Лекция 1 Методологические основы менеджмента Сущность, цели и задачи курса менеджмента - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Научные подходы. Основные... 1 217.62kb.
1. Понятие и сущность финансового менеджмента. Финансовые инструменты... 4 1132.2kb.
Экзаменационный билет №1 1 141.95kb.
Перечень вопросов, выносимых на экзамен по дисциплине «Медико-технический... 1 28.36kb.
Управление. Закономерности управления различными системами 1 33.38kb.
Вопросы для менеджмента всех специальностей 1 42.61kb.
Сущность управления и менеджмента определяется через понимание этой... 1 458.19kb.
Понятие, сущность, цели и основные функции менеджмента 1 20.46kb.
Теоретические вопросы для студентов специализации «Управление корпорацией»... 1 56.12kb.
Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании 1 96.13kb.
Потребность и необходимость управления в деятельности человека. 1 51.34kb.
Курс лекций Содержание  Предисловие 8 988.43kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Лекция 1 Методологические основы менеджмента Сущность, цели и задачи курса менеджмента - страница №1/2

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО М Е Н Е Д Ж М Е Н Т У
Лекция 1

Методологические основы менеджмента

    1. Сущность, цели и задачи курса менеджмента

Цели курса: освоение слушателями комплекса теоретических и практических знаний по менеджменту, получение практических навыков по формированию конкурентоспособного потенциала менеджера и системы управления предприятием, применению методов управления в условиях неопределенности факторов окружающей среды и конкуренции
В результате изучения курса «Менеджмент» слушатель должен овладеть знанием, умением и навыками принятия решений, формирования структуры управления, мотивации работников, стиль управления, принятие инновационных, финансовых, инвестиционных и предпринимательских решений.

Задачами курса являются: научить слушателей формировать аппарат и функции управления, решать проблемы управления персоналом, разрабатывать регламентирующие документы и бизнес планы предприятия, принимать стратегические и оперативные решения в условиях неопределенности и риска.

Сегодня теоретический менеджмент и его составляющие как научный комплекс дисциплин, имеет в своем арсенале все необходимые методы и технологии рационального стратегического бизнес-планирования, оценки уровня риска и нестабильности факторов окружающей среды, разработки стратегий конкурентной борьбы, лидерства и роста. Система методов стратегического и инновационного менеджмента позволяет разрабатывать и принимать решения в экстремальных ситуациях и обеспечивать развитие и стратегическую ориентацию организаций в системе рыночных отношений.



Менеджмент – организация и технология процессов управления социально-экономическими ситуациями в условиях неопределенности рыночных отношений.

Субъект
контроль обратная связь.


Управление




функции


м
Объект

етоды

решения.


Рис.1. Схема управления.

Управление – процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое целевое состояние, формализованное управленческим решением.

Итак, управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности.


1.2. Эволюция развития теории менеджмента.

Школы и концепции.
Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления. Сократ выдвинул тезис о необходимости «Управы ленью работников» (своей ленью) – так появился термин Управление.
Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации управленческой деятельности.

Менеджмент –– мероприятия по организации процессов управления бизнесом, обеспечивающие выживание и развитие фирмы в условиях конкуренции и неопределенности.
1.Этап. Классическое управление 1911 – 1924 Тейлор

Классическая школа управления - Ф. Тейлор:

«Принципы научного управления» (1911г.), Разработанные положения сводятся к следующему: 1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы, научное исследование каждого её элемента; 2)отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; 3)сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда;

4) равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.

Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Тейлором была предложена функциональная структура управления

Функциональное управление.- восемь мастеров на каждом участке.

Четыре мастера в штабе – плановик, учетчик, кассир, бухгалтер.

Четыре мастера – снабжение, ТБ, качество, технология.

Научная организация труда: рациональные движения работника, размещение инструмента и оборудования и т.п.

Гаррингтон Эмерсон – «12 принципов производительности труда».

1. Четкая постановка целей;

2. Оценка здравого смысла;


  1. Совершенствование организации и процессов Инноватика;

4. Дисциплина и организованность;

  1. Справедливое отношение к подчиненным;

6. Точный и надежный учет;

7. Диспетчирование и координация;

8 .Регламентирование, нормирование;

9. Стандартизация;

10.Создание условий труда;

11.Наличие инструкций;

12.Мотивация и вознаграждения.

Анри Файоль –предложил технологию управления и линейно- штабную структуру управления.


  1. Предвидение (миссия, цели, прогноз - из будущего в настоящее);

  2. Организация;.

  3. Издание распоряжений;

  4. Координация и регулирование;

  5. Контроль и мотивация.

А.Файоль предложил Линейно-штабную структуру управления фирмой:

Штаб


Руководитель




А.Файоль разработал принципы административной деятельности: разделение труда; власть и лидерство (авторитет и ответственность); дисциплина, единство руководства (централизация,); подчинение индивидуальных интересов общему интересу; контроль и мотивация (вознаграждение), порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух.

