Масс-медиа и нравственные ориентиры современной - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Масс-медиа и нравственные ориентиры современной - страница №1/1

Челышева И.В. Масс-медиа и нравственные ориентиры современной российской молодежи // Молодежь и будущая Россия / Отв. ред. Ю.С.Пивоваров. М.: Изд-во Рос. академии наук, 2008. С.469-470.
Челышева И. В.

к.п.н., доцент Таганрогского государственного педагогического института



МАСС-МЕДИА И НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ *

В настоящее время информация различного рода превращается в экономическую категорию. Результатом раз­вития СМИ становится насыщение рынка зрительских интересов, следствием - разделение канадок по тематике: аудиторному, адресному, национальному, территориальному, временному и другим признакам, иными словами, влияние масс-медиа на человека принимает все более профессиональный характер. Поток медиаинформапин постоянно растет - появляются все новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, интернетные сайты. Масс-медиа действуют как фильтр, отбирающий, компонующий и интерпретирующий информацию. берут на себя обучающие, про­светительские функции, являются своеобразной «параллельной школой», оказывая огромное влияние на нравствен­ные ориентиры и ценности подрастающего поколения.

В современном мире все большее количество людей испытывают дефицит общения, который они пытаются «компенсировать, уходя с головой в просмотр бесконечных сериалов или путешествуя по Интернету Несмотря на ка­жущуюся простоту и доступность информации, которой человек, на первый взгляд, довольно легко управляет, он порой, сам того не замечая, становится пассивным объектом информационного мира. По мнению Г.В. Грачева «основ­ной и центральной мишенью информационного воздействия является человек, его психика. В то же время именно от отдельных личностей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование отдельных общностей и национальных организаций от малой группы до населения страны, государства, общества в целом» [2, 8].

Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, становится в современных условиях «продуктом» индуст­рии сознания, но, вместе с этим, далеко не всегда является всесторонней и достоверной. Односторонняя или искажен­ная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского вну­шения), несомненно, нуждается в осмыслении. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средства массовой коммуникации и информации (медиа) порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию.

Многие учителя и родители отмечают, что с появлением компьютеров, распространением спутникового телевидения, мобильной телефонии и т.д., школьники и молодежь стали меньше читать, испытывают значительные трудности в связном изложении событий. Кроме того, масс-медиа формируют определенные ценностные ориентиры и ^идеалы современной молодежи. Например, И.В.Гунтарова, исследовав жизненные ценности современных школьни­ков, пришла к следующим выводам: на первом месте у учащихся находятся материальные блага (70,2% опрошенных). вторая ценность, которую указали учащиеся - семья (12,8%), на третьем - работа (10,6%) [3]. Не секрет, что масс-медиа нередко нарушают общепринятые нравственные нормы, используют различные манипулятивные технологии для воздействия на сознание зрителя, читателя. Если молодое поколение является пассивным потребителем любого вида медиаинформации, то есть информации, передаваемой по каналам СМИ, не подвергает ее самостоятельному, г критическому осмыслению, то постепенно, в процессе тесного общения с медиа, происходит изменение его ценност­ных установок и ориентиров.

К примеру, в среднем за год юные зрители видят около 20 тысяч рекламных роликов, убеждающих сделать Правильный выбор в приобретении различных товаров. Пассивное потребление подобной медийной информации спо­собствует возникновению стереотипных суждений, согласно которым, только приобретя рекламируемые товары, можно стать похожим на идеального человека, преуспевающего в жизни. Поэтому, наверное, молодые люди очень стремятся, во что бы то ни стало иметь большой дом, машину, шикарную мебель, видеоаппаратуру, компьютер, сотовый телефон, много денег и т.п. Бесспорно, само по себе стремление к обеспеченной жизни и высокому социальному статусу - явление положительное. Но, в то же время, согласно многочисленным современным исследованиям, у молодого поколения наблюдается снижение волевых способностей, нежелание добиваться своей цели честным трудом. Напротив, для многих молодых людей характерны пассивность и инфантилизм. Причина такой пассивности видится в доступности удовлетворения желаний благодаря обилию телевизионных программ, компьютерных игр, рекламы, юношеской «желтой прессы» и т.п. [1, 55].

