Лекторы – проф. Носкова О. Г., доц. Кузнецова А. С - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекторы – проф. Носкова О. Г., доц. Кузнецова А. С - страница №1/4

Примерные ответы на вопросы к экзамену

по

ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

(III курс, 2004/2005 уч.г.)
Лекторы – проф. Носкова О.Г., доц. Кузнецова А.С.
1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Краткая история психологии труда в России.

История (бред по Климову):

Все начинается с донаучного периода. Сначала это разрозненные представления народа.



В пословицах многих народов отражены явления, характеризующие именно психологическую сторону труда, роль средств труда и самого субъекта деятельности и др.

Пример: Назначили осла кузнецом – он первым делом себя подковал. Или: Не котел варит, а стряпуха.

Отношения в коллективе также отражены в народной мудрости.

Например: Берись дружно - не будет грузно.

Также психологическое знание о труде выражено в таких памятниках культуры, как “Повесть временных лет”, “Слово о полку Игореве” и др. Там описаны психологические характеристики людей в основном в связи с ратным трудом.

Например: А мои ти куряни сведомси къмети (Для тех, кто не понял, къметь – это воин) подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяни, концъ копия въскрмлени…

и дальше все в таком духе. Для тех, кто хочет узнать, чем все закончилось – почитайте Климова. Там есть “интереснейшее” описание войны Святослава с греками на древне русском .

Из всего этого Климов делает только один вывод: все эти произведения на самом-то деле написаны не о чем-нибудь, а о связи свойств личности с деятельностью человека !

Далее рассматривается “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”. Там, как выяснил Климов, рассматривается идея о том, что особенности личности как субъекта деятельности определяются воспитанием.

Затем приходит великий Ломоносов. В его работах отражены его психологические знания о труде, а именно:



  • Вопросы волевой регуляции труда

  • Проектирование средств труда с учетом психологических особенностей людей. В сочинениях М.В. много предложений технических средств труда со ссылками на особенности психики человека.

  • Вопросы оптимизации межлюдских отношений в труде. Пишет о том, что нужно помогать друг другу, утешать другого при неудачах и одобрять его действия.

Нил Сорский:

  • У него есть некоторое ученое о продлении нежелательных психических состояний, страстей.

  • Рекомендации по устройству домашнего быта (“Домострой”)

  • Описаны требования к крестьянину, которого выбирают на роль старосты: надо выбирать “человека добра, душею пряма… не вора и не бражника, и не миропродавца…” Климов называет это первой нормативной профессиограммой.

Радищев и его “Путешествие из Петербурга в Москву”.

  • Акцентирована идея уважения ко всякому труду.

  • Описан феномен социогенной непригодности человека к труду (честный человек должен был покинуть службу, так как не мог совместиться с сослуживцами).

  • Образец беседы как метода выявления мотивов труда

Чернышевский со своим вечным “Что делать?”

Идея проектирования рабочего места труженика сельского хозяйства в целях оптимизации его труда.

Все, дальше я это писать уже не могу! Особо жаждущие знаний – к учебнику Климова.

А теперь по-русски:

Психология труда развивалась по 2 направлениям: практические задачи (психология труда сложилась в писхотехнике в начале ХХ века.) и задача по производству самих психологических знаний (фундаментальные модели личности, деятельности и др.)



Отрасль психологии труда как науки формируется именно из “сгустков” области психологического знания о труде. Это выражается в том, что должностные лица берут на себя функции психологического анализа труда и становятся специалистами-человековедами. Постепенно появляются целенаправленные публикации на темы, появляется специализированный язык, формируются группы людей, которые специально занимаются этими вопросами.

Даже сейчас психологические знания о труде переплетаются со знаниями из смежных наук и практики. Раньше это был обычный бардак, а теперь это назвали “синтетичность” или “интегрированность”. Все это вместе Климов обзывает “нестерильностью”.

Короче говоря, психология труда существует как множество взаимодействующих подходов, направлений, школ, концепций. Стоит помнить, что авторы концепций относятся к ним ревностно, пристрастно→ при несоответствии концепции фактам обесценивают саму практику, “подгоняют” ее под теорию.

Все это безобразие схематически делится на:



  1. теоретический поиск, “разведка”

  2. целенаправленные фундаментальные исследования

  3. прикладные исследования

  4. пригодные для непосредственного практического использования разработки (это высший уровень полезности)

Психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Психология труда как профессия.

Где может работать человек, образованный в психологи труда?



  1. отдел научной организации труда предприятия (подбор и расстановка сотрудников, рационализация рабочих мест, анализ причин текучести кадров, пропаганда профессий среди молодежи и др.)

  2. исследовательская лаборатория

  3. конструкторское бюро (психологическая проработка проектов изделий)

  4. центр проф. ориентации (профессиональное самоопределение молодежи)

  5. учебное заведение и др.

2. Основные проблемы психологии труда. Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками.

3. Психология труда, инженерная психология и эргономика (сравнительный анализ).

4. Психология труда, психология управления, организационная психология, экономическая психология (сравнительный анализ).

Связи психологии труда (ПТ) с другими непсихологическими науками. Климов выделяет три категории степеней родства ПТ с другими непсихологическими науками:


  1. Первая степень родства: философия (профессиональная этика и деонтология), экономика труда, социология труда, физиология труда и медицина, профессиональная педагогика. Берутся понятия, методология, техники.

  2. Вторая степень родства: техника. Взаимодействие:

    • ПТ должна учитывать прогресс, новинки, ноу-хау

    • С другой стороны ПТ участвует в гуманистической оптимизации этой новой техники

  3. Третья степень родства: различные системы:

      • Биологические

      • Технические

      • Социальные

      • Экономические

      • Знаковые

      • Художественные

Эти связи нужны для того, чтобы психолог мог свободно ориентироваться в многообразии профессий, а без этого нет, например, никакой нормальной профориентации.

Связи ПТ с другими психологическими дисциплинами:



  • Общая психология

  • Психология личности (индивидуальные стиль деятельности)

  • Клиническая психология (функциональные состояния, трудовая адаптация и реабилитация больных)

  • Социальная психология (профотбор)

  • Возрастная психология (развитие человека как субъекта труда).

Предметные области, связанные с ПТ:

    • Авиационная и космическая психология

    • Военная психология

    • Политическая психология

    • Юридическая психология

    • Психология спорта

    • Железнодорожная психология

    • Психология торговли и сферы обслуживания

    • Психология рекламы.

Основные проблемы:

  1. психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классифика­ция профессий);

  2. развитие человека как субъекта труда (формирование тру­доспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты);

  3. дифференциальная психология труда (проблемы прогно­зирования и оценки профпригодности, формирование эффектив­ного индивидуального стиля деятельности, психология профот­бора, аттестации и карьерного консультирования);

  4. психология в проектировании, оценке и рационализации
    труда и его компонентов, управление качеством продукции;

  5. психология работоспособности человека, оптимизацию
    функциональных состояний
    (преодоление профессионального
    стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.);

  6. психология в профилактике травматизма и аварийности;

  7. психология трудовой мотивации;

  8. психология группового субъекта труда.

