Лекция Инновации в рыночной экономике - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопрос 15. Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной... 1 22.27kb.
Лекция Ценные бумаги 1 131.64kb.
Источник информации: Материалы научной конференции молодых ученых... 1 63.86kb.
«финансы, денежное обращение, кредит» 1 184.61kb.
Контрольные вопросы для государственного экзамена по курсу «Экономика... 3 782.58kb.
Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие 1 94.13kb.
Формирование торговой и ассортиментной политики аптечных учреждений 1 187.87kb.
Какое из перечисленных ниже мероприятий не проводилось на втором... 1 105.35kb.
Лекция Организация фондового рынка Фондовый рынок наряду с рынками... 1 100.76kb.
Курсовой проект по внутрифирменному планированию на тему: «Планирование... 1 41.59kb.
Анализ системы управления персоналом 2 982.41kb.
Целью курса является ознакомление студентов с основами фонетики,... 1 48.44kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Лекция Инновации в рыночной экономике - страница №1/1

Раздел 1. Инновации в рыночной экономике.

Лекция 1. Инновации в рыночной экономике.

Основные понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций. Понятие инновационного процесса. Анализ эволюции модели инновационного процесса. Виды инновационной деятельности. Классификация инновационных предприятий.

Инновационный менеджмент представляет собой область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей. Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассмотреть по крайней мере в трех аспектах (см.рис.)



Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента. Несмотря на то, что в отечественной литературе понятие «инновационный менеджмент» стало использоваться недавно, данная проблема получила отражение в работах, посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений ИМ представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на инновационном предприятии. Эта совокупность состоит из набора функций менеджмента. Состав функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, отдельный инновационный проект и т.д.).

Как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. С этой позиции ИМ включает: во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления; во-вторых, институт менеджеров, несущих ответственность за результаты функционирования инновационного предприятия.

ИМ представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы.

В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инновации, выделим два: в одном случае ново­введение представляется как результат творческого процесса в виде новой про­дукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Более правильным подходом с точки зрения ИМ является первый подход. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хо­зяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техни­ческая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие инно­вации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производст­ва, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах дея­тельности общества. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной эко­номики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название - "Руководство Осло". Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), явля­ясь его результатом. НТП — существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и техноло­гий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окру­жающего мира повышение производительности труда.

Все су­ществующие определения можно классифицировать по пяти основным подхо­дам: 1) объектному; 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; 5) процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инно­вации выступает объект — результат НТП: новая техника, технология. Раз­личают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техни­ки; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобре­тения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (или рационализирующие ин­новации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эф­фект).

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциали­зацию новых потребительных ценностей — товаров, техники, технологии, ор­ганизационных форм и т.д.

Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» ха­рактеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на дости­жениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения — способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс ин­вестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, техно­логии, научные исследования.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационно­го предприятия (ИП) на внутренние и внешние. Внутренний стимул инноваци­онной активности — необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. При не­развитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кри­зиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего ха­рактера, обусловленные экономической политикой государства.

Нововведение — это такой товар, который непосредственно руками не по­трогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без опреде­ленного минимума научных знаний (особенно математических), профессио­нальной компетенции и необходимой информированности; его без соответст­вующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специ­фической чертой такого товара является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный товар (информа­ция, изобретение, ноу-хау и т.д.), защищенный в соответствующей юридичес­кой форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдется на него покупателей.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, тех­нологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до про­ектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения (диффузии) новшество совершенст­вуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потре­бительские свойства.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). Техника — совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализо­ваны новые знания и умения человека. Технология — совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения. ПСНТ начина­ется с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономернос­тей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономер­ности развития природы и общества безотносительно к их конкретному ис­пользованию. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики за­ниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета госу­дарства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение не­ясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) об­разцов новой техники, материала, технологии. ОКР — завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испы­таний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических ис­следований, разрабатывается соответствующая техническая документация, из­готавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получе­ния желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного про­изводства новых изделий (Ос), которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выпол­нения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятия­ми. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результа­ты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализо­ваны потребителю.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и приклад­ных исследований и включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономичес­ких параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отноше­ниями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике пред­принимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. Инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до ис­пользования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Поня­тие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потре­бителем нового товара и научной сферой.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта. Все эти виды деятельности представляют инновационную сферу, т. е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и распространение инноваций.