А.Файоль впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему решению и выявлять возможные способы совершенствования организации труда.

Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направлениях – рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л.Урвика, М. Вебера, Г. Форда.
Генри Форд – предложил конвейерную систему производства, организовал ресурсное обеспечение

Вебер – исследовал типы руководителей. При классическом управлении лучшим считается - харизматическей тип - бюрократ, строго соблюдает законность, Устав, регламент, выполняет – инструкции, высокая ответственность, дисциплина труда и т.п..

- либеральный тип, - демократический тип.

Мак Грегор – теория Х. Модель экономического человека. (В основном все работники стремятся удовлетворить основные экономические потребности и интересы).

2 этап – Поведенческий. Формирование теории социально- поведенческого типа 1924 – 1960 г.

Управление по целям (исход из ситуации). Формирование предприимчивости и менеджмента, человеческих отношений, социальных систем, развитие маркетинга. Разрабатывается следующая технология управления бизнесом: Производство – Сбыт – Рынок – Потребитель.



Мак Грегор – теория Y.(среди общей массы работников - есть более способные, им надо больше платить и поручать более сложные задачи), предложил модель иерархического человека стремящегося к карьере.

Макс Вебер – исследовал типы руководителя. По его мнению идеальным является «Харизматический» тип руководителя – жесткого администратора.

Ф.Герцберг – теория мотивации (факторы удовлетворения трудом и факторы условий труда – мотивирующие деятельность, важны сами изменения, рост производительности труда).

Лайкерт – теория формирования лидера и потенциала менеджера.

- как оценивать и наращивать интеллект, способности.



Маслоу – концепция мотивации.5 уровней мотивации

самоутверждение (проявление таланта)
самоуважения (профессиональный рост).

социального общения (друзья, любовь).

потребности в. безопасности.
общие- экономические потребности.
Вудкок – раскрепощенный менеджер.(формирование качеств менеджера)

Блейк и Мутон – решетка менеджера.

Управление социальными факторами

1.9


Демократ

Оценка характеристик

руководителя (менеджера)
Балансовая точка авторитара

1.4


1.3

1.2
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (Оценка в баллах)

Знание производства ( по экспертным оценкам)

Управление – процесс воздействия субъекта на объект управления в целях перевода его в качественно – новое состояние на основе принятия управленческих решений.
Эволюция развития менеджмента.


1 этап: классический этап научного управления

1911-1924 г.

Управление по инструкциям.



2 этап: социально поведенческий

1924-1960 г.г.

Управление по целям на основе предпринимательства и социальных факторов.


3 этап: Управление по стратегическим планам

1960-1980 г.г.

4 этап:

стратегическое управление на основе принятия оперативных решений в экстремальных ситуациях

1980 г до настоящ. время.

Тейлор Ф.-1903г- «Управление фабрикой»,»Принципы научного управления

предприятием-1911.

Классическая школа управления.

Файоль А.-Технология управл.

Эмерсон Г.-«12 принципов труда»

Форд Генри -создал к онцерн, конвейрную систему.

Мак Грегори -теория «Х- экономического человека».

Черч – «Основы управления произ-водством».-1918 г.

Э.Мэио и Майер – Арджерис,ГерцбергШк.человеческких отношений,(взаимоотношения,психолог.климат, внимание).

Эмпирическая школа(опыт.практика.)Друкер,Дэвис.

Социальных систем.

Саймон, Марч-управл-конфликтами,

потребности,мотивация:А. Маслоу.

Мак Грегор «Теория «Х» и «У-иерархи-ческого человека»».



Исследуются типы руководителей:

Вебер, Блейк, Мутон

Роллет, Карнеги,

Лайкерт.Вудкок,





Формально – аналитическая школа,

Новая школа - (количественные методы моделиро-вания)Управленч.

решение. Р.Акофф,

Л.Урвик, М.Кензи- «Стратегическое управление»;И.Ансофф.Клейн,Люс.

Клиланд,Кинг - «Стратегическое планирование»

Человек –потребности (интересы -стратегия - мотивация – организационное поведение –результат.



У. Оучи «Система Амер , Японская и др.»Томпсон и Стрикленд «Стратегический менеджмент»

Школа властно – поведенческого менеджмента..

Ф. Гильберт.

И.Ансофф,

Мак Кензи,

М. Портер, Ф.Лиис,

Г. Минцберг,

Д.Форрестер,

Д. А.Аккер,П Дойль, Мескон, Альберти, Хедоури, П. Дракер, Акофф.




3 ЭТАП. Стратегическое управление 1960 – 1980 г.по стратегическим планам.

Стратегического управления на основе учета факторов окружающей среды (неопределенности). Формально – аналитическая школа – моделирование ситуаций и стратегических планов развития и деятельности фирмы.

