Курс географии материков и океанов это второй по счету школьный курс географии, который изучают школьники - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Курс географии материков и океанов это второй по счету школьный курс географии, который - страница №1/1

Пояснительная записка

Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии, который изучают школьники. Основная цель курса — создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.



При разработке рабочей программы и составлении календарно-тематического планирования использовано следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

        1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования»

        2. Областной базисный план Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997)

        3. Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. №03-1263)

        4. Приказ Министерства образования и науки России от 27декабря 2011года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год (зарегистрирован Минюстом 21февраля 2012г., регистрационный номер 23290)

  1. Приложения №2 к приказу ГУОиН Челябинской области № 01-453 от 20.05.2003г. «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области» (для обоснования введения НРК по учебным предметам).

  2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

  3. Приложение №2 к приказу ГУОиН Челябинской области № 01-453 от 20.05.2003г. «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области» (для обоснования введения НРК по учебным предметам).

  4. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году;

  5. Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);

  6. Учебный план МОУ Вознесенская ООШ на 2012-2013 учебный год.

  7. Положение «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ Вознесенская ООШ». Приказ №2 от 17.01.2012 г. по МОУ Вознесенская ООШ.

  8. Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100 с

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:

Учебно-методический комплекс для учащихся:

- Коринская А.В. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М.: Дрофа, 2009. – 319 с.;

- Душина И.В. География материков и океанов. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» / И.В. Душина. – м.: Дрофа, 2010. – 95 с.;

- География. 7 кл.: атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 56 с.;

- География. 7 кл.: контурные карты. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 16 с.;



Учебно-методический комплекс для учителя:

- Баринова Б.И. рабочая тетрадь по географии. Материки и океаны? 7 класс: с комплектом контурных карт / И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: издательство «Экзамен», 2012. – 72 с.;

- Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс / Н.А. Никитина. – М.: ВАКО, 2009. – 228 с.;

- Сиротин В.И. практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 калссы): пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 200. – 136 с.



Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:

- Смирнова М.С. Тесты по географии: 7 класс: к учебнику В.А. Коринской и др. «география материков и океанов. 7 класс». Общий обзор природы Земли. Океаны. Африка / М.С. Смирнова. – М.: издательство «Экзамен», 2011. – 109 с.

- Смирнова М.С. Тесты по географии: 7 класс: к учебнику В.А. Коринской и др. «география материков и океанов. 7 класс». Австралия. Южная и Северная Америка. Антарктида. Евразия / М.С. Смирнова. – М.: издательство «Экзамен», 2011. – 109 с.

Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

По областному базисному учебному плану на преподавание курса географии в7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70часов в год.

Календарно-тематическое планирование включает все основные разделы и темы, предлагаемые программой, и рассчитано на 70часов:



Содержание тематического планирования

Название раздела, темы

Количество часов

Введение

3

Раздел 1. Главные особенности природы Земли

11

Тема 1.1. Литосфера и рельеф Земли

2

Тема 1.2. Атмосфера и климаты Земли

3

Тема 1.3. Гидросфера. Мировой Океан – главная часть гидросферы

2

Тема 1.4. Географическая оболочка

3

Обобщение и систематизация знаний по разделу 1 «Главные особенности природы Земли»

2

Раздел 2. Океаны и материки

52

Тема 2.1. Океаны и материки

5

Тема 2.2. Южные материки

2

Тема 2.3. Африка

8

Тема 2.4. Австралия и Океания

4

Тема 2.5. Южная Америка

7

Тема 2.6. Антарктида

2

Тема 2.7. Северные материки

1

Тема 2.8. Северная Америка

7

Тема 2.9. Евразия

15

Обобщение и систематизация знаний по разделу 2 «Океаны и материки»

1

Контрольная работа по разделу 2

1

Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом

4

Итого

70

Во Введении раскрывается значение физической географии материков и океанов, цели и задачи науки на современном этапе, рассматриваются основные этапы накопления знаний о Земле.

Раздел 1 «Главные особенности природы Земли» посвящен изучению вопросов о происхождении материков и океанов, рельефообразующих факторов, основных механизмов формирования климата, значения гидросферы и вод Мирового океана, строения и свойств географической оболочки, природных комплексов суши и моря.

При изучении раздела 2. «Океаны и материки» раскрываются особенности географического положения, рельефа, климата, природных зон, населения, стан Африки, Австралии и Океании, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, а также географическое положение и особенности природы океанов.