Инфраструктура научно-технической и инновационной дея­тельности должна представлять собой комплекс следующих взаимосвязанных систем:

• информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, дающая возможность доступа к составляющим ее базам и бан­кам данных на различных условиях (в том числе коммерческих) для всех за­интересованных в этом организаций и ИП;

• экспертизы (включая государственную) научно-технических и иннова­ционных программ, проектов, предложений и заявок, обеспечивающая высо­копрофессиональное и качественное проведение различных видов их незави­симой оценки (научная, финансово-экономическая, экологическая и другие виды экспертизы);

• финансово-экономического обеспечения научно-технической и иннова­ционной деятельности, активно использующая различные внебюджетные ис­точники средств (прежде всего ресурсы местных предпринимательских струк­тур, а также инвестиции из других регионов и стран) и одновременно предус­матривающая прямую и косвенную государственную поддержку этой деятель­ности;

• производственно-технологической поддержки создания новой конку­рентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий и их практичес­кого освоения на ИП, в том числе с использованием лизинга;

• сертификации наукоемкой продукции и предоставления осваивающим и производящим ее ИП услуг в области метрологии, стандартизации и контро­ля качества;

• продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на региональные, межрегиональные, федеральный и зарубежный рынки, включающая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности;

• подготовки и переподготовки кадров для научно-технической и иннова­ционной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение Целевых «менеджерских команд» для управления реализацией конкретных предпринимательских проектов;

• координации и регулирования развития научно-технической и ин­новационной деятельности, позволяющая через экономические методы и информационное воздействие управлять этими 'идами деятельности для их более эффективного осуществления.


Классификация инновационных предприятий


Обязательным элементом инновационной деятельности является ее информационное обеспечение. Для этого важно создать автома­тизированную систему информационного обеспечения инновационных про­цессов с учетом использования телекоммуникационных систем. Система позволяет в едином информационном пространстве осуществлять обмен информацией о спросе на инновационные проекты, услуги и об их пред­ложении. Основными системообразующими элементами будут выступать объединенные телекоммуникациями региональные и головной центры ин­формации с банками данных об инновационных проектах, услугах и орга­низациях.

С развитием науки проблема разграничения типов научных организа­ций чрезвычайно усложнилась, их реальное разнообразие столь велико, что при классификации нельзя обойтись немногими группами с четко фикси­рованными особенностями. Методологической основой их классификации яв­ляется концепция видов специализации (экономической ориентации) звень­ев организационной структуры.



Раздел 2. Государственное регулирование инновационной деятельности.

Лекция 2. Государственное регулирование инновационной деятельности.

Роль государства в стимулировании инноваций. Государственное регулирование инновационной деятельности. Способы государственного воздействия на эффективность инновационных механизмов.

Функции государственных органов по регулированию инноваций:

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования спе­циальных фондов. Государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуе­мые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-техниче­ские ресурсы.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит за­дача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совмести­мость инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям, инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощ­рение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участ­никам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство спо­собно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты вве­дением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устарев­ших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Особое место принадлежит государственной за­щите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. ох­ране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в го­сударственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости спе­циалистов к инновациям.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государство может также выступать посредником между инновационным субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под го­сударственные гарантии и т.п.

7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государ­ственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.).

8. Регулирование социальной и экологической направленности иннова­ций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку ин­новациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологи­ческого равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне воз­можны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Госу­дарство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов.

10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных префе­ренций (налоговых льгот и т.п.).

11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стра­тегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

начения» и др.

Способы государственного воздействия на эффективность инновационных механизмов

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Цент­ральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государст­венному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение между финанси­рованием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятель­ность (базовым финансированием), и выделением средств на конкретные на­учно-исследовательские и инновационные программы и проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инновационных вложений госу­дарства возможно создание специализированных государственных холдинго­вых и инновационных компаний.

Эффективность инновационных процессов существенно повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Этой цели могут служить специальные бюджетные или частично бюджетные (смешанные) фонды. В настоящее время в РФ действуют Российский фонд тех­нологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм пред­приятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций и др. В частности, государственные инвестиции для Федерального фонда производственных инноваций выделяются отдельной строкой в Феде­ральной инвестиционной программе в размере 1,5% государственных центра­лизованных капитальных вложений.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государст­во может создавать сети центров распространения нововведений и консульта­ционных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т.п.) и само выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий). Государственные органы при­званы осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых тех­нологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. ИП могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, электроэнергии и т.д.