-Формирование теории стратегического планирования на основе моделирования. Управление по стратегическим моделям планирования.

Формирование механизма и моделей стратегического управления. Школа количественных методов моделирования.



Школы и концепции менеджмента. Уильям Оучи:

- концепция «А»;

- концепция «Z»;

- концепция «М».

Концепция «А» заключается в подготовке профессионала способного работать в любой отрасли, имеющего навыки активного обладателя стратегического мышления, раскрепощенного в коммуникациях, владеющего информацией, способного увлечь исполнителей. Власть и подчинение жесткое, карьера вертикальная.

Концепция «Z» (японская): используется психофизиологическая характеристика качеств человека (скорость мышления, уровень памяти, мотивация), подчинение старшим по рангу и по возрасту. Карьера – горизонтальная, отраслевая ориентация, система пожизненного найма и оказание всевозможной помощи членам семьи. Наиболее полное изучение человека.

Концепция «М» (маркетинговая). Менеджеров готовят от 4 до 7 лет, подготовка с ориентацией на знание маркетинга и рынка, рыночного фактора, правовые знания, знания экономики и мотивации. Основы немецкой и финской школы.

Европейская школа : изучает методологические науки (логика, информатика, философия); менеджмент и маркетинг (производственный менеджмент, финансовый, стратегический, менеджмент персонала и др.); функциональные дисциплины - (финансы, управленческий учет, стратегическое планирование, маркетинг, логистику и др.).


Концепция менеджмента включает:

1 блок - Теория менеджмента – теоретический комплекс.

2 блок – Правовые рамки.

3 блок - Потенциал менеджера:

  1. интеллектуально – нравственный;

  2. организационно – поведенческий;

  3. профессионально – организаторский;

  4. психофизиологический.

4 блок - Менеджмент – практика .Анализ– факторов

1. внешней среды:

2.внутрифирменных;

3.отраслевых.



5 блок -Механизм управления:1. миссия;

2. цели;


3. функции;

4. технологии;

5. стратегия;

6. маркетинг;

7. Инноватика.

6 блок - Стиль работы менеджера:

Поиск – поиск необходимой информации, деловых контактов.

Перехват - взятия на себя ответственности для принятия оперативных и стратегических решений.

Установка - как организованно и технологически правильно принять решение и организовать мотивацию и стимулирование.

7 блок -Самоменеджмент – организация личного труда.

8 блок - Виды обеспечения:


  1. финансы;

  2. информация;

  3. технология;

  4. персонал;

  5. правовое обеспечение.



Управление как наука и искусство

Понятие об управлении как искусстве, то есть способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы искусства и науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функциони-рование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.

Люди, работающие в организациях - это саамы главный фактор, эффективность и учет которого требует не только использование научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, опыт, принципы, формы и методы.



  1. ЭТАП- Управление по стратегиям

Формирование теории и практики стратегического менеджмента 1980.

Стратегия – определение основных направлений развития бизнеса, оценка результативности выбранного бизнеса, разработка комплекса мероприятий по реализации, данной стратегии.

Управление по стратегиям. Принятие решений в экстремальных условиях быстрого изменения факторов рыночной среды (реформы, налоги, инфляция цены, тарифы).


4 этап.

Управление по стратегиям.

Властно-поведенческая школа стратегического менеджмента.

Принятие оперативных решений в экстремальных условиях резкого изменения факторов окружающей среды.

М.Портер – Конкуренция.

Томпсон, Стрикленд – стратегический менеджмент.

Теория Ард Жириса – теория группового обучения методам мозгового штурма.

Ф. Лиис – управление современной компанией.(2004 г.)

Мескон, Альберти и Хедоури – основы менеджмента.

Дракер – практика менеджмента.

Д.Аакер – стратегическое рыночное управление (2002).

Д.Дойль – маркетинг – менеджмент и стратегии (2002).


ЛЕКЦИЯ 2

Кибернетические подходы и закономерности управления различными системами

Ситуационный (вариантный) подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте в конкретное время. Поскольку имеется такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (плана и т.д.), на учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а)содержанию (технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.);

б) виду управленческого решения во времени (стратегические, тактические и оперативные);

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.

Сущность системного подхода

Системный подход в современной интерпретации (наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным анализом и др.) является для экономики изобретением ХХ в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако в экономике из-за сложности он применяется редко. Системный подход – это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождение от абстрактного к конкретному.

Системный подход предполагает исследование взаимовлияния элементов сложной структуры как единого целого организма, позволяющего получить их целенаправленную согласованность и сбалансированность в процессе функционирования.

Системный подход – методология исследования объектов как систем.



Система – совокупность динамически связанных элементов, образующих единое целое и реализующих какую либо цель или функцию.
Системы разделяются: 1.на открытые и закрытые;

2. на детерминированные и индетерминированные;

Детерминированная система управления - это система (закрытого типа),

в которой выходной сигнал зависит от строгого взаимодействия внутрифирменных элементов и известного входного сигнала.

