Маликов Рустам Шайдуллович, доктор педагогических наук, профессор «Образование в Республике Татарстан» как учебный курс - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Маликов Рустам Шайдуллович, доктор педагогических наук, профессор «Образование в - страница №1/1

Маликов, Р. Ш. «Образование в Республике Татарстан» как учебный курс в подготовке учительских кадров [Электронный ресурс] / Р.Ш. Маликов // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2011.html, вободный. (0,5 п.л.)
Маликов Рустам Шайдуллович,

доктор педагогических наук, профессор
«Образование в Республике Татарстан» как учебный курс

в подготовке учительских кадров
(13.00.08 – теория и методика профессионального образования)
Цели курса «Образование в Республике Татарстан»: 1) дать знания из области истории становления и развития образования и педагогической мысли татар начиная с древнейших времен до наших дней; 2) воспитать будущих учителей на идеях гуманизма, патриотизма, толерантности и т.д., которые нашли отражение в педагогическом наследии татарского народа; 3) в ходе изучения истории педагогики татар расширить педагогическое мышление и развивать профессиональную культуру студентов.

Задачи курса «Образование в Республике Татарстан»:

— разработать содержание и структуру национально-регионального компонента раздела педагогики общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

— качественно обогатить знания будущих педагогов по курсу «История образования и педагогической мысли» в целом, знаниями из области истории татарской педагогики в частности;

— раскрыть и обосновать теоретико-методологические основы концепции становления и развития образования и педагогической мысли татар;

— определить основные историко-культурные факторы, влиявшие на становление и развитие образования и педагогической мысли татар.

Требования к уровню усвоения содержания курса «Образование в Республике Татарстан»: а) уметь дать характеристику социально-политическим предпосылкам каждого этапа развития образования и педагогической мысли татар; б) знать социально-исторические, общественно-политические, культурно-экономические условия развития образования и педагогической мысли татар на каждом этапе; в) уметь критически анализировать особенности развития образования и педагогической мысли татар по каждой теме, определить значение деятельности и вклад просветителей в педагогическую копилку своего времени; г) уметь определить ценность каждого педагогического явления, которое нашло отражение в истории педагогики татар, для современной школы и общества; д) уметь определить место и роль, а также вклад педагогики татар в историю образования и педагогической мысли России и зарубежных стран.

В современном обществе заметно вырос интерес к истории развития общественной мысли в разные эпохи становления государственности, подвергаются пересмотру национально-региональные компоненты образования. Содержание образования должно обеспечивать наряду с другими требованиями и интеграцию личности в системе мировой и национальных культур; фор­мирование человека-гражданина, интегрированного в совре­менное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Такой интеграции невозможно добиться, если человек не знает своего прошлого.

Рост национального самосознания и стремление возро­дить наиболее эффективные формы и ме­тоды воспитания в новых исторических условиях обусловили повышение инте­реса и к педагогическому прошлому. Демократические пере­мены, происходящие в нашем обществе, позволили реабили­тировать и восстановить то, что ранее было незаслуженно от­вергнуто, забыто и до сих пор недооценено. Необычайно возрос интерес к неисследо­ванным древнейшим национально-культурным ценностям. По справедливому замечанию многих педагогов, «в последние годы значение национального эле­мента в воспитании подрас­тающего поколения недооценива­лось. Более того, прослежи­валась тенденция игнорирования богатого наследия нацио­нальных культур, в частности народ­ной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют раз­личные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использо­вать ее воспитательные воз­можности».1

Процесс обновления духовной культуры народов совре­менности непосредственно связан с новым взглядом на теорию и историю педагогики в целом и с переосмыслением истории образования и педагогической мысли татар в частности. Необхо­димость переоценки истории педагогики и просвещения татар обусловливается многими историческими и общественно-идеологическими фак­торами, влиявшими и продолжающими оказывать влияние в наше время на изучение данной проблемы.

