Контрольная работа для самоаттестации по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания» 1 112.45kb.
Контрольная работа По предмету-«Организационный менеджмент» 1 62.46kb.
Контрольная работа по предмету должна быть в объеме 24 стр 1 13.6kb.
Контрольная работа №1 за IV курс по предмету: «электро-навигационные... 2 446.22kb.
Контрольная работа №1 за IV курс по предмету: «Теория и устройство... 1 77.3kb.
Контрольная работа №1 за VI курс по предмету: «основы права» 4 951.53kb.
Контрольная работа по предмету «Основы финансовой деятельности» Вариант... 1 58.1kb.
Контрольная работа №1 за IV курс по предмету: «основы экономики» 2 386.05kb.
Контрольная работа (самоаттестация) по предмету «История физической... 1 11.77kb.
Контрольная работа №1 за IV курс по предмету: «электрооборудование»... 1 144.99kb.
Контрольная работа по педагогике (самоаттестация) по разделу «Общие... 1 171.51kb.
Отчет о работе мбоу мо плавский район 1 144.31kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Контрольная работа для самоаттестации по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания» - страница №1/1



ГОУ СПО Суражский педагогический колледж

имени А.С. Пушкина



Контрольная работа
для самоаттестации по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания» по теме: Спортивная тренировка в легкой атлетике.

Специальность 050720 «Физическая культура»

Составил преподаватель

физического воспитания Рыбалов Ю. В.
Зам директора по учебной работе Романцова О. В.
Председатель ПЦК Рыбалов Ю. В.

ГОУ СПО Суражский педагогический колледж

имени А.С. Пушкина

Контрольная работа

для самоаттестации по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания» по теме: Спортивная тренировка в легкой атлетике.

Специальность 050720 «Физическая культура»

I – вариант
1. Меры по безопасности обучения и профилактике травматизма.

2. Цель, задачи и принципы тренировки легкоатлета.

3. Техническая подготовка легкоатлета.


II – вариант
1. Средства и методы тренировки легкоатлетов.

2. Периодизация спортивной тренировки.

3. Тактическая подготовка легкоатлета.

Ответы на вопросы контрольной работы для самоаттестации по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания» по теме: Спортивная тренировка в легкой атлетике.

Специальность 050720 «Физическая культура»
I – вариант
1. Меры по безопасности обучения и профилактике травматизма.

Во время процесса овладения видом легкой атлетики должны быть предусмотрены меры страховки и предупреждения случаев травматизма. Прежде всего необходимо соблюдать установленные нормы и требования, предъявляемые к местам занятий, а также к организации и методике их проведения.

Планировка мест занятий на стадионе (беговая дорожка, сек­торы для прыжков и метаний), конструкция этих мест (размеры, покрытие) должны соответствовать установленным требованиям и имеющимся типовым проектам. Размеры и качество снарядов для метаний, инвентарь для прыжков и бега должны соответст­вовать установленным стандартам.

Порядок построения, передвижения и распределение занимаю­щихся на местах занятий, получение инвентаря и весь ход заня­тия все должно быть оговорено в специальных правилах раз­работанных и утвержденных кафедрой легкой атлетики, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми преподавателями и занимающимися.

Ответственность за правильность организации и методики про­ведения занятий целиком лежит на преподавателе. Он обязан:

- заранее и тщательно продумывать содержание каждого уро­ка с учетом всех возможных обстоятельств его проведения;

- заблаговременно проверить подготовленность мест для занятий и наличие необходимого и доброкачественного инвентаря;

- организовывать занятия так, чтобы каждый занимающийся был в надлежащей спортивной форме и неукоснительно выполнял его указания и распоряжения;

- точно инструктировать занимающихся при выполнении труд­ных движений, строго следить за соблюдением принципов последовательности, доступности и индивидуализации в планировании нагрузки.

При проведении занятий по отдельным видам легкой атлетики необходимо соблюдать следующие правила:

- перед занятиями по бегу осмотреть предстоящую трассу бе­га, убрать все лишние предметы с беговой дорожки; проводить бег только в одном направлении;

- пользоваться учебными барьерами;

- не привязывать финишную ленту к стойкам;

- во время занятий по прыжкам следить, чтобы место призем­ления было хорошо подготовлено: яма для прыжков в длину до­статочно глубоко вскопана и выровнена, в ней должно быть доста­точное количество песка (не ниже уровня площадки разбега);

- в прыжках в высоту и с шестом поролоновые маты должны быть плотно и ровно уложены; места разбега и отталкивания должны «быть ровными и сухими;

- на занятиях по метаниям не проводить встречных метаний, а если это невозможно, располагать группы так, чтобы между ни­ми было достаточно большое расстояние;

- строго устанавливать очередность метаний снарядов; при метании диска и молота место для метания должно быть огорожено предохранительной сеткой, а зона падения снарядов обозначена табличками с надписью о про­водимых метаниях.
2. Цель, задачи и принципы тренировки легкоатлета.

Главная цель спортивной тренировки — достижение возможно большего успеха в спорте, подготовка к профессиональной дея­тельности и защите Родины.

Главный метод тренировки — это метод упражнения.