Индетерминированная система – это система открытого типа, в которой выходной сигнал зависит от взаимодействия внутрифирменных факторов (уровня синергетики) и воздействия факторов окружающей среды

Все факторы внешней окружающей среды, курс валют, инфляция и т.д. вносят неопределенность, которая создает уровень энтропии и потери на выходе фирмы, т.е. уровень риска.



Синергетика это сумма положительных энергий (ресурсы, интеллектуальный потенциал работников, информация, техника и т.п.) направленных на созидание и развитие фирмы.

Интеллектуальный потенциал команды управления –формирует уровень синергетики, который компенсирует энтропию (неопределенность факторов окружающей среды).

Синергетика – энергия созидания, восстановления, интеллектуального потенциала менеджера. Синергетический эффект - формализованная энергия.

Энтропия – беспорядок.




Лекция 3.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРА.
Основные задачи, решаемые менеджером.
Комплекс задач:

- по структуре задачи разделяются:

1. Организация и технология управления взаимодействием фирмы с рыночными структурами (рынок сырья, материалов и ресурсов поставщиков). Потребители - конкуренты, посредники – представители муниципальных и региональных органов, налоговая инспекция, банки, фонды.
2.Организация и технология управления базовыми функциями фирмы: - предпринимательская функция,

- стратегическая функция управления,

- финансовая (кредит инвестиции),

- маркетинг,

- инвестиционная функция,

- инновационная функция развития.


3. Организация внутрифирменного управления (обеспечение ресурсами, разработка технологии производства)

- организация инфраструктуры

- сбыт продукции

- обеспечение качества.

4. Управление персоналом. Менеджер должен быть готов управлять персоналом.

В практической деятельности менеджеру приходится исполнять различные роли – как проявление искусства управления.



Роли менеджера

1. Организационные роли:

- предпринимателя - оценить вид бизнеса

- генератора новых идей и концепций

- роль технолога, конструктора

- формального лидера

- оратора



2. Межличностные роли:

- лидер


- психолог

- аналитик

- неформальный лидер

- инициатор работ

- мотиватор

- миротворец

Первопричина – возникновение проблем.

3. Представительские роли:

- политик

- посредник

- конкурент



4- Функциональные роли.

- коммерсант

- стратег

- маркетолог

- финансист

- экономист

- юрист

- Борьба между коммерсантами должна быть цивилизованная.


Основные критерии характеризующие менеджера как предпринимателя

Основные критерии



Потенциал –это есть способности и возможности человека, обеспечивающие достижение целей.

Способность человека – это расположенность к управлению в различных ситуациях на основе лидерства, интеллектуальной энергии, активности и инициативы.

Способности человека проявляются через его качества.

Качества – это есть умения реагировать на воздействующие факторы окружающей среды.



Структура потенциала менеджера:



Структура

Критерий

Качество

1. Интеллектуально-нравственный потенциал

Ценности

(культура и т.д.)



Воспитание, образование, культура, этика обращения, интеллект человека

2. Организационно-поведенческий потенциал

Лидерство

Организованность, деловитость, коммуникабельность, инициативность, самообладание, авторитетность.

3. Психофизиоло-гической потенциал

Самостоятельность и устойчивость человека

Тип Высшей нервной системы, эмоциональность, конфликтность, выдержка, скорость мышления, память, работоспособность

4. Профессионально – познавательный потенциал

Уровень знания и опыта

Профессионализм, компетентность, уровень образа, опыт, умение анализировать критичность, иновационность, новаторство

Потенциал человека формируется под влиянием эргономики (условий) при которых качества развиваются и реализуются с определенной силой воздействия, то есть энергией человека.

Положительные условия эргономика – экономия энергии человека.

При положительных условиях эргономики формируется синергетика человека, т.е. развиваются его качества, потенциальные способности, взаимодействие (принимать управленческие решения).

При негативных условиях эргономики нарушаются коммуникации, появляется беспорядок, хаос, который снижает уровень взаимодействия и эффективность работы всей организации.

Наличие потенциальных способностей человека, совокупности профессиональных качеств устраняет уровень энтропии в системе и работает как энергия созидания и построения новых концепций и ситуаций.

Таким образом, от беспорядка в любой системе идет процесс восстановления и созидания, к порядку за счет интеллектуального потенциала человека, т.е. благодаря его способностям и умениям достигается эффективность управления.

- Факторы успешной деятельности менеджера.

1. Стратегическое мышление.

Стратегия – опережая победить противника. (кто конкуренты, цены, есть ли подходящая торговая ниша), (разработать конкурентные преимущества, борьба за свою нишу), (какое оборудование, технология, какой товар нужен?).

Работа с конкурентами, с потребителем - бихевиоризм (когда он покупает, что ему нравится и т.п.).


