Лекции по методологии социологических исследований - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекции 17 час семинары 17 час. Тематика лекционного курса Введение... 1 136.25kb.
Программа курса «Организация маркетинговых исследований в компании» 1 128.12kb.
Программа дисциплины «Отечественная историография истории России» 2 310.89kb.
Лекции План практических (семинарских) занятий 1 375.26kb.
Лекции по астрологии I курс, IV часть Москва Центр астрологических... 14 1509.59kb.
Лекции № Тема лекции Дата Преподаватель Основные вопросы 1 55.14kb.
Учебно-методические материалы к лекции Тема лекции: Теория познания 5 758.55kb.
Профессор Охотников О. И. Тема лекции: Лучевая диапевтика при синдроме... 1 49.85kb.
Руководитель разработки первый заместитель генерального директора... 45 5939.92kb.
Устройство для проведения гидродинамических исследований в скважинах 1 32.87kb.
Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики 3 528.46kb.
Вопросы к экзамену по Конституционному праву Зарубежных стран 2 682.79kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Лекции по методологии социологических исследований - страница №1/1





Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М.: Аспект-пресс, 1995.

Глава 4. Теория.
Ввиду притязания социологии на статус научной дисциплины, ГСБ находит необходимым подвергнуть рефлексии теоретическую стадию исследовательского проекта. В главе содержатся ответы на следующие вопросы: что из себя представляет теория? каково ее содержание и назначение? каковы параметры? какова связь теории с «живой жизнью»? Предложенные формулировки и определения строго аргументированы, при этом четкость мысли ученого поддерживается ясностью изложения, иллюстрируется запоминающимися примерами.
Конспект

  1. Дистанцирование.


Значимость

Содержание исслед.проблемы = установление тех «измерений» реальности, которые должны считаться значимыми.

Значимость → эпистемическая норма, регулирующая способ рассмотрения объекта; устанавливается не произвольно.
Вопрос о значимости: почему исследователь выбирает для признаков одни измерения и игнорирует другие? Три варианта ответа:


  1. отождествление социолог.теории с картиной мира «людей с улицы»;

  2. практическая полезность; ГСБ: не следует преувеличивать полезность социологии.

  3. Батыгин: «значимость исследовательских вопросов связывает социол.-ю теорию с внешними по отношению к ней обстоятельствами» (104). Незаинтересованное отношения к возможному результату. Солидарен с Г.Риккертом и М. Вебером – «принцип свободы от оценки» (требование отстранения от вненаучных влияний).

→ проблема соц. исслед.-я д. формулироваться технически – «как представление о том, какое новое знание необходимо получить для приближения к истине»

NB : забыть об удалении истины по мере приближения к ней.
Технически корректная постановка проблемы – главное условие ее решения + уверенность в том, что данная деятельность научная 
Типы исследовательской работы:

эвристический прикладной

проблема получение знание решение внешних задач

поиск внутри науки вненаучная экспертиза
Отстранение от «живой жизни»

Наука конституирует мир как логически взаимосвязанное целое, где все подчинено жестким правилам рассуждения и проверки гипотез. «Живая жизнь» не укладывается в логическую схему.


NB : Умное видение заключается в том, чтобы видеть головой, а не глазами (105).
Эмпирия – опытное знание, умения распознать в хаосе событий смысл и логическую законосообразность (не путать с эмпиризмом – «слепым опытом»; пример А.Ф.Лосева: ветчина помогла портному от горячки, а сапожнику – нет).
Генерализирующая абстракция: индивидуальное явление → событийная точка.

Оторваться от «живой фактичности», чтобы понять факт. Отрыв начинается при построении пространства переменных, завершается расчетом центральных тенденций и взаимосвязей.

Риккерт: высылка «жизни» за пределы разума.

ГСБ: этикет разума намеренно не замечает жизненного безумия и старается спастись расстоянием.


Закономерность.

Вебер: для понимания – установление значимости событий.

Основа социол.методологии стала «объективная возможность», тогда закономерность – порядок изменения событий – функция, не присущая каждому из этих событий в отдельности.

Ценностная интерпретация, по Веберу, учит понимать соответствие факта и его мыслительной обработки.


Каузальное сведение (Вебер) необходимо для док-ва причинных соотношений между фактами (представить изменение).

Факт превращается в правильно понятую действительность только после ухода от фактичности в знание о правилах происходящего в некотором значимом контексте.


Идеальное типизирование: чтобы понять природу реальных связей, надо сконструировать связи «нереальные»  Идеальная типизация данных имеет большее значение, чем сами данные.
Интересно, как это проделать в анализе текста в качестве рабочей гипотезы: подстановкой других переменных? переводом в другой тип лит-ры (романтизма – в реализм?).

