Конкурса журналистов «Экология России» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурса журналистов «Экология России» - страница №1/1



В

Е С Т Н И К



Лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России»
Уральского экологического союза

10(123)Октябрь 2005 г. г. Екатеринбург





В

этом


номере:

«Не обольщайся цифирью немедленных выгод…» Интервью с Я.Я.Яндыгановым,



заведующим кафедрой экономики природопользования Уральского государственного экономического университета, экспертом Уральского экологического союза, профессором, доктором географических наук

«Школьный энергетический проект: за рамками школьных программ». Итоги семинара региональных российских координаторов Школьной энергетической программы ШПИРЭ (SPARE), Санкт-Петербург, 3-5 сентября 2005г.


«Дубрава Урала» - новая программа Уральского экологического союза
«Российский студенческий экологический семинар – 2005», Итоги 11-го студенческого экологического семинара на озере Песчаном в окрестностях Екатеринбурга

Всероссийский конкурс молодежных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». Программа Развития Организации Объединенных Наций (UNDP) и Норвежского общества охраны природы





«НЕ ОБОЛЬЩАЙСЯ ЦИФИРЬЮ НЕМЕДЛЕННЫХ ВЫГОД…»
За деньги ты можешь купить жилище, но не Дом.

За деньги ты можешь купить лекарство, но не здоровье.

За деньги ты можешь купить постель, но не сон.

За деньги ты можешь купить должность, но не уважение.

За деньги ты можешь купить часы, но не время…

Китайская пословица

Экономика и экология - понятия в реальных российских условиях часто взаимоисключающие. Дары природы, которые некоторые смогли облечь в материальные формы, назвать природными ресурсами и извлечь немалую выгоду, другие по-прежнему считают нематериальной ценностью, которой аморально присваивать денежный эквивалент. Природа – Мать, или совокупность ресурсов для получения доходов и благ? Об этом наша беседа заведующим кафедрой экономики природопользования Уральского государственного экономического университета, экспертом Уральского экологического союза, профессором, доктором географических наук, Яковом Яныбаевичем Яндыгановым.

Корр.- Яков Яныбаевич, начнем с понятий. Говорят, что «Экология» - это наука о «птичках и рыбках», а когда в нее вмешивается экономика, то получается «Природопользование». Если бы Вы взялись объяснять дилетанту смысл слова «природопользование», как Вы это сделали бы…..

Я.Я. Яндыганов - Действительно, когда в естественные природные процессы вмешивается экономика, мы называем это уже «природопользование». Вообще-то само понятие определил еще известный ученый Николай Федорович Реймерс. И суть его сводится к следующему: природопользование - это совокупность мер по использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Конечно, хотелось бы, чтобы эта совокупность была приближена к рациональности, которая обязательно предполагает оптимальное соотношение между использованием, воспроизводством и обязательствами по охране природы. Не зря ведь во всем мире есть предложения по резервированию природных территорий – предполагается 3% территории суши, занимаемой страной, сохранять как территории с наименьшим антропогенным воздействием.



- Поставить заборы и отгородить от людей?

- Ну не до такой степени, ведь есть разные формы охраны – заказники, заповедники. В одном случае на территории можно проводить исследования, в другом - щадящее природопользование. И если удастся сохранить эти территории - это уже хорошая база для воспроизводства




естественных экосистем…

- В России система охраняемых природных территорий отличается от мировой…

- В этом отношении мы даже находимся в лучшем положении. Где вы найдете страну, где территориальные ресурсы являются, можно сказать, фактором геополитики? Наличие таких мало использованных территорий, особенно, таких, как у нас на северо-востоке – тайга, вечная мерзлота, признано фактором экологической стабилизации на всей планете. И этот ресурсный потенциал, конечно же, вызывает у политических лидеров желание высказывать такие фразы, как однажды Мадлен Олбрайт, бывший госсекретарь США: «А почему это богатство только России принадлежит, они и так его плохо используют, ведь это мировое достояние...» С одной стороны, это действительно мировое достояние, но когда есть границы, есть суверенитет территории, такие заявления недопустимы…



- А если говорить о мировой справедливости, о международных договорах…

- Я ситуацию анализировал, например, планирующееся вступление России в ВТО. Да, включаться в процессы, за которые ратует мировое сообщество, надо, конечно. Экологические проблемы - глобальны, по одиночке их не решить. Но есть большие опасности на этом пути - очевидно обозначено стремление некоторых государств пытаться решать свои проблемы за счет других стран. И поэтому вступать в ВТО надо, учитывая интересы России. В этой связи очень уместна немецкая поговорка «Eile mit weile» -«торопись с выбором».



