М. В. Федоренко Менеджмент изменений, или какие вопросы предстоит решать бизнесу в ближайшие 10 лет - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к итоговому государственному комплексному экзамену по специальности... 1 54.51kb.
5. примерные вопросы к экзамену по дисциплине финансовый менеджмент... 1 43.62kb.
«От науки к бизнесу». Об итогах Международного Форума в Санкт-Петербурге 1 81.25kb.
Теоретические вопросы для студентов специализации «Управление корпорацией»... 1 56.12kb.
Перечень вопросов, выносимых на экзамен по дисциплине «Медико-технический... 1 28.36kb.
Стоящей перед человеком. Иными словами, любая поставленная перед... 1 135.6kb.
1. в последние десятилетия появилось новое направление в языкознании... 1 87.18kb.
Ной педагогики, Артемовск 14 3977.26kb.
Постановление 1 344.59kb.
Воспитание патриота и гражданина дело государственной важности. 1 125.35kb.
Т. М. Чурилова, Леденева Ю. Е., Топчий М. В. Дифференциальная и возрастная... 23 3599.06kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 22 X. 3 316.57kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
М. В. Федоренко Менеджмент изменений, или какие вопросы предстоит решать бизнесу - страница №3/4


2. 4 Формирование новых научных представлений.
Следует отметить и глобальные перемены в сфере развития науки.

Отличительной особенностью развития научных знаний за последние двадцать лет стало то, что наука не просто меняет вектор развития, а перерождается, она приобретает черты разнонаправленной сферы, становясь принципиально иной. Идет пересмотр методов и принципов научного познания и мышления в целом.

Меняется стиль научного мышления, принцип познания.
На одном семинаре по новой физике лектор нарисовал на доске точку и спросил:

- Вот доска, я нарисовал на ней точку, что изменилось? Ответа из зала не последовало.

- ВСЁ изменилось! Ответил лектор.

- Вот я рисую вторую точку, что изменилось? Снова изменилось ВСЁ!

- Где произошли эти изменения? Во всем мире!
С этим простым примером мы сталкиваемся ежесекундно, подняв руку, сделав шаг, каждый раз в мире меняется всё! Но ни одна современная наука не сможет вам компетентно пояснить это явление, объяснить, что же это означает.

Столетиями познание выглядело следующим образом. Человек строит дом из камня. Какова последовательность его действий? Он собирает в окрестностях небольшие камни и складывает из них стену. Если отдельных камней нет, то дробит скалу на примерно такие же камни и продолжает строить. И так во всем. Практическая деятельность человека как творца приводит его к «глобальному» выводу: всё собирается по частям; всё разбирается по частям; все, что кажется целым, - на самом деле состоит из частей и может быть разобрано или использовано как часть при сборке. Этот принцип использовался повсеместно от физики, механики до медицины. Сегодняшние представления о науке говорят, что это тупиковый метод познания. Пока речь шла о человеческой деятельности, никакой ошибки нет, но, реализуя эти принципы на познание мира, человечество приобрело характеристику разрушителя, а не созидателя, что выражено технологиях, истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды и многими другими явлениями.

Человечество так и не научилось понимать, что значит «я поставил точку, и изменилось все!». Единственная среда знаний, которая пытается это объяснить является философия. В философии есть понятие - «эффект бабочки», когда взмах крыльев бабочки на одном конце земного шара вызывает тайфун на другом.
Новые подходы к познанию говорят о том, что нужно рассматривать мир как целое и только целое может познать целое. Сложность этого метода мышления состоит в том, что ему не возможно научить. Человек должен сам прийти к осознанию своей целостности. В этой точке и происходит слияние духовности и науки, именно в этом видится будущий путь развития человечества.

Синтез научных и духовных знаний активно обсуждается, формируя новые формы познания. Ближайшие десять лет этот процесс обретёт явные черты.


Уже сейчас появляются понятия динамичной геометрии, набирает вес теория нестабильности, формируется новая механика, в которой традиционные знания обретают форму частного случая.