Общие теоретические подходы, технологии и методы решения этих проблем рассматриваются в психологии труда. В той мере, в какой указанные проблемы встречаются в отраслевых направлениях психологии (юридической психологии, психологии спорта, психологии искусства, авиационной психологии, военной пси­хологии, психологии торговли, транспорта и т.д.), психология труда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разраба­тывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии. В этом смысле психология труда разраба­тывает фундаментальные основы психологической практики.

Сравнительный анализ.

      • Психология труда, инженерная психология и эргономика. Психология труда сложилась в недрах психотехники и оформилась довольно рано, в 20 годах 20 века. Инженерная психология сложилась в нашей страны поздно (в США – 30 и 40-е годы, в Англии - эргономика), это междисциплинарная область. Инженерная психология = эргономика. Хотя психология труда и инженерная психология не тождественны, но сильно пересекаются, в работе специалисты обоих профилей могут сталкиваться. Поскольку близко расположены предметы, то они совпадают в специализации. Инженерной психологии может быть и не психологическая работа – работа с железками.

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления (процессы и состояния, особенности личности) человека в процессе его труда.

Инженерная психология (по В.М. Мунипову) – область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Главные задачи: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявления психологических факторов надежности и эффективности систем «человек-машина».

Эргономика – научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии, ряда технических наук, исследования которой подчинены задачам проектирования и ориентированы главным образом на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования эргономики – система «человек-машина».

            • Микроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек – другой компонент рабочей системы» (напр., «человек – программное обеспечение»).

            • Макроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом.

      • Психология труда, психология управления, организационная психология, экономическая психология. Психология организационная – психологи изучают, как организация влияет на человека, на его культуру. Психология организации не поглощает психологию труда. Организации – созданные институты, результат определенного процесса, но труд – несколько другое. Психологи могут быть заняты разным количеством народа – 1, группа, организация как целостность. Психология труда и экономическая психологии (население как потенциальные потребители, как формируется стереотип поведения подростков в плане экономической деятельности).

5. Эргатическая система, эргатические функции. Типология эргатических функций, их эволюция в истории человеческого общества.



Эргатическая система – это система взаимодействия человека с внешней реальностью, т.е. система «субъект – объект». Пр.: система «человек – машина», «человек – техника – среда» и т.д. Эргатическая система производит то, в чём нуждаются, и что способны потребить люди, общество (вещественный предмет, полезная информация, общественные процессы и проч.). Т.о., Эти системы объединяют субъектов труда, предмет труда, средства труда, производственную среду. Система – производственная организация, которая все это объединяет для получения нужных человеческому сообществу продуктов. Например, банда, которая грабит магазины, не создает ценных продуктов, или может быть клуб по интересам, которая не является чистой эргатической системой.

Понятие «эргатическая функция» включает в себя следующие понятия.



Трудовая функция – это любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда. ← ориентация на человека!!!

Функция средств труда – это снятие ограничений и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта труда при достижении целей. ← ориентация на средства труда (например на технику)!!!

Динамика: сначала человек выполнят трудовую функцию, но потом эта функция моет быть передана технике. Пр.: рукопись проверяет на ошибки какой-нибудь дяденька в издательстве → компьютер выделяет ошибки красным или зеленым.

Т.о., эргатическая функция – это более общее понятие!

Эргатическая функция – это любое уменьшение неопределенности связей внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемое с т.з. тех целей, ради достижения которых эта система создана.

Эргатическая функция – это любая функция, характеризующая данную эргатическую систему (трудовая функция или функция средств труда).

Эволюция эргатической функции на примере первобытного рубила (бред по Климову):



  1. В общине постепенно осознается необходимость иметь инструменты более удобные, чем случайно подобранные камни.

  2. Мысленный образ потребного будущего – рубила – продукт коллективного воображения.

  3. Пока все охотятся, рыбачат или собирают ягоды (разделение труда), какой-нибудь человек занят производством рубила:

    • Находит камень-заготовку

    • Принимает решение – подходит ли этот камень для рубила, оценивает его свойства

    • Организует рабочее место

    • Обрабатывающий станок – сам человек (его ФС регулируются организмически, т.е., напр., передышки и т.п. и социально – ритуалы и т.д.)

    • Путем проб и ошибок вырабатываются рабочие движения

    • Сличение получаемого полупродукта с образом желаемого результата

Всё это и есть эргатическая система! 

Перечень основных эргатических функций (умняшки, которые хотят ещё подробнее – читайте таблицу Климова в его желтом учебнике на стр. 57-62 ):



  1. Функции духовного производства:

    1. Построение идеологии

    2. Построение ближайших перспектив развития сообщества

    3. Целеполагание

    4. Накопление истинных знаний

    5. Накопление эмоционального опыта

    6. Построение смыслов трудовой деятельности

  2. Функции производства упорядоченности социальных процессов:

      1. Построение общественных норм и правил

      2. Построение социальных коммуникаций и власти

      3. Построение общих планов деятельности

      4. Построение защиты эргатической системы от помех, отклонений, разрушения

  3. Функции производства полезных действий и обслуживания и самообслуживания:

    1. Построение жизнеобеспечения субъекта труда

    2. Построение средств стабилизации, восстановления, развития (режим работы, обучение, лечение, ремонт, совершенствование эргатической системы)

  4. Функции материального производства:

  1. Оперативно-гностические функции (прием, переработка и хранение информации, принятие решения).

  2. Оперативно-практические функции (организация предметной и социальной среды, внешних средств работы, себя самого, управление средством и т.д.).

8. Эмпирико-познавательные и преобразующие методы в психологии труда. Специфика метода эксперимента в психологии труда.

Эмпирико-познавательные методы – см. вопрос 9.

Преобразующие методы: связанны с вторжением в психику, изменением. При реализации любого из преобразующих методов возникает задача управления (психологического, а не административного, как некоторые любят!) активностью людей.

→ здесь остро стоит проблема манипулирования людьми, их сознанием. Климов: “Злодеяния, как свидетельствует история, сплошь и радом основаны на применении именно преобразующих методов психологии” (Например, дезинформация, клевета и др.)

→ связанно с нормами морали, ценностями

→ это более ответственно

→ предполагает наличие многих разнородных профессиональных умений, внутренних средств деятельности

Виды преобразующих методов:


  1. Методы использования и формирования субъектных факторов труда

    • Методы профессионального самоопределения, самовоспитания, самообучения, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации к обстановке, к коллективу

    • Методы проф. консультации, проф. отбора, психологического тренинга, профилактики и коррекции неблагоприятных ФС, коррекции индивидуального стиля деятельности

  2. методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда

    • методы рационализаторской и изобретательской работы, направленные на улучшение средств и условий труда

    • методы разработки рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда

    • методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в трудовых коллективах, профессиональных сообществах

Все многообразие преобразующих методов в итоге сводится к управлению сознанием, психической активностью людей в труде то есть к построению, реконструкции, коррекции психических регуляторов поведения и деятельности или хотя бы к более разумному использованию уже имеющихся.
9. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности в психологии труда.