- Каковы, на Ваш взгляд, реальные причины сегодняшнего мирового экологического кризиса, тревожных тенденций развития государства российского? Возможно ли сегодня устойчивое развитие и к чему стремиться России?

- Да, этот процесс начался в Рио-де-Жанейро в 1992 году, и тогда наше правительство вообще не хотело ничего предпринимать и замечать этих проблем. А в Рио было сказано, что путь, которым шли экономически благополучные страны, тупиковый. Ведь за счет чего многие государства создали благополучие – грабили колонии, вывозили ресурсы. И до сих пор есть желание жить за счет ресурсов других. Кто может сегодня противостоять, например, США – мощнейшей державе. Все эти разговоры о демократии, об инспекциях за выполнением международных норм…. На самом деле это борьба за ресурсы.

Идея - жить за счет кого-то, дурна. А идея устойчивости возвращается к трем китам – устойчивая экология, экономика, социальные институты. В отрыве друг от друга устойчивое развитие невозможно.

У нас в России нет развития вообще, что уже говорит об устойчивом развитии. В стране, где экономика строится на экспорте природных ресурсов – о какой устойчивости может идти речь? Говорят: мы начали развитие производства, подъем промышленности. Да, объем, может, увеличиваем, но суть проблемы – за счет чего увеличиваем, и на что пускаем затем результаты? Увеличенные объемы идут не на развитие наших обрабатывающих производств, а на дополнительные объемы «грязной» добычи ресурсов. Мало кто понимает, что экономика не измеряется наличием денег, если это не воплощено в другие формы. Вот поэт Роберт Рождественский говорил примерно так: «не обольщайся цифирью немедленных выгод. Реки корежить и горы свергать погоди... И если ты веришь, что жизнь не закончится завтра, то собственным детям и внукам не навреди…»

Причем проблема здесь даже иногда не в самом антропогенном воздействии, у природы тоже есть свои пики водного, температурного, углекислотного и других процессов. А мы, не сообразуясь с природой, «совмещаем» пики. Вот как на Арале был период маловодный, а мы взяли и отобрали 50 кубокилометров воды и загнали в пески, получилось наложение пиков природных и антропогенных…

- То есть непонимание естественных процессов усугубляет ситуацию?

- Да, всегда были процессы, способствующие ускорению паводка, но мы «помогли» - в речных бассейнах вырубили леса. Ведь есть корреляционная связь лесистости и модуля стока. Получается, что мы сами своими руками сделали так, что сейчас паводок стремительный и большой, а потом сильный спад и безводные периоды…



- Развитие направления науки «экономика природопользования» может способствовать решению реальных экологических проблем?

- Наука может, но никто ее не слушает. Парадокс – все кричат: «Во главу экономическую науку!», а экономистов никто не слушает. Исследования центральных институтов экономики РАН пылятся на полках…



- А человек в экономике как-то прослеживается?

- Да, человека здорового, готового к труду, нет. У нас нет политики ни экологической, ни экономической, ни социальной в масштабе страны. Ведь политика – это система мер, мероприятий, которые служат интересам большей части населения страны. У нас же политика служит кучке людей. То, что сейчас происходит – это запущенный антиэкологический механизм. Почему Россия должна ориентироваться только на зарубежные инвестиции? У нас даже само понятие инвестиций неправильно трактуется. Инвесторы вкладывают в то, где можно быстро заработать. Серьезно в Россию они и не пойдут. Так, добыча нефти в Персидском заливе обходится в 2 доллара за баррель, у нас - 14 долларов. Что, они считать не умеют? Поэтому политика – это большая игра, например, война за ресурсы в Персидском заливе. А религиозные и этнические проявления, причины - это только придуманные факторы.



- В реальной жизни часто приходится сталкиваться с тем, что экономические интересы противопоставляются экологическим. Так, некоторые чиновники отвечают: ну что вы с экологией, нам надо экономические проблемы решать….

- Это в общем и целом неправильно. Разделять экономико-социальные проблемы с экологическими нельзя, тем более, в российских условиях. Вся экономика ее держится сейчас и ориентирована в длительной перспективе на использование природно-ресурсного потенциала. Сегодня не делается ничего, чтобы провести реструктуризацию нашей экономики в пользу обрабатывающей промышленности. Богатые страны живут хорошо, потому что вывозят не ресурсы, а труд, продукцию, в которой доля труда составляет большую часть.. Мы отдаем наши ресурсы по низкой цене. Богатые страны добавляют к этому труд и нам же втридорога продают. Пути, предлагаемые нашим правительством, далеки от принципов устойчивого развития. Требует комплексной оценки сама идея удвоения ВВП к 2010 году, которая базируется на «грязном» подъеме экономики и устранению экологических барьеров для привлечения иностранных инвестиций.

