Лискинского района Воронежской области - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат Историко-географические особенности Верхнемамонского района... 1 253.44kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 13 7327.87kb.
1. Общая социально-экономическая характеристика района Спасский район... 6 663.65kb.
Программа «Развитие мониторинга генофонда и полноты жизни социоприродной... 1 53.93kb.
Положение о системе оценки качества образования моу непецинской средней... 1 86.79kb.
Программа «Развитие мониторинга генофонда и полноты жизни социоприродной... 1 79.25kb.
Гу централизованная библиотечная система Осакаровского района Карагандинской... 1 14.96kb.
Воронежской области по оздоровительной работе 1 213.28kb.
Администрация мазановского района амурской области 1 47.54kb.
Администрация мытищинского района московской области 1 84.49kb.
Решением Земского собрания Павловского муниципального района от 14... 1 321.88kb.
Ультразвук без маски 1 82.47kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Лискинского района Воронежской области - страница №1/1

МОУ «Колыбельская СОШ»
Лискинского района Воронежской области

Рассмотрено на заседании Утверждено на заседании

экспертного совета Лискинского РОО школьного МО

«___» ______________ 2007 г «___» ______________ 2007 г


Председатель экспертного совета: Руководитель МО:

_________________/ ______________/ ______________ / ______________/





элективного курса


по физике в 9 классе

Тема: «Царство кристаллов»

Выполнил: Товкациер Н.Д.,

учитель физики,


Колыбелка 2007 г


«Ц А Р С Т В О К Р И С Т А Л Л О В»

(17 часов, 1 час в неделю).

Цели: создание условий для формирования и развития у учащихся:


  • мышления, интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;

  • интереса к изучению физики и проведения физического эксперимента;

  • умение самостоятельно приобретать и применять знания;

  • творческих способностей, осознанных мотивов учения;

  • представление о физике, как науке, что помогло бы учащимся определиться в выборе профиля дальнейшего обучения;

  • подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:


  • работать с текстом;

  • наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

  • описывать результаты наблюдений;

  • выдвигать гипотезы;

  • выполнять измерения, обрабатывать их;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

  • уметь читать графики;

  • делать выводы.


Эти умения формируются на основе следующих знаний:


  • зарождение и развитие научных взглядов на строение твердых тел;

  • знакомство с современными научными методами исследования структуры твердых тел;

  • строение кристаллов;

  • получение кристаллов;

  • роль эксперимента в изучении кристаллов;

  • соотношение теории и эксперимента при изучении кристаллов.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Шубников А.В., Федоров Е.С., Степанов А.В., Попов С.К., Белов Н.В., с их ролью в развитии взглядов на строение кристаллических тел, в математическом обосновании законов симметрии расположения частиц внутри кристаллов, с их вкладом в выращивание и применение кристаллов.


Структура организации занятий.
Теория практическое занятие зачет

Итоговое занятие с сопутствующей выставкой работ учащихся.


Основным материалом элективного курса является тема: «Строение вещества. Твердые тела. Кристаллы». При отборе содержания курса делается акцент на те понятия и умения, которые в базовом курсе вообще не рассматриваются, а в основном курсе рассматриваются частично.
Для изучения этого курса в школьной библиотеке имеется следующая литература:

  1. Кабардин О.Ф. и др. «Факультативный курс физики».

  2. Шаскольская М.П. «Кристаллы».

  3. Белиловский В.Д. «Эти удивительные жидкие кристаллы».

  4. Ахметов С.Ф., Иванов С.Н. «Многоликий кремний».

  5. Энциклопедия для детей «Аванта +»

«Химия», «Физика».
При изучении данного курса возможны следующие виды деятельности учащихся:

- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;



  • составление конспектов по предложенным темам;

  • решение расчетных и качественных задач;

  • выполнение фронтальных опытов;

  • выполнение лабораторных работ;

  • построение и чтение графиков;

  • участие в конкурсах; (лучшая снежинка, лучшая сказка);

  • составление словаря «Камни–самоцветы»;

  • организация выставки по теме: «Камни-самоцветы»;

  • участие в выставке выращенных кристаллов;

  • составление атласа снежинок;

  • составление сводных таблиц;

  • составление сопоставляющих таблиц;

  • анализ свойств твердых тел по предложенной или по собственной теме.


Учащиеся могут выбирать:


  • вид отчетных работ из предложенного перечня;

  • литературу, по которой они будут готовить собственную работу.


Критерий успешности учащихся:
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения всех лабораторных работ в предложенной учителем форме, с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за:



  • качественно выполненное задание по собственной инициативе;

  • использование Интернет - технологии;

  • участие в конкурсах;

  • инициативную презентацию своей работы на школьной конференции.


Форма итоговой отчетности:
Итоговая конференция по теме: «Применение кристаллов»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

I. В М И Р Е К А М Н Е Й. 3часа.

  1. В мире камней.

Лабораторная работа: «Изучение коллекций минералов и горных пород».

  1. Драгоценные и полудрагоценные камни.

Лабораторная работа: «Изучение коллекции п/драгоценных камней».

  1. Сказки и легенды о кристаллах.


II. К Р И С Т А Л Л Ы. 3часа.

  1. Форма кристаллов.

  2. Структура кристаллов.

  3. Как исследуют структуру кристаллов.

Лабораторная работа: «Раскалывание кристаллических и аморфных тел».
III. П О Л У Ч Е Н И Е К Р И С Т А Л Л О В. 3 часа.

1. Как кристаллы растут из растворов. (Переохлажденная жидкость (опыт), график зависимости растворимости от температуры).

Лабораторная работа: «Наблюдение процесса роста кристаллов из растворов».

2. Как образуются расплавы. (График зависимости температуры плавления от давления). Как кристаллы растут из расплавов.



  1. Как кристаллы растут из паров. Кристаллы в облаках. Осадки.

(Конкурс на лучшую шестиугольную снежинку).
IV. П Р И Р О Д Н Ы Е К Р И С Т А Л Л Л Ы. 5 часов.

  1. Как кристаллизуется магма. Природные музеи. (Ильменский заповедник). Алмаз. Добыча алмаза. Знакомство с работами художников, изображающими на своих картинах добычу камней.

  2. Соли. Соляные озера. (Баскунчак, Кара-Богаз-Гол).

  3. Кристаллы солей под землей.

  4. Кристаллы в пещерах, их применение в медицине.

  5. Кристаллы и живые организмы.


V. Ж И Д К И Е К Р И С Т А Л Л Ы. 1час.

VI. К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я Н А Т Е М У: « ПРИМЕНЕНИЕ КРИСТАЛЛОВ». 2 ч.

1. Защита рефератов.

2. Выставка словарей «Камни-самоцветы», составленных учащимися.

3.Парад кристаллов, выращенных учащимися.



  1. Заключительная выставка: «Царство камней».

Темы для самостоятельной работы:

  1. Применение алмаза.

  2. Применение рубинов.

  3. Кристаллическая оптика.

  4. Применение поликристаллов в вакуумных приборах.

  5. Применение монокристаллов в газотурбинных двигателях.

  6. Применение кристаллов в науке.

  7. Применение лазеров.

  8. Применение пьезоэлектрического эффекта.

  9. Применение полупроводниковых кристаллов.

  10. Выращивание кристаллов в космосе и их преимущества.

  11. Жидкие кристаллы в химической технологии.

  12. Жидкокристаллические полимеры.

  13. Жидкие кристаллы и ультразвук.

  14. Стереотелевидение и ультразвук.

  15. Сколько профессий у жидких кристаллов?

  16. Роль жидких кристаллов в живом организме.