Красноярский край, Боготольский район, село Александровка, улица Советская, дом 48 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Публичный доклад дивеев-усадской средней общеобразовательной школы 7 1008.84kb.
Ix чемпионат Дальневосточного федерального округа по армспорту 1 520.85kb.
Исследовательская работа «Топонимика с. Колывань Курьинского района... 1 239.22kb.
Забайкальский край, Дульдургинский район, с 4 1289.06kb.
Пресвитером в Саратовской Губернии, в 1925 году его репрессировали... 1 180.18kb.
Тульская губерния (наместничество) образовано 19 сентября 1777 года... 1 27.9kb.
Советская международная образовательная политика в контексте «холодной... 1 160.18kb.
Советская поэзия. В 2-х томах 1 11.45kb.
Литература к введению Наан Г. А. Космология. Бсэ -3-е изд. М. 1 127.88kb.
Уроки 13 16 отзвуки славянской мифологии в литературе XIX-XX веков... 2 578.72kb.
Сокращенное: мку оо администрации мр ишимбайский район рб 1 244.84kb.
Календарно-тематическое планирование по опк 1 170.93kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Красноярский край, Боготольский район, село Александровка, улица Советская, дом 48 - страница №1/1








Дистанционный тур краевого форума «Молодёжь и наука»

Полное название темы работы

История одного документа

Название секции

Отечественная лингвистика

Тип работы

Исследовательская работа

Фамилия, имя авторов,

дата рождения



Денисова Валентина Михайловна,

03.02.2000




Домашний адрес авторов

662072 Красноярский край, Боготольский район, село Александровка, улица Советская, дом 48;


Место учёбы

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение Александровская средняя общеобразовательная школа Боготольского района

Классы

7 класс

Место выполнения

Научное объединение школьников МКОУ Александровская СОШ

Руководитель

Мартынова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Александровская СОШ Боготольского района

Ответственный за корректуру текста работы

Мартынова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Александровская СОШ Боготольского района

e-mail

контактный телефон

руководителя работы


martinova1964@mail.ru

(39157) 29-3-25



Денисова Валентина Михайловна,

С. Александровка Боготольского р-на, МКОУ Александровская СОШ, 7 класс;

Куропаткина Дарья Викторовна,

С. Александровка Боготольского р-на, МКОУ Александровская СОШ, 9 класс;

«История одного документа»

Руководитель: Мартынова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цель научной работы: получить новые сведения об историческом прошлом нашего села через анализ приговора как делового и исторического документа XIX-XXв.в. Методы проведённых исследований: поэтапный анализ документа и последовательно-текстуальное изучение.

Основные результаты: данную работу можно использовать на уроках русского языка для сравнительного анализа официально-деловых бумаг начала ХХ и начала ХХI веков, использовать как ресурс для уроков истории, пополнить экспонаты школьного музея.



1. Введение

Мы исследовали, проанализировали документ начала ХХ века «Приговор сельского схода села Александровка, деревень Казанка, Николаевка, Мангала», чтобы понять, почему решение сельского схода имело положительный результат, хотя решение по данному вопросу принималось не местной властью, а самим «Государем Всея Руси». Мы хотели узнать, насколько сильными были доказательства в пользу положительного решения приговора. А также, впервые прочитав документ начала ХХ века, хотели определить особенности данной деловой бумаги.

Документ «Приговор» хранился в нашем школьном музее со времён директора школы Иванова Василия Власовича (1963-1985). Это копия, а оригинал хранится в Томском государственном архиве.

Итак, увидев название документа, мы заинтересовались, кому и кем был вынесен «приговор». Но прочитав его, мы были удивлены, что название (в современном значении слово «приговор»: «решение, вынесенное судом в результате судебного разбирательства уголовного дела и устанавливающее виновность или невиновность подсудимого, меру наказания виновного, а также другие правовые последствия признания виновности или её отрицание» [13, 589]) не совпадает с его содержанием. Этот документ скорее походил на просьбу, прошение. И мы решили узнать, какое значение имело слово «приговор» в XIX- начале XXв.в.

