Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект лекций по дисциплине «Финансовый менеджмент». Тема Управление... 1 229.54kb.
Конспект лекций по дисциплине "Стратегический менеджмент" для студентов... 1 285.02kb.
Конспект лекций Новгород 2003г 5 1339.87kb.
Конспект лекций для учебного плана подготовки бакалавров Направление... 9 1037.23kb.
Конспект лекций по дисциплине Статистика 1 351.31kb.
В предлагаемом издании представлены ответы на экзаменационные ответы... 5 1980.63kb.
Рабочая программа по дисциплине «Производственный менеджмент» для... 1 156.76kb.
Конспект лекций марков Константин Маркович 10 1640.58kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине... 1 117.41kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине... 1 141.14kb.
Учебное пособие по философии представляет собой переработанное и... 26 5832.28kb.
«безопасность технологических процессов и производств» Развитие металлургических... 2 509.51kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» - страница №1/10

Конспект лекций

по дисциплине «Менеджмент»

Содержание

Введение 3

Тема 1. Основы менеджмента 3


  1. Сущность менеджмента 3

  2. История развития менеджмента 5

1. 3 Специфика менеджмента в России 12

Тема 2. Организация как объект управления 16

2.1. Понятие и виды организаций 16

2.2 Внутренняя и внешняя среда организации 19

Тема 3. Функции и принципы менеджмента 20

Тема 4. Методы управления 28

4.1.Сущность и система методов управления : 28

Тема 5. Управленческое решение 31

Тема 6. Организационная структура управления 34

Тема 7. Управление персоналом 39

7.1.Основные направления работы с персоналом 39


  1. Критерии подбора кадров 40

  2. Подбор кадров 41

  3. Планирование сокращения или высвобождения персонала………………….42

  4. Оценка результатов роботы персонала 43

Тема 8. Лидерство и руководство 44

  1. Понятие лидерства 44

  2. Стиль руководства 45

  3. Власть и влияние 48

8.4Качество менеджера 50

Тема 9. Конфликт и управление им 56

Тема 10. Самоменеджмент 61


  1. Информация и коммуникации 61

  2. Самоконтроль 63

10. 3 Коммуникации в организации 63

Тема И. Результативность и эффективность управления 66



  1. Понятие результативности и эффективности управления 66

  2. Показатели эффективности управления 68

Список литературы 77

Введение


Переход к рыночным отношениям требует изучения и применения новых подходов к управлению организациями, предполагающих использование инициативы и творческих способностей людей, поиск новых взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации, адаптацию организаций к изменяющимся условиям внешней среды и ориентацию на достижение целей деятельности этих организаций.

Цель изучения дисциплины «Менеджмент» - дать основополагающие представления о сущности, развитии и современном состоянии 'теории и методологии менеджмента, основных направлениях эффективного управления предприятиями и учреждениями в условиях рыночной системы отношений.

В рыночной экономике выживают лишь те организации, руководство которых грамотно и умело осуществляет эффективное управление своей деятельностью.
Тема 1. Основы менеджмента


  1. Сущность менеджмента

  2. История развития менеджмента

  3. Специфика менеджмента в России




    1. Сущность менеджмента

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде. В настоящее время понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые.



Менеджмент - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организация производства и реализации продукции.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент по-русски «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент - это также отрасль человеческого познания, помогающая осуществить эту функцию.

Менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности, следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек, независимо от данных ему природой психофизиологических характеристик. Однако существуют профессии, для которых кроме профессиональных знаний обязательно наличие психофизиологических свойств. К таким профессиям относится и профессия менеджера. То есть управленческая работа принадлежит к числу видов человеческой деятельности, которые требуют специальных личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально годной, а при отсутствии таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Менеджер - это человек, субъект управления, профессиональный управляющий, представитель особой профессии, а не просто экономист- бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью.

Понятие «менеджмент» очень часто соседствует с понятием «бизнес».



