Курс по выбору «химия в моем доме» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Химия металлов побочных подгрупп» 1 89.81kb.
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»... 1 555.64kb.
Программа «Специальная химия» 1 68.32kb.
Программа курса по выбору для 9-х классов «Человек право общество» 1 105.3kb.
К выбору одного из главнейших бытовых электроприборов холодильника... 1 210.47kb.
Элективный курс «Фармацевтическая химия» 1 153.48kb.
Ф-т ргф. Отделение теории и практики первода, IV курс, осенний семестр 1 41.2kb.
Элективный курс по выбору Чтение и творчество 1 132.44kb.
Программа «Химия в быту» 1 55.11kb.
Программа учебной дисциплины Курс по выбору сдм социальная педагогическая... 1 134.11kb.
1. Консилиум Уже неделю в доме Селезневых жил заколдованный директор... 9 1130.18kb.
Литература для подготовки: Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. 1 79.68kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Курс по выбору «химия в моем доме» - страница №1/1

Утверждено «Утверждаю» Утверждено

на методическом Совете директор МОУ «СОШ №2» Городским Экспертным

МОУ «СОШ №2» ______________ Советом

Протокол № _____ Михайлюк Т.П. «_____»_____________

«____»_______________

Курс по выбору
«ХИМИЯ В МОЕМ ДОМЕ»
для предпрофильной подготовки

учащихся 9 классов

Автор курса:

Михайлюк Татьяна Петровна,

учитель химии МОУ

«СОШ №2»г.Сорочинска
Сорочинск - 2007
Курс по выбору

«ХИМИЯ В МОЕМ ДОМЕ»
Пояснительная записка

Курс по выбору предназначен для учащихся как 9-х, так и 11 классов. Он ориентирован на углубление и расширение знаний учащихся о веществах, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, на развитие любознательности и интереса к предмету, на совершенствование умений правильно обращаться с химическими веществами в лаборатории и в быту. Программа включает теоретический и практический материал.

Актуальность предлагаемого курса вызвана значимостью рассматриваемых представлений, которые ставит перед нами жизнь. Этот элективный курс дает возможность учителю и ученику заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Цель курса: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
Задачи:


  • предоставить учащимся возможность реализовать интерес к предмету химия;

  • применять знания о веществах в повседневной жизни;

  • совершенствовать экспериментальные умения;

  • развивать познавательные интересы учащихся;

  • развивать мыслительные способности, склонности учащихся;

  • развивать умения самостоятельно добывать знания;

Курс рассчитан на 17 часов. Режим проведения занятий может быть 1 или 2 часа в неделю.

Завершает курс защита реферата, проекта или деловая игра.

ПРОГРАММА КУРСА
Введение (1 ч)

Отравления бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, бытовой газ, угарный газ, растворители, перманганат калия, лаки, бытовая химия и др.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.



Основные термины: яды и противоядия, первая медицинская помощь, класс опасности.

Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах.
Средства ухода за предметами домашнего обихода ( 7ч)

Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели.

Жесткость воды и способы её устранения. Образование и удаление накипи. Средства для удаления накипи.

Образование и удаление ржавчины. Средства для удаления ржавчины.



Практические занятия. 1. Удаление накипи с посуды. 2. Способы умягчения воды. 3. Получение мыла.

Основные термины : мыло, СМС, отбеливатель, накипь, жесткость воды, ржавчина.

Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, состав ржавчины и способы удаления её с различных поверхностей.

Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать мыло, удалять накипь и ржавчину, подбирать СМС по типу ткани и загрязнению.
Строительные материалы. ( 2 ч)

Краски и лаки: их состав и назначение.

Бытовые клеи. Вяжущие материалы.

Основные термины: лакокрасочные материалы, вяжущие материалы.

Учащиеся должны знать: назначение материалов.

Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие материалы, подбирать краски под поверхность и температуру.

Практическое занятие: 1.затвердевание цемента и алебастра.
Сад и огород (2 ч.)

Стимуляторы роста растений. Признаки недостатка питательных веществ. Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы.



Основные термины: удобрение, кислотность почвы, стимуляторы роста.

Учащиеся должны знать: виды удобрений, способы определения кислотности почвы, правила применения удобрений.

Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений нужной концентрации, проводить обработку растений с целью защиты от вредителей.

Демонстрации: коллекция «Удобрения».
Химические процессы в технологии приготовления пищи (4ч.)