2. Способность нести ответственность и принимать рискованные решения в любых ситуациях.

- от риска уходить нельзя, путь к банкротству, риск можно перераспределять.

3. Готовность к изменениям и инновациям.

Человек боится последствий, сможет ли он реализовать изменения.

Если наблюдается снижение производственного цикла, необходимо проводить диверсификацию выпускаемой продукции. Новый цикл даст более высокие результаты

Готовность к открытому способу управления и финансовому риску.

.Должна быть либеральная политика.

- умение понимать ситуацию и принимать быстрые оперативные решения.

Способность видеть будущее своей фирмы

- организация творческого подхода к работе,

Креативный менеджмент – обеспечение условий для творческой и самостоятельной работы, доверие к исполнителям,

- умение создавать мотивации, - организация самообучения и повышения квалификации,

- коммерческий и политически кругозор,

- умение правильно, рационально использовать свое время и силы.

Атрибуты и заповеди менеджера (законы).

1. Приверженность действию, т.е. целеустремленность на конечный результат, что я должен сделать, что я получу через интеграцию в бизнес.

2. Простая структура управления, надежные деловые связи и небольшая численность подчиненных. Международный стандарт структуры управления.

4. Уважение и внимание к потребителю, близость к потребителю, важным является количество надежных потребителей,

5. Самостоятельность. Свобода предпринимательского выбора.

6. Совмещение свободы с ходом решения проблем. (установка, задание), ожидание (результат), внимание (Вы всегда под контролем)).

7. Оценка здравого смысла в работе и принимаемых решениях.

- Если работать по инструкции ( то мы становимся заложниками устаревшей информации).

8. Здесь и сейчас (не откладывать).

9. Стабильность в движении (внедрение нововведении), но в движении.

10. Сохранять и поддерживать командный дух победителя.

11. Менеджер человек в джунглях, но он знает, как из них выбраться.

12.Ответственность за образование и повышение квалификации.

13.Делай то, что знаешь и умеешь лучше других.

14.Ориентируйся на новое и на сильных конкурентов.

Лекция 4.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
1. Основы формирования стратегического мышления.
Сократ – Аристотель – Платон – родоначальники.

Наука Майевтика, чтобы создать что-то новое надо помучиться.

Аристотель наука «органон – орудие познания» → логика: слово + разум + закономерность.

слово

треугольник Ричардса.

разум закон

В основу стратегического учения положено учение Сократа, Аристотеля о том, как правильно построить понятия,

- как организовать беседу,

- как доказать истинность суждения,

- гипотезы,

- как определить аргументы и факты отличить их от софизмов (ложь вместо правды ), суждения гипотезы.



Логические связи – закономерности, которые легко аргументируются, гипотезы и суждения которые бездоказательны.

защитный пояс


Логика – связующее звено рассуждения.

Были сформированы два философских направления.

Философы чистого мышления, е в своих трудах отмечали, что общество и общественные отношения развиваются за счет чистого мышления, генерации новых идей, концепций, гипотез, открытий и изобретений.

Представители второй эмпирической школы – считали, что практическая деятельность, является движущей силой развития общественных отношений, НТП, новых проблем.

В 70е годы произошло объединение этих направлений – сформировалась концепция мыследеятельности, которая объединила оба направления, считая их неразрывными и взаимодействующими.В этот период формальная логика разделяется:

1.Общую логику, которая изучает:

- техники мышления,

- методы анализа ситуаций,

- методы мышления,

- методы разработки новых идей, концепций, товаров, технологий,

- методы организации социально-экономического проектирования.



2. Символическая логика - изображает логические понятия, связи, трансляцию информации через определенные символы и знаки. При этом начали развиваться компьютерные технологии.

Символическая логика послужила началом проведения игровых режимов для разработки новых идей и концепций.

- инновационно – поисковые игры ( когда необходимо разработать принципиально новые социально - экономические ситуации и стратегии развития фирмы).Алгоритм поисковых режимов предполагает проведение онтологического анализа проблем. Онтология – историческое эволюционное развитие проблемы.

Концепция – разработка идей развития, совокупность как единое целое.

- Каждая концепция (конфигуратор) – совокупность концепций с разработанными документами, положениями, инструкциям, с технологическими документами.

МИС – модель идеализированной ситуации.

МЦС – модель целевой ситуации.

ПРСР – программа реализации стратегического мышления.


  1. Мероприятия по устранению боевых точек.

  2. Мероприятия по внедрению новых предложений и рекомендаций на основании нового проекта.

  3. Программа разрабатывается по времени и исполнителям.

Алгоритм стратегического решения

- существуют общие точки и этапы.

1. Постановка проблемы.

2. Группообразование (создание коллективного разума).

3. Работа с информацией (изучение источников информации).

4. Проведение стратегического анализа проблем.

5. Разработка проекта реальной ситуации на основе обсуждения методом мозгового штурма.

