Ловчева Марина Владимировна, к э. н., доцент кафедры уп кп, экзамен 15. 05. последнее занятие - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«российская таможенная академия» 1 235.4kb.
Экзамен оф-413 2 Русский язык и культура речи Зачет Оф-2эт 3 Гражданское... 2 657.18kb.
«История первобытного общества», «История средних веков», «История... 1 111.97kb.
Программа учебной дисциплины Курс по выбору сдм социальная педагогическая... 1 134.11kb.
Исполняет Васильева Марина Владимировна 1 639.16kb.
Тараканова Н. В., к э. н., зам зав кафедрой экономических и финансовых... 8 775.28kb.
Правоведение 1 122.08kb.
Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики 3 528.46kb.
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании 1 219.06kb.
Фамилия, Имя, Отчество, ученая степень и ученое звание преподавателя 1 52.91kb.
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент... 1 112.64kb.
Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной... 1 443.48kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Ловчева Марина Владимировна, к э. н., доцент кафедры уп кп, экзамен 15. 05. последнее - страница №1/1


Мотивация трудовой деятельности

13.02.07
Лекция 1
Ловчева Марина Владимировна, к.э.н., доцент кафедры УП

КП, экзамен

15.05. – последнее занятие, тогда же последняя к/р

Учебник по экономике и социологии труда под ред.Кибанова, изд-во «Инфра – М», 2003, раздел: Мотивация трудовой деятельности и организация заработной платы.




Предмет и содержание дисциплины. Понятийный аппарат.


Термин «мотивация» впервые появился в 1910г., Шопенгауэр

40-50-е гг. 20-го в. – Мотивация обособилась как наука, заинтересовались мотивацией к труду

54г. – пирамида Маслоу
Мотивация трудовой деятельности затрагивает 2 объекта взаимодействия: субъект и объект управления, т.е. то, с чем приходит человек в организацию и цели организации.

2 стороны мотивации: как личностный процесс и как функции управления.

Отправная точка мотивации – потребность – это такое физиологическое или психологическое состояние, которое представляет собой дисбаланс между наличным и желаемым. Потребности человека делятся на 2 большие группы: биологические и социальные. Биологические потребности (первичные) у всех совпадают (еда, сон, одежда, жилье и т.д.). Социальные, личностные потребности – более сложные. (Пирамида Маслоу).
Потребности по видам деятельности: труда, отдыха, познания (деятельность, которая порождается сама из себя, для чего мы учимся, читаем и т.д.) и потребности общения.
По объекту потребности:

- материальные

- духовные

- этические

- эстетические
По субъекту возникновения потребностей

- личные – потребности отдельного индивида

- общественные – может быть включена как группа индивидов
- Потребность регулируемая

- элитные потребности (порождаются уже высоким имеющимся уровнем)

- извращенные потребности (требует ненормальной антисоциальной деятельности)
Мотив – это сознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности, формирующаяся на основе потребностей и интересов.

Мотив как осознанное побуждение к определенному действию собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится и осознает цель, которая перед ним встает. Из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия или поведенческого акта.

Потребность – это ощущение дисбаланса между тем, что есть и что нужно.

Мотив формируется тогда, когда потребность заставила человека что-то сделать.

Процесс формирования мотива и есть мотивация.
Мотив к труду формируется тогда, когда появляется потребность получить какое-то благо. Чтобы сформировался мотив к труду, труд д.б. единственным способом получить благо.
Условия формирования мотива к труду:

- Мотив к труду формируется, если в распоряжении общества или субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий потребностям человека.

- Для получения этих благ требуются трудовые усилия работника

- получение блага с помощью трудовой деятельности возможно с наименьшими моральными или материальными издержками

- велика вероятность достижения цели

- трудовая деятельность является основным или единственным источником получения блага

Структура мотива труда:


  1. потребность, которую можно удовлетворить посредством трудовой деятельности

  2. Благо, способное эту потребность удовлетворить

  3. Трудовое действие, необходимое для получения блага

  4. Цена трудового действия (издержки) материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия

Чтобы сформировался мотив к труду, нужно, чтобы все 4 мотива были удовлетворены.


Какие группы мотивов формируются в процессе трудовой деятельности:

  1. мотивы материального вознаграждения – проявляются в виде основной цели трудовой деятельности, стараются максимизировать материальную сторону, будут делать всё, что угодно, если за это хорошо платят. Этих людей не интересует труд как вид деятельности.

  2. мотив достижения – имеет 2 разновидности: достижения успеха и избегание неудач. Люди с мотивацией достижения успеха – им важен результат, с избеганием неудач – стремятся разделить ответственность, избежать трудных рискованных заданий.

  3. Мотивация общения – социальное общения имеет: аффилиация и отвергания. Человек, который стремится устанавливать коммуникации – аффилированный. Мотив отвергания формируется на основе негативного личного опыта.

  4. Мотивация власти

  5. Мотивация социального взаимодействия – влияют эгоизм и альтруизм.

  6. Мотив помощи – врачи, детские сады,

  7. Мотив состязательности и конкуренции

  8. мотив статуса – желание обрасти и иметь символику, принадлежать к какой-то группе

  9. мотив общественного признания

  10. мотив содержательности труда – очень важная мотивация к труду – это состояние удовлетворенности от выполняемой деятельности.

  11. мотив развития и самосовершенствования