Коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой де - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Воспитание экологической культуры младших школьников.» 1 57.13kb.
Программа педагогического сопровождения младших школьников 1 76.54kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников 1 55.73kb.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса предполагает всестороннее... 1 92.04kb.
Содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению... 1 264.77kb.
Образовательная программа «Я исследователь» 1 138.89kb.
Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее... 6 807.79kb.
Сумина О. В., учитель географии моу «сош №50» г. Саратова 1 35.47kb.
Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников... 1 52.27kb.
Технология изучения музыкальных произведений крупной формы как средство... 1 88.25kb.
К м. н., доц. Воробейчик Я. Н 1 175.61kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов в год -38 часов

Уровень рабочей программы – базовый

Классификация рабочей программы – авторская

Цель программы: коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.

Задачи программы:

  • Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей.

  • Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.

  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.

Нормативными правовыми документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005 Примерная психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников. 1-4 классы. Рудякова О.Н., Скопинцева М.Ю.-Волгоград.: «Учитель»,2008.


  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом ГУО от 06.04.2005 № 155;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 379 от 09.12.2008.

Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы с обучающимися первого класса общеобразовательной школы, испытывавшими трудности адаптации к требованиям школьного обучения, предъявляемым в классно-урочной системе.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Программа рассчитана на 38 часа.

Предварительный этап – 10 часов.

Основной этап – 20 часов.

Заключительный этап – 8 часа.

Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.

Данная рабочая программа разработана на основе программы психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников. 1-4 классы.Составители: педагог-психолог Рудякова О.Н., педагог-дефектолог Скопинцева М.Ю.

Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с младшими школьниками интеграктивных групп.

Диагностируемые

параметры.



Рекомендуемые диагностические методы и методики.

Литературный источник.

1

2

3

Социальная ситуация развития. Проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с педагогами.

Проективные тесты – рисунки: «Несуществующее животное»; «Мой класс».

Андрущенко Т.Ю.,

Карабекова Н.В.

Психолог в начальной школе. Волгоград, 1995;

Беляускайте Р.Ф.

Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности

ребенка . М,. 1987



Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности.

Тест школьной зрелости Керна – Йирасека «Рисунок мужской

фигуры».


Шванцара Й. диагностика психического развития.

Прага, 1978;



Особенности

мыслительной деятельности младшего школьника.



«Тест равенства», КТТМ на основе концепции П. Торренса, методика

«Существенное», методика «Классификация», методика «Словесные ассоциации».



Марциновская Т.Д. Диагностика

психического развития

детей. М.,1998;

Тихомитрова Л.Ф.

Младшие школьники .

М,: 2000.



Особенности речевого развития(состояние слухового восприятия, особенности словарного

запаса).


Методика «10 слов» А.Р.Лурия,

метод пиктограммы , исследование

особенностей словарного запаса.


Венгер А.Л.Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте.

М.1981.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ТЕМА 1. Я ПОЗНАЮ МИР.

Развитие кругозора детей в ходе игр и логических заданий.


ТЕМА 2. МАЛЕНЬКИЙ ВОЛШЕБНИК.

Развитие творческих способностей ребенка, используя различные средства и материалы для поделок.



ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Познавательная сфера личности включает в себя: развитие психических функций, произвольной регуляции психических функций, произвольной регуляции психических процессов, речевой регуляции, мотивации и интеллекта.
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Эмоциональная сфера: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, формирование основ эмфатического взаимодействия.

Эмпатия – умение понимать другого человека путем эмоционального чувствования и его переживания.

Рефлексия процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.
ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Коммуникативная сфера включает в себя сообщение информации как передачу интеллектуального содержания; она ориентирована на совместное постижение предмета и формирование новых приемов и способов общения и поведения.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.
ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,ВНИМАНИЯ,ПАМЯТИ, НАГЛЯДНО-ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Выполнение заданий в тетрадях.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Условия школьного обучения предполагают:

- умение организовывать и контролировать свою двигательную активность;

- умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;

- способность к поисковой деятельности с помощью речевой саморегуляции;

- наличие у ребенка определенного уровня мотивации к познавательной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Ануфриев А.В., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиагностические методики; коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб. – М.: Ось – 89, 1999. – 224с.

  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном и Д, 2000.

  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ЦТ «Сфера», 1998. – 240с.

  6. Психокоррекционная работа с детьми: учеб. Пособие / под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ACADEMA, 1999.

  7. Тихомирова Л.В. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники. – М.: Рольф, 2000. – 160 с.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Наглядные материалы.

2.Наборы развивающих игр.

3.Телевизор и DVD-плеер, магнитофон. Набор развивающих, релаксационных занятий, релаксационных на DVD-дисках.



4.Краски, фломастеры, карандаши, цветная бумага, картон, разнообразный материал для поделок.

Подпись учителя________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Название темы.

Дата




I.Я ПОЗНАЮ МИР.




1.

Бал на лесной поляне.




2.

В гостях у старичка-лесовичка




3.

Разведчики.




4.

Необычные рисунки.




5.

На что похоже?







II. Маленький волшебник.




1.

Дерево желаний.




2.

Волшебные витражи.




3.

Сказочные герои.




4.

Сказочный букет.




5.

Волшебные пальчики.




6.

Волшебные Краски.




7.

Стихии.




8.

Хорошо-плохо.




9.

Волшебный паровозик.




10.

Диагностика «Завершение сказки».







III. Развитие познавательной сферы.




1.

Кто самый внимательный.




2.

Геометрические фигуры.




3.

Продолжи закономерность.




4.

Упражнения на логику.







IV. Развитие эмоциональной сферы.




1.

Уходи, злость, уходи.




2.

Нарисуй чувство.




3.

Снятие эмоционального напряжения рядом упражнений.







V.Развитие коммуникативных умений.




1.

Дружба начинается с улыбки.




2.

Буква заблудилась.




3.

Упражнения на развитие словарного запаса.




4.

Упражнения на развитие слухового внимания.




5.

Диагностика «Дерево».







VI.Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий.




1.

Занятие №1. Работа в тетрадях. Задание №1




2.

Занятие №2. Задание в тетради №2.




3.

Занятие №3. Задание в тетради №3




4.

Занятие №4. Задание в тетради №4




5.

Занятие №5. Задание в тетради №5.




6.

Занятие №6. Задание в тетради №6.




7.

Занятие №7. Задание в тетради №7.




8.

Занятие №8. Задание в тетради №8.




9.

Занятие №9 Задание в тетради №9.




10.

Занятие №10. Задание в тетради №10.




11.

Диагностика «Корректурная проба».