Современная математика все чаще рассматривается с позиций процесса, а не функции, числа приобретают динамичную, меняющуюся характеристику, которая приводит к формулам типа 1+1=3. Формируется новая математика, принципиально отличающаяся от того, что мы знали столетиями.

В физике возникают технологии и разработки новых механизмов и систем, работающих по законам эфирного пространства, физического вакуума, хотя совсем недавно широкая наука отвергала понятие эфира. Сегодня в этой сфере есть ряд фундаментальных исследований таких российских ученых как Д.И. Шипов, В.Л. Дятлов, А.Н. Дмитриев. А.Ф. Черняев.

Физика Ньютона показала свою несостоятельность для больших скоростей, и первым кто попытался объяснить это явления, был Эйнштейн, но сегодня и этого недостаточно. Техническая физика зашла в тупик в объяснении многих природных процессов, метод познания через «сложить по частям и разобрать на части» не дает требуемых ответов. Физика все больше входит в сферу описания так называемых «тонких процессов», благодаря чему мы имеем представление о торсионных полях, проявлениях психической энергии человека и прочее. Еще тридцать лет назад физика базировалась на представлении, что весь мир по своей природе материален и нематериальные тела просто не существуют, сегодня же это утверждение даже для обывателя выглядит абсурдно.


Активно обсуждается роль и место сознания в формировании свойств материи. Ученые пришли к выводу, что текущее психоэмоциональное состояние человека влияет не только на свойства окружающего пространства, материи, тел, но это влияние можно зарегистрировать и на противоположной стороне земного шара («эффект бабочки»). Сознание человека может не только менять свойства материи, но и определять их! В этом утверждении заложены принципиально иные основы науки. Науки основанной на духовности, а не материализме. Платформа науки меняется.
Яркий пример новых знаний стремительно проникающих в повседневную жизнь, это новое понимание воды как живого организма. Научно-популярные фильмы и книги сделали эту тему открытой и доступной для многих. Сегодня люди пьют структурированную воду, создаются технологии выращивания растений на структурированной воде, формируются целые отраслевые направления в сельском хозяйстве, медицине, даже в производстве строительных материалов и многое другое.

Еще десять лет тема воды была неизвестна широкому кругу, ни кто и не представлял, что эта сфера знаний может принести переворот в наше понимание природных процессов, определить новое развитие науки, отраслей хозяйствования. И это всего за несколько лет. Кстати, российским ученым принадлежат выдающиеся исследования в этой отрасли.

За последние десять лет в изучении воды ученые сделали один вывод, мы практически не знаем это вещество, при этом оно является основой нашей жизни, мозг человека в основном состоит из воды, да и сам человек.

Ученым еще предстоит ответить на такие вопросы как:

Почему любое вещество при охлаждении сжимается, а вода расширяется?

Почему плотность воды при минусовой температуре увеличивается, а при плюсовой уменьшается?

Почему из всех возможных воздействий на воду изменяющих ее свойства, структуру от механических до энергетических (электромагнитных, различных видов облучений и т.п.), наибольшие изменения вызывают эмоции рядом стоящего человека?
Выводом на основе анализа тенденций изменений современной науки может быть парадоксальное явление: наука не эволюционирует, отталкиваясь от сложившихся знаний, а принципиально меняет методы, подходы и вектор развития. Те знания, что мы получали в средней школе и институте уже сегодня не имеют значимой прикладной ценности для нового научного, социального прогресса.

Новая наука ставит в центр вопрос иного понимания сути вещей, целостного, в котором каждый элемент динамичен, живой и неотделим от остальных фактически являясь и центром системы и ее частью.

Новая наука выводит на иное понимание «личности» человека, как определяющее звено в формировании свойств тел, процессов. Только развитие человека в широком смысле (духовное, интеллектуальное) позволит освоить новые научные представления, определить синтез научных и духовных знаний.
Окажут ли эти изменения влияние на современное общество, менеджмент? Безусловно, да!

