Краткий курс лекций по политологии Тема политология как наука. План. Объект, предмет и структура политической науки. Функции политол - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену. Политология: Политология как наука. Предмет,... 1 20.92kb.
Политология как наука: объект, предмет, содержание. Объект политологии... 7 2058.56kb.
Тематика курсовых работ (рефератов) Политология как наука 1 29.77kb.
Элективный курс по обществознанию в 11 классе «Основы политологии» 1 83.59kb.
Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. 1 30.94kb.
Лекция №1. 26. 09. 07 Предмет, методы и функции социологии как науки 1 139.19kb.
Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки (2012 г. 1 102.11kb.
Учебника «Краткий курс теоретической механики» 1 158.34kb.
Кафедра: философии и методологии науки 1 195.9kb.
Требования, предъявляемые к выбору и оформлению контрольной работы... 1 114.65kb.
Курс лекций для студентов заочной формы обучения Санкт-Петербург... 4 1491.17kb.
Политическое лидерство и политическая элита 1 184.8kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Краткий курс лекций по политологии Тема политология как наука. План. Объект, предмет - страница №1/9

III. Учебные материалы (учебники, учебные пособия или конспекты лекций).

Краткий курс лекций по политологии

Тема 1.

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА.

ПЛАН.

1.Объект, предмет и структура политической науки.

2.Функции политологии.

3.Методы политологии.

Объект, предмет и структура политической науки

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей - социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Но эту сферу общественной жизни, как известно, изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Каков же предмет политологии, т.е. какие стороны политики, политической сферы общества она изучает?

Предметом политологии является феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения.

Общая характеристика политологии как науки предполагает краткое упоминание о системе ее понятий и категорий.

Понятия и категории в обобщенной форме отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории. Следовательно, категории и понятия политической сферы общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки.

К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая система общества, политический институт, государство, политическая партия, общественное движение, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими динамические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, политическое решение, политический процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие.

Основными закономерностями в политологии являются наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти.

Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки.

Ко второй группе относятся политико-социальные закономерности. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Кстати будет заметить, что в отечественной политологии эта закономерность не получила должной разработки, что привело к дефициту необходимых рекомендаций и мер по стабилизации политической жизни.

Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наибольший интерес в данной группе представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.



Структура политологии

Всю совокупность политологических проблем можно сгруппировать по отдельным разделам, которые составляют элементы структуры политологии. К основным элементам структуры политической науки относятся следующие:

1) теория политики, представляющая собой введение в эту науку и рассматривающая философско-методологические основы политики и политических отношений, формирования и развития политической власти в современном обществе;

2) теория политических систем и их элементов - государства, партий, общественных объединений, политических режимов;

3) история политических учений и политическая идеология, изучающие генезис политической науки, содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе;

4) теория управления социально-политическими процессами, изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни;

5) теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений;

6) сравнительная политология.



Функции политологии

Основными функциями политологии являются методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности.

Теоретическая функция - это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В теоретической функции политологии синтезируются и все другие ее функции.

Описательная функция - изучение, накопление, описание, систематизация фактов, явлений политической жизни, определение на их основе тенденций и закономерностей политического развития.

Объяснительная функция - это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает понять сущность данных явлений.

Прогностическая функция - выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Эта функция заключается в поиске ответа на вопрос: какой будет действительность в будущем и когда наступят определенные события? Результатом данного поиска являются, прежде всего, гипотезы.

Инструментальная функция - нахождение ответов на вопросы практической политики: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата? Выполнение этих задач требует достоверных сведений о реальном положении вещей, а также знания средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения - правильные, если они ведут к желаемому результату, неправильные, если прогнозируемый политический результат окажется утопическим.

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обыденного к научно-теоретическому уровню, формирование ценностных ориентиров, помощь в определении политической позиции гражданина, группы, партии.

Идеологическая функция - выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы. Данная функция находит свое выражение в поиске ответа на вопрос: к каким общественным идеалам следует стремиться, или какие ценности нужно реализовывать в своей практической деятельности? Результатами исследования в данном случае будут хорошо обоснованные политические цели.



Методы политологии

Политология использует любые методы, применяемые наукой. Однако на деле не все приемы и способы исследования имеют для политологии одинаковую значимость. Наиболее важные и часто используемые политологией методы можно подразделить на три группы.

