Лекция (2часа). Тема: «Экологические проблемы общества» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Билеты с ответами по Обществознанию, 9 класс 1 468.52kb.
Влияние моющих средств на развитие пшеницы и состав почвы 1 27.95kb.
Лекция Философская мысль Древнего Востока Древневосточные общества... 1 68.45kb.
Билет №27 Экологические проблемы, связанные с производством серной... 1 30.9kb.
Занятие №6. Тема: Умственное и эмоциональное развитие приемного ребенка. 1 157.56kb.
Сборник научных трудов «Социально-педагогические проблемы детей и... 1 112.32kb.
«Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы» 1 76.21kb.
Экологические проблемы при углеводородном загрязнении, самоочищение... 1 290.02kb.
Лекция 10f. Тема: Стабилизационные реформы 1 114.75kb.
Лекция Две ключевые проблемы схоластической философии 1 134.27kb.
«Экологическое воспитание учащихся начальных классов» 1 125.95kb.
Навстречу юбилею школы Их имена «открыла» школа 1 105.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Лекция (2часа). Тема: «Экологические проблемы общества» - страница №1/1

Урок – лекция (2часа).

Тема: « Экологические проблемы общества».



Цель:

повысить восприимчивость учащихся к проблемам окружающего мира, поставить их перед фактами загрязнения окружающей среды, способствовать пониманию ими необратимости некоторых экологических изменений, создавая целостную картину мира в их сознании.



Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о размерах антропогенного воздействия на природную среду, о возникновении экологических проблем человечества и путях их решения.

  2. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, показывая, что антропогенное воздействие стало важнейшим фактором изменения окружающей среды.

  3. Совершенствовать учебные умения: изучать дополнительную литературу, работать над докладом, выступать с сообщением.

  4. Развивать мышление учащихся, умение выделять главное, существенное в содержании, обобщать многочисленные факты.


Ход урока.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»

Ученик читает стихотворение:

Весенний лес доверчив, как ребенок,

Протягивает ветки всем подряд,

Уверенный с рожденья, что не тронут

Ни птиц его, ни гнезд и ни зверят.

Но человек восторженно и жадно

Черемуху и липу ободрал,

Ножом березку искромсал изрядно,

Силки расставил и щегла поймал.

И стонет лес, и задохнулись воды…

Земля уже проигрывает бой…

О, человек! Дитя живой природы!

Опомнись, милый! Прекрати разбой!

Не думай, что природа безответна!

Она тебе насилья не простит!

Бесплодьем почвы, ядовитым ветром

Коль не тебе, так внукам отомстит!

Слово учителя:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает этот век,

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

С каждым днем, с каждым часом нарушается в природе экологическое равновесие, что может неизбежно привести к гибели всего живого на Земле, в том числе и человека.

Есть ли острова спасения от этой беды? Таких островов нет. Все человечество в одной лодке. И пересесть из нее некуда. Земля – маленький шар во вселенной, и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Уголков, которые экологические беды не касались бы, сегодня не существует – химикаты обнаружены даже в теле пингвинов. Философ Альберт Швейцер, искушенный в делах человека, сказал: «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет свой конец, разрушив Землю».

Последние 30 лет это пророчество подтверждается. Но неужели и вправду суждено ему сбыться?

Поэтому нет у человечества сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой.

«Экологические проблемы общества» - этой теме посвящается наш урок-лекция. На доске написаны вопросы, ответы на которые сегодня прозвучат.

( )

Назначение человека, как считал Ж. Б. Ламарк, как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания; общество рассматривается как сила, способная из «дикой умирающей природы сделать ее приятной и живой, осушить эти болота, оживить эти мертвые воды, заставить их течь». Своим трудом человек открывает в природе то, что она таила в лоне своем, - неведомые ее сокровища. Прошло уже около 1млн. лет, как появился на Земле человек. Благодаря научно-техническим достижениям, он возомнил себя господином. И, вольно или невольно, стал применять давний принцип всех поработителей: «разделяй и властвуй».