Менеджменту в ближайшие время предстоит разобраться, куда идет наука и определить свое участие в этом процессе, которое, как отмечалось выше, будет требовать иного стиля мышления, поставит задачи изменения сложившегося столетиями образа восприятия мира. Предстоит осознать, что означает – «познать целое, может только целое». Что есть целостность мира и как это связано с целостностью личности?


Эти перемены коснуться всех привычных сфер знаний. И именно они будут определять формы и методы обучения, подходы к развитию личности. Бизнес среда одна из первых кто воспримет эти изменения и станет их проводником, поскольку синтез новых знаний и систем развития личности определяет выживание компаний и их перспективу роста.
В заключении раздела о «новых научных представлениях» необходимо сделать важный акцент. В отличие от индустриальной эпохи, определявшей развитие общества в прошлом столетии, основу развития нового общества будут формировать не столько прогрессивные технологии и научные прорывы и интеллект отдельно взятой группы ученых, а в первую очередь системы развития личности, развития отношений, общества в целом. Наука же займет место помощника на этом пути, но не «паровоза».

Менеджмент, ставящий перед собой долгосрочные задачи, не «спекулятивные», уже сегодня осознает первостепенность лозунга «кадры решают всё», к нему следует добавить – «а определяют ВСЁ – отношения». Сегодняшние научные представления как не парадоксально сводят рассуждения именно к этому постулату.




2.5 Рост рынка образования.
В предыдущей главе мы рассмотрели место и роль корпоративного университета и службы развития сотрудников в происходящих переменах в личности и обществе в целом. Развитие бизнеса и его устойчивость напрямую зависит от уровня и широты развития человека, и службы развития сотрудников будут набирать вес и значение, тоже относится и новому государственному управлению.

В ближайшие годы государство также будет вынуждено решать подобные вопросы. Речь идет о создании новых образовательных систем.

Если в трактате «Государь» Макиовелли писал, что до тех пор, пока невежество народа будет сохраняться, государь сможет благополучно править, выстраивая баланс между качествами «льва» и «лисицы», проявляя волю и силу, но видя препятствия и вовремя обходя их. Сегодняшние перемены в обществе сформировали совершенно иное его качество. Народ не является более невежественным, и таковым уже являться не будет. В связи с чем, и подходы к государственному управлению будут склоняться из позиции «править», «разделять, держать в русле» в позицию «развивать и развиваться самому».

Лес растет во все стороны, при этом сохраняя свою силу, красоту, сбалансированность. В лесу нет главного дерева, которое определяет, в какую сторону расти всем остальным. Меж тем баланс сохраняется, потому что задачей каждой травинки, куста является одно – стремление к своему личному развитию, но с учетом развития внешней среды. Каждый в лесу знает свой путь, во что он вырастет. Это свойство природы определяет ее устойчивость. Именно эту задачу предстоит решать и бизнесу и политике – увидеть «что есть развитие человека» и адекватно изменить себя, создавая наиболее эффективные формы, позволяющие этому «развитию» состояться качественно.

Роль образовательных учреждений неминуемо будет расти, но образование не сможет оставаться прежним. Предстоят глубокие перемены в методах и подходах, прежде всего в классическом образовании по всем возрастным и профессиональным группам.

Развитие культуры, формирование новых образовательных институтов ориентированных на раскрытие высших человеческих качеств в народе, и каждом гражданине отдельно, будут определять центр роста государственной системы, основу ее устойчивости. Можно с уверенность сказать, что сфера развития личности, сфера образования это новый активно растущий рынок, качество развития которого будет непосредственно влиять на все остальные сферы жизнедеятельности человека, общества, бизнеса. Те образовательные учреждения, которые вовремя увидят пути своей трансформации, будут задавать ритм этого процесса. Те, кто не сможет этого сделать, фактически будут лишены потребителей т.к. выпадут из сферы интересов «новой» личности, общества.