Наша страна сейчас имеет большие резервы – стабилизационный фонд уже достиг 900 миллиардов рублей. И его предлагают хранить, чтобы выплачивать внешний долг. Конечно, выплачивать внешний долг – это красивая поза, но кто задумывался над тем, чтобы начать выплачивать долги среде обитания, у которой мы многие годы берем все эти ресурсы? Почему это продолжается?

Если люди, принимающие решения, так поступают, не понимая – это ошибка, если понимают и так делают – это преступление. Но за такое преступление в России никто не отвечает.

Это порочная практика, что остается остаточный принцип решения экологических проблем, неправильно и то, что развитию экономики способствует безудержный экспорт необработанных ресурсов и ввоз отходов. Ввоз отходов – абсолютно неправильное решение, группе структур с коммерческими интересами удалось обработать ряд чиновников и депутатов и изменили закон, в плане того, что отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) - это не отходы, хотя на самом деле отходы – то, что сегодня на этом производстве использовать нельзя. Произошел откровенный обман - назывались завышенные цифры доходности, а реальные цены оказались в 3-4 раза ниже... Выпустили самого настоящего джинна из бутылки. Это только в сказках джинна обманывают – сделайся маленьким, и загоняют снова в бутылку. В реальности этого не получается - джинна загнать не удается.

- А можно ли изменить ситуацию введением природной ренты?

- Это очень перспективный вариант развития. Норвегия, Швеция, на территории Аляски это развивается, Арабские Эмираты. Рента – это возможность получения дохода от права собственности на что-то. В данном случае природные ресурсы – это наша общественная собственность. Это закреплено у нас в Конституции. Никто не создавал наш природно-ресурсный потенциал, но волевым решением, начиная с приватизации, этот потенциал оказался в руках немногочисленной горстки людей. Тогда буквально за стоимость коробки сигарет оценивались и покупались нефтяные вышки, а вместе с ними бесплатно в собственность переходили и недра. Природная ресурсы обеспечивают 70% дохода страны, а 97% доходов остается у тех, кто им распоряжается. И при этом еще работает идея НДС – добавочной стоимости, то есть еще и отобрать деньги у того, кто работает и что-то дополнительно производит.

Неважно, какая экономика, какой строй, какой бы «-изм» ни был. Тот, кто владеет, распоряжается средствами производства, тот и получает возможность распорядиться результатами. Вот у нас центральное правительство 70% забирает. И на местах не остается денег на воспроизводство и охрану природных ресурсов. А потом все начинают обвинять во всем предприятия и штрафовать их, а надо понимать, что они загрязняют, потому что их ставят в такие условия.

- Вы являетесь разработчиком многих экологических программ разных уровней. Сколь серьезно влияют эти программы на ситуацию?

- Идея целевых программ долго дискредитировалась нами же. Большинство из них не выполнены только потому, что не обеспечены ресурсами и необходимыми условиями. Если нет реальных механизмов и условий для реализации – все декларативно. Но все-таки программы нужны. Вот, к примеру, программа по Нижнему Тагилу – из федерального бюджета она была профинансирована мало, но мы создали фонды, изыскали средства из разных источников. И уже пятый год этот город не попадает в список городов с тяжелой экологической обстановкой, она там стала заметно лучше.

Для выполнения целевых программ не хватает системной работы во времени и пространстве. Во времени – это раз начали программу, надо продолжать, а незавершенность может не просто перечеркнуть результат, а отбросить назад. Системность в пространстве – если мы, например, берем реку, то надо брать ее всю – весь бассейн, всю экосистему реки. В последнем Стратегическом плане г.Екатеринбурга мы постарались учесть весь положительный и отрицательный опыт, и решили пойти по пути упорядочивания природоохранной деятельности, вышли на метод «сопряжения» – согласования действий и планов между собой. А то получается, что иногда даже части программы между собой не стыкуются, а что говорить уж о разных ведомствах, сопредельных территориях.

Однако сейчас большая проблема - сама система природопользования непрозрачна, сомнительные схемы распределения сборов, платежей. Вот появился водный налог. В отличие от платежей, он обязательно взимается и обязательно направляется в федеральный бюджет. Идея налога в таком виде вредна. Получается игра в одни ворота. Раньше 70% сборов оставалось на местах. Сейчас этого нет…



- Деньги уходят федеральной власти, а проблемы остаются здесь…

- Да, это мы уже проходили. Нарушается главный экологический принцип –проблема здесь и решать ее надо здесь.

