Конкурс на лучший молодежный проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности» Номинация: «Здоровьесберегающая и здо - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс Номинация Уровень фио педагога Кондрашова Марина 8А 1 42.5kb.
Конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»... 1 251.56kb.
Территориальный проект «Команда молодости нашей» моу изумрудновской... 1 113.76kb.
Конкурс "Учитель года России 2011" 1 297.25kb.
«Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» 1 26.84kb.
Формированию у подростков активной жизненной позиции, гражданственности... 1 114.05kb.
- 1 38.84kb.
Направление: проекты классных руководителей Номинация: «Воспитательная... 1 179.33kb.
В. В. Чеботарёв положение об открытом конкурсе творческих работ,... 1 75.82kb.
Положение о конкурсе "Бренд года" Конкурс "Бренд года" (далее конкурс) 1 38.5kb.
Проект Концепция создания и развития Северо-Восточного федерального... 1 340.4kb.
Социальное обслуживание населения социальные услуги инвалидам 1 292.91kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Конкурс на лучший молодежный проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей - страница №1/4



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Кемерово


«III Всероссийский конкурс на лучший молодежный проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности»

Номинация: «Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность»


Школьный проект

«Детские объединения за здоровый образ жизни»
Авторы:

Коваленко Марина Викторовна, директор школы

Коваленко Лариса Михайловна, заместитель директора школы по ВР,

Соловьянова Ольга Александровна,

учитель технологии, ОБЖ и черчения,



Кемерово 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...…3


Глава 1.1. Специфика управления инновационными проектами в социальной сфере………………………………………………………………………………..4
Глава 2. Система управления инновационным школьным проектом

«Детские объединения за здоровый образ жизни»………………………..….8



    1. Этапы разработки и паспорт проекта…………………….…….……….....8

    2. Содержание деятельности по проекту………………………………..…..15

    3. Оценка эффективности и промежуточные результаты

внедрения проекта ………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….…………….…...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………….…..….….33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….…..35

ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы и обоснование актуальности. Современная социальная политика в России осуществляется через внедрение социальных инноваций, последовательных и хаотичных, удачных и не вполне [1, 25]. Успех той или иной идеи, замысла во многом определяется оптимальным управлением процессом внедрения социальной инновации – от планирования до конкретного результата, включая оценку последствий внедрения проекта (социальных, экологических, психологических и т.д.) в жизнь общества в целом или отдельного микросоциума.

Данная работа, посвященная анализу системы управления конкретного инновационного социального проекта школьного уровня, основанного на развитии системы детско-подростковых объединений.



Цель работы: исследование проблемы управления инновационными проектами в социальной сфере, в том числе – в образовательном пространстве.

Объект исследования: система управления социально-значимыми проектами в образовании.

Предмет: структура и специфика управления инновационным социальным проектом на уровне отдельного образовательного учреждения (на примере школьного проекта «Детские объединения за здоровый образ жизни»).

Гипотеза: управление социально-значимым инновационным школьным проектом, направленным на здоровьесбережение, будет эффективным, если система управления построена на достоверном анализе исходной ситуации, реалистичном планировании и целеполагании, грамотном использовании ресурсов, выстраивании внешних и внутренних кооперационных связей, четком распределении ответственности и полномочий, учете и контроле рисков, включает мониторинг и промежуточную оценку эффективности на основе современных научно обоснованных критериев.

Задачи: основными задачами данной работы являются:

  1. Изучить понятие, виды, структуру и жизненный цикл социального проекта.

  2. Провести теоретический анализ проблемы управления инновационным социальным проектом, опираясь на специальную литературу.

  3. Рассмотреть современные подходы к оценке эффективности инновационных проектов в образовании, направленных на сохранение физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

  4. Выделить, описать и проанализировать систему управления конкретным социально-значимым инновационным проектом на примере школьного проекта «Детские объединения за здоровый образ жизни».

Методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, описательный и качественный анализ, системный анализ управления школьным проектом.

Практическая значимость: данная работа рассматривает сущность социального проектирования, приемы и методы управления инновационными проектами, а также, опираясь на практические результаты внедрения реального социально-значимого школьного проекта, позволяет оценить риски и социальные эффекты подобных инноваций. Опыт реализации представленного в работе проекта может быть полезен администрации образовательных учреждений и команде специалистов, решающих проблемы социального здоровья личности и внедряющих проекты социальной направленности.



    1. Специфика управления инновационными проектами

в социальной сфере
В силу того, что социально значимый проект в сфере образования не является инвестиционным [28], его невозможно оценить в терминах коммерческой эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Зачастую последствия внедрения социального образовательного проекта не допускают непосредственного стоимостного измерения. Тем не менее, он может иметь народнохозяйственную экономическую эффективность, учитывающую затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение [21].

Показателем эффективности может считаться результативный охват более 70% целевой группы. Тем не менее, оценка эффективности социального проекта может быть затруднена, так как в подобных случаях не существует точки возврата инвестиций, которая оценивается в денежном эквиваленте [28].