Первая из них - общие методы исследования политических объектов. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в политической науке, во многом определяет специфику политической социологии.

Одним из наиболее широко применяемых более частных проявлений является культурологический метод, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.

На протяжении всего периода своего существования политическая наука во многом базируется на нормативном, или нормативно-ценностном, методе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение.

В отличие от нормативного подхода функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т. п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя.

Специфическим развитием и качественным обогащением функционалистских установок выступает бихевиористский метод, претендующий на максимальную научность в политических исследованиях по сравнению с другими методами. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп.

К функционалистски, позитивистски ориентированным методам примыкает структурно-функциональный метод. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями.

Суть системного метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы.

Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т. е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Антропологический метод во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как кадрового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и др.).

Психологический метод сходен с антропологическим методом в требовании исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека как представителя рода, а конкретного индивида, что предполагает учет его родовых качеств, социального положения и особенностей индивидуального развития. Этот метод реагирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Его специфическим развитием выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы, а также на исследование психологических характеристик групп, классов, малых групп, толпы и т. п.

Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида жизни, овеществленной деятельности, как циклического процесса, его определенные стадии (этапы).

Критическо-диалектический метод ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее движения, социально-политических изменений.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электоральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Субстанциональный (онтологический) метод требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую, качественную определенность политики.

Исторический метод издавна используется в политологии и других общественных науках. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

Использование всех названных и некоторых других методов первой (в нашей классификации) группы позволяет дать разнообразные, всесторонние характеристики политической реальности. Однако арсенал познавательных средств политологии не исчерпывается общими методами исследования политических объектов. Он включает и вторую группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.

Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К ним относятся: использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или же наблюдение поведения людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и другие.

Тема 2.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

ПЛАН

1.Многообразие определений политики: основные трактовки.

2. Составные части, элементы и уровни существования политики.

3.Функции политики.

4.Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

Многообразие определений политики: основные трактовки

Политика - одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т. д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельности, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

Стратификационные (социальные) определения политики трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики.

Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и, прежде всего государства, как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.

Этические определения политики ярко проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.

Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага.

Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существует несколько трактовок политики.

Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть, ее обретение, удержание и использование.

Институциональные определения политики характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и, прежде всего, через важнейший институт - государство.

Антропологические определения пытаются отразить более глубокий источник политики, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения политика - форма общения людей, способ коллективного существования человека.

Конфликтно-консенсусные определения политики. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

Группа научно-сконструированных трактовок политики: деятельностные, телеологические и системные определения.

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп, классов, наций, государств и т. п.) и сознательный, целенаправленный характер.

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Итак, рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Составные части, элементы и уровни существования политики

В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

В политике можно выделить основные элементы:

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Составными частями политики являются: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы , обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психология людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политические лидеры, элиты, группировки и т. д.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д.

Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т. п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

Функции политики.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Она выполняет не свойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы гражданского общества, зачастую подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию личности (интересы и потребности).

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияние на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.



Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

Политика и право

Политика как деятельность государственных органов власти, политических партий и общественно-политических движений может осуществляться только в определенных правовых границах, при функционировании системы права.

Право представляет собой одну из нормативных систем, регулирующих общественные отношения, действия и поведение людей, функционирование общественных организаций и государственных органов Право характеризуется общеобязательностью его правил и норм, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки. Правовые нормы и требования закрепляются в официальных документах государства. Они определяют меру свободы и обязанности людей, их объединений, государственных органов. Право направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования всего общественного организма.

В обществе кроме права имеют место и другие нормативные системы: нормы морали, религии, различные национально-традиционные поведенческие стереотипы и т.д. Основная специфика правовой системы заключается в ее теснейшей связи с политикой. Политика и право взаимобусловливают и взаимопроникают друг в друга. Через механизм государственной власти политика обеспечивает разработку и реализацию единых, общеобязательных норм поведения людей, нарушение которых влечет за собой государственные меры воздействия. В то же время, право не только испытывает на себе управляющее воздействие политики, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает проведение соответствующей политики, реализацию политических решений. Право выражает ценностные ориентации политики, противостоит попыткам произвола и беззакония. Таким образом, право - носитель не только политических, но и в целом социальных ценностей общества; оно закрепляет, в частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту. Самостоятельной ценностью общества является принцип законности, само существование которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право содержит ориентиры для политики, устанавливает границы допускаемой обществом политической деятельности (например, запрещает под угрозой наказания использование в ней любых форм насилия, деятельности, направленной на свержение существующего в стране конституционного строя, и т.д.).