Существуют критерии рациональности природопользования, такие как ПДВ и ПДС, но мы, к сожалению, никак не можем уложиться в них из-за устаревших технологий. Говорят, что основные фонды изношены на 70%. На самом деле, гораздо больше. Вот в далеком 1959 году я писал выпускную дипломную работу в техникуме «Водоотведение города на 400 тыс. человек», в работе использовал те рекомендации, СНиПы, технологии, которые тогда были. Что я тогда запроектировал? То, что сейчас работает - прошло более 40 лет, а технологии всё те же. Достижения науки доходят в экологическую сферу в последнюю очередь – по остаточному принципу…

Сколько не призывай предприятия, сколько не наказывай, ситуация не меняется, потому что в самом производственном процессе должны быть созданы условия для внедрения экологичных технологий. В странах с социально-ориентированной экономикой на предприятиях лозунгом давно уже стал так называемый «Гудвилл» – добровольное желание быть причастным к экологичной деятельности. А у нас на государственном уровне культивируется браконьерство…



- Сколько может стоить Живая природа?

- Оценить ее, конечно, нельзя. Это вопрос философский. Она бесценна с той точки зрения, что никто не способен подобное создать, а значит, и оценить. Природная среда, богатства, свойства природы оценить ничем нельзя. Потому что природное пространство бесконечно как материальный мир, и любая наша оценка будет на уровне достигнутых знаний, очень ориентировочна. Мы – часть (биологическая) природы, а она мать. Можно ли оценить, сколько стоит МАМА? Было уже и такое: покорим природу! Какое кощунство: призывать покорять Мать…

Другое дело, что пытаться оптимизировать процесс экономических платежей - что мы, люди, можем компенсировать природе. И тут как раз возникает вопрос: чем компенсировать, как измерять? Так точно возникает вопрос: а сколько стоит человеческая жизнь? Сейчас некоторые авиакомпании выплачивают компенсации, но всем очевидно, что величина оценки далеко от сути. Пытаются оценивать вред, нанесенный здоровью человека от ущерба нарушению среды. Но это все приближенные подходы, вынужденные, и даже они у нас в стране малореализуемые.

К сожалению, нет бумажки, доказывающие ценность, значит, нет и ценности.



- Этнические традиции наших предков учили человека вести экологичный образ жизни, так называемую «природонеразрушающую деятельность». На Ваш взгляд, для сегодняшнего человека это актуально? Сколь реально развитие экодомов экопоселений, возобновляемая энергетика с точки зрения экономики?

Эти методы дают поразительный эффект – можно, ничего не меняя, экономить 30% энергии. Надо понимать, что методов удовлетворения потребностей много, но лучше выбирать оптимальный, и вот природонеразрушающая деятельность – как раз и есть этот оптимальный путь. Не надо нивелировать всё и вся, как это делали многие годы. У нас перспективы колоссальные – многообразие форм, обширные территории, мы может обеспечить себя всеми продуктами животноводства, продовольствием…



- Говорят, что существует «порог продовольственной безопасности – если импорт продуктов больше 25 %, это уже плохо для страны, а у нас – более 50%...

- Скажу больше, даже 25% продовольственного импорта - это спорно. На мой взгляд, он гораздо ниже должен быть – ведь что получается - это в общем 25%, а если анализировать меню каждого человека – у сельского жителя, к примеру, 100% своего чистого продукта, а у горожанина – 95% импортные суррогаты. Мониторинг никто не ведет за этой проблемой, которая может отразиться в последующих поколениях. А это угроза для генофонда страны.



- Вы постоянно общаетесь с молодым поколением, студентами. Меняется ли что-то в отношении людей к природе?

- Хорошее поколение. Только надо не лениться работать с ним. К сожалению, мы легко отменили все ранее достигнутые (пусть не всегда 100%-но эффективное) структуры воспитания: октябрята, пионеры, комсомольцы, не дав взамен ничего. А само собой не бывает хорошо…



- Как Вы оцениваете деятельность общественных экологических организаций в России и мире?

- Замечательно отношусь. Можно предложить замечательные технологии развития общества, но когда не вовлечен главный элемент системы – воспитание, культура, человек, то все планы остаются нереализованными, безжизненными. В нынешней обстановке это особенно важно. У нас система общественного управление не работает. В Конституции заложен принцип делегирования функций, но он не выполняется. Управление идет от президента, а должно идти от народа. Кто у нас сейчас отчитывается перед народом? Президент? Депутаты? Премьер-министр? Никто! Принцип делегирования не работает, его надо перевернуть, поставить с головы на ноги… В России сейчас нет института, к которому может апеллировать обычный человек, чтобы решить проблему. Осталось только к общественным организациям, и нужно, чтобы их было больше и более сильных. А сейчас государственная система не осознает, насколько это серьезный резерв…


Беседовала Ольга Подосенова


ШКОЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: ЗА РАМКАМИ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В начале сентября в г.Пушкине под Санкт-Петербургом прошел семинар региональных российских координаторов Школьной энергетической программы ШПИРЭ. Семинар был организован общественной организацией «Друзья Балтики» (Санкт-Петербург) при поддержке Норвежского общества охраны природы. Активисты общественных организаций обсудили перспективы развития энергетического проекта в семи округах России.