Тюрко-татарский народ имеет богатое педагогическое наследие, но исследовано оно крайне мало. Именно поэтому в истории педагогики народов мира, написанных не только европейскими, но и восточными учеными, не упоминается о педагогическом наследии татарского народа и его вы­дающихся представителях. Это наследие растворяется и исче­зает в общем потоке истории общетюркской педагогической мысли и арабо-мусульманской просветительской практики. Однако педагогическое наследие татарского на­рода имеет богатую многовековую историю. Как показывают исследования, оно берет начало еще с V в. Средневековье рождало своих талантливых педагогов-мыслителей, которые были широко известны во всем тюрк­ском мире и мусульманском Востоке. Тюрко-татарская гума­нистическая педагогическая мысль выполняла генерирующую миссию для многих тюркских и нетюркских народов России. Татарский народ за все время существова­ния стремился сохранить свое духовное наследие, переда­вая его от поколения в поколение в виде рукописных книг, которые были написаны на арабском шрифте и до сих пор лежат мертвым грузом на полках частных и общественных библио­тек.

Чрезвычайно интересные и ценнейшие педагогические идеи оказались отчасти утраченными самим народом, отчасти пропали в результате различных историче­ских событий. Сегодня в условиях демократизации общества расширяются пространственно-временные диапазоны пред­ставлений о наследии прошлого, берутся на вооружение луч­шие элементы классического педагогического наследия татар. В этой связи вновь открываются незаслуженно забытые памятники педагогической культуры, звучащие поразительно актуально в наше время.

В изучении истории гуманистической педагогической мысли народов большое значение имеет многовековой духов­ный опыт про­шлых поколений. Многое из этого опыта зафик­сировано в ру­кописях, литературных памят­никах. Са­мое лучшее из этого наследия может быть использовано и в настоящее время в процессе фор­мирова­ния мировоззрения, мышления и поведения мо­лодого поколе­ния.

Возрождение национальной куль­туры, традиций, любовь к родному языку – все это может стать лишь красивой фразой, декларацией, если не создать условий для приобщения людей с молодых лет к этому богат­ству, имеющую общече­ловече­скую ценность гуманистического, эмоционально-эстети­ческого содержания.

История образования и педагогической мысли татар, как и другие области национальных вопросов, в течение многих лет оставалась неизученной и нетронутой, хотя и представлял большой научный интерес. Были времена, когда не только исследовать, но и думать о проблемах, касающихся национальных вопросов, запрещалось.

Каковы же причины, ко­торые препятствовали историкам педагогики изучать и систе­матизировать педагогическое наследие татарского на­рода? Какие существовали искусственные и естественные барьеры, в результате которых педагогическая мысль татар оставалась неизученной вообще или же изученной в незначительной степени?

Свою роль здесь сыграли как объективные, так и субъективные факторы. Как и у всех народов, художественно-педагогиче­ская литература была пронизана религиозным мировоззрением. Октябрьская революция 1917 г. объявила войну всем религиям, в том числе и мусуль­манской, в результате чего было отвергнуто все ценное, накопленное духовной культурой. Противостояние ма­териализма и атеизма заставило надолго захоронить религи­озно-художественные произведения тюрко-татарских мысли­телей в архивы как чуждые советскому обществу. Усилия советских ученых, в том числе и педагогов, были направлены на пропаганду атеи­стического, материалистического мировоззрения, на доказательство реакционности и ненаучности сочинений, проникнутых религиозной моралью. При этом игнори­ровались значимые для истории педагогики философско-педагоги­ческие идеи, которые выражались в религиозной форме осо­бенно в средневековый период. В результате этого в педагогике отсутствуют исследования, посвя­щенные истории татарской педагоги­ки, хотя делались попытки некоторыми учеными. Имеющиеся исследования по татарской педагогике советского периода придерживаются принципа угодничества, которое вполне объяснимо тем, что, если бы не были таковыми, то не прошли бы цензуру.

Забвению этой области научного познания способствовала и смена графики татарского народа. По истории образования и педагогической мысли известно, что в ходе своего культурного развития тюрко-татарский народ был вынужден по тем или иным причинам сменить несколько алфавитов, среди которых рунический, уйгурский, арабский, латинский, а также кириллица. Смена письменности с такой скоростью привела к тому, что созданное в ходе культурного развития духовное богатство, в том числе и педагогическое наследие, оседало в глубоких впадинах истории.

Татарский народ в течение всей своей сознательной жизнь стремился к знаниям и книге, молился самым ярким звездам на небе просветительства. Такими идеями пронизано все духовное наследие – от созданных народом произведений устного народного творчества до незабвенных поэтических трактатов великих тюрко-татарских мыслителей. Например, видный тюркский средневековый поэт Юсуф Баласагуни в поэме «Кутадгу билиг» свое творение и мудрые мысли оценил так:

И эта вот книга – дар добрых времен:

Она – море знаний для тех, кто смышлен.

