вадза (удушения)

Хадака-джимэ (предплечьем)

Окури-ери-джимэ (отворотом)


+

+

+



+

+

+



+

Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки)

+



Контрольные нормативы (ученик должен уметь):

НАГЭ-ВАДЗА (броски)

1.Уки-отоши (рывком, скручиванием)

2.Суми-отоши (толчком)

3.Уки-гоши (через бедро без подбива)

4.О-сото-отоши (задняя подножка)

5.О-учи-гари (большой зацеп изнутри)

6.Хараи-гоши (подхват под две ноги)

КАТАМЕ-ВАДЗА (техника лежа)


  1. Шимэ-вадза (удушения)

Хадака-джимэ (предплечьем)

Окури-ери-джимэ (отворотом)

РЭНРАКУ-ВАДЗА (комбинации приемов)


  1. О-учи гари-косото гакэ-ёко сихо гатамэ

КАЭСИ-ВАДЗА (контрприемы)

  1. хараи госи гаэси

  2. осото гаэси

  3. утиматат сукаси

ОФП

  1. бег 60м – 8,1 и менее

  2. челночный бег – 9,0 и менее

  3. прыжок в длину – 230 и более

  4. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 25 и более

  5. бег 1500м – 5,35



Участие в соревнованиях. На этапе подготовки рекомендуется использование контрольно-педагогических экзаменов на сдачу степеней 3кю (зелёный пояс).
Распределение учебных часов (11 класс)


Содержание занятий

Кол-во часов

1. Теоретические занятия:

12

Итого часов:

12

2. Практические занятия:




ОФП

20

СФП

31

ТТП

35

Контрольное тестирование

4

Итого часов:

90

Всего часов:

102



Распределение учебного материала (11 класс)


Разделы программы




Теория

1.Техника безопасности

2.История дзюдо

3.Принципы дзюдо

4.Этикет дзюдо

5.Правила соревнований


+

+



+

+

+



Основы дзюдо

+

Наге-вадза - комбинации ранее изученных бросков

+

Катаме-вадза - техника лежа

1.Кансэтцу-вадза (болевые)

Уде-гарами (узел)

Дзюдзи-гатамэ (перегибание)

2.Шимэ-вадза (удушения)

Хадака-джимэ (предплечьем)

Окури-ери-джимэ (отворотом)


+

+

+



+

+

+



+

Рэнраку-вадза - комбинации приемов

+

Каэси-вадза - контрприемы

+

Развитие физических качеств

+

Рандори (тренировочные поединки)

+

Контрольные нормативы (ученик должен уметь):

Применять ранее изученные комбинации приемов в тренировочных и соревновательных поединках (ТОРИ).



ОФП

  1. бег 100м – 13,9

  2. челночный бег – 8,9 и менее

  3. прыжок в длину – 235 и более

  4. подтягивание на перекладине, кол-во раз – 30 и более

  5. бег 3000м – 14,40

Участие в соревнованиях. На этапе подготовки рекомендуется использование контрольно-педагогических экзаменов на сдачу степеней 3кю (зелёный пояс).

Рекомендуемая литература




Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броскам в спортивной борьбе/Спортивная борьба. – М., 1985.



Астахов А.М. Новое в методике обучения технике борьбы/Спортивная борьба. – М., 1976.



Бельский И.В. Системы эффективной тренировки. - Мн., 2006.



Вахун М., Дзюдо. Основы тренировки. - Мн., 1983.



Гаткин Е.Я. Самбо для начинающих. - М., 2007.



Грищенков В.Н. Практическое применение разделов спортивной классификации в дзюдо Республики Беларусь: Методическое пособие. - Мн., 2007.



Калмыков С.В. Вопросы подготовки юных борцов 8-10 лет/Спортивная борьба. М., 1975.



Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н., Невзоров В.М., Дутов В.С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов/Спортивная борьба. – М., 1983.



Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов/Спортивная борьба. М., 1982.



Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под общей редакцией Набатниковой М.Л. – М., 1982.



Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным: Учебно-практическое пособие для тренеров и спортсменов. - М., 2002.



Рукавицын Н.Б., Рукавицын Д.Б. Дзюдо - зелёный пояс: Методическое пособие. - Мн., 2009.



Сердюк В.П., Юшков О.П. О методике начального обучения технике вольной борьбы/ Спортивная борьба. – М., 1976.



Туманян Г.С., Свищев И.Д. Программа по дзюдо для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М., 1977.



Физическая культура и здоровье. I-XI классы. Учебная программа для общеобразовательных школ. - Мн., НИО, 2009.