Наблюдение- классический метод психологии. Климов пишет, что это базовый метод.

Наблюдение – специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов (определение из Климова).

Даже экспериментатор одновременно является и наблюдателем. Меняется только структура объекта наблюдения (предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы и др.)

Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- фото- видеосъемка, использование датчиков).



Отличие наблюдения от эксперимента.

  1. Эксперимент отличается от наблюдения по признаку вмешательства субъекта познания в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, процессов. Если человек провоцирует изучаемые явления – это эксперимент, а если просто использует складывающиеся ситуации – это наблюдение.

  2. Признак строгости не является неотъемлемым качеством эксперимента. Эксперимент может быть не строгим, а наблюдение – строгим (если хорошо определены и объективно фиксируются изучаемые параметры изучаемого объекта).

  3. Наблюдению часто приписывают свойство субъективности, неточности. Это не так. Неточным может быть и эксперимент. Пример: астрономия многие годы была наблюдательной, но заслужила репутацию самой точной и объективной конкретной науки.

Признаки, свойственные наблюдению:

  • Объективность

  • Систематичность

  • Предварительная программа

  • Учет внешних и внутренних условий активности исследуемого

  • Фиксация полученных результатов

Ограничения метода наблюдения:

    1. По Климову:

При использовании этого метода надо обращать особое внимание на принципы организации работы наблюдателя, строгости процедур получения и фиксации знания об изучаемом объекте. “Платой” за это является потеря оперативности и многоаспектности познания.

Короче: нельзя наблюдать за всем сразу. На что-то мы обращаем внимание больше, на что-то меньше, а что-то вообще можем упустить. Обычно чтобы не упустить ничего, наблюдатель записывает. НО: при этом он отвлекается от объекта наблюдения на свои записи + это замедляет работу т.к. пишем мы медленнее, чем что-то происходит в этом мире.



    1. По Носковой:

Психика другого человека не дана нам непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще его не отражать. Надо продумывать связь между фиксируемыми поведенческими признаками и их психологическим содержанием. Полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации – в этом самая большая сложность этого метода.

Наблюдение может быть научным и практическим. Это зависит от того, в решение каких задач оно включено. Вообще, все остальные методы возникают как деформации метода наблюдения.



  1. Метод анализа продуктов деятельности.

Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат.

Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений.

Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека.

Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.)

Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности:



Область существования продукта труда /

Вид фактуры продукта труда



Внешняя реальность: природный мир

Внешняя реальность: мир культуры

Субъективная реальность, внутренний мир

Действительно

существующие целостности, системы



А – искусственный водоем, искусственный алмаз, урожай

Б – Дом, одежда, гайки и болты, бетонная смесь, очки

В – Отношения личности, знания, умения (как продукт труда педагога)

Процессы, функциональные эффекты, состояния систем (эта группа трудоемка для изучения).

Г – Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах

Д – Безопасность движения транспорта, симфонический концерт

Е – Социально-психологический климат в группе, состояние отдыха, формирующие образ мыслей доклады

Информация, знаково-символические объекты

Ж – Знания о природе, записанные на внешних носителях

З – Знания о людах, обществе, записанные на внешних носителях

И – Оперативная осведомленность человека

Требования к методу анализа продуктов деятельности:


    • Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)

    • Систематичность, всесторонность подбора фактов

    • Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.

    • Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)

  1. Метод опроса, контент-анализ текстов, метод беседы.

Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте.

Объект наблюдения – устная речь в специально построенном диалоге. Также вариация метода наблюдения, когда продукты речевой, вербальной деятельности выражаются письменно.



Виды опросов:

  1. по содержанию вопросов

    • фактологическая информация – отношение к человеку, к социальным феноменам, явлениям, проблемам. Пример: листок по учету кадров

    • выяснение внутренних проблем человека

  1. по форме предъявления вопросов и вариантов ответа

    • стандартизованные – со всеми одинаково.

    • нестандартизованные – в ситуации беседы, взаимодействия.

  1. по проведению

    • письменные

    • устные

Минусы опроса:

Те же самые, что и у наблюдения плюс следующее:

Обычно опросные методы считают простыми и доступными, но это не так. Не следует спрашивать респондентов “в лоб” о причинах событий и поступков. Так можно получить только мнение опрашиваемых по поводу этих причин. С тем же успехом можно спрашивать прохожих о причине процессов, происходящих на Марсе. Выискивать причины явлений – дело специалиста-исследователя.

Сами вопросы (их постановка) влияют на ответ респондентов. Поэтому их надо правильно задавать, не подталкивая к определенным ответам, которые укладываются в статистику. Иначе можно получить ложное мнение.

Надо уточнять, что мы узнаем из данных опроса. Это не всегда то, о чем мы спрашиваем.


  1. Метод экспертизы или метод экспертных оценок.

Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.

Ограничения экспертных методов:



      • Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК.

      • При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много.

      • Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.

  1. “Естественный” эксперимент

Нарушаем правило классического наблюдения и вмешиваемся в ход психических процессов. Наблюдаемый становится испытуемым.

Испытуемому предлагаются привычные них виды задач.

Василейский: предложил наблюдать за профессионалами в то время, когда они выполняют свою обычную работу. Подбирались те фрагменты деятельности, в которых наиболее ярко проявлялись качества работника данной профессии. Затем оценивался уровень психических качеств работника. Далее – сопоставительный анализ индивидуальных профессиональных профилей. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности (здесь учитывается многообразие типов людей, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии – и это хорошо).

Сейчас: метод естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала. Он очень эффективен в прогнозировании проф. пригодности.



  1. Производственный эксперимент.

Сравнительное наблюдение психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании различных орудий труда.

  1. Лабораторный эксперимент

Создаем “чистую”, искусственную обстановку (при этом искажается естественный ход психичских процессов).

Специфика в психологии труда: модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной профессиональной ситуации. Выполнение этого требования позволяет распространить результаты экспериментов на реальную профессиональную деятельность.



  1. Метод анамнеза, биографический метод

Предмет беседы смещается на биографию, историю личности испытуемого. Выделяют субъективный и объективный анамнез.
10.Понятия: «профессия», «специальность», «трудовая деятельность», «профессиональная задача», «действие», «операция». Трудовой пост в организации и его компоненты.

28. Цели и способы аттестации трудовых постов в организации.

Психология труда – одна из психологических наук, изучает человека как субъекта труда с точки зрения его формирования и развития как будущего субъекта и оптимизации функционирования.

В психологии труда используются такие понятия:

Профессия – область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость. Специальность – образовательная программа, модель того, что должен знать профессионал. Специализация – профиль специальности.

Трудовая деятельность – общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей и результатов.

Профессиональная задача – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий.

