Лекция Экономика хозяйственная деятельность людей - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекция Экономика хозяйственная деятельность людей - страница №1/3





Экономика организации

Лекция 1.



Экономика – хозяйственная деятельность людей.

Организация представляет собой некоторое единичное образование, а именно определенный имущественный комплекс, функционирующий в системе общехозяйственной системы.

Организация выступает одновременно как объект хозяйствования и как субъект.

В качестве объекта хозяйствования организация получила оценку в 132-ой статье. Организация – имущественный комплекс. Эта оценка организации предоставляет ей преимущество продавать свои ценности, сдавать в аренду или закладывать их.

Как субъект хозяйственной деятельности организация выступает как юридическое лицо, имеющее право на осуществления хозяйственной деятельности и несущее ответственность за выполнение принятых на себя обязательств.

Организация является первичным, главным и самостоятельным элементом экономической системы.

Первичное, так как:

- в организации создается продукт или услуга;

- организация – главный источник налогов в государстве (источник пополнения бюджета);

- в его рамках происходит соединение средств труда (капитала) и наемных работников.

Главным звеном называется, так как 1) оно обеспечивает рынок продукцией; 2) работники предприятия получают зарплату, а значит - становятся покупателями.

Самостоятельное звено подразумевает, что организация действует, используя принадлежащее ей обособленное имущество, при этом не имеет значение, это имущество является собственным, является арендованным, или является заемным. Важно, что используя это имущество организация от своего имени вступает в договорные отношения со своими партнерами и принимает на себя соответствующие обязательства.
Классификация предприятий.
В основе отраслевой структуры экономики лежит деление ее на 2 большие сферы:

1. Материального производства:

- промышленность: 1) добывающая; 2) обрабатывающая

- строительство

- сельское хозяйство

- транспорт

- связь


- ТЭК (топливно-энергетический комплекс)

- лесное хозяйство

- рыболовство

- торговля

- коммунальное и бытовое обслуживание населения

2. Нематериального производства (непроизводственная сфера):

- наука


- образование

- здравоохранение

- культура

- искусство

- спорт

- туризм
Всем предприятиям, функционирующим в сфере материального производства, характерно: они производят продукт в виде материальных благ и доводят продукт до конечного потребителя, то есть продолжают производственный процесс даже в сфере обращения (торговля).



К сфере нематериального производства относятся предприятия, которые создают нематериальный продукт в виде оказания образовательных услуг, медицинских услуг и т.д.
1. Первый признак классификации предприятий – отраслевой, в соответствии с которым предприятия подразделяются на:

- промышленные

- строительные

- торговые

- научные

и т.д.
2. Второй признак классификации – региональный. Этот признак дает возможность судить о степени использования имеющихся на части территории страны природных, трудовых ресурсов, о перспективах развития экономики.


3. Третий признак – это организационно-правовые формы. В соответствии с этим признаком Гражданский Кодекс РФ определяет такую структуру организаций:

Юридические лица:

1. Коммерческие предприятия

- хозяйственные товарищества и общества:

1) хозяйственные товарищества: а) полные; б) коммандитные

2) хозяйственные общества: а) общества с ограниченной ответственностью; б) с дополнительной ответственностью; в) АО: ЗАО И ОАО.

- производственные кооперативы

- государственные и муниципальные унитарные предприятия

2. Некоммерческие:

- потребительские кооперативы

- фонды

- общественные и религиозные организации



- учреждения

- объединения юридических лиц (ассоциации, союзы и т.д.)


Все коммерческие организации создаются с целью осуществления предпринимательской деятельности и повышения благосостояния владельцев этих организаций.