В настоящее время в системе валеологического сопровождения [17] общего образованиея кузбасскими авторами (Казин Э.М., Рылова Т.Н., Белоногова Е.В., Шерер Т.И.) разработаны и внедряются информационные подходы [16] к оценке эффективности внедрения любых здоровьесберегающих инноваций (см. таблицу 1).
Таблица 1

Критерии оценки степени сформированности здоровьесберегающего компонента образовательной среды в школе [по 16].


Критерий

Содержание показателей

Уровни сформированности

Когнитивный

(сформированность системы представлений о ЗОЖ и отношения к проблеме употребления ПАВ)



Полнота и дифференцированность знаний о здоровье человека и факторах, его разрушающих.

Сформированность адекватных представлений о проблеме употребления ПАВ, негативного отношения к употреблению ПАВ.

Понимание необходимости собственного отказа от употребления ПАВ (для курящих или совершивших наркопробы).


Высокий: Хорошая информированность по проблеме ЗОЖ и факторов, разрушающих здоровье. Наличие четкого представления о воздействии ПАВ на организм человека и сформированность негативного отношения к употреблению ПАВ несовершеннолетними.

Средний: Элементарные или отрывочные сведения о здоровье, ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье; нет выраженных представлений о воздействии ПАВ на организм человека и негативного отношения к употреблению ПАВ. Отказ от собственного употребления ПАВ (для совершивших пробы).

Низкий: Недостоверность или отсутствие знаний о здоровье, ЗОЖ, факторах, разрушающих здоровье. Слабо выраженные или ошибочные представления о воздействии ПАВ на организм человека, безразличное или позитивное отношение к употреблению ПАВ подростками. Систематическое употребление ПАВ.

Мотивационно-волевой

(сформирован-ность мотивационно-волевой регуляции здорового социального поведения и образа жизни, свободного от ПАВ)



Сформированность мотивации на ЗОЖ, свободный от употребления ПАВ. Целеустремленность и волевые усилия в процессе реализации ЗОЖ или принципиальный отказа от употребления ПАВ (для совершивших пробы). Место ценностей ЗОЖ в ценностно-смысловой иерархии. Устойчивость интереса к собственному здоровью и свободному от ПАВ образу жизни. Уровень мотивации достижения в социально-значимых сферах.

Высокий: Проявление устойчивости интереса к ЗОЖ, целеустремленности и волевых усилий в процессе реализации ЗОЖ, мотивации на укрепление и сохранение здоровья, отказ от употребления ПАВ. Высокое место ценностей ЗОЖ в иерархии жизненных ценностей. Преоб-ладание мотивации достижения в социально-значимых сферах.

Средний: Проявление неустойчивости интереса к ЗОЖ и мотивации на укрепление и сохранение здоровья, отказ от употребления ПАВ. Недостаток целеустремленности и волевых усилий в реализации ЗОЖ. Недостаточно выраженная позиция ценностей ЗОЖ в иерархии жизненных ценностей. Преобладание мотивации избегания неудачи в отдельных социально-значимых сферах.

Низкий: Отсутствие интереса к ЗОЖ, волевых усилий и мотивации на укрепление и сохранение здоровья, отказа от употребления ПАВ. Низкие ранги ценностей ЗОЖ в иерархии жизненных ценностей. Мотивация избегания неудачи в социально-значимых сферах.

Инструмен-тально-деятельностный

(сформирован-ность

операциональной

структуры деятельности по ведению ЗОЖ и здорового социального поведения, свободного от ПАВ)



Владение индивидуальными стратегиями копинг-поведения, жизненно-важными навыками (ЖВН), в т.ч. – ассертивного поведения и грамотного отказа в ситуации предложения и группового давления, техниками психоэмоциональной саморегуляции.

Сформированность полезных привычек, способов организации и практических навыков ЗОЖ.

Владение практическими навыками принятия решений, основанных на личных убеждениях.


Высокий: Ярко проявляется умение спланировать, организо-вать и осуществить деятельность по укреплению здоровья. Наблюдается сформированность навыков ЗОЖ и ЖВН, отказа от предложений попробовать ПАВ в ситуации манипулирования и группового давления. Наличие эффективных копинг-стратегий и навыков психоэмоциональной саморегуляции. Ярко выражены навыки принятия решений, основанных на личных убеждениях.

Средний: Наблюдаются затруднения в планировании, организации и осуществлении деятельности по укреплению здоровья. Недостаточно полная сформированность полезных привычек, способов организации и практических навыков ЗОЖ, ЖВН. Неустойчивость навыков отказа от предложения ПАВ, в т.ч. в ситуации манипулирования и группового давления. Недостаточно выражены навыки эмоциональной саморегуляции, принятия решений, основанных на личных убеждениях.

Низкий: Не выявляется выраженного умения спланиро-вать, организовать и осуществить деятельность по укреплению здоровья. Не наблюдается сформированность навыков ЗОЖ, полезных привычек и устойчи-вости к предложениям употре-бить ПАВ. Отсутствие владения техниками психоэмоциональной саморегуляции, принятии решений, основанных на личных убеждениях.

Эмоциональный

(состояние психоэмоцио-нального самочувствия в процессе и результате реализации

здоровье-сберегающей и профилакти-ческой работы)


Степень психологического благополучия,

эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью. Уровень тревожности, агрессии, депрессии.