Не следует игнорировать меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государствен­ных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных спосо­бов хозяйствования и т.д. Так, сущест­венным стимулом инновационной активности ряда российских предприятий стало участие в борьбе за учрежденные Правительством РФ премии в области качества. Свой вклад в распространение инновационной парадигмы хозяйст­вования должны вносить средства массовой информации.

Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций оп­ределяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует зна­чительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансирова­нием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъек­тов. Среди мер косвенного регулиро­вания прежде всего подчеркнем налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Пер­вый способ осуществляется через отнесение различного рода инновационных затрат на издержки производства, себестоимость продукции. Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на прибыль. Распространение инноваций стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-техниче­ской продукции.

Льготы по налогу на имущество, как правило, связаны с поддержкой не собственно инноваций, а хозяйствующих субъектов, участвующих в научно-производственном цикле на той или иной стадии. Аналогичную направленность имеют льготы по уплате земельного налога. В мировой практике используются наряду с перечисленными сле­дующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятель­ность:

• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кре­дита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на иннова­ционные цели;

• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, получен­ную от реализации инновационных проектов;

• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий;

• связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

• снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и со­вестные НИОКР;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим ИП;

• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

• зачисление части прибыли ИП на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели

В связи со значительными масштабами многих инновационных проек­тов и относительно низкой скоростью оборота средств в период осуществле­ния нововведений усиливается актуальность механизмов льготного кредито­вания. Государство может стимулировать инновации льготными (по срокам погашения и процентным ставкам) кредитами государственных банков или предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим иннова­ционную деятельность (льготное налогообложение, смягчение резервных тре­бований и т.п.). Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государ­ственная поддержка финансового лизинга. Под финансовым лизингом пони­мается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установлен­ную плату. В ряде стран государство применяет также меры стимулирования франчайзинга, являющегося одним из способов распространения нововведе­ний. Под франчайзингом понимается право на создание ИП, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре.

Раздел 3. Правовое регулирование инновационной деятельности.

Лекция 3. Правовое регулирование инновационной деятельности.

Понятие интеллектуальной собственности. Патенты. Лицензирование и юридический порядок передачи технологий.

Правовое регулирование инновационной деятельности имеет комплекс­ный характер, так как оно представлено нормативно-правовыми актами ряда отраслей законодательства. Основой правового регулирования инновацион­ной деятельности является гражданское законодательство, включающее в себя законодательство об авторских смежных правах, патентное и иное законода­тельство об интеллектуальной собственности, законы о предпринимательстве, инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной дея­тельности согласуется с трудовым законодательством, законодательством о бюджетном процессе и устройстве, законодательством о поставках продукции для важнейших государственных нужд и законодательством о государствен­ной и коммерческой тайне.

Нормативно-правовая база инновационной деятельности предприятий со­держит в себе нормативные акты трех уровней:

• законодательные (включающие акты высшей юридической силы — кон­ституционные и федеральные законы, а также указы Президента РФ);

• подзаконные (включающие правительственные постановления и ведом­ственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств РФ);

• локальные (представленные системой актов индивидуального характе­ра — различные гражданско-правовые договоры и административные акты участников инновационной деятельности).

Центральное место в правовом регулировании инновационной деятель­ности занимают правовые аспекты охраны интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства. Мате­риально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), выступающий в различных формах: научные открытия и изобретения; результаты НИОКР, технологичес­ких и проектных работ; образцы новой продукции, новой, техники и материа­лов, полученные в процессе НИОКР, а также оригинальные научно-производ­ственные услуги; оригинальные консалтинговые услуги научного, техническо­го, экономического, управленческого характера, включая сферу маркетинга; новые технологии, патенты и т.д.

Смысл и предназначение правового регулирования интеллектуальной соб­ственности в широком смысле заключаются в охране и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны. Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регули­рование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: ав­торское право, патентное право и засекречивание.



Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирую­щих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта. Авторское право предусматривает исключитель­ное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать. Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти. Оно распространяется на любые творческие результаты независимо от формы, назначения и достоинств интеллектуального продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры, инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т.д. все то, что подлежит защите против возможного недобросовестного использования и конку­ренции. Особенно важно обеспечить правовую охрану секретов производства (ноу-хау), содержащих в себе результаты творческой интеллектуальной деятель­ности, в том числе коммерческие технологические и конструкторские секреты производства, всевозможные руководства к использованию, спецификации, формулы и рецептуры, характеристики технологического процесса, знания и опыт в области маркетинга, разработки планов развития и реорганизации производ­ства. На практике правовая охрана ноу-хау осуществляется по нормам Граж­данского кодекса о промышленной конфиденциальной информации.