Бизнес - это вид деятельности, направленный на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом -это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть состоит членом ее правления. Менеджеры обязательно занимаются постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Менеджмент может определить как совокупность принципов, методов, средств и форм правления, направленную на рациональное использование всех ресурсов предприятия (организации) во имя достижения поставленных целей.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, функцией, процессом, профессией людей, аппаратом управления.

Управление как искусство означает способность эффективно применять накопленный опыт на практике. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента.

Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за многие годы и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление как функция. Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления.

Управление как процесс. Процессный подход к управлению, отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При подходе к управлению как к процессу внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом.

Управление - это люди, руководящие организацией. Данный процесс обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Управление - как аппарат. Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент специфический орган управления современных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих). Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента.


    1. История развития менеджмента

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

1. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных


потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые
пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

  1. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

  2. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

  1. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

  2. выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

6. необходимость использования современной информационной базы с
компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных
и оптимальных решений.

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении не­предпринимательских организаций.

Термин "менеджмент" американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова.

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями.

Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:


  1. использование научного анализа для определения наилучших способов
    достижения целей и решения конкретных задач;

  2. важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения кон­кретных задач, и обеспечение их обучения;

3. необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для
эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:



  1. научного управления;

  2. административного управления;

  3. управления с позиций психологии и человеческих отношений;

  4. управления с позиций науки о поведении.

В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:

  1. подход к управлению как к процессу;

  2. системный подход;

  3. ситуационный подход.

Возникновение теории управления — это сложный и противоречивый процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву в этой области — к оформлению теории управления, к осознанию ее роли как важной

и самостоятельной производительной силы. И это произошло в 1911 г. когда Ф. Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу «Принципы научного управления».

С момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по времени. Кроме того, развитие каждого из них и теории управления в целом происходило в более широком социальном и общенаучном контексте. Поэтому складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен - - новых научно-технических достижений, изменения отношения к бизнесу, успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах таких,, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.

Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный и ситуационный подходы. Первый из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Это - - школы научного управления, административного управления («классическая школа»), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления.

Школа научного управления (1885—1920). Ее возникновение явилось ключевым событием, благодаря которому наука управления приобрела не только самостоятельность, но и широкое общественное признание. Наиболее известными ее представителями, наряду с ф. Тэйлором, были Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Смомента своего возникновения наука об управлении неразрывно связана с анализом трудовой деятельности в целом. Более того, она в значительной мере явилась результатом объективного развития научных методов анализа содержания и условий трудовой деятельности. Благодаря ей было наглядно и убедительно показано, что цель — повышение производительности - - может быть достигнута не только путем совершенствования производства, техники, но и путем лучшей организации труда (как индивидуального, так и совместного). Организация труда и управления им — это, следовательно, дополнительный и богатый возможностями резерв эффективности производства и увеличения прибыли. Лишь эти «неопровержимые аргументы» позволили преодолеть все, создав перелом общественного мнения в отношении к науке об управлении со стороны как административных, так и академических кругов. В этом состоит историческая миссия данной школы. Для того чтобы стать самостоятельной, науке об управлении понадобилось сразу же стать «больше, чем только наукой» — выступить наглядной и неопровержимой непосредственной производительной силой, которую уже нельзя было (или — невыгодно) игнорировать. И хотя сегодня «общие принципы управления трудом» Ф. Тэйлора воспринимаются как более или менее систематизированный здравый смысл, роль этого подхода в становлении теории управления важна и неоспорима. Основные из этих принципов состоят в следующем:

а) научный подход к выполнению каждого элемента работы;

б) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочих;

в) кооперация с рабочими;

г) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Административная («классическая») школа в управлении (1920—1950).

Основоположник этой школы А. Файоль, считающийся «отцом» современного менеджмента, был главой одной из крупных французских компаний, а ряд его ведущих последователей также имели непосредственное отношение к практике высшего административного управления (Л. Урвик, Д. Мунк, Э. Реймс, О. Шелдон, Л. Аллен и др).