При первом прочтении документа мы узнали, что он был написан на сельском сходе «гласниками» Александровки и соседних деревень: Николаевки, Мангалы, Казанки. Это просьба о том, чтобы при Александровской церкви Александра Невского открыли самостоятельный приход, то есть появился свой священник.

Церковь была открыта в Александровке в 1910 году [13], но не было прихода, то есть священника, который отправлял бы службы: крещение, освящение, отпевание, венчание и т.д. Ближайшая церковь находилась в селе Большая Косуль, что в 10 верстах (14 километрах), но из-за особого географического положения (местность, на которой расположено село, с трёх сторон окружено рекой Чулым, дорога является сезонной) жители были лишены возможности отправлять так необходимые церковные службы. Таким образом, документ, который хранился в нашем музее в течение нескольких десятков лет, «заговорил» и очень много «рассказал» нам об историческом прошлом нашего села.

3

ГЛАВА 1

Цель нашего исследования: получить новые сведения об историческом прошлом нашего села через анализ приговора как делового и исторического документа XIX- начала XXв.в.

Задачи: 1) научиться работать с историческими документами, справочной литературой, с сайтами;

2) уяснить терминологию источника, несущую смысловую нагрузку с помощью словарей, энциклопедий;

3) выяснить причины, время и исторические условия создания документа;

4) усвоить содержание исторического источника;

5) записать документ в соответствии с современной графикой, орфографией, пунктуацией и сравнить язык исторического документа с современными нормами;

6) научиться презентовать свою работу.

Мы использовали метод поэтапного изучения источника, который включает:
I. Подготовительный этап знакомство с историческими условиями создания документа;
II. Усвоение содержания исторического источника;
III. Формулировка выводов.

И метод последовательно-текстуального исследования.



ГЛАВА 2. Анализ содержания документа с разных точек зрения

2.1. I. Подготовительный этап. Основные понятия и основное содержание документа

Итак, хотя «Приговор» написан 15 декабря 1913 года (в этом году документу исполняется 100 лет), он написан доступным языком. Это касается прежде всего лексики. Работая с документом, мы выяснили значение непонятных слов. Начнём со слова «приговор». Приговор – это официальный документ, решение сельского схода, письменно зафиксированное в книге. Значит, приговор является письменным документом актового характера. [3]. Специальных бланков для приговоров не было, поэтому его оформляли произвольно, фиксировали в книгах, но были и общие правила оформления.

4

Это доказывает, что приговор – это официально-деловая бумага того времени. В начале приговора присутствовала его дата, указание на сельское общество, в котором происходил сход, количество участников схода крестьян-домохозяев, имеющих право голоса, указыва­лось то, что сход происходил в присутствии сельского старосты, далее следовала форму­лировка «единогласно приговорили» или «в том и подписываемся». [3, с. 184]. Далее каждый сельский староста заверил подписи печатью.



Итак, приговор создавался на сельском сходе. Сельский сход – орган управления сельского общества в России второй половины XIX начала XX в. Состоял из домохозяев, избирал сельского старосту и других должностных лиц, обладал судебно-полицейской властью. [5]

Одним из важных вопросов, которые решали на сходе, были отношения с церковью.

Приговор был направлен «Его Преосвященству Мефодию» в Томский Епархиальный Совет,

так как Александровка входила Томскую губернию (губерния - основная административно территориальная единица в России с 1708 г. Делилась на уезды. [4]), Мариинский уезд (уезд - административно территориальная единица в России с XIII в. Делился на волости. [4]), Итатскую волость (волость - территориальный сельский округ, входивший как низшая административная единица в состав уезда. [4]).