В отличие от них некоммерческие организации создаются для достижения целей, сформулированных в уставах этих организаций. Это могут быть удовлетворение материальных, духовных и иных нематериальных потребностей людей, например благотворительного, образовательного характера, которое не сопровождается обязательной необходимостью получения прибыли. При этом законодательство России не исключает возможности участия некоммерческих организаций в предпринимательстве, а значит – получении прибыли, но ограничивает предпринимательскую деятельность рамками достижения уставных целей. Эта предпринимательская деятельность не должна отрицательно сказываться на решении уставных задач. Полученная в результате прибыль не подлежит распределению между участниками организации. Она должна быть полностью использована в интересах достижения уставных целей организации. Законодательство страны разрешает некоммерческим предприятия либо самим создавать коммерческие организации, либо совместно участвовать с другими организациями в создании подобных структур.


4. Четвертый признак – деление предприятий по видам предпринимательской деятельности. В соответствии с этим критерием различают 3 вида предприятий:

  1. Производственное предпринимательство

  2. Коммерческое предпринимательство

  3. Финансовое предпринимательство


Производственное предпринимательство создает разнообразные продукты.

Коммерческое предпринимательство предполагает доведение произведенного продукта до потребителя (оно функционирует в сфере обращения).

Причина появление коммерческого предпринимательства – стремление сэкономить трансакционные издержки, то есть издержки обращения. Поэтому производитель стал продавать продукцию оптом посреднику, торговцу. Сегодня мы говорим о 4 видах торгово-посреднических операций:

  1. Торговый дом. Он действует от своего имени и за свой счет. Он закупает оптом произведенную продукцию, становится ее собственником, а затем осуществляет розничную торговлю этими товарами.

  2. Комиссионная фирма. Она осуществляет сбыт продукции от своего имени, но за счет владельца этой продукции (продавца). Обычно это связано с разными поручениями продавца. Обычно комиссионная фирма действует в интересах получения комиссионного вознаграждения.

  3. Агентская фирма. Это такой посредник, который выступает от имени и за счет собственника товара, будучи юридически независимым от него.

  4. Брокерская фирма. Она устанавливает контакт между собственником товара и покупателем. Брокер представляет интересы только одной стороны из контракта, которая выплачивает ему соответствующее вознаграждение.

  5. Биржа (дополнительно) – это одна из форм оптовой торговли по заранее установленным правилам. Эти правила включают в себя: регулярность осуществления торгов, определенное место проведения торгов, определенное место проведения, унификацию требований к качеству, условиям и срокам поставки товара. При этом на биржах сделки могут осуществляться с товаром, который находится на складе (существует реально), а также с товаром, производство которого еще не начато. Биржи существуют разные: сырьевых товаров, ценных бумаг и т.п.


Финансовое предпринимательство обслуживает производственное и коммерческое предпринимательство. В первую очередь это коммерческие банки и иные коммерческие учреждения финансовой организации (инвестиционные компании, паевые фонды и т.п.). Их основные функции:

- привлечение временно свободных денежных средств;

- предоставление на платной основе кредитов

- осуществление расчетных операций по поручению своих клиентов. Это могут быть операции с ценными бумагами (эмиссия, покупка, продажа и т.д.), лизинговые операции, факторинговые и др.


Наряду с этими основными 3 видами предпринимательства можно назвать и другие виды предпринимательства:

- консалтинговые фирмы

- рекламные

- страховые

- аудиторские

и др.
Наряду с вышеназванными критериями классификации существуют другие критерии:



5. Субъективность собственности в отношении имущества. В соответствии с законодательством РФ существует 3 формы отношения собственности (пользование, владение, распоряжение). Выделяются:

- организации, находящиеся в частной собственности

- государственные или муниципальные организации. Это организация, имущество которого принадлежит всему обществу.

Частные предприятия составляют частные сектор экономики, не находящийся под руководством государства, но контролируемый государства и регулируемый им в рамках законодательства.


6. Характер выпускаемой продукции. Каждой организации свойственен вещественный или невещественный результат деятельности, который выступает как товар, работа или услуга.

Товар – это материальное изделие, предназначенное для продажи. Особенностью товара является то, что производитель не имеет непосредственного контакта с потребителем. Производит товар производитель на основе собственного замысла с перспективой выхода на рынок для участия в конкурентном противостоянии с другими производителями. Товар может оказаться и не реализованным. Затраты, связанные с производством товара, несет производитель. Как правило, производится товар на стационарных рабочих местах.