Между политикой и правом существует не только состояние взаимодействий и взаимовлияния, но могут возникать и противоречия и даже конфликтные отношения. Такая ситуация складывается в том случае когда политическое руководство идет на обход каких-то норм права или их нарушение, противопоставляя законность «целесообразности», или же стремится внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических интересов. Однако получаемый при этом некоторый тактический успех превращается в стратегическое политическое поражение ибо нарушение законности, какими бы целями оно не обусловливалось, в конце концов, приводит к утрате доверия к данной политике со стороны общества.

Конфликтные ситуации между политикой и правом - явления временные, возникающие не так часто и лишь в определенных социально - политических условиях. В целом же оба эти феномена имеют общие корни своего происхождения и функционирования.



Политика и экономика

Политика неотделима от власти, и политические, властные отношения пронизывают все общество, переплетаясь с отношениями экономическими. Поэтому неудивительно, что проблема соотношения политики и экономики, а соответственно политической и экономической власти всегда привлекала внимание людей.

Исходя из концепции базиса и надстройки, основатели этой теории разделяли экономическую и политическую власть, показывая вместе с тем тесную связь экономики и политики. Экономика, по их мнению, оказывает определяющее воздействие на политику, но и последняя, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на экономику.

Первенство политики перед экономикой обусловлено тем, что политика, политическая власть обладает определенной самостоятельностью, независимостью от экономики. Особенностью политической власти является возможность использования на вполне законных основаниях мер принуждения по отношению к тем, кто не желает подчиняться принятым нормам, правилам поведения или воле правящих кругов. Экономической же власти как таковой политическое принуждение не свойственно.

Для правильного понимания вопроса, определяет ли экономика политику или наоборот, необходимо учитывать следующее обстоятельство: экономика - это такой же элемент культуры общества, как и политика, и связаны они с категориями интереса, цели и средств. И та и другая - суть общественные отношения. Экономика - это не производство, не распределение, а общественные отношения производства, т.е. отношения людей, классов, партий в процессе производства и распределения. И политика также есть общественные отношения людей, классов, партий и государств в процессе воспроизводства социальной жизни. Поэтому они неразделимы и взаимозависимы.

Значимость экономической или политической сторон общественных отношений не остается постоянной. Свой отпечаток накладывают конкретная ситуация, встающие перед обществом задачи, обладание средствами производства, позволяющими осуществлять экономическую и политическую власть. При небольшом объеме владения материальными средствами, концентрирующимися в руках осуществляющих политическую власть, взаимосвязь между экономикой и политикой существует, но она реализуется опосредованно, через менеджеров. Когда же огромные материальные средства концентрируются в руках, осуществляющих политическую власть и к тому же обладающих контролем над производством и распределением, то здесь налицо особенно сильная связь экономики и политики, тесное переплетение экономической и политической власти, доминирование политики. Это особенно характерно для этакратических обществ, где собственность огосударствлена и бюрократический аппарат имеет возможность бесконтрольно распоряжаться ею. Тем самым политическая, а конкретнее государственная, власть соединяется с экономической властью. В результате экономическая власть, экономические отношения теряют присущую им самостоятельность, господствуют только властные политические отношения. На первый план выходят политические методы управления обществом. Главной целью правящей верхушки становится сохранение и укрепление своей власти, контроль над собственностью, которая дает ей эту власть, возможность распределять по своему усмотрению производимые материальные блага.

Зависимость экономики от политики прослеживается и в иных условиях, когда собственность не огосударствлена и господствуют рыночные отношения. Об этом свидетельствует опыт Чили, где была установлена военная диктатура Пиночета, чей режим оказался способным поднять экономику, вывести страну из кризиса. Подобная же ситуация была присуща авторитарному режиму Южной Кореи, обеспечившему рост экономического потенциала страны.