2 этап работы:

6. Организация социально-экономического проектирования новой ситуации по решению данной проблемы.

- организация, генерации новых идей, предложений, рекомендаций методом мозгового штурма. Используются два метода:

I- без критики: накопление банка идей!

II - «Дельфа» - с предварительной критикой предлагаемых идей.

7. Организация дискуссии, обсуждение предлагаемых концепций, направленных на получение оптимального варианта решения.

8. Разработка концепции и конфигуратора (положений, инструкций, правил).

9. Организация дискуссий по утверждению предложенных вариантов.

10. Разработка программы принятия стратегического решения.

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Метод мозгового штурма – предложил Анри Осборн.

Методика мозгового штурма – универсальна, применяется для групп, для большого коллектива. Основывается на коллективном принятии решения,

дискуссии, выработки оптимального решения исходя из различных позиций специалистов, должностей и ролей.

Позиция – это профессиональная ориентация и подготовка.

Роли определяются поведением человека исходя из сферы деятельности.

- В условиях мозгового штурма принимаемые решения основываются на коллективном разуме.

Первый тип – накопление, генерация, банк данных.

Второй тип – с критикой, уничтожением неподходящих вариантов.
Правила мозгового штурма.


  1. Предлагаемые идей должны быть краткими и понятными.

  2. Допускаются фантазии и абстрактные идеи.

  3. Во время работы не разрешается выходить и включаться в режим генерации.

  4. Генерирующий не должен доказывать свою идею.

  5. (1 день – работа над понятием).

- организовать проект игры.

Метод Синектики.. автор - Ф. Гордон

- использование и взаимоувязка различных по природе явлений, процессов сфер деятельности.

- методика: при обсуждении экономических проблем используются аналоги из других наук кибернетика, медицина, астрономия.

- идет обсуждение аналогов и процессов.

- определяется возможность применения для решения проблем.

Синектика (синтез) – творческий процесс позволяющий построить новую концепцию на принципах и законах различных наук.



2. Изучение информации



7. Разработка программы реализации.

Топический анализ (тор – протопать ситуацию).

Тор – ограниченное пространство на каком-либо носителе.



Виды позиций и техники

- аналитик

- генератор

- диагност

- эрудит

- разработчик



методологические позиции

- методолог

- игротехник

- проблематизатор

- критик

- конфликтолог

- рефлексирующий.

социально-психологические позиции

- лидер


- независимый

- ведущий

- ведомый

функциональные позиции

- экономист

- менеджер

- юрист


- маркетолог

- молодые специалисты



организационные позиции

- организатор

- координатор

- контролер

- интегратор

- инициатор

- консерватор

техника мышления

- анализ


- синтез

- восхождение

- индукция

- дедукция

- рефлексия

- сведение

- техники разрушения

критики, приведения к абсурду



запрет

- уход в глобализм;

- уход в демагогию;

- конформизм;

- нанесение морального и физического ущерба.

Лекция 5.
ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА


  • 1. Понятия и типы организации.

Организация – целевое объединение людей в общую ячейку на основе совместных формальных отношений, образующих, какой – либо институт.
Организация – функция организации процессов и систем управления.

Организации разделяются:

1.Формальная организация.

Организации разделяются на:


  • формальные - механистического типа, которые имеют строгую иерархию подчиненности, регламентацию прав, обязанностей и ответственности менеджеров. Формальные организации имеют свой устав, свою правовую форму. Жесткая структура, рабочий регламент, кодекс поведения, установлены цели и миссия.

Формальный и неформальный лидер должен совпадать.

Модели организации фирм (компаний).

В истории развития формальные организации прошли 4 этапа:

1. Модель классического типа: (Механистического типа –жесткая регламентация прав, обязанностей и ответственности работника), создана по Тейлору, основанная на управлении по приказам, инструкциям – жесткой регламентации.

2. Модель – Поведенческого типа, в которой появились бизнесмены, предприниматели со свободным ненормированным распорядком. (Элементы органического типа – свободный выбор методов и способов решения проблем),

сформировалась в связи с возрастанием конкуренции и нестабильности факторов внешней окружающей среды. Появился поиск рынка, предприимчивости, что приобретает новые свойства, то есть органический тип организации.

3. Модель открытого типа, основанные на сочетании регламентации и органических признаков системы на основе стратегического планирования и моделирования ситуаций и прогнозов развития фирмы и рынка, ( 60е годы, учет динамики факторов среды и конкуренции)..

Влияние рыночной окружающей среды. Открытая система носит признаки механистичности и органичности, т.е. менеджер –работает творчески, имея свободный график работы.


  1. Модель – корпоративного типа, на основе стратегического управления, с вертикальной и горизонтальной интеграцией с глобальными стратегиями, дочерними предприятиями, интегрированные, корпоративные структуры с выходом на внешний рынок.


2. Неформальные организации – объединение людей по каким – либо интересам без вмешательства официальных структур.