В спортивной тренировке легкоатлета следует выделять две ор­ганически связанные стороны: обучение и воспитание. Обучение — Это формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков, необходимых легкоатлету. Воспитание — это форми­рование и совершенствование необходимых для спортивной дея­тельности моральных и волевых качеств, развитие физических и ум­ственных способностей занимающихся.

Выполнение этих задач обязательно для легкоатлетов любой квалификации.

Спортивная тренировка проводится под руководством педагога-тренера. Основным правилом, направляющим его деятельность, является то, что, уделяя равное внимание обучению, воспитанию и повышению функциональных возможностей спортсмена, он дол­жен придавать особое значение общему и спортивному воспита­нию, направленному на выработку высоких моральных качеств, воли и характера, воспитание трудолюбия и сознательного отноше­ния к тренировке, самостоятельности (как на тренировке, так и. а соревнованиях).

Таким образом, задачи воспитания решаются не только в про­цессе совершенствования волевой и моральной подготовки, но и в процессе практической реализации всех видов подготовки. Любое общение педагога-тренера и спортсмена всегда преследует и цели воспитания.

К специфическим принципам спортивной тренировки относятся: единство общей и специальной подготовки легкоатлетов, непрерыв­ность тренировочного процесса, постепенное и максимальное уве­личение тренировочных требований, волнообразность динамики нагрузок и цикличность тренировочного процесса.


3. Техническая подготовка легкоатлета.

Овладение современной техникой легкоатлетических упражне­ний — одна из главных сторон правильно организованного процес­са спортивной тренировки.

Техника спортивного упражнения — это система движений, направленная на рациональную организацию взаимодействия внут­ренних и внешних сил (активных, реактивных и инерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения высокого результата.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без изучения основ рациональной техники избранного вида легкой атлетики и непрерывного совершенствования в ней. Совершенство­вание безгранично. В нем можно выделить два этапа: - повышение эффективности технических действий; - стабилизация нового уровня технического мастерства. Затем весь этот процесс повторяется на качественно новой сту­пени.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным дей­ствиям (метание, прыжки и проч.) решается в целом на основе умелой организации занимающихся и реализации принципов дос­тупности и индивидуализации, систематичности и последователь­ности.

Весьма важно в процессе начального обучения решать вопросы овладения современным вариантом техники избранного вида лег­кой атлетики.

Физиологическая основа овладения техникой — это образованно в результате повторения одного и того же упражнения условно, рефлекторных связей, т. е. образование навыка, который обладает рядом важных свойств:

- автоматизированностью процессов нервно-мышечной коор­динации движений; - подчиненностью сознания воле спортсмена; - стабильностью (прочностью); - подвижностью (вариативностью).

Спортсмен может убыстрить или замедлить привычное движе­ние, вложить в него больше или меньше силы, уменьшить или уве­личить его амплитуду, приспособить его к внешним изменяющимся условиям.

С ростом спортивного мастерства легкоатлетов диапазон подвижности расширяется главным образом за счет повышения верхней границы. Из этого следует важный вывод: все основные упражнения для обучения технике и упражнения специальной тре­нировки должны выбираться из упражнений, находящихся в пре­делах диапазона подвижности навыка.

В практике легкой атлетики нередки случаи, когда спортсмен на пути к рекордным достижениям видоизменяет технику основно­го упражнения. Такая перестройка навыка осуществляется более эффективно в том случае, когда динамический стереотип ранее сформированного движения обладает достаточной подвижностью, пластичностью. Это должно предусматриваться с начала обучения технике. Однако этот процесс обычно не обходится без известных трудностей и требует значительного нервного напряжения в свя­зи с необходимостью такого дифференцирования движений. Мето­дика перестройки техники включает обширное количество методов и педагогических приемов. Основными можно считать следующие: - облегчение условий выполнения упражнения; - сопряженное воздействие при развитая силы, быстроты, координации с использованием упражнений, частично или пол­ностью воспроизводящих структуру вида специализации в легкой атлетике.
II – вариант
1. Средства и методы тренировки легкоатлетов.

Средство — это конкретное содержание действия спортсмена, а метод — это способ действий. Средствами тренировки легкоатлетов являются физические упражнения, гигиенические факторы: режим, личная гигиена, массаж и прочее, а также естественные силы при­роды. Физические упражнения являются главными, специфически­ми средствами спортивной тренировки. Их можно разделить на основные (ходьба, бег, прыжки, метания) и вспомогательные, которые решают вопросы общефизической и специально-физичес­кой подготовки.

Повторный метод предопределяет стандартное (стереотип­ное) повторение упражнения без определенных интервалов отдыха. Без повторения нет упражнения. Только систематическое и много­кратное повторение движения и приводит к определенным измене­ниям формы, строения и функциональных возможностей как от­дельных органов, так и всего организма человека в целом. Повтор­ный метод применяется в том случае, когда для решения постав­ленной задачи нужно закрепить определенные движения (напри­мер, для совершенствования техники легкоатлетических упражнений, развития двигательных качеств, закрепления чувства скорости бега).

