Конкурс «Мастерская учителя» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс «Флот в судьбе России» 1 89.72kb.
Урока: Приёмами технологии «Педагогическая мастерская» 1 34.52kb.
1 июля 1914 года Алатырским общественным управлением была открыта... 1 136.67kb.
В. В. Чеботарёв положение об открытом конкурсе творческих работ,... 1 75.82kb.
Положение о конкурсе "Бренд года" Конкурс "Бренд года" (далее конкурс) 1 38.5kb.
Конкурс рисунков «Наш Шукшин» март Забровский А. В. Конкурс сочинений... 1 39.38kb.
Формированию у подростков активной жизненной позиции, гражданственности... 1 114.05kb.
На Конкурс принимались самостоятельно выполненные школьниками учебно-исследовательские... 1 30.78kb.
Конкурс на лучший молодежный проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей... 4 1048.44kb.
Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет... 1 156.85kb.
Конкурс педагогов «мультимедиа урок в современной школе» 1 29.06kb.
Курсовая работа Тема: «Разработка и продвижение тура для школьников» 3 310.63kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Конкурс «Мастерская учителя» - страница №1/1

1-й Всероссийский заочный открытый конкурс
«Мастерская учителя»


Капаева

Ольга Геннадьевна

Номинация «Естественные науки»

Авторская программа предметного кружка

«Туризм с элементами краеведения»

Преподаваемый предмет: география

Должность: учитель географии

Учебное заведение: МОУ «Гимназия №11»

города Бийска Алтайского края


Пояснительная записка

Туризм, как один из основных видов активного отдыха, наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды деятельности – оздоровление, познание, восстановление производственных сил человека.

На Алтае имеются все необходимые ресурсы и предпосылки для развития туризма,

который является одним из приоритетных направлений развития экономики региона, способствующим разрешению многих противоречий между социально-экономическим развитием и проблемами сохранения природно-культурной среды. Формирование рекреационно-туристической зоны на Алтае потребует большого количества квалифицированных кадров, и данная программа позволяет нацелить учащихся на выбор профессий, связанных с развитием индустрии туризма.

Программа курса «Туризм с элементами краеведения» предоставляет широкие возможности по изучению рекреационно-туристических ресурсов Алтая, реализуя региональный компонент в образовании. Целью программы является организация туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.

Данный курс позволяет решить ряд образовательных задач:



  • развивает интерес к окружающей природе, среде обитания и мотивацию к познанию через занятие туризмом;

  • формирует навыки гигиены как основы здорового образа жизни подростка, прививает навыки совместной трудовой деятельности;

  • способствует укреплению чувства патриотизма и любви к Родине;

  • создает условия для приобретения навыков проектной работы с научным и краеведческим материалом.

Программа позволяет сформировать ряд компетенций:

    • навыки поведения в таких условиях (ситуациях), когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий;

    • умение активно взаимодействовать в совместной деятельности и отстаивать свое мнение.

Материал программы направлен на то, чтобы школьники самостоятельно, без опаски, уверенно и комфортно могли пребывать в макро - и микросоциуме, взаимодействовать с природной средой, окружающими людьми.

Курс предусматривает теоретические занятия, практикумы, экскурсии по улицам родного города, в музеи, поход выходного дня. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории - к практике».

На курс отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Программа состоит из трех разделов: «Виды туризма», «Туристические объекты Алтая», «Подготовка и проведение туристических походов».

При изучении курса целесообразно использовать следующие виды деятельности:


  • работа с учебной, научно-познавательной литературой;

  • практические занятия (тренировки);

  • проектно-исследовательская работа.

Используются групповая, парная и индивидуальная формы работы, которые могут быть организованны в виде лекций, практикумов, индивидуальные консультации, проектной деятельности.

Текущий контроль осуществляется после изучения каждой темы. Итоговый контроль предусматривает проверку не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков по туризму. Формы контроля: тестирование, зачет, поход выходного дня, защита проекта.



В результате прохождения программы учащиеся должны

иметь представление об истории развития туризма, о месте туризма в современном российском обществе, о классификации туризма и особенностях подготовки туристов различной направленности;

знать особенности природных условий родного края, требования техники безопасности при организации туристических походов, основные правила поведения в экстремальной ситуации;

уметь читать топографическую карту и ориентироваться на местности, готовить личное снаряжение в зависимости от сезона, преодолевать сложные участки пути по пересеченной местности, выбирать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя, устанавливать палатку в любых условиях, разводить костёр, приготовить пищу на костре, оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях.

Учебно-тематический план


Тема

Тема занятий

Количество часов

Всего

Из них




Теория

Практика

Экскурсии

Введение. (1ч.)

Введение

1

1







История развития туризма в России и на Алтае. Виды туризма. (5ч.)

Краткая история развития туризма в стране.

1

1







История развития туризма на Алтае.

1

1







Значение туризма в природоохранной деятельности. Экологический туризм.

1




1




Виды туризма, их особенности.

2

1

1




Туристические объекты Алтая. (11ч.)

Туристические возможности родного края.

1

1







Обзор районов туризма на Алтае.