Понятно, что в современных условиях запретить молодежи посещать определенные интернетные сайты, смот­ать фильмы, негативно влияющие на их ценностные ориентации и нравственные ориентиры, практически невозмож­но. В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию молодого поколения очень актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с молодежью, возможной степени вме­шательства взрослых в процесс освоения школьниками и студентами окружающего мира посредством масс-медиа.

Одним из действенных способов решения данной проблемы является использование медиаобразования в учебно-воспитательном процессе. Медиаобразование - специальное направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и молодежью закономерностей массовой коммуникации, включает изучение специфического языка раз-

* Статья подготовлена при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потен­циала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки РФ. Проект РИП.2 1.3.491 .-«Развитие критического мышле­ния и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»). Научный руководитель проекта -доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров.

469

личных средств массовой информации, в первую очередь, телевидения, радио, прессы, Интернет. В разные годы про­блеме российского медиаобразования и влияния масс-медиа на мировоззренческие установки подрастающего поколе­ния были посвящены исследования О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др.

В 1987 году Совет Европы принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где медиаобразованию придавалось огромное значение: «Медиаобразование должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета» [6, 199J. Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России медиаобразование школьников и сту­дентов не является обязательным и не входит в школьные и вузовские учебные программы, за исключением пока единственной официально зарегистрированной в 2002 году специализации для студентов педагогических вузов «Ме­диаобразование» (03.13.30).

Между тем, ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века. В настоящее время в мировой практике медиаобразования, и в том числе - в России, разработаны многочисленные медиаобразовательные программы, способствующие развитию самостоятельного, критического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков, эстетических вкусов, ценностных ориентации юной аудитории. Посредством медиаобразования подрастающее поколение учится работать с информацией, понимать, ка­ким образом через информацию СМИ осуществляется воздействие на сознание аудитории, какие манипулятивные и технологические приемы при этом используются.

Трудно не согласиться с Е.С. Полат, которая убеждена, что «без правового регулирования СМИ, включая Интер­нет, решить проблему информационной безопасности граждан и в особенности детей нельзя. В западных странах такие законы существуют и действуют. Необходимы такие структуры, отслеживающие в этом плане информацию Рунет, и в нашей стране. Конечно, одними законами проблему не решить, особенно в России, где отношение к законам в лучшем случае чисто информативное - знаем, но не выполняем, а чаще не знаем никаких законов, и знать не хотим. Гораздо важнее формирование определенной общественной атмосферы неприятия подобных продуктов. Этого можно добиться только на уровне каждого отдельного человека. Если я понимаю, что меня хотят обмануть, естественно, я постараюсь противодействовать этим попыткам. Но для этого я должен понять, оценить предлагаемую мне информацию»[5].

В свободном демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуа­цию самостоятельно, без предубеждения, распознавать приемы психологического манипулирования в медийном про­странстве. В современной социокультурной ситуации для каждого человека необходимо быть медиакомпетентным: уметь ориентироваться в условиях переизбытка разнообразной информации, грамотно воспринимать ее, понимать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей. Развитие этих способностей и достижение готовности подрастающего поколения к полноценному и критическому восприятию информации будет способствовать, в конечном итоге, обеспечению информационно-психологической безопасности современного общества, формированию общечеловеческих ценностных ориентации и нравственных ориентиров. Таким образом, развитие медиакомпетентности молодого поколения становится точкой опоры, естест­венным способом взаимодействия с идеями и информацией: «мы стоим перед проблемой выбора информации. Необ­ходимы \меняя не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информа­цию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точно­сти и ценности» [4, 11]. Информация, получаемая посредством масс-медиа, должна быть не просто изучена и усвоена аудиторией без лишних вопросов и размышлений, но и самостоятельно осмыслена, продумана, отрефлексирована, тогда она станет истинным достоянием адресата. Поэтому понимание и критическая оценка медиаинформации явля­ется одной из важнейших задач не только медиапедагогики, но и всей системы отечественного образования.



Список литературы

  1. Борисова Г.Г. О молодежи в зеркале статистики // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 3.

  2. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М: ПЕР СЭ, 2003.

  3. Гунтарова И.В. О последствиях восприятия телевизионной информации школьниками // Воспитание школьников. 2005. № 9.

  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / СИ. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.

  5. Полат Е.С. Информационная опасность: дети и Интернет / http://www.ioso.ru/distant/library/publication/infobez.htm

  6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

470