Лекции 17 час семинары 17 час. Тематика лекционного курса Введение (1 час.) - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Моу «Солонцинская сош» крещение. Час доброты. Классный час в 1,3... 1 67.71kb.
В зависимости от потребности могут быть в формате краткосрочного... 1 52.91kb.
Классный час по теме «Мои увлечения» 1 34.08kb.
В добрый час! Молодые силы искусства. (Москва Поволжье) 1 56.55kb.
Семинары №5,6 Тема: Минимизация издержек. Задача 1 1 34.97kb.
Элективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 1 136.26kb.
Программа элективного курса «Социально- экономическая география Тверской... 1 60.7kb.
О. А. Кривенкова Час общения для учащихся 6-7 классов 1 86.63kb.
Классный час «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки! 1 141.56kb.
1. классный час как «единица» воспитательного процесса 2 386.14kb.
1. Современная система мо и основные направления ее изучения (2 час) 1 114.66kb.
Программа самообразования учителя моу «сош №1 г. Карабаша» по теме... 1 224.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Лекции 17 час семинары 17 час. Тематика лекционного курса Введение (1 час.) - страница №1/1

П Р О Г Р А М М А

дисциплины «Методика и техника социологических исследований» для студентов дневного отделения ГМУС (бакалавры)


лекции - 17 час.

семинары - 17 час.



Тематика лекционного курса
Введение (1 час.)
Место социологии в системе гуманитарных наук. Причины возникновения социологии, ее основные функции и задачи. Первые конкретно-социологические исследования в Западной Европе и России.
Тема 1.

Методологические проблемы проведения социологических исследований (2 час.)
К истории развития научных парадигм в социологии. Позитивистское понимание развития общества. Феноменологический взгляд на общественное устройство. Постмодернистское конструирование социальной реальности. Эвристические возможности использования научных подходов в социологическом исследовании. Понятия «методология», «методика», «техника» социологических исследований.
Тема 2.

Виды социологических исследований (2 час.)
Критерии классификации видов социологических исследований. Теоретическое и прикладное социологическое исследование. Разведывательное (пилотажное) социологическое исследование. Описательное и аналитическое социологическое исследование. Монографическое (разовое) и повторное социологическое исследование (панельное, трендовое).
Тема 3.

Программа социологического исследования (2 час.)
Структура программы социологического исследования. Методологическая, методическая, процедурная части программы социологического исследования. Формулировка проблемы, объекта, предмета, цели и задач социологического исследования. Выдвижение рабочих гипотез. Выделение обследуемой социальной общности. Операционализация основных понятий.

Тема 4.

Методы сбора социальной информации в количественном исследовании (2час.)
Анализ документов, понятие «документ» в социологии. Виды документов. Социологический опрос в виде анкетирования и интервьюирования. Наблюдение, виды наблюдения. Социологический эксперимент, виды эксперимента. Метод социометрии. Метод семантического дифференциала.
Тема 5.

Измерение характеристик социальных явлений и процессов (2 час.)
Общие принципы теории измерения. Поиск индикаторов и показателей. Типы шкал, правила их построения. Абсолютная шкала. Интервальная шкала. Номинальная шкала. Ранговая шкала. Валидность, полнота, чувствительность, надежность, точность шкалы измерения.
Тема 6.

Анализ эмпирических данных в количественном исследовании (2 час.)
Одномерный и многомерный анализ. Построение двухмерных и многомерных таблиц. Определение степени точности эмпирических данных. Группировка, округление, частотное распределение. Понятие моды, медианы, среднего арифметического. Графическое представление данных (диаграммы, гистограммы). Нормальное распределение. Анализ связи между двумя переменными. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ.
Тема 7.

Качественные методы сбора социальной информации (2 час.)
Теоретические истоки качественных методов. Различия стратегий в качественной и количественной методологии. Методы качественного исследования: этнографическое описание, устная история, история жизни, история семьи, кейс-стади, метод обоснованной теории, анализ ответов на полузакрытые и открытые вопросы. Анализ социальной информации в качественном исследовании.
Тема 8.