- Истощала кладовая не возобновляемых ресурсов.

- Загрязнены воздух, океан.

- Иссякают пригодные для питья пресные воды.

- Химические препараты убивают все живое.

- Надвигаются пустыни, разрушаются почвы.

- Повсюду растут горы мусора, отбросов, в том числе

очень опасных для здоровья и всей земной жизни.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров! Сжигать же отходы нельзя: при сгорании поролона, лаков, красок, пластмассы в воздух выделяются очень ядовитые газы. Стекло, резина, пластмасса в земле долго не разлагаются. Для разложения стеклянной бутылки, например, требуется 2000 лет! А брошенный в лесу целлофановый пакет пролежит 2 столетия и 2 столетия через него не сможет пробиться ни один стебель. Планета наша очень маленькая. Юрий Гагарин облетел ее всего лишь за 108 минут!

Наивысшая организация жизни и существования – это общество. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять силы природы во благо себе.

Человек ежегодно извлекает из земных недр 100 млрд. тонн руд, горючих и строительных материалов, рассеивает на полях свыше 500 млн. тонн минеральных удобрений. Ежегодно сжигает около 9 млрд. тонн топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20 млрд. тонн углекислого газа. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин. Пустот в верхних слоях земной коры. По этой причине территория города Мехико за период с 1880 года по 1956 год опустилась примерно на 5 с половиной метров. В Таджикистане по мере заполнения Нурекского водохранилища на реке Вахш возросло количество землетрясений.

Есть факты отрицательного влияния химических веществ на здоровье человека: повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит к серьезным отравлениям, вызывая аллергические заболевания, бронхиальную астму, воспаления кожи и др.

Известно: угарный газ – невидимый, коварный и сильнодействующий яд. Он в 200 раз активнее кислорода соединяется с гемоглобином, что приводит к кислородному голоданию, к необратимым изменениям ткани кровеносных сосудов, сердца, легких, мозга. Следом за этим можно ожидать всего: аллергию и бронхиальную астму, тахикардию и инфаркт, атеросклероз и инсульт…

Сернистый газ во влажном воздухе образует серную кислоту. Выпадая с дождем, она разъедает не только легкие человека, но и металл, краски и даже камень. Совсем недавно в Италии скульптурное изображение четверки коней, украшавшее площадь святого Марка, пришлось заменить копией. Серная кислота разъедает камень скульптур, простоявших века! Что уж говорить о легких человека!

Установлена прямая зависимость между загрязненностью воздуха и частотой заболевания детей рахитом. Запыленный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, необходимые для нормального формирования скелета.

Травы, растущие вблизи оживленной автострады, непригодны в корм скоту, т. к. ядовитые соединения свинца, которые накапливаются в них, могут отравить молоко и мясо животных. В Японии, Канаде, США имеются случаи отравления ртутью, содержащейся в хлебных злаках, в морской рыбе. Таковы научные данные.

Что же делает сегодня человек, чтобы предотвратить развитие заболеваний от химических веществ?

В некоторых странах (США, Франция, Германия) уменьшают применение пестицидов, или полностью от них отказываются. В 1985 году в США насчитывалось свыше 20 тыс. ферм, не применяющих не только пестициды, но и минеральные удобрения. Аналогичные примеры есть и у нас: некоторые хозяйства Омской и Пермской областей отказались от применения пестицидов.

АТМОСФЕРА (ученик).

Вот какая картина описана американским ученым Батоном:



3 декабря в Лондоне стоял прекрасный день. В небе виднелись пушистые облака, ветер с Северного моря принес прохладный, свежий воздух, люди вдыхали его, наслаждались и радовались превосходной погоде.

4 декабря сила ветра уменьшилась, облака закрыли все небо, в воздухе почувствовался запах дыма. Из многих тысяч труб тихо поднимались вверх несгоревшие остатки угля, горючие газы, копоть, зола. Крупные частицы сажи падали на улице, сыпались на одежду прохожих, а более мелкие продолжали парить в воздухе.