После вычленения задач можно построить алгоритм – какие действия можно осуществить, чтобы достичь результата – решения задачи. Выделяют 7 типов профессиональных действий:



  1. Двигательное (психомоторное) действие

  2. перцептивные действия

  3. мнемические действия

  4. имажинитивное действие

  5. логические действие

  6. действие контроля

  7. интерперсональные действия

Трудовой пост – должность в организации. Трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты. Должность может быть вакантной. Трудовой пост включает круг обязанностей профессионала, рабочее место, условия труда…

Аттестация трудового поста - выясняем, какие ПВК нужны для того, чтобы работать на этой работе. Это нужно, чтобы сделать более эффективным профориентацию, профподбор и профотбор. Методы – профессиографирование, психограмма, экспертные оценки и т.п., см. вопр. про методы…


11. Профессиограмма и психограмма. Схема (программа) профессиографирования, способы фиксации результатов профессиографирования. Особенности профессиографирования применительно к разным задачам практики.

Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии.



Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологи­ческого анализа профессии:

    • разработка научных теорий, понятийного аппарата;

    • совершенствование методов изучения, анализа профессий;

    • профессиональная роль и должность;

    • мотивы профессиональной деятельности; удовлетворенность]

    • трудом;

    • индивидуальный стиль труда;

    • типы личности и типы профессий;

    • методы предсказания профессиональной успешности и ее оцен­ки у работающих;

    • совершенствование профессиональных умений, тренинг;

    • содействие профессиональной социализации (адаптации) лич­ности (особенно новых работников организации);

    • социально-психологические проблемы в трудовом поведении;

    • варианты профессиональных карьер в разных профессиях;

    • профессиональная демография, профессиональная мобиль­ность;

    • информация о профессиях в карьерном консультировании;

    • технологии карьерного консультирования;

    • карьерное консультирование особых групп населения.

Принципы профессиографирования.

принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень научения профессий, предмет исследования, методы;

принцип личностного подхода: следует учитывать возможные ва­риации индивидуального стиля деятельности и возможности ком­пенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. Подчеркивалась условность, относительность психограммы успеш­ного профессионала как модели желательного набора ПВК; идея возможного существования нескольких одинаково успешных ти­пов профессионалов, обладающих разными индивидуально-лич­ностными качествами, отмечалась в 1920-е гг. и С.М.Василейским (1927). К этому можно добавить идею о возможной изменчивости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом про­фессионального развития личности субъекта труда;

  • принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении;

  • принцип надежности: нельзя ограничиваться только благопри­ятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изуче­нии опасных профессий;

  • принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сход­ные по каким-либо параметрам профессии;

  • принцип перспективности и реальности: рекомендуется учиты­вать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

  • К этим принципам можно было бы добавить еще несколько:

  • принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии;

  • принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей орга­низации, в которой трудится субъект труда;

  • принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характерис­тики могут быть установлены лишь при изучении конкретных тру­довых постов в организациях (эргатических системах) и посте­пенном обобщении частных видов труда в группы по специально­стям и профессиям (Климов Е.А., 1998, с. 64—74);

  • принцип целостности (неаддитивности): профессиональная де­ятельность человека не должна рассматриваться лишь как механи­ческая сумма элементарных действий, операций, а его психика — как сумма относительно самостоятельных психических функций (Геллерштейн С.Г., 1931);

  • принцип деятелъностного опосредования: своеобразие предмет­ного и функционального содержания трудовой деятельности оп­ределяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

Профессионально важные качества (ПВК) - те качества, признаки, которые важны для успешного вы­полнения работником профессиональных задач в данном виде труда. Описание упорядоченной совокупности ПВК называется психограммой профессионала.

Штерн выделял четыре направления в дифференци­альной психологии:



  1. учение о вариации признаков (например, о вариации объ­ема кратковременной памяти);

  2. учение о корелляции признаков (примером может служить
    поиск связи между математическими и музыкальными способно­стями);

  3. психография (исследование и описание психических качествотдельной личности);

  4. сравнительная психография (сопоставление разных людей по некоторому набору психических признаков).

Результатом психографирования, по Штерну, и должна была стать психограмма личности.

Психограмма могла быть:



    • полной — психологическое изучение состав­лялось по обширной программе — полной психографической схеме

    • частичной - программа обследования личности касалась лишь важных для об­суждаемой проблемы сторон.

    1. срезовые составля­лись при разовом обследовании личности

    2. продольные психограммы - при со­поставлении результатов психологического обследования лично­сти несколько раз во времени

Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях раз­вития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

Задачи психограмм:



      • основой для подбора психо­диагностических методик и прогнозирования с их помощью ус­пешности будущей профессиональной деятельности претенден­тов на конкретную вакансию

      • при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции.

      • задача профессионального обучения и трениров­ки таких психических функций, ПВК, которые обеспечивают ус­пешную работу и могут стать предметом развития, упражнения

Типы профессиограмм (Иванников):

    1. диагностическая  выявление ПВК, психограмма

    2. ориентировочно-диагностическая  выявление причин аварий, проблем в деятельности, анализ типичных ошибок и сложностей

    3. конструктивная  повышение эффективности средств и условий труда, анализ приемов и способов деятельности, технологии

    4. информационная  для профориентации

Схема информационной профессиограммы:

  1. специфика должности, организации, стаж человека

  2. история профессии, распространенность

  3. предметная область (Ч, П, Х, З, Т)

  4. продукт деятельности

  5. средства труда:

    • орудия труда

    • внешние функциональные (лексика, мимика, голос)

    • внутренние функциональные (схемы, эталоны, образцы)

  1. задачи труда, профессиональные функции

    • нормативно заданные

    • реально выполняемые

  1. трудовые действия

  2. права, обязанности, ответственность

  3. профессиональный риск

  4. интересы, мотивация

  5. возможности роста, карьеры, обучения

  6. профессиональные сложности (для начинающих и мастеров)

  7. типичные конфликты

  8. типичные ошибки

  9. личностные особенности (психограмма)

Способы фиксации см в №14.
12. Профессиональные особенности когнитивных процессов и психомоторики в разных видах труда.

Когнитивные процессы:

Профессиональное знание состоит не столько из общих принципов, сколько из знания ряда конкретных случаев (Шрейдер).



Профессионал в разных случаях (по Климову):

  • С чем-то знаком

  • В чем-то ориентируется

  • Что-то помнит

  • Чем-то владеет

В одной из классификаций в когнитивных процессах выделяют ЗУН

знания – совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности, своей спейиальности, обязанностях и др. Выделяют 4 уровня знаний:

  1. знакомство → узнавание

  2. репродукция→ описание

  3. умение→ применение

  4. трансформация→ перестройка

навыки – автоматизированное действие, возникает в результате многократного повторения. Навык обеспечивает быстроту и точность без расхода дополнительных сил со стороны сознательного контроля. И это здорово! Навыки разделяют на:

  1. простые – несложные приемы и действия, осуществляемые автоматизировано, без достаточного сосредоточения внимания.