Даг Арне Хойстад (Норвежское общество охраны природы) и Ольга Сенова (российский координатор проекта ШПИРЭ) рассказали об истории проекта, о накопленном опыте.

Международной образовательной инициативе ШПИРЭ (SPARE) скоро исполнится десять лет - она была инициирована Норвежским обществом охраны природы (Друзья Земли, Норвегия) в 1996 году. С тех пор программа осуществлялась и развивалась школами и экологическими общественными организациями во многих странах Европы, в ней участвовали более 50 тысяч школьников. Изначально целевой аудиторией проекта были дети в возрасте от 10 до 15 лет. Год за годом программа развивалась, адаптировалась и дополнялась активными педагогами, школьниками, экспертами и экологическими общественными организациями. От осознания глобальных проблем участники программы начали переходить к личным действиям. Вместе с учителями школьники ищут резервы экономии энергии дома и в школе, применяют там простейшие меры энергосбережения и доступные возобновляемые источники энергии. Они передают свои достижения родителям, соседям, местным властями, содействуя внедрению принципов устойчивой энергетики в обществе. Об опыте внедрения программы на Северо-Западе России рассказали представители общественных организаций «Виола» (Брянск), «Гея» (Апатиты) «Этас» (Архангельск).

На сегодняшний момент, в ШПИРЭ участвуют школы из всех 13 стран СНГ. В каждой стране организация-координатор использует материалы и опыт ШПИРЭ для развития образовательной программы, адаптированной к национальной системе образования и энергетической ситуации.

Сейчас идея программы ШПИРЭ выходит за рамки школьных и исключительно детских проектов – сама действительность побуждает перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям школьников и взрослых людей. ШПИРЭ помогает найти ответ на вопрос: как можно удовлетворить нашу потребность в энергетических услугах (для отопления, освещения, транспорта и т.д.) без чрезмерных и опасных последствий для природы. Основными участниками проекта являются учащиеся, но, опосредованно, частью этой деятельности становятся и взрослые родственники, члены семей, соседи, которые вовлекаются в измерения энергопотребления дома, в обсуждение результатов, в поиски путей экономии тепла и электричества. Дети могут поделиться со взрослыми знаниями, полученными в проекте: как сберечь тепло в квартире, как лучше изолировать окна и двери, как экономить электроэнергию. Хорошо, если школьники вместе с членами семьи спланируют, какие меры энергосбережения они могут применить у себя дома, какой эффект это принесет.

В некоторых странах программа ШПИРЭ дает дополнительный эффект на национальном уровне. Например, в Кыргызстане школьная программа активно использовалась для пропаганды солнечной энергетики в стране. Сейчас этот вид энергетики активно развивается на национальном уровне, а в быту стало модным устанавливать солнечные коллекторы для нагревания воды для домашних нужд. Курсы по самостоятельной установке коллекторов проводятся в школах, которые участвуют в проекте.

На идеологической основе проекта: думай глобально, действуй локально, - базируются специально разработанные для ШПИРЭ беззатратные энергосберегающие меры и мероприятия, которые учитывают разнообразие местных условий. ШПИРЭ дает основу для поиска решений этих проблем в интересах сегодняшнего и будущих поколений. ШПИРЭ - это гораздо больше, чем обычная школьная программа, так как не только дает знания, но и приглашает школьников к проведению самостоятельных исследований, стимулирует интерес к применению разных научных достижений. ШПИРЭ помогает на практике повысить эффективность использования энергии в школе и дома. Результаты исследований и практических находок школьников в области энергоэффективности могут быть полезны родителям, друзьям и соседям.

Она включает внедрение новых подходов к образованию "для устойчивого развития", распространение образовательных материалов, разнообразные формы деятельности по вовлечению детей и взрослых в практическую деятельность по энергосбережению.

В Санкт-Петербурге на протяжении многих лет проводится День Альтернативной Энергетики - день открытых дверей, на который приглашают школьников, родителей, работников школ, представителей власти и бизнеса, заинтересованных жителей и т.д., для того, чтобы представить результаты деятельности детей по проекту ШПИРЭ, а также обсудить возможности и проблемы, которые касаются способов энергосбережения. По словам Ольги Сеновой, - «детская энергетическая программа не только дает инструмент для практической деятельности, но и формирует активную социальную позицию школьников, дает им ощущение общих действий с ребятами из многих стран. Их вклад востребован как настоящим, так и будущим, когда они станут просвещенными и ответственными взрослыми людьми».