2

2







Флора и фауна Алтая.

1







1

Особо охраняемые природные территории Алтая. Заповедники, заказники. Памятники природы.

2

1

1




Памятники природы архитектуры города Бийска.

1







1

Легенды об Алтае.

1

1







Их именами названы улицы города.

1

1







Проект создания путеводителя по родным местам.

2




2




Подготовка и проведение туристических походов и походов выходного дня (17ч.)

Подготовка и проведение походов.

1

1







Топография и ориентирование на местности. Компас. Карта. Условные знаки. Чтение карты.

2

1

1




Снаряжение и укладка рюкзака.

1




1




Веревки. Узлы. Организация страховки и самостраховки. Обеспечение безопасности.

2

1

1




Проверка, ремонт и правильная эксплуатация оборудования.

1




1




Привалы и ночлеги: необходимое оборудование.

1




1




Питание.

1




1




Костер. Костровое оборудование. Приготовление пищи на костре.

1




1




Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь.

2




2




Инструктаж по технике безопасности.

1

1







Знакомство с признаками изменения погоды. Наблюдение за поведением животных и растений.

1







1

Поход выходного дня, отработка навыков по туризму.

2




2




Итоговый урок.

1

1










Итого:

34

15

16

3


Содержание изучаемого курса
Введение.

Туризм выездной, внутренний, социальный (спортивно-оздоровительный); детско-юношеский туризм, семейный туризм, активный туризм и др. экскурсионно-познавательный туризм в природной среде.

Роль спортивно-оздоровительного туризма в формировании физического и духовного облика гражданина. Значение туризма для укрепления здоровья и физического развития, воспитание волевых и моральных качеств.

Тема 1. История развития туризма в России и на Алтае. Виды туризма.

Рекреационные возможности походов, путешествий, спортивных туров и массовых туристско-экскурсионных мероприятий. Туризм – как важная отрасль экономики.

Основные этапы организации и развития туристического и экскурсионного движения в 20 веке в России.

Краткая история туристического освоения, основные туристко-экскурсионные объекты Алтайского края и Горного Алтая.

Организация спортивного и других видов туризма на современном этапе в России и на Алтае.

Экскурсионно-познавательный туризм в природной среде. Охрана природы – одна из главных обязанностей граждан. Необходимость воспитания бережного отношения к природе. Роль туристских групп в охране природы. Формы участия туристов в охране природы, виды природоохранной пропаганды. Экологический туризм.

Виды туризма на Алтае, их особенности и препятствия: пешеходный туризм, лыжный туризм, горный туризм, водный туризм, спелеотуризм, конный туризм, комбинации видов туризма, туры, пограничные виды спорта, отдых на стационарных объектах туризма (турбазы, гостиницы).

Экскурсии. Поход выходного дня – наиболее массовый и доступный вид туристического похода.

Практическая работа. Организация и проведение экскурсии на месте.

Экологическая акция: «Чистый берег».




Тема 2. Туристические объекты Алтая.

Туристические возможности Алтайского края и Горного Алтая: географическое положение, рельеф, климат, водные объекты, биологические ресурсы. Рекреационные возможности Алтая.

Физико-географический обзор и характерные особенности районов степного и горного Алтая. Наиболее вероятные и типичные маршруты походов, экскурсий и туров каждого района. Основные туристско-экскурсионные объекты, памятные места.

Растительный и животный мир Алтая. Представители растений и животных лесной и степной зоны, горных областей. Редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в Красную Книгу.

Особо охраняемые природные территории Алтая. Заказники и заповедники, памятники природы. Перспективы создания национальных парков на Алтае.

Национальные особенности и обычаи местного населения, легенды об Алтае.

Исторические памятники архитектуры Алтая и города Бийска.

Практические работы. Организация работы по созданию проекта путеводителя по родным местам. Ознакомление с источниками сведений об истории и природы Алтая и города Бийска. Защита проекта «Моя малая Родина».

Экскурсии на местности. Посещение памятников природы и истории пригорода Бийска. Экскурсия по Бийскому Арбату. «Что располагалось до революции и в годы Великой Отечественной войны в этих зданиях». Экскурсия в Бийский Краеведческий музей имени В.В. Бианки, отдел природы, «Флора и фауна Алтая. Красная книга Алтая».

Тема 3. Подготовка и проведение туристических походов.

Общие правила организации и проведения походов; кодекс путешественника; определение категории сложности туристского похода; права и обязанности руководителя и участников похода. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение.

Топография и ориентирование на местности. Значение топографии и ориентирования для туристов. Компас. Чтение карты. Условные знаки. Карты и планы, использование их в походах. Основные условные обозначения. Топографический диктант, основные правила его составления. Изучение местности по карте. Описание по карте пути, определение характеристик рек. Ориентирование на местности с помощью карты и местных предметов. Азимут. Движение по азимуту. Ориентирование по местным объектам и признакам.

Снаряжение. Основные требования к снаряжению: малый вес и объем, теплоизоляция, прочность, непромокаемость, гигиеничность, надежность в работе. Выбор снаряжения: подгонка, укладка и носкость. Средства связи. Основные виды снаряжения: групповое, личное, бивачное и специальное.