NB : шикарный пример поиска принцесс (принцесса на горошине).


«Фунес, чудо памяти» Борхеса – помнил все + бесконечный словарь. До него у Д.Локка были сходные намерения.

Требование ясности языка и мысли (Лоуренс Стоун).




  1. Теоретическая нагруженность наблюдений

Теория – это умное видение реальности, способность вникнуть в замысел и картину происходящего.

Конструирование теории – это воспроизведение замысла.

Связь между фактами и теориями модификационная: смена теорий происходит, когда новая альтернативная система допущений становится признанной в сообществе ученых, но старая теория не исчезает, ее элементы остаются в качестве 1) альтернативы или 2) периферии.


ГСБ: постановка вопроса о первенстве теории/эмпирии надуманна. Теория – «совокупность необходимых и достаточных переменных, описывающих определенный фрагмент реальности». (113)

В отношении теории и эмпирического исследования ГСБ различает две традиции:

1. Поппер: самодостаточность теорий. Цель эмпирического исследования – фальсификация теории. В построении теорий нет логики → творческая интуиция. Условие развития теорий – рациональная критика ее оснований. Имре Лакатос: «Мы никогда не знаем, мы только догадываемся»; наши догадки – объекты критики; «Каким образом мы улучшаем свои догадки?».

2. Р. Мертон: исследование играет активную роль, предназначено как для проверки теорий, так и для их конституирования.

ГСБ: общая черта теорий – выработка абстрактной идеальной схемы, кот. позволит понять, объяснить и предвидеть события. В определ. степени теория – уход от реальности, чтобы установить в реальности самое существенное в ее игре – замысел.
Научная теория: строгость и доказательность.

Социология и история имеют «идеальные типы» - теоретические схемы, с помощью которых устанавливается смысловая связь между событиями.

ГСБ предлагает уйти от определения теории как любого измышления и остановиться на понятиях «гипотеза» и «выводимость». Теория – это совокупность гипотетических конструктов, связанных отношениями выводимости. Данное определение:


  1. ограничение класса возможных теорий требованиями общности, проверяемости и т.д.

  2. связь парных отношений следования (импликации или отношения выводимости).

Базовые элементы теории необязательно требуют прямой эмпирической проверки, но вытекающие из них гипотезы должны предполагать возможность опровержения. Пр. Мертона: связь научного знания с пуританством; опровержение не опровергнет теорию, но сделает ее уязвимой.

Вместо выводимости м. пользоваться понятием «инференция» = логическая выводимость + размещение предложения в смысловом поле теории (слабая выводимость).

!Если гипотеза истинна, это не означает истинности теории!

Теория


Подтверждающая себя.

Гипотезы, которые сама из себя вводит (фрейдизм)

Зависящая от своих гипотез.

Стремится освободиться от жесткой выводимости (неподтв.)=точка зрения


Теория структурирована по уровням обобщения и устойчивости гипотез.

Ядро – устойчиво.

Периферия – изменчива, аморфна.

Теория, основанная на слабых логических зависимостях, → исследовательская проблема (И.Лакатос): многоуровневая форма знания, включает в себя: непроверяемые предложения, правила приведения в соответствие понятий и переменных, индуктивные выводные процедуры и технику проверки гипотез. Максимальная внутренняя согласованность + подтверждение вытекающих гипотез (каждой гипотезы отдельно!). Теоретическая система д. обеспечивать концептуально валидностью, т.е. иметь логическую согласованность гипотезы с предложениями более высокого уровня.
Подтверждение теории = в опровержении конкурентных гипотез.

Задача: искать правдоподобные конкурентные гипотезы и пытаться опровергнуть устоявшуюся парадигматическую картину мира.
Множественность объяснений.

Теория не выводится из фактов, а согласуется с ними.

→ «исследователь не берет теории из жизни, даже если он считает себя реалистом, а организует материю фактов таким образом, чтобы она обнаружила запрятанную в ней идею» (118).
Уклоны методолога:

релятивизм

гордыня

произвол
NB : Теория же нужна не ради самой себя, а для того, чтобы факты заговорили (119).



Научный плюрализм предполагает признание относительно независимых гипотез, многообразия теорий и сосуществования различных объяснений одних фактов. НО! – остается вера в одну истинную теорию.

А если не верить, то наступает анархия – нормой считается эклектизм.




  1. Параметры теорий.

