Лекция Диагностика кризисного состояния бюджета. Обобщенная модель анализа территориальных бюджетов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
V. Разработка бюджета компании Виды бюджетов 2 504.49kb.
Структура и характеристика звеньев 1 18.14kb.
Определение кризисного состояния предприятия 1 121.64kb.
Тема. Бюджетная система 1 170.3kb.
Лекция №1 22. 09. 07 г. Преподаватель: Азарнов Н. Н. Структура личности... 1 165.33kb.
Значение и задачи анализа финансового состояния предприятия в условиях... 1 7.38kb.
Формирование Бюджетов субъектов Федерации. «В новой структуре получателем... 1 158.46kb.
Лекция №4 от 10. 01. Тема № Психология в системе наук 1 223.07kb.
6 Методы стратегического анализа состояния внутренней среды предприятия 1 311.2kb.
Тема № Основные показатели состояния запаса в звеньях цепей поставок... 1 230.07kb.
Лекция. Типовая структура микропроцессорных устройств Применение... 1 43.2kb.
Вопросы к экзамену по курсу «мэо» для студентов 3 курса ф-та мэо... 6 1304.46kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Лекция Диагностика кризисного состояния бюджета. Обобщенная модель анализа территориальных - страница №1/1

Лекция 5. Диагностика кризисного состояния бюджета.
Обобщенная модель анализа территориальных бюджетов

Анализ бюджета – метод исследования и контроля бюджетной системы и бюджетного процесса путем разложения и расчленения всей совокупности бюджетной системы и межбюджетных отношений, бюджетного механизма и бюджетного процесса на составные части (анализ), сопоставление и группировка этих частей (синтез), установление между ними связей, взаимосвязей, степени влияния с целью эффективного управления, контроля, планирования и прогнозирования.

  1. Прогноз доходов и расходов бюджета на основе существующих методик с использованием эконометрических моделей. Прогнозирование налоговых доходов, неналоговых доходов (без приватизации) производится на основе анализа временной регрессии. Прогнозирование текущих расходов осуществляется методом «от достигнутого» с учетом инфляции и роста населения. Решение этой задачи позволит промоделировать структуру доходов и расходов бюджета на будущие периоды при различных экономических условиях в абсолютных и относительных единицах.

  2. Сравнение муниципального образования с другими муниципальными образованиями, а также со средним по России и по региону по бюджетным и социально-экономическим показателям.

  3. Анализ социально-экономического развития, включая индикаторы, отражающие социально-экономическое развитие территории.

  4. Прогнозирование займов и инвестиций в рамках единой заемно-инвестиционной системы, капитального бюджета города (бюджета развития).

  5. Формирование перспективного финансового плана муниципального образования на основе прогнозирования доходов и расходов бюджета, займов и инвестиций.

Бюджетный анализ

Основная цель бюджетного анализа – исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения.



Задачи бюджетного анализа:

  • научная и практическая обоснованность вводимых налогов и сборов, материальных и финансовых норм и нормативов бюджетного финансирования;

  • экономическая и фискальная эффективность налогов и сборов, направлений бюджетного финансирования, выделения дотаций, субвенций, трансфертов и другой финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;

  • анализ доходов и расходов бюджетов по их функциональному, ведомственному и экономическому содержанию;

  • соблюдение принципов бюджетного устройства, бюджетного процесса, сметного финансирования и налогообложения;

  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов, а также потребностей территории в финансовых ресурсах, их сопоставление и анализ;

  • оценка обоснованности плановых цифр поступления налоговых платежей, нормативов отчислений от регулирующих налогов, закрепления за бюджетами доходных источников и направлений финансирования;

  • выявление и измерение факторов, повлиявших на отклонение фактических данных от нормативно-плановых;

  • определение влияния бюджетно-налоговой системы на поведение субъектов хозяйствования, на потребление и сбережение домохозяйств, на спрос и предложение товаров, на уровень инфляции и т.д.;

  • изучение уровня собираемости налогов и расходования бюджетных средств;

  • оценка организации управления бюджетом, подготовка аналитической информации для принятия эффективных управленческих решений и др.4.

Наиболее распространенными видами бюджетного анализа являются:

  1. горизонтальный анализ – исследование динамики бюджетных показателей (плановых и фактических, за предыдущий и текущий период);

  2. вертикальный анализ – исследование структуры бюджета (отраслевой, функциональной и экономической), в т.ч. в динамике;

  3. трендовый анализ позволяет выявить тенденции развития и построить прогноз, исходя из предположения, что сложившиеся в прошлом тенденции сохранятся в будущем;

  4. факторный анализ позволяет выявить влияние отдельных факторов на бюджетные показатели и оценить степень влияния каждого из них на результирующий показатель;

  5. коэффициентный анализ, позволяющий проводить глубокую диагностику (в целях антикризисного управления представляет наибольший интерес).


Оценка устойчивости территориальных бюджетов

Устойчивость бюджета в рамках текущего финансового года (текущая устойчивость) предполагает стабильность и предсказуемость его параметров - доходов и расходов, что эквивалентно понятию сбалансированности. Критериями текущей устойчивости являются: (1) обеспечение полностью и в срок текущих платежей в региональный бюджет; (2) своевременное покрытие текущих обязательств и недопущение накопления задолженности перед бюджетной сферой; (3) обеспечение нормальной ликвидности бюджета.



Перспективная (или структурная) устойчивость бюджета характеризуется позитивной динамикой фактических и прогнозных показателей бюджета за достаточно длительный период времени.