Переменный метод тренировки характеризуется изменением повторяющихся движений и действий. Метод используется для раз­вития специальных двигательных качеств: силы, быстроты, общей и специальной выносливости, ловкости; тактических способностей исправления ошибок в технике выполнения движений легкоатлета­ми, а также при организации активного отдыха.

Интервальный метод характеризуется конкретным диа­пазоном усилий и повторным выполнением действий, при котором особое внимание обращается на интервалы отдыха, заранее пла­нируемые и строго регламентируемые с целью регулировки воз­действия упражнений на занимающихся.

Круговой метод характеризуется поточным, последователь­ным выполнением комплекса физических упражнений. Метод ис­пользуется во всех видах легкой атлетики. В настоящее время он находит широкое применение в тренировке ведущих легкоатлетов, так как позволяет наиболее эффективно решать задачи сопряжен­ного развития качеств и совершенствования навыков.

Игровой метод основан на развитии двигательных качеств в процессе игры. Широко применяется для совершенствования ско­ростных качеств и координации движений.

Соревновательный метод характеризуется выполнением физических упражнений с наибольшей интенсивностью при соблю­дении правил соревнований. Используется соревновательный метод для увеличения воздействия нагрузки, повышения эмоциональнос­ти, для проверки уровня тренированности, подведения итогов тре­нировочного процесса.


2. Периодизация спортивной тренировки.

В основе периодизации спортивной тренировки в легкой атлети­ке лежат закономерности развития спортивной форумы, которые отражаются в построении отдельных периодов тренировки. Перио­дизация тесно связана с календарем спортивных соревнований.

При построении годичного цикла тренировки в легкой атлетике используется как обычный вариант—с тремя периодами, так и сдвоенный — с пятью последовательно чередующимися периодами.

Обычный вариант применяют в таких видах легкой атлетики, как бег на 5 и 10 км, марафонский бег, бег на 400 м с барьерами, метание копья, диска и молота. Однопиковый годичный цикл применяется также в работе с детьми, молодыми и начинающими спортсменами. В этом случае продолжительность подготовитель­ного периода увеличена, что связано с необходимостью обеспечения более широкой и глубокой работы по общей физической подготов­ке. В остальных видах легкой атлетики, а также в зависимости от возраста и роста квалификации спортсменов, как правило, применяется сдвоенный цикл подготовки из-за необходимости участ­вовать в зимних и летних всесоюзных и международных сорев­нованиях.

При использовании нетрадиционного варианта содержательная сторона тренировочных нагрузок предусматривает ритмическое чередование (по принципу «маятника») специальных и восстано­вительных микроциклов. Ритм чередования тренировочных нагру­зок осуществляется таким образом, чтобы степень наиболее высо­кой мобилизации легкоатлета совпадала с днями планируемого соревнования.

С учетом протяженности времени, в пределах которого форми­руются необходимые звенья тренировочного процесса у легкоатле­тов, различают; макроцикл — большой тренировочный цикл (мно­голетний, годичный или полугодичный); мезоцикл — этап трениров­ки (относительно законченная серия микроциклов); микроцикл — недельный цикл тренировки; отдельное тренировочное занятие.

В многолетнем плане спортивная тренировка легкоатлетов пре­дусматривает следующие виды деятельности: выбор специализации в одном из видов легкой атлетики, овладение основами мастерства, углубленное совершенствование в технике и тактике.
3. Тактическая подготовка легкоатлета.

Тактическая подготовка легкоатлета является составной частью содержания спортивной тренировки.

Под спортивной тактикой следует понимать применение специ­альных приемов в спортивной борьбе во время соревнований с учетом возможностей спортсмена, оценки действий партнеров и противников в возникшей соревновательной ситуации с целью дот снижения наилучших результатов.

При подготовке к соревнованию у спортсменов следует выра­батывать умение правильно распределять свои силы, оперативно оценивать обстановку и находить наиболее правильное решение при неожиданно возникшей ситуации.

Лучшим средством тактической подготовки легкоатлета явля­ется многократное участие в различных по значимости соревнова­ниях.

При беге на средние и длинные дистанции следует добиваться осуществления своего тактического плана, а при необходимости навязывать противникам свою тактику бега. В прыжках и метаниях надо умело распределять время между попытками на отдых и на подготовку к следующему прыжку или броску и предусмотреть свои действия в период отдыха.

Соревновательная тактика легкоатлета зависит от умения наиболее эффективно использовать свои сильные стороны и выра­ботанные навыки, от внешних условий (климатических и погодных, направления и силы ветра, качества покрытия дорожки, сектора, круга для метаний и проч.), действий соперников.

Тактика может быть пассивной и активной. Пассивная такти­ка—это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику, для того чтобы в нужный момент предпринять актив­ные действия. Например, финишный «бросок из-за спины» в беге.

Активная тактика — это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, «рваный» бег, достижение очень высокого спортивного результата в первой попытке в прыжках и метаниях и проч.

Выступление в каждом соревновании следует подробно проанализировать, разобрать успешные действия и особенно допущенные ошибки, выяснить причины их. Только в этом случае спортсмен способен научиться гибкой и рациональной тактике. Тактическое мастерство приобретается в процессе длительной специальной подготовки.