Работа, с одной стороны, – некий процесс, то есть деятельность человека, с другой стороны – результат. Результатом работы также является некоторое готовое изделие:



А) вновь созданное

Б) усовершенствованное

Во всех случая работа осуществляется на основе предварительного, конкретного заказа потребителя (это отличие от товара), следовательно, ей предшествует заключение договора между производителем и потребителем. Во многих случаях работа не связана со стационарным местом (пример – ремонт помещения, ремонт предметов домашнего обихода).

Услугой называют действие, удовлетворяющее чью-либо потребность, но не сопровождающееся созданием материального изделия. Как и работа услуга выполняется по заказу определенного лица на основе договора, который предшествует данному действию. Пример – организация спортивных занятий, медицинское обслуживание, образовательная услуга. Услуги оказываются как в стационарных условиях, так и вне их частное репетиторство).
7. Степень концентрации производства продукции. В мировой практике выделяют 3 группы предприятий:

- малые

- средние

- крупные

Такое деление довольно условно. В основу деления положены:

Во-первых, - численность персонала

Во-вторых, - стоимость основного капитала

В-третьих, - объем выпускаемой продукции

В России малыми предприятии считаются с численностью работников – до 100 человек (промышленность, строительство, транспорт). Субъектам РФ предоставлено право самим определять критерии. В Москве к малым относятся предприятия с численность персонала до 200 работников.


Преимущества малых предприятий:

  1. Возможность быстро реагировать на потребности рынка

  2. Возможность избирательно удовлетворять нужды потребителя в зависимости от платежеспособности потребителя, от моды и т.п.

Наряду с малыми предприятиями создаются средние и крупные предприятия. Их преимущества состоят в возможности иметь высокие экономические показатели за счет концентрации ресурсов, за счет специализации, за счет возможности использовать высокопроизводительного сложного оборудования, за счет возможности использовать достижения НТП.
8. Состав типов производимой продукции. С этой точки зрения говорят о существовании:

- узкоспециализированных предприятий

- многопрофильных предприятий

- комбинированных предприятий

Узкоспециализированное предприятие имеет ограниченный ассортимент продукции. Преимущества:

- экономия на удельных (средних) затратах за счет массовости производства.

- использование ограниченного ассортимента сырья (упрощаются связи с поставщиками сырья)

- ограничены требования к персоналу по умению выполнять сложные операции

- специализация труда приводит к быстрому повышению квалификации работников

Слабая сторона:

- определенные трудности обновления номенклатуры выпускаемой продукции (узел телефонной связи, курсы иностранного языка, часовая мастерская, завод бетонной смеси и т.д.).
Многопрофильные – это предприятия, которые создаются для выполнения нескольких видов деятельности. Достоинства:

- занимая сразу несколько ниш, имеет возможность маневра на рынке (снижается зависимость от неблагоприятных факторов рынка, например, - падение спроса на тот или иной вид продукции, обострение конкуренции и т.д.).

Слабые стороны:

- значительная потребность в капиталовложении

- необходимость налаживания многочисленных связей с контрагентами (партнерами)
Комбинированные производства – такие производства, при которых в одном предприятии сконцентрированы разные виды производств, при этом хотя бы часть продукции одного подразделения предприятия является исходным ресурсом для другого ресурса предприятия. Примером является домостроительный комбинат. В котором, например, одно подразделение выпускает бетонную смесь, другое – железобетонные конструкции, а другое – строительство. При этом и бетонная смесь и железобетонные конструкции могут быть реализованы.
9. Устойчивость производственного процесса во времени. Продукция предприятия может иметь круглогодичное востребование, а может – сезонное. Сезонное востребование зависит от времени года, от погодных условий, от обычаев, от традиций, от веяния моды. Например, на многих территориях прекращается речное судоходство. В зависимости от сезонного характера спроса на продукцию и условий производства различают:

1. Круглогодичное производство без перерывов и накопление готовой продукции на складе к предстоящему периоду появления спроса (елочные игрушки). Недостатки:

- дополнительные затраты на хранение продукции

- замедление оборота капитала

Преимущество – непрерывная загрузка производственных мощностей и обеспечение непрерывной работы персонала.