Выводы.
Перемены в обществе очевидны, они носят не только количественный, но и качественный характер. В сравнении с последними тысячами лет изменилось не только количество людей на земле, но и состояние общества. Технологический прогресс привел к формированию совершенно новому, массовому слою населения – работники умственного труда. Это те люди, которые впервые за столетия стали обеспечивать свое благополучие без использования труда физического, благодаря голове, а не мышцам. Этот процесс сформировал иное общество – осознанное. Отличительными особенностями, которого является повышенная способность к самоопределению, формированию собственного представления о жизни, целях, используя внешние идеологии и верования не как основу своего мировоззрения, а лишь как информацию к размышлению, анализу. Интернет технологии, СМИ и прочие ресурсы открыли небывалый доступ к информации, придав процессу самоопределения небывалую свободу.

К особенности этого процесса «самоопределения» можно отнести его значительную стихийность. Политики, менеджмент пытаются строить бизнес системы. Общественные институты, отталкиваясь от прежних опытов и социальных концепций, показывают свою несостоятельность. Старые подходы не дают должного результата. Новые идеологии уже не становятся тем форвардом, за которым массово шло общество еще тридцать лет назад. Сегодняшние лидеры и политтехнологи являются заложниками своего опыта. В течение жизни одного поколения произошла кардинальная смена принципов жизни общества. Опыт прошлых десятилетий в новых условиях во многом бесполезен. Основа, на которой стояло развитие многих развитых стран в виде науки, также претерпевает принципиальные изменения. В этих условиях идет формирование нового поколения, которое не принимает мировоззрение своих родителей, но и новое видение также не сформировано. Стихийность данного процесса ставит перед менеджментом ряд вопросов:

1. В чем новые политические, научные основы общества и способны ли действующие институты обеспечить устойчивость развития экономики?

2. Как в ближайшей перспективе решить задачу потери профессиональных кадров в связи с их уходом на пенсию и отсутствием адекватной смены? Существующая система образования не удовлетворяет современным требованиям бизнеса, динамике его развития. Государство показывает значительную инертность в реагировании на происходящие перемены, в связи с чем, рассчитывать на решение данных вопросов только силами государственных институтов власти, по меньшей мере, не дальновидно.

3. Не приведут ли происходящие перемены в обществе, науке к значительным переменам в области экономики, подходам к управлению оставив за бортом многие компании? Уже сегодня фирмы созданные молодым поколением в свитерах и джинсах по скорости развития и объему капитализации превышают многих традиционных игроков рынка. И зачастую строят они свою деятельность без учета дипломов МВА и классики менеджмента. В чем их взгляд, их подходы? Какие реформы ждут менеджмент как науку? И что делать нужно уже сегодня, не дожидаясь «официальных» заявлений?
Ответы на эти вопросы компаниям придется формировать самостоятельно, но уже сегодня можно сказать:

1. Компаниям необходимо ставить задачу формирования программ развития сотрудников значительно шире, чем профессиональный рост. Необходимо развивать личностные качества, культуру отношений как внутри компании, так и за ее пределами. Для реализации этой задачи, менеджменту придется ответить на вопрос - что есть «культура» и как определить понятие «развитие человека, отношений». Необходимо сформировать систему координат, в которой будут двигаться все программы и шаги в этой области.

2. Целесообразно пересмотреть роль и место службы персонала в компании, сформировав условия для вывода данного подразделения на уровень корпоративного университета, наиболее полно реализующего задачу развития сотрудника.

3. Менеджменту следует провести мониторинг внешней среды, общества хотя бы в том районе, что влияет на формирование будущих кадров для компании. Необходимо увидеть формы и методы качественного слияния бизнеса и общества, пересмотреть результативность внешних затрат в виде благотворительности и прочих социальных программ.





  1. Планета Земля. Мир в целом, включая космос.

Климат Земли устойчиво функционировал на протяжении многих столетий. До начала XX века в научном мире господствовало представление, что климат со временем остается стабильным.