  2. Сложные – понятно, что они многозвенные, этапные. Между тем, даже они могут становиться автоматизированными.

Также выделяют:

  • Умственные

  • Сенсорные

  • Двигательные

Этапы выработки навыков:

  • Аналитико-синтетический – разлагаем действие на операции, анализируем переход между ними, их последовательность.

  • Совершенствование – как правило, повторение.

  • Автоматизация

  • Генерализация навыка – когда он затверждается до такой степени, что уже не может быть разрушен (помехи уже не являются помехами, не могут нарушить навык + навык автоматически применяется везде, может быть распространен на другие виды деятельности + истории про сохранность профессиональных навыков у людей с повреждениями мозга)

умения – способность целесообразно применять знания и навыки.

Методы выработки умений:



  1. упражнения (выполняются под присмотром и контролем мастера в этом деле)

  2. практическая работа (имеется в виду уже настоящая работа, в отличие от первого пункта)

  3. самостоятельная тренировка (соответственно, выполняется самостоятельно)

Важной составляющей и предпосылкой достижения высоких результатов деятельности в психологии труда является учет особенностей психомоторного компонента.

Основы отечественной психомоторики заложены нашим великим соотечественником Иваном Михайловичем Сеченовым, который в 1863 году опубликовал свою книгу «Рефлексы головного мозга». В ней он обращал особое внимание на роль мышечных движений. “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение”.

Но еще раньше, в 1795 году, появилось понятие “время реакции”. Его связывают с именем Невила Маскелайна из Гринвичской обсерватории. Этот астроном уволил за ошибочное определение (по сравнению с его собственными, как он считал, безупречными, измерениями) времени прохождения небесных светил через Гринвичский меридиан на целых 0,5 сек. молодого сотрудника Кемпбелла. Правда, через 30 лет Кемпбелл был реабилитирован Фридрихом Бесселом, установившим, что получаемые у разных астрономов расхождения обусловлены их индивидуальными различиями реагирования (психической реакции, как тогда говорили). Причем это время, как оказалось, зависит от многих причин: от психического состояния человека, от силы сигнала, от степени усталости, от типа высшей нервной деятельности и т.д.

Но различия во времени реагирования не остались незамеченными практиками. В начале ХХ века они использовались во Франции для отбора молодых людей в военную авиацию.

Известно и другое направление использования психомоторики в целях повышения производительности труда. Для этого достаточно вспомнить боли в спине, в ногах, руках, шее от многократного выполнения однообразных мышечных движений и т.п.
Что же такое психомоторика?

Самое короткое определение гласит: психомоторика - это объективизация психического отражения. Константин Константинович Платонов отделял объективизацию от реализации, подчеркивая, что реальность существует в двух формах: как объективная реальность (существующая вне сознания) и субъективная реальность (отраженная сознанием). В процессе отражения объективная реальность становится субъективной, а в процессе психомоторики субъективная реальность становится объективной реальностью. Психомоторика - это своеобразное соединение движения с психикой.



В психомоторных процессах выделяют:

  1. простую психическую реакцию как ответ на заранее известный сигнал (поведенческая, физиологическая, эмоциональная и т.д. - например, нажатие кнопки);

  2. сложные реакции (выбора, переключения, цепные, отсроченные);

    • отставленную реакцию, когда исполнительному сигналу предшествует предварительный;

    • реакцию на движущийся объект (РДО);

  3. реакции слежения;

  4. сенсомоторные координации;

  5. идеомоторные реакции и двигательные действия. Это двигательные действия, вызванные мыслями, идеями (думаю - делаю). Так, например, при рисовании прямой линии без линейки мысль о возможной ошибке, часто приводит к отклонениям от желаемой прямолинейности.

Широко известно возникающее у многих раздражение, когда советчики начинают “под руку” подсказывать, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Результат этого зафиксирован в реальном случае при зачетной посадке самолета ИЛ-86. Проверяющий (пилот - эксперт) умудрился “под руку” второму пилоту за 3 минуты 20 раз в нецензурной форме вмешаться в процесс посадки. В итоге такого “дерганья” второй пилот увел самолет от расчетной глиссады и коснулся земли за 200 метров до посадочной полосы, прочертив за 0,8 сек. борозду в 65 метров. К счастью проверяемый успел дать взлетный режим и избежал катастрофы. Интересно, что в критический момент (от высоты 60 метров до окончания посадки) проверяющий не сказал ни одного слова! А он должен был взять управление самолетом на себя!



Психомоторные процессы могут существовать в форме ЗУН:

  1. знаний о возможных формах и особенностях психомоторного реагирования;

  2. умений, соединяющих знания с их практическим применением;

  3. навыков, как автоматизированных умений, освобождающих наше сознание от контроля за однообразными, повторяющимися движениями, и направляющих мышление на принятие решения по важным, требующим оперативного вмешательства, событиям.

Психомоторика реализуется в 3-х основных сферах:

1. Силовой (характерной для ранних этапов развития техники и требующей мускульных усилий).

2. Пространственной.

3. Временной.

Последние две сферы стали преобладающими на более поздних этапах развития техники, когда появились всевозможные усилители и дистанционное управление ими. Стали преобладать не менее важные мелкие (дозированные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы) действия: удара, нажима, вращения.

Происходило также постепенное сокращение макродвижений при переходе от ручных действий (работа топором) к механизированному (штамповка деталей) а затем к автоматизированному (операторский труд).


13. Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы профессионала и требований к его личностным и индивидуальным свойствам в разных видах труда.

Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы профессионала могут проявляться в:



  • Состояниях потока (см. № 16)

  • Синдроме «эмоционального выгорания»

  • Посттравматических стрессовых реакциях

  • Реакциях на ситуацию риска

Синдром «эмоционального выгорания» включает 3 составляющие:

    1. Эмоциональная истощенность

    2. Деперсонализация (цинизм)

    3. Редукция профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности).

Деперсонализация при этом может пониматься как форма профессиональной защитной стратегии общения, при которой партнер по общению лишается качеств живой личности, и во взаимодействии выделяются только профессионально значимые компоненты. Американские психологи рассматривают ее как способность эмоционально отстраниться от профессиональной ситуации, выполняя свою роль, и при этом нет проявлений агрессии и цинизма по отношению к объекту труда.

Вигдорчик Н.А. относил феномен деперсонализации к формам волевой компенсации нарушенных функций, связанных с эмоционально-волевой регуляцией поведения, эмоциональным истощением. Это позволяет подавить психическую неустойчивость нервозность в профессиональной деятельности (характерно для продавцов, телефонисток, артистов, педагогов, руководителей). При этом наблюдается раздражительность и обидчивость в быту.

ПТСР - это отставленная и затяжная реакция на стрессовые события или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера. В отличие от острой стрессовой реакции ПТСР возникает не в момент стрессового события, а в отдаленные сроки. События и травмы, которые вызывают ПТСР:



  • Губительные факторы окружающей среды или информация о них

  • Угроза жизни или физическая травма

  • Ужасные картины смерти или ранения других людей, их насильственную или внезапную смерть (машинисты электропоездов метро, которые видят как под их поезд прыгает самоубийца)

  • Присутствие при насилии над близким или информация об этом

  • Чувство вины за смерть или травму другого человека

Проявления ПТСР:

Кошмары, алкоголизм, агрессия, депрессия, тревога, неспецифические соматические заболевания (головная боль).