2. Невозможность или нецелесообразность производства продукции в запас. Например – предприятия, производящие продукты питании с ограниченным сроком годности. Предприятие, производящее мороженное, зимой уменьшают его производство и организуют производство кондитерских товаров.
10. Доминирующий фактор осуществления хозяйственной деятельности. Различают:

- предприятия с трудоемким характером производства. Имеют место большие затраты живого труда на изготовление единицы продукции. То есть в стоимости единицы продукции удельный вес зарплаты высок.



- предприятия с материалоемким производством.

- энергоемкое производство. Имеет место высокое потребление газа, электроэнергии и т.п.

- капиталоемкое производство. Предприятия, где имеют место большие затраты основного капитала.

- наукоемкое производство. То есть предприятия, которые требуют предварительных больших научно-исследовательских разработок.

Объединения предприятий.
Объединения могут носить как временный характер, так и постоянный. Объединения имеют статус юридического лица. Члены объединения сохраняют самостоятельность и также статус юридического лица.
Цели объединения:

- создание благоприятных условий функционирования каждого предприятия путем:

1) координации совместной деятельности

2) совместного решения сложных научно-технических задач

3) совместной разработки новых видов продукции
Формы объединения:


  1. Картель. Это объединение предприятий, имеющих одинаковую отраслевую ориентацию. Объектами соглашения являются:

- объемы производства (квоты – доля каждого предприятии)

- цены


- рынки сбыта

  1. Консорциум – это временное объединение предприятий. Цели:

- получение заказа для его совместного выполнения, когда его выполнение каждым предприятием невозможен

- совместное инвестирование средств в крупные проекты

- совместная научная разработка проектов


  1. Синдикат – это такое объединение, которое создается однородными предприятиями. Цель:

- регулярный сбыт своей продукции через общую структурную единицу (сбытовую контору), с которой все участники синдиката вступают в договорные отношения.

  1. Концерн – объединение предприятий через «систему участия». Суть концерна состоит в том, что одно многоотраслевое предприятие выступает как основное (материнское) по отношению к ряду других предприятий (дочерних). Дочерние предприятия фактически подчиняются материнскому предприятию. Дочерние предприятия свою самостоятельность теряют. «Система участия» предполагает создание разветвленной иерархической системы предприятий. Дочернее предприятие может быть материнским для нижестоящих.

Место организация в экономической системе современного общества:




Лекция 2.

Тема: Основной капитал предприятия, физический и моральный износ основного капитала и методы амортизации.
Активы предприятия.
I. Основные экономические процессы на предприятии.

Для чего создаются фирмы? С точки зрения предпринимателя фирмы создаются для того, чтобы владельцам фирмы принести материальную прибыль, выгоду, для повышения их материального благополучия. С позиции наемных работников фирмы создаются для того, чтобы фирма удовлетворила их потребности – получение средств к существованию. С точки зрения потребителей фирмы создаются, чтобы предоставлять потребителям необходимые товары и разнообразные услуги. С точки зрения государства фирмы создаются для того, чтобы создавать добавленную стоимость.



Добавленная стоимость – это то, что добавляется к стоимости сырья, к тому, что уже существовало (материальные затраты). Добавленная стоимость = затраты на труд работников + амортизация + доходы самих собственников.

Если создана добавленная стоимость, то работники в государстве получили зарплату, собственники получили доход, а государство получило средства на формирование бюджетного фонда.


Экономические процессы на предприятии:

- Производство

- Распределение

- Обмен


- Потребление
Производство – это процесс создания некоторых благ, предполагающий использование экономических ресурсов. Ресурсы: материальные, трудовые, природные, предпринимательские способности.