Белковая и углеводная пища. Жиры. Денатурация белков. Брожение, гашение соды. Окисление продуктов. Искусственная пища.



Основные термины: брожение, денатурация, ферменты, белки, углеводы, жиры.

Учащиеся должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека; сущность процессов брожения и гашения.

Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями.

Темы реферативных работ ( проектов)

  1. Средства ухода за обувью.

  2. Чтобы стекла блестели.

  3. Ароматные вещества.

  4. Химия и косметика.

  5. Какая краска для волос лучше?

  6. Моя любимая шуба (дубленка).

  7. Средства ухода за мебелью.

  8. Синтетические моющие средства.

  9. Средства борьбы с «незваными гостями»: тараканы, мухи, мыши, комары.

  10. Чистящие средства: порошки и кремы.


Литература для учителя.

  1. Габриэлян О.С., Лысова Г.Г. Настольная книга учителя «Химия 11 класс». Ч.2. – М,: Дрофа, 2003.

  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985.

  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.

  4. Тихвинская М.Ю. Химическая технология. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Юдин А.М. Химия для вас. – М.: Химия, 1984.

  6. Юдин А.М., Сучков В.Н.Химия в быту. – М.:Химия, 1976.

Литература для учащихся.

  1. Габриэлян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002 и посл.

  2. Габриэлян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2001 и посл.

  3. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.

  4. Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984.


Дополнительная литература.

  1. Секреты красоты для мужчин и женщин. – М., 2002.

  2. Энциклопедия для настоящих девочек. – Минск: Современное слово, 1999.



Тематическое планирование занятий


п/п

занятия

по теме

сроки

Тема занятия

Форма занятия

1

1

17.01

Бытовые химикаты . Возможные способы отравления и способы оказания первой помощи.

Лекция-беседа. Практической занятие по оказанию первой помощи.


Тема 1. Средства ухода за предметами домашнего обихода


2

1

24.01

Вода жесткая и мягкая. Способы смягчения воды

Практическое занятие №1

3

2

31.01

Образование накипи на поверхности посуды. Способы удаления накипи.

Практическое занятие №2

4

3

7.02

Виды мыла. Их состав. Моющая способность.

Лекция с исследованием различных образцов мыла.

5

4

14.02

Практическое занятие №3 Получение мыла




6

5

21.02

Синтетические моющие средства

Работа с образцами СМС

7

6

28.02

Отбеливатели: состав и назначение

Лекция – беседа

8

7

7.03

Ржавчина: состав, образование. Средства и способы удаления

Лекция с использованием лабораторных опытов.


Тема 2. Строительные материалы


9

1

14.03

Лаки и краски. Состав, применение.

Лекция. Изучение образцов лаков и красок

10

2

21.03

Вяжущие материалы. Клеи. Цемент. Алебастр.

Практическое занятие № 4


Тема 3. Сад и огород


11

1

4.04

Признаки недостатка питательных веществ у растений. Виды удобрений

Лекция с использованием видов удобрений

12

2

11.04

Кислотность почвы. Известкование

Лекция.

Тема 4. Химические превращения при приготовлении пищи


13

1

18.04

Белки и белковая пища.

Практическое занятие совместно с беседой

14

2

18.04

Углеводы

Практическое занятие совместно с беседой

15

3

25.04

Жиры .Окисление продуктов

Практическое занятие совместно с беседой

16

4

25.04

Искусственная пища

лекция

17




16.05

Зачетное занятие

Защита проектов и рефератов



Методические рекомендации.

При проведении занятий учителю не стоит акцентировать внимание учащихся на чисто теоретические вопросы, которые можно найти в учебниках химии. Главная цель обучения – формирование интереса к предмету, окружающему миру, к пониманию того, что со всеми веществами , будь то в быту или в другом месте, необходимо обращаться правильно и грамотно.



Кроме теоретического материала, на каждом занятии желательно предлагать выполнение расчетных задач, например :

При выполнении демонстрационных опытов, практических заданий необходимо, чтобы учащиеся строго выполняли правила обращения с нагревательными приборами, химическими веществами, стеклянной посудой. Не стоит планировать на занятие большое количество опытов, лучше показать один-два и дать возможность учащимся самим выполнить похожие. Если демонстрационный опыт многоплановый и используются концентрированные кислоты, щелочи, едкие вещества, то учитель выполняет их сам. Некоторые процессы можно показать на слайдах или через видеопроектор, так как информация имеется на дисках в школьной медиатеке..