Организация и значение страховки и самостраховки. Веревки и узлы. Обучение безопасности. Меры безопасности при переправах: в брод, по воде.

Общие правила по проверке, ремонту и эксплуатации снаряжения. Ремонтный набор личного снаряжения.

Привалы и ночлеги: необходимое оборудование. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Факторы, влияющие на выбор места бивака. Меры предосторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке, требования к месту ночлега с точки зрения безопасности. Хранение снаряжения и топлива. Особенности ночевок на берегах равнинных и горных рек. Ночлег и этика поведения в населенном пункте. Особые требования к месту бивака в горной местности. Удобство и комфорт: защита от осадков, насекомых и змей. Обустройство и охрана бивака.

Питание. Значение правильной организации питания в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Режим питания. Совместимость продуктов. Способы расфасовки и хранения продуктов, их преимущество и недостатки. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Приемы приготовления и термообработки пищи. «НЗ» продуктов и «карманное питание». Возможности пополнения пищевых запасов в пути (сбор дикорастущих растений, грибов, ягод). Представители ядовитых растений, ягод и грибов.

Костер. Костровое оборудование. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях, поддержание его равномерного горения. Меры предосторожности. Особенности приготовления пищи на костре. Сохранение природы: недопущение порубки живых деревьев и пожара.

Знакомство с признаками изменения погоды. Наблюдение за поведением животных и растений. Прогноз погоды по местным признакам. Основные объекты наблюдения: атмосферные явления, природные объекты (водоемы), поведение растений и животных (насекомых). Этика взаимоотношений человека с природой.

Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь. Особенности медицинского обеспечения похода. Обязанности участника, ответственного за медобслуживание всех участников группы. Личная гигиена туриста в походе. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению.

Оказание первой доврачебной помощи: при кровопотерях, обморожениях, охлаждениях, закрытых и открытых повреждениях, переломах, вывихах, ранах, отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых. Остановка кровотечений жгутом. Организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния. Медицинское страхование туристов.

Инструктаж по технике безопасности. Меры предупреждения опасности и обеспечения безопасности при проведении походов и экскурсий. Обязанности руководителя и участников похода.

Практические работы: «Демонстрация снаряжения и приемов его использования. Правила укладки рюкзака». «Узлы, их назначение. Приемы вязания узлов». «Общие правила по проверке, ремонту и эксплуатации снаряжения. Ремонтный набор личного снаряжения». «Организация биваков. Установка палатки». «Составление наборов продуктов дневного рациона и питания в походе. Правила расфасовки и хранения продуктов. Разбор характерных ошибок». «Топография и ориентирование на местности. Топографический диктант». «Оказание доврачебной медицинской помощи. Выявление наиболее характерных травм и меры их предупреждения». Экскурсия. «Знакомство с признаками погоды по атмосферным явлениям и поведению растений и животных».

Поход выходного дня. Личное и групповое снаряжение. Организация туристического быта. Питание. Приготовление пищи на костре. Ориентирование на местности. Правила движения в походе, преодоление препятствий.

Итоговое занятие.

Методические рекомендации

Содержание курса имеет практическую направленность, поэтому особое внимание следует уделить практическим работам, предусмотренным программой. Практические работы могут носить как самостоятельный характер, так и являться частью занятия на этапах обобщения знаний, закрепления и контроля ранее изученного материала.

Проведение практических работ требует наличие специального оборудования, указанного в программе в разделе «Перечень снаряжения и оборудования для проведения практических занятий». Практические работы целесообразно проводить в группах и парах.

При организации и проведении практических работ необходимо использовать дидактический материал и инструктивные карты, которые повышают эффективность образовательного процесса и способствуют формированию навыков самообучения. Приведу пример практических работ с использованием инструктивных карт.


Практическая работа по теме «Топография и ориентирование на местности»

Цели и задачи: отработка учащимися навыков ориентирования на местности и работы с картой.

Форма проведения: практическое занятие на местности.

Место проведения занятия: лесной массив, п. Боровое.

Материальное обеспечение: компас, одежда по сезону (штормовой костюм, резиновые сапоги или ботинки и т.д.), значки для маркировки, медицинская аптечка.

Подготовительный этап: учитель заранее выбирает прямой ровный участок для проведения практикума. Для определения длины шага выбирает ровный участок тропы, на котором отмеряет отрезок длиной 30м. В начале и конце участка рядом с тропой (не более чем в 20см.) ставит хорошо заметную маркировку.

Для определения азимута на предметы учитель выбирает ровную площадку. На ней отмечает точку, с которой будет осуществляться определение азимута на предметы (вбивается в землю кол высотой около 1м.). Табличками отмечает 5 – 7 предметов, отстоящие от указанной точки на 10 – 25м. По трем замерам определяет азимуты на отмеченные предметы. Результаты записывает на карточки, по которым на занятии будут работать ученики.





Наименование этапа

Действия учителя и группы

1

Вводная беседа. Определяются цели и задачи, порядок проведения занятия, меры безопасности (границы района, соблюдение правил безопасности на местности).