Однако в ХХ веке он начал сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее изменяться. Стали изменяться направления океанических течений, перемещаться в другие области тайфуны, ураганы, смерчи. Землетрясения стали происходить не только в сейсмически активных зонах, но и в таких местах, где они никогда не предполагались. Их энергия и разрушительная мощь возрастали, нанося все больше и больше вреда людям. И самое неожиданное – начала повышаться среднегодовая температура атмосферы в общемировом масштабе. К концу века температура в субтропиках повысилась на 0,6-0,8оС, в средних широтах на 2,5-3оС, а в полярных областях на 6-8оС.

Повышение температуры сопровождалось погодными аномалиями, которые наблюдаются во всех регионах мира. Частота природных катастроф и аномалий увеличилась в разы в сравнении с прошлым столетием.

Также идет активное таяние льдов. В Арктике и Антарктиде сейчас сходит 5-6 суперайсбергов в год, тогда как раньше один айсберг регистрировался раз в шесть - восемь лет. Объем ледников за последние 15 лет уменьшился на 40%!

Имеет место движение магнитных полюсов планеты. Скорость фонового движения составляла 3-4 см в год, последние тридцать лет скорость превышает 20 км в год!

Мы мало интересуемся этими переменами, тем не менее, они носят грандиозный характер. Так ученые регистрируют снижение скорости течения Гольфстрима на 30% в сравнении с данными 1992 года, а также его рассеивание. Гольфстрим является огромным температурным регулятором планеты, и перемены в его жизнедеятельности неминуемо ведут к общемировому изменению климата.

Разбалансирован сейсмический климат планеты. С 1963 года большинство ядерных испытаний проводилось не на поверхности, а под землей. Состоялось более 200 взрывов мощностью более 50 килотонн (что в разы превышает мощность бомб обрушенных на Хиросиму). В 1971 году на Алеутах американцы повели испытание бомбы мощностью 5 мегатонн, что сродни апокалипсису. В результате каждого взрыва взрывные волны обжимают ядро земли, а в 71-м году это произошло многократно. В результате ядерных испытаний с 72-го года исчезли глубинные землетрясения с очагом на глубине 300-700 км. Уменьшилось количество землетрясений с очагом 70-300 км на 60%. Все землетрясения поднялись в верхнюю часть земной коры, на глубины менее 70 км.

Идут изменения и в космическом масштабе. Наша солнечная система, двигаясь к созвездию Геркулеса с середины 50-х годов и по ныне, пересекает магнитополосовую галактическую струю. Что привело к ряду изменений как во взаимодействии планет между собой, так и внутренних процессов на планетах. Впервые на эту тему был сделан доклад в 1958 году на заседании Сибирского отделения Академии наук. Электромагнитный каркас солнечной системы формирует пара Юпитер – Солнце, так за последние двадцать лет рост мощности электромагнитного излучения Юпитером увеличился в разы. Учёные считают, что это явление во многом повлекло рост многих метеорологических катастроф.

Также следует сказать о том, что за последние двадцать лет Земля поменяла траекторию движения. На протяжении тысячелетий, миллиардов лет Земля вращалась по раскручивающейся спирали, с каждым оборотом удаляясь от Солнца. Сегодня же Земля приближается к Солнцу, спираль вращения стала закручивающейся. Кроме того, стали очевидны пульсации Земли. Земля то сжимается, то расширяется. Исследования в этой области показали пульсацию, изменение масс тел на планете в диапазоне до 7%. К чему это ведет? К изменению физических свойств тел на Земле, пересмотру принципов их взаимодействия, изменению биологических параметров живых организмов. Прогнозы ученых говорят о предстоящих значительных изменениях в структуре ДНК человека (отрадно то, что в сторону улучшения свойств).


Следует отдельно сказать об исчезновении видов.

По данным Международного союза за сохранение природы и природных ресурсов (IUCN), темпы вымирания видов ускоряются в тысячи раз и превосходят прогнозы. В ближайшие 50 лет с лица Земли исчезнут свыше 30 процентов существующих сегодня видов животных и растений. Скорость сегодняшнего вымирания видов выше, чем вымирание динозавров.