Главой сельского самоуправления, схода, был сельский староста. На этом сельском сходе присутствовали старосты сельских общин не только Александровки, но и соседних деревень: Николаевки, Казанки, Мангалы. У каждого старосты были свои печати. Конечно, как правило, большинство крестьян, в том числе и старосты, были неграмотными, в этом случае приговоры писали либо свои писари, либо волостные. Присутствовали на сходе только домохозяева (домохозяин - владелец земли, скота. Домохозяин имел лошадей, коров, мелкий скот, сеял рожь, пшеницу, овёс. [5]).

В своём приговоре крестьяне просят об открытии самостоятельного прихода (самостоятельный приход - приход, в котором службы отправлял свой священник) [14]).В Александровке в 1910 году была «открыта и освящена церковь Александра Невского» [6]), но не было своего священника. В связи с этим православные крестьяне не могли разговляться (у христиан: поесть скоромного впервые после поста. Разговлялись [13]) на Христов день (праздник Пасхи) освящённым куличом (кулич – высокий цилиндрической формы хлеб из сдобного теста, по православному обычаю выпекаемый к пасхальному столу

и освящаемый в церкви в Страстную субботу) [14], а также отправлять и другие церковные нужды. 5
Как пример, крестьяне приводят тот факт, что в деревне Чернышёво у «австрийцев» (так называли католиков) есть священник, и в соседних старообрядческих (старообрядцы — часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона[4])общинах тоже есть церковь, в которой есть свой пастырь.

Крестьяне предлагают выполнение церковных повинностей: дом для священника, отопление, караул, ремонт церкви, причтовый дом (причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.), причтовые дома – дома для священнослужителей). [11]. Здесь же в приговоре установлены тарифы на крещение (христианский обряд, совершаемый над младенцами (или взрослыми) для включения их в число членов церкви), отпевание (богослужение, совершаемое священником на похоронах христианина), молебны (особое богослужение, совершаемое священником за живых), водоосвящение (христианский церковный обряд освящения воды путем троекратного погружения в нее священником креста),акафисты (хвалебное песнопение православной церкви в честь Богородицы, Иисуса Христа и святых), за требы (слово «треба» значит потребность. В жизни христианина существуют духовные и бытовые потребности, для удовлетворения которых он обращается за молитвенной помощью к своей церковной общине и, главным образом, к священнику [14]). Есть дом и для псаломщика (псаломщик (от слова псалом) — низший служитель в православной церкви, светское лицо, помогающее священнику в совершении церковных служб и обрядов (чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и др.[14])). В России псаломщик ведал всем делопроизводством по церкви и приходу. [10]. Крестьяне согласны платить деньгами, пока не будет установлено казённое жалованье, предлагают также 40 десятин (десятина - старинная русская мера длины, равная 500 саженям, т.е. 1,0668 км (применявшаяся до введения метрической системы мер в 1918 г.) [4] пахотной и сенокосной земли.Приговор по правилам этого документа подписали 88 «домохозяев». У тех, кто не мог расписываться, так как были неграмотными, указаны только фамилии. Но грамотные расписались за себя сами. Все крестьяне, которые подписали документ, являлись «гласниками» (гласники - люди, «сведущие в делах и хорошего поведения», имеющие право голоса на сходах, обязательно были домохозяевами [4]).

6

2.2 II этап. Усвоение содержания источника.

§1 Исторические сведения, полученные при анализе документа.

Читая этот документ, мы подтвердили следующие факты: Александровка появилась ещё до своего первого упоминания в «Списках населённых мест Томской губернии» - 1856 год.[2] Подтвердился факт существования церкви Александра Невского. [6] Доказали документально, что деревни Мангала, Николаевка, Казанка возникли тоже в XIX в. Но благодаря этому документу, не подтвердилась версия, что своё название село получило по названию церкви, так как село появилось до 1856 года, а церковь построили только в 1910 году.



§ 2 Географические сведения, полученные при анализе документа.

Сейчас сложно представить, как, но люди уже тогда имели представление о той местности, в которой они живут. В документе это «остров», слово записано в кавычках, потому что это не совсем остров, а полуостров, так как с трёх сторон мы окружены рекой Чулым, а с одной стороны - непроходимой тайгой. Это значит, что «островитяне» исследовали всю местность, хорошо представляли её географически. А ведь карты тогда не было. Знали жители о селе Чернышёво, что за рекой Чулым, значит, дорога была не только сухопутной, но и по реке.