2

Учитель проводит беседу с учащимися на повторение основных правил работы с компасом, определению азимута, ориентирования на местности

2.1

Определение длины шага

Учащиеся определяют длину своего шага при ходьбе и беге по участку тропы

2.2

Определение расстояния на местности

Учащиеся определяют расстояния до произвольных местных предметов на глаз и проверяют полученные значения измерением шагами

3.1

Задача «Прямые засечки»

Учитель показывает, как визируется компас на объект, выбирает несколько ориентиров, предлагает учащимся определить эти ориентиры, при этом предупреждая возможные ошибки:

  • компас должен быть в горизонтальном положении;

  • нужно крутить визирное кольцо, а не поворачиваться самому;

  • при ориентировании стоять лицом к объекту.

Учащиеся выполняют задания

3.2

Задача «Обратной засечки»

Учащиеся по выбору учителя определяют азимуты до ориентиров

4.1

Приобретение навыков движения по азимуту

Учитель выбирает направление (азимут), по которому осуществляется движение. Объясняет принцип движения по азимуту. Начинается движение группы учащихся.

Учитель указывает каждому участнику практикума азимут, по которому он должен провести группу. Через некоторое время лидера меняют. Учитель контролирует правильность прохождения маршрута.



4.2

Индивидуальные тренировки (движение по треугольнику)

Учащимся выдают карточки с указанием азимута и расстояниями (приложение 1).

Задача: пройти по азимуту и прийти в точку старта. Точность движения по азимуту оценивается расстоянием между точками старта и финиша. Учащиеся стартуют из одной точки, но двигаются каждый в своем направлении. Сначала учащимся предлагаются равносторонние треугольники, затем – разносторонние



5

Разбор типичных ошибок при движении по азимуту, при определении азимута на ориентир

Учитель проводит беседу

6

Индивидуальная оценка действия учеников

Ученики проводят само- и взаимооценку работы в группе.



Практическая работа по теме «Топографический диктант»
Цели и задачи: способствовать развитию пространственного мышления, углублению и расширению знаний по топографии и ориентированию, научить составлять топографический план местности по описанию.
Оборудование: миллиметровка или тетрадный лист бумаги, простой карандаш, линейка, транспортир, ластик, цветные карандаши.
Топографический диктант
(1-й вариант)



Диктант выполняется на тетрадном листе бумаги или миллиметровке. Лист располагается горизонтально. Начало с правой стороны листа, немного ниже середины.

Масштаб изображения 1: 25 000.

Группа туристов приехала по идущей на север двухпутной железной дороге наэлектричке на станцию дубки. От станции на запад уходит улучшенная грунтовая дорога шириной 6 м, по которой туристы пошли. Через 0,5 км им встретилась деревня Петрово, в тянутая вдоль дороги на 300 м.

Через 1 км от станции дорога пересекает по деревянному мосту реку Воронку, текущую с северо-запада на юго-восток.

Скорость течения реки 0,1 м/с, ширина реки ниже моста 50м, ширина моста 8 м, длина — 70 м, грузоподъемность 6 т. Сразу же за рекой начинается смешанный елово-березовый лес высотой 20 м, толщина стволов 25 см, расстояние между деревьями 6 м. Через каждые 0,5 км дорогу с севера на юг пересекают просеки шириной 4 м.

С северной стороны дороги в пределах видимости с нее и параллельно ей расположен овраг, начинающийся в 1 км от реки и кончающийся у самой реки.
Туристы идут по дороге 2 км после моста и сворачивают на север, на просеку. В 100 м к югу от пересечения дороги и этой просеки холм высотой 250 м над уровнем моря. Далее туристы идут 0,5 км по просеке до ручья с прохладной и чистой водой, пересекающего просеку, текущего с юго-запада на северо-восток и впадающего в реку Воронку. На правом берегу ручья в 50м справа от просеки туристы остановились на привал.

Топографический диктант
(2-й вариант)



Диктант выполняется на тетрадном листе бумаги или миллиметровке. Лист располагается горизонтально. Начало с правой стороны листа, немного ниже середины.

Масштаб плана - 1: 10 000.

Маршрут начинается от метеостанции по грунтовой дороге на восток. Слева по ходу — редколесье по лугу, справа — кустарник. Через 300 м дорога поворачивает и идет по азимуту 50°. В точке поворота кустарник кончается, его граница имеет азимут 180°. Слева вдоль дороги на расстоянии 180 м тянется редколесье с лугом, справа — смёшанный лес из сосны и березы высотой 20 м, толщиной стволов 20 см, расстоянием между деревьями 6 м. Затем от грунтовой дороги под азимутом 300° отходит лесная дорога к дому лесника. Дом находится в 210 м от грунтовой дороги и стоит у опушки елового леса. Продолжением лесной дороги вправо от грунтовой является просека шириной 5 м

Маршрут продолжается по грунтовой дороге по прежнему азимуту (50°). Слева вдоль дороги — вырубленный лес, справа — сосновый лес. Пройдя 150 м, встречаем линию высоковольтной передачи, пересекающую нашу дорогу под азимутом 300°. После высоковольтной линии путь продолжается в прежнем направлении, слева от него — пашня, справа — заболоченный луг. Через 150 м у дороги справа — ключ, из которого вытекает к юго-востоку ручей; луг вдоль ручья заболочен. Недалеко от ключа луг кончается, его граница идет точно на восток.

