Литература для подготовки: Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: Аст пресс. 1999. 560 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного... 1 209.41kb.
М 316 Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П. 10 3275.43kb.
«Химия металлов побочных подгрупп» 1 89.81kb.
Учебное пособие для преподавателей-организаторов Начальной военной... 5 1595.54kb.
Занимательная топография и ориентирование 1 204.72kb.
Книга содержит рассказ об основных понятиях современной экономической... 1 112.54kb.
Учебник / Под ред. А. В. Торкунова. М.: «Российская политическая... 30 7275kb.
I. Урок как целостная система 1 298.06kb.
Студентам методческое пособие для подготовки к экзамену по дисциплине... 2 524.66kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Здоровье, красота... 1 57.1kb.
Программа «Специальная химия» 1 68.32kb.
Ядовитые грибы и ядовитые растения (умк «Начальная школа ххi») 1 50.13kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Литература для подготовки: Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся - страница №1/1

Основные положения о подготовке и проведении творческого вечера:

«Экология металлов»

  1. Области обсуждения:

  • Физические свойства металлов

  • Распространение металлов в природе

  • Способы получения металлов

  • Строение атомов и возможные степени окисления металлов

  • Основные химические свойства металлов

  • Области применения металлов

  • Сплавы

  • Коррозия металлов

  • Роль металлов в организме человека и растениях

  • Качественные реакции на ионы металлов

  1. Ряд рассматриваемых элементов – металлов:

III – IV период Периодической системы Менделеева

  1. Участники:

Две команды от 9 – х классов по 6 человек; остальные учащиеся – болельщики

  1. Туры:

    • Реклама отдельного металла: «Вот какой я, любите меня!»

    • Лото: «Куда себя применить?»

    • Взаимозагадки: «Как мое имя?»

    • Химическая лаборатория: «Это что за ион?»

    • Конкурс: «Мои заслуги перед человеком»

    • Аукцион: «Все обо всем»

  2. Домашнее задание:

  1. Подготовить красочную эмблему и рекламу одного металла;

  2. подготовить карточки следующих металлов: K, Ca, Na, Mg, Mn, Fe, Co, Cu, Zn.

  3. Найти или сочинить загадки про 2 металла.

Литература для подготовки:

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ – ПРЕСС.- 1999.- 560 с

  2. Гридчин А., Гридчин С. Элементы мироздания.- Воронеж.- Центрально – Черноземное книжное издательство.- 1985.- 173

  3. Железовский Б. Е. Планета Земля. Вода. Атмосфера М.: «Терра» - школе.- 2002

  4. Загрязнение природной среды // Введение в экологическую химию М.: Мир.- 1997

  5. Книга для чтения по неорганической химии 2 ч. // Составитель В. А. Крицман.- М.: Просвещенсе.- 1983.

  6. Пасечник В. В. Школьный практикум Экология 9 класс - М.: Дрофа,- 1998

  7. Фримантл М. Химия в действии.- М.: Мир.- 1998.- 2 т.

  8. Химия. Школьный иллюстрированный справочник // Под редакцией Тони Поттера и Корин Стокли.- Росмэн.- 1995

  9. Химия и общество. Под ред. М. Г. Гольдфельда.- М.: Мир, 1995.- 543с

  10. Юфит С. С. Яды вокруг нас. Вызов человечеству.- М.: Классик Стиль,- 2002.-360 с

Оборудование и материалы:

    • Карточки с символами химических элементов Mg и Ca и их областями применения;

    • Растворы: сульфат меди (CuSO4), хлорида железа (III) (FeCl3), гидроксида натрия (NaOH), серной кислоты (H2SO4), соляной кислоты (HCl), гексоцианоферрат II калия (K4[Fe(CN)6]), сульфит натрия (Na2S).

    • Карточки с символами элементов и значением их для организма человека;

    • Грамота «Самая металлическая команда»

Ход творческого вечера.

Ведущий: Когда – то человечество пережило каменный век. Это было так давно, что вспоминают люди о нем редко, да и следов он оставил слишком мало. Зато на смену ему пришел век бронзовый, а затем железный. Наверно, неслучайно, огромные этапы развития человечества получили свое название от металлов и их сплавов. Слишком велика роль данных элементов в жизни любого человека.

Металлов много, дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Работают без всякой хаотичности

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком!

Так давайте попробуем сегодня еще раз отдать должное металлам и ответить на вопрос: Откуда такие заслуги?

Вечер наш будет проходить в несколько этапов. На каждом этапе участники будут зарабатывать баллы, которые в конце вечера мы и суммируем для подведения окончательного итога. А кто же судьи? (Представляется судейская коллегия).

Для начала команды предложат нашему вниманию рекламы наиболее понравившихся им элементов металлов.

I этап: «Вот какой я, любите меня!»

(Реклама металлов)

5 баллов

Ведущий: Без всяких сомнений, оба металла очень достойны. Но ведь металлов в Периодической системе насчитывается более 90. Из такого количества мы возьмем сейчас еще 2: магний и кальций.

По 2 участника от каждой команды на доске сыграют в лото. Их задача: из общего количества карточек с областями применения данных металлов выбрать только те, которые подходят для указанного элемента.

II этап: Лото «Куда себя применить?»