Для целей правового регулирования в законодательстве выделяются виды и типы объектов интеллектуальной собственности, требующие правовой за­щиты и особых форм ее осуществления. Специфика отдельного объекта ин­теллектуальной собственности и механизм ее правовой защиты в значитель­ной мере определяются сущностью созданного интеллектуального продукта и фазой инновационного цикла (научные исследования – разработки - производство – сбыт - потребление), на которой этот продукт был получен.

Согласно Закону РФ о патентах промышленная собственность представ­ляет собой общественные отношения, урегулированные нормой права, по поводу экономического присвоения и использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, указаний и наименований места происхождения товара.

Под изобретением понимается новое, обладающее существенными отли­чиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект. Решение признается новым, если до даты приоритета заявки сущность его не была нигде (ни в стране, ни за рубежом) раскрыта настолько, что было бы возможно его осуществление. Положитель­ным эффектом обладают и те изобретения, которые не дают экономии, но улучшают эксплуатационные качества изделия, облегчают труд, обеспечивают безопасные условия труда и т.п.



Патенты

Оформление прав на изобретение осуществляется путем получения автор­ского свидетельства, или патента. Авторское свидетельство удостоверяет при­знание предложения изобретением, приоритет изобретения и авторство лица на полученное им изобретение. Оно имеет территориальное действие, т. е. изо­бретение, удостоверяемое им, не может беспрепятственно и безвозмездно ис­пользоваться и в других странах, если оно там не запатентовано.

Патент — это документ, удостоверяющий авторство и предоставляющий его владельцу исключительное право на изобретение. Под этим подразумева­ется, что никто не использует изобретение без согласия владельца патента. Согласие на ис­пользование изобретения выражается путем выдачи (продажи) лицензии на частичное использование или полную передачу патентных прав.

В России все вопросы патентной защиты регулируются Российским патент­ным ведомством (Роспатент). Роспатент (в соответствии с Законом РФ о патен­тах) осуществляет единую политику в области охраны объектов промышлен­ной собственности в России, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает па­тентные правила и т.д.

Закон о патентах определяет сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной собст­венности. Патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты по­ступления заявки в Роспатент. Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет. Причем по ходатайству патентообладателя оно может быть продлено Патентным ведомством, но не более чем на три года. Патент на про­мышленный образец действует в течение десяти лет и может быть также про­длен, но не более чем на пять лет.

Полезным моделям правовая охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно применимыми. Как и изобретения, полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Под уровнем техники для полезной модели понимаются ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликован­ные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полез­ная модель, а также сведения об их применении в России. В уровень техники для полезной модели включаются также все изданные в РФ заявки на изобре­тения и полезные модели (при условии их более раннего приоритета) и уже за­патентованные изобретения и полезные модели. Понятие промышленной при­менимости трактуется по отношению к полезной модели так же, как и к изо­бретению.

Промышленному образцу, под которым понимается художественно-кон­структивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставляет­ся правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Новым промышленный образец признается в том случае, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших обще­доступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Определено, что автором изобретения, полезной модели, промыш­ленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Если в создании объекта промышленной собственности участво­вало несколько лиц, то все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, а оказавшие автору (авторам) техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бес­срочно. Патент выдается автору данного объекта промышленной собственности; физическим и (или) юридическим лицам (при условии их согласия), которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявлении, по­данном до момента регистрации объекта; работодателю, если объект создан ра­ботником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полу­ченного от работодателя конкретного задания и по договору между ними, и иного не предусмотрено.

Если патент выдается работодателю, то автор имеет право на вознагражде­ние, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собст­венности. Это также имеет место при передаче работодателем права на получе­ние патента другому лицу, принятии работодателем решения о сохранении со­ответствующего объекта в тайне или неполучении патента работодателем по поданной заявке по зависящим от него причинам.