По грунтовой дороге проходим еще 140 м до асфальтированного шоссе шириной 10 м, с обочинами — 14 м, имеющего направление с запада на восток. Слева от перекрестка дорог находится бумажная фабрика с трубой. К северу от фабрики виден на расстоянии 250 м пункт триангуляции

Далее маршрут проходит по шоссе на восток 180 м до р. Кижмы, текущей здесь с севера на юг. Ширина реки 80 м, глубина 2 м, песок, скорость течения 0,3 м/с. Через реку перекинут металлический мост длиной 100 м, шириной 10 м и грузоподъемностью 15 тонн. Идем по правому берегу реки по тропе на юг, вскоре справа от нас начинается луг. Через 300 м — поворот реки по азимуту 2 10°. В точке поворота находится устье ручья, через который построен пешеходный мост. Пройдя по берегу реки еще 160 м, вновь встречаем линию высоковольтной передачи. В 45 м от нее начинается поселок Борки сельского типа. За домами— сады, эта зона занимает примерно 100 м (к ним подходит лес с просекой). У южной окраины поселка памятник. На противоположном берегу реки расположена ст. Борки двухпутной железной дороги, проходящей на расстоянии 30 м вдоль реки.
Практическая работа по теме: «Установка палатки»

Цели и задачи: знать, какие существуют общие правила по уходу за туристической палаткой; научиться, правильно устанавливать туристическую палатку.

Оборудование: палатка туристическая, дидактический раздаточный материал, инструктивные карты.

Основное содержание: факторы, влияющие на выбор места установки палатки; меры предосторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке; удобство и комфорт (защита от осадков, насекомых и змей); основные правила по установке и уходу за палаткой.
Инструктивная карта для учащихся


  1. Внимательно рассмотрите рис. «Туристическая палатка», определите из каких элементов, состоит туристическая палатка, и подпишите названия данных элементов в своих рисунках.




  1. Рассмотрите схему «Установка палатки» и определите последовательность действий по установке палатки.




  1. По тексту приложения 1 составьте план по установке палатки письменно в тетрадях и ответьте на вопросы:

  • Почему нельзя ставить стойки внутри палатки?

  • Какие растяжки закрепляют первыми?

  • По какому признаку определяют, что палатка натянута правильно?

  • С помощью, каких действий можно обезопасить палатку от промокания во время дождя?

4. Самостоятельно (в группах) поэтапно установите туристическую палатку.

    1. Самостоятельно изучите текст «Правила ухода за палаткой» и запишите в тетрадь выделенные вами правила.


Правила ухода за палаткой

За установленными палатками требуется постоянное наблюдение и уход для этого необходимо выполнять следующие требования:



  1. Во время дождя оттяжки нужно ослаблять, так как веревки и ткань от намокания укорачиваются, сильно натягиваются и могут разорваться, при высыхании наоборот, оттяжки удлиняются, ослабляются и их нужно подтянуть, иначе палатки будут стоять неустойчиво.

  2. Палатки всегда должны быть хорошо натянуты и закреплены, а колья – прочно сидеть в земле. Плохое крепление при сильном ветре может привести к сносу палаток.

  3. Во время сильного ветра нельзя оставлять открытыми входы и окна, а также поднимать стенки палаток со стороны ветра.

  4. В теплую тихую погоду палатки следует проветривать и просушивать, открывая окна, входы.

  5. Пол в палатках следует содержать в частоте и порядке: ежедневно подметать. Беречь палатку от загрязнений и механических повреждений. В случаях установки палаток под деревьями все сучки, касающиеся скатов палаток, должны быть обрублены.

  6. Во время дождя к скатам (потолку) не следует прикасаться, так как от этого в месте касания может образоваться течь


** Проверка, анализ и разбор типичных ошибок проводится по необходимости, после выполнения заданий.

Приложение №1


Практическая работа по теме: «Демонстрация снаряжения. Основные требования к снаряжению»

Цели и задачи: сформировать представление о видах снаряжения и требованиях к выбору снаряжения для походов; научиться правилам по укладке рюкзака и хранения вещей и продуктов в рюкзаках.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, инструктивные карты для работы в группах, личное снаряжение (рюкзак, посуда, спальник, коврик, личные вещи), групповое снаряжение (палатка туристическая, посуда для приготовления пищи на костре).

Основное содержание: основные виды снаряжения (групповое, личное и специальное); основные требования к снаряжению (малый вес и объем, теплоизоляция, прочность, непромокаемость, гигиеничность, надежность в работе); выбор снаряжения (укладка, носкость).

Инструктивная карта для учащихся

I. Внимательно рассмотрите снаряжение демонстрируемое учителем, разделив его на две группы, дополните предложенный список.