Красна она мудрою сутью своей –

Хвалу вознеси ей и пользуйся ею.

В ней – мудрые речи, куда ни взгляните,

Как будто бы жемчуг нанизан на нити.

Как писал Ю.Баласагуни, народ всегда старался добывать этот «жемчуг», накапливать и делиться с другими. Так учил бессменный спутник татарского народа во все времена Коран, по положениям которого обязательно следует учить других тому, чего достиг сам. Татарский народ так и поступал: он разукрасил свой пройденный путь знаменитыми очагами просвещения, называемыми мектебе и медресе.

Грешно не исследовать и не изучать такое духовное богатство народа. К сожалению, не всегда это удается, т.к. ограничены в возможностях. Арабская графика, которой пользовались тысячелетиями предки современных татар и на которой писались золотые страницы истории образования и педагогической мысли, в настоящее время доступна ни каждому исследователю, по этой причине педагогическое наследие татар с большим терпением ждет своих исследователей.

Понятие «история татарской педагогики» ассоциируется с видным ученым, доктором педагогических наук, профессором Я.И.Ханбиковым. Еще в советское время он писал свои научно-исследовательские работы в этой области. Следует отметить труды Я.Г.Абдуллина, С.М.Михайловой и др. посвященные истории развития общественной мысли татар. Демократические перемены, происходящие в России, свобода слова, предоставление прав национальным республикам в реорганизации системы образования, возможность выбора языка обучения открыли широкие просторы для научных изысканий в данной области. В последние годы защищены докторские диссертации на темы «Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья» (Р.Ш.Маликов, 2000), « Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII – начала XX в.» (А.Г. Мухаметшин, 2010), начаты научные исследования по педагогическому наследию татар на соискание ученой степени кандидата наук.

До сих пор в педагогических колледжах, институтах, университетах студенты изучали лишь курс истории педагогики России и зарубежных стран. Изучению истории образования и педагогической мысли родного края, в частности татар, не отводилось должного внимания. Не было написано учебников и пособий по истории педагогики татар. В общем, эта проблема остается открытой до сих пор, но лед тронулся.

Курс рассчитан на 26 часовой материал. Форма проведения занятий указана в тематическом плане. Изучение курса предполагает больше самостоятельную научно-исследовательскую работу студента по указанной литературе, которая вовсе не претендует на абсолютную полноту.

Курс начинается с изучения наиболее древнего пласта – истории педагогической мысли тюрков V–Х вв., когда создавались общетюркские педагогические шедевры на основе рунического, уйгурского и арабского письма. Как известно, в настоящее время на тюркских языках общаются около 150 млн. людей, среди которых татары, азербайджанцы, гагаузы, туркмены, крымские татары, уйгуры, кумыки, киргизы, казахи, ногайцы, карачаи, узбеки, башкиры, караимы, алтайцы, тувинцы, хакасы, якуты, чуваши. Общетюркское педагогическое наследие опирается на каменописные (деревописные, глинописные и т.д.), бумажные рукописные памятники древности, а также печатные произведения и научные труды Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмеда Югнаки, Сулеймана Бакыргани и др.

Следующий период развития просветительства и педагогической мысли относится к X–XIII вв., времени расцвета Волжской Булгарии. В 922 году булгары официально приняли Ислам, который имел сильное влияние на развитие науки и образования, способствовал открытию мектебе и медресе для удовлетворения религиозных потребностей. Наряду с другими деятелями науки и просвещения этого периода следует напомнить имя великого Кул Гали и его бессмертную поэму «Кыссаи Йусуф», где он поднимал вопросы этикета и нравственности, воспитания ребенка в семье, а также проблемы свободы женщины и т.д.

Развитие образования и педагогической мысли тюркских народов в XIV–XV вв. связано с Золотой Ордой. В области науки, просвещения, художественно-дидактической литературы этот период поистине следует назвать золотой, т.к. общественно-политический, культурно-экономический строй Золотой Орды позволил создать шедевры общемирового значения, которые заложили основу невиданной до сих пор суфийской, назидательной, любовной педагогики. Созданные в Золотой Орде ханские ярлыки, надгробные каменописные памятники, записки путешественников, различные словари раздвигая века и границы, побеждая огонь и воду дошли до наших дней. Великие мыслители этого периода Рабгузи, Хоразми, Кутба, Хисам Кятиб, Ахмед Ургянчи, Махмуд Булгари, Саиф Сараи, Шариф и др. создали выдающиеся художественно-литературные, философско-педагогические произведения.