Высокий: Высокий уровень психологического благополучия, эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью. Оптимальный уровень тревож-ности, агрессии, депрессии, нейротизма (как психоэмоцио-нальных факторов риска вовле-чение в употребления ПАВ).

Средний: Наблюдается снижение уровня психологичес-кого благополучия, эмоциональ-ного комфорта (средний). Отмечается тенденция к повышению уровня тревожности, агрессии, депрессии, нейротизма.

Низкий: Выявляются психоло-гическое неблагополучие, эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность основными сферами жизни, высокий уровень тревожности, агрессии, депрессии и др.

Адаптивно-ресурсный

(адаптивный ресурс и стрессоустойчи-вость в процессе и результате реализации

здоровье-сберегающей и профилакти-ческой работы)


Уровень стрессоустойчивости.

Величина функционального резерва организма, степень напряжения ведущих регуляторных механизмов, тип вегетативной регуляции. Показатели нейродинамики.

Степень личностной саморегуляции как личностные ресурсы адаптации.

Уровень неспецифической резистентности.




Высокий: Высокий уровень неспецифической резистентнос-ти, стрессоустойчивости, функ-циионального резерва организма, личностной саморегуляции. Нет личностных дефицитов как факторов риска вовлечения в употребление ПАВ.

Средний: Отмечается снижение уровня стрессоустойчивости, личностной саморегуляции, функционального резерва организма.

Низкий: Выявляется низкий уровень неспецифической резис-тентности, стрессссоустойчивос-ти, функционального резерва организма, личностной саморегу-ляции, наличие личностных дефицитов как факторов риска вовлечения в употребление ПАВ, высокая степень напряжения регуляторных механизмов.

Данную систему критериев, разработанную на основе современных научных методологических, концептуальных и диагностических подходов к сохранению физического, психологического и социального здоровья личности [2, 5, 6, 7, 8, 15, 20, 21, 22], предполагается использовать как основу при оценке эффективности внедрения школьного инновационного проекта «Детские объединения за здоровый образ жизни», предлагаемого авторами данной работы и направленного на цели профилактики и сохранения здоровья обучающихся.



ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ «ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»


    1. Этапы разработки и паспорт проекта

Этап поиска идеи. Школьный инновационный проект «Детские объединения за здоровый образ жизни» предназначен для осуществления деятельности администрации школы и руководителей детско-юношеских объединений, направлен на формирование активной гражданско–нравственной жизненной позиции обучающихся по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Проект способствует развитию культуры здорового образа жизни и здорового досуга, здоровых жизненных увлечений и интересов, творческой самореализации обучающихся, ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих у школьников всех ступеней обучения через их целенаправленное вовлечение в создание и работу детско-юношеских объединений. Он также предусматривает внедрение в воспитательно-образовательный процесс школы активных форм взаимодействия с различными учреждениями и организациями города при формировании системы представлений о здоровье и здоровом образе жизни, ответственного отношения к здоровью у обучающихся и педагогов школы. Проект разработан в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» города Кемерово на 2009-2014 годы и представляет собой нормативный документ, который характеризует главные цели, задачи, содержательные направления, этапы, сроки и организацию системы работы, основные прогнозируемые конечные результаты и критерии эффективности работы школы по вопросам формирования здорового образа жизни обучающихся через создание детско-юношеских объединений (ДЮО).

Школа №19 является одной из старейшей школ не только Кировского района, но и города Кемерово. Она находится в центре района, рядом располагаются администрация района, нарсуд, торговые центры, дворец культуры Кировского района, набережная правого берега реки Томь. Контингент обучающихся школы, по сравнению с обучающимися других школ района, наиболее благополучный в социально-экономическом отношении.

Воспитание в школе рассматривается как полноценный компонент образования наравне с изучением основных наук и предполагает единство образовательно-воспитательного процесса во всех сферах – в учебной, внеурочной и внеклассной деятельности. В течение 10-ти лет деятельность школы традиционно осуществлялась по следующим основным направлениям: гражданско-патриотическое, здоровьесберегающее (в том числе спортивно-оздоровительное), учебное, эстетическое и трудовое.

Актуальным было и остается развитие здоровьесберегающего направления при реализации воспитательной работы. Действующая в школе с 2005 года комплексная программа «Здоровье» предполагала координацию совместных действий учителей, воспитателей, родителей, самих учащихся, социально-психологической службы в вопросах сохранения здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса. Однако, наиболее значимые положительные результаты в динамике показателей здоровья, развития личности и социально-психологической адаптации обучающихся отмечались в тех классах, где были созданы детские объединения.

В то же время произошедшие социальные и экономические изменения в российском обществе в 2008 году негативным образом сказались не только на взаимоотношениях в семьях обучающихся, но и на взаимоотношениях детей в классах в сторону большей конфликтности. Социальный статус 40% родителей изменился в худшую сторону, произошло снижение материального достатка семей. Из–за большой загруженности на работе, необходимости работать на нескольких рабочих местах у родителей не хватает времени на нормальное общение с детьми. Недостаток денег и недопонимание некоторыми родителями необходимости (помимо успехов в учебе) культурного и творческого развития ребенка не позволяет многим обучающимся посещать культурно-массовые мероприятия в учреждениях культуры и спорта, получать платные услуги в учреждениях дополнительного образования.