Магний:

- используется для производства легких сплавов;

- содержится в хлорофилле;

- его гидроксид используется как нейтрализующее средство при желудочных расстройствах;

- его оксид добавляется в какао – порошок для предотвращения слипания частиц;

- его сульфат – слабительное средство



Кальций:

- используется для производства высококачесвенной стали;

- его сульфат используется для изготовления гипсовых повязок;

- его карбонат используется в качестве строительного материала;

- его гидроксид используют для устранения избыточной кислотности почв;

- его хлорид – осушающее средство

5 баллов

Ведущий: А пока наши участники работают у доски, остальным членам команды предлагается поработать с загадками, которые они приготовили друг для друга.

III этап: Взаимозагадки «Как мое имя?»

2 балла


Ведущий: Очень хочется узнать промежуточные итоги. Давайте слово предоставим жюри.

(Слово жюри)



Ведущий: Мы с вами подошли к середине нашего вечера. По – моему, самое время заглянуть в химическую лабораторию.

Работа с залом:

По цвету многих минералов мы можем определить, какие ионы металлов входят в их состав. Попробуем угадать:

Изумруд – зеленый – Cr3+

Сапфир – голубая – Co2+

Бирюза – бледно – голубая – Cu2+

Топаз – желтая – Fe3+

Ведущий: сейчас двум игрокам от каждой команды придется определить наличие ионов металлов в выданных образцах растворов и объяснить выводы. Уравнения реакций обязательны.

IV этап: Химическая лаборатория «Это что за ион?»

(По 2 участника от каждой команды с помощью качественных реактивов определяют наличие ионов Cu2+ и Fe3+ в растворах).

1 балл – ион

1 балл – объяснение

1 балл - уравнение

Ведущий: Мы не можем сидеть без дела,

И, чтоб работа у нас кипела,

Вспомним, друзья, как век за веком

Металлы шагали всегда с человеком.

У каждой команды приготовлены карточки одинаковых металлов. Задача следующая – я даю краткую характеристику роли металла в организме человека, а команды поднимают карточки с символом данного элемента. Жюри подсчитывает количество правильно поднятых карточек.

V этап: «Мои заслуги перед человеком»


  • Образование костной ткани, зубов, регулирование передачи сигнала по нервам, мышечное сокращение, свертывание крови, образование коллагена (Ca)

  • Составная часть белков - пе­реносчиков кислорода (гемоглобина и миоглобина) (Fe)

  • Составная часть витамина В12 (Co)

  • Входит в состав 154 ферментов (Zn)

  • Катализирует синтез молекул - переносчиков энергии, участвует в синтезе белков и энергетических процессах, расслаблении мышц (Mg)

  • Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала (Na)

Ведущий: перед заключительным этапом нашего вечера предлагаю заслушать предварительные итоги.

(Слово жюри)



Ведущий: Ну, а сейчас, аукцион!

Баллы немалые может дать он!

Кто самый полный ответ нам дает,

Тот балл команде тот час принесет!

А работать мы будем не с каждой командой, а со всем залом.

VI этап: Аукцион «Все обо всем»

Вопросы:

  1. Перечислите самые легкие металлы (до Ca)

  2. назовите металлы, встречающиеся в природе в свободном виде (после Н)

  3. Какие вещества используются в качестве восстановителей для получения металлов?
    (углерод (С), угарный газ (СО), алюминий (А1), водород (Н).

  4. Перечислите возможные классы неорганических соединений и вещества, способные взаимодействовать с цинком. Напишите примеры уравнений химических реакций

а) с неметаллами

Zn + S → ZnS 2Zn + О2 → 2ZnO

б) с водой

Zn + H2O → ZnO + H2

в) с кислотами

Zn + 2HCl → ZnCl2 + 2H2

г) с растворами солей

Zn + CuSO4 → Си + ZnSО4

д) с основаниями

Zn + 2NaOH + 2Н2О → Na2[Zn(OH)4] + Н2



5. Назовите все известные вам сплавы меди с другими металлами
(бронза - Cu/Zn; константан — Cu/Ni; латунь - Cu/Zn; томпак - Cu/Zn)

6. Приведите примеры возможных способов защиты железа от коррозии

(защитные покрытия (металлические и неметаллические), создание сплавов с антикоррозийными свойствами (введение хрома, никеля, кобальта, меди), электрозащита -соединение металла с внешним источником тока, изменение состава среды - введение ингибиторов).



7. Перечислите продукты питания, где в сравнительно больших количествах содержится калий (апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель)

Каждый ответ 1 балл



Ведущий: Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Указывается команда, победившая в ходе данного вечера. Подводятся общие итоги. Награждение грамотой «Самая металлическая команда».




Протокол для судейской коллегии



этапа

Название этапа

Баллы

9 «А»

9 «Б»

1

Вот какой я, любите меня

(5 баллов)







2

Куда себя применить?

(5 баллов)







3

Взаимозагадки «Как мое имя?»

(2 балла)







4

Химическая лаборатория «Это что за ион?» (1 балл – ион; 1 балл – объяснение; 1 балл – уравнение)


Cu+2

Раствор голубого цвета

Cu+2 + 2OH- → Cu(OH)2


Fe+3

Раствор желтого цвета



Fe+3 + 3OH- → Fe(OH)3

5

Мои заслуги перед человеком

(совпадение – балл)










Аукцион «Все обо всем»

(за каждый ответ – 1 балл)