Особенности переживания стресса оператором:


  1. Состояние тревоги

  2. Невроз ожидания

  3. Ступор

  4. Амнезия
    Кроме того, к эмоционально-волевым особенностям относят реакции на ситуации риска.

Существует 2 подхода к риску.

1. Котик рассматривает риск как направленность на особо привлекательную цель, связанную с опасностью.

2. Риск как осуществление альтернативного выбора.

Риск связан с активностью человека, а опасность является характеристикой ситуации. Некоторые авторы рассматривают ориентацию на риск как личностную особенность.

Профессионал в ситуации возможного риска может отказаться от деятельности. При этом наблюдается нарастание тревоги и изменение мотивации (страх аварии).

14. Методы профессиографирования.



Профессиография – технология изучения профессий и требований, предъявляемых сотрудникам. Она позволяет исследовать специфику данной профессии в даной организации. Результаты профессиографирования закрепляются в профессиограмме (см. вопрос 11).

Методы профессиографирования:

  1. опрос – подробнее см. вопрос 9

Пример: самооценка профессионала

Это опросник, где 151 вопрос. Ответы отражают оценки собственного восприятия, запоминания, обработки информации, воображение и др.

Вопросы типа: “Считаете ли вы, что вам нужна…способность запоминать большие цитаты”


  1. Метод критических инцеденитов.

Метод разработан Джоном Фланаганом в начале 50-х гг ХХ века.

Проводят опрос работников, просят их описать критическую ситуацию и ее исход. Нужно описывать, что привело к этой ситуации + успешные и неуспешные действия работника в этой ситуации + зависимость исхода ситуации от действий работника и от внешних причин. Накапливается банк описаний. Затем эти описания предлагаются экспертам для группировки по причинам и внутренним факторам работника, которые важны в разрешении этих ситуаций. Группы составляют основу профессиональных требований к специалисту.

Пример использования этого метода: в 1940-е гг. исследовали военных летчиков. Собрали более 700 критических инцидентов, из них сделали 24 группы важных качеств. Затем эти качества стали требованиями при проф. отборе.


  1. метод экспертных оценок

Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.

Ограничения экспертных методов:



  • Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК.

  • При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много.

  • Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.

  1. анализ продуктов деятельности – подробно см. вопрос 9

  2. наблюдение за работой – подробно см. вопрос 9

Пример: “фотография” рабочего дня

Таким образом собирают информацию о видах занятий, формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Обычно предварительно составляют перечень интересующих исследователя действий, Уточняют поведенческие признаки начала и конца действия, подготавливают удобную форму протоколирования. Наблюдение проводится неделю или 10 дней. Данные обрабатываются статистически.



  1. психологическая интерпретация проф. задач, действий, проблемных ситуаций -профессионалы очень хорошо понимают те задачи, которые они должны выполнять.

  2. анализ технической документации – здесь можно найти особые профессиональные обозначения, термины, знание которых поможет установить контакт с респондентами + минимизировать кол-во вопросов к ним.

  3. сравнительно-статистичесикй подход

Специалистов разделяют на успешных и неуспешных. Затем дают им одни и те же задачи и смотрят, как они справляются с ними.

  1. дневниковые записи специалиста -психолога (трудовой метод) или специалистов друг о друге.

Психолог осваивает какую-либо профессию. Затем он должен каждый день после работы описывать, какие задачи он выполнял, появляется ли автоматизация, проявляется ли утомление + свои переживания и рационализаторские предложения.

Вопросы примерно следующие: Что я делал? Какие были этапы работы? Что стало легче выполнять и почему? Были ли переживания утомления? Свои рекомендации по усовершенствованию организации труда.

После всего этого собранные данные обсуждаются, уточняются, и составляется психограмма успешного профессионала.

Минус этого метода: большая субъективность, использование методов интроспекции; этим методом можно изучать только те профессии, которые можно освоить за несколько месяцев..



  1. метод коллективной дискуссии

Психолог приглашает группу специалистов. Несколько специалистов садятся и начинают обсуждать свою деятельность, требования к профессии, психолог подслушивает.

  1. метод моделирования, эксперимента – подробно см. вопрос 9.

Моделируется деятельность и смотрят, что получается, какие проблемы и почему они возникают.

  1. метод составления индивидуальной характеристики в профессиографии.

Метод предложен Очкиной. Идея близка к методу Василейского.

Психолог проводит обследование большого числа работников определенной профессии и отмечает у них степень развития профессионально важных качеств и приобретенных навыков. Обследование проводится, в отличие от метода Василейского, не при помощи наблюдения, а при помощи психологических тестов. Также собираются данные о профессиональной успешности работников, их служебном продвижении. Все это позволяет понять, каков типичный успешный и неуспешный работник. Затем смотрят, совпадают ли ожидаемая (идеальная) психограмма успешного работника с реальной.

Пример: исследовали профессию артельного старосты службы пути. Обнаружили четкие различия между группами хороших, средних и плохих работников.
15. Типологии (классификации) профессий в психологии труда. Классификация мотивационных ожиданий при выборе профессии.

1. Первая классификация профессий издана в 1939 году – американский словарь названий профессий. Представляет собой систематизированное описание конкретных видов профессий,

2. Международная стандартная классификация профессий создана ООН, Юнеско и ВОЗ в 1957. Критерий классификации: характер работы, используемые орудия и средства производства, сырье, требуемое образование.

3. По отраслям народного хозяйства. По принадлежности к некоторой отрасли можно судить о характере продукта труда, типе используемых технологий, степени опасности (риск профессиональных заболеваний, травматизм).

4. По степени тяжести работ. Т.е. степень неблагоприятного влияния на здоровье и ФС всех факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки.

5. Историческая классификация. Критерий: принадлежность определенной исторической эпохе, с определенным уровнем развития технического прогресса и т.д.

6. На основе психофизиологического подхода. Критерий: требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Например, классификация Липмана:


  • Низшие (неквалифицированный труд)

  • Средние (индустриальные профессии с требованием к сенсомоторной сфере или к интеллекту в ограниченных пределах)

  • Высшие (требования к организационнм функциям, общему интеллекту, принятию самостоятельных решений):

- гностические (ученый)

- технические (инженер)

- символизирующие (художник, поэт, музыкант)

7. По разновидностям неприятных сторон труда (физического, эстетического социального порядка).

8. Информационно-поисковая система «Профессиография». Была создана под руководством Е.А. Климова для систематизации информации о профессиях и создания технологии поиска. Было выделено 5 групп классификационных признаков:


  1. Общие сведения о профессии (название, специальности, виды работ, распространенность, принадлежность к отрасли нар. хоз-ва и т.д.)