Распределение – это определение доли экономических ресурсов (вышеназванных), необходимых для осуществления хозяйственной деятельности в рамках предприятия.

Обмен – это обмен в рамках предприятия информацией, знаниями, умениями.

Потребление предполагает использование продукции производственно-технического назначения для выработки другой продукции. Например: из зерна производится мука.
Непрерывный процесс производства, включающий в себя вышеназванные стадии, называется воспроизводством. Оно может быть 3 видов: расширенное, простое и суженное.

Расширенное – из периода в период размеры производства увеличиваются.

Простое – такое, при котором масштабы деятельности фирмы со временем не меняются.

Суженное – производство, при котором объемы выпуска продукции сокращаются.
Распределение, обмен и потребление имеют место и за пределами предприятия. В этом случае речь идет о распределении, обмене и потреблении произведенного на предприятии продукта и покинувшего его.
Схема воспроизводства:

Этапы хозяйственной деятельности: производство, снабжение, сбыт.
Снабжение – это процесс, который должен удовлетворить потребности предприятия в материально-технических ресурсов.

Различают:



- складское снабжение, когда ценности приобретаются фирмой через оптовую и мелкооптовую торговлю

- транзитное снабжение, когда необходимые фирме ресурсы поступают непосредственно от изготовителя, миную торговую сеть.
Производство – это главная стадия воспроизводственного процесса, потому что именно в процессе производства развиваются творческие активности людей и потому что создание продукта – это основа возникновения, развития рыночных отношений.
Сбыт – это реализация произведенной продукции. Сбыт это есть то средство, посредством которого предприятие получает прибыль

Сбыт либо основан на непосредственных связях производителя с потребителем, либо осуществляется через посреднические организации. Особу роль в осуществлении вышеназванных процессов играет бизнес планирование. Бизнес-план – это внутренний документ предприятия. Он позволяет дать оценку перспективам деятельности предприятия. Узловыми вопросами деятельности предприятия считаются: начало предпринимательской деятельности или реализация какого-либо проекта. Не одно из этих мероприятий нельзя провести без бизнес-плана.

В бизнес-плане дается характеристика рыночного продукта, либо которого предприятие намерено производить, либо улучшать. Дается сопоставление этого продукта с продукцией конкурента. Изучается конъюнктура рынка в части спроса, предложения и цен.

В бизнес-план включается действие предприятия для получения выгодных позиций на рынке. Выявляются возможности ресурсного обеспечения производства. Бизнес-план является также визитной карточкой предприятия. Он нередко используется предприятиями как обоснование для кредиторов для предоставления фирме кредита.


Активами фирмы называют ценности, которыми владеет и распоряжается фирма в своих коммерческих целях. Различают:

- Оборотные активы – такие активы, которые оборачиваются в течение одного операционного цикла, меняя свою материально-вещественную форму на денежную и наоборот. Денежные средства, вложенные в оборотные активы, называются оборотными капиталом или оборотными средствами.

- Внеоборотные активы – это те активы, которые используются в течение длительного срока. Они включают в себя:

1) капитальные вложения;

2) долгосрочные финансовые вложения;

3) нематериальные активы;

4) основной капитал.
Капитальные вложения – это денежные вложения фирм в инновационные проекты, социально-экономические программы развития предприятия (строительство детского сада, профилактория и т.п.), капитальное строительство, в реконструкцию и обновление. Отдачу эти вложения дают через значительный срок.

Долгосрочные финансовые вложения – это денежные затраты фирм на приобретение ценных бумаг или предоставление фирмами под векселя или другие долговые обязательства долгосрочных займов другим фирмам. Цель – участие в управлении делами других компаний. Это получение дивидендов по акциям или процентов по облигациям, или процентов за предоставленные кредиты.