5 декабря ветер окончательно стих, на город пал туман, он ухудшил видимость, затруднил движение транспорта. Запах дыма усиливался с каждым часом. Уже в 10 метрах ничего не было видно, но пешеходы брели по тротуарам на ощупь, как слепые, автомашины включили дальний свет. Город погрузился в смог! У людей болели и слезились глаза, старики и люди с больными легкими и сердцем тяжело страдали, не хватало кислорода, люди задыхались. Больницы были переполнены… 4 тыс. человеческих жизней унес в те дни лондонский смог!

Такое же бедствие несколько лет назад постигло Нижний Тагил.

Смог – частый гость и других крупных промышленных городов мира. Нередко эти города сравнивают с действующими вулканами. И днем и ночью изрыгают они в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти, золы. Разрушается Озон, который, как известно, поглощая ультрафиолетовое излучение, предохраняет все живое на Земле от гибели. Виною тому фреоны, продолжительность пребывания которых в атмосфере составляет до 200 лет. При их распаде выделяется окись хлора, которая и разрушает озон. Давно пора промышленности прекратить их выпускать!

( примеры: «парниковый Эффект»; легковой автомобиль за одну тысячу км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо на год!)



БИОСФЕРА (ученик).

Выжигаются и вырубаются леса, которые дают Земле кислород, стабилизируют климат и циркуляцию вод. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2%. Скорость уничтожения экваториальных лесов за последние 50 лет составляет 20га в сутки.

16кг макулатуры могут сохранить целое дерево. А из одной тонны макулатуры можно получить 750кг белой бумаги – а это одна тысяча учебников или 25 тыс. тетрадей. А если по стране в целом собрать ни одну тонну! Какая экономия леса получится!

Все глубже в лес отступают животные. По данным МСОП с 1600 года на Земле по вине человека вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Исчезнувшие виды восстановить уже невозможно.

Есть такой факт: во время второй мировой войны значительная часть глубинных бомб была сброшена на китов, которых принимали за подводные лодки. Такая бомба убивает всех животных в радиусе 300 метров! Почти 1,5 тысячи крупных надводных и подводных судов несут на себе свыше 15 тыс. ядерных боеголовок!

ГИДРОСФЕРА (ученик).

Когда-то давно в воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать! Возможно ли такое? Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле лишь около 2%, причем три четвертых ее приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Вот почему сейчас почти четверть населения нашей планеты не обеспечена питьевой водой. Над человечеством нависает питьевой голод. Есть районы где годами не выпадает ни капли осадков: пустыни Африки, Америки, Монголии.

Подсчитано, что на одного человека в современном городе на бытовые нужды ежесуточно требуется до 500 литров воды. Огромное количество воды требуется для промышленных целей: для выплавки одной тонны чугуна – 300 кубических метров воды. А сколько воды необходимо для выращивания с/х культур!

Гонконг получает питьевую воду из Китая по трубопроводу. На привозной воде существует целое государство – Алжир! Нехватка чистой воды ощущается в Югославии и Греции, где она ценится выше вина!

Во многих странах мира на предприятиях и в квартирах стоят счетчики воды.

В засушливых районах России воды не хватает так же, как и хлеба. Люди носят ее в бидонах, в тыквенных сосудах, бутылях за многие километры от дома. Около 80% заболеваний в этих районах связано с недоброкачественной водой.

ОСОЗНАЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОИ ОШИБКИ? (ученик).

Да, человек признает свои ошибки. Во многих странах проводят работу по искусственному лесоразведению. Для сохранения некоторых видов животных и растений организованы заповедники, заказники, национальные парки. Принят закон «об охране атмосферного воздуха». На промышленных предприятиях устанавливаются пылегазоуловители. Но предстоит еще много сделать.