Групповое снаряжение

  1. Палатка туристическая

  2. Групповые спальные мешки

  3. Топор

  4. Половник, кухонный и консервный ножи, клеенка, костровые рукавицы, сухое горючее.

  5. Кухонный групповой тент (на случай дождя).

  6. Тара для упаковки продуктов (мешочки, пакеты и др.).

  7. Веревка для тентов над палатками и кухней (до 30м.).

  8. Маршрутные документы, карта, канцелярские принадлежности.



10.

11.


12.

Личное снаряжение

  1. Коврик

  2. Туристические ботинки

  3. Кеды

  4. Брюки – 2 пары

  5. Рубашка с длинным рукавом

  6. Смена белья

  7. Свитер

  8. Куртка с капюшоном

  9. Полиэтиленовая накидка

  10. Спички, сухое горючее

  11. Компас, блокнот, карандаш, фонарь



13.

14.


15.

16.



(Стойки и колышки для палаток; кружка, ложка, миска, нож (КЛМН); предметы личной гигиены; фонари (по количеству палаток); медицинская аптечка; головной убор от солнца, шерстяная шапочка; костровое оборудование; Носки х/б и шерстяные - по 3 пары; рюкзак).

II. Изучив предложенный информационный материал, приготовьте сообщение с учетом выполненных заданий.

Задания:

  1. По тексту приложения №1 определите, какие существуют требования к личному снаряжению в походах (обувь, спальные принадлежности, личная посуда, рюкзак).

  2. Составите рекомендации по выбору личного снаряжения и уходу за ним в походе для юного туриста.

  3. Составите вопросы по тексту для проверки усвоения знаний о требованиях к личному снаряжению.

III. Используя информацию, полученную при выступлении от других групп, сформулируйте и запишите основные требования к личному снаряжению.

IV. Ответьте на вопросы предложенные другими группами.

V. Выполните тестовые задания.

Тест по теме: «Основные требования к личному снаряжению»



  1. Какая обувь является универсальной для любого похода?

а) ботинки из кожи

б) кроссовки

в) сандалии

г) кеды баскетбольные

2. Какая обувь пригодна для пешего летнего похода?

а) ботинки из кожи

б) кроссовки

в) сандалии

г) кеды баскетбольные

3. Выберите правильные ответы. Какую посуду берут в поход?

а) алюминиевая ложка

б) полиэтиленовая фляга

в) термос

г) армейская фляжка

4. Какое техническое свойство рюкзака является необязательным для пешего летнего похода?

а) большая вместимость

б) широкие и плотные лямки

в) наличие боковых карманов

г) герметичность и непромокаемость


Практическая работа по теме: «Правила по укладки рюкзака и хранению вещей и продуктов в рюкзаках».

Ход работы:


  1. Учитель демонстрирует укладку рюкзака и акцентирует внимание на основные правила по укладке рюкзака.

  2. Учащимся предлагается задание: с помощью дидактического наглядного материала (приложение №2) определенный набор вещей (спальник, свитер, куртка, ведро, КЛМН, компас, блокнот, карандаш, фонарь) уложить в рюкзак. Учащиеся работают в группах.

  3. После выполнения заданий проводится проверка, анализ и разбор типичных ошибок по укладке рюкзака. Учащиеся записывают в тетради основные правила по укладке рюкзака.

Правила по укладке рюкзака.

Уметь правильно укладывать рюкзак важно не только в походе, но и в быту. Есть три основных правила:

Первое: к спине кладут мягкие вещи, от спины – жесткие.

Второе: к спине вниз кладут тяжелые вещи, от спины вверх – легкие, так, чтобы рюкзак был плоский и высокий.

Третье: вещи, которые могут пригодиться во время перехода от привала к привалу на маршруте, укладывают в карман рюкзака так, чтобы ничего не гремело.

Кроме того, следует правильно хранить вещи и продукты в туристском путешествии:



  1. Крупы, сухари упаковываются в продолговатые мешочки, удобные для укладывания в рюкзак, и дополнительно заворачивают в полиэтиленовый пакет от намокания.

  2. Колбасу, сыр, сало заворачивают в плотную бумагу, затем в материю ( в полиэтилене эти продукты быстро портятся)

  3. Масло хранят в герметичной упаковке, предварительно уложив его в полиэтиленовый пакет, а затем в пакет из-под молока, и заклеивают его клеем ПВА.

  4. Вещи желательно также укладывать в пакеты, изолируя их от продуктов.

Туристами в походах активно используются полиэтиленовые вкладыши в рюкзак – большой полиэтиленовый мешок, что дает возможность более надежно предохранить содержимое рюкзака от намокания.

** Данные вопросы могут быть использованы как дополнительные на этом занятии или для контроля по усвоению знаний на следующем.

Вопросы и задания для итогового контроля:

  • Какие существуют способы сушки обуви и стелек?

  • Почему не рекомендуется сушить обувь у костра?

  • На какие технические особенности нужно обращать внимание при выборе рюкзака для похода?

  • Почему в походе нельзя пользоваться полиэтиленовой и алюминиевой посудой. Какую посуду не стоит брать в поход?

  • Какие существуют способы, как уберечь в походе спички от влаги?