Данные обстоятельства негативно отражаются на социальном и духовно-нравственном благополучии обучающихся, здоровье детей в целом. Обобщение результатов предварительного среза мониторинга 2008 года и анализ состояния воспитательно-образовательного процесса школы, выявил следующие основные проблемы в состоянии физического и социального здоровья обучающихся школы:


  • высокая численность детей с 3-ей группой здоровья, имеющих хронические заболевания;

  • преобладание болезней, вызываемых образом жизни ребенка и его привычками;

  • недостаточная двигательная активность школьников в урочное и внеурочное время;

  • низкая социальная активность, отсутствие спортивных, интеллектуальных, творческих увлечений у части учащихся;

  • наличие у школьников вредных привычек, нездоровых увлечений;

  • несформированность антиалкогольных установок у старших подростков;

  • несформированность социально-профессиональных представлений.

Кроме того, выявились такие основные факторы риска образовательной среды в отношении сохранения интегрального здоровья школьников:

  • недостаточная информированность педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

  • недостаточное количество ставок педагога-психолога для осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся школы;

  • низкая социальная активность семей обучающихся и отсутствие действенной помощи со стороны родителей в формировании ЗОЖ их детей;

  • недостаток совместной деятельности педагогов и обучающихся школы, определенная их разобщенность.

В связи с вышесказанным, целесообразным представляется продолжить работу по следующим направлениям: формирование активной жизненной позиции школьников через включение их в общественно-полезную, социально-значимую трудовую деятельность; формирование ценностного отношения к здоровью учащихся; профилактика и коррекция социальных вредностей (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.).

Кроме того, был сделан вывод о необходимости усилить некоторые аспекты работы по социальной адаптации учащихся, направленные на:

- адаптацию в референтных сообществах (семья, класс и т.д.);

- развитие навыков конструктивного взаимодействия с другими людьми;

- формирование самоконтроля и саморегуляции поведения;

- работа по профессиональному и социальному самоопределению.

Мониторинговыми исследованиями также зафиксировано увеличение в школе числа курящих подростков, случаев несоблюдения детьми режима труда и отдыха. Некоторая часть учеников недостаточно разбирается в том, что такое здоровье и здоровый образ жизни. Медицинские работники школы отметили увеличение количества простудных заболеваний школьников.

Эти проблемы обусловили необходимость разработки нового Проекта, направленного на формирование у обучающихся школы активной гражданско-нравственной жизненной позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

В Федеральном законе «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что именно школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений; формирования новых жизненных установок личности. Обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Актуальность решения проблемы современного образования по развитию способности личности адаптироваться в современном обществе, включают в себя вопросы по формированию ценностного, ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.



Задачи по формированию ответственной, социально активной, физически и психологически здоровой личности наша школа планирует решать комплексно, в том числе и через развитие системы и деятельность ДЮО, так как:

- у школьников обучение основам здорового образа жизни легче и доступнее проходит через неформальное общение, чем формальное, урочное;

- более эффективно работают и обучаются малые группы ребят, чем большая аудитория;

- ребёнку проще понять смысл таких понятий как «здоровье», «вредные привычки», «окружающая среда», «гражданская позиция» через занятие любимым делом – творчеством, спортом, исследовательской или общественной деятельностью;

- более доступно передать, что такое здоровый образ жизни, с позиции «ровесник-ровеснику».

Дальнейшую деятельность членов ДЮО предполагается выстраивать по следующей формуле: я узнаю – я научусь – я сделаю – я передам знания.

Одним из важных результатов воспитания учащихся может стать стремление школьников к самовоспитанию и самоопределению. Для этого необходимо обеспечение соответствующих педагогических условий, способствующих актуализации субъектной позиции школьников в принятии самостоятельных решений, нравственного выбора, самооценки. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе значимо создание условий для разностороннего общения, взаимодействия учащихся и педагогов, в основе которых педагогом предусмотрена возможность организации ситуации успеха каждого ученика.

Таким образом, возникла необходимость и возможность разработки специального проекта, который объединил бы усилия школьных ДЮО по формированию ЗОЖ у обучающихся школы и позволил бы эффективно решать обозначенные проблемы и актуальные задачи.

На этапе разработки проекта в результате систематизации информации был составлен паспорт проекта (см. таблицу 2) как документ, дающий представление об основных содержательных составляющих проекта.

Таблица 2

Паспорт проекта

Название проекта

Школьный проект «Детские объединения за здоровый образ жизни» (далее Проект)

Реквизиты школы

650001 г. Кемерово, ул. Назарова, д.8, т/ф 8(3842)62-43-19,

e-meil:schooln19@inbox.ru



Разработчики Проекта

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Кемерово

Коваленко Марина Викторовна – директор школы;

Коваленко Лариса Михайловна – зам. директора школы по ВР;

Соловьянова Ольга Александровна – учитель технологии, ОБЖ и черчения.



Научный руководитель

Белоногова Елена Валентиновна – кандидат психологических наук, заведующая научно-методическим отделом Кемеровского ОПВЦ, доцент кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения КРИПКиПРО.