  2. Подготовка кадров (тип учебного заведения\, длительность обучения, уровень итоговой квалификации, перспективы профессионального роста)

  3. Типовые производственные показатели работы (виды труда, предмет и цели работы, тип орудий, обязанности, трудности, аварии, ошибки, содержание деятельности, характер социальных связей)

  4. Санитарно-гигиенические условия труда (вредности и противопоказания)

  5. Психофизиологическая характеристика труда:

- сенсорные процессы и перцептивные действия

- психические процессы (наблюдение, память, мышление, речевые функции)

- моторные компоненты деятельности

- эмоциональный фон трудовой деятельности

- индивидуально-личностные качества

Система позволяла выяснить сведения о конкретной профессии, получить перечень профессий по заданному одному или нескольким признакам.

9. Классификации профессий с целью профориентации.

Здесь особенно важно соотнесение знаний о профессии с собственными предпочтениями, внутренними ресурсами и мотивационными ожиданиями (хотели помогать людям, а нас тут психологией труда мучают )



Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты.

4 уровня признаков:



  1. типы профессий по предметному содержанию труда:

    • Социономические (человека)

    • Биономические (природа)

    • Технрономические (техника, неживая природа)

    • Сигнономические (знак)

    • Артономические (художественный образ)

  2. по цели трудовых задач:

- преобразовательные

- гностические

- изыскательские

3) по орудию труда:



  • Ручной

  • Механизированный

  • Автоматизированный

  1. по условиям труда:

    • бытовые условия

    • на открытом воздухе

Более подробная классификация разработана Гусейновой-Пчелиновой:

10 критериев: 1) предмет труда 2) преобладающие цели 3) характер задач по интеллектуальной сложности 4) источники стресса 5) средства труда 6) индивидуальность – совместность труда 7) преобладание исполнительских или организаторских функций 8)тип профессионального общении 9) виды риска и ответственности 10) физические условия труда.


16. Концепции трудовой мотивации и их использование в практике работы с персоналом. Методы диагностики мотивационных образований субъекта труда.

18. Профессиональные интересы, направленность личности, склонности; возможности их формирования и методы диагностики



Основные понятия.

Мотивация труда – это процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определенных результатов.

Стимулы труда (внешний объект, событие, отношение, вещь): заработная плата, социальные льготы, удобных график работы и проч.

Стимулы труда потенциально могут приобрести статус предмета потребности, представленного в сознании в качестве побудительного мотива. Но этого может и не произойти!

Удовлетворенность трудом – это возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связанные с трудовой деятельности.

Профессиональные интересы:



  • В узком смысле – эмоциональные предпочтения человека в освоении новых видов знания, связанного с профессией.

  • В широком смысле – интересы = мотивы.

Профессиональные склонности – эмоциональные предпочтения человека определенных видов занятий, деятельности, связанных с профессией.

Продуктивность (эффективность) труда – показатель успешности в труде, признаком которой являются высокое качество и скорость работы.



История.

Важна роль интереса в труде.  Мейерс (1918): если работники находят интересным процесс работы, то без каких-либо дополнительных затрат будут работать продуктивно. Критика американских инженеров, считавших рабочих живыми машинами (еще больший жесткач, чем у Декарта). Применялись всевозможные способы повышения профмотивации:



  1. поиск оптимальной формы зарплаты

  2. благоприятные условия на работе

  3. введение музыки

  4. регламентированные паузы для отдыха

Фрайер провел исследования и показал, что 100% рабочих неудовлетворенны своим трудом: стенограф хотел заниматься литературой, клерк мечтал быть артистом, механик хотел стать священнослужителем. Т.е. независимо от профессии люди мечтали о других видах деятельности. Вывод Фрайера: не надо изучать интересы, т.к. они нестабильны, динамичны.

Концепции трудовой мотивации.

  1. Маслоу. Пирамида потребностей. Уровни:

    1. физиологические,

    2. в безопасности,

    3. в любви и общении,

    4. уважении, самоуважении, общественном признании,

    5. самоактуализации

Менеджмент: создание условий для реализации потребностей работника →повышение положительного отношения к работе→удовлетворенность трудом→повышение качества продукции и рост продуктивности. Если руководители хотят, чтобы их персонал работал с максимальной отдачей, творчески, на высшем уровне мотивации, нужно обеспечить реализацию потребностей всех низших уровней – сделать труд комфортным, удобным, эргономичным и оптимизированным.

Примеры:


  • для реализации потребности в общении – создавать условия, которые позволят работникам общаться, не разрушать неформальные группы работников и пр.

  • для удовлетворения потребности в самоуважении – проектировать более содержательные виды труда, давать обратную связь об успехах и справедливо эти успехи оценивать.

  • Для удовлетворения потребности в самореализации – способствовать карьерному росту работников, поддерживать творческий подход к делу и пр.

Критика: структура иерархии мотивов неодинакова у разных людей, есть индивидуальные различия (для кого-то потребность в общении много важнее, чем потребность в самоактуализации); удовлетворение низших потребностей автоматически не приводит к реализации высших.

Плюсы: гуманизация.

Методики: опросник Шострома «Самоактуализация личности».


  1. Герцберг. Двухфакторная теория трудовой мотивации. Он был последователем Маслоу. Вопрос: что побуждает работать людей более интенсивно и качественно и какие факторы труда влияют на отношение к работе и удовлетворенность трудом? Само по себе удовлетворение работой не ведет автоматически к более интенсивному и качественному труду. Факторы:

  • М-фактор: собственно мотиваторы, заставляющие работать более интенсивно и качественно (возможность карьерного роста, высокая зарплата, признание).

  • А-фактор: факторы, создающие приятную атмосферу в труде, делающие работу более привлекательной (удобное раположение места работы, нет шума, грязи, хорошие отношения с начальником и коллегами).

Эти факторы были получены в опросе 400 работников лакокрасочной компании, отсюда и критика: не репрезентативно!!! (курс психодиагностики прошел мимо ентого товарища )

  1. Коцепция «гуманизация труда». В основе идеи Герцберга. Основные принципы:

  • Труд должен быть естественной потребностью человека и приносить ему удовлетворение

  • Существует зависимость между способами проектирования видов работ и удовлетворенностью трудом

  • Действующие способы проектирования работы закономерно порождают неудовлетворенность работников своим трудом, следовательно, они должны быть изменены.

По этому поводу были проведены толпы экспериментов:

    1. опыты по сортировке ягод: у молодых работниц производительность труда возросла в 2 раз, когда им надо было сортировать ягоды в маленькие лотки (их чаще надо менять), а не в большой. Они видели прогресс, это их стимулировало.

    2. опыты по укрупнению операций: работа на конвейере. У рабочих растет продуктивность труда, если они изготавливают нечто законченное, а не просто прилаживают два проводка непонятно к чему.

    3. На фирме IBM функции трех разных специалистов (наладчик станка, мастер и контролер) переложили на одного человека. В итоге – на один станок приходится по одному рабочему, вместо трех; повысилась ответственность за продукцию, а как следствие – уменьшилось количество брака.