Методика составления анкеты в количественном исследовании (2 час.)
Структура анкеты. Обращение. Паспортичка. Виды вопросов: закрытый, полузакрытый, открытый вопрос. Анкета как способ общения с респондентом. Восприятие и понимание вопросов. «Трудные» вопросы. «Трудные» ответы. Вопросы-ловушки. Вопросы-фильтры. «Деликатные» (сензитивные) вопросы. Вопросы-«меню». Ранжирование как формат ответа.

Тематика семинарских занятий
Семинар 1.

История становления эмпирического изучения социальной реальности (3 час.)


  1. Критерии научного знания в позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм).

  2. Теоретические предпосылки феноменологии («понимающая» социология М.Вебера, теория познания Э.Гуссерля, «жизненный мир» А.Щюца).

  3. Символический интеракционизм (Д.Мид), этнометодология (Г.Гарфинкель), драматургическая социология (И.Гофман).

  4. Фокус исследовательского интереса в конструкционизме (П.Бергер, Т.Лукман).

Литература:



  1. Введение в социологию. Учебное пособие. – Казань, КГТУ,1995. – С.23-26, С.35-37, С.44-46.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Современная зарубежная социология (70-80-е годы).-М.,1993.-С.124-152.

  3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – СПб., 1996.-С.8-38, С.56-71, С.203-217, С.260-277.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.14-53.

  5. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.91-124.

  6. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).



Семинар 2.

Основные виды социологических исследований (2 час.)


  1. Взаимосвязь теоретических и прикладных социологических исследований.

  2. Описательные и аналитические социологические исследования.

  3. Монографические и сравнительные социологические исследования.

Литература:



  1. Введение в социологию. Учебное пособие. – Казань, КГТУ,1995. – С.144-148.

  2. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.199-226.

  3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.12-21.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.104-111.

  5. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).



Семинар 3.

Структура программы социологического исследования (2 час.)


  1. Структура программы социологического исследования.

  2. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования.

  3. Выдвижение рабочих гипотез, гипотеза основная и гипотезы следствия.

  4. Операционализация основных понятий.

Литература:



  1. Введение в социологию. Учебное пособие. – Казань, КГТУ,1995. – С.136-143.

  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.69-104.

  3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.22-51.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.5-15.

  5. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).


Семинар 4.

Методы сбора социальной информации в количественном исследовании (2 час.)


  1. Понятие «документ» в социологии, метод анализа документов.

  2. Социологический опрос методом анкетирования и интервьюирования.

  3. Наблюдение, виды наблюдений.

  4. Социальный эксперимент.

Литература:



  1. Введение в социологию. Учебное пособие. – Казань, КГТУ,1995. – С.144-148.

  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.194-319.

  3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.68-182.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.20-115.

  5. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).



Семинар 5.

Измерение характеристик социальных явлений и процессов

(2 час.)


  1. Понятие «квантификация», общие принципы измерения.

  2. Общая характеристика шкал и правила их построения.

  3. Шкала Гуттмана, шкала Терстоуна, шкала семантического дифференциала.

Литература:



  1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.51-67, С.159-169.

  2. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.43-62.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.166-198.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.131-192.

  5. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).



Семинар 6.

Анализ эмпирических данных в количественном исследовании

(2 час.)


  1. Группировка, округление, эмпирическая типологизация данных.

  2. Одномерные, двухмерные и многомерные распределения.

  3. Поиск взаимосвязи между характеристиками (корреляционный, регрессионный, факторный анализы).

Литература:



  1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.224-265.

  2. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.176-179.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.233-284.

  4. Цыба В.Т. Математико-статистические основы социологического исследования. – М.,1981. – С.160-229.

  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.320-386.


Семинар 7.

Качественные методы сбора социальной информации (2 час.)


  1. Качественный подход к изучению социальной реальности.

  2. Основные методы качественного исследования общества.