Цель Проекта

Формирование у обучающихся активной гражданско–нравственной жизненной позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи Проекта

  1. Расширить численность ДЮО для совершенствования здоровьесберегающей деятельности школы с позиции «сверстник – сверстнику».

  2. Освоить и внедрить активные формы взаимодействия ДЮО с различными учреждениями и организациями города.

  3. Сформировать систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни у обучающихся и педагогов школы.

  4. Воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих у школьников всех ступеней обучения.

  5. Содействовать формированию позитивных личностных качеств у членов ДЮО для осуществления здоровьесберегающей деятельности в школе.

  6. Способствовать развитию здоровых жизненных увлечений и интересов, творческой самореализации обучающихся.

Исполнители

Педагогический коллектив и учащиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19», медицинские работники, педагог-психолог.

Основные

целевые группы

Обучающиеся всех ступеней

Члены ДЮО

Учителя – руководители ДЮО

Педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования



Ресурсное обеспечение Проекта

(кадровое и материально-техническое)

    1. Управленческие (руководитель Проекта – зам. директора);

    2. Интеллектуальные (научный руководитель Проекта, специалисты школы, руководитель и методист Проекта);

    3. Организационные (команда Проекта – методист и руководители ДЮО, педагоги дополнительного образования);

    4. Человеческие (исполнители Проекта – педагоги, учащиеся – члены ДЮО);

    5. Материальные (помещения – классные комнаты, актовый и спортивный залы, оборудование и инвентарь, библиотечный фонд, компьютерная техника, пришкольная спортивная площадка, футбольное поле, медицинский блок).

Основные направления Проекта

  • Популяризация преимуществ здорового образа жизни.

  • Социализация личности обучающихся, формирование активной гражданско-нравственной жизненной позиции.

  • Повышение культуры взаимоотношений (Я и другие).

  • Мониторинговые исследования условий развития здоровьесберегающей среды.

Основные формы и методы работы

  • Выступление агитбригад.

  • Проведение театрализованных представлений для младших школьников.

  • Создание плакатов, листовок, пропагандирующих ЗОЖ.

  • Участие в научно–исследовательских конференциях, акциях, творческих конкурсах, пропагандирующих здоровый образ жизни.

  • Организация и проведение спортивных соревнований.

  • Диагностика и анкетирование обучающихся.

  • Проведение психологических тренингов.

  • Беседы с обучающимися.

Сотрудничество по реализации Проекта (внешние связи)

Районные:

  • Кировское ТСП ЦДиК

  • МАОУ ДОД ДЮСШ № 5

  • Социальный приют

  • Дом ребенка

  • Библиотека «Читай-город»

  • ВПЧ Кировского района

  • Клуб «Восходитель».

Городские

  • ЦДиК г.Кемерово

  • Детско-юношеская библиотека им. Н.В.Гоголя

  • МУЗ ГКБ № 2 (детское отделение, женская консультация)

  • Музеи: ИЗО, Краеведческий, «Красная горка»

  • Театры: кукол, музыкальный театр Кузбасса; Театр для детей и молодёжи

  • Государственная филармония Кузбасса.

Областные

  • Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

  • Кемеровский областной психолого–валеологический центр

  • КРИПКиПРО

  • Областной военкомат

  • ГОУ ДОД «ОблДЮСШ», военно-спортивный клуб «Патриот»

  • Главное управление МЧС России по Кемеровской области

  • Государственная инспекция по пожарному надзору по Кемеровской области.

СУЗы и ВУЗы

  • ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум»

  • ГОУ СПО «Профессионально-педагогический колледж»

  • ГОУ СПО «Среднетехнический факультет КемТИППа»

  • Кемеровский горнотехнический колледж

  • ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

  • ГОУ СПО «Училище №77», ГОУ СПО «Училище №48».

Общественные организации:

  • Кемеровское отделение общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана»

  • Кемеровская региональная общественная организация «Детско-юношеский экологический парламент»

  • Областное волонтерское объединение «Альфа Кузбасса»

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Улучшение показателей интегрального здоровья (физического, психологического, социального) обучающихся.

  • Изменение отношения детей к своему здоровью в сторону формирование ценностного отношения к здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

  • Повышение двигательной, социальной и творческой активности обучающихся, развитие здоровых интересов и увлечений.

  • Повышение уровня информированности обучающихся и педагогов по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Формы представления результатов

реализации Программы

  • Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации.

  • Распространение педагогического опыта на конференциях, семинарах.

  • Публикация материалов по результатам внедрения программы в печатных изданиях, выступления в СМИ.

  • Представление программ ДЮО на конкурсы городского и областного уровня.

  • Представление членами школьных ДЮО результатов своей работы на районных, городских, областных и всероссийских конкурсах, викторинах, научных и спортивных соревнованиях.

