М. Зиятова, В. Ларина Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную и развивающую фу - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
5 политическая система общества учебные вопросы 1 180.55kb.
Важную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах... 1 116.67kb.
Социально-педагогическая деятельность с семьей 4 1935.96kb.
К вопросу об особенностях психологической диагностики как одного... 1 67.86kb.
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи" 1 156.2kb.
V-school meg-news #2 08 Подборка информационных материалов Составитель 3 545.01kb.
К концепции взаимодействия России с Китаем 1 242.22kb.
Особенности регулирования труда руководителя организации и членов... 1 54.24kb.
«Диагностика и прогноз – стороны контроля уровня обучения математике» 1 60.02kb.
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию... 6 1656.32kb.
Товарная биржа. Обзор 1 258.73kb.
Цель: Способствовать приобретению учащимися знаний о социальном неравенстве 1 43.27kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
М. Зиятова, В. Ларина Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную - страница №1/1


Диагностика взаимодействия семьи и школы
М. Зиятова, В. Ларина

Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную и развивающую функции. Информационная выявляет уровни воспитательного потенциала семьи и состояние педагогического взаимодействия с ней. Прогнозирующая определяет потенциал развития учащегося и взаимодействия с ним и его родителями. Оценочная дает представление о результативности педагогического взаимодействия семьи и школы, об эффективности использования воспитательных и обучающих средств. Развивающая — это применение диагностических методик, стимулирующих взаимодействие семьи и школы и самореализацию родителей.
Работая с диагностическими методиками, мы придерживаемся определенных правил. Правило первое: любые результаты исследования должны использоваться не во вред, а во благо семье и ребенку. Правило второе: по результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа. Правило третье: необходимость диагностики обязательно разъясняется учащимся и их родителям.

Культура взаимодействия семьи и школы измеряется следующими критериями и показателями:




Критерии

Показатели

I. Удовлетворительность учащихся

Комфортность, защищенность личности и отношения ученика к школе. Удовлетворенность родителей содержанием, организацией, условиями и результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе

II. Конкурентоспособность школы

Усвоение учащимися образовательной программы. Отток учащихся в другие школы.

Поступление выпускников в вузы.

Участие школьников в конкурсах, смотрах, соревнованиях. Репутация школы


III. Удовлетворительность родителей нормами взаимодействия со школой

Отношение родителей к школе, уровень их защищенности и активности; их представления об обучении и ожидания от школы


Выбираем методики

Определив критерии и показатели эффективного взаимодействия школы и семьи, приступаем к выбору диагностических методик. Их известно значительное количество. Например, удовлетворенность учащихся и родителей школой устанавливаем по методике А. Андреева или Н. Степанова. Традиции, обычаи, нравственные ценности семей определяем с помощью теста «Я — родитель, я — приятель» и рисуночного теста «День рождения в моей семье». Стиль и методы воспитания в семье изучаем по тесту «Стили и методы воспитания ребенка в семье». Уровень заботы родителей о ребенке — по тесту«0пределение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку».

Особое внимание обращаем на изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет точнее представлять, на какой стадии взаимодействия (развитие, стабильное функционирование, регресс) находятся семья и школа и какова его эффективность. Зная это, легче выбрать пути и средства для повышения культуры их взаимодействия. На наш взгляд, отсутствие достоверной, тщательно проанализированной информации о развитии личности ребенка, о взаимодействии семьи и школы ставит под сомнение всю педагогическую деятельность.

Диагностика и позитивное развитие культуры взаимодействия предполагает применение целой системы методик. Какими еще методиками пользуемся мы? Во-первых, как только родители переступают порог школы со своим будущим первоклассником, мы знакомим их с законами и традициями школы. Стараемся, чтобы родители понимали: приведя ребенка в школу, они становятся полноправными членами школьного коллектива и потому не только не снимают с себя обязанности по воспитанию, но и приобретает новые.

Во-вторых, при самой первой встрече с родителями первоклассников предлагаем им заполнить анкету предварительной диагностики «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива» (Н. И. Дереклеева. Родительские собрания). Она дает представление сразу обо всем новом пополнении родителей.


c:\docume~1\user\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

Информация заносится в личное дело учащегося, переходит вместе с ним из класса в класс и сохраняется до окончания им школы. Так создается картотека родительского состава школы, в которой хранятся все диагностические данные о семье.

Методика «Сотрудничество семьи

и школы»

Разработана в нашей школе. Выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пунктов анкеты:


  1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.

  2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.

  3. Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.

  4. Я всегда могу без приглашения обратиться к учителю.

  5. Я регулярно посещаю родительские собрания.

  6. Родительские собрания — это вынужденная необходимость.

  7. Родительские собрания — это встреча единомышленников.

  8. Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.

  9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.

  10. На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.

  11. Готов материально помочь классу в разумных пределах.

  12. Ремонт класса — это дело школы.

  13. В ремонте готов помочь только материально.

При подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психо- лого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.
Методика «Культура взаимодействия школы и родителей»

Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. За основу взята работа Калининой Н.В., Лукьяновой Л.А. «Удовлетворенность организацией образовательного процесса».

Родителям вручается вот такой анкетный листок:

Уважаемые родители!

Просим поделиться вашим мнением об организации образовательного процесса в школе. Пожалуйста, прочитайте внимательно утверждения. Если вы с ними согласны — ставьте «+», если не согласны — ставьте «-». Просим вас быть откровенными.


  • Я согласен с содержанием воспитания в школе.

  • Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.

  • В школе проходит много интересных мероприятий.

  • В школе уютно, красиво, чисто.

  • У детей в школе есть возможность интересно проводить свое свободное время.

  • Учителя относятся к моему ребенку адекватно.

  • Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.

  • При решении школьных и классных вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.

  • У моего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.

  • У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

  • Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.

  • В школе добрая психологическая атмосфера.

  • Мой ребенок доволен обучением в школе.

  • Принимая управленческие решения, администрация считается с мнением детей и родителей.

  • У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка.

  • Нас, родителей, достаточно хорошо информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.

  • Для решения задач обучения, воспитания школа удачно сотрудничает с другими школами, организациями, детскими центрами.

  • В нашей школе ведется удачная работа с родителями.

  • Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.

  • Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.

  • Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.

  • В обучении и воспитании учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.

• Я доволен тем, что мой ребенок учится в этой школе.

Подсчитываем количество положительных и отрицательных ответов по каждому пункту, и выстраивается достаточно четкая картина положительных и отрицательных ожиданий родителей по отношению к школе. Особое внимание обращаем на утверждения, выявляющие: представления родителей о школьной жизни; удовлетворенность родителей положением их ребенка в школе;удовлетворенность родителей их взаимодействием со школой.



Зиятова Минзилля Зарифовна, заместитель директора по воспитательной работе, Ларина Вера Константиновна, учитель, школа № 82 г. Ульяновск
ОПЫТ КОЛЛЕГ

АНКЕТА О ДОМАШНИХ ЗАДАНИЯХ


Уважаемый родитель!

Пожалуйста, обсудите со своим ребенком эту анкету. Пусть он ее заполнит и сдаст учителю. Благодарю Вас.



    1. Я понимаю, что важно выполнять домашнюю работу, потому что ...

    2. Я понимаю, что нужно принести домой все материалы, необходимые для выполнения домашней работы, потому что...

    3. Важно составить расписание занятий на день, выделив время выполнения домашних работ, потому что...

    4. Я делаю домашнюю работу в тихом месте, которое расположено...

    5. Важно выделить достаточное время на выполнение всех пунктов домашней работы, потому что...

    6. Я доволен своей домашней работой, когда мне удается...

    7. Когда я возвращаю выполненную домашнюю работу вовремя, я чувствую...

    8. Я чувствую, что важно проверить работу перед сдачей, потому что...

    9. У меня есть специальное место, куда я кладу работу, чтобы не забыть взять ее с собой в школу. Оно расположено...

    10. Когда у меня нет домашней работы, я использую время, предназначенное для нее в расписании занятий, на...

Подпись ученика:

Подпись родителя:
Д.Блейдз «The educator's book of quotes»
ОПЫТ КОЛЛЕГ

ПИСЬМО ДИРЕКТОРА РОДИТЕЛЯМ О НЕВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ


Домашние задания — интегрирующий элемент образования Вашего ребенка. Домашние задания служат двум целям. Первая — это обычная практика в применении академических навыков. Но не менее важно другое, о чем часто забывают: домашняя работа — это упражнение в развитии чувства ответственности и хороших общеучебных навыков. Эти навыки очень существенны для успеха в школе. Родительская поддержка и наблюдение при выполнении домашних заданий — чрезвычайно важный фактор выработки хороших общеучебных навыков и персональной ответственности. Мы уверены, что родители и учителя должны работать вместе во имя успехов ребенка. Нам нужна Ваша поддержка!

Учитель Вашего ребенка уже сообщал Вам о том, что его домашняя работа не была сделана или не была сдана вовремя. К сожалению, проблемы остаются. Поэтому мы просим Вас лично проследить, чтобы ребенок делал и сдавал вовремя домашние задания. От усилий ребенка зависят его академические успехи. Если мы будем действовать вместе, мы сможем повысить его ответственность и улучшить общеучебные навыки. Если у Вас возникли вопросы или предложения, позвоните или напишите в школу. Пожалуйста, подпишите нижнюю часть записки и отправьте с Вашим ребенком в школу. Благодарю Вас.



  • Я буду сотрудничать со школой и просматривать домашние работы моего ребенка.

  • Я не имею возможности в настоящее время просматривать домашние работы моего ребенка.

Подпись родителя

Д.Блейдз «The educator's book of quotes»
Журнал «Директор школы»№ 9/2007