Чтобы понять масштабы наступления человека на природу, можно привести следующее сопоставление. Биосфера нашей планеты существует около 4 млрд. лет. Современный человек существует на Земле 100 тыс. лет. Если принять продолжительность жизни одного поколения людей за 60 лет, то всю нашу цивилизацию можно вместить в 800 поколений, причем 600 из них одевались в звериные шкуры и пользовались каменными орудиями, 100 – владели письменностью, 4 поколения использовали силу пара, 2 – электричество. И только наше поколение поставило себе на службу авиацию и космонавтику, радио и телевидение, атомную энергию и мощную индустрию. Это значит, что человек скачком вышел из равновесия с биосферой. «Есть победы, которые наполняют воодушевлением; есть и другие, которые принижают. Одни поражения несут гибель, другие пробуждают к жизни», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери.

Приведу еще факты.

Площадь тропических лесов на планете составляет около 400млн. га. Ежегодно вырубают и сжигают примерно 7 млн. га. Если темпы вырубки сохранятся, тропические леса исчезнут через 57 лет.

Одна тонна нефти, разлитая на водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью около 6 квадратных километров. В случае аварии танкера водоизмещением 5 тыс. тонн нефтяное пятно займет площадь около 30 тыс. квадратных километров, это примерно 2 Ладожских озера.

В 7км от Волги сотни тонн нефти просочились из нефтепровода на поверхность земли. Волга в опасности!

В последние десятилетия неимоверно растет население Земли, превысившее уже 5 млрд. Если первого миллиарда численность населения Земли достигла в 1800 году, то только через 100 лет в 1903 году – она увеличилась до двух миллиардов. Несмотря на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества – вторую мировую, которая унесла 50 млн. человеческих жизней, 3-х млрд. рубеж был достигнут в 1960 году, или всего за 60 лет. На приращение 4-го млрд. населения Земли потребовалось только 15 лет. В настоящее время население ежегодно увеличивается на 80 млн. человек. Интенсивный рост народонаселения требует значительного расширения производства и потребления продовольственных, минеральных и энергетических ресурсов. Примерно около одного млрд. человек голодают и живут в нищете. Мы хотим хорошо жить, а для этого нужно сырье. Каждому человеку требуется пища, одежда, крыша над головой.



ЭКСПЕРИМЕНТ (ученик).

Исследуем, какое действие оказывает нефть на перья птиц.

Птичье перо – легкое, плотное, сухое. Покроем его нефтью (машинным маслом). А теперь с помощью воды, бензина (керосина) и щетки постараемся очистить перо.

Удается ли нам это? Нет, не удается.

Морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев, и они больше не защищают кожу птицы от охлаждения. У птицы нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. Птица не может больше добывать себе пищу, она погибает от переохлаждения. И лишь очень немногие птицы могут перенести чистку и плен.

Учитель:

ТАКИМ ОБРАЗОМ, сегодня человечество испытывает на себе давление взаимосвязанных проблем: экологических, демографических, продовольственных. Если эти проблемы дойдут до критического уровня, то человечество могут ожидать если не гибель, то очень серьезные потрясения, которые приведут к снижению его численности, качества жизни и уровня потребления.

В недалеком прошлом люди, не задумываясь, пели:

«…человек проходит, как хозяин,

необъятной Родины своей…»

Нельзя быть хозяином Родины, это звучит кощунственно – можно и нужно быть благодарным и заботливым сыном, благодарной и заботливой дочерью.

Настанет час, когда страны будут гордиться своими свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами своих туманов и освежающих болот.

Школьники будут писать по слогам: Воздух – наш отец,

Вода – мать,

Земля – дом,

Роса – национальное сокровище.



ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ПРОСЬБА».

Задание учащимся: подумать и предложить ряд мероприятий, которые способствовали бы улучшению экологической обстановки в стране, в своем селе.

Мероприятия, которые предложили учащиеся:

- Бережно пользоваться природными богатствами.

- Научиться перерабатывать мусор.

- В селе Большое Микушкино:

а) вокруг стадиона посадить зеленую изгородь;

б) отремонтировать скворечники и сделать новые;

в) провести акцию «Очистим поляны дубравы от мусора»;

г) вырастить саженцы яблони и посадить сад;



д) провести акцию «Кормушка птицам в каждом дворе».