Критерии эффективности

  • Когнитивный (сформированность системы представлений о ЗОЖ, на основе современной и достоверной информации минимум у 80% школьников)

  • Мотивационно-потребностный (наличие мотивации ЗОЖ, здоровых жизненных ценностей и социальных увлечений минимум у 75% школьников)

  • Инструментально-деятельностный (владение навыками ЗОЖ и ЖВН минимум у 65% школьников)

  • Эмоциональный (ощущение психоэмоционального благополучия минимум у 65% школьников)

  • Адаптивно-ресурсный (преобладание в среднем по школе средне-низкого уровня заболеваемости обучающихся и средне-высокого уровня психологической комфортности)

Риски

  1. Управленческие;

  2. Организационные;

  3. Финансовые; Материальные;

  4. Неблагоприятных социально-политических изменений;

  5. Связанные с участниками проекта;

  6. Риски реализации.

Этапы и сроки реализации Проекта

2008 – 2009 учебный год – анализ сложившейся ситуации, в том числе результатов по комплексной программе «Здоровье», создание системы и организация работы по данному Проекту;

2009 – 2010 учебный год – внедрение Проекта;

2010 – 2011 учебный год – анализ первых результатов внедрения Проекта и коррекция Проекта.


Управление и контроль за реализацией

Общее руководство Проектом осуществляет

Коваленко Лариса Михайловна – зам. директора школы по ВР,

организация и текущий контроль – Соловьянова Ольга Александровна.


Перспектива развития Проекта

Развитие структуры ДЮО школы, сохранение существующих и создание новых.

Увеличение численного состава членов ДЮО.

Максимальное привлечение к работе ДЮО детей и подростков группы социального риска и риска школьной дезадаптации.

Представление опыта школы по организации здоровьесберегающей деятельности через ДЮО на городском и областном уровнях.




Этап реализации проекта подразумевает разворачивание деятельности по основным направлениям в соответствии с намеченной программой мероприятий (представлены в разделе 2.2. данной работы).

Этап результатов, который можно представить в данной работе, подразумевает подведение промежуточных итогов и текущей оценки результатов, так как конечный срок исполнения проекта и подведения окончательных результатов еще впереди. Тем не менее, анализ даже промежуточных результатов (раздел 2.3.) позволяет оценить риски, эффективность и перспективу проекта, внести необходимые коррективы и усовершенствовать систему управления проектом.



    1. Содержание деятельности по проекту.

Содержание основных направлений деятельности проекта и программа мероприятий представлены в приведенных ниже таблицах (3 и 4).
Таблица 3

Направления деятельности


Направления деятельности

Основные мероприятия

1.

Популяризация преимуществ здорового образа жизни


Проведение школьных семинаров, педагогических, методических советов, заседаний ВТГ учителей–предметников по повышению компетентности учителей в вопросах создания и совершенствования работы ДЮО.

Работа по привлечению детей в ДЮО разной направленности.

Развитие внеурочных форм работы ДЮО:

- организация и участие в школьных, городских, областных акциях, направленных на профилактику ЗОЖ;

- развитие редакционно–издательской деятельности по пропаганде ЗОЖ;

- развитие массового спортивного движения при проведении спортивных праздников, спортивных олимпиад, спартакиад, соревнований в области туризма для учеников школы.



2.

Социализация личности обучающихся, формирование активной гражданско-нравственной жизненной позиции

Развитие связей с общественностью города, ССУЗами города, направленными на совершенствование здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

Организация и проведение занятий с элементами тренинга для учащихся по профессиональному самоопределению.

Участие в мероприятиях, направленных на социализацию личности, развитие гражданской активности членов объединений

Выявление профессиональных способностей и склонностей личности

Формирование социальной успешности членов ДЮО через активное участие в конкурсах различного уровня

3.

Мониторинговые исследования условий развития здоровьесбере-гающей среды

Проведение мониторинговых исследований в школе:

  • мониторинг состояния здоровья учащихся;

  • мониторинг адаптации учащихся 1-х, 5-х классов на основе психолого-педагогических исследований;

  • мониторинг здоровьесберегающей среды ОУ;

  • мониторинг предпрофильной готовности;

  • мониторинг социально-значимых заболеваний и их профилактики.

4.

Повышение культуры взаимоотноше-ний (Я и другие)

Проведение культурно-массовых мероприятий: КВНов, викторин, школьных праздников членами ДЮО.

Осуществление информационно-просветительской деятельности через средства массовой информации.

Организация разнообразной внеклассной работы: экскурсии, поездки, походы, посещение театров, филармонии.

Воспитание толерантного отношения к различным социальным группам населения.


Таблица 4

План мероприятий по основным направлениям деятельности


п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Целевые группы

Популяризация преимуществ здорового образа жизни


1.

Школьные семинары по ЗОЖ и совершенствованию деятельности ДЮО

Раз в четверть

Администрация

Руководители ДЮО

2.

Педагогические, методические советы

Раз в четверть

Администрация, руководители ДЮО

Педколлектив школы

3.

Заседания ВТГ учителей–предметников, руководителей ДЮО

Раз в четверть

Администрация, руководители ДЮО

Классные руководители

4.

Школьный праздник «День открытых объединений»

Сентябрь каждого учебного года

Администрация, руководители ДЮО

Учащиеся школы

5.

Школьный фестиваль ДЮО

Май каждого учебного года

Администрация, руководители ДЮО

Учащиеся школы

6.

Международная акция «Выключайся» в защиту окружающей среды

Март

Все ДЮО школы

Учащиеся школы

7.