Основной целью раздела 3. «Географическая оболочка – наш дом» является систематизация знаний о материках и океанах, доказательства их взаимосвязи, раскрытие значения влияния человека на природу Земли.

Для реализации национально – регионального компонента образования отводится 11% рабочего времени (8часов). Отбор регионального содержания изучаемых вопросов проведен в соответствии с методическими рекомендациями писем ГУО и Н Челябинской области и ИДПОПР по использованию регионального компонента содержания географического образования.



Содержание национально-регионального компонента отражено в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени при изучении курса географии в 7 классе: все 8 часов включены фрагментарно в уроки.

Национально-региональный компонент

урока

НРК

Тема урока

Содержание НРК

8

1

Климатические пояса Земли

Климатические пояса Южного Урала

7

2

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата

Среднегодовые нормы температур и садков в Челябинской области

12

3

Природные комплексы суши моря. Природная зональность.

Природные зоны в Челябинской области

50

4

Евразия. Географическое положение и история Исследования

Особенности положения Челябинской области

51

5

Особенности рельефа и размещение полезных ископаемых

Особенности рельефа и размещение полезных ископаемых в Челябинской области

52

6

Климат и внутренние воды

Особенности климата на Южном Урале

53

7

Природные зоны

Природные зоны Южного Урала

69

8

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека

Влияние хозяйственной деятельности на природу Южного Урала

Важным моментом в процессе изучения курса «География» в 7классе является развитие интеллектуальных способностей учащихся, так как резко увеличивающийся поток информации требует умения извлекать наиболее существенные знания, переносить в новую ситуацию. Учащиеся должны уметь ориентироваться в учебной, научной литературе, периодической печати, цифровых образовательных носителях, поэтому предусмотрена система обучения учащихся навыкам работы с различными источниками информации через применение современных педагогических технологий, способствующих самовоспитанию и самореализации личности ученика.

В результате изучения курса «География материков и океанов» ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии, части света, карты материков.

- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;

- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

- строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

- климатообразующие факторы, типы климатических поясов.

- Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.

- гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

- особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

- особенности климата материка;

- основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

- этапы развития географической оболочки;

- как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.



Уметь:

- читать и анализировать географические карты;

- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;

- называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».

- объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику

- описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

- анализировать карту природных зон;

- показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы.

- показывать океаны и их части на карте.

- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

- называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами;

- объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу.



Содержание предмета

Введение (4 часа)

В результате изучения введения учащийся должен

Знать:

- предмет изучения географии. Части света. Карты материков.

- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;

- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.



Уметь:

- читать и анализировать географические карты;

- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;

- называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека.

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире, первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.

Практическая работа № 1. Анализ географических карт.

РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (11 ч)

Тема 1.1 Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

В результате изучения темы1.1. учащийся должен

Знать:

- строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.



Уметь:

- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфера и рельеф Земли, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы (А. Вегенер, глобальная тектоника литосферных плит и другие современные теории). Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Различие форм рельефа по величине и происхождению. Внутренние и внешние рельефообразующие процессы. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.



Тема 1.2 Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

В результате изучения темы 1.2. ученик должен

Знать:

- климатообразующие факторы, типы климатических поясов.



Уметь:

- объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику

Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Среднегодовые нормы температур и садков в Челябинской области Климатические пояса Южного Урала.

Тема 1.3 Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы (2 ч)

В результате изучения темы 1.3. ученик должен

Знать:

- Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.



Уметь:

- описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в Океане. Льды.

Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Перераспределение тепла и влаги между сушей и океанами.



Тема 1.4 Географическая оболочка (3 ч)

В результате изучения темы 1.4. ученик должен

Знать:

- гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.



Уметь:

- анализировать карту природных зон;

- показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы.

Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, группировка их по различным признакам.

Природные зоны в Челябинской области.

РАЗДЕЛ II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (52 ч)

Тема 2.1. Океаны (5 ч)

В результате изучения темы 2.1 ученик должен

Знать:

- особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.



Уметь:

- показывать океаны и их части на карте.

Тихий, Индийский, Атлантический, Северный ледовитый океаны. Краткая история исследования каждого из океанов. Географическое положение. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Тема 2.2. Южные материки (2 ч)

Особенности географического положения. Рельеф, климат, внутренние воды. Природные зоны, почвенная карта.