Представители общественных экологических организаций, собравшихся на семинаре под Санкт-Петербургом, проанализировав российский и международный опыт работы школьного энергетического проекта, приняли решения продолжать начатую на северо-западе Европы «энергетическую» деятельность и активно тиражировать программу в российских регионах.



Если у вас есть интерес к программе ШПИРЭ, вы можете использовать разнообразные методы работы со школьниками для исследования и применения на практике мер энергосбережения: междисциплинарную работу в группах по темам, связанным с энергией, проведение разнообразных конкурсов, лекции специалистов, проведение экскурсий, организацию выставок, театральные постановки, проведение ролевых игр, составление карт энергетических объектов, игра в детективов (например, расследование энергозатрат для производства и транспортировки еды, или, пути получения и трансформации энергии, которая используется при включении лампочки в классе) и многое другое…

Для получения дополнительной информации, консультаций, специальной литературы по проекту, Вы можете обратиться к координатору программы ШПИРЭ в Уральском регионе: (343) 374-28-00, olga_mox@mail.ru Ольга Подосенова.

Пресс-центр Уральского экологического союза






«Дубрава Урала»

новая программа Уральского экологического союза



Программа «Дубрава Урала» Уральского экологического союза направлена на возрождение дубрав на Урале и является составным элементом программы «Дубы России» Всероссийского Движения «Возродим наш лес».

Уральские горы расположены на стыке Европы и Азии. И по этой причине климатические условия для произрастания дубрав растянуты вдоль горных массивов. Окрестности озера Шарташ в пригороде Екатеринбурга в настоящий момент являются северной границей естественного произрастания дуба. В 17-19 веках были естественные дубравы в окрестностях г.г. Невъянск, Туринск, Алапаевск, Нижний Тагил, Верхотурье, Пелым, Чердынь и др.

И сейчас посадки дуба встречаются и значительно севернее в местах бережного обращения людей к этому живому символу величия и мощи природных сил.

Люди высаживали дубы, зная, что своей жизненной силой и долгожительством они смогут увековечить в памяти потомков знаменательные события, такие, как начало жизни на новом месте, строительство дома и рождение ребенка. Для многих народов России дуб является символом благородства, хранителем родовых устоев, высококачественным поделочным материалом, источником здоровья и благополучия.

Исчезновение дубрав связано в большей мере с экономическими условиями и формами хозяйствования людей в последние века.

Посадки дуба встречаются в Курганской, Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской областях, в Башкортостане, Удмуртии и Татарстане. Имеются посадки дубов в городах, деревнях, поселках, ботанических садах и парках культуры и отдыха.

Опыт, накопленный профессиональными лесоводами и любителями, позволяет наметить мероприятия, которые бы способствовали восстановлению дубрав и распространению этого замечательного дерева, способного пронести через века память об отношении людей к природе.

Несмотря на внешнюю легкость распространения дубов (действительно, перенести желуди не составляет особого труда), имеются трудности выращивания саженцев в первые годы жизни. Поэтому только при участии активного населения, взрастив дерево, можно преобразить облик дворов и улиц, увековечив тем самым в памяти потомков свое имя.

Научным консультантом программы «Дубрава Урала» является Мамаев Станислав Александрович – главный научный сотрудник Ботанического сада Уральского отделения Российской академии наук, член-корреспондент РАН.

Наши партнеры по программе «Дубрава Урала»:



  • Гринпис России и Международный Социально-экологический союз, г. Москва

  • Всероссийское движение «Возродим наш лес»

  • Центр охраны дикой природы, г. Москва

  • Киевский эколого-культурный центр, г. Киев

  • Всемирный фонд дикой природы (российское представительство), г. Москва

  • Клуб «Экология», г. Великий Новгород

  • Экологический центр «Дронт», г. Нижний Новгород

Приглашаем всех заинтересованных внести свой посильный вклад в возрождение Дубрав на Урале.

Это может быть сбор, сохранение и распро-странение желудей, выращивание и высаживание саженцев, сбор информации о произрастании дубов на Урале, участие в просветительских, образователь-ных и воспитательных мероприятиях.



Дополнительная информация на сайте: http://oaks.forest.ru
Ращупкин Геннадий Владимирович – исполнительный директор Уральского экологического союза,

редактор Вестника УЭС;


Ефремов Павел Владимирович – эксперт Уральского экологического союза, координатор программы «Дубрава Урала»,

тел. – 8 (908) 635-92-27




Российский студенческий экологический семинар-2005

Мы пытаемся воспитать современных молодых лидеров, менеджеров, обладающих умением видеть всю полноту стоящих перед ними экологических, социальных и экономических проблем, искать, и находить наиболее верные решения.

