Литература для учителя и - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... 6 933.91kb.
Литература для учителя : А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. 1 137.61kb.
История мировой литературы «Литература эпохи Возрождения». «Литература... 3 691.4kb.
Литература: И. А. Рамазанов «Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе»... 1 108.12kb.
Административным основанием для работы классного руководителя и любого... 4 1373.87kb.
Русская литература XX века 83 11639.9kb.
Подготовка учителя-тьютора для работы с одаренными детьми 1 67.32kb.
Тематическое планирование по литературе. 8 класс. Учебник- хрестоматия... 1 150.55kb.
Литература XIX века в кратком изложении немецкая литература новалис... 4 1236.98kb.
Учебника «Зарубежная литература» 12 1463.1kb.
Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет... 1 156.85kb.
Лекция в русском языке есть доминанты и ключевые слова. Доминанта 1 151.22kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Литература для учителя и - страница №1/2



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



УТВЕРЖДЕНО

методическим советом школы

протокол №_____от _______________2012г

заместитель директора по ВР

______________Гаршина М.Н.


Образовательная программа

срок реализации 1.5 года

для обучающихся 5-9 классов

(возраст обучающихся 11−15 лет)



Автор – составитель: Морозова И.Н.

Старшая вожатая МОАУ «СОШ №1»

Направленность: социально-педагогическая
2012
Содержание рабочей программы кружка

Пояснительная записка с. 3

Учебно-тематический план с. 7

Содержание программы работы кружка с. 8

Календарно-тематическое планирование с. 14

Литература для учителя и ученика с. 22



Пояснительная записка
В воспитании и образовании школьников особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Журналистика – это творческая, литературно-публицистическая деятельность, направленная на сбор, переработку и правку информации, а также на грамотное ее распространение. Детская журналистская деятельность является мощным факторам социального развития подрастающего поколения.

Владение основами журналистики, умение работать с информацией и общаться с людьми - навык, необходимый не только работникам средств массовой информации, но и любому цивилизованному человеку, который хочет добиться успеха.

Введение данной образовательной программы обусловлено тем, то определенный круг учащихся стремится развить в себе умения грамотной речи, способности излагать мысли на письме.

Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитии фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве. Занятия по программе воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближним окружением, способствуют укреплению нравственной позиции школьников.

Цель образовательной программы - способствовать повышению речевой, письменной и культурной компетентности обучающихся, посредством работы над получением информации и написании статьи.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.

1) Вооружение обучающихся совокупностью знаний о прин­ципах журналистской деятельности, об особенностях журнали­стской профессии;

2) изучение журналистского творчества;

3) формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности, грамотности письма и приобретение первичного профессионального опыта;

4) формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, совместного мировоззрения, активной жизненной позиции;

5) формирование толерантности;

6) привитие культуры общения с миром СМИ;

7) формирование потребности в постоянном повышении информированности;

8) воспитание культуры поведения и речи.

9) развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов;

10) расширение общего кругозора.

Актуальность программы дополнительного образования «В мире журналистики» связана с личностным становлением школьников, овладением речевой и письменной культуры.

Образовательная программа «Юный журналист» написана на основе программы Н.А.Спириной «Журналистика в школе», 2009 г. и рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Курс занятий рассчитан на три года по 36 часов. Каждое занятие предполагает как теоретическую, так и практическую работу, поэтому в учебном плане графы «Количество практических занятий», «Количество теоретических занятий» не обозначены.

Образовательная программа состоит из трех частей.

В разделе «Введение в журналистику» - первый год обучения, обучающиеся знакомятся с журналистикой как профессией, историей журналистики, а также знакомятся с основами профессиональной культуры, этики журналиста, видами и типами СМИ. Практически ребята научатся распознавать виды СМИ, владеть навыками культурного общения.

В разделе «Жанровое разнообразие» - второй год обучения - ребята познакомятся с принципами деления на жанры и собственно жанрами. На практике обучающиеся должны уметь писать статьи в различных жанрах.

Раздел «Издательское делопроизводство», изучаемый на третьем году обучения, предполагает знакомство с структурой издания, типами и видами газет. В качестве практического задания ребятам будет предложено создать виртуальную газету.

Программа предусматривает следующие формы и методы работы:



  • эвристические беседы;

  • выездные занятия в редакции газет;

  • встречи с журналистами местных телеканалов;

  • работа в школьной газете.

Структура занятий предполагает следующие элементы: обмен новостями, коллективное обсуждение, сообщение нового материала, написание статьи или подготовка выпуска газеты.