В демократичном обществе постиндустриального типа, где господствует рыночная экономика и функционирует демократически избранная политическая власть, экономика более свободна, власть экономическая относительно независима и оказывает определенное влияние на политику государства (на социальную политику, например). Но и здесь экономика, экономическая власть не отделена от политической власти. Одной из функций государственной власти выступает регулирование экономической сферы, проведение определенных преобразований в интересах, прежде всего, среднего класса. Правящая элита современного демократического государства осуществляет управление обществом, в том числе и экономикой, не только с учетом собственных интересов, но и интересов основной массы населения.

Таким образом, политика должна иметь первенство перед экономикой, которая по своей природе стихийна. Ее обузданию, введению в определенные рамки и служат политическая воля и разум, воплощенные в государстве. Поэтому с организацией человеческого общества на основе государственности политика всегда занималась регулированием, обузданием экономических сил во имя сохранения общества как целостности.

Политика и мораль

Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка, законности и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.

Мораль (или нравственность) является особой сферой общественной жизни, основанной на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Идеи гуманизма, т.е. отношения к каждому человеку как к высшей ценности, составляют ядро, общечеловеческое содержание морали.

Соблюдение норм и требований морали не утилитарно для отдельных индивидов, не сулит им какой-либо непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличают бескорыстность, высокогуманная мотивация. В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она — условие сохранения человеческого рода, отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки личностью собственных и чужих поступков. Как показывает опыт истории, аморализм приводит, в конечном счете, как к разрушению личности, так и к деградации всего общества.

Взаимоотношение политики и морали является одной из тех вечных проблем, которая всегда стояла перед человечеством. При этом четко прослеживаются две основные линии понимания взаимоотношения политики и морали. Первая - это единство, слитность политики и морали и вторая - разделение политики и морали. Так, еще в античные времена Платон и Аристотель рассматривают политику и мораль как единое целое. Платон, в частности, в политике видел искусство извлечения нравственного состояния души граждан. Он полагал, что от того, какое место в душе человека занимают моральные добродетели и каково их содержание, во многом зависит характер государства.

Аристотель исходил из того, что политика вместе с этикой и экономикой составляют практическую философию, которая имеет своей целью выработку законов в интересах справедливости, т.е. общей пользы для всех граждан. Он утверждает принципы приоритета общего над частным и умеренности как нравственного идеала в политике. Политикой должны заниматься самые достойные граждане

Другая линия взаимоотношения политики и морали заключалась в их разграничении и обосновании приоритетности той или другой. Ярким представителем данного направления следует признать Н. Макиавелли. В своих сочинениях он стремился обосновать необходимость создания сильной государственной власти, используя для этого любые средства и пренебрегая общепринятыми моральными нормами. Н. Макиавелли исходил из принципа, что цель определяет выбор средств, и нравственность их выбора определяется нравственностью самой цели. Государь, по его мнению, может прибегать к таким средствам, как обман, коварство, вероломство. Высшей ценностью у него выступают интересы государства, ради достижения которых нравственно оправданы все средства. Использование зла политиком неизбежно, принципы добра не приводят к искомому результату, поскольку он действует среди других людей, придерживающихся других норм морали. Тем самым Н. Макиавелли изгоняет этику из политической деятельности, которая только мешает политическому деятелю исполнять свой долг.

Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют как общие черты, так и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективистской природой - с другой.

Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и всей общностью. Первоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы - род, племя, могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощи обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, а, следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.

Когда же с усложнением общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, появились государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального аппарата принуждения, т.е. политика.

Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля.

Несмотря на отмеченные и некоторые другие элементы общности, политика имеет принципиальные отличия от морали. Одной из важнейших из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем в ходе которых могут возникать конфликтные взаимодействия, обычно не достигающие политической остроты.

Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения - это борьба, прежде всего материальных личных интересов и духовных ценностей.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которые в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, едва ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюби каждого своего ближнего как самого себя.

В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Политика направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутый результат, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

Важнейшей отличительной особенностью политики является также опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль, осуждая насилие, опирается главным образом лишь на «санкции» совести. Собственная совесть, особенно если она не развита, может простить человеку даже преступления. Политика же карает не только противников и нарушителей, но нередко и невинных, вызывая у людей страх.




следующая страница >>