  3. Методы анализа информации в качественном исследовании.

Литература:




  1. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.80-90, 124-170, 226-286,376-405.

  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.63-82.

  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.387-449.

  4. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1. Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах.- СПб., 2004. – С.46-72.


Семинар 8.

Методика составления анкеты в количественном исследовании

(2 час.)


  1. Правила конструирования анкеты.

  2. Требования к формулировке вопросов.

  3. Требования к формулировке ответов.

Литература:



  1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.68-91.

  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.142-164.

  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.228-295.

  4. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).



Вопросы по курсу:


  1. В чем сущность позитивной парадигмы общественного развития?

  2. Как М.Вебер определял основную задачу социологии?

  3. В чем отличие конструкционизма от предшествующих теорий?

  4. Какова структура программы социологического исследования?

  5. Какие виды социологического исследования бывают?

  6. В чем отличие объекта от предмета социологического исследования?

  7. Какие гипотезы можно выдвинуть в социологическом исследовании?

  8. Что такое операционализация понятий?

  9. Какие методы сбора информации бывают в количественном исследовании?

  10. Что такое «документ» в социологии?

  11. Какие виды документов в социологии бывают?

  12. В чем отличие анкетирования от интервьюирования?

  13. Какие виды анкетирования используются в социологическом исследовании?

  14. Какие виды интервьюирования используются в социологическом исследовании?

  15. Что такое «наблюдение» и чем отличается включенное наблюдение?

  16. В чем заключается смысл социального эксперимента?

  17. Какие виды социального эксперимента используются в социологическом исследовании?

  18. Какова структура анкеты?

  19. В чем заключается трудность восприятия вопросов анкеты?

  20. В чем заключается трудность ответов на вопросы анкеты?

  21. Что такое «квантификация» социальных характеристик?

  22. Какие пять стадий проходит процесс измерения?

  23. Какие бывают шкалы измерения?

  24. Что такое одномерный, двухмерный и многомерный анализ эмпирических данных?

  25. Как можно графически представить результаты социологического исследования?

  26. Каким способом можно обнаружить связь двух и более переменных?

  27. Каковы теоретические истоки качественных методов социологического исследования?

  28. В чем различие стратегий количественного и качественного исследований?

  29. Какие методы используются в качественном социологическом исследовании?

  30. Как происходит анализ социальной информации в качественном исследовании?


П Р О Г Р А М М А

дисциплины «Методика и техника социологических исследований» для студентов заочного отделения (социологи)


зимняя сессия

лекции - 4 час.

семинары - 6 час.

форма контроля – экзамен, контрольная работа



летняя сессия

лекции - 4 час.

семинары - 6 час.

форма контроля – зачет, контрольная работа




Тематика лекционных занятий (зимняя сессия)

Тема 1.

Методологические проблемы проведения социологических исследований (2 час.)
К истории развития научных парадигм в социологии. Позитивистское понимание развития общества. Феноменологический взгляд на общественное устройство. Постмодернистское конструирование социальной реальности. Эвристические возможности использования научных подходов в социологическом исследовании. Понятия «методология», «методика», «техника» социологических исследований.


Тема 2.

Программа социологического исследования (2 час.)
Структура программы социологического исследования. Методологическая, методическая, процедурная части программы социологического исследования. Формулировка проблемы, объекта, предмета, цели и задач социологического исследования. Выдвижение рабочих гипотез. Выделение обследуемой социальной общности. Операционализация основных понятий.

Тематика семинарских занятий (зимняя сессия)
Семинар 1.
Основные виды социологических исследований (2 час.)


  1. Взаимосвязь теоретических и прикладных социологических исследований.

  2. Описательные и аналитические социологические исследования.

  3. Монографические и сравнительные социологические исследования.

Литература:



  1. Введение в социологию. Учебное пособие. – Казань, КГТУ,1995. – С.144-148.

  2. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.199-226.

  3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.12-21.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.104-111.

  5. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).