Занятия проводятся в форме «круглого стола». Это обусловлено тем, что для достижения цели занятий - развитию творческой и активной личности - необходимо наличие на уроке коммуникативного взаимодействия.

Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ (Рефератов и эвристических бесед по всем темам). При работе над теоретическим материалом предпочтение отдается эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.

Результатом работы каждого занятия является написание статьи в школьную газету или создание собственной газеты, которая может быть размещена в классе. Результатом обучения будет являться создание учащимися своего профессионального портфолио.
Ожидаемые результаты.
Программа I года обучения включает в себя следующие знания:


  • изучение основ истории отечественной журналистики;

  • обзор современных средств массовой информации;

  • знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

  • изучение методов сбора и обработки информации;

  • психологическую подготовку будущих журналистов;

  • изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);

  • освоение методов работы со словом.

К концу первого полугодия обучения журналистике учащиеся должны уметь:



  • выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

  • собирать информацию из разных источников и работать с ней;

  • различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;

  • общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.

Программа II полугодия обучения включает в себя следующие знания:



  • структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметке, статье, рецензии, очерке, зарисовке и т.д.);

  • правила и нормы газетного языка;

  • правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т.д.;

  • этапы создания печатного издания.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:



  • работать в различных журналистских жанрах;

  • грамотно работать с интервьюируемыми;

  • писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;

  • свободно владеть печатным словом;

  • находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.

Программа III полугодия обучения включает в себя следующие знания:



  • структуру газетного номера, редакционный коллектив, приемы

редакторской правки;

  • этапы создания электронного издания;

  • обязанности каждого члена редакции.

К концу третьего полугодия обучения журналистике учащиеся должны уметь:



  • искать информацию в различных источниках;

  • редактировать текст;

  • работать с научной, справочной литературой;

  • владеть культурой речи.

Учебный план

1 полугодие обучения


п/п

Раздел, тема


Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1




2

История журналистики

9

3

6

3

Структура номера и структура редакции

9

4

5

4

Газета. Виды газет

15

5

10

5

Заключительное занятие

2

1

1




Итого:

36

14

22

Учебный план

2 полугодие обучения


п/п

Раздел, тема


Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1




2

Жанры литературы

2

1

1

3

Жанры прессы

23

4

19

4

Интервью. Способы получения и подачи интервью

9

3

6

5

Заключительное занятие

1

1







Итого:

36

10

26


Учебный план

3 полугодия обучения


п/п

Раздел, тема


Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1




2

Искусство издания газеты

8

2

6

3

Работа редакции

11

3

8

4

Корректорская правка текста

4

1

3

5

Жанры иллюстрации

11

2

9

6

Заключительное занятие

1

1







Итого:

36

10

26



Содержание программы
1 полугодие обучения

Введение в журналистику
1. Вводное занятие

Знакомство с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.


2. Что такое журналистика? Кто такой журналист?

Практическая работа:

Тест «Моя профессия», чтение рефератов о журналисте и журналистике. Составление модели журналиста.


3. История журналистики.

Период пражурналистики.

Практическая работа:

Работа с понятиями «иероглиф», «остракон», «альбумс», «Розеттский камень».


4. История журналистики.

Появление предпосылок для создания первых газет.

Практическая работа:

Обзор печатных изданий, обзор книг, подготовка презентации по теме «Изобретение первого печатного станка».


5. История журналистики.

Появление в Европе и России первых печатных газет.

Практическая работа:

Круглый стол в городской библиотеке по теме:

1. История русской рукописной газеты «Куранты» (1602-1702 гг.).

2. История первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728 гг.).


6. История журналистики.

Расцвет журналистики.

Русская журналистика 19-20 вв. Первые журналы.

Частные журналы.

7. История журналистики.

Конец «эры Гуттенберга».

Электронные СМИ. Экологические Интернет-издания и др.

Понятие «желтая пресса», «газетная утка».
8. Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы.

Функции журналистики.



Практическая работа:

Обзор школьных печатных изданий.


9. Образ и этика журналиста.

Влияние профессии на здоровье.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


10. «Я - журналист». Определение линии поведения юного журналиста.

Практическая работа:

Составление модели «Я - журналист».


11. Знакомство с законами СМИ.

Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) от 27.12.1997.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


12. Понятие «детская журналистика».

Особенности периодических изданий для детей и подростков. Пионерские газеты и журналы. Современные детские СМИ.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


13. Факт как основа публикации.

Создание материалов на основе одного факта. Варьирование содержания в зависимости от функций.



Практическая работа: Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)».

1. Выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях.

2. Умение давать оценку периодическому изданию.
14. Факт и информация.

Выявление различий и сходства.



Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


15. Сбор информации как этап работы журналиста.

Поиск информации в установленных пределах.



Практическая работа: игра «Как получить информацию».

16. Источники информации.

Обработка полученной информации.



Практическая работа:

Тренинги «Корреспондент и респондент», «Умей слушать».


17. Структура публикации.

Определение «горящих» материалов.



Практическая работа:

Творческая мастерская «Бюро детективных расследований».

1. Научиться отбирать значимый материал.

2. Написать «детективный» отчет на тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников – Дне журналиста, Дне Российской печати).
18. Структура номера.

Анализ номеров центральных газет.



Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


19. Структура редакции.

Редактор как руководитель номера.



Практическая работа: «Я - редактор».

1. Экскурсия в редакцию газеты «Российская провинция».

2. Защита своих предложений тематических номеров.
20. Макетирование, его виды.

Практическая работа:

Создание макета собственного номера газеты.


21. Корректура издания.

Азы корректировки.



Практическая работа:

Работа по индивидуальным карточкам.


22. История газет. Первые печатные газеты.

Практическая работа:

Сообщения учащихся по теме.


23. Виды газет.

«Желтая» и «бульварная» пресса. Соотнесение этики журналиста с данными понятиями.



Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


24. Виды газет.

Детские печатные издания.

Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


25. Виды газет.

Научно-популярные издания.

Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


26. Виды газет

Политические обозрения.

Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


27. Виды газет

Спортивные обозрения.

Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


28. Виды газет

Школьные издания.

Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


29. Заголовки.

Виды, особенности, оформление.


30. Нахождение «желтых» заголовков в официальных материалах.

Практическая работа: «Эпитетное меню».

1. Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» - подбор эпитетов к различным словам.

2. Умение составлять интересные заголовки.

3. Работа с текстом (умение выбирать наиболее выигрышный для публикации заголовок).

4. Искусство создания сленгов.
31. Виды СМИ.

Информационные агентства.


32. Создание сообщений с учетом особенностей каждого СМИ.

Практическая работа: «Круглый стол» на тему «Реклама в СМИ»: вред или польза?

1. Уметь продемонстрировать свою позицию, умение ее отстоять.

2. Владение культурой речи.
33. Организация и планирование работы редакции.

Редакции СМИ города Нефтеюганска. Структура редакции.


34. Организация и планирование работы редакции.

Издатель его функции.



Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


35. «Я знаю язык журналиста»: итоговое занятие по курсу «Введение в журналистику».

Практическая работа: творческая мастерская.

1. Подведение итогов работы.

2. Представить рассказ по пословице, крылатому выражению, афоризму (в основу можно положить случай из жизни или выдуманную историю).

36. «Я знаю язык журналиста»: итоговое занятие по курсу «Введение в журналистику».

Практическая работа: творческая мастерская.

1. Подведение итогов работы.

2. Представление портфолио журналиста.

2 полугодие обучения

Жанровое разнообразие.
1. Вводное занятие.

Знакомство с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.


2. Система жанров в литературе и журналистике.

Античный театр как предтеча жанров журналистики. Газетно-журнальные жанры.



Практическое задание: работа с понятиями «жанр», «факт».
3. Жанры прессы.

Определение функций жанров.



Практическое задание: обзор газет и журналов.
4. Жанры прессы.

Классификация жанров.



Практическое задание: обзор газет и журналов.
5. Информационные жанры. Их роль и место на газетной полосе.

Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.



6. Информационные жанры.

Их роль и место на газетной полосе.


7. Выявление характерных черт информационных материалов.

Практическая работа:

Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


8. Информация как жанр. Виды информации.

Типы информации. Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповой заголовок. Методы получения информации.



Практическое задание: правила построения информации.
9. Наблюдение над структурой данного жанра.

Практическое задание: написание информации, ее анализ.
10. Интервью как способ получения информации.

Признаки, типы и виды интервью. Особенности проведения интервью. Классификация вопросов.



Практическое задание: проведение учебных интервью.

11. Интервью как способ получения информации.

Психология респондента.



12. Способы подачи интервью как газетного жанра.

Оформление интервью на газетной полосе.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


13. Социологический опрос и анкетирование как виды интервью.

Правила составления анкеты.


14. Методы обработки и способы их подачи.

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


15. Репортаж.

Признаки репортажа. Особенности репортажа. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. Фоторепортаж.



Практическая работа: обзор печатных изданий.
16. Репортаж.