Следующий этап связан XV–XVI вв. с развитием просвещения и педагогической мысли татар в Казанском ханстве. Там процветало обучение детей в мектебе и медресе, где наряду с религиозной нравственностью преподавались и светские науки. Наряду с учителями-татарами в образовательных учреждениях преподавали ученые-просветители Египта, Индии, Средней Азии, Ирана, Турции. Педагогическое наследие этого периода представлено патриотическим дастаном «Идегей», сочинениями Меджлиси, Сайади, Мухаммеда Амина, Кулшарифа, Умми Камала, Мухаммедьяра и др.

Нашествие в 1552 году Ивана Грозного угробило не только культурно-историческое наследие, но и самого татарского народа, по этой причине в XVII–XVIII вв. в области просвещения чувствуется определенная спячка, от которой разбудили татар реформы Петра I. Реформы непосредственно касались татарского языка, который служил посредником для осуществления в жизнь Восточной политики Российской самодержавии. С тех пор знание татарского языка считалось престижным, т.к. его изучали будущие чиновники и дипломаты, которым предстояло работать в странах, граничащих с Россией с юга и востока, а это в свою очередь способствовало массовому развитию татарского лингвистического образования и становлению методики его преподавания, что успешно продержалось и пользовалось спросом вплоть до начала ХХ века, т.е. до становления Советской власти.

В XIX – начале ХХ в. создаются благоприятные условия для развития просвещения и педагогической мысли татар, выходят на арену такие видные просветители и деятели литературы, как Габдрахим Утыз Имяни, Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Хусаин Фаизханов, Исмаиль бей Гаспринский, Мухутдин Курбангалиев, Галимджан Баруди. Этот список можно восполнить еще десятками именами практикующих учителей-методистов, организаторов и руководителей медресе. Каждый из них оставил ярких неугасаемый след на ниве татарского просветительства.

Начало XIX в. знаменательно тем, что в это время открывается в Казани университет, организуется первое издательство, которое было приспособлено для издания книг на татарском языке на основе арабского шрифта, печатаются первые татарские буквари. Казанский университет сплотил в своих рядах не только русских ученых, но и зарубежных, которые, всесторонне изучив татарскую среду, написали свои научные труды и распространили их по всему миру. Университет приютил под свои крылья и татарских ученых, которым создавались условия для ведения научно-исследовательской работы по языку, литературе и истории.

ХХ в. также интересен своими находками и большими потерями в области образования татар. Так, если в середине столетия советское государство и правительство запретили изучение всех проблем, касающихся национальных вопросов, то в конце века стало возможным вновь вернуться к национальным проблемам образования и восстановить все, что было потеряно.

Текстологическая обработка, находки старинных руко­писей, перевод их на современные тюркские языки (татарский, турецкий, узбекский, казахский и др.) в настоящее время дали возможность ввести в научный оборот множество произведений, что позволяет с новых позиций раскрыть закономерности и тенденции развития татар­ской педагогической мысли, ее роль и место в истории педагогики других народов, выяснить общие и на­ционально-специфические особенности развития школьной практики и пе­дагогической мысли как составной части развития философии и истории образования народов всего мира. Существует предположение, что имеющиеся в научном обороте тексты – лишь малая часть огромной глыбы, основ­ная часть которой все еще считается ненайденной. В пользу этого предположения сви­детельствуют новые находки и открытия филологов и текстологов в данной области научного познания.

В настоящее время создаются отличные условия для изучения ранее скрытого и искусственно изъятого из научного оборота худо­жественно-педагогического наследия татарского на­рода. Демократические преобразования, происходящие в Рос­сии, создали условия для развития национальных культур и их интеграции между собой на интернационалистических принципах, на базе луч­ших достижений мировой культуры, общечеловеческих цен­ностей и самобытных традиций народов. 80-е годы ХХ столетия создали благоприятные условия для исследования наследия духовной культуры татар­ского народа. Одной из актуаль­ных и наиважнейших задач, стоящих сегодня перед истори­ками педагогики Татарстана является исследование проблем становления и развития образования и педагогической мысли татарского народа, оп­ределение этапов, тенденций и направлений ее развития.



1 Сластенин В.А., Исаев И.Ф и др. Педагогика: Учеб.пос.– М.: Школа-Пресс, 1997.– С. 101.