§ 3 Анализ документа с точки зрения социального и нравственного развития

Условия жизни на «острове» были суровыми: тяжёлый крестьянский труд в суровых климатических условиях Сибири, оторванность от «большой земли», сезонное бездорожье.

Оказавшись в таком замкнутом мире, жители населённых пунктов думали не только о хлебе насущном, но и о душе. Всем миром решили ходатайствовать об открытии самостоятельного прихода при Александровской церкви. Из приговора видно, что православные христиане думали о будущем своих детей, ведь именного им обещают, что в их церкви будет свой пастырь. И хотя уже в 1904 году была домашняя подготовительная школа, взрослое население в основном было неграмотным. Большинство сами не могли за себя подписаться. Но грамотность не была критерием того, что крестьянин был «домохозяином», «гласником» на сельском сходе.

7

§ 4 Лингвистический анализ документа

П.1 Синтаксис и пунктуация

Анализ документа показал, что многие современные пунктуационные правила соблюдались и в начале ХХ века. Так в этом приговоре есть сложные предложения с разными видами связи: «В то время, когда весь христианский мир сливается в одну хвалебную песнь пред воскресшим спасителем мира, когда пастыри церкви несут радость Христова Воскресенья даже по тюрьмам и острогам, мы, несчастные, остались забытыми у любвеобильной Матери нашей церкви православной». Пунктуация соответствует нормам.

В документе есть следующие синтаксические и пунктуационные явления:

а) однородные члены («деревни Александровская, Никольская, Казанка и Мангала…»);

б) однородные члены и обобщающие слова («по примеру соседних приходов: Боготольского, Итатского, Барандатского» (Боготол, Итат, Барандат – населённые пункты));

в) причастные обороты («местность, заселённая нами,…»;«отцы наши, умершие здесь в Сибири…»);

г) предложение с прямой речью («Мы говорим им: «Подождите дети, скоро будет и у нас будет свой Батюшка».);

д) тире между подлежащим и сказуемым («желание - иметь своего пастыря»);

е) слово «остров» взято в кавычки, так как оно употреблено в переносном смысле;
ё) автор документа употребил и сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными («В то время, когда весь христианский мир сливается в одну хвалебную песнь пред воскресшим спасителем мира, когда пастыри церкви несут радость Христова Воскресенья даже по тюрьмам и острогам, мы, несчастные, остались забытыми у любвеобильной Матери нашей церкви православной»);

ж) есть в документе и вводные конструкции («…для священника (псаломщику дом есть)», «...положению (за большой рекой Чулымом) занимает…»);

з) гипербола («драгоценнее всего на свете»);

и) использованы разговорные конструкции («на этом-то острову», «однако», «Егор Петров Коноплёв и Василий Семёнов Соболев»).

Таким образом, употребление всех перечисленных выше языковых явлений доказывает не только то, что автор приговора владел языковыми нормами, но и то, что этот документ можно отнести к книжной речи.

8

П. 2 Стилистические особенности

Мы уже говорили, что данный документ написан по правилам официально-делового письма. Поэтому в нём много канцеляризмов: «под председательством», «ввиду того что», «признает невозможным», «в том и подписуемся», «имеем суждение о следующем». В то же время цель данного документа – убедить в необходимости открытия самостоятельного прихода, поэтому использованы особенности публицистического стиля: призывность, убедительность, эмоциональность. Особенно поражает образность данного документа.



П. 3 Образность языка документа

Основные средства выразительности, которые употреблены в документе, следующие:

- развёрнутая метафора («…весь христианский мир сливается в одну хвалебную песнь»),

- парафраз («спаситель мира», «Христов день», «Христово Воскресенье», «пастыри церкви»),

- фразеологические обороты («одному Богу ведомо», «с Божьей помощью», «Бог привёл», «на чужой стороне»),

- эпитеты («глухих местах», «непреодолимая преграда», «хвалебная песнь», «бедным новосёлам», «несчастные»),

- инверсия («матери нашей церкви православной»).