Роль репортажа на газетной полосе.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


17. Особенности оформления репортажа в газете и в других СМИ.

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.



18. Особенности отчета как информационного жара. История отчета на газетной полосе.

Роль отчета в жизни и на газетной полосе в частности.


19. Виды отчета.

Наблюдение за языковыми приемами при написании данного жанра.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


20. Путевые заметки.

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


21. Сочетание в путевых заметках элементов других жанров.

Цель подобного жанрового разнообразия.



Практическая работа: «Флораскоп».

Написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему «Цветы в нашей жизни» или «Берегите флору и фауну», используя элементы путевых заметок.


22. Письмо.

Письма в редакцию. Их место и роль на газетной полосе.


23. Правила оформления писем.

Практическое занятие: экскурсия в редакцию радио.
24. Аналитические жанры.

Языковые особенности.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


25. Обозрения.

Использование обозрений в разных СМИ.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


26. Структура жанра обозрения.

Понятие об этом жанре, его виды и признаки.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


27. Статья как газетный жанр.

Виды статей. Роль и место статьи на газетной полосе. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


28. Структура газетного жанра.

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


29. Корреспонденция.

Понятие об этом жанре, его виды и признаки.

Ее особенности и отличия от других аналитических жанров.

Практическая работа: обзор прессы.
30. Рецензия.

Отличия рецензии от отзыва. Основные требования к рецензии.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


31. Виды рецензии.

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


32. План работы над рецензией.

Практическая работа: «Жанрворд».

1. Работа с карточками названий жанров.

2. Юнкоры рисуют свой жанр и рассказывают о нем, используя подсказки:

а) что изучает этот жанр;

б) трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо;

в) кто из журналистов, писателей, критиков работает в этом жанре и прославил его.


33. Художественно-публицистические жанры.

Языковые и структурные особенности.



Практическая работа: практикум по редактированию.

1. Умение переделать чужую заметку в интервью.

2. Умение переделать интервью в заметку.
34. Сатирические жанры.

Фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона. Фельетоны Зощенко.



Практическая работа: Круглый стол «Диалог-шоу».

Написание дружеских пародий, «портретов».


35. Сатирические жанры.

Фельетон в современной прессе.

Их роль и функции на газетной полосе.

Практическая работа:

Написание дружеских пародий, «портретов».


36. Заключительное занятие «Таинственное поле» по курсу «Жанровое разнообразие».

Практическое занятие: творческое задание «Газетный жанр».

Юнкоры делятся на группы по жанрам. Дискуссия на тему: Интервью и зарисовка.

Представление портфолио журналиста, сайта объединения.

3 полугодие обучения

Издательское делопроизводство.
1. Вводное занятие.

Знакомство с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.


2. История появления газет.

Происхождение слов «газета», «журнал».



Практическое занятие: экскурсия в городскую библиотеку.
3. Искусство издания газеты

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


4. Место современной газеты в обществе.

Ее функции.



Практическое занятие: обзор прессы.
5. Полиграфия.

Понятие «полиграфия». Функции полиграфической промышленности.



Практическое занятие: обзор продукции полиграфии.
6. Способы печати.

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


7. Организация типографии.

Практическая работа: экскурсия в типографию городскую.
8. История печатной бумаги.

Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


9. Виды газетной бумаги. Требования к ней.

Практическое занятие: определение типа бумаги.

10. Организация и планирование работы редакции.

Пактическое занятие: экскурсия в редакцию газеты «Российская провинция».
11. Концепция работы редакции.

Особенности работы редакции. Школьная редакция, ее особенности.

Цель, тематика, тираж, периодичность, дизайн продукции редакции.
12. Структура редакции газеты.

Кто и что делает в редакции?

Редактор. Ответственный секретарь. Выпускающий редактор. Корреспондент. Фотокорреспондент. Дизайнер. Верстальщик. Корректор.
13. Издатель.

Его функции.



Практическое занятие: игра «я - Издатель».
14. Редактор.

Его обязанности.



Практическое занятие: Экскурсия в редакцию газеты.
15. Выпускающий.

Обязанности выпускающего.



Практическая работа: Мастер-новость «Час важных сообщений».

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.


16. Влияние технического прогресса на издательское делопроизводство.

Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель.


17. Макетирование.

Виды макетирования. Приемы макетирования.



Практическое задание:

Экскурсия в агентства рекламных форм.


18. Верстка номера, ее виды.

Знакомство с издательской программой Adobe Page Maker, ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы.



Практическое задание: обзор печатной продукции.
следующая страница >>