Экологическое образование – стратегическая линия развития всей системы образования в новом тысячелетии. В Свердловской области уделяется большое внимание экологическим проектам и программам, в реализации которых принимает участие молодежь и, особенно, студенты экологических специальностей вузов. Одним из наиболее успешных проектов, направленных на экологическое образование и воспитание молодежи является проект Центра экологического обучения информации - Российский студенческий экологический семинар (РСЭС-2005), который проходит при поддержке Министерства природных ресурсов Свердловской области.

Вот уже на протяжении одиннадцати лет, начиная с 1995 года, на озере Песчаном, живописном уголке нетронутой природы в окрестностях Екатеринбурга, он проводится на базе СОК «Песчаное» УГТУ-УПИ.

Идея проведения семинара принадлежит выдающемуся ученому – экологу профессору УГТУ-УПИ Георгию Дмитриевичу Харламповичу .

Разрабатывая концепцию экологического лагеря, Г.Д. Харлампович считал расширение контактов и кругозора будущих специалистов важнейшей задачей экологического образования, что можно обеспечить, приглашая в лагерь студентов разных вузов и планируя мероприятия с участием специалистов разного профиля. Именно поэтому семинар стал межвузовским.

Цели организации РСЭС:

Установление неформальных контактов и создание условий для широкого обмена мнениями и опытом между студентами-экологами, принимающими участие в работе лагеря.

Знакомство и совместная работа студентов с ведущими специалистами-экологами

Проведение дискуссий по наиболее актуальным проблемам региональной и глобальной экологической ситуации

Проведение активного обучения в области экологических проблем с использованием современных отечественных и зарубежных методик, ролевых игр и анализа конкретных ситуаций

Обсуждение новых тенденций в развитии природоохранной политики

Дискуссии по вопросам экологической психологии и экологического образования.

Традиционно проект финансируется Министерством природных ресурсов Свердловской области и Департаментом по делам молодежи Свердловской области.

РСЭС-2005 продолжался 10 дней с 24 июня по 4 июля, и собрал 100 студентов-экологов из Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Кургана, Братска, Казани, Магнитогорска, Озерска, Ижевска и Белгорода. Самой многочисленной была делегация студентов УГТУ-УПИ, приняли участие 37 человек – представители химико-технологического, строительного факультетов, факультета гуманитарного образования и экономики и управления. Кроме студентов в работе участвуют преподаватели, специалисты – экологи, ученые – это еще более 30 человек.

Ядром программы стал трехдневный обучающий курс «Экологический менеджмент», который включает лекции, ролевые игры, практические занятия с использованием метода мозгового штурма, конференции, на которых представители отрядов выступают с докладами. Моделируемые проблемные ситуации максимально приближены к реальным.

Кроме обучающего курса, программа семинара включала множество других мероприятий: студенческую научно-практическую конференцию с изданием тезисов докладов, Ассамблею – встречу с учеными и специалистами - экологами Урала (Начальник отдела «Экологической безопасности» Министерства природных ресурсов Свердловской области В.Я. Бершадский, Вице-президент УРО РАН В.Н. Большаков, директор Департамента по делам молодежи Свердловской области О.В. Гущин, директор Музея природы Е.С. Скурыхина, Председатель ассоциации производителей бутилированной воды «Акварос» А.В. Подуст, Начальник отдела «Социально-ггиенического мониторинга» Роспотребнадзора по Свердловской области О.Л. Малых).

Обязательный компонент программы – практические мероприятия по охране природы, культурная и спортивная программы, очистка берегов и акватории озера от бытового мусора, оставляемого туристами.

Немаловажную роль в успехе проекта играет то, что с самого начала до конца семинара участники работают (а также участвуют во всех конкурсах) в одних и тех же отрядах. Отряды формируются из студентов разных вузов и городов, руководит отрядом инструктор. Все инструкторы - это бывшие активные участники лагеря, прошедшие дополнительное обучение.

Программа семинара основана как на соревновании, так и на дружеском общении между отрядами во время учебы и отдыха. Такая организация семинара способствует созданию самой настоящей профессиональной сети экологов – еще до того, как они получают дипломы. За одиннадцать лет более 1200 студентов и аспирантов-экологов прошли обучение на Российском студенческом экологическом семинаре.

Благодарим всех наших участников и партнеров по проекту за хорошую работу. До встречи на РСЭС –2006!