Социологические теории различаются:

  1. по степени обобщения (кол-во фактов)

  2. сильные / слабые (кол-во подтвержденных гипотез):

пирамидальная структура:

верх: базовые (непроверяемые) постулаты

связь: смысловая

гипотезы-следствия

внешний эшелон: эмпирические гипотезы – правила соответствия – данные


  1. степень формализованности (строгость в определении постулатов и гипотез, последовательности аргументов)

  2. контекст. Контекст – область признакового пространства, в пределах которой реализуется отношение выводимости между предложениями теории. Подходит ли это определение для комментирования? Чтобы установить обязательный контекст понимания текста?


Проектирование исследования начинается после формирования пространства признаков (контекста) и определения гипотез = разработка плана проверки гипотез относительно связей между двумя переменными.

Реализация проекта (ошибка у ГСБ-три вместо приводимых 4):

  1. сравнение: установить интенсивность и характер связи м/у переменными;

  2. манипулирование: суждение о причинной зависимости м/у переменными. Экспериментирование (привнесение изменений).

  3. контроль: устранение постороннего фактора, влияющего на причинную зависимость.

  4. генерализация: определить область действия связи, т.е. условия, при к-ых она обнаруживается.


4.Логика гипотетического рассуждения.
Научная гипотеза = это вопрос, заданный в соответствие с научными правилами. Когда на вопрос получен ответ – это предложение науки.
Любое предложение может стать гипотетическим.
Гипотеза обязательно - «может быть». Вероятное знание никогда не превратится в достоверное.

В основе гипотезы – аналогия.

!Отличать аналогию от метафоры!
Выдвижение гипотезы – процесс эвристический, опирается на 1) опыт и 2) интуицию исследователя.

Гипотеза:

Начало: метафора

Далее: разработка гипотезы, т.е. установление ее логической структуры – выдвижение max кол-ва следствий.


С т\зр логики, гипотеза – условнокатегорическое умозаключение:

первая посылка: «если…, то…»

вторая посылка: категорически утверждает или отрицает антецедент или консеквент.
!гипотеза не может быть подтверждена, но зато может быть опровергнута!
NB : Самые надежные результаты исследования вытекают из опровержений (131).
Гипотеза – это итог предварительной работы научных школ, к-ый требует освоения всего, что достигнуто определенной отраслью науки.

Типы гипотез:


  1. идентификация – установление субъекта суждения, т.к. только ему приписан предикат. Загадка/конъектура/открытие/диагноз/версия. Пример ГСБ наболевший: жители Москвы или москвичи

  2. идентификация признаков уже установленного объекта. Обычно социологи не называют это гипотезой, но, ГСБ выделяет ее в особый тип: «Каковы лит-ные предпочтения рабочих?».

  3. умозаключение о связи предикатов: при определенных условиях есть ковариация двух признаков А – Б:

    1. между признаками одного класса объектов;

    2. между признаками разных классов (семья-подросток).

  4. объясняющая теория = идея, включающая систему гипотез, к-ая позволяет упорядочить и прогнозировать эмпирически наблюдаемые события.

Гипотеза – и результат науки и задача новой исслед.работы.


Проверка гипотезы:

  1. Логическим путем;

  2. Путем формирования «внешних» протокольных предложений (часто у социологов).

В зависимости от связи между переменными гипотезы бывают: положительные, отрицательные, нейтральные.




  1. Качественные параметры гипотез.




  1. Общность (г.охватывает определенную совокупность единиц и только ими проверяется). Широкая г. более значима д/науки. НО! Маленькая надежнее.

  2. Сложность (кол-во переменных)

  3. Специфицируемость (число значений, к-ые принимают переменные). Лучше усиливать сп-ф-ть.

  4. Детерминированность (частота наблюдений). Уменьшая специфичность – требуемый уровень д-ти.

  5. Фальсифицируемость. Предпочтительнее та гипотеза, к-ая содержит больше опровергаемых следствий.

  6. Проверяемость есть, когда области истинности/лжи/неопределенности м.б. установлены эмпирически. Условия проверяемости И.Галтунга: проверяемое предложение не д.б. тавтологичным.

  7. Предсказуемость: только если гипотеза предшествует реальности.

  8. Коммуникативность: каждая гипотеза включена в корпус научного знания, связь с другими г-ми. Г-за д.б. принята некоторой «группой компетентности».

  9. Воспроизводимость: требование независимости проверяющего г-зу.

  10. Устойчивость: по степени достоверности г-зы могут быть

    1. «ложные»;

    2. неподтвержденные, неустойчивые;

    3. с неустановленными результатами проверки;

    4. подтвержденные, устойчивые;

    5. «истинные».