Всероссийские акции:

- «Спорт вместо наркотиков»

- «Белая ромашка»

- «Чистое слово»


Ноябрь


Март

Апрель

Все ДЮО школы

Учащиеся школы



8.

Городские акции:

- «Дети и молодёжь г. Кемерово – за милосердие и добро».

- «Дни защиты от эколо-гической опасности»

Декабрь


Май

Все ДЮО школы


Учащиеся школы



9.

Школьные акции:

- «Велогонка»

- «Окружающая среда и здоровый образ жизни»

- «Весенняя и осенняя неделя добра»


Октябрь, май

Март

Апрель, ноябрь


Все ДЮО школы


Учащиеся школы



10.

Участие в школьном марафоне «Чистое слово, мысли, душа, поступки»

Март

Все ДЮО школы

Учащиеся школы

11.

Проведение мероприятий к памятным датам:

    • День борьбы со СПИД

    • День профилактики ВИЧ-инфекций

    • Всемирный день здоровья

    • Всемирный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом

1 декабря


1 марта
7 апреля
26 июня

Все ДЮО школы



Учащиеся школы



12.

Конкурсы плакатов, рисун-ков, листовок, фотографий

- «Твоё здоровье в твоих руках»

- «Живи ярко!»

В течение года

Март

Все ДЮО школы


Учащиеся школы



13.

Школьный конкурс презентаций «Вред курения для организма человека»

Февраль

Все ДЮО школы

Учащиеся и учителя школы

14.

Конкурс слайдов и видеопрезентаций

«Здоровое питание»



Декабрь

Все ДЮО школы

Учащиеся и учителя школы

15.

Спартакиады для параллелей классов (мини–футбол, баскетбол, волейбол, стритбол, лёгкая атлетика, тяжёлая атлетика, спор-тивное ориентирование)

В течение года

Все ДЮО школы

Учащиеся школы

16.

Туристический слёт

Сентябрь

Все ДЮО школы

Учащиеся и учителя школы

Социализация личности обучающихся,

формирование активной гражданско-нравственной жизненной позиции


1.

Товарищеские встречи по различным видам спорта среди ДЮО и студентов ссуов, вуов

В течение года

Руководители ДЮО

Члены ДЮО старшего возраста

2.

Проведение экскурсий в различные учреждения города в зависимости от направленности ДЮО

В течение года

Руководители ДЮО

Все ДЮО школы

3.

Участие в социально значимых проектах

По плану работы ДЮО

Руководители ДЮО

Все ДЮО школы

4.

Шефство над воспитанниками Дома ребёнка и Соцприюта

В течение года

Руководители ДЮО

Члены ДЮО «Сияющая плане-та», «Life is cool»




Социализация через профессиональное самоопределение (дополнительно)


5.

Знакомство с нормативно-правовыми документами предпрофильной подготовки и профильного обучения на родительских собраниях

Весна, осень ежегодно

Администрация школы.

Педагоги 8-х, 9-х классов

6.

Консультации по ведению портфолио обучающихся школы

Осень,

ежегодно


Администрация школы.

Педагоги

школы


7.

Классное родительское собрание «Значение предпрофильной подготовки для выбора профиля и места обучения в 10 классе»

Весна, осень ежегодно

Администрация школы, классные

руководители, учителя-предметники 9 а, в, г .



Родители

учеников


9-х классов

8.

Презентация предметно-ориентированных и межпредметных курсов по выбору, предусмотренных учебным планом

Сентябрь, ежегодно

Администрация школы, классные руководители, учителя-предметники 9 а, в, г.

Учащиеся 9-х классов

9.

Информирование обучаю-щихся и их родителей о секциях, кружках, клубах в школе и районе

Сентябрь, ежегодно

Классные руководители 9 а, в, г.

Учащиеся 9-х классов и их родители

10.

Классные часы по плану классного руководителя (ежемесячные экскурсии в ССУЗы города, ежемесячные встречи с представителями различных профессий в школе)

В течение года

Классные руководители 9 а, в, г.

Учащиеся 9-х классов

11.

Анкетирование родителей о вопросах, проблемах с которыми встречаются их дети в ходе предпрофильной подготовки в школе

Сентябрь, ежегодно

Администрация школы, классные руководители 9 а, в, г.

Родители

учеников


9-х классов

12.

Анкетирование обучающихся для выявления их интересов, склонностей, пособностей, образовательного запроса.

Октябрь, ежегодно

Март,


ежегодно

Администрация школы, психолог, классные руководители 9 а, в, г.

Учащиеся

7-х и 9-х классов



13.

Совместное собрание обучающихся 9-х классов и их родителей: «Портфолио или папка индивидуальных достижений»

Ноябрь, ежегодно

Администрация школы, классные руководители

9–х классов



Учащиеся 9-х классов и их родители

14.

Индивидуальные консульта-ции обучающихся и их роди-телей у психолога школы и Кировского территориального струк-турного подразделения МОУ ЦДиК, специалистов Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения

В течение года

Педагог-психолог школы.

Учащиеся 9-х классов и их родители

15.

Индивидуальные консультации обучающихся и их родителей с классными руководителями.