При неиспользовании или недостаточном использовании изобретения и промышленного образца в течение четырех лет, а полезной модели — в тече­ние трех лет с даты выдачи патента любое лицо, желающее и готовое исполь­зовать охраняемый объект промышленной собственности, в случае отказа па­тентообладателя от заключения лицензионного договора может обратиться в Высшую патентную палату РФ с ходатайством о предоставлении ему принуди­тельной неисключительной лицензии. В том случае, если патентообладатель не может использовать объект промышленной собственности, не нарушая при этом прав другого патентообладателя, он вправе требовать от последнего заклю­чения лицензионного договора. При уступке патента другому физическому или юридическому лицу составляется соответствующий договор, регистрируемый в Роспатенте. Патент на объект промышленной собственности и право на его получение переходит по наследству. Законом определено содержание дейст­вий, не признаваемых нарушением исключительного права патентообладателя. Сюда входит:

• применение средств, содержащих промышленную собственность, защи­щенную патентами, в конструкции или при эксплуатации транспортных средств других стран при условии, что они временно или случайно находятся на территории РФ и используются для нужд транспортного средства;

• проведение научного исследования или эксперимента над средством, со­держащим промышленную собственность, которое защищено патентом;

• применение средств, содержащих промышленную собственность, защи­щенных патентами, при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, катастрофы, крупные аварии) с последующей выплатой патентообладателю соразмерной компенсации.

В рамках исключительного права на использование объектов промышлен­ной собственности существует понятие права преждеиспользования. Оно озна­чает, что любое физическое или юридическое лицо, которое до даты приорите­та объекта промышленной собственности добросовестно использовало на тер­ритории РФ созданное независимо от его автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема.



Лицензирование и юридический порядок передачи технологий

Лицензирование представляет одну из основных форм торговли техно­логиями. Лицензия дает разрешение отдельным лицам или организациям ис­пользовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, техно­логические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т.д. Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию, является объ­ектом договора о продаже (покупке), согласно чему владелец патента (ли­цензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использова­ние в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.

Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сто­ронами лицензионного соглашения — договора, в соответствии с которым соб­ственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производст­ва выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и терри­ториальные границы использования предмета лицензии. Лицензионное согла­шение может предусматривать комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В этом случае лицензионное соглашение, как пра­вило, предусматривает оказание лицензиаром комплекса сопутствующих ин­жиниринговых (инженерно-консультационных) услуг, включая проектирова­ние; организацию лицензионного производства, ноу-хау, пусконаладочные ра­боты, подготовку кадров и т.д.

Лицензионные соглашения делятся на самостоятельные, которые предус­матривают, что технология или технологические знания передаются независи­мо от места и условий их предстоящего использования, и сопутствующие, когда одновременно с передачей лицензии заключается контракт на строитель­ство, поставку оборудования и комплектующих узлов или оказание инжини­ринговых услуг.

Вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставление права покупа­телю (лицензиату) на использование предмета лицензионного соглашения осуществляется посредством лицензионных платежей, которые могут произ­водиться в виде периодических отчислений от дохода покупателя в течение периода действия соглашения или единовременного платежа, устанавливаемого заранее на основании экспертных оценок. Периодические отчисления (роялти) могут определяться как выплата процента от оборота, стоимости чистых про­даж лицензионной продукции или устанавливаться в расчете на единицу вы­пускаемой продукции. Единовременный платеж выступает как форма пау­шального платежа, предусматривающего передачу части ценных бумаг ли­цензиатом и встречную передачу технической документации от лицензиара. Возможны различные сочетания приведенных форм лицензионного возна­граждения.

Лицензии могут быть патентными и беспатентными. Патентной ли­цензией называется лицензия на передачу права использования патента без со­ответствующего ноу-хау. При инвестиционном сотрудничестве, продаже новой техники и технологии все большее распространение получают лицензии на использование ноу-хау без патентов на изобретение, называемые беспа­тентными лицензиями. По характеру и объему прав на использование техно­логии различают простые (неисключительные), исключительные и полные ли­цензии.



Простая лицензия дает право лицензиату .использовать приобретенную лицензию в установленных договором границах, а лицензиар оставляет за собой право использовать лицензию на той же территории и выдавать ее любым заинтересованным лицам. Исключительная лицензия предоставляет ли­цензиату исключительное (монопольное) право использовать объект догово­ра, а лицензиар в этом случае утрачивает право самостоятельного использова­ния лицензии или ее продажи на оговоренной территории. Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента в течение срока действия договора и отказ лицензиара от самостоятельного ис­пользования предмета лицензии в течение этого срока.