Конституция Французской Республики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конституция республики беларусь 1994 года 3 544.27kb.
1 Ноpмы Конституции Азеpбайджанской Республики обладают высшей юpидической... 4 2176.25kb.
29. Проблема Кипра и ее международно-политическое значение 1 61.4kb.
1. Основные (конституционные) права, свободы и обязанности граждан... 1 114.4kb.
Основным правовым документом, регулирующим охрану труда в рф, является... 1 236.82kb.
Жилищный кодекс республики беларусь 2 782.8kb.
Конституция России 2 1 305.74kb.
Закон Республики Казахстан от 5 октября 1994 г 1 63.1kb.
Аникеев В. Е. История французской прессы (1830-1945) — М.: 1999. 2 1053.03kb.
Вицин Сергей Ефимович Проблематика прав человека, защиты прав человека... 1 239.68kb.
Президент Азербайджанской Республики А. Муталибов организация: верховный... 2 268.57kb.
«Поклонимся великим тем годам» Номинация «Лучшее внеклассное мероприятие... 1 73.31kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Конституция Французской Республики - страница №1/3

Конституция
Французской Республики


от 4 октября 1958 года
(с изменениями, внесенными Конституционным законом № 60-525 от 4 июня 1960 г., Законом № 62-1292 от 6 ноября 1962 г., Конституционными законами № 63-1327 от 30 декабря 1963 г., № 74-904 от 29 октября 1974 г., № 76-527 от 18 июня 1976 г., № 92-554 от 25 июня 1992 г., № 93-952 от 27 июля 1993 г., № 93-1256 от 25 ноября 1993 г., № 95-880 от 4 августа 1995 г.)

Источник — Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665—682.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ



 

Преамбула

Раздел I. О суверенитете

Раздел II. Президент Республики

Раздел III. Правительство

Раздел IV. Парламент

Раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом

Раздел VI. О международных договорах и соглашениях

Раздел VII. Конституционный совет

Раздел VIII. О судебной власти

Раздел IX. Высокая палата правосудия

Раздел X. Об уголовной ответственности членов Правительства

Раздел XI. Экономический и социальный совет

Раздел XII. О местных коллективах

Раздел XIII. О Сообществе

Раздел XIV. О соглашениях об объединении

Раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе

Раздел XVI. О пересмотре Конституции

Раздел XVII. Переходные положения 

 

Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 г предложило,



французский народ принял,

Президент Республики промульгирует Конституционный закон, содержание которого следует:


Преамбула


Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.

Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем заморским территориям, которые желают присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию.


Статья 1


Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания.

Раздел I
О суверенитете

Статья 2


Язык Республики — французский.

Национальная эмблема — трехцветный флаг: синий, белый, красный.

Национальный гимн — «Марсельеза».

Девиз Республики — «Свобода, Равенство. Братство».

Ее принцип — правление народа, народом и для народа.

Статья 3


Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.

Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.

В соответствии с установлениями Конституции выборы могут быть прямыми или косвенными. Они всегда являются всеобщими, равными и тайными.

В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.


Статья 4


Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии.

Раздел II
Президент Республики

Статья 5


Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.


Статья 6


Президент Республики избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием.

Условия применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.


Статья 7


Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не собрано в первом туре, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре с учетом случая, когда опережавший кандидат снял свою кандидатуру.

О выборах объявляет Правительство.

Выборы Президента проводятся не позднее чем за 20 и не ранее чем за 35 дней до истечения полномочий действующего Президента.

Если пост Президента по какой бы то ни было причине окажется вакантным или Конституционный совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они, за исключением случаев, предусмотренных статьями 11 и 12, временно возлагаются на председателя Сената, а если у него в свою очередь возникнут препятствия к их исполнению — на Правительство.

В случае вакансии или если препятствие, установленное Конституционным советом, необратимо, голосование по выборам нового Президента проводится, за исключением обстоятельств, связанных с действием непреодолимой силы, подтвержденных Конституционным советом, не ранее чем через 20 и не позднее чем через 30 дней после открытия вакансии или объявления о необратимости препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате прекращения выставления кандидатур, одно из лиц, публично заявивших по меньшей мере за 30 дней до этой даты о своем намерении быть кандидатом, скончается или у него возникнет препятствие. Конституционный совет может принять решение об отсрочке выборов.

Если до начала первого тура один из кандидатов скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный совет объявляет об отсрочке выборов.

В случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, находившихся до этого в первом туре в наиболее благоприятном положении, Конституционный совет объявляет о проведении новых выборов, то же происходит в случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, участвующих во втором туре.

Во всех случаях Конституционный совет запрашивается согласно правилам абзаца второго статьи 61 или правилам выставления кандидатур, которые определены органическим законом, упомянутым в статье 6.

Конституционный совет может продлить сроки, предусмотренные в абзацах третьем и пятом, однако голосование должно состояться не позднее чем через 35 дней после даты принятия его решения Если применение данного положения приведет к переносу выборов на более позднюю дату, чем окончание мандата действующего Президента, последний остается на своем посту до провозглашения его преемника избранным.

Не могут применяться статьи 49 и 50, а также статья 89 Конституции, пока пост Президента вакантен или в период между принятием декларации о необратимости препятствия, возникшего у Президента Республики, и выборами его преемника.

Статья 8


Президент Республики назначает Премьер-министра Он прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке Правительства.

По представлению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает их полномочия.


Статья 9


Президент Республики председательствует в Совете министров.

Статья 10


Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона.

Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.


Статья 11


Президент Республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на функционировании институтов.

Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению.

Когда законопроект одобрен референдумом, Президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12


Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.

Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска.

Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней.

Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.


Статья 13


Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров.

Он назначает на гражданские и военные государственные должности.

Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров.

Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.


Статья 14


Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем

Статья 15


Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16


Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом.

Он информирует об этом нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом.

Парламент собирается по полному праву.

Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17


Президент Республики осуществляет право помилования.

Статья 18


Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19


Акты Президента Республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами.


следующая страница >>