Конкурс «Учитель года» преподаватель опк моу сош №32 костенко любовь анатольевна п. Комсомольский 2011 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок 10 (27). Христианская семья Т. Н. Шебурова, учитель начальных... 1 93.48kb.
Программа курса составлена 1 53.71kb.
Конкурс "Учитель года России 2011" 1 297.25kb.
Из опыта работы учителя немецкого языка моу «сош с углубленным изучением... 2 395.44kb.
Публичный доклад директора моу «сош №1» с п. В. Куркужин по результатам... 4 699.89kb.
Неделя иностранных языков в моу сош р п. Турки 1 42.43kb.
Моу «сош №1» Учебно-методические комплекты на 2011-2012 учебный год 2 409.37kb.
Программа деятельности школьного летнего 1 311.63kb.
В саранске стартует «Конкурс Энергетического Сотрудничества» 2011... 1 41.98kb.
Положение о конкурсе "Бренд года" Конкурс "Бренд года" (далее конкурс) 1 38.5kb.
Программа развития моу сош №8 на 2011 2015 г г 13 1620.28kb.
14 октября Русская Православная Церковь празднует большой светлый... 1 48.08kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Конкурс «Учитель года» преподаватель опк моу сош №32 костенко любовь анатольевна - страница №1/1


Разработка урока

Конкурс «Учитель года»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОПК МОУ СОШ №32

КОСТЕНКО ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА

П. КОМСОМОЛЬСКИЙ

2011



ТЕМА :Храм –Дом Божий . Назначение храма. Разновидности и устройство храмов

Цели и задачи:

образовательные: дать учащимся сведения о храме как Доме Божьем, о православном храме как явлении общественной жизни и истории их появления, познакомить с разновидностями храмов, углубить уже имеющиеся у учащихся знания;

воспитательные: Развивать интерес к знаниям о храмах, воспитывать справедливость, любовь и уважение, гуманность по отношению к окружающим людям и миру, пробудить интерес к дальнейшему изучению духовной православной культуры. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

развивающие: развивать у учащихся нравственное мышление, речь и коммуникативную компетентность.

Оборудование:


  • мультимедийная презентация «Кущевские храмы».

  • Презентация «К уроку»

  • Клип «Храм Покрова на Нерли».

  • Раздаточный материал : рисунки, открытки, буклеты, карточки с кроссвордами

  • Клип -презентация «В храме»

Ход урока:

1.Организационный момент.

1 слайд.


Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

2.Работа с эпиграфом:

3. слайд


Ребята. В качестве эпиграфа к уроку я взяла эти слова:

И брожу, восхищённый, по храму-чертогу,

И душа красотой веселится.

Будь я богом – покинул бы небо, ей-богу,

Чтоб в жилище таком поселиться!

В. Шефнер

1. Как слова Шефнера раскрывают тему нашего урока? О чем пойдет речь?

2. Каким настроением проникнуты данные строки?



3. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня на уроке вы вспомните, что такое храм, узнаете, как устроен и что люди делают в нем.

     Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

На Руси издревле строились храмы. Многие из них, к сожалению, «не дожили» до наших дней. Но многие «выжили» и мы можем полюбоваться ими. Посмотрите и подумайте о том, почему наши предки строили храмы такими красивыми.

-просмотр клипа-презентации «Храм Покрова на Нерли»этот храм построен в 11 веке.

II. Актуализация знаний учащихся

 1.  Попробуйте  дать определение слову «храм»

4.слайд.

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

   2. Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то



3. Чтение стихотворения

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Чтоб потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

4.Новая тема

-Бывали ли вы в кущевском храме? Как часто? А знаете когда он был открыт?(1996г)

5 слайд

-так что же такое- храм? (Храм – Дом Божий)



- В какие дни мы чаще всего приходим в храм? (В воскресение)

4. А как называется наш храм? В честь кого он так назван? Кто такой Иоанн Богослов?



Один из апостолов Иисуса Христа. Ему было поручено после казни Иисуса присматривать за Девой Марией-матерью Христа

Все храмы называются в честь святых или каких -либо исторических событий

6 слайд


На земле благословенной,

Где течёт красавица-река,

Божий храм стоит смиренно-

Купол…Небо…Облака…

Слайд7,8

1. словарная работа

Слайд 9


А как вы думаете, почему слова записаны в два столбика?

1 столбик- что видим 2 столбик что происходит



2.Просмотр презентации «Поговорим о храме»:

Главное в храме — это внутренняя гармония. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью- домом Божиим.



3. Изучение устройства храма.

     Давайте перенесёмся виртуально в храм на некоторое время.

     Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

4.Заочная экскурсия в храм

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. 

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.



Слайды 1-3

Притвор-Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Слайд 4-5

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных



     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

5. Чтение стихотворения Л.А.Костенко «В храме»

Войду я в Храм- светла дорога,

И боженьке я в пояс поклонюсь,

Скажу я господу совсем немного

«Клянусь, с пути я не собьюсь!»

Не знаю, что мне жизнь готовит,

Ведь жизнь прожить- не поле перейти!

Молюсь о счастье и покое,

Чтоб всё мне удалось на жизненном пути!

Спасибо, Господи! за всё что уготовил

Ты в этой жизни мне.

Молюсь тебе по доброй воле,

Чтоб стало легче на душе.

Светлее и добрей душою стану,

На себя тихонько поворчу,

Камень из-за пазухи достану

Всех своих врагов тогда прощу…

6.Какие вы знаете храмы в нашем Кущевском районе?

1.Просмотр презентации «Кущевские храмы»

2.Вы обратили внимание на внешний вид сооружений?

Что их объединяет? Чем они отличаются?

(купола, колокола, кресты) (отличие: цвет, архитектура кол-во куполов)



3.Слово учителя

Много легенд связано с историей храмов (учитель рассказывает притчу-легенду «Небесный храм счастья» (коротко сжато пересказывает учитель)

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах. Но кроме храмов есть еще и церкви, соборы, монастыри, часовни…



( часовня –маленькое церковное здание для молитв, но в нем нет алтаря,

Монастырь_ общежитие для монахов, жилище монахов)

4.работа со схемой

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.



7. Прослушайте стихотворение Вадима Шефнера «Старый храм»:

Как всё здесь неуклюже и негладко,

Пороги вязнут в вековой грязи,

И храма циклопическая кадка

Бесформенною кажется вблизи.

Но вверх взгляни – над сизыми холмами

Увидишь ты ожившую мечту:

Как дым костра в безветрие, как пламя,

Как песня, храм струится в высоту.

8. Ребята ! А вы знаете , как надо себя вести в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

     Молодцы вы ,ребята! Но более серьезно вы познакомитесь с этими правилами дома самостоятельно ,прочитав стихотворение В. Остапенко «Правила благочестивого поведения в храме».



Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.  

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

9) Закрепление.

Игра-кроссворд (самостоятельная работа)



10.Заключительное слово:

- Жизнь православных христиан на Руси тесно связана с жизнью храма. Храм – Божий Дом, собирающий всех приходящих в него в единую семью.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый…

…Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела Злого…

…И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

(Алексей Толстой, 1840-е «Благовест»)      

VI. Итог занятия.

Слайд 10


Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

О чём говорят названия храмов? Приведите примеры.

Можно ли сказать, что храмы «погибали» и «возрождались?»

Что символизирует строительство в наше время новых храмов?

VII. Домашнее задание.

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке

-  нарисовать храм вашей мечты



- прочитать памятку «Как вести себя в храме»