Приложение №1

Информационный текст



Обувь

Для пешего похода необходимо подобрать подходящую обувь. Лучше всего использовать для похода хорошо разношенные ботинки на низком каблуке с рифленой подошвой. Лучшая обувь для похода – туристические ботинки, которые следует выбирать чуть больше своего размера. Мерить ботинки нужно на шерстяной носок, поверх которого надет носок хлопчатобумажный. Шерстяной носок хорошо впитывает влагу, а х/б - предохраняет его от протирания. Чтобы превратить обычную кожаную обувь в водонепроницаемую, нужно пропитать ее специальной мазью для охотничьей обуви или использовать любой несоленый жир. Жир наносится до тех пор, пока из кожи ботинка при сильном нажиме пальцами не начнет выдавливаться немного жира. Полуботинки для похода малопригодны, они не держат голеностоп. Это по той же причине относится и к таким видам обуви, как кроссовки, полукеды. Совсем не годится для похода обувь типа сандалий и босоножек. Нога в такой обуви слишком свободна и плохо защищена от острых предметов, к тому же при ходьбе по твердой почве пятки несут слишком большую нагрузку и скоро начинают болеть. Баскетбольные кеды – хорошая обувь для пешего летнего похода. В условиях постоянной сырости можно носить резиновые сапоги с шерстяным носком. Правда, длительное ношение резиновых сапог требует привычки и большого запаса носков. Ходить в походе босиком нельзя. Поранить ногу очень легко, а ноги для туриста – это самое главное. Сушить обувь лучше всего не у костра, а на солнце, если же погода дождливая – в укрытом от дождя месте, на ветру. Когда обувь сушится у костра, за ней нужно постоянно следить, чтобы она не только не сгорела, но не потеряла своей эластичности. Стельки просушивают отдельно, а ботинки надевают на воткнутые в землю палки так, чтобы теплый воздух проходил внутрь обуви. Обувь в походе обязательно должна быть снабжена стельками. Войлочные стельки достаточно теплые, хорошо впитывают влагу, легко сушатся, переносят стирку без последствий. В походе всегда полезно иметь запасные стельки и несколько пар запасных шнурков для ботинок.


Спальные принадлежности

Летом в средней полосе России ночи достаточно теплые чтобы защититься от незначительного снижения температуры под утро, достаточно обычного шерстяного одеяла. Оно должно быть довольно большим, чтобы им можно было укрыться с головой. Каждый участник группы должен иметь свое одеяло. В палатке, как правило, ночуют по четыре человека. Одно одеял можно постелить на пол, а остальными тремя укрываться. Другой вариант: те, кто лежит по краям, укрываются каждый одним одеялом, заворачиваясь в него, а те двое, которые спят в середине, — двумя. В середину, где спать теплее, нужно класть физически более слабых или больных членов группы. В северных районах или в походах весной и осенью вместо одеяла необходимо брать с собой спальный мешок. Предпочтительнее иметь легкие спальные мешки с застежкой-молнией по периметру. Такой мешок не слишком теплый, но зато легкий, он весит всего около 2 кг. Ватный спальный мешок значительно тяжелее, весит 4—5 кг. Ватный слой покрыт мягкой материей. Такой мешок снабжен брезентовым чехлом, имеющим такой же клапан, застегивающийся изнутри. В этот мешок можно залезть с головой и спать в тепле даже в очень холодную ночь.




Рюкзак

Выбор рюкзака очень важен для каждого туриста. Рюкзак турист постоянно несет на себе, поэтому необходимо добиться того, чтобы он причинял своему хозяину как можно меньше неудобств. Прежде всего, рюкзак должен быть достаточно большим, чтобы в нем поместилось не только все личное снаряжение туриста, но и часть группового снаряжения и часть продуктов питания. Дно рюкзака должно быть вшитым, лямки — широкими, плотными, подогнанными по длине, от этого зависит положение рюкзака на спине. Правильно уложенный рюкзак должен прилегать вогнутой стороной к спине.


Перед укладкой нужно расстегнуть все карманы рюкзака положить его спинкой на землю. Вдоль спинки рюкзака и дна следует разместить спальный мешок или одеяло. Обязательно заполните углы рюкзака, к которым пришиты лямки, тогда будет плотнее прилегать к спине. В углы лучше всего положи мелкие мягкие вещи. Вниз, ближе к спине, кладут более тяжёлые предметы консервные банки, мешочки с крупой и сахаром и т. п. Сверху размещают более легкие мелкие вещи так, чтобы рюкзак «рос» в высоту, а не в ширину. В один из боковых карманов нужно положить фонарик, нож и ремонтный набор, в другой — ложку и мелкие предметы, в задний карман миску и котелок. Карманы должны заполняться с таким расчетом, чтобы в них находились те вещи, которые могут понадобиться во время движения и которые можно было бы достать, не распаковывая весь рюкзак.