Короче: главное, чтобы был виден прогресс, тогда вырастет мотивация.

4. Мак-Клелланд. Последователь Меррея. Использовал модифицированный ТАТ (индустриальный ТАТ Хекхаузена). Три вида потребности и соответствующих им мотивов:



  • Потребность в достижениях – это малоосознанное побуждение действовать максимально качественно и эффективно. Такие люди ставят себе сложные задачи, предпочитают преодолевать трудности и выбирать индивидуальные формы работы.

  • Потребность во власти – стремление оказывать влияние на других людей и публично заявлять о себе. Такие люди ищут руководящих позиций, склонны к агрессивным действиям, предрасположены к повышенному кровяному давлению, любят престижные вещи.

  • Потребности к принадлежности (аффилиация) – стремление к теплым, дружеским связям и отношениям. Такие люди предпочитают групповые формы работы, чувствительны к оценкам других, избегают конфликтов и ситуации соревнования.

Лидеры и менеджеры высшего и среднего звена: потребность в достижении выражена сильнее других.

Хорошие помощники – все потребности выражены гармонично.

Мак-Клелланд: люди могут сознательно изменять значимость своих мотивов. Для этого придуманы разные тренинги.

5. Аткинсон. Работал с потребностью достижения. Потребность достижения (вариант самоактуализации) проявляется двумя побуждениями:



  • Стремление к успеху – это сила, вызывающая у индивида действия, ведущие к достижению результатов. Эта сила проявляется в направлении, интенсивности, настойчивости действий человека.

  • Стремление к избеганию неудачи – это сила, подавляющая у индивида выполнение действий, способных, по мнению субъекта, привести к провалу; проявляется желанием выйти из ситуации, содержащей потенциальную угрозу.

Конфликт между этими стремлениями образует единую мотивационную тенденцию, которая проявляется в реальном поведении человека.

6. Врум. Теория ожиданий. Опирался на Левина. Есть потребности, которые в целом биологически обусловлены. А есть квазипотребности, которые сформированы нормами и ценностями общества. Эти квазипотребности часто обладают лишь потенциальной валентностью (новые товары, о которых люди не знают, не могут быть предметом желаний, их валентность = 0), но реклама (двигатель торговли) может поведать людям о редких и ценных качествах нового товара (создать валентность). Предложил формулу, по которой можно оценивать размер реальной побудительной мотивации для каждого работника и группировать.

m = (усилие  результат)*(результат  вознаграждение)*(валентность вознаграждения). Связь между усилиями и результатом труда будет откладывать в сознании работника.

(усилие  результат) – оценка субъектом труда связи двух событий: затраченных усилий в труде и ожидаемых результатов. Если организация труда не дает повысить качество результата, хотя очень хочется; если все усилия уходят в песок, то этот множитель стремится к 0 и побудительная сила мотива падает.

(результат  вознаграждение) – связь предполагаемых результатов и вознаграждения. Если зарплата зависит от отношений с начальством, а не от работы, то множитель стремится к 0 и побудительная сила мотива падает.

(валентность вознаграждения) – ожидаемая ценность вознаграждения.

Вывод: надо эффективно организовывать труд, тогда будет мотивация!

Условия:


  • Проектировать способы стимулирования и оплаты труда, опираясь на указанные в формуле соотношения

  • Донести до сознания каждого работника особенности действующей в организации системы вознаграждений

  • Понимать потребности каждого работника (в их развитии) и формы вознаграждений, имеющие для них высокую валентность.

7. Концепция «состояния потока» М. Чиксентмихайи.

Есть такие профессии, в которых работники испытывают состояние полной мобилизированности, при этом забывают о себе, своих проблемах, испытывают особый эмоциональный подъем – состояние потока. Примеры: хирург, каскадер, шахматист, сфера искусства. Вопросы: какие факторы вызывают состояния потока? Можно ли его вызвать искусственно?

Факторы:

ОХ – уникальный опыт субъекта деятельности, накопленный в его трудовой жизни, его умения преодолевать профессиональные сложности, справляться с трудными ситуациями, «вызовами» профессиональной жизни.

ОУ – варианты ситуаций, задач трудовой деятельности, которые могут быть крайне простыми (область отрицательных значений), средними или сложными.

Дискомфортное состояние беспокойства, тревоги работника, взявшегося за выполнение сложных задач, не обеспеченных его знаниями и умениями.

Состояние потока – наслаждение трудовой деятельностью, острота этого состояния тем больше, чем выше опыт субъекта деятельности и чем сложнее профессиональные вызовы

Апатия: работнику предлагаются задачи, предельно простые, не требующие особых знаний и умений. Работа бессмысленна; это вариант максимального отчуждения личности от выполняемой деятельности.

Скука: состояние, типичное для человека, обладающего опытом, умеющего выполнять сложные задачи, когда ему предлагают простые задания, в которых его квалификация и опыт не нужны.

Подходят сроки.

Плыву в потоке.

Сижу и хаю

Чиксентмихайю.
8. Ядов (отечественная школа). Работа «Человек и его работа» (опять каламбур! ). Гипотезы: отношение человека к труду формируется под влиянием следующих факторов:


    • Общественные отношения во всех их проявлениях (разделение труда и т.п.)

    • Технологические особенности конкретного вида труда

    • Особенности личности работника (потребности, запросы, жизненные идеалы, склонности и т.д.)

Испытуемые: рабочая молодёжь – более 2000 человек

Методы: наблюдение, беседа, опросники, экспертные оценки и проч.

Результаты: наиважнейший фактор, определяющий отношение к труду – содержание труда!!! Материальное стимулирование эффективно, но опять же, при высоком содержании труда.

Методы диагностики мотивационных образований субъекта труда.

  1. Опросники

  2. Ранжирование ценностей (Рокич)

  3. Интервью

  4. Наблюдение

  5. Проективные методы (ТАТ Хекхаузена)

  6. Методика попарного сравнения утверждений «Словарь» Кокуриной

  7. Тест смысложизненных ориентаций и методика предельных смыслов (Д.А. Леонтьев)

  8. Психосемантические методы

  9. Клайк-анализ

17. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты профессиональных карьер. Психология труда и акмеология. Нормативные кризисы профессионального развития личности. Биографический метод в исследовании профессионального развития личности.



Этапы развития человека как субъекта труда (по Климову).

  1. допрофессиональное развитие (0-12 лет): это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых навыков (самоорганизация, самоконтроль, планирование, умение концентрироваться). Начальное овладение смыслами труда, мотивации быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное. Само по себе все это не формируется, надо помогать, а не делать за ребенка все.

  2. период выбора профессии (13-18).

  3. период собственно профессионального развития (19-60)

Маркова и Бодров выделяют также

  1. послепрофессионализм – период спада, выход на пенсию.

Кроме того они выделяют непрфессионализм – стаж большой, а толку мало: браки, ошибки, наплевательское отношение к труду.

следующая страница >>