Параметры внешней среды, влияющие на устойчивость бюджета:

• факторы, определяющие финансовый потенциал территории (отраслевая структура экономики и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке, финансово-экономическое положение предприятий, их деловая и инвестиционная активность, технический уровень, уровень развития рыночной инфраструктуры и т.д.);

• социально-демографическая среда, уровень и качество жизни населения, состояние рынка труда, динамика доходов; 

• условия и факторы, обеспечивающие стабильность бюджетной системы в целом: (1) законодательно оформленное разграничение расходных полномочий и функций между звеньями бюджетной системы; (2) закрепление доходных источников за бюджетными уровнями и предоставление соответствующих прав в области налогообложения, обеспечивающее осуществление расходных функций; (3) наличие эффективной системы трансфертов, направленной на выравнивание вертикальной и (или) горизонтальной несбалансированности.
В самом общем виде можно выделить четыре типа устойчивости местных бюджетов.

1. Абсолютно устойчивое состояние характеризуется высокой долей собственных доходов муниципального образования (Дс) в общих доходах бюджета (Д) и возможностью покрывать минимальные расходы бюджета (Рм) за счет собственных и регулирующих доходов (Др):

Рм < Дс + Др ;

→ 60-70%.

2. Нормальное состояние местного бюджета характеризуется балансом минимальных расходов бюджета и его доходов:

Рмср;

→ 40-50%.

3. Неустойчивое состояние предполагает прочие поступления в виде субсидий или дотаций из вышестоящего бюджета для покрытия минимальных расходов бюджета и низкой долей собственных доходов:

Рмср+прочие поступления;

→ 20-30%.

4. Кризисное состояние наступает в том случае, если доходов, полученных из всех источников, не хватает на финансирование минимальных расходов бюджета:

Рмср+Пр;

=5-10%.

Таблица 1 - Индикаторы финансовой устойчивости бюджета

Наименование показателя

Формула

1. Коэффициент соотношения регулирующих (Др) и собственных доходов (Дс)

Крс=Др : Дс

2. Коэффициент автономии

Ка=Дс : Д

3. Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами

Ко=Дс:Рм

4. Коэффициент бюджетного покрытия

Кбп=Д : Рм

5. Коэффициент бюджетной результативности

Кбр=Д: Ч

6. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кбо-= Р : Ч

7. Коэффициент бюджетной задолженности

Кбз=3 : Р

8. Коэффициент покрытия расходов налоговыми доходами

Крнд=Дн: Р

9. Коэффициент текущих расходов

Ктр=Рт:Р

10. Коэффициент расходов на развитие

Крр=Рр : Р


Оценка ликвидности бюджета

Под ликвидностью принято понимать способность активов выступать в качестве средства платежа, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.



Ликвидность бюджета – возможность реализации плановых бюджетных поступлений и бюджетных назначений в соответствии с принятой временной и объемной структурой, т.е. способность органов власти полностью отвечать по собственным обязательствам в соответствии с их объемами и сроками.
Таблица 2 - Количественные параметры оценки ликвидности бюджета

Наименование показателя

Формула расчета |

1. Степень сбалансированности бюджета (Со)

Сб = (Н+НН+ФП)/Рб

2. Размер бюджетного дефицита (Дб)

Дб = Н + НН + ФП-Рб

3. Структура источников покрытия дефицита (Ущи)

УПДi = ПДi/Дб

4. Структура ФП из бюджета иного уровня (Уфш)

Уфпi=ФПi/ФПi



Анализ долговых обязательств


Анализ структуры долга. Полный долг состоит из прямого долга, включающего обязательства по кредитам, ссудам и контрактам, а также условного долга – поручительств и гарантий администрации по кредитам или ссудам, выданным нижестоящим бюджетам или организациям со связанными обязательствами, а также долговые обязательства контролируемых предприятий и возможные расходы, связанные с судебными исками.
Ключевые индикаторы:

  • прямой и полный долг к собственным доходам населения.

  • соотношение объема краткосрочной и долгосрочной задолженности.

  • доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств.

  • доля основных составляющих прямого долга в его структуре.

2. Оценка долговой нагрузки. Долговая нагрузка рассчитывается как отношение выплат основной суммы и процентов по всем долговым обязательствам заемщика к доходам городского бюджета в текущем году.

Ключевые индикаторы:

  • долговая нагрузка на бюджет – отношение баланса привлеченных и погашенных заемных средств и расходов на обслуживание долговых обязательств к доходам бюджета;

  • доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки.

  • доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки.

  • доля обслуживания долговых обязательств в структуре долговой нагрузки.

  • отношение выплат по полному долгу к поступлениям в денежной форме за вычетом обязательных расходов в денежной форме.

  • 3. Анализ условных обязательств. Анализируется практика предоставления бюджетных поручительств по кредитам (гарантий), поскольку иностранные кредитные организации практически не выдают кредиты государственным и муниципальным предприятиям, а также нижестоящим бюджетам без необходимого обеспечения, которыми в ряде случаев выступают гарантии вышестоящего бюджета.

Проводится оценка программы выдачи бюджетных поручительств, ее объем и качество процедуры, регламентирующей выдачу поручительств, так как в случае возникновения необходимости исполнения обязательств по поручительствам может измениться график платежей по обязательствам администрации и резко увеличиться долговая нагрузка на бюджет.

Ключевые индикаторы:

  • доля реализованных гарантий к общему объему гарантий.

  • доля бюджетных поручительств за коммерческие предприятия в общей сумме поручительств.