Нематериальные активы – это такие активы, которые натурально-вещественной формы не имеют. Это права на изобретение, на издание, права на пользование землей, право на организация предприятия, на владение торговыми марками и т.д.

Основной капитал (основные средства) представляют собой часть имущества фирмы, которое используется в качестве средств труда при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг и имеет срок полезного использования более 12 лет. Это имущество фирмы в течение длительного времени сохраняет свою материально-вещественную форму. По частям переносит свою стоимость на стоимость создаваемого продукта. Используется для получения владельцами фирмы дохода.
Структура основного капитала.

По общероссийскому классификатору основной капитал включает в себя:

- здания (промышленные и непромышленные)

- сооружения

- машины и оборудование (большая часть имущества предприятия). Они подразделены на 12 групп

- транспортные средства. Подразделены на 8 групп

- производственный и хозяйственный инвентарь. Это, например, верстаки, стеллажи, столы, контейнеры, несгораемые шкафы и т.д.

- рабочий и продуктивный скот

- многолетние насаждения (используются как ценности, приносящие доход)

- все другие виды. Например, книжные фонды библиотек, незаконченное строительство.


Общераспространенно деление основного капитала на:

- Активная часть – это имущество, которое непосредственно используется в производственном процессе.

- Пассивная часть создает условия на предприятии для нормального протекания хозяйственного процесса (здания и сооружения, в первую очередь).

Критерий деления на эти 2 части – это место и роль основного капитала, которую он играет.


Измерение и учет основного капитала осуществляется в натуральной форме и в денежной. В натуральной форме: в кол-ве единиц оборудования, площади и т.д.
Стоимостная форма. Виды оценок:

  1. Первоначальная стоимость основного капитала – сумма расходов предприятия на приобретение или сооружение, или изготовление, а также доставку, монтаж и наладку. Эта стоимость заносится на баланс фирмы (балансовая стоимость).

  2. Восстановительная стоимость – характеризует размеры затрат, необходимых для приобретения основных средств в момент их переоценки. Переоценка – приведение стоимости капитала, купленного в предыдущие годы, к современной стоимости. Варианты переоценки: фирма осуществляет ее собственными силами, либо приглашает специалистов из других специализирующихся фирм. Переоценка осуществляется либо путем индексации первоначальной стоимости, путем использования специальных индексов, публикуемых в специальных нормативных документах, умножая на которые первоначальную стоимость получают текущую стоимость, либо путем прямого пересчета первоначальной стоимости имущества по рекламным объявлениям, прайс-листам на ту или иную дату.

  3. Остаточная стоимость – разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой износа.

  4. Ликвидационная стоимость – это та стоимость, по которой имущество фирмы может быть продано после снятия с производства. Если фирма не планирует продавать снятое с производства оборудования, то эта стоимость равна нулю.

  5. Среднегодовая стоимость основного капитала. Отличие от вышеназванных стоимостей заключается в том, что она дает информацию о средней стоимости имущества за год, а не на конкретный момент времени. Этот показатель может считаться по-разному.

Среднегодовая стоимость основного капитала. Методы расчета:

Среднегодст-ть = Фпервонач стоимость + Фвведен x ч.м./12 – Фликвид x ч.м./12

Ф – основной капитал

Фликвид – ликвидационная стоимость

Ч.м. – число, месяц, остающихся до конца года после месяца ввода (выбытия) в эксплуатацию.

В сентябре на фирме введена энергетическая установка за 54000

А в октябре списан компрессор за 3600 руб

Балансов ст-ть = 185600 руб

Найти среднегодовую стоимость основных средств фирмы.

185600+54000*3/12 – 3600*2/12 = 198500
Средняя хронологическая формула:

Среднегодовст-ть = (0,5 * Фпервон или восстан на начало года + СУММА{i=2 до i=12}(Фi) + 0,5*Фпервонач ст-ть на конец года)/12

СУММ(Фi) – суммарная стоимость основного капитала на первое число каждого месяца, начиная с февраля, и заканчивая декабрем.


следующая страница >>