В настоящее время во всем мире исчезает 3 вида в час - более 70 в день или 27 000 в год. Экстраполяция современных трендов позволяет предположить, что потери будут дальше увеличиваться. Если исходить из того, что до появления человека исчезал примерно один вид в год, то это означает увеличение в десятки тысяч раз "естественной" скорости вымирания. Такого не было на Земле никогда. Многие виды исчезают до того, как ученые успевают их описать.
Здесь приведены только некоторые, наиболее явные изменения в «жизни» планеты и космоса. Сегодняшняя наука пытается осознать их, увидеть взаимосвязи, оттолкнуться в познании не от частного, а от целого (см. раздел 2.4). Очевиден один вывод – планета меняется, идут процессы, итогом которых будут кардинальные физические, энергетические, биологические изменения планеты и космоса в целом. Через 50 лет мы получим новую планету.
После долгого и тщательного изучения данных явлений ученые пришли к следующим выводам о причинах:

1. Промышленное развитие человечества происходит такими темпами и сопровождается таким количеством выброса мусора и особенно углекислого газа, что попавшее в атмосферу количество СО2, обусловило ее непроницаемость для тепловых лучей и соответственное возрастание температуры, названное парниковым эффектом.

2. Идут значительные изменения в космосе. Солнечная система находится в новом по плотности и свойствам космическом пространстве, что стихийно и не предсказуемо влияет на процессы на Земле и на взаимодействие между планетами (скорость взаимодействия Земли и Солнца растет в разы).

3. Низкая культура человечества, низкий уровень осознанности людей ведет к формированию разрушающего психоэнергетического пространства планеты (мысль, сознание человека определяют свойства и состояние материи, биологических, физических процессов, сегодняшние мысли несут в большей части агрессию и безучастность к жизни друг-друга, планеты, не говоря уже о мире).

4. Есть внешние силы, о которых мы не имеем научного представления, влияющие на процессы изменения на Земле и космическом пространстве.
Несмотря на то, что ни одна из гипотез о причинах перемен не является объемлющей все факторы и не может объяснить все явления, мы все же можем делать прогнозы о предстоящих переменах.
Так в недавнем докладе Пентагона о модели климатических аномалий на 2010-2020 годы американские ученые делают вывод, что «Климатические изменения на Земле могут носить не только постепенный характер. Возможен и катастрофический сдвиг, который потребует чрезвычайных, в том числе военных, мер реагирования».

В своих прогнозах авторы - Питер Шварц и Дуглас Рэндолл - исходят из возможности того, что в результате природных сдвигов по совершенно иным законам начнет жить Мировой океан. Европа, Азия и Северная Америка лишатся тогда привычного тепла. А в Южном полушарии, наоборот, станет жарче.

По словам ученых, Земля уже пережила нечто подобное 8200 лет назад, когда остановка Гольфстрима привела к ледниковому периоду на планете, который длился более 100 лет.

Человечеству известно, в частности, совсем недавно происшедшее по историческим меркам явление - Малое оледенение. Оно продолжалось примерно с 1300 по 1850 год. Из-за ухудшившихся погодных условий европейцам пришлось покинуть Гренландию, увяла цивилизация викингов. Лишь с 1315г. по 1319 год голод привел к гибели десятки тысяч людей, подчеркивается в докладе. А ведь тогда человечество было куда малочисленнее.

Несмотря на гигантский рост научно-технической вооруженности, человек и теперь крайне уязвим перед силами природы. Население Земли огромно, причем значительная часть его живет в нищете, а также в районах, "рискованных" с природной точки зрения. В случае, если случится катастрофическое изменение климата, в качестве основных опасностей предстают нехватка продовольствия, воды, стратегических ископаемых (не в последнюю очередь нефти). Все это создает почву для войн. "Неизбежным" представляется предсказателям и распространение ядерного оружия.