Они создаются на основе межличностных коммуникаций и личных контактов для удовлетворения личных потребностей и интересов.

Таким образом, организации зависят от факторов окружающей среды и от внутрифирменных регламентаций, прав обязанностей, ответственности.

Тип организации формируется аппаратом управления исходя из потенциала, возможностей и влияния окружающей среды.


Внешняя среда фирмы.

1. Факторы косвенного воздействия на фирму макроуровень (экономическая политика) реформы, курс валют, цены, таможня, инфляция, инфраструктура и т.п.

2. Факторы прямого воздействия на фирму: рынки сырья – поставщики, фондовый рынок ценных бумаг. Уровень развития экономики региона, инвестиции, кредиты уровень развития технологий, конкуренты, потребители, посредники, биржи, банки, налоговая инспекция.

Внутренняя среда –зависит от вида бизнеса – офис, производственное здание, применяемая технология, уровень подготовки персонала, организация труда и управления, инфраструктура фирмы, информационное обеспечение, коммуникации - связь, эффективная структура управления и т. п.

Таким образом среда оказывает решающее значение на формирование модели типа организации.





Креативность


Требования к формированию Фирмы

в системе рыночных отношений.
Что должно быть в организации и как выйти в систему рынка.

Требования:

  1. Самостоятельность в основе собственного бизнеса.

  2. Свобода выбора вида бизнеса.

  3. Материальная заинтересованность.

  4. Самоокупаемость.

  5. Экономическая ответственность.

  6. Конкурентоспособность товара и самой фирмы.

  7. Знания ВЭД внешне экономической деятельности.

  8. Развитый маркетинг и менеджмент.

  9. Способность к инновационным изменениям.

Потенциал фирмы:

- конкурентоспособность

- современные технологии.

- оборудование

- персонал

- ресурсы



Ресурсы:

- качество

- современность.

Организационное поведение.

Социальная ответственность, юридическая ответственность, миссия, имидж.



Конъюнктура – соотношение факторов, предложения к факторам спроса.

Для развития рынка большое значение имеет специальные структуры рынка

- рынок средств производства, рынок услуг, рынок ценных бумаг,

- рынок инноватики и предпринимательства, рынок ресурсов сырья и материалов, рынок жилья, рынок труда, рынок товаров.


Современные требования – фирма формирует свою социальную политику свой имидж, выражая все это миссией.

Миссия – отражает сущность самой организации и раскрывает отношение потребителей и ее услугам товарам и всей деятельности.

- выпуская товар, фирма, удовлетворяет потребность рынка, что является целью ее деятельности.



Миссия – раскрывает отношение общества и вашему товару, фирме исходя из ее качества и потребительских свойств товара.

Реализуя миссию и цель, фирма выполняет свою социальную ответственность перед обществом. Таким образом, миссия отражает полезность фирмы для общества и формирует ее.

Социальная ответственность фирмы включает элементы организационной культуры, отношение к потребителю, к конкурентам, показывает высокий уровень конъектуры и, как правило, выражается отношением к товарному знаку.

Товарный знак – уровень фирмы. В случае невыполнения социальной ответственности наступает юридическая ответственность, наступают правовые санкции, кроме того, цивилизованный рынок системы рыночных отношений и конкуренции, как правило, вытесняет такие фирмы с рынка.



Лекция 6
СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ
Коммуникации – разделяются на 2 типа:

  1. организационные коммуникации,

  2. межличностные коммуникации.

  1. Организационные коммуникации – формируются на всех уровнях структуры управления. Различают внешние и внутрифирменные коммуни-кации: - рыночная структура, банки, поставщики, потребители организационные коммуникации внутри фирмы (между руководителями и подчиненными, отдельные службы).

  2. межличностные коммуникации между работниками предприятия.

Деятельность производственных систем зависит от внешних и внутренних фирменных коммуникаций. Коммуникации обеспечивают взаимодействие элементов структуры управленческих решений и реализацию задач на основе реализации прав, обязанности и ответственности работников. Коммуникации - организационно-экономические связи обеспечивающие функционирование и развитие фирмы.

Коммуникации


организационные

межличностные

внешние

внутрифирменные


Организационные коммуникации формируются и устанавливаются между фирмой и рыночными структурами. Для успешной реализации внешних связей необходимо знать условия и технологию их осуществления. Организационные коммуникации устанавливаются между организационными технологиями связанные с фирмой, с муниципальными органами, кроме того, организационные коммуникации формируются внутри фирмы по уровням управления, по субъектам управления. Организационные коммуникации формируются по различным схемам:

1. цепочка



2. вертушка


3. альфа



4. звездочка



5. радиально - кольцевая


6.колесо




Каждая схема имеет свои целевые особенности. Наиболее эффективной схемой является звездочка и радиально - кольцевая. Реализация организационных коммуникаций происходит по следующей схеме:

A

B

A1

B1

C

C1

А- блок формирования задач и сообщений.