В течение года

Классные руководители

Учащиеся 9-х классов и их родители

16.

Индивидуальные консультации обучающихся и их родителей с администрацией школы.

В течение года

Администрация школы.

Учащиеся 9-х классов и их родители

Культура взаимоотношений (Я и другие)


1.

Проведение культурно-массовых мероприятий:

- КВНы, - викторины,

- школьные праздники


По плану работы школы



Все ДЮО школы



Учащиеся школы



2.

Написание статей в газеты, методические сборники города

В течение года

ДЮО «Летописец»

Учащиеся школы

3.

Распространение опыта работы через телевидение

В течение года

ДЮО «Краевед», «Светофор»

Общественность города

4.

Проведение экскурсий, поездок, посещение театров, филармонии членами ДЮО

В течение года

Руководители ДЮО

Члены ДЮО

5.

Организация и проведение многодневного туристичес-кого похода на остров Верхотомский

Июль

Руководитель ДЮО

ДЮО «Русичи»

6.

Участие в проведении районных и городских праздников, акций граж-данско-патриотической направленности

По плану работы городской администрации

Руководители ДЮО

ДЮО «Русичи», «Life is cool»

7.

Адресная помощь ветеранам войны и ветеранам педагогического труда

В течение года



Все ДЮО школы

Ветераны Вов и педагогического труда


Мониторинговые исследования условий развития здоровьесберегающей среды

1.

Мониторинг состояния

интегрального здоровья учащихся



По плану

Медицинский работник, админи-страция школы

Все учащиеся школы

2

Психолого-педагогический мониторинг адаптации учащихся 1-х, 5-х классов

Октябрь,


февраль

Педагог-психолог,

администрация

(совместно с Киров-ским ТСП ЦДиК)


Учащиеся 1-х, 5-х классов

3.

Мониторинг здоровье-сберегающей среды ОУ

По плану

Администрация школы




4.

Мониторинг предпрофиль-ной готовности:

- выявление склонностей и предпочтений (7-е классы),

- предпрофильная диагностика (9 классы).

Сентябрь –

апрель


Педагог-психолог,

Классные руководи-тели, администрация

(совместно с Кировским ТСП ЦДиК)


Учащиеся 7-х, 9-х классов

5.

Мониторинг профилактики социально-значимых заболеваний

По плану

Социальный педагог

Все учащиеся школы

Реализация комплекса мероприятий по основным направлениям проектной деятельности является условием достижения цели и выполнения задач проекта.



2.3. Оценка эффективности и промежуточные результаты

внедрения проекта.

Промежуточные результаты проекта оценивались согласно критериям оценки эффективности результатов работы. Исходя из условий, имеющихся в школе, профилактическая, оздоровительная деятельность и формирование культуры здорового образа жизни будут реализованы через организацию и контроль следующих составляющих:



    1. Вовлечение в школьные ДЮО не менее 25% от общей численности обучающихся школы и не менее 90% от групп социального риска.

    2. 100% участие ДЮО в акциях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях.

    3. Поддержка творческих и спортивных увлечений обучающихся, посещающих музыкальные школы, кружки и секции в учреждениях дополнительного образования.

    4. Планирование и систематическое проведение оздоровительных мероприятий представителями ДЮО (Туристические слёты, Дни здоровья, антинаркотические акции, Военизированные эстафеты, динамические паузы, физминутки).

    5. Активизация внеклассной работы. Развитие интереса к публичным выступлениям, проведению внеклассных мероприятий, направленных на социализацию личности, формированию ответственности за свои поступки (КВН, выступление агитбригад, викторины, конкурсы рисунков, плакатов, частушек о ЗОЖ, презентаций о вреде курения, алкоголя, наркотиков, правильном питании, проведение школьных презентаций за чистоту русского языка, ЗОЖ и окружающую среду).

    6. Отсутствие роста или снижение темпов роста количества учеников школы, вовлеченных в курение.

    7. Отсутствие роста числа детей с острыми и хроническими заболеваниями.

Для отслеживания эффективности здоровьесберегающей работы в школе в рамках проекта в качестве концептуальной схемы для оценки эффективности мы предполагаем использовать и систему критериев оценки здоровьесберегающего эффекта образовательной среды, разработанную на базе областной экспериментальной площадки г.Ленинска-Кузнецкого [36, 16] (см. таблицу 1).

О степени сформированности здоровьесберегающей среды в школе будет свидетельствовать совокупное преобладание высокого и средне-высокого уровней по следующим критериям:



  • Когнитивный (сформированность системы представлений о ЗОЖ на основе современной и достоверной информации у 80% школьников и более);

  • Мотивационно-потребностный (наличие мотивации ЗОЖ, здоровых жизненных ценностей и социальных увлечений у 75% школьников и более);

  • Инструментально-деятельностный (владение навыками ЗОЖ и ЖВН у 65% школьников и более);

  • Эмоциональный (ощущение психоэмоционального благополучия у 70% школьников и более);

  • Адаптивно-ресурсный (преобладание в среднем по школе средне-высокого уровня стрессоустойчивости и саморегуляции и средне-низкого уровня заболеваемости обучающихся).

следующая страница >>