Личная посуда

Прежде всего, посуда должна быть металлической, что диктует сама специфика туристического похода. Кружку и миску лучше брать эмалированные — алюминиевая посуда так нагревается, что ее невозможно держать голыми руками, а кружка обжигает губы. Не стоит пользоваться в походе полиэтиленовой посудой, потому что она так же сильно нагревается, как и алюминиевая, да к тому же недостаточно прочна для похода. При нагреве она теряет жёсткость, ручки кружек и края мисок становятся эластичными и сильно прогибаются. Ложка должна быть алюминиевой. Она намного легче ложек из нержавейки, намного прочнее деревянных. Наличие перочинного ножа желательно для каждого туриста в группе. Лучший вариант – армейская алюминиевая фляжка. Фляжки и другие емкости из полиэтилена брать не целесообразно, так как вода в них приобретает специфический неприятный вкус. Не стоит брать в поход термос – стеклянные колбы очень хрупкие, сохранить их, скорее всего, не удастся



Приложение №2


Схема укладка рюкзака



В качестве средств обучения рекомендуется использовать видеоматериалы, презентации, ресурсы Интернет.

Основным видом текущего контроля являются задания тестового характера, включающие основные формы – закрытая, открытая, задания на установление соответствия и правильной последовательности. К некоторым тестам необходимы комментарии, которые помогут учащимся более детально проработать материал, а учителю понять, насколько их знания глубоки.

Итоговый контроль можно проводить в форме зачета по вопросам, представленным в программе.



На заключительном этапе проводится поход выходного дня, который наглядно демонстрирует уровень усвоения знаний учащихся, создает условия для закрепления и корректировки умений и навыков.


Перечень снаряжения и оборудования для проведения практических занятий




Наименование оборудования и снаряжения

Количество

1

Рюкзак

Для каждого участника группы

2

Палатка

1 шт.

3

Коврик теплоизолированный

Для каждого участника группы

4

Спальный мешок

Для каждого участника группы

5

Веревка основная (10 м.)

1 шт.

6

Веревка вспомогательная (10м.)

1 шт.

7

Отрезки веревок для обучения вязанию узлов

По 2 шт. на каждого участника группы

8

Карабин

1 шт.

9

Ведро туристское

2 шт.

10

Компас ученический

Для каждого участника группы

11

Рулетка измерительная

1 шт.

12

Лопата туристская

1 шт.

13

Карты топографические

Для каждого участника группы

14

Туристическая карта Алтая

1шт.

15

Школьный атлас Алтайского края и Республики Алтай

1 шт.

16

Школьные атласы по географии 8 класс Природа России

Для каждого участника группы


Примерные вопросы для итогового контроля

  1. Организация туризма в России и на Алтае.

  2. Формы общественно – полезной деятельности туристов в походе.

  3. Рекреационные возможности Алтая.

  4. Особо охраняемые природные территории. Охрана природы и туризма.

  5. Легенды об Алтае.

  6. Растения и животные Красной книги Алтая.

  7. Памятники архитектуры города Бийска.

  8. Основные сведения из «Правил организации и проведения самодеятельных турпоходов и путешествий».

  9. Распределение обязанностей в группе.

  10. Режим питания в походе.

  11. Особенности хранения и приготовления пищи в походе.

  12. Организация привалов и ночлегов.

  13. Правила укладки рюкзака.

  14. Снаряжение личное и групповое.

  15. Ремонтный набор личного снаряжения.

  16. Узлы, применяемые при страховки и самостраховки.

  17. Способы транспортировки пострадавшего.

  18. Первая медицинская помощь при переломах, ушибах, вывихах, растяжениях.

  19. Первая медицинская помощь при потертостях, ожогах, ссадинах.

  20. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

  21. Действия в экстремальных условиях: ограниченное снабжение водой, огнем, пищей и др. (по выбору учителя).

  22. Виды и назначения костров. Правила разведения костров. Костровое хозяйство.

  23. Метеорологические требования в походе и их значение.

  24. Экологические требования к организации бивака, к временным стоянкам, поведению туристов на природе.

  25. Топографические знаки. Ориентирование по местным признакам.

  26. Общая физическая и специальная подготовка туристов. Комплекс утренней гимнастики.



Список литературы:

  1. Арефьев В.Е., Чудов А.В. «Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности». Барнаул, 1994г.

  2. Верба И.А. и др. «Туризм в школе». Москва, 1983г.

  3. Волович В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации». М. 1990г.

  4. Крайман М.И. «Туристические походы, экскурсии, краеведение в лагере с дневным пребыванием». М. 1990г.

  5. Пивоварова Г.П. «По страницам занимательной географии». М. 1989г.

  6. Самохин Ю.С. Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – Москва: Педагогическое общество России, 2003г.

  7. Шкенев В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2009г.

  8. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Москва 1983г

  9. О путешествии и спортивном туризме.//[Текст]. Электронный ресурс:

http://vide-supra.net/, 5 мая 2008.

  1. Рекреационные ресурсы Алтая.//[Текст]. Электронный ресурс: http://tyrizm666.narod.ru/Five.htm, 29 октября 2009.

  2. Экологический туризм.//[Текст]. Электронный ресурс: http://revolution.allbest.ru/sport/0000047869.html, 10 апреля 2008.


ПРИЛОЖЕНИЕ