В - блок кодирования информации.

С - передача сообщений.

СС1 - среда передачи.

С1 - блок приема информации.

В1 - блок декодирования.

А1 - блок пользователя информацией.

Процесс передачи информации имеет определенные проблемы:


  1. наблюдается искажение информации;

  2. информационная перегрузка;

  3. несовершенство информационных систем.

В целях улучшения передачи организационных коммуникаций необходимо: 1. заранее распределять и планировать потоки информации, учитывать и контролировать, определить необходимость и достаточность информации для решения определенных специальных вопросов;

2. своевременно обеспечивать контроль над потоками информации;

3. осуществление обратных связей для оценки эффективности информации;

4. применять современные ЭВМ, компьютерные системы и ИНТЕРНЕТ.
Межличностные коммуникации.

Основу принятия управлений составляет как организационные, так и межличностные коммуникации. Межличностные коммуникации руководителей составляет от 60-80%, кроме того, межличностные коммуникации имеют неформальный характер. Межличностные коммуникации зависят от ряда барьеров, которые препятствуют правильному их пониманию. Особое значение имеет языковой барьер, временной барьер, географический барьер. Искажение межличностных коммуникаций происходит за счет влияния окружающей среды, жестов, различных поз, мимики, звучания, интонации.

Наука, которая занимается передачей межличностных коммуникаций с сопровождением различных поз и жестов называется эмпатия.



Для повышения эффективности межличностных коммуникаций необходимо четко и ясно определять задачи, учитывать барьеры, следить за своими жестами, интонацией, мимикой, речью, изучать эмпатию, во всех случаях добиваться обратной связи на усвоение и понимание межличностной информации. Таким образом, все организационные структуры строятся на различных схемах организационных коммуникаций и большим количеством потоков межличностных коммуникаций, сегодня необходимо применение современных технологий.
Межличностные коммуникации играют важную роль в принятии управленческих решений. Все люди реагируют не на все то, что происходит вокруг, а на то, что отражается в их сознании как объективная действительность.

Для совершенствования искусства общения.



  1. Необходима четкая постановка проблем, заданий и задач.

  2. Необходимо быть восприимчивым к семантическим проблемам, понимать однозначно задачу, цель, стратегию и миссию фирмы.

  3. Необходимо следить за языком, речью, позами, интонациями, жестами, чтобы не было противоречивости в том, что говорите и показываете.

  4. Изучайте эмпатию, т.е. язык жестов, чувств, эмоций.

Привычки, стиль передачи информации. Устанавливайте обратную связь в коммуникациях, оценивайте смысл передаваемой информации.

При подготовки к деловому общению и переговорам необходимо - изучить особенности различных видов и типов переговоров:

1. Холодный запуск, без предварительной подготовки.

2. Программные переговоры. (или отсутствие подготовленных программ);

3. Пускать переговоры на самотек.

4. Внимание к жестам, интонациям во время переговоров.


ЛЕКЦИЯ 7.
Оргструктуры управления.
Оргструктура включает 2 понятия: структура и организация.

  1. Структура это - форма строение, скелет, модель, построенная на основе коммуникаций взаимодействия элементов системы. Структура зависит от сложности фирмы, от количества уровней управления и масштабов производства. На основе структуры строятся компьютерные сети, которые обеспечивают организации условия функционирования и развития.

  2. Организация раскрывает организационные аспекты власти, подчинение, распределение прав, обязанностей и ответственности работников, определяет последовательность движения информации и принимаемых решений.

Оргструктура совокупность звеньев и ступеней управления в их зависимости и соподчиненности, обеспечивающих функциони-рование и развитие фирмы.

Первичной ячейкой оргструктуры управления является – элементарное звено (руководитель и исполнитель – линейное звено).


Основные требования к оргструктурам управления:

- простота и гибкость:

- высокая оперативность; иерархичность; целевой охват решаемых проблем, информационная обеспеченность;

-наличие функциональных специалистов.



Ф.Тэйлор предложил функциональную структуру.(преимущества – высокая оперативность управления, наличие функциональных специалистов обеспечивало высокую компетентность управления).

Недостатки: - возникновение противоречий между указаниями функциональных руководителей, наличие конфликтов;

- снижение единоначалия основного руководителя.
Анри Файоль предложил линейно- штабную оргструктуру.

Преимущества- устранены функциональные конфликты и противоречия, восстановлено единоначалие; функциональные специалисты образуют штаб и стали согласовывать проекты решений, готовить информацию → директору фирмы для принятия решений.

- высокая функциональная грамотность,

- оперативность чуть снижается ( за счет согласований проектов решений).



Линейно-штабная ограниченного функционирования.

Повысилась оперативность

- функциональные специалисты работают на каждом уровне управления,

- функциональное управление осуществляется только по одноименным функциям.



следующая страница >>