"Поскольку в мире насчитывается всего пять или шесть ключевых зернопроизводящих регионов (США, Австралия, Аргентина, Россия, Китай и Индия), - говорится в документе, - излишков при глобальных поставках продовольствия оказывается недостаточно, чтобы нейтрализовать последствия суровых погодных условий одновременно в ряде регионов, разве что в четырех - пяти. В условиях глобальной взаимозависимости, говорится в докладе, Соединенные Штаты становятся все более уязвимы для экономического катаклизма, вызванного местными метеорологическими изменениями в основных сельскохозяйственных и многонаселенных регионах".

Кстати, в этом году из-за погодных аномалий отмечен небывалый рост цен на зерновые. Если в прошлом году средние цены составляли 100-150 долл/тн, то в этом году аналитики ожидают рост до 300 долл/тн.
Российские ученые, также проводят исследования в сфере погодных аномалий. Завершен прогноз погоды называемый «Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период 2010 - 2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России». Готовили прогноз все службы Росгидромета - гидрологи, геофизики, полярники, и океанологи, специалисты по космической метеорологии. Руководил проектом лично глава Всемирной метеорологической организации, он же начальник Росгидромета А.И. Бедрицкий.

В данной работе ученые также отмечают явные тенденции глобального потепления. Реки будут позже замерзать осенью и раньше освобождаться ото льда весной. А вот в Северном Ледовитом океане ледовая обстановка ухудшится. Плавание по Северному морскому пути без ледоколов станет возможным всего 10 - 15 суток в год (по сравнению с нынешними 2 месяцами!), а в отдельные годы может вообще прекратиться. Из-за сильных волн и ветров чаще будут случаться ледовые штормы, и в северных морях увеличатся шансы встретиться с айсбергом. Ледяные плавучие горы опасны не только для кораблей, но и для нефтяных и газовых буровых платформ в Арктике.

Весенние паводки в ближайшие 10 лет могут стать бедствием в Архангельской области, Республике Коми, на Урале, в городах и поселках на Енисее и Лене и их притоках, на Северном Кавказе, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях. На реке Лена в Якутии сильнейшие паводки будут случаться вдвое чаще, чем сейчас!

В предгорьях Урала, на Алтае, в Западной Сибири ожидается половодье в 5 раз сильнее обычного.

Наводнениями грозят сильные дожди. Катастрофическими - в Дагестане, в нижнем течении Терека. На Дальнем Востоке и в Приморье (Приморский и Хабаровский края, Амурская и Сахалинская области, Еврейский округ) дождевые паводки будут происходить в 2 - 3 раза чаще, чем сейчас. А Северный Кавказ, Ставропольский край и Саяны летом из-за дождей ждут еще сели и оползни - тоже больше и чаще.

Дефицит воды ждет Белгородскую и Курскую области, Калмыкию. Там на одного человека будет приходиться 1000 - 1500 м3 воды в год - по международной классификации это считается очень низкой или даже критической водообеспеченностью.

В Москве и Подмосковье население вырастет еще больше, и воды там также будет не хватать.

Росгидромет предупреждает об опасности серьезных экологических катастроф - разливов нефти и выбросов газа из-за аварий на трубопроводах. Дело в том, что большинство российских трубопроводов построены еще лет 25 - 30 назад, и срок их эксплуатации заканчивается.

Зимы будут контрастными: то оттепель - то мороз, и так несколько раз в месяц. Наши дома такого не выдержат! По прогнозу Росгидромета, ремонт придется делать вдвое чаще, чем нынче. В первую очередь это касается европейской территории России и Приморья.

Летом на всю Россию нагрянут так называемые «волны тепла» (по-простому - несколько дней подряд градусники будут зашкаливать за +30). Хуже всего в жару приходится жителям мегаполисов. А в смысле финансов - больше денег уйдет на кондиционирование офисов и квартир.

Синоптики считают, что нужно заранее подготовить медиков - чтобы знали, какие болезни обостряются в жару. И новые дома строить с расчетом на меняющуюся погоду.

Эти размышления во многом носят характер предположений, но, тем не менее очевидность перемен заставляет задуматься не только государственных чиновников, но и рядового гражданина, менеджеров. Все эти перемены уже сейчас влияют на бизнес, общество, политику.



<< предыдущая страница   следующая страница >>