Семинар 2.

Методы сбора социальной информации в количественном исследовании (2 час.)


  1. Понятие «документ» в социологии, метод анализа документов.

  2. Социологический опрос методом анкетирования и интервьюирования.

  3. Наблюдение, виды наблюдений.

  4. Социальный эксперимент.

Литература:



  1. Введение в социологию. Учебное пособие. – Казань, КГТУ,1995. – С.144-148.

  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.194-319.

  3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.68-182.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.20-115.

  5. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).

Семинар 3.

Методика составления анкеты в количественном исследовании

  1. час.)

1.Правила конструирования анкеты.

2.Требования к формулировке вопросов.

3.Требования к формулировке ответов.


Литература:

1.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.68-91.

2.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.142-164.

3.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.228-295.

4.Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).

Вопросы к экзамену:
1. В чем сущность позитивной парадигмы общественного развития?

2. Как М.Вебер определял основную задачу социологии?

3. В чем отличие конструкционизма от предшествующих теорий?


  1. Какова структура программы социологического исследования?

  2. Какие виды социологического исследования бывают?

  3. В чем отличие объекта от предмета социологического исследования?

  4. Какие гипотезы можно выдвинуть в социологическом исследовании?

  5. Что такое операционализация понятий?

  6. Какие методы сбора информации бывают в количественном исследовании?

  7. Что такое «документ» в социологии?

  8. Какие виды документов в социологии бывают?

  9. В чем отличие анкетирования от интервьюирования?

  10. Какие виды анкетирования используются в социологическом исследовании?

  11. Какие виды интервьюирования используются в социологическом исследовании?

  12. Что такое «наблюдение» и чем отличается включенное наблюдение?

  13. В чем заключается смысл социального эксперимента?

  14. Какие виды социального эксперимента используются в социологическом исследовании?

  15. Какова структура анкеты?

  16. В чем заключается трудность восприятия вопросов анкеты?

  17. В чем заключается трудность ответов на вопросы анкеты?

Тематика лекционных занятий (летняя сессия)

Тема 1.

Качественные методы сбора социальной информации (2 час.)
Теоретические истоки качественных методов. Различия стратегий в качественной и количественной методологии. Методы качественного исследования: этнографическое описание, устная история, история жизни, история семьи, кейс-стади, метод обоснованной теории, анализ ответов на полузакрытые и открытые вопросы. Анализ социальной информации в качественном исследовании.

Тема 2.

Анализ эмпирических данных в количественном исследовании (2 час.)
Одномерный и многомерный анализ. Построение двухмерных и многомерных таблиц. Определение степени точности эмпирических данных. Группировка, округление, частотное распределение. Понятие моды, медианы, среднего арифметического. Графическое представление данных (диаграммы, гистограммы). Нормальное распределение. Анализ связи между двумя переменными. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ.

Тематика семинарских занятий (летняя сессия)
Семинар 1.

Измерение характеристик социальных явлений и процессов

  1. час.)




  1. Понятие «квантификация», общие принципы измерения.

  2. Общая характеристика шкал и правила их построения.

  3. Шкала Гуттмана, шкала Терстоуна, шкала семантического дифференциала.

Литература:



  1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие. М., 2009.- С.51-67, С.159-169.

  2. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.43-62.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.166-198.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.131-192.

  5. Яо Л.М. Методика и техника социологического исследования (Электронный ресурс).



Семинар 2.

Качественные методы сбора социальной информации (2 час.)


  1. Качественный подход к изучению социальной реальности.

  2. Основные методы качественного исследования общества.

  3. Методы анализа информации в качественном исследовании.

Литература:




  1. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Самара, 2002.- С.80-90, 124-170, 226-286,376-405.

  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – С.63-82.

  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.. ИКЦ «Академкнига», 2003.-С.387-449.

  4. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1. Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах.- СПб., 2004. – С.46-72.



Семинар 3.

Зачетное занятие (2 час.)


  1. Защита разработанных программ социологического исследования.