Центр экологического обучения

и информации

Программа Развития Организации Объединенных Наций (UNDP),

Норвежское общество охраны природы объявляют,

Всероссийский конкурс молодежных проектов по энергоэффективности «ЭНЕРГИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ»
Конкурс направлен на внедрение идей и методов энергосбережения в обществе, создание у детей мотивации для сбережения ресурсов и энергии, воспитания у них навыков экологически устойчивого стиля жизни.

В конкурсе могут участвовать школьные коллективы, а также отдельные педагоги и школьники, заинтересованные в образовательной и практической деятельности в области изменения климата, внедрения энергосбережения и возобновляемых источников энергии, в практическом повышении энергоэффективности школьных и жилых зданий.



НОМИНАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

Номинации для школьников (проекты могут быть представлены как от индивидуальных авторов, так и от группы школьников):

Номинация 1. Эффективное использование энергии - проекты практических мероприятий.

Номинация 2. Использование возобновляемой энергии

2.1.Изготовление макета/модели какого-либо (одного) возобновляемого источника энергии.

2.2.Проект использования доступного местного источника энергии. Такой проект должен включать текстовое описание доступного источника энергии в данной местности и анализ того, как может быть использована энергия от этого источника, почему это лучше, чем используемые сегодня источники энергии для данной местности.

Номинации для педагогов:

На конкурс педагогических работ принимаются индивидуальные или коллективные разработки педагогов, направленные на развитие практико-ориентированного образования в области энергоэффективности.

Номинация 1. Методическая разработка практического занятия/акции для школьников «Энергосбережение – делаем вместе» для получения знаний и выработки навыков энергосбережения.

Номинация 2. Методическая разработка просветительского мероприятия для местного населения, проводимого школой, на тему энергосбережения или возобновляемой энергетики.

Победители всероссийского конкурса награждаются дипломами и призами учрежденными организаторами конкурса: Программой Развития Организации Объединенных Наций (UNDP), и Норвежским обществом охраны природы. Работы представляются в Оргкомитет федерального округа не позднее 10 января 2006 г.

Информация о Всероссийском конкурсе опубликована на сайте www.spareworld.org

Дополнительную информацию и консультации можно получить у регионального координатора программы SPARE в Уральском регионе: Ольга Подосенова тел. (343) 374-28-00 olga_mox@mail.ru











Президент

Уральского экологического союза

Прохорова Надежда

Борисовна, профессор, доктор экономических наук, заслуженный эколог РФ,

тел. 374-26-79


Вице-президент

Хачин Василий

Иванович, директор предприятия “Уралмонтаж - СВ”, академик Российской экологической академии,

тел. 371-67-22


Исполнительный

директор

Ращупкин Геннадий Владимирович, кандидат химических наук,

тел. 374-28-00

Общественная неком­мерческая организа­ция. Образован в 1989 г. Объединяет из­вестных на Урале уче­ных, общественных деятелей, педагогов, юристов, журналис­тов, предпринимателей, экономистов, чья профессиональная деятельность связана с экологией.

Миссия Союза - содействие оздоровлению экологической обстановки на Урале, поиски путей устойчивого развития региона посредством экологического просвещения населения, реализации социально - значимых экологических проектов, проведения независимых экспертиз, законотворческой деятельности, лоббирования республиканских и местных органов власти по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Важное место в деятельности Союза занимает развитие взаимодействия между общественными объединениями и повышение их значения в жизни общества.
Вестник Уральского экологического

союза выходит 1 раз в месяц. Тираж 500 экз. Распространяется бесплатно


Компьютерная верстка И.В.Муштак

Редактор Г.В.Ращупкин


Редакционный

совет
Е.Б.Амирова, Ассоциация педагогов-экологов «ЭКУРС»

А.Л.Ближенская, газета «Берегиня» (Нижний Новгород)

Л.Д.Васильева, Комитет по экологии и природополь-зованию Администрации Екатеринбурга

Э.Ф.Емлин, Уральский государственный горно-геологический университет

С.И.Забелин, Международный Социально-экологический союз (Москва)

С.В.Комов, Уральский государственный университет

И.В.Муштак, Уральский экологический союз

О.А.Подосенова, Уральский экологический союз

А.И.Юнязов, Свердловское региональное движение «Звенящие кедры»
Наш адрес:

620049, г. Екатеринбург,

ул. Мира, 23, к.1007

Тел.: (343) 374 - 28 - 00

E-mail: eco@ural.ru

http://ecoural.narod.ru


Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов

При перепечатке материалов ссылка на Вестник УЭС и авторов обязательна

Деятельность Центра ноосферного просвещения и издание Вестника осуществляется при поддержке Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов и Министерства природных ресурсов Свердловской области