Основной целью «классической» школы являлась разработка некоторых
универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций и
обеспечивающих гарантированный и высокий результат их функционирования. Ее
реализация осуществлялась по двум основным направлениям исследований. Первое
из них связано с разработкой функционального анализа управленческой
деятельности — с выделением и описанием тех основных управленческих функций,
которые необходимы и достаточны для рациональной системы управления любой
организацией. Основное достижение А. Файоля состоит в том, что он обосновал
точку зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы
основных функций (целеполагание, планирование, контроль, мотивирование и др.).
Второе направление- это разработка системы универсальных принципов

управления.

Несмотря на выдающийся вклад в развитие управленческой науки, «классическая» школа не была свободна от некоторой ограниченности своего подхода. Ее мало интересовали, например, социальные аспекты управления (что затруднило ее синтез с социологическим направлением). Явно недостаточное внимание уделялось ею важной категории факторов работы организации собственно психологическим, поведенческим. Поэтому данную школу обычно рассматривают как реализацию рационалистического подхода в теории управления. Вместе с тем она показала и ограниченность строго рационалистического понимания организаций; привела к необходимости разработки новых подходов, учитывающих роль субъективных факторов в управлении.

Школа «человеческих отношений» (1930—1950); подход с точки зрения науки о поведении (1950 г. - по настоящее время). Начало этому направлению было положено знаменитыми хотторнскими экспериментами Э. Мэйо на заводе «Уэстерн Электрик». Он показал, что средства, предлагаемые представителями рационального, научного управления (четкая программа трудовых операций, хорошая заработная плата, высокая организация труда и пр.), не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководства. Рабочие иногда сильнее реагировали на давление коллег по группе, чем на усилия руководства или материальные стимулы. Тем самым было доказано, что в качестве сильных факторов эффективного труда и управления выступают не только причины экономического, организационного порядка. Комплекс психологических факторов таких как личностные отношения, мотивация, потребности, отношения к работникам, учет их целей, намерений также имеет очень большое значение. Их учет поэтому необходим при выработке стратегии и тактики управления. Управление, по выражению одного из наиболее крупных представителей этой школы М.П. Фоллет, определяется как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Следовательно, оно должно базироваться на учете присущих этим «другим лицам» особенностей психологического плана.

Роль этой школы состоит в показе возможности и необходимости синтеза теории управления с психологическими знаниями. Теория управления постепенно и во все большей мере начинает отходить от жестко рационалистических подходов и переходит к разработке так называемых мягких схем управления, учитывающих психологические особенности человека.

Принципиальная переориентация исследований в направлении изучения человеческого фактора как основного элемента эффективной организации по­степенно приводит к оформлению поведенческой школы в управлении. Работы Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, К. Аржириса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Блейка, Д. Моутона, Ф. Филлера и др. показали, что не только межличностные отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникации, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации — все это выступает мощными факторами эффективной работы и управления. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора.

В целом поведенческий подход приобретает столь большую популярность и масштабы, что почти полностью охватывает основную проблематику теории управления. Многие его положения актуальны и сейчас, входят в содержание современной теории управления.

Школа «количественных методов в управлении» (1950 г. по настоящее время). Хотя влияние этого направления было значительно меньше, чем преды­дущего, оно все же оставило заметный след в эволюции управленческой мысли, а ряд его положений остается актуальным и поныне. Основная заслуга школы состоит в предложенной ею методологии исследования операций. Вначале разрабатывается модель организационной ситуации, характеризующаяся известным упрощением реальности и сокращением числа переменных до контролируемого уровня. Затем переменным задаются количественные значения, что позволяет объективно оценить и понять каждую из них, а также взаимосвязи между ними. Наконец, формализованная таким образом модель ситуации подвергается дальнейшей математической обработке; «проигрываются различные сценарии» ее функционирования и сравниваются их возможные результаты, на основе чего производится выбор управленческих воздействий. Развитие компьютерной техники дало новый мощный импульс данному направлению.


следующая страница >>