Тема 2.3. Африка (8 ч)

В результате изучения темы 2.3 ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

- особенности климата материка;

- основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.



Уметь:

- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

История исследования материка. Географическое положение размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы, преобладание равнин; гор, нагорья.

Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояс и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость с рельефа и климата. Природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материк Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки.

Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (страны: Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Конго), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Путешествие по крупным регионам материка. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона; их географическое положение, планировка, внешний облик.

Практическая работа № 2. Определение географических координат крайних точек Африки, обозначение и надписывание на контурной карте названий географических объектов.

Практическая работа № 3. Составление характеристики одной из рек материка по плану.

Тема 2.4 Австралия и Океания (4 ч)

В результате изучения темы 2.4 ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Австралии;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- особенности природы, населения Океании.

Уметь:

- определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

История открытия и исследования Австралии. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии, его состав, размещение. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупные города, их географическое положение, планировка и внешний облик.

Океания. Из истории открытия и исследования Океании. Географическое положение. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Практическая работа № 4. Определение географических координат крайних точек Австралии, обозначение и надписывание на контурной карте названий географических объектов

Тема 2.5. Южная Америка (7 ч)

В результате изучения темы 2.5 ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

- особенности климата материка; основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Уметь:

- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

История открытия и исследования материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андийская область. Страны Латинской Америки.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран, их географическое положение, окружающий ландшафт, внешний облик.



Практическая работа № 5. Определение географических координат крайних точек Южной Америки, обозначение и надписывание на контурной карте названий географических объектов

Практическая работа № 6. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки

Тема 2.6. Антарктида (2 ч)

В результате изучения темы 2.6 ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;



- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды; особенности климата материка;

Уметь:


- определять географическое положение материка, оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике. Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка. Зависимость климата от основных климатообразующих факторов;



Тема 2.7. Северные материки (1 ч)

Общие особенности природы Северных материков.



Тема 2.8 Северная Америка (7 ч)

В результате изучения темы 2.8 ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки;

- особенности климата Северной Америки;

- основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту; состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Уметь:

- определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Северной Америки;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Открытие и исследование материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Крупные регионы континента: северная и средняя часть материка; Средняя Америка и острова Карибского моря.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Разнообразие природы стран континента, население и его хозяйственная деятельность, особенности материальной и духовной культуры народов изучаемых стран. Крупные города, столицы, их географическое положение, планировка, внешний облик.

Практическая работа № 7. Определение географических координат крайних точек Северной Америки, обозначение и надписывание на контурной карте названий географических объектов.

Практическая работа № 8. Сравнение климата отдельных частей материка (Северной Америки), расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице.

Практическая работа № 9. Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности стран Северной Америки.

Тема 2.9 Евразия (15 часов)

В результате изучения темы 2.9 ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии;

- особенности климата Евразии;

- основные речные системы, озера Евразии;

- особенности природных зон Евразии;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Евразии;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.



Уметь:

- определять географическое положение Евразии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Евразии;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Отечественные имена на карте Евразии. Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии, малые народы. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение, планировка, внешний облик.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Беларусь, Молдова.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.).

Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия: Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия: Китай, Япония.

Южная Азия: Индия.

Юго-Восточная Азия: Индонезия.

Особенности географического положения, рельефа, размещения полезных ископаемых, климата на Южном Урале. Природные зоны Челябинской области. Влияние хозяйственной деятельности на природу Южного Урала.

Практическая работа № 10 Определение географических координат крайних точек Евразии, обозначение и надписывание на контурной карте названий географических объектов.

Практическая работа № 11. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

Практическая работа № 12. Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их антропогенного изменения.

РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА — НАШ ДОМ (4 ч)

В результате изучения раздела 3 ученик должен

Знать:

- этапы развития географической оболочки;



- как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.

Уметь:


- называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами;

- объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу.

Географическая оболочка, ее свойства и строение. А. А. Григорьев — создатель учения о географической оболочке. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Закономерности развития географической оболочки. А. Л. Чи­жевский о зависимости развития природы от циклов активности Солнца.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.



Современная география: превращение описательной науки в преобразовательную. Роль географии в рациональном использовании природы.

Новейшие методы (в том числе космические) исследования природы на Земле и за ее пределами.