Употребление средств выразительности усиливают убедительность и эмоциональность изложенной просьбы.



П. 4 Графические особенности

  Приговор был написан до 1918 года, когда была проведена новая реформа алфавита и когда кириллица потеряла четыре буквы: Ъ (твёрдый знак), Ѣ (ять), Ѳ (фита), Іi («и десятеричное»). Эти буквы мы встречаем в данном документе.

Например, Ѣ (ять) встречается в словах: «гдѢ», «всѢхъ», «человѢкъ».

Ъ (твёрдый знак)на конце слов: «приговоръ», «въ», «сельскомъ» и т.д.

А буква «i»(«и десятеричное») в словах «Мариiнского», «губернiи», «положенiю».

9

Следовательно, документ написан в соответствии с графическими особенностями того времени. А ещё человек, писавший этот приговор, обладал каллиграфическим почерком, написано всё аккуратно и понятно.



3. Заключение III. Этап. Формулировка выводов

Изучив документ, нам захотелось узнать дальнейшую судьбу приговора (прошения). Мы рассмотрели ещё несколько архивных документов, которые явились следствием: «Справку о вакансии священника», «Указ о закрытии и открытии прихода», «Рапорт об открытии прихода», «Справка о назначении священника», «Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Самодержца Всероссийского».

Таким образом, самостоятельный приход при Александро-Невской церкви был открыт. Правда, судьба его была недолгой – приближался 1917 год… Да и судьба первого и последнего священника Пронина Георгия Георгиевича оказалась трагичной – расстрел в 1937 году. «Окончил церковно-приходскую школу. Арестован 27.11.1927, обвинён в антисоветской агитации, выслан 20.04.1928 на Урал на 3 года. 20.04.1929 Томским Епархиальным советом за ревностное и безукоризненное служение церкви награжден наперстным крестом. Опять арестован в 1937, приговорен к высшей мере наказания, расстрелян 23-25.10.1937, реабилитирован 29.11.2005. [8], [12], [15,с. 278]

Итак, проанализировав документ «Приговор», мы сделали следующие выводы:

1. Церковь была настолько необходима крестьянам, что решение об открытии самостоятельного прихода принималось на сельском сходе среди других важных дел: о земле, о налогах.

2. Приговор – это официально-деловой документ, который был написан в соответствии с правилами деловой бумаги этого типа того времени.

3. Документ написан не только в соответствии с правилами официального документа, но и в соответствии с правилами орфографии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, графики.

4. Документ помог нам больше узнать об истории нашего села.

5. Комментарий к документу – важный экспонат в школьном музее.

10

Список литературы:

1. Государственный архив Томской области. gato.tomica.ru

2. Государственный архив г. Ачинска. arhiv-achinsk.ru

3. Никитина Н.П. Аграрная история XIX-XX веков: Приговоры сельских сходов Псковской губернии второй половины XIX - начала XX вв. как источник о деятельности крестьянского самоуправления. Псков № 32. 2010.

4. Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ. wikipedia.org

5. Метрические книги церквей Томской губернии. gato.tomica.ru

6. Рапорт Анатолия, епископа Томского и Алтайского.

7. Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Самодержца Всероссийского от 8 мая 1915 года № 2974.

8. Красноярское общество МЕМОРИАЛ. memorial.krsk.ru

9. Толковый словарь Ефремовой. М.: 2000.

10. Словари и энциклопедии на Академике. dic.academic.ru

11. Толковый словарь под ред. Ушакова Д.Н. в 4 т.т. М.: 1938.

12. Православные духовные воины. ruguard.ru

13. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М.: 2001.

14.Полный церковный словарь. slavdict.narod.